Что составляет окружающую среду для сосны

Проверочная работа по разделу «Как устроен мир» с ответами (3 класс)

Проверочная работа « Как устроен мир» 3 класс

Ф И ________________________________________________

1.Подчеркни названия природных объектов:

Ромашка, линейка, машина, шкаф, птица, облака, тетрадь, дерево, дом.

2.К неживой природе относятся:

Б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

В) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.К живой природе относятся:

Б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

В) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

А) Они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

Б) Они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

В) Они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

Б) Птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

6.Что люди делают для спасения живой природы?

А) Создают заповедники, ботанические сады;

Б) Создают бульвары и скверы;

В) Создают фермы, пасеки и птицефермы.

7.Что такое заповедники?

А) Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;

Б) Заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

В) Заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

8.Подчеркни лишнее в каждом столбике:

дуб подосиновик комар

земляника олень кит

берёза боровик кедр

9.К внутреннему миру человека относятся:

А) Мечты, рост, возраст, характер, вес;

Б) Знания, настроение, характер, мысли, мечты;

В) Руки, глаза, причёска, возраст, настроение.

10. Любое государство имеет:

А) Свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;

Б) Свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;

В) Государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.

11.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:

12. Сведения о редких растениях и животных занесены:

А) в Почётную книгу; Б) в Красную книгу

1.Подчеркни названия природных объектов:

2.К неживой природе относятся:

3.К живой природе относятся:

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

6.Что люди делают для спасения живой природы?

7.Что такое заповедники?

8.Подчеркни лишнее в каждом столбике:

дуб подосиновик комар

земляника олень кит

берёза боровик кедр__

9.К внутреннему миру человека относятся:

10. Любое государство имеет:

А) Свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;

Б) Свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;

В) Государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.

11.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:

12. Сведения о редких растениях и животных занесены:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Проверочная работа по ОКМ «Как устроен мир».3 класс

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме

1.Подчеркни названия природных объектов:

Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом.

2.К неживой природе относятся:

Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.К живой природе относятся:

Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

из-за пожаров и стихийных бедствий;

из-за изменения климата на Земле;

из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

от использования воды в быту;

от использования воды в производстве;

от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9.Что люди делают для спасения живой природы?

создают заповедники, ботанические сады;

создают бульвары и скверы;

создают фермы, пасеки и птицефермы.

10.Что такое заповедники?

заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;

заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:

дуб подосиновик комар

земляника олень кит

берёза боровик кедр

12.К внутреннему миру человека относятся:

мечты, рост, возраст, характер, вес;

знания, настроение, характер, мысли, мечты;

руки, глаза, причёска, возраст, настроение.

13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:

способность думать воображение

способность хранить информацию мышление

способность представлять себе то, чего нет восприятие

способность получать информацию об окружающем память

14.Любое государство имеет:

свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;

свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;

государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.

15.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:

Воздух, цапля, солнце, почва, кенгуру, лесная мышь, рыбы, чайка, дятел., вода.

16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:

истребление животных ради меха;

исчезновение некоторых видов животных;

выбросы дыма от заводов и фабрик.

уменьшение количества лесов

17. Сведения о редких растениях и животных занесены:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме

1.Подчеркни названия природных объектов:

2.К неживой природе относятся:

Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.К живой природе относятся:

Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

из-за пожаров и стихийных бедствий;

из-за изменения климата на Земле;

из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

от использования воды в быту;

от использования воды в производстве;

от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9.Что люди делают для спасения живой природы?

создают заповедники, ботанические сады;

создают бульвары и скверы;

создают фермы, пасеки и птицефермы.

10.Что такое заповедники?

заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;

заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:

дуб подосиновик комар

земляника олень кит

берёза боровик кедр

12.К внутреннему миру человека относятся:

мечты, рост, возраст, характер, вес;

знания, настроение, характер, мысли, мечты;

руки, глаза, причёска, возраст, настроение.

13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:

способность думать воображение

способность хранить информацию мышление

способность представлять себе то, чего нет восприятие

способность получать информацию об окружающем память

14.Любое государство имеет:

свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;

свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;

государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.

15.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:

16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:

истребление животных ради меха;

исчезновение некоторых видов животных;

выбросы дыма от заводов и фабрик.

уменьшение количества лесов

17. Сведения о редких растениях и животных занесены:

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

Номер материала: ДБ-374736

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть фото Что составляет окружающую среду для сосны. Смотреть картинку Что составляет окружающую среду для сосны. Картинка про Что составляет окружающую среду для сосны. Фото Что составляет окружающую среду для сосны

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательская работа «Оценка экологического состояния леса по сосне»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Буйская средняя общеобразовательная школа»

Бичурского района Республики Бурятия

Школьное лесничество «Юный лесовод»

Оценка жизненного состояния леса по сосне в окрестностях села Буй

Автор: Быкова Кристина Игоревна

Руководитель: Бурцева Надежда Юрьевна

Глава 1. Сосна – как биоиндикатор жизненного

Глава 2. Оценка жизненного состояния леса в окрестностях

В последние десятилетия на территории нашей страны и всего мира наблюдается массовое повреждение и деградация лесов. Причины этого различны: вырубка, лесные пожары, участившиеся кислотные дожди, загрязнение воздуха, сильные ветра.

Создана международная Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) основана на сборе сравнимых данных о состоянии лесов на национальном уровне и последующем обмене данными для наилучшего понимания проблемы.

Целью данного исследования является оценка жизненного состояния леса в окрестностях села Буй Бичурского района.

Заложить площадку для систематического наблюдения за состоянием леса;

Изучить показатели жизненного состояния сосны, как биоиндикатора леса;

Провести анализ жизненного состояния леса.

Объект исследования – участок смешенного леса в окрестностях села Буй Бичурского района.

Предмет исследования – сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.).

Гипотеза – предполагается, что проведение систематического мониторинга за состоянием леса методом биоиндикации, поможет сохранить здоровье леса.

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных в работе школьного лесничества, для поведения мероприятий по охране леса.

Глава 1. Сосна – как биоиндикатор жизненного состояния леса

Биоиндикация – это оценка состояния окружающей среды по различным признакам живых организмов. Определённые факторы среды создают возможность существования того или иного вида. Виды, позволяющие выявить специфические особенности среды, называют индикаторами. Биоиндикация даёт возможность судить об изменениях состояния среды и даже прогнозировать направления этих изменений.

Во-первых, хвойные растения чувствительны к загрязнению окружающей среды. Сосна очень чутко реагирует на малейшие изменения условий произрастания.

Во-вторых, сосна распространена на территории нашего поселения, района и республики в целом.

И наконец, сосновые леса ценны как для лесной промышленности, так и для целей рекреации.

Для работы над проектом я использовала методику оценки жизненного состояния леса по сосне А.С. Боголюбова, созданную в 1998 году.

Сосну обыкновенную называют жемчужиной леса. В Бурятии она занимает 2 место по площади, на долю которой приходится 16% всей покрытой лесом площади. Основная часть, более 60% всех сосняков сосредоточена в бассейнах рек Уды, Курбы, Хилка. Темника и Баргузина. В хороших условиях произрастания сосна достигает 30-35 м и даже 40 м в высоту и 80-100 см в диаметре. Продолжительность жизни сосны – 500-600 лет. Сосна – дерево вечнозеленое. Сосновый лес как гигантский фильтр очищает атмосферу земли от пыли и различных аэрозолей.

Данная методика относительно проста и надежна в использовании. Она основывается на проведении исследований леса на постоянных площадках и может быть использована как для долговременного мониторинга, так и для разовых исследований.

Работа включает три этапа:

1) Выбор площадки и отбор деревьев для проведения измерений. (Прил.1)

2) Описание общего жизненного состояния (ОЖС) деревьев.

3) Оценка и анализ данных, представление результатов исследования.

Для выполнения работы понадобились: компас (навигатор), рулетка, бинокли, бланки описаний (Прил.2).

Выбор площадок и отбор деревьев для проводимых измерений

Зайдя в лесной массив, я выбрала площадку для исследований (площадью не менее 0,25 га). Площадка не должна была граничить ни с опушками, ни с лесными тропинками.

Вначале я выбрала центральную точку площадки – дерево, находящееся в центре выбранного для площадки лесного массива. Это дерево я пометила белой краской.

От центральной точки (дерева) на север, запад, юг и восток при помощи навигатора я шагами и при помощи рулетки отложила по 25 метров. Таким образом, я нашла угловые точки на площадке.

На следующем этапе разработки площадки около каждой угловой точки я выбрала по 6 ближайших деревьев. Эти деревья я пронумеровала, с указанием направления угловой точки и номера дерева, буквенно-цифровыми индексами, буква в которых обозначает направление по сторонам света от центральной точки площадки, а цифра – номер дерева на этой стороне света.

Например, индексом N1 я пометила дерево №1, находящееся на северной стороне площадки, S6 – дерево №6 на южной стороне (W – запад, E – восток).

Для наблюдений я выбирала и помечала лишь деревья верхних (1 и 2) ярусов (спелый и приспевающий древостой). Подрост и подлесок в описание я не включала. Для исследования я использовал деревья, не имеющие явных признаков механического повреждения (снежных обломов, ветровал, крупных задиров на коре).

в) Сроки проведения работы

Работу я проводила с 1июня по 1 октября 2019 года.

г) Составление паспорта площадки

1 – географическое и административное положение с приложением плана местности.

2 – описание площадки по следующему плану:

а) высота местности над уровнем моря;

б) равнинный участок или склон, если склон то какая экспозиция и угол наклона;

3 – основные данные о типе леса на площадке: породный состав, сомкнутость крон, средний возраст, подрост и подлесок, травянистая растительность.

4 – основные данные о выбранных деревьях на площадке:

а) высота и диаметр ствола на уровне груди;

б) средний возраст; в) повреждения деревьев (механические и

повреждения от насекомых и грибов).

Возраст деревьев я узнавала по мутовкам. Каждая мутовка на стволе сосны соответствует годовому приросту. Чтобы определить возраст сосны с точностью до 2-х лет достаточно тщательно пересчитать количество мутовок на стволе и прибавить примерно 5-6 лет. [2]

Известно, что при ухудшении условий произрастания у сосны наблюдаются следующие реакции:

1) дефолиация, то есть опадение хвои, внешне проявляющееся в снижении обычной густоты кроны.

2) потеря естественной окраски (пожелтение) кроны.[3]

Эти явления, по мере ухудшения жизненного состояния дерева прогрессируют, вплоть до полного отмирания дерева. Схожие измеряемые реакции организма на множественные изменения среды и составляют суть метода биоиндикации. На этих принципах и базируется методика оценки ОЖС деревьев.

Описание жизненного состояния деревьев на площадке заключается в заполнении бланка описания (Прил.2).

Бланк представляет собой таблицу, включающую в себя графы для описания параметров деревьев, свидетельствующих об их жизненном состоянии.

Графа 1 «Номер дерева»

Заполнялась мною по местам на моей площадке – в неё я заносила номера описываемых деревьев (N1, N2… W6).

Графа 2 «Класс дефолиации»

Этот параметр дерева я определяла визуально, при необходимости при помощи бинокля. При его определении я осматривала ветки с средней части кроны.

Дефолиация (густота кроны) оценивалась по четырём основным классам, где каждому классу соответствовал определённый процент потери хвои (или степень разреженности кроны):

0 – дефолиация не более 10 % (густота кроны 90 – 100% от нормы)

1 – незначительная дефолиация – 10-25 % (густота 75-90%)

2 – средняя степень дефолиации – 25 – 60 % (густота 40-75%)

Графа 3 «Класс пожелтения»

Степень потери природной окраски, или «пожелтения» кроны оценивается визуально также по четырём классам. Я пыталась примерно сравнить наблюдаемый цвет кроны с нормальным в моём представлении цветом. Потеря природной окраски оценивалась в процентах по следующей шкале:

0 – нет пожелтения (потеря общей окраски кроны 0-10%);

1 – слабое (потеря 10-25% окраски);

3 – сильное (более 60%).

Среди исследуемых мною деревьев встречались деревья только 0 и 1 классов.

Графа 4 «Новые шишки»

В данной графе я визуально, при помощи бинокля, оценивала количество новых (не раскрывшихся) шишек (треугольной формы) на деревьях.

Количество шишек я оценивала также по 4-ёх балльной шкале: от 0 баллов – шишек очень много, до 4 баллов – шишек нет совсем.

Графа 5 «Старые шишки»

Количество старых (раскрывшихся шишек) я определяла по той же шкале, что и количество новых. Старые шишки имеют форму «ёжика», а их подсчёт велся примерный не вооруженным взглядом и при помощи бинокля.

Графа 6 «Сумма баллов»

В эту графу я записывал алгебраическую сумму баллов со 2 по 6 графу.

Графа 7 «Общее жизненное состояние»

Эта графа относится уже к камеральной обработке материала. Порядок её заполнения описан мною ниже.

Графа 8 «Тип дефолиации» (рассматривался в отдельном бланке)

Различают следующие типы дефолиации:

1) равномерная, т.е. по всей кроне – код «1» в бланке;

2) от основания кроны – потеря хвои на нижних живых ветвях кроны (код «2»);

3) от ствола – потеря хвои во «внутренних» частях кроны – код «3», часто совмещена с равномерной дефолиацией;

4) периферийная, от скелетных ветвей – код «4»;

5) вершинный тип – код «5». При дефолиации этого типа происходит потеря хвои с верхушки, что в конце концов приводит к суховершинности.

6) верхней части кроны – код «6» в бланке.

Однако 4, 5 и 6 типы дефолиации не встречались в рассматриваемых мною деревьях.

Глава 2. Оценка жизненного состояния леса в окрестностях села Буй

В результате были получены следующие данные

Оценка проводилась двумя способами по сумме баллов и по классу ОЖС.

Определение простой суммы баллов является видом самой простейшей обработки материала. При определении суммы баллов суммировались значения из граф 2-4. Чем меньше средний балл деревьев на площадке, тем лучше жизненное состояние деревьев. Таким образом, максимальное значение 12 баллов соответствует отмирающему или мертвому дереву. Сумма от 0 до 5 баллов говорит, что данные деревья являются здоровыми и жизнеспособными. Среди описанных деревьев 10 имеют сумму от 1 до 5, а 2 дерева больше 5 (рис.1).

Рисунок 1. Оценка ОЖС леса по сумме баллов

Оценка жизненного состояния леса по классу ОЖС является более точной (прил.3). На площадке описаны 12 деревьев (по 3 с каждой стороны света). Из них 7 деревьев получили ОЖС 0 баллов (полностью здоровые), 5 деревьев- 1 балл. Более 50% деревьев на площадке полностью здоровы (рис.2).

Рисунок 2. Оценка класса ОЖС леса.

Необходимо отметить, что у всех исследованных деревьев визуально насчитывалось малое количество шишек и молодых и старых. Этот факт требует дальнейшего анализа.

Данное исследование позволило нам оценить жизненное состояние леса по сосне обыкновенной.

Познакомившись ближе с сосной, трудно согласиться с научным её названием — «обыкновенная». Сосна даёт прекрасный строительный и поделочный материал, используется для производства древесной массы и целлюлозы; из живицы добывают канифоль и скипидар, из коры — дубильные вещества. Сосна обыкновенная имеет необыкновенные свойства, дает необыкновенные результаты в лечении. Это дерево с успехом применяется в степном и полезащитном лесоразведении, является главной породой при создании ландшафтных парков и лесных культур на песках. Сосна является индикатором чистого воздуха, там, где воздух сильно загрязнен на хвое сосны появятся повреждения и снизится продолжительность жизни дерева.[4]

Лесные культуры на площадке здоровы, крона густая, хвоя зеленая, не имеют внешних признаков повреждения.

Оценив общее жизненное состояние леса, можно сделать вывод, что оно достаточно благоприятное: 58% деревьев полностью здоровы и у них ещё более 20 лет до полного отмирания; 42% деревьев имеют 10-20 лет до полного отмирания. Старых сухостоев в данном лесу не обнаружено. Но отмечено малое количество старых (раскрывшихся) и молодых (зеленых нераскрывшихся) шишек.

Таким образом, лес является основным чистильщиком окружающего воздуха, дает людям тепло, жилище, строительные материалы. [5] Помогает сохранять здоровье. В нем кормятся животные. Так давайте же беречь и хранить, то, что нам дала природа, ведь мы являемся частью природы.

Буйволов, Ю.А. Методика оценки жизненного состояния леса по сосне / Ю.А. Буйволов, М.В. Кравченко, А.С. Боголюбов – М.: Экосистема, 2001. – 25 с.

Дьяченко Г. И. «Мониторинг окружающей среды (Экологический мониторинг)».- Новосибирск., 2003

Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 159с.

Черненькова Т. В. «Реакция лесной растительности на промышленное загрязнение». — М., 2002

Приложение 1. Методика выбора площадки для исследования и оценки ОЖС леса.

Выбор площадки и отбор деревьев для проведения измерений

Как правило, все долговременные исследования, а особенно мониторинг, проводятся на постоянных площадках. Более того, даже если Ваше исследование и разовое, то необходимо его проводить на конкретных, фиксированных природных объектах, выбор которых максимально случаен. Тем самым мы снижаем фактор произвола исследователя и создаем возможность для внешнего контроля и оценки правильности и достоверности получаемого материала.

Выбор места для площадки

Площадка для изучения жизненного состояния деревьев должна находится в достаточно обширном массиве леса, площадью не менее1 га(участок100 на100 м). Площадка должна располагаться в глубине лесного массива и не граничить с опушками, лесными дорогами или тропинками. Желательно, чтобы площадка была удалена от этих объектов не менее, чем на25 метров.

При выборе деревьев очень важно обеспечить случайную, независимую от исследователя выборку деревьев. В научных исследованиях система случайной выборки, при ко-торой выбранные субъекты(в нашем случае деревья) отражают общее со-стояние всего объекта изучения(то есть леса), называется отбором представительной пробы.

В нашем случае для составления представительной пробы предлагается следующая система отбора деревьев(рис.1).

Исследователь самостоятельно выбирает только центральную точку площадки. Для удобства поиска рекомендуется выбирать дерево, которое находится в центре выбранного для площадки лесного массива и которое потом будет легко найти. Это дерево лучше всего пометить краской, написав на нем номер или название площадки.

От центральной точки(дерева) на север, запад, юг и восток при помощи компаса и рулетки(или шагами) откладывается по25 м и вбивается в землю по колышку, помеченному краской. Высота колышков должна быть примерно20-25 сантиметров от земли. Таким образом на площадке будут отмечены угловые точки.

Для наблюдений выбираются и помечаются лишь деревья верхних(1 и2) ярусов (спелый и приспевающий древостой). Подрост и подлесок в описание не включаются. В смешанных насаждениях, если вы проводите описание жизненного состояния леса только по сосне, описанию подлежат только деревья выбранного вида.

Всего с каждой учетной площади должно быть описано не менее 3-6 деревьев первого яруса(всего– 24 на площадке– по6 с четырех сторон света).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *