Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета

Государственный бюджет

Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной.

Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.

Если доходы бюджета превышают расходы, это принято называть профицитом бюджета. В обратной ситуации, когда расходы превышают доходы, – дефицитом. Бюджетный профицит способствует созданию государственных резервов. Дефицит финансируется прежде всего при помощи государственных заимствований. Таким образом, создается внутренний и внешний долг государства.

Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Государственный бюджет РФ принимается на один год. При этом предложение бюджета разрабатывается на основе бюджетного послания президента России и вносится правительством в Государственную думу не позднее 1 октября. Дума его рассматривает в трех чтениях: при первом утверждаются общие параметры, при втором – разделы, а при третьем – подразделы статей. В случае если депутаты не примут бюджет, создается согласительная комиссия совместно с правительством. При этом по закону Госдума не может увеличивать размер планируемых доходов без заключения Кабинета министров. После того как Дума приняла бюджет на предстоящий год, его утверждает Совет Федерации и подписывает президент. С этого момента госбюджет имеет силу закона.

Источник

Все, что следует знать о бюджете страны

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть картинку Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Картинка про Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

К расходной части относятся:

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Система расходов Госбюджета

С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.

Расходы и структура их распределения

Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.

Из федерального бюджета финансируются расходы на:

К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:

Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.

Виды бюджетов

Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.

Бюджет государства

Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.

СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.

В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.

Функции госбюджета

К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.

Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.

Источники доходов бюджета

Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:

Расходы госбюджета

К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:

Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:

Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.

ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.

Источники финансирования бюджетного дефицита

В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.

К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.

Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.

Требования к бюджету

К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:

Уровни бюджетной системы

Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Источник

Раздел 3. Роль государства в экономике

Тема 2. Государственное регулирование экономики

Практическая работа 1

Целью данного практикума является закрепление вопросов формирования бюджетного дефицита (профицита), определение влияния государственного долга на экономику, усвоение теории А. Лаффера.

Задачами практикума являются:

Оглавление

Задачи на определение бюджетного дефицита (профицита)

Задача 1

Постановка задачи: Государственные расходы на экономику составляют 5000 ден. ед., налоги поступили в размере 7000 ден. ед. Трансферты населению составляют 1100 ден. ед. Государственные долг составляет 9000 ден. ед., по нему государство выплачивает ежегодно 10 %. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Государственный бюджет – это свод доходов и расходов в экономике. Основу доходов составляют налоги (7000), расходы включают государственные расходы на экономику, трансферты, выплату процентов по государственному долгу (5000 + 1100 + 0,1 * 9000 = 7000). Состояние бюджета характеризует сальдо (разница между доходами и расходами). В данном случае расходы равны доходам.

Ответ: бюджет сбалансирован.

Задача 2

Постановка задачи: В 2006 году в стране Х собрали налогов в размере 35 млн у. е., таможенные сборы составили 12 млн у. е., неналоговые поступления в бюджет составили 20 млн у. е. В этом же году государственные закупки товаров и услуг составили 38,4 млн у. е., трансферты 14,7 млн у. е., проценты по государственному долгу 17,6 млн у. е. Определите состояние государственного бюджета.

Технология решения задачи: Сначала определяются доходы бюджета: 35 + 12 + 20 = 67 млн у. е. Затем подсчитываются расходы бюджета: 38,4 + 9,7 + 17,6 = 65,7 млн у. е. Доходы больше расходов на 67 – 65,7 = 1,3 млн у. е.

Ответ: существует бюджетный профицит в размере 1,3 млн у. е.

Задача 3

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 500 у. е., налоги составляют 0,4 Y, трансферты – 0,2Y. Государственный долг страны 1000 у. е., ставка процента по государственному долгу 10 % годовых. Определите сальдо бюджета, если в стране создан ВНП в размере 2000 у. е.

Технология решения задачи: сначала определяются поступления в бюджет, в данном случае высчитываются налоги: 0,4 * 2000 = 800 у. е. Затем рассчитываются расходы бюджета:

500 + 0,2 * 2000 + 0,1 * 1000 = 1000 у. е. Расходы превышают доходы, следовательно, создается бюджетный дефицит в размере 800 – 1000 = 200 у. е.

Ответ: бюджетный дефицит в размере 200 у. е.

Задача 4

Постановка задачи: Государственные расходы на ВНП равны 7000 у. е., налоги составляют 0,6Y, трансферты – 0,25Y. Государственный долг страны 10 000 у. е., ставка процента по государственному долгу 15 % годовых. Определите структурный и циклический дефицит, если в стране создан ВНП в размере 20 000 у. е., потенциальный ВНП составляет 25 000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется фактический дефицит:

Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть картинку Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Картинка про Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета

Структурный дефицит определяется по формуле

Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть картинку Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Картинка про Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета, где T* – налоги в условиях полной занятости ресурсов, Tr* – трансферты в условиях полной занятости. Подставив значения, получаем:

Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть картинку Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Картинка про Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета

Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным бюджетным дефицитом: 2000 – 250 = 1750 у. е.

Ответ: структурный равен 250 у. е., циклический – 1750 у. е.

Задачи на взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга

Задача 5

Постановка задачи: Государственный долг страны на начало года составлял 2000 у. е., ставка уплачиваемого процента по гос. долгу составляет 8 % годовых. Расходы государства на ВНП за текущий год равнялись 1500 ден. ед., трансферты – 20 % ВНП. Доходы государственного бюджета равны 40 % ВНП. Определите бремя долга на конец года, если созданный в стране ВНП составляет 5000 у. е.

Технология решения задачи: Сначала определяется государственный долг на конец года. Для этого государственный долг на начало года складывается с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит составил: 0,4 * 5000 – (1500 + 0,2 * 5000 + 0,08 * 2000) = 2000 – 2660 = –660 у. е.

Следовательно, государственный долг возрастет на 660 у. е. и составит 2660 у. е.

Затем определяется бремя долга – отношение долга к ВНП.

Бремя долга = 2660: 5000 *100 % = 53,2 %.

Задача 6

Постановка задачи: Функция налогов имеет вид: Т = 300 + 0,1Y, трансферты населению Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть картинку Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Картинка про Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета, государственные закупки составляют 400. Потенциальный объем производства Y* = 3000 у. е. Что произойдет с государственным долгом, если фактический объем национального производства соответствует потенциальному?

Технология решения задачи: Чтобы ответить на вопрос, надо определить состояние государственного бюджета, для чего надо сосчитать доходы и расходы бюджета. Доходы в данном случае равны налоговым поступлениям: Т = 300 + 0,1 * 3000 = 600 у. е. Расходы включают государственные закупки и трансферты:

400 + 400 – 0,2 * (3000 – 3000) = 800 у. е. Таким образом, расходы больше доходов, т. е. существует бюджетный дефицит в размере 200 у. е. На эту сумму увеличится государственный долг.

Ответ: государственный долг вырастет на 200 у. е.

Задачи на расчет налоговых мультипликаторов

Задача 7

Постановка задачи: Потребление определяется формулой С = 0,75у v + 400. Каким будет налоговый мультипликатор?

Технология решения задачи: Мультипликатор определяется по формуле: Предельная склонность к потреблению: (1 – Предельная склонность к потреблению). При этом мультипликатор имеет знак минус. Подставив значения, получим:

Задача 8

Постановка задачи: Потребление задано функцией С = 0,75 Y v + 300, государственные расходы 200 у. е., налоги равны 0,4 Y, инвестиции равны 600. Определите национальный доход, потребление и налоговые платежи. Подсчитайте налоговый мультипликатор.

Технология решения задачи: Определим национальный доход: Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть картинку Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Картинка про Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета;

0,55 Y = 1100, отсюда Y = 2000,

потребление С = 0,75 (2000 – 0,4 * 2000) + 300 = 1200;

налоги равны 0,4 * 2000 = 800. Чтобы определить налоговый мультипликатор, надо учесть пропорциональное налогообложение:

Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Смотреть картинку Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Картинка про Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Фото Что составляет наибольшую часть доходов госбюджета. Подставим значения в формулу

mналог = 0,75: [(1 – 0,75)* (1 – 0,4)] = 0,75: 0,15 = –5.

Ответ: Y = 2000, C = 1200, T = 800, mналог = –5.

Задача 9

Постановка задачи: На основе данных таблицы определите, какое налогообложение в данном случае действует (пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). Вычислите налоговый мультипликатор, если потребляется 80 % дохода.

Источник

Тест № 8 по обществознанию из модуля «Экокомика8

Тест по экономике 8 (11кл)

Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги

1. Наибольшую часть доходов госбюджета составляют

1) налоговые поступления

2) доходы от внешнеэкономической деятельности

4) поступления от приватизации

1) финансирование общественных организаций

2) судебная защита имущественных интересов коммерческих фирм

3) повышение заработной платы работников частных предприятий

4) социальная поддержка населения

3. Государственный бюджет в России

1) относится только к государственным предприятиям

2) является рекомендацией и не обязателен для исполнения

3) принимается на срок не менее пяти лет

4) имеет статус закона

4. Дефицит государственного бюджета — это

1) снижение внешнего долга государства

2) превышение государственных расходов над доходами

3) сокращение объема денежной массы

4) сокращение налоговых поступлений

Вид налоговой системы

6. Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере:

А) Определите сумму налога для второго субъекта.

Б) Определите величину налоговой ставки для четвертого субъекта (в процентах).

В) Установите, какой вид налоговой системы принят в данном примере: прогрессивная, регрессивная или пропорциональная. Ответ обоснуйте.

7. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания экономического курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее инфор-

мацию об экономической роли налогов, и одно предложение, раскрывающее регулирующую функцию налогов

8. Раскройте смысл предложенного ниже высказывания, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

«Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую» ( Наполеон Бонапарт ).

9. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль государства в экономике». ИЛИ по теме «Налоги». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) ответы на первые два вопроса задания:

а) сумма налога для второго субъекта составляет 2000 руб.,

б) величина налоговой ставки для четвертого субъекта составляет 10%;

2) ответ на третий вопрос с обоснованием:

Принята пропорциональная система, так как величина ставки налога не изменяется с ростом дохода

Указания к оцениванию Баллы

Даны ответы на три вопроса и третий ответ с обоснованием – 3 б.

Дан ответ на один из двух первых вопросов. ИЛИ Ответ неправильный – 0 б. Максимальный балл 3

1) смысл понятия, например: Налоги — это обязательные безвозмездные платежи в государственный и местные бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом;

2) одно предложение с информацией о налогах, опирающейся на знания курса, например: Налоги являются главным источником доходов государства, но это не единственная их функция;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности регулирующей функции налогов, например: С помощью налогов государство способно регулировать экономические явления и создавать благоприятные и конкурентоспособные условия для различных деловых сфер.

Указания к оцениванию Баллы

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложе-

ния, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 б.

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы)

предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 2 б.

Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными

приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом

раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие)

информацию об одном аспекте понятия – 1 б.

Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный – 0 б.

Максимальный балл 3

8. – Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) выставляется 0 баллов.

К1 Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании-1 балл

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании – 0 бал.

К2 Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки

по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы – 2 балла.

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой – 0 баллов.

К3 Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из различных источников) – 2 балла.

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведен (-ы) пример (-ы) из источника одного типа – 1 балл.

Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису – 0 баллов Максимальный балл 5

1) Экономические функции государства:

а)законодательное регулирование; б) предоставление общественных благ; в) проведение социальной политики; г) обеспечение экономического роста; д) стабилизация экономики.

2) Государственный бюджет:

а) источники доходов госбюджета; б) основные расходы госбюджета; в) источники финансирования дефицита госбюджета.

3) Бюджетно-налоговая политика государства:

а) цели бюджетно-налоговой политики; б) инструменты бюджетно-налоговой политики;

в) стимулирующая фискальная политика; г) сдерживающая фискальная политика.

Один из вариантов плана раскрытия темы «Налоги» :

а) фискальная функция; б) регулирующая функция; в) контрольная функция.

а) налоги прямые; б) налоги косвенные.

4) Системы налогообложения:

а) прогрессивная система; б) пропорциональная система; в) регрессивная система.

Указания к оцениванию Баллы

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя не менее трех пунктов, один из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах – 2 б.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отра-

жены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. ИЛИ В плане наряду с корректными формулировками

имеются ошибочные позиции. Но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу

(отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализиро-

ваны в подпунктах – 1 б.

План по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один-два пункта – 0 б. Максимальный балл 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *