Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности

Что представляет из себя методологическая основа научного исследования

Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.

Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть картинку Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Картинка про Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности

Любой научный труд должен привнести в жизнь общества что-то новое. Как достичь успеха и совершить открытие? Чтобы покорить новые вершины, принести пользу в ходе написания научной работы используется определенная методологическая основа.

В переводе с греческого «метод» означает «путь к чему-либо», способ достижения поставленной цели. Методология – это целая система всех возможных вариантов, которые способны привести к желаемому результату, достижению цели.

Методологическая основа научных исследований выполняет следующие функции:

— определяет направление и способ достижения поставленной цели, решения проблемы;

— обеспечивает полноценный поиск и изучение, сортировку и систематизацию информации в рамках рассматриваемой темы;

— создает целую систему данных, которые опираются на достоверные и обоснованные источники;

— определяет способы анализа информации.

Методологическая основа научной работы как часть введения

Если рассматривать методологические основы проекта как отдельную часть введения, то она представляет собой краткую характеристику тех методов, которые автор использовал в ходе проведения исследования. Как правило, они выражаются в 1-2 предложениях. Указываются эксперты и труды, на которые опирался автор при написании научной работы, а также отмечаются все методы обработки информации, анализа и прочих действий (например, методика анализа показателей финансово-экономической деятельности по Савицкой, дедуктивный метод и пр.).

На выбранной методологии фактически строится вся работа: этапы изучения темы, тезисы, механизмы определения нюансов и проблем, анализ деятельности объекта исследования, теоретические аспекты в рамках рассматриваемой темы и пр.

В этой части важно отразить ключевые труды, которые составляют основу теоретической главы. Эти постулаты показывают историю развития, недостатки ранее выдвинутых теорий, проявившиеся с течением времени и пр.

Методологический анализ поставленной проблемы и выдвинутой гипотезы позволяет автору тщательно обдумать, как обобщить и правильно изложить собранный материал, выделить главную мысль, описать свою точку зрения и доказать ее.

Выделяют следующие виды (уровни) методологии:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Формулировка методологической основы в научном исследовании

Методологическая основа является обязательной частью введения любого проекта. Без этого подраздела ВКР, диссертация или иной научный труд не будет допущен к защите.

В этом небольшом сегменте автору необходимо отразить те источники, которые послужили основой теоретической и практической частью: труды, источники информации, которые пригодились исследователю в ходе проведения «научного расследования» и обоснования своей позиции. Важно, чтобы все сведения были актуальными, а срок их публикации не превышал 3-5-летней давности.

Помимо этого, методологическая база предполагает указание использованных в работе методов обработки данных. Они могут быть как самыми распространенными (общими), так и специфическими (используемыми в конкретной отрасли или деятельности предприятия).

Такой подход позволит обосновать правильность и справедливость выводов автора, обеспечить полноценное и глубокое изучение темы, аргументировать позицию студента или аспиранта.

Фактически, методологическая база демонстрирует экзаменационной комиссии и читателям, какими средствами и способами пользовался исследователь при создании научной работы, его профессионализм и компетентность, аналитические и иные способности.

Лучше всего выбирать методологическую основу проекта после постановки проблемы, цели и задач. Такой способ гарантирует выбор наиболее подходящих способов обработки информации, подбор более качественной и соответствующей теме исследования литературы, методов достижения цели.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Методологическая база исследования: что это + пример

Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть картинку Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Картинка про Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности

Чтобы грамотно и успешно написать исследовательскую работу, необходимо уделить должное внимание каждой части. В том числе и методологической базе.

А что такое теоретико-методологическая база исследования? Какие методы являются основными и как их выбрать для своей курсовой, диплома или другого вида работ? Читайте статью — и вы не только найдёте ответы на эти вопросы, но и увидите примеры методологической базы исследования.

Хотите получать полезные материалы из мира образования первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. А для того, чтобы учиться с выгодой — следите за акциями и скидками.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Методологическая база исследования: что это такое

Методологическая база — это перечень всех научных методов, которые используются в исследовании. Они могут быть как теоретическими, так и практическими.

А вот теоретико-методологическая база — это только те методы, которые составляют основу теории и описывают методологию, применяемую для получения практических результатов исследования.

Для курсовых, дипломных и диссертационных работ используют свои методы исследования. Они могут быть как общими, которые применяются в разных науках, так и узкоспециализированными — используемые лишь в конкретных дисциплинах.

Зачем нужна методологическая база работы

Научное исследование, к которому относятся студенческие рефераты, курсовые, дипломные и тем более диссертационные проекты, не может быть голословным. Это значит, что для проблем, целей и задач, заявленных в работе, важно не просто найти решение, а показать, как именно к нему пришли. То же и с выводами — их необходимо обосновать и продемонстрировать, какие конкретно действия привели к описанным результатам.

Именно для этого выбирается методологическая база — набор методов, которые подходят под тему исследования и помогают обосновать решение проблем и достичь заявленные цели и задачи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Место методологической базы в проекте

Методологическая база курсовой, дипломной или другой работы описывается в самом начале исследования — во введении. Сначала формулируются исследовательские проблемы, ставятся основные цели и задачи проекта, определяются объект и предмет. А потом непосредственно пишется теоретико-методологическая база.

С написанием методов в начале работы справились? Это ещё не всё. Главное — помнить, что методология должна пронизывать все главы исследования. Особенно теоретическую и практическую части. В теоретической — связать методы с основной теорией, а в практической — показать, как вы использовали их, чтобы получить результаты.

Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть картинку Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Картинка про Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности

Верно определить цель и задачи исследования — 50% успеха

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название методаОписание сути метода
Метод экономико-математического моделированияПланировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализРазделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический методИзучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связиИсследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётовПланировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название методаОписание сути метода
Историко-генетический методРаскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический методУпорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный методИскать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный методОбъяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализацииРазрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название методаОписание сути метода
Логико-семантический анализПредставлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализаИзучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический методИзучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализВыявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический методИзучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название методаОписание сути метода
Историко-правовойИзучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой методСистемно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический методИсследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название методаОписание сути метода
БеседаСобирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического экспериментаИзучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
СамонаблюдениеИзучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть картинку Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Картинка про Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Как выбрать методологическую базу исследования

Как подбирать методы для методологической базы исследования курсовой или дипломной работы? Соблюдать несколько важных правил:

Как видите, главное — помнить, что методологическая база должна помогать вам достичь поставленные цели и задачи. Иначе потеряется логическая связь, а методы не помогут раскрыть заявленную тему проекта.

Не уверены, что правильно составили методологическую базу исследования? Обязательно обратитесь к научному руководителю. Он уточнит, какие методы точно будут полезны, а также подскажет как оформить курсовой или дипломный проект по ГОСТу.

Как оформить методологическую базу в исследовании: шаблоны фраз

Какие слова и фразы можно использовать, чтобы сформулировать методологическую базу научного исследования? Вот список некоторых предложений, которые помогут описать методы во введении:

Используйте эти и другие предложения, чтобы оформить методологическую базу проекта и описать непосредственные методы.

Методологическая база исследования: примеры

Чтобы не возникало вопросов, как выглядит методологическая база курсового, дипломного или диссертационного проекта, мы решили привести наглядные примеры. Смотрите, изучайте и используйте с умом при написании собственного исследовательского проекта.

Пример №1: методологическая база курсовой работы

Научная дисциплина: маркетинг

Тема диплома: Оценка коммерческой деятельности по формированию ассортимента непродовольственных товаров

Цель и задачи работы: Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой деятельности по формированию торгового ассортимента непродовольственных товаров и организации розничной продажи.
В соответствии с темой курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:

Методологическая база: В курсовой работе применялись различные методы исследования: статистическое наблюдение, метод анализа и синтеза, системный подход, методы группировки и сравнений, метод сбора фактов и другие.

Пример №2: методологическая база дипломной работы

Научная дисциплина: экономика

Тема диплома: Оценка финансово-экономического состояния ООО «Эрколайн».

Цель и задачи работы: Целью работы является разработка рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия на основе результатов анализа его финансово-экономического состояния. Для решения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

Методологическая база: Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, экономико-статистический и графический методы.

Пример №3: методологическая база магистерской работы

Научная дисциплина: политология

Тема магистерской: Особенности использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации.

Цель и задачи работы: Цель магистерской диссертации состоит в выявлении особенностей и проблем использования экономических механизмов в реализации политически значимых общественных проектов в Российской Федерации и разработке рекомендаций по их совершенствованию в современных условиях.
Для достижения сформулированной цели в работе решаются следующие исследовательские задачи:

Методологическая база: Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования. Основными научными методами, используемыми в диссертации, являются общенаучные (сравнение, анализ, синтез, индукция, дедукция) и специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы). Совокупность и сочетание данных методов адекватны цели и задачам, объекту и предмету исследования данной работы.

Теперь вы знаете, что такое методологическая база в исследовательской работе, из каких методов она состоит и как сформулировать методологию в собственном проекте. А если у вас совсем нет времени писать работу самостоятельно, обращайтесь в наш студенческий сервис. Специалисты помогут подготовить курсовую, дипломную или магистерскую точно в срок!

Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Смотреть картинку Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Картинка про Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности. Фото Что составляет методологическую основу исследовательской деятельности

«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊

Источник

Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности.

Содержание

Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности. 3

Лекция 1. Общие положения научно-исследовательской работы. Общие сведения о науке и научном познании. Научные организации. Актуальность и новизна научных исследований. Выбор темы НИР и этапы исследований. 3

Лекция 2. Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований. Формулировка и корректировка общего направления исследования. 10

Раздел 2. Организационные основы научно-исследовательской деятельности. 18

Лекция 1. Типы и задачи экспериментальных исследований. Виды экспериментальных исследований в техносферной безопасности. Этапы проведения эксперимента. План программа эксперимента. Математические методы анализа моделей. Статистические методы оценки результатов измерений. Графическое представление результатов экспериментов. Обработка результатов экспериментальных исследований. 18

Лекция 2. Информационный поиск. Научно-техническая информация. Научные и научно-технические информационные базы. Базы научных цитирований. РИНЦ. Изучение и анализ литературных источников. Эффективные способы сбора первичных данных. Приемы работы с источниками научно-технической информации. 28

Лекция 3. Анализ и результаты НИР. Рефлексия в научном исследовании. Публикация результатов исследований. Защита авторских прав научных работников. Оформление и защита результатов НИР. 35

Раздел 1. Методологические основы научно-исследовательской деятельности.

Лекция 1. Общие положения научно-исследовательской работы. Общие сведения о науке и научном познании. Научные организации. Актуальность и новизна научных исследований. Выбор темы НИР и этапы исследований.

Общие положения научно-исследовательской работы.

Область исследовательской деятельности человека, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении, является наукой. Справедливо и другое определение: наукой называется непрерыв­но развивающаяся область знаний объективных законов природы, обще­ства и мышления, получаемых в результате специальной деятельности лю­дей и превращаемых в непосредственную производительную силу обще­ства. Наука является следствием разделения общественного труда. Она возникает вслед за отделением умственного труда от физического и пре­вращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей. Основу науки составляют: система знаний; опреде­ленный вид общественного разделения труда; процесс познания законо­мерностей объективного мира; процесс производства знаний и их исполь­зование.

Основными функциями науки являются:

• сбор, изучение, систематизация и обобщение фактов;

• анализ и объяснение сущности процессов и явлений;

• выявление закономерностей развития природы, общества и мыш­ления;

• предсказание процессов, явлений и событий;

• разработка направлений и методов практического применения по­лученных знаний.

Идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных пред­ставлений о закономерных связях объективного мира является знанием.

Знание является продуктом общественной деятельности людей, ко­торая направлена на преобразование действительности. Однако нельзя признать знания научными, если они получены человеком на основе про­стого наблюдения. Хотя эти знания играют важную роль в жизни людей, но они не раскрывают сущности явлений, а также взаимосвязи между ни­ми, которые позволили бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, а следовательно, и предсказать его дальнейшее развитие.

Опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека суще­ственных свойств, причинных отношений и закономерных связей между явлениями или объектами называется мышлением. Основным инструмен­том мышления являются логические рассуждения человека, к структурным элементам которых относятся понятия, суждения и умозаключения.

Мысль, отражающая необходимые и существенные признаки явле­ния или предмета, называется понятием.

Самые общие абстракции или наиболее широкие понятия называют­ся категориями. К ним относятся философские понятия о форме и содер­жании явлений.

Мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается посред­ством связи, сопоставления понятий, называется суждением.

Умозаключение – это процесс мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Принципы, аксиомыи постулаты являются важнейшими формами знаний. Они составляют исходные положения какой-либо отрасли науки, например аксиомы Евклидовой геометрии, в квантовой механике – посту­латы Бора и т.д. Иначе говоря, они являются начальной формой системати­зации знаний.

Научные законы, отражающие устойчивые, наиболее существенные, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении, являются важнейшим составным звеном в системе научных знаний.

Научное исследование – форма существования и развития науки. Это деятельность человека, направленная на получение и применение но­вых знаний путем всестороннего изучения объекта, процесса или явления на основе разработанных в науке принципов и методов познания. Целью научного исследования является получение и внедрение в практику полез­ных для человека результатов. Каждое научное исследование должно иметь тему, обоснование которой является важным этапом проведения ра­бот.

Научное исследование состоит из следующих этапов: возникновение идей; формирование понятий; выдвижение гипотез; обобщение научных фактов; доказательство правдивости гипотез и суждений.

Научной идеей называется новое интуитивное объяснение событий или явлений без осознания всех совокупностей связей, без промежуточной аргументации. Она базируется на имеющемся знании, однако вскрывает незамеченные ранее закономерности. Идея находит свою специфическую материализацию в гипотезе.

Предположение о причине, вызывающей следствие, называется гипотезой. Правильность каждой гипотезы должна быть подтверждена и доказана в процессе познания. Когда гипотеза не противоречит фактам, а согласуется с ними, тогда в науке ее принято называть теорией или зако­ном.

Теория является наиболее высокой формой систематизации и обоб­щения научных знаний. Она позволяет открывать новые законы и прогно­зировать будущее.

Таким образом, система обобщенного знания, объясняющая те или иные стороны действительности, называется теорией (греч. рассмотрение, исследование).

Научные организации.

Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и(или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учре­дительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследователь­ские организации (институты), научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-кон­структорские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и(или) научно-техни­ческую деятельность. Они функционируют в системе Российской ака­демии наук, органов исполнительной власти, вузов.

В ведении Правительства РФ находятся Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В уставах этих фондов указано, что они являются некоммерческими организациями в форме федеральных учреждений. Они проводят отбор на конкурсной основе проектов научных исследований, поддерживаемых этими фондами, по изданию научных трудов, организации научных мероприятий конференций, семинаров и т.п.), развитию экспериментальной базы научных исследований. Фонды финансируют отобранные проекты и мероприятия, контролируют использование выделенных средств, поддерживают международное сотрудничество в области научных исследований.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

Министерство формирует и обеспечивает единую государственную научно-техническую политику, определяет приоритетные направления развития науки и техники, организует работу по решению важнейших межотраслевых научно-технических проблем, разрабатывает федеральные научно-технические программы и содействует в их реализации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере научно-технической информации, разрабатывает и осуществляет меры по сохранению и развитию научно-технического потенциала России.

Другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы и др.), правовой охраны для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, является Российское агентство по патентам и товарным знакам. Агентство принимает к рассмотрению заявки на выдачу патентов, свидетельств на объекты промышленной собственности, проводит экспертизу этих заявок, осуществляет государственную регистрацию объектов промышленной собственности, выдает охранные документы и выполняет другие функции.

Важные управленческие функции в сфере вузовской науки выполняет Министерство образования РФ. Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление не только в сфере образования, но и в сфере научной и научно-технической деятельности образовательных учреждений, научных и других организаций в сфере образования. В число основных задач Министерства образования РФ входит разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования, реализация кадровой политики в сферах образования и научной деятельности.

Приказом Минобразования России от 6 июня 2000 г. № 1705 утверждена «Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» (далее – Концепция). В ней определена главная цель научной, научно-технической и инновационной политики системы образования: обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны. Для достижения поставленной цели в Концепции сформулированы следующие основные задачи: развитие научных исследований как основы фундаментализации образования, базы подготовки специалиста; органическое сочетание фундаментальных поисковых и прикладных исследований с конкурентноспособными разработками коммерческого характера; приоритетное развитие научных исследований, направленных на совершенствование системы образования всех его уровней; совершенствование системы планирования и финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности организаций.

В Концепции намечены направления работы с молодежью: развивать систему научных олимпиад, конкурсов на лучшую научную работу студентов и учащейся молодежи, научных молодежных школ и конференций; обеспечить академическую мобильность студентов, аспирантов, докторантов, разработать систему поддержки и поощрения одаренной молодежи; совершенствовать организацию учебно- и научно-исследовательской работы молодежи в системе: школа – вуз – аспирантура – докторантура.

Структурным подразделением Министерства образования РФ выступает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), главными задачами которой являются:

— обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации;

— содействие улучшению количественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования с учетом потребностей общества и государства, перспектив развития науки, образования, техники и культуры.

Высшим научным учреждением страны является Российская академия наук (РАН). РАН проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и технических наук, принимает участие в координации фундаментальных научно-исследовательских работ, выполняемых научными организациями и высшими учебными заведениями, финансируемыми из федерального бюджета.

Академии наук подчинен ряд научно-исследовательских институтов, в том числе Институт государства и права. В составе академии – 9 отделений по областям и направлениям науки. В настоящее время существует три региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное и Уральское. Последнее включает Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Челябинский и Удмуртский научные центры. Кроме того, Уральское отделение имеет Институт философии и права (г. Екатеринбург). Высшим органом управления РАН является общее собрание, которое избирает ее руководство – президента, вице-президентов, членов Президиума.

Всей деятельностью академии в период между сессиями общего собрания руководит президент РАН.

Лекция 2. Классификация и методы оценки научно-исследовательской работы. Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований. Формулировка и корректировка общего направления исследования.

Методы теоретических и экспериментальных исследований. Содержание, цели и задачи теоретических исследований.

Эмпирические научные исследования в первую очередь связаны с процессом получения, накопления, систематизации и первичной обработки исходного фактического материала. Исследуемый объект отражается в ос­новном со стороны своих внешних связей и проявлений, а познавательные действия осуществляются в чувственно-предметной форме при непосред­ственном взаимодействии человека с изучаемыми предметами и явления­ми. Изучение свойств, связей, проявлений и отношений объекта исследо­ваний выполняется с помощью наблюдений, описаний, сравнений, измере­ний и экспериментов.

Наблюдение является исходным методом эмпирических исследова­ний, основанным на восприятии при помощи органов чувств. Оно позволя­ет получить определенную первичную информацию об объекте исследова­ний для дальнейшего теоретического осмысления и истолкования.

Научным наблюдением называют целенаправленное, планомерное, систематическое, активное восприятие изучаемого объекта, связанное с решением конкретной научной задачи.

Основными познавательными функциями метода наблюдения явля­ются регистрация фактов, накопление эмпирической информации об изу­чаемом объекте, предварительная классификация зафиксированных фак­тов, проверка гипотез и теорий.

По способу проведения различают непосредственные, опосредован­ные и косвенные наблюдения. При непосредственных наблюдениях ин­формацию получают только при помощи органов чувств. Опосредованное наблюдение проводится с использованием каких-либо технических средств. Наблюдение не самих исследуемых объектов, а их видимых проявлений или результатов воздействия на другие объекты называется косвенным наблюдением.

Наблюдение может быть направленно на описание качественных ха­рактеристик объекта или проводится с целью установления его количе­ственных параметров.

Недостатки метода наблюдения обусловлены наличием субъектив­ного фактора. Личные особенности исследователя, его ожидания, интере­сы, настроение, оценки и интерпретация фактов могут существенно повли­ять на результаты наблюдения.

Завершающим этапом, познавательным итогом наблюдения является описание.

Описание – это познавательная операция, состоящая в фиксирова­нии полученных в результате наблюдения сведений об объекте с помощью принятых в науке средств и систем обозначений. Описание позволяет чув­ственную информацию перевести на язык терминов, понятий, знаков, цифр, графиков, схем, рисунков, т.е. в форму, удобную для дальнейшего обобщения, классификации, систематизации.

Описания могут быть количественными и качественными, непосред­ственными и опосредованными. Научная ценность описания обусловлена достоверностью и адекватностью отображения исследуемого объекта. В связи с этим к научному описанию предъявляются требования объектив­ности, точности, однозначности и полноты.

Широкое применение на эмпирическом уровне исследований полу­чили методы сравнения и измерения. Они являются универсальными ме­тодами познания.

Сравнение позволяет сопоставить свойства или стороны изучаемых предметов и явлений, установить сходство и различия между ними. Необ­ходимо отметить, что в ходе научного сравнения сопоставляются не про­извольные, а наиболее важные, существенные признаки и характеристики объектов. Кроме того, между сравниваемыми объектами должна суще­ствовать определенная объективная общность, так как сравнивать несрав­нимые вещи не имеет смысла.

Сравнение объектов можно проводить непосредственно или опосре­дованно через сравнение с другими объектами. Сравнению подлежат каче­ственные признаки или количественные характеристики изучаемых объек­тов. Если количественные характеристики объектов сравниваются с каким-либо третьим объектом, выступающим в качестве эталона, то такое срав­нение называется измерением.

Измерение – это метод научного исследования, заключающийся в
определении количественных характеристик изучаемого объекта с помо­щью специальных технических устройств путем сравнения данной вели­
чины с определенным ее значением, принятым за эталон сравнения. В ка­честве эталонов сравнения используются единицы измерения, позволяю­щие численно выразить результаты измерения и подвергнуть их математи­ческой обработке. Существует множество единиц измерения, соответствующих множеству физических величин, свойств, сторон и свя­зей исследуемых объектов, подлежащих измерению.

В соответствии с характером зависимости измеряемого парамет­ра от времени различают статические и динамические измерения. К статическим относятся измерения величин, остающихся постоянными во времени. Измерения называются динамическими, если измеряемая величи­на меняется во времени.

В зависимости от способа получения результата измерения могут быть прямыми и косвенными. Прямое измерение позволяет получить ис­комое значение измеряемой величины путем ее непосредственного срав­нения с эталоном. В косвенных измерениях искомая величина определяется с использованием известной математической зависимости этой величины от других величин, полученных прямым измерением.

Важной стороной измерения как метода исследований является про­блема точности и объективности получаемых результатов. Решение этой проблемы зависит от правильного, научно обоснованного соотно­шения объективных и субъективных факторов в процессе измерения. Объективными факторами являются наличие в изучаемом объекте устой­чивых количественных характеристик, степень совершенства и возможно­сти измерительных приборов, объективные условия проведения измере­ний. К субъективным факторам относятся выбор методики проведения и организация процесса измерения, уровень подготовленности, квалифика­ция и способности исследователя, его умения использовать измерительные приборы и правильно истолковывать полученные результаты.

Наблюдения, описания, сравнения и измерения играют важную роль в научных исследованиях, но они не предполагают активного вмешатель­ства исследователя в изучаемые процессы и явления. Дальнейшее развитие науки связано с дополнением рассмотренных методов более активным ме­тодом – экспериментом.

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это метод науч­ных исследований, основанный на активном и целенаправленном вмеша­тельстве исследователя в процесс познания путем создания искусственных управляемых и контролируемых условий изучения объекта исследований.

Это наиболее сложный и эффективный метод эмпирических иссле­дований, включающий в себя наблюдение, описание, сравнение и измере­ние, но обладающий рядом важных, присущих только ему особенностей и преимуществ. При эксперименте могут создаваться специальные условия, которые позволяют выявить те или иные свойства, стороны, связи объекта исследований или изучать его в «чистом виде», устраняя или изолируя мешающие, второстепенные, побочные, усложняющие факторы. Важным достоинством эксперимента является его многократная воспроизводи­мость, повторяемость по желанию исследователя для получения достовер­ных результатов. Изучая какой-либо процесс, экспериментатор имеет воз­можность активно вмешиваться, влиять на его протекание, вносить необ­ходимые изменения.

Имеется множество классификаций экспериментов по разным при­знакам. В зависимости от характера исследуемого объекта эксперименты могут быть физические, химические, биологические, психологические и т.д.

По основной цели и характеру решаемых задач эксперименты под­разделяют на измерительные, исследовательские, поисковые, проверочные, контрольные и др.

В зависимости от области научного знания, в которой проводится эксперимент, различают фундаментальные и прикладные естественно­научные, промышленные, социальные, экономические и другие экспери­менты.

Исходя из различия получаемых результатов и методики проведения можно рассматривать качественные и количественные эксперименты. Ка­чественные эксперименты позволяют выявить влияние тех или иных фак­торов на исследуемый объект без установления точных количественных соотношений и зависимостей.

Эксперимент может быть прямой, если проводится непосредственно с изучаемым объектом, или модельный, если используется модель, заме­няющая объект. Также различают полевой эксперимент, проводимый в естественных условиях, и лабораторный эксперимент, выполняемый в ис­кусственных условиях.

Методы теоретических исследований

Теоретические научные исследования путем рациональной обработ­ки данных эмпирических исследований, глубокого анализа научных фак­тов позволяют отразить изучаемые объекты со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигать их сущность и законы существования. В основе развития любой науки лежит процесс перехода от чувственно-эмпирических конкретных представлений и фактов к фор­мированию системы абстрактных, теоретических понятий, категорий, принципов, законов. Процесс получения теоретических знаний связан с переходом от конкретного к абстрактному, чтобы затем на основе сформу­лированных научных абстракций уже на более высоком уровне вернуться к изучению конкретного. При этом широко используются такие методы и приемы, как абстрагирование, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, аксиоматический и гипотетический методы.

Абстрагирование (от лат. abstraction – выделение, отвлечение или отделение) заключается в мысленном отвлечении от несущественных, вто­ростепенных свойств, сторон или особенностей изучаемого объекта с од­новременным выделением существенных, важных для исследователя сто­рон, свойств, связей этого объекта. Абстрагирование состоит в вычленении таких свойств или сторон изучаемого объекта, которые реально, отдельно от него, сами по себе не существуют. Однако это позволяет превратить эти отдельные стороны, свойства или состояния в самостоятельный объект ис­следований. Одна из основных функций абстрагирования состоит в выде­лении общих свойств, признаков, сторон некоторого множества объектов с целью дальнейшего обобщения и образования понятий и категорий.

Идеализация – это специфический вид абстрагирования, заключающийся в предельном отвлечении от реальных свойств изучаемого объекта с одновременным внесением определенных изменений, наделением объекта особыми свойствами в соответствии с целями исследований. Идеализация есть мысленное формирование представлений о несуществующих или не­осуществимых в действительности объектах, которые, тем не менее, име­ют прообразы в реальном мире.

Использование метода идеализации эффективно и целесообразно в тех случаях, когда, во-первых, позволяет существенно упростить сложные реальные объекты и тем самым дает возможность применить к ним мате­матические методы исследований; во-вторых, когда необходимо облегчить изучение объекта путем исключения тех его свойств, сторон, связей, кото­рые затемняют существо протекающих в нем процессов, но не влияют в рамках данного исследования на его сущность.

Общая направленность теоретического познания характеризуется переходом от менее содержательного знания к более содержательному, все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Формирование научных абстракций не может быть конечной целью науч­ных исследований, а является только средством более разностороннего и глубокого познания конкретного. Поэтому дальнейшее накопление и раз­витие знаний связано с процессом восхождения от абстрактного к конкретному. Метод восхождения от абстрактного к конкретному исполь­зуется при построении различных теорий как в естественных, так и в об­щественных науках. Знание о конкретном, полученное на этом этапе науч­ных исследований, будет качественно отличаться от знания, которое име­лось на этапе эмпирических исследований.

Формализация – это метод, заключающийся в отображении содер­жательного знания в специальном знаково-символическом виде, с помо­щью которого происходит мысленное отвлечение от конкретного содер­жания изучаемых объектов и обобщение их на основе сходства формы. При формализации рассуждения и мысли об объектах, их свойствах и от­ношениях заменяются оперированием со знаками (формулами). Таким об­разом создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной обла­сти, позволяющая выявить структуру различных явлений, не рассматривая их качественные характеристики.

Метод формализации связан с построением формальной знаковой системы в виде определенного искусственного языка. Такими языками яв­ляются символические языки математики, логики, химии, программирова­ния и других точных наук. Основным достоинством формализации являет­ся то, что над формулами этих языков можно выполнять операции, полу­чать из них новые формулы и соотношения и, следовательно, проводить исследования какого-либо объекта только формальным путем без непо­средственного обращения к этому объекту.

Важная роль формализации состоит в обеспечении однозначности, краткости, строгости и экономичности записи научной информации.

Аксиоматический метод это метод построения научной теории, основанный на исходных очевидных положениях, истинность которых не требуется доказывать в рамках данной системы знания. Эти положения называются аксиомами или постулатами. Все остальные утверждения этой теории выводятся из аксиом логическим путем, посредством доказа­тельств. При этом к аксиомам и выводимым из них следствиям предъяв­ляются требования независимости, полноты и непротиворечивости. Ис­ходные аксиомы и понятия образуют базис теории.

Большая познавательная ценность аксиоматизации научных теорий обусловлена тем, что проблема истинности положений теории решается логически строго и эффективно как проблема их доказуемости. Из истин­ных, проверенных практикой аксиом исследователь получает в качестве следствий новые истинные положения теории при условии, что соблюдены все правила доказательств.

Гипотетический метод — это метод научного познания, основан­ный на создании системы логически связанных между собой гипотез, из которых выводятся законы, принципы, теории. Гипотеза составляет мето­дологическую основу, теоретическое предвидение, суть теоретических ис­следований. Она должна полнее и лучше объяснять явления и процессы, подтверждаться экспериментально и соответствовать общим законам диа­лектики и естествознания.

Гипотетический метод включает следующие этапы:

• ознакомление с эмпирическим материалом, его творческий анализ и формулирование целей и задач исследования;

• выдвижение и формулирование рабочей гипотезы;

• выведение из гипотезы следствий, развивающих существующие теоретические представления или предполагающих новое теоре­тическое решение;

• экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Гипотетический метод является основным, наиболее распространен­ным в прикладных науках и представляется как сложный комплексный ме­тод исследований.

Общелогические методы исследований

Общелогические методы и приемы исследований являются самыми распространенными в научной деятельности. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, системный под­ход.

Анализ — метод научных исследований, который состоит в мыслен­ном или реальном разделении, расчленении объекта исследования на со­ставные части с целью изучения его структуры, состава, свойств, связей и т.п. Он позволяет проникать в сущность объекта исследования путем изу­чения его составных элементов и выявления наиболее существенных из них. Анализ как логический прием используется во всех научных исследо­ваниях, но составляет его первый этап, так как для постижения объекта во всей полноте недостаточно изучения лишь его составных частей. Для изу­чения объекта как единого целого необходимо метод анализа дополнить другим методом – синтезом.

Синтез – метод научных исследований, представляющий собой мысленное соединение составных частей изучаемого объекта, разделенных в результате анализа, с целью дальнейшего изучения этого объекта как единого целого. Синтез позволяет установить роль и место элементов, ча­стей изучаемого объекта, их взаимосвязь и взаимозависимость, понять то существенное, общее, что связывает части в единое целое. При этом синтез – это не произвольное, механическое соединение элементов целого, а по­лучение совершенно нового, диалектически единого образования.

Анализ и синтез представляют собой единство противоположностей,

так как являются двумя сторонами взаимосвязанного и взаимообусловлен­ного аналитико-синтетического процесса познания. Эти методы исследо­ваний получают свою конкретизацию в каждой отрасли науки и могут превращаться в специальные методы, например математический, химиче­ский, социальный анализ, органический синтез и т.п. Некоторые этапы научных исследований являются преимущественно аналитическими или синтетическими.

Индукция (от лат. inductio – наведение, побуждение) есть метод ис­следований, основывающийся на формально-логическом умозаключении, ведущем от частных посылок, фактов к общему утверждению, обобщению, выводу. В индукции мысль исследователя идет от единичного, частного через особенное к общему и всеобщему. Обнаруживая сходные свойства, черты или признаки у многих объектов некоторого класса, исследователь приходит к выводу о принадлежности этих признаков всем объектам дан­ного класса. Поскольку знание о частных фактах всегда неполно, индук­тивные выводы и заключения всегда имеют вероятностный характер и рас­сматриваются как гипотеза.

Дедукция (от лат. deductio – выведение) есть метод исследований,

основывающийся на умозаключении, ведущем от знания общего к част­ным, единичным выводам. Он позволяет с помощью анализа, изучения общих положений и фактов делать частные, конкретные выводы, из зна­ния общих свойств всего класса объектов вывести знания о единичном объекте этого класса. Если в качестве общей посылки выступает новая научная идея, некоторая гипотеза, то дедукция может явиться отправной точкой для появления новой теории. Важное свойство дедукции заключа­ется в том, что если исходные посылки дедуктивного умозаключения ис­тинны и логически правильно связаны, то и частные выводы будут истинными.

Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сход­стве, подобии некоторых сторон, свойств, признаков различных объектов, вследствие чего знания об уже известных объектах переносятся на другие, похожие на них. Вывод по аналогии можно представить как перенос ин­формации об одном хорошо изученном объекте на другой, менее изучен­ный объект на основании выявленного между ними подобия, сходства. Метод аналогии дает правильные выводы с высокой степенью вероятно­сти, если выполняются следующие условия: подобие объектов установлено по важнейшим и существенным признакам, свойствам, количество кото­рых достаточно велико; взаимная связь между сравниваемыми показате­лями должна быть тесной и глубокой; были учтены не только схожесть между объектами, но и различия между ними.

Метод аналогии в широком понимании составляет основу моделиро­вания.

Моделирование – метод научных исследований, заключающийся в том, что объект исследования заменяется специально созданным аналогом – моделью, с помощью которой производится изучение свойств, сторон, связей, качеств, параметров исходного объекта. Между оригиналом и мо­делью должно существовать определенное подобие, сходство тех парамет­ров, которые интересуют исследователя, например подобие структуры, функций, физических характеристик или алгоритмов поведения.

Различают несколько видов моделирования в зависимости от вида используемых в исследованиях моделей.

Физическое моделирование характеризуется физическим подобием между моделью и объектом исследования. На основе воспроизведения в модели физических свойств и процессов, присущих оригиналу, изучают и делают выводы о явлениях, происходящих в естественных условиях.

Мысленное моделирование состоит в мысленном представлении во­ображаемых моделей объектов исследований. Особым видом моделирова­ния является мысленный эксперимент.

Символическое моделирование связано с условно-знаковым пред­ставлением параметров и сторон исследуемого объекта. Знаковые модели позволяют раскрыть такие связи и отношения объекта, которые невозмож­но обнаружить другими способами. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные графические представления – схемы, чертежи, графики, номограммы и т.п. Важнейшей и особой разновидностью симво­лического моделирования является математическое моделирование.

Численное моделирование на компьютере основывается на ранее со­зданной математической модели объекта исследований или на алгоритме его функционирования, реализованном в виде компьютерной программы. Численное моделирование особенно важно там, где необходим большой объем вычислений, где не совсем ясна физическая картина изучаемого процесса, не познан его внутренний механизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *