Что соколко что с тобою а пушкин обращение
Урок русского языка в 5-м классе «Звательный падеж. Обращение»
Оборудование урока: проектор, компьютер, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент.
Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё на месте, всё в порядке: книги, ручки и тетрадки?
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие во времени. Продолжая изучать тему “Обращение”, узнаем, что когда-то в церковнославянском языке наших предков было не 6, а 7 падежей; выясним, какую роль утратившая форма 7-го падежа выполняет в современном языке. Вспомним о знаках препинания при обращении, и с какой интонацией они произносятся.
Запишите тему урока.
2. Посмотрим отрывок из фильма-сказки, (отрывок из сказки Л. С. Пушкина “Сказка о золотой рыбке” проецируется через проектор)
— Скажите название сказки и её автора.
— Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Ещё раз прочитаем отрывок.
Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
— Обратите внимание на существительные и определите их падеж.
У существительного старче сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.
— А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать)
— Правильно. Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Прочитаем отрывки из сказок А. С. Пушкина. Карточки под номером 1 лежат на партах.
Карточка.
1. Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее.
2. Не губи меня, девица!
3. Постой, бабушка, постой немножко.
4. Что, Соколко, что с тобою?
— Из какой сказки данные предложения?
— Когда же употребляли звательный падеж?
— Похожи ли эти слова на обращения, с которыми работали на предыдущем уроке?
— Сравним 2 предложения. Предложения проецируются на экран.
1. Сладко спи, моя красавица.
2. Сладко спит моя красавица.
— В каком предложении встретилось слово, которое произносится с особой интонацией и является обращением?
— А в каком предложении это же слово является подлежащим?
— А в предложении обращение выполняет синтаксическую роль?
— Что ещё знаете об обращении? Расскажите правило.
Ученик читает стихотворение.
Всем нам при обращении поможет обращение.
Можно смело обратиться к людям, звездам или к птицам.
На письме не забывай, запятыми выделяй!
— Можно смело обратиться не только к людям, птицам, т.е. к одушевлённым существительным, но и к звёздам, т. е. к существительным неодушевлённым.
— Давайте уточним, где ставится запятая, если обращение стоит в начале предложения?
— В конце предложения? В середине?
3. Практическое задание по группам.
1 группа работает за компьютерами, выполняет задания программы “Фраза”. Программа выставляет оценку, ученики заносят её в дневник.
2 группа работает с предложениями, записанными на доске. Задание следующее: узнать слово-обращение, расставить знаки препинания, над обращением поставить значок О
1. Чем вы, гости, торг ведёте?
2. Бог с тобою, золотая рыбка.
3. Добрый путь вам, господа!
4. Отпусти ты, старче, меня в море.
5. Физминутка.
Дождь! Дождь! Лей сильней,
Чтобы было веселей.
Гром! Гром! Прогреми,
Нас развесели.
Град! Град!
Сыпь на нас
Мы все спрячемся сейчас!
— Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их.
— Какой предмет (одушевлённый или неодушевлённый) обозначает обращение?
Обращения в речи нужны не только для того, чтобы к кому-то обратиться. С их помощью можно выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью. Давайте проверим.
— На парте лежат карточки под номером 2.
1. Смилуйся, государыня рыбка!
2. Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи.
3. Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!
4. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!
— Как смогли определить эмоциональную окраску?
5. Итог урока.
6. Цифровой диктант.
И в заключении проведём цифровой диктант. У каждого есть задание. Карточки под номером 3. Предложения пронумерованы.
Знаки препинания не расставлены. Выписываем цифры только тех предложений, где есть обращения.
1. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей».
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем. »
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». — Царевна хочет
Выдти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо, —
Ей царевна говорит: —
На ж, лови!» — и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
«Благодарствую, — сказала. —
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед».
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…
Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им на встречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! —
Братья молвили: — печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой,
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
Урок русского языка в 5-м классе «Звательный падеж. Обращение»
Оборудование урока: проектор, компьютер, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент.
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие во времени. Продолжая изучать тему “Обращение”, узнаем, что когда-то в церковнославянском языке наших предков было не 6, а 7 падежей; выясним, какую роль утратившая форма 7-го падежа выполняет в современном языке. Вспомним о знаках препинания при обращении, и с какой интонацией они произносятся.
Запишите тему урока.
2. Посмотрим отрывок из фильма-сказки.
(отрывок из сказки А. С. Пушкина “Сказка о золотой рыбке” проецируется через проектор)
Скажите название сказки и её автора.
Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
Обратите внимание на существительные и определите их падеж.
У существительного старче сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.
А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать)
Правильно. Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Прочитаем отрывки из сказок А. С. Пушкина. Карточки под номером 1 лежат на партах.
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
Из какой сказки данные предложения?
Когда же употребляли звательный падеж?
Похожи ли эти слова на обращения, с которыми работали на предыдущем уроке?
В каком предложении встретилось слово, которое произносится с особой интонацией и является обращением? А в каком предложении это же слово является подлежащим? А в предложении обращение выполняет синтаксическую роль?
Что ещё знаете об обращении? Расскажите правило.
Ученик читает стихотворение.
Всем нам при обращении поможет обращение.
Можно смело обратиться к людям, звездам или к птицам.
На письме не забывай, запятыми выделяй!
Можно смело обратиться не только к людям, птицам, т. е. к одушевлённым существительным, но и к звёздам, т. е. к существительным неодушевлённым.
Давайте уточним, где ставится запятая,если обращение стоит в начале предложения? В конце предложения? В середине?
А в устной речи обращение выделяется с помощью интонации. Эта интонация называется звательной. Вот и встретились две темы. В русском языке-звательная интонация, в церковнославянском языке- звательный падеж.
3. Практическое задание по группам.
1. группа работает за компьютерами, выполняет задания программы “Фраза”. Программа выставляет оценку, ученики заносят её в дневник.
4. Физминутка.
Дождь! Дождь! Лей сильней,
Чтобы было веселей.
Гром! Гром! Прогреми,
Нас развесели.
Град! Град! Сыпь на нас
Мы все спрячемся сейчас!
Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их. Какой предмет (одушевлённый или неодушевлённый) обозначает обращение?
Обращения в речи нужны не только для того, чтобы к кому-то обратиться. С их помощью можно выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью. Давайте проверим. На парте лежат карточки под номером 2. Первая группа выбирает предложения с обращениями, выражающими неодобрительную эмоциональную окраску, вторая группа-одобрительную.
Дурачинаты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло!
Как смогли определить эмоциональную окраску?
5. Итог урока.
6. Цифровой диктант.
И в заключение проведём цифроврй диктант. У каждого есть задание. Карточки под номером З. Предложения пронумерованы, знаки препинания не расставлены. Выписываем цифры тех предложений, где есть обращения.
И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет”.
Написать сказку об обращении.
Образцы материалов для урока:
Карточка № 1
Всех румяней и белее.
4. Что, Соколко, что с тобою?
Из какой сказки данные предложения?
Карточка № 2
2. Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи.
2. Не губи меня, девица!
3. Дурачинаты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет.
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась
И до смерти испугалась
И взмолилась: “Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя”.
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица”.
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх, во светлую светлицу,
И оставили одну
Отходящую ко сну.
День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: “Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?”
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить её,
А на зеркальце своё
Долго дулась и сердилась:
Наконец об нём хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
“Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.
И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? и в чём. ”
Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Вот идёт, и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идёт.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами;
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
И встаёт она из гроба.
Ах. и зарыдали оба.
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: “Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее”.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Разработка урока ««Обращение. Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 62 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Разработка урока по русскому языку
«Обращение. Предложения с обращением.
Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце.»
учитель начальных классов
Костюк Лилия Вячеславовна
Тема: Обращение. Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце.
ü Образовательная: вспомнить, что такое «обращение»; изучить правила употребления знаков препинания в предложении с обращениями; понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; различать предложения с обращением; находить обращение в начале, середине и конце предложения; составлять предложения с обращением; выделять обращение на письме; оценивать результаты своей деятельности.
ü Развивающая : развивать умение выразительно читать предложения с обращениями; способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
ü Воспитательная: воспитывать культуру поведения на уроке, прививать внимательное обращение друг к другу.
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
1. Организация начала урока.
1.1.Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.
– Здравствуйте, ребята! Я всех очень рада видеть на уроке русского языка. Повернитесь друг к другу, подарите свои улыбки.
2.1. Фронтальная беседа
-О чем вы говорили на прошлом уроке? (О предложениях и их видах.)
— Какие виды предложения вы знаете по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.)
3) Какие виды предложения вы знаете по интонации? (Восклицательные и вопросительные.)
3.Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.
— Послушайте отрывки из сказок А.С. Пушкина и назовите тех, к кому обращаются с речью. ( Звучит аудиозапись)
• Что, Соколко, что с тобою? (Соколко.)
• Здравствуй, красная девица, — говорит он, — будь царица. (Красная девица.)
• Отпусти ты, старче, меня в море! (Старче.)
— Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются? (Обращения.)
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Обращение) (Тема урока записана на доске.)
— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое обращение, какой частью речи оно обычно бывает выражено, правила выделения обращений на письме, научиться правильно оформлять предложения с обращениями.)
4. Изучение нового материала.
4.1. Работа по учебнику
— Вспомните, как называются выделенные слова. Какова их роль в предложении?
(Данные слова называются обращением. Обращение не становится членом предложения.)
— Сделайте вывод: как выделяется обращение на письме? (Запятыми.)
— Как обращения выделяются в устной речи? (Они произносятся более высоким тоном и после них или перед ними делается пауза.)
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».
— Назовите все обращения в предложениях. Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными.)
— Открываем тетради. Оставьте две строчки после домашнего задания. Ставим три пальца – пишем число « ___________________». На следующей строчке ставим два пальца, пишем – «Классная работа».
4.3.Работа над упражнением 21.
— Прочитайте предложения и сравните их. (В предложениях говорится об одном и том же, одинаковыми словами, но обращение стоит в разных частях предложения.)
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме? (Если обращение стоит в начале, то оно отделяется запятой.)
— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в середине. Как выделяется обращение в этом предложении? (Если обращение стоит в середине, то оно выделяется с обеих сторон запятой.)
— В каком предложении обращение стоит в конце? Как оно выделяется в письменной и устной речи? (Если обращение стоит в конце, то перед обращением ставится запятая.)
— Спишите предложения. Подчеркните в них обращения. Составьте и запишите свое предложение с обращением. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)
5. Осмысление знаний
— Открываем на странице 18 упражнение 22.
-Давайте прочитаем задание к упражнению.
— Что такое диалог? (Разговор двух лиц.)
— Как оформляется диалог в письменной речи? (Слова каждого участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)
— Прочитайте диалог выразительно в парах.
— Какие слова вы выделили интонацией? Почему? (Это обращения.)
— Объясните употребление знаков препинания в предложениях.
— В каких предложениях допущены ошибки?
— Определите вид предложений по цели высказывания.
Дополнительное задание: вспомнить и записать отрывки из литературных произведений, в которых встречаются обращения.
6.Закрепление изученных знаний.
6.1.Работа на индивидуальных карточках.
1. Прочитай предложения. Найди обращения, поставь знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
1. Расскажи мне ска…ку милая мамоч…ка!
2. Игорь как ты сможешь помочь?
3. Галина Петровна выслушайте сначала.
4. Нет, это совсем другое море Машен…ка.
5. Милая м…я подру…ка мы будем бр…сать дру… другу мячик.
6. П…ссажиры будьте осторожны при вых…де из последнего вагона!
2. Прочитайте предложения. Найдите обращение, обозначьте его. Выделите запятыми.
Ребята не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.
Дорогие читатели берегите книги!
Юные натуралисты прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.
Дима прочитай книгу о животных.
Не шуми ты рожь спелым колосом.
Ты не пой косарь про широку степь.
Куда ты светлый ручеёк стремишься?
Спой светик не стыдись!
Друзья к чему весь этот шум?
Как милый петушок поёшь ты громко важно!
3. Расставь недостающие знаки препинания. Обозначь обращения.
1. Что дремучий лес призадумался?
2. Эй, вратарь готовься к бою.
3. Присядем друзья перед дальней дорогой.
4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой.
5.Радуй девочка людей добротой, красой своей.
6. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко.
7. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим.
8. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой.
9. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной.
10. Роза для чего тебе шипы?
ü Проверка работы на карточках. (Три ученика зачитывают)
8. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое обращение?
— Какой частью речи оно бывает выражено?
— Как обращение выделяется на письме, в устной речи?
10.Сообщение домашнего задания.
— Дома вам необходимо придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце).
— Спасибо вам за урок, ребята! Можете быть свободны.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
- Что соколко что с тобой
- Что соколко что с тобою а пушкин