Что соколко что с тобой расставь знаки препинания
Урок русского языка в 5-м классе «Звательный падеж. Обращение»
Оборудование урока: проектор, компьютер, карточки.
Ход урока
1. Оргмомент.
Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё на месте, всё в порядке: книги, ручки и тетрадки?
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие во времени. Продолжая изучать тему “Обращение”, узнаем, что когда-то в церковнославянском языке наших предков было не 6, а 7 падежей; выясним, какую роль утратившая форма 7-го падежа выполняет в современном языке. Вспомним о знаках препинания при обращении, и с какой интонацией они произносятся.
Запишите тему урока.
2. Посмотрим отрывок из фильма-сказки, (отрывок из сказки Л. С. Пушкина “Сказка о золотой рыбке” проецируется через проектор)
— Скажите название сказки и её автора.
— Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Ещё раз прочитаем отрывок.
Пошёл старик к синему морю;
(не спокойно синее море)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
— Обратите внимание на существительные и определите их падеж.
У существительного старче сложно определить падеж, потому что оно употреблено в форме звательного падежа.
— А что значит “стал кликать золотую рыбку”? (Звать)
— Правильно. Звательный падеж существовал в церковнославянском языке на правах 7-го падежа, которого уже нет в современном русском языке. Но мы с формой звательного падежа встречаемся и сегодня в произведениях художественной литературы. Прочитаем отрывки из сказок А. С. Пушкина. Карточки под номером 1 лежат на партах.
Карточка.
1. Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее.
2. Не губи меня, девица!
3. Постой, бабушка, постой немножко.
4. Что, Соколко, что с тобою?
— Из какой сказки данные предложения?
— Когда же употребляли звательный падеж?
— Похожи ли эти слова на обращения, с которыми работали на предыдущем уроке?
— Сравним 2 предложения. Предложения проецируются на экран.
1. Сладко спи, моя красавица.
2. Сладко спит моя красавица.
— В каком предложении встретилось слово, которое произносится с особой интонацией и является обращением?
— А в каком предложении это же слово является подлежащим?
— А в предложении обращение выполняет синтаксическую роль?
— Что ещё знаете об обращении? Расскажите правило.
Ученик читает стихотворение.
Всем нам при обращении поможет обращение.
Можно смело обратиться к людям, звездам или к птицам.
На письме не забывай, запятыми выделяй!
— Можно смело обратиться не только к людям, птицам, т.е. к одушевлённым существительным, но и к звёздам, т. е. к существительным неодушевлённым.
— Давайте уточним, где ставится запятая, если обращение стоит в начале предложения?
— В конце предложения? В середине?
3. Практическое задание по группам.
1 группа работает за компьютерами, выполняет задания программы “Фраза”. Программа выставляет оценку, ученики заносят её в дневник.
2 группа работает с предложениями, записанными на доске. Задание следующее: узнать слово-обращение, расставить знаки препинания, над обращением поставить значок О
1. Чем вы, гости, торг ведёте?
2. Бог с тобою, золотая рыбка.
3. Добрый путь вам, господа!
4. Отпусти ты, старче, меня в море.
5. Физминутка.
Дождь! Дождь! Лей сильней,
Чтобы было веселей.
Гром! Гром! Прогреми,
Нас развесели.
Град! Град!
Сыпь на нас
Мы все спрячемся сейчас!
— Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их.
— Какой предмет (одушевлённый или неодушевлённый) обозначает обращение?
Обращения в речи нужны не только для того, чтобы к кому-то обратиться. С их помощью можно выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью. Давайте проверим.
— На парте лежат карточки под номером 2.
1. Смилуйся, государыня рыбка!
2. Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи.
3. Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!
4. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло!
— Как смогли определить эмоциональную окраску?
5. Итог урока.
6. Цифровой диктант.
И в заключении проведём цифровой диктант. У каждого есть задание. Карточки под номером 3. Предложения пронумерованы.
Знаки препинания не расставлены. Выписываем цифры только тех предложений, где есть обращения.
1. Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч.
Урок русского языка в 4 классе по УМК « Школа России»
по учебнику «Русский язык» Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой
Учитель высшей категории
МОУ школы-гимназии № 33
Горбань Ирина Владимировна
Цели: 1. Создать условия для каждого ученика для успешного
усвоения темы «обращение»;
2. раскрыть понятие «обращение»;
3. научить узнавать обращение в предложениях, оформлять
обращение на письме;
4. учить учащихся делать выводы через наблюдение,
развивать монологическую речь учеников;
5. воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: Объяснение нового и первичное закрепление.
I Организационный момент.
II. Сообщение темы урока «Обращение».
У. Ребята, а кто знает, что такое обращение?
Сформулируйте учебную задачу.
Д. Узнать, что такое обращение?
— Как оформляется (выделяется) на письме?
— Каким значком обозначается в схеме предложения?
— Каким членом предложения является?
— Какой частью речи выражено обращение?
У. Я предполагала ваши вопросы, поэтому заранее записала
некоторые из них в виде плана (таблицы).Открывает на
доске запись:
У. Чтобы ответить на все эти вопросы, сделать вывод,
понаблюдаем над следующим упражнением.
III. Объяснение нового материала.
На доске записана группа слов:
солнышко мы шлем тебе привет
У. 1) Можно ли считать, что на доске записано предложение?
законченная мысль.
У 2) Оформлено ли оно на письме?
У. 3) Оформите предложение.
У. 4) Почему поставили «!»?
Д. –содержится сообщение с чувством радости.
У. 5) Назовите слово, которое показывает к кому обращаются
с речью.
Слово, которое показывает к кому, чему обращаются с
речью называется ОБРАЩЕНИЕ.
Итак, слово солнышко в предложении является обращением (заполняем 1 пункт плана (таблицы). А если предложение звучит так:
Солнышко красное, мы шлём тебе привет!
Где обращение? – солнышко красное.
6) Прочитайте предложение ещё раз выразительно.
У. Что вы заметили, когда Маша прочитала это предложение
Д. –Она сделала остановку, выделила голосом слово солнышко,
произнесла слово солнышко с чувством и т. д.
У. Молодцы, вы заметили, что при произнесении предложения на слово солнышко падает логическое ударение и делается вынужденная пауза.
А как на письме обозначить эту паузу?
Д.- Запятой (заполняем 2 пункт плана).
У. Теперь можно составить схему этого предложения.
Где находится обращение в предложении?
( в начале, в конце, в середине?)
и поместим в схеме в начале предложения.
(Заполняем 3 пункт плана)
7.)У. Разберите это предложение
Найдите словосочетания. Установите связь
Солнышко, мы шлём тебе привет!
У. Вошло ли слово солнышко в какое-нибудь словосочетание?
У. Значит, может ли обращение быть каким – либо членом предложения?
(Заполняем 4 пункт плана)
У. –Какой частью речи выражено обращение?
Д. –Именем существительным.
(Заполняем 5 пункт плана)
8.) Вывод. Что вы узнали об обращении?
Д. Делают вывод по плану:
3. Каким значком обозначается
Обращение – это слово, которое показывает к кому обращаются с речью. На письме выделяется запятой, в
схеме обозначается значком О, не является членом предложения.
IV. Работа по образцу.
Упр. 101 с. 59 прочитайте задание.
Работа на доске и в тетрадях.
—Бабушка, постой немножко! – обращение бабушка в
начале предложения выделяется запятой после слова.
схема: О, !
У. Какой частью речи выражено обращение девица, бабушка,
Соколко? Что ещё можете сказать об обращениях
выраженных именем существительным?
(Заполняем 5 пункт плана)
Из какого произведения, сказки эти строки? Хочется сказать, что в произведениях русских писателей Пушкина, Некрасова, довольно часто встречаются обращения. Привести примеры.
V. Ознакомление с правилом в учебнике на с.60
Соотнесите с упражнением.
Ответьте – Что нового узнали о словах – обращениях.
— Если О в конце предложения, то «,» перед ним.
— Если О в середине предложения, то «,» с двух сторон.
VI. Физминутка для глаз.
Закрыть глаза, расслабить мышцы глаз.
Путешествуем по букве О вправо, влево.
VII. Повторение правила об особенностях обращения.
VIII. Дифференциация.
а) 1 уровень для закрепления
Упр.100 1в. и 2в. по 1 предложению.
Составить схему, обращение выделить.
б) Проверка. У кого так? Встаньте…..
IX. Диагностический срез
а) Подчеркнуть (или выписать) предложение с обращением.
Составить схему (на усмотрение учителя)
1 вариант 2 вариант
О чем ты, девочка, плачешь? Как мне не плакать, волк?
В нашем лесу растут ель, сосна. Отправились на охоту волк, лиса.
(один ученик за доской)
б) Проверка. Кто выполнил так же ставит +.
X. а) 2 Уровень (задание на “ 4”)
Упр.102 (1абзац) с.61 (ученик за доской)
б) Проверка: Сколько предложений? Какими бывают предложения по цели высказывания, по интонации? Как оформили эти предложения?
У кого так ставьте + +
2 Уровень 3 Уровень
Кто из учащихся не получил Составить предложение с
+ + за Упр. 102(1) остается на обращением, выделить обращение
2 уровне и выполняет подобное запятыми, где
Упр. 103 1 слово
Если требуется учитель словосочетание
оказывает помощь. группа слов
Выполнили переходят на 3 уровень
ХI. Контрольный срез. ( на карточках )
а) обвести кружком номер предложения с обращением.
1.Иван Федорович, у нас будет урок труда?
2.В тайге водятся волки, рыси, медведи.
б) Расставь знаки препинания, обозначь О.
Приходи ко мне в гости Валя
в) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания.
….. вы заготовили корм для пернатых друзей …
а) обвести кружком номер предложения с обращением
2. Петя, Дуся, вы пойдете сегодня в магазин?
б) Расставь знаки препинания, обозначь О.
Помоги мне Коля решить задачу
в) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением.
Расставь знаки препинания.
. ты кормил сегодня птиц…
XII. Итог урока.
— С какой новой темой познакомились на уроке?
— Что узнали об обращении?
-Кто выполнил задание1,2 уровня без ошибок ставит на полях “4”
Кто выполнил задание 1 уровня – “3” на полях
1,2уровень с ошибками – “3”
Помните, что ещё я проверю ваши тетради и рядом выставлю свою отметку. Она может остаться такой как у вас или понизиться, если у вас неграмотное письмо.
XIII. Д/з. Дифференцировано.
2.Составить карточку соседу.
Придумать 3 предложения с обращением в разных частях
предложения ( начале, середине, конце), не оформлять.
Проверка орфографии и пунктуации
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить самые громоздкие ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них. Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово, посмотреть описание ошибки и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже специалистам. Наша автоматическая проверка орфографии может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более 60 самых важных правил.
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
«Обращение». Самостоятельная работа. 5 класс
Самостоятельная работа «Обращение». 5 класс. Два варианта. Можно использовать как карточки для повторения.
Просмотр содержимого документа
«»Обращение». Самостоятельная работа. 5 класс»
1. Укажите номера предложений с обращениями.
1) Здравствуй, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. 2) Что, Соколко, что с тобою? 3) Алёша, который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза. 4) Да, были люди в наше время, могучее лихое племя. 5) Герасим неподвижно стоял на повороте.
2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Выделите основы предложений.
1) Что сынок не спится? 2) Молодец Данила не подвёл! 3) Андрей не видал приёмщика.
Укажите номера предложений с обращениями.
Ты, царица, спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее. 2) Кажется, ему Татьяна нравится? 3) Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне. 4) Кушай яблоко, мой свет, благодарствуй за обед. 5) В трактире знали Герасима и понимали его знаки.
2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Выделите основы предложений.
1) А ты мальчик завтра приходи. 2) Настенька беги скорей. 3) Спасатели подоспели вовремя.
1. Укажите номера предложений с обращениями.
1) Здравствуй, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. 2) Что, Соколко, что с тобою? 3) Алёша, который накануне этому радовался, теперь закрыл глаза. 4) Да, были люди в наше время, могучее лихое племя. 5) Герасим неподвижно стоял на повороте.
2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Выделите основы предложений.
1) Что сынок не спится? 2) Молодец Данила не подвёл! 3) Андрей не видал приёмщика.
1. Укажите номера предложений с обращениями.
Ты, царица, спору нет, ты на свете всех милее, всех румяней и белее. 2) Кажется, ему Татьяна нравится? 3) Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне. 4) Кушай яблоко, мой свет, благодарствуй за обед. 5) В трактире знали Герасима и понимали его знаки.
2. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Выделите основы предложений.
1) А ты мальчик завтра приходи. 2) Настенька беги скорей. 3) Спасатели подоспели вовремя.
Конспект и презентация урока русского языка на тему «Обращение.Знаки препинания при обращении»
Выбранный для просмотра документ ОБРАЩЕНИЕ Земцова Е.Ю..doc
Тема урока: Обращение. Знаки препинания при обращении.
Цель урока (планируемые предметные результаты): раскрытие понятия «обращение», научить узнавать обращение в предложениях, оформлять обращение на письме.
ление к деятельности (организацион-ный момент)
— Девизом нашего урока я решила взять слова двух великих людей: В. Белинского « Что русский язык — один из богатейших языков в мире,
в этом нет никакого сомнения».
М.Горького “Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
-А чтобы владеть языком, какие качества нам потребуются на уроке?
— Какая же работа предстоит на этом уроке?
Скажите, сложно ли вам открывать на уроке новые знания? Что вам помогает?
— Сегодня вы узнаете что-то новое о предложении. Но сначала повторим то, что нужно будет для знакомства с новой темой.
Учащиеся говорят о внимании, активности, аккуратности, помощи друг другу и др.
Изучать что-то новое.
Актуализация с фиксацией затруднения в пробном учебном действии.
-Что такое предложение?
— Какими бывают предложения по цели высказывания?
— Какими бывают предложения по интонации?
— На каллиграфической минутке мы будем писать букву, которая есть в высказывании В. Белинского. Эта гласная буква находится в слабой позиции в числительном.
— На доске записана группа слов:
с олнышко мы шлем тебе привет
— Можно ли считать, что на доске записано предложение?
— Оформлено ли оно на письме?
— Вы сейчас будете работать в парах.
Работа на интерактивной доске.
-Что поставим в конце предложения? Почему?
Выделим основу предложения, выпишем словосочетания.
-Какое слово осталось? Почему?
-Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
вопросительными и побудительными.
Восклицательными или невосклицательными
Да, есть главные члены предложения, выражена
законченная мысль.
! содержится сообщение с чувством радости
Шлем (что?) привет, шлем (кому?) тебе.
Оно не связано с другими словами в предложении.
Сообщение темы урока. Формулировка учебной задачи .
— Для чего оно нужно? (Что мы делаем сейчас к солнышку?). Как это слово называется?
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
-Сформулируйте учебную задачу по вопросам что у вас на столе.
Чтобы ответить на все эти вопросы и сделать вывод, понаблюдаем над следующим упражнением.
ТЕМА УРОКА, ОБРАЩЕНИЕ
1.Что такое обращение? 2. Как оформляется на письме? 3.Каким значком обозначается? 4. Каким членом предложения является? 5. Какой частью речи выражено?
— Назовите слово, которое показывает к кому обращаются с речью.
Слово, которое показывает к кому или чему обращаются с речью называется ОБРАЩЕНИЕ.
Итак, слово солнышко в предложении является обращением (заполняем 1 пункт плана (таблицы).
Прочитайте предложение ещё раз выразительно. Что заметили?
-А как на письме обозначить эту паузу?
— Теперь можно составить схему этого предложения.
Где находится обращение в предложении?
При разборе предложения мы установили, что слово солнышко не вошло ни в одно словосочетание. Значит, может ли обращение быть каким-либо членом предложения?
-Какой частью речи выражено?
-А если предложение будет звучать так:
Солнышко красное мы шлем тебе привет!
-Где обращение? Значит, что такое обращение?
— Называем того, к кому обращаемся, выделяем эти слова голосом.
При произнесении предложения на слово солнышко падает логическое ударение и делается вынужденная пауза
Запятой (заполняем 2 пункт плана).
О,__________! ( заполняем 3 пункт)
Нет (заполняем 4 пункт)
Слово(группа слов), которое показывает к кому обращаются с речью
-Открыли мы новый материал? Что теперь необходимо сделать?
Работа с учебником с. Упр.195 ( Выписать предложения с обращениями)
-Что нового заметили в этих предложениях?
Расставить знаки препинания, выделить обращения, записать схему.
-Не губи меня девица!
-Что Соколко что с тобою?
-Какой частью речи выражено обращение? Что ещё можете сказать об обращениях выраженных существительным?
— Из какой сказки эти строки?
Хочется сказать, что в произведениях русских писателей Пушкина, Некрасова, довольно часто встречаются обращения.
— Обращение может стоять в начале, в середине, в конце предложения.
Сущ. Одуш, в 1пр.-нариц, во 2 пр. –собст.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Следующий этап нашей работы?
-Для чего мы ее проводим?
Контрольный срез по вариантам(на карточках)
А) Обведи кружком номер предложения с обращением.
1.Иван Фёдорович, у нас будет урок труда?
2. В тайге водятся волки, рыси, медведи.
Б) Расставь знаки препинания, выдели обращение.
Приходи ко мне в гости Валя.
В)Дострой предложение, чтобы оно было с обращением( в начале или в конце). Расставь знаки препинания.
… вы заготовили корм для пернатых друзей…
А) Обведи кружком номер предложения с обращением.
1.В реке много окуней, плотвы, ершей.
2. Ты пойдёшь сегодня в магазин, Петя?
Б) Расставь знаки препинания, выдели обращение.
Помоги мне Коля решить задачу
В)Дострой предложение, чтобы оно было с обращением( в начале или в конце). Расставь знаки препинания.
… ты кормил сегодня птиц…
Чтобы узнать что уже знаем и чего ещё не знаем.
Высказываются. Если есть ошибки, исправляют.
Работа по группам. Составить вывод по теме.
2гр. _ Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________
и в _______________ предложения.
На письме обращение выделяется ______________________. А устно_______________.
3 гр. Обращение _______________________членом предложения. В схеме обозначается ______________________.
Ученики работают самостоятельно по группам. Затем каждая группа представляет работу.
-Мы начали с высказывания М.Горького “Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».
и мы поставили задачу: понять особенности предложений с обращениями. Решили мы эту задачу?
Продолжите: я сегодня….
Оцените себя по лестнице успеха.
С.упр.197, творческое задание – составить синквейн по теме обращение.
— Урок закончен. Спасибо за работу.
Выбранный для просмотра документ обращение 2.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Белинский Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. М.Горький
— это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому или чему обращаются с речью. Обращение
Обращение всегда выделяется запятыми. О- обозначает обращение. Обращение не является членом предложения. Обращение обычно выражено именем существительным.
Ребята, берегите зрение!
Правила работы в группе 1. Каждый член группы имеет право высказать своё мнение ( пока один говорит, остальные внимательно слушают). 2. В каждой группе должен быть ответственный( он следит за работой в группе и выбирает того, кто будет представлять работу). 3. Группа работает так, чтобы не мешать другим.
Я узнал запомнил научился удивился
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-320181
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.