Что согласно веберу характерно для эффективного типа действия
Социальное поведение по М. Веберу
Вы будете перенаправлены на Автор24
Теория социального действия М.Вебера
По мнению М. Вебера социальными действиями занимается наука социология. Она толкует и понимает эти действия через объяснения.
Получается, что социальные действия являются предметом изучения, а толкование, понимание – это метод, с помощью которого явления причинно объясняются.
Таким образом, понимание есть средство объяснения.
Понятие смысла объясняет социологическое понятие действия, т.е. социология должна изучать рациональное поведение индивида. При этом индивид осознает смысл и цели своих поступков без эмоций и страстей.
Автор теории выделяет четыре типа поведения:
К аффективным формам поведения относятся растерянность перед каким-нибудь событием, энтузиазм, раздражение, подавленность. Эти четыре типа, как отмечает сам М.Вебер, можно считать самыми характерными, но далеко не исчерпывающими все многообразие видов поведения человека.
Ценностно-рациональное поведение по М.Веберу
По мнению М. Вебера ценностно-рациональное поведение является идеальным типом социального действия. Причина заключается в том, что в основе данного типа лежат такие поступки, совершаемые людьми, которые основаны на убежденности в их самодостаточной ценности.
Целью здесь выступает само действие. Ценностно-рациональное действие подчиняется определенным требованиям. Долг индивида – следовать этим требованиям. Действия в соответствии с этими требованиями означают ценностно-рациональные действия даже в том случае, если рациональный расчет имеет большую вероятность неблагоприятных последствий самого поступка лично для индивида.
Например, тонущее судно капитан покидает последним, несмотря на то, что его жизнь находится в опасности.
Готовые работы на аналогичную тему
Данные действия имеют осознанную направленность, а если их соотнести с представлениями о долге, достоинстве, то это будет определенная рациональность, осмысленность.
Преднамеренность такого поведения говорит о большой степени его рациональности и отличает от аффективного поведения. «Ценностная рациональность» действия абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид, потому что несет в себе что-то иррациональное.
М. Вебер считает, что действовать чисто ценностно-рационально может только тот человек, который поступает в соответствии со своими убеждениями. В этом случае он будет выполнять то, что требует от него закон, религиозное предписание, важность чего-либо.
Цель действия и само действие в ценностно-рациональном случае совпадают, а побочные следствия во внимание не принимаются.
Таким образом, получается, что целерациональное действие и ценностно-рациональное различаются между собой как истина и правда. Истина – это то, что есть на самом деле независимо от убеждений, верований конкретного общества. Правда означает сопоставление того, что наблюдаешь с общепринятым в данном обществе.
Типы социального действия М. Вебера
Автор теории социального действия М. Вебер выделяет шесть их типов:
Данная классификация упорядочивает все виды социального действия по степени убывания их рациональности и понятности.
Социальными в принятом смысле являются не все типы действия, включая внешний тип. Если внешнее действие направлено на поведение вещных объектов, то оно не может быть социальным.
Социальным оно становится только тогда, когда ориентировано на поведение других, например, молитва, прочитанная в одиночестве, не будет носить социальный характер.
Социальный характер носят не все типы взаимоотношения людей. Социальное действие не будет идентично одинаковому поведению людей, например, во время дождя. Люди открывают зонты не потому что ориентируются на действия других, а для того, чтобы защититься от дождя.
Не будет идентично оно и тому, на которое влияет поведение других. Огромное влияние на человека оказывает поведение толпы и определяется как поведение, обусловленное массовостью.
М. Вебер ставил перед собой задачу – показать, как такие социальные факты – отношения, порядок, связи – следует определять как особые формы социального действия, но стремление фактически было не реализовано.
Важнейшая мысль М. Вебера заключалась в том, что социальное действие приводит к социальному факту. Детерминантом действия М. Вебер рассматривает только цель, а обстоятельствам, которые делают это действие возможным, не уделяет должного внимания. Он не указывает, среди каких альтернатив осуществляется выбор и не имеет суждений о том, какие цели действия имеет действующий в той или иной ситуации. Не говорит и о том, какие варианты действия есть у субъекта при движении к цели и какой тип отбора он производит.
Социальное действие: определение понятия и примеры
Социальное действие — это активное волеизъявление, осознанное индивидом и направленное на других людей. К примеру, беру я ручку со стола. Это не социальное действие, так как направлено на объект, а не на субъект. Социальное действие всегда направлено на субъект (актора) — другого человека.
Определение понятия
Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?
Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь — все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.
Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину…. Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин 😉
Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет….
Поверить в то, что люди сообщили мне о пропадающей услуге из добрых побуждений («Что это он платит за Инет, а ТV не пользуется! Непорядок»)? Я не настолько наивен! Поверить в то, что меня хотят зомбировать, предлагая мне эту допуслугу… — я не настолько одержимый идеей заговора! Кругом полно загадок! 🙂 Как думаете — стоит подключить зомбовизор? Вы сами часто смотрите TV. Жду ответы в комментариях!
В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!
Типы социального действия по Максу Веберу
Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!
Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:
1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.
Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять…. Не согласны? 🙂 Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной…
2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?
А может, вы искренне верите, что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? 🙂 Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!
3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете : «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу….
А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу 🙂
4. Традиционное действие — обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.
Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.
Социальное действие по М. Веберу
Понятие и структура социального действия
Для того чтобы вступать между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны прежде всего действовать. Именно из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества.
Эмпирически представляется, что любое поведение человека — это и есть действие: человек действует, когда что-то делает. В действительности это не так, и многие виды поведения не являются действием. Например, когда мы в панике бежим от опасности, не разбирая дороги, — мы не действуем. Здесь речь идет просто о поведении под влиянием аффекта.
Действие — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.
Социальное действие по М. Веберу
Не всякое действие является социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие. соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением. При этом не имеет значения, пользу или вред приносит данное конкретное действие другим людям, знают ли другие о том, что мы совершили то или иное действие, успешно действие или нет (социальным может быть и неудавшееся, провальное действие). В концепции М. Вебера социология выступает как бы исследованием действий, ориентированных на поведение других. Например, увидев нацеленное на себя дуло ружья и агрессивное выражение на лице прицелившегося человека, любой человек понимает смысл его действий и грозящую опасность благодаря тому, что мысленно как бы ставит себя на его место. Мы пользуемся аналогией с собой для того, чтобы понять цели и мотивы.
Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». В парадигме функционализма под социальными акторами понимаются индивиды, исполняющие социальные роли. В теории акционализма А. Турена акторы — это социальные группы, направляющие ход событий в обществе в соответствии со своими интересами. Они оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения. Социальные стратегии могут быть индивидуальными или исходить от общественных организаций или движений. Сферой приложения стратегии выступает любая сфера жизни общества.
Реально действия социального актора никогда не бывают полностью ни результатом манипуляции внешними социальными силами его сознательной волей, ни продуктом сложившейся ситуации, ни абсолютно свободным выбором. Социальные действия представляют собой результат сложного взаимодействия социальных и индивидуальных факторов. Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей и поэтому не может быть абсолютно свободным. Но так как его действия по своей структуре являются проектом, т.е. планированием средств по отношению к еше не реализованной цели, то они имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации.
Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы:
Т. Парсонс называл совокупность элементов социального действия его системой координат.
Типы социального действия по М. Веберу
Одним из центральных пунктов теории Вебера выступает выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. «Социальное действие», по Веберу, — это идеальный тип, где «действие» — действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» — действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре вида социального действия:
Само же общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.
Схема 1. Типы социального действия по М. Веберу
Вебер сознательно расположил четыре описанных им типа социального действия в порядке возрастания рациональности. Этот порядок, с одной стороны, служит своеобразным методическим приемом для объяснения различного характера субъективной мотивации индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, ориентированном на других; мотивацию он называет «ожиданием», без нее действие не может рассматриваться как социальное. С другой стороны, и в этом Вебер был убежден, рационализация социального действия есть вместе с тем тенденция исторического процесса. И хотя этот процесс протекает не без трудностей, разного рода препятствий и отклонений, европейская история последних столетий. вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации свидетельствуют, по Веберу. о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одним из существенных компонентов «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса».
Рационализация, также по Веберу, — форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны.
Вебер выделяет три самых общих типа, три способа отношения к миру, в которых заключены соответствующие установки или векторы (направленности) жизнедеятельности людей, их социального действия.
Первый из них связан с конфуцианством и даосистскими религиозно-философскими воззрениями, получившими распространение в Китае; второй — с индуистскими и буддистскими, распространенными в Индии; третий — с иудаистскими и христианскими, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе и Америке. Первый тип Вебер определяет как приспособление к миру, второй — как бегство от мира, третий — как овладение миром. Этими разными видами мироощущения и образа жизни и задается направление последующей рационализации, то есть разных способов движения по пути социального прогресса.
Весьма важный аспект в творчестве Вебера — изучение базовых отношений в социальных ассоциациях. В первую очередь, это касается анализа отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.
Из применения понятия «социального действия» к политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного (признанного) господства:
Социология, по мнению Вебера, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, от политических, экономических, идеологических влияний.
Социальное действие по М. Веберу
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие «социальное действие», его структура
Для того, чтобы взаимодействовать друг с другом, индивиды выстраивают различные социальные связи, а также вступают во множество коммуникаций. Но, прежде всего, любое событие, проявление активности, общение индивида с другими основывается на его желании и стремлении действовать. Именно из поступков человека, интенций и действий складывается история всего общества, которую мы также можем оценить как положительно, так и отрицательно. В целом, образ человека складывается на основе его действий и поступков: если человек совершает больше добра, то и мнение о нем положительное, но если его действия несут злой умысел, то мы вряд ли назовем такого человека благородным и добрым.
Действие в социологической науке выступает в качестве проявления активного поведения человека, которое основано на его рациональности, целеполагании, предполагает нацеленность на конкретный результат. К тому же, стоит учитывать, что любое действие также может изменить социальную структуру, объекты, но цель заключается либо в сохранении их первоначального состояния, либо в его изменении в зависимости от требований общественности.
Действие человека отличается целенаправленностью и рациональностью, что сразу отличает его от действий, которые совершаются животными, необдуманно и инстинктивно. Так, человек осознает последствия своих поступков, оценивает шансы закончить дело успешно, а также в целом осознает и понимает, зачем он поступает так, а не иначе. Очень многое зависит от мировоззрения человека, его ценностных ориентиров, а также от его воспитания и уровня развития.
Социальное действие в разработках М. Вебера
Одним из исследователей, который занимался разработками понятия «действия», был Макс Вебер (1864-1920, Германия). Изначально автор предполагал, что не всякое действие, совершаемое человеком, может считаться социальным. Подтверждал он это собственным определением социального действия как деяние, которое соотносится по своему смыслу с поведением других членов общества, и ориентировано именно на него. Таким образом, действие становится сугубо социальным и приобретает общественные черты в том случае, когда в своем целеполагании оно затрагивает других членов общества, их интересы и взгляды.
Готовые работы на аналогичную тему
Отметим, что М. Вебер при этом полагал, что характер действия и осведомленность о нем не имеет значение: оно может носить положительный или отрицательный характер, нести вред или пользу другим членам общества, и люди могут не знать о нем, но при этом оно уже будет социальным, потому что воспроизводится в обществе и направлено на его участников.
Субъект социального действия в концепции М. Вебера определяется как социальный актор. Под социальным актором понимается индивид, который исполняет конкретные социальные роли, имеет свои особые отличительные черты, которые приписываются ему при исполнении какого-либо действия. Данные действия могу производиться в кругу семьи, в образовательном учреждении, а также в сфере профессиональной и трудовой деятельности индивида. При этом, в каждой сфере он может обладать разнящимися друг с другом социальными чертами, которые соответствуют его роли как семьянина, учащегося работника, члена политической партии и по иным признакам.
Действия социального актора могут совершаться по различным причинам. Это могут быть внутренние мотивации или результаты манипуляции внешними социальными явлениями и процессами. Внутренние мотивации основаны на его ценностях, мировоззрениях, желаниях, целях. Человек внутри выстраивает свой мир, с которым он живет и желает изменить внешние обстоятельства под свои внутренние потребности. Если говорить о внешних силах, то к ним относится вся сложившаяся социальная среда и ситуации. Таким образом, социальное действие – это комплекс внутренних и внешних (индивидуальных и социальных) факторов, постоянно взаимодействующих друг с другом для достижения конкретной цели, которую ставит перед собой индивид.
Структура социального действия М. Вебера
Социальное действие – явление достаточно сложное, обладающее своей особой структурой. В нее входят следующие элементы, которые взаимодействуют друг с другом для достижения эффективного результата и изменения окружающих условий:
М. Вебер: концепция социального действия и его типов — методологические основы социологии М. Вебера
Макс Вебер, на которого повлияли идеи И. Канта, его преемники — неокантианцы Г. Риккерт и В. Он начал изучать историю экономики. Изучение проблем взаимосвязи экономики с другими сферами человеческой деятельности — политикой, правом, религией и т.д. — Вебер пришел к выводу, что необходимо включить социологию, особенно социологию экономического поведения людей. Более того, его интересовала не деятельность небольших групп людей, а отдельные личности, их экономическое поведение и его мотивация. Он считал такое поведение социальным действием.
Теория социального действия представляет собой «сердце» социологии М.Вебера, и поэтому ее значение для профессиональной подготовки социолога очень велико, ведь он создал одну из самых фундаментальных концепций социологической науки за весь период ее существования — теорию социального действия как инструмента объяснения поведения различных типов людей Зборовский Г.Е.
Методологические принципы социологии Вебера тесно связаны с теоретической ситуацией западной социальной науки конца XIX века. Особенно важно правильно понять отношение Вебера к идеям Дильтея и неокантианцев.
Проблема общности наук о культуре стала центральной в исследованиях Вебера. В одном пункте он согласен с Дильтеем: Он разделяет антинатурализм последнего и убежден, что изучение человеческой деятельности не может основываться на тех же методологических принципах, которыми руководствуется астроном, изучающий движение небесных тел. Как и Дильтей, Вебер считал, что ни историки, ни социологи, ни экономисты не могут игнорировать тот факт, что человек является сознательным существом. Но в изучении социальной жизни Вебер решительно отверг метод непосредственного опыта, интуиции, поскольку результат такого метода исследования не обладает обобщающей способностью.
По мнению Вебера, главной ошибкой Дильтея и его последователей был психологизм. Парадоксально, но в ходе своих исследований Веберу пришлось использовать категорию, против которой он возражал Дильтею и другим представителям интуиционизма. Правда, веберовское понимание имеет иной смысл, чем интуиционизм.
Согласно Веберу, необходимость понимания своего предмета отличает социологию от естественных наук. «Как и любое событие, поведение человека обнаруживает корреляции и закономерности течения. Но что отличает человеческое поведение, так это то, что оно может быть интерпретировано разумно». Тот факт, что человеческое поведение может быть осмысленно интерпретировано, указывает на специфическое различие между наукой о человеческом поведении (социологией) и естественными науками. Здесь Дильтей увидел различие между науками о разуме и науками о природе.
Вебер, однако, спешит сразу же дистанцироваться от Дильтея: Он не противопоставляет «понимание» каузальному «объяснению», а, напротив, тесно связывает их. «Социология (в неявном смысле этого многозначного слова) — это наука, которая стремится понять социальное действие интерпретативно и таким образом объяснить его причинно в его ходе и последствиях». Разница между категорией понимания Вебера и соответствующей категорией Дильтея заключается не только в том, что Вебер предполагает понимание для объяснения, тогда как Дильтей его отвергает, но и в том, что понимание по Веберу не является психологической категорией, как полагал Дильтей, и понимание социологии, соответственно, не принадлежит психологии.
Рассмотрим аргумент Вебера. Для Вебера социология, как и история, должна начинаться с поведения индивида или группы индивидов. Индивид и его поведение являются, так сказать, «клеточкой» социологии и истории, ее «атомом», тем «простейшим единством», которое само уже не подвержено дальнейшему разложению и распаду; социальные институты существуют лишь постольку, поскольку индивиды придают им значение. Но психология также изучает поведение отдельного человека. В чем разница между психологическим и социологическим подходами к изучению индивидуального поведения?
Методологические основы социологии М. Вебера
Социология, согласно Веберу, рассматривает поведение человека лишь постольку, поскольку человек придает определенный смысл своим действиям. Только такое поведение может заинтересовать социолога, психология же не детерминирована таким поведением. Таким образом, социологическое понятие действия вводится Вебером через понятие смысла. Социология — это не только наука о понимании, но и наука, изучающая каузальные (причинно-следственные) связи.
Реальным объектом понимания в социологии является контекст смысла в поведении.
В своих методологических исследованиях Вебер, по сути, придерживался неокантианской версии антинатуралистического обоснования исторической науки.
Вебер выбрал целенаправленное действие как идеальный тип социального действия.
Если Вебер берет в качестве исходной категории идеальный случай действия, если его нельзя разделить на две различные реальности — семантическую и психологическую, и если цель действия и цель агента не расходятся, то вопрос о том, разделяет ли он риккетсийскую или дильтеевскую концепцию понимания, становится излишним. Мы можем сказать, что Вебер принимает и то, и другое, так же как можно сказать, что он не принимает ни того, ни другого. Ведь неокантианская точка зрения и точка зрения философии жизни предполагают уже расщепленную реальность смысла и реальность эмпиризма. Вебер, однако, в своей концепции целенаправленного действия предполагает эти две реальности там, где они все еще идентичны, и именно это предположение об их идентичности служит инструментом (идеалтипусом), с помощью которого он препарирует социальную реальность. Однако, исходя из совпадения этих двух реальностей в идеальном случае, Вебер признает правомерность подходов Риккерта и Дильтея, с оговоркой, что ни один из них не может быть принят в качестве методологической основы социологии.
Для Вебера рациональность является лишь методологическим, а не онтологическим постулатом социолога; это средство анализа реальности, а не свойство самой реальности. Вебер прямо подчеркивает этот момент: «Этот метод, — пишет он, — ни в коем случае не следует понимать как рационалистический предрассудок социологии, а только как методологическое средство, и поэтому его не следует рассматривать, например, как веру в действительное превосходство рациональности над жизнью. Ведь она ничего не говорит о том, в какой степени рациональные соображения определяют реальные действия в действительности. Выбирая целенаправленное рациональное действие в качестве методологической основы социологии, Вебер дистанцируется от тех социологических теорий, которые предполагают социальную «тотальность», такую как «люди», «общество», «государство», «экономика» и т.д. В этом отношении он резко критикует «органическую социологию», которая рассматривает индивида как часть социального организма, и решительно выступает против рассмотрения общества по биологической модели: понятие организма применительно к обществу может быть только метаморфозой — не более того.
Организационистский подход к изучению общества абстрагируется от того факта, что индивид — это существо, действующее сознательно. Аналогия между индивидом и клеткой тела возможна только в том случае, если сознание считается несущественным. Вебер возражает против этого, предлагая модель социального действия, которая принимает этот фактор как существенный.
Социальное действие как объект социологии
Социальные действия (включая невмешательство или принятие пациента) могут определяться прошлым, настоящим или ожидаемым будущим поведением других людей. Это может быть месть за прошлые обиды, защита от опасности в настоящем или защита от надвигающейся опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными людьми, знакомыми или неопределенным набором совершенно незнакомых людей.
Не все виды действий, даже внешние, являются «социальными» в обычном смысле этого слова. Внешнее действие нельзя назвать социальным, если оно направлено только на поведение реальных объектов. Внутренняя установка является социальной только в том случае, если она направлена на поведение других людей. Например, действия религиозного характера не являются социальными, если они не выходят за рамки созерцания, молитвы, произнесенной в уединении, и т.д. Управление (индивидом) является социальным только тогда и постольку, когда и поскольку оно учитывает поведение других людей. Таким образом, в самом общем и формальном смысле такое управление отражает признание фактических прав отдельных лиц распоряжаться своими домашними хозяйствами по своему усмотрению. Не все виды человеческих отношений являются социальными по своей природе. Например, столкновение двух велосипедистов — это не более чем инцидент, подобный стихийному бедствию. Однако попытка одного из них избежать столкновения, будь то драка, потасовка или мирное соглашение, является «социальным актом».
Социальное действие не тождественно ни тому, ни другому. Единообразное поведение многих людей (если многие люди на улице открывают зонтики во время дождя, это не означает (как правило), что собственные действия человека определяются поведением других людей; это просто единообразное действие для защиты от дождя). Такое, на которое влияет поведение других (хорошо известно, что на поведение человека сильно влияет сам факт нахождения в скоплении «массы» людей (тема «психологии масс», исследованная в работе Лебона); такое поведение определяется как поведение, контролируемое массами. Индивиды также могут быть подвержены массовому влиянию со стороны рассеянных толп, если они влияют на них одновременно или последовательно (например, через прессу), и они воспринимают свое поведение как поведение многих. Реакции определенного рода становятся возможными только благодаря тому, что индивид ощущает себя частью «массы»; другие реакции, напротив, тем самым тормозятся).
Так, событие или действие может вызвать у человека в толпе различные чувства — восторг, гнев, возбуждение, отчаяние и другие аффекты, которые не возникли бы (или возникли бы не так легко) у человека в одиночку по тем же причинам, и при этом (по крайней мере, во многих случаях) нет сознательной связи между поведением человека и фактом его участия в толпе. Такое поведение, обусловленное (или частично обусловленное) только фактом присутствия в толпе как таковой, выраженное как простая реакция на данное обстоятельство и не соотнесенное с ним по смыслу, не входит в понятие «социальное действие» в установленном нами значении. Правда, различие здесь трудно провести с уверенностью. Например, не только демагог, но и сама массовая аудитория может в разной степени и с разной ясностью представлять себе свое отношение к факту «массового действия». Кроме того, простое «подражание» поведению других (которому Г. Тарде справедливо придает большое значение) не является специфически «социальным поведением», если оно просто реактивно и не ориентировано на поведение другого человека. Опять же, грань настолько размыта, что в некоторых случаях трудно провести правильное различие. Однако тот факт, что человек заимствует у других то, что кажется ему подходящим, не является социальным действием. Ориентация здесь происходит не на поведение другого, а индивид путем наблюдения узнал известные объективные возможности, на которые он ориентирует свое поведение. Его действия причинно, но не содержательно, определяются поведением другого человека.
Классификация социальных действий, концепция М. Вебера
Концепция Вебера предполагает существование различных типов действия. Наиболее важным из них является целерациональное действие, «которое фокусируется исключительно на средствах, которые (субъективно) считаются подходящими для (субъективно) ясно осознанных целей». Здесь степень очевидности самая высокая. По мере снижения рациональности действие становится все менее понятным, его непосредственная очевидность уменьшается. Хотя в реальности граница между рациональным и иррациональным действием никогда не может быть жестко проведена, хотя «часть каждого социологически значимого действия (особенно в традиционном обществе) лежит на границе между ними», социолог должен исходить из целенаправленного действия как социально типичного действия и рассматривать другие типы человеческого поведения как отклонения от идеального типа.
Понимание в чистом виде, по мнению Вебера, возникает тогда, когда у нас есть целенаправленное действие. Вебер утверждает, что невозможно говорить о психологическом понимании, поскольку смысл действия и его цели лежат за пределами психологии. Но давайте поставим вопрос по-другому: в случае целенаправленного рационального действия, что именно мы должны понимать, смысл действия или самого действующего лица? Вебер выбрал целенаправленное действие в качестве идеально-типической модели, потому что в ней эти два аспекта совпадают: Понять смысл действия, в данном случае, значит понять агента, а понять агента — значит понять смысл его действий. Вебер рассматривает такое совпадение как идеальный случай, из которого должна исходить социология. Действительно, эти два момента могут редко совпадать, но наука, по мнению Вебера, не может исходить из эмпирических фактов: Он должен создавать идеализированное пространство. Для социологии таким «пространством» является целенаправленное действие.
М. Вебер выделил шесть типов социального действия:
Такая классификация не является аберрантной или спекулятивной. Это позволяет нам расположить все виды социального действия в порядке убывания рациональности, а значит, и разумности. Действительно, переход от одного типа к другому практически незаметен. Но накопление все больших количественных различий в конце концов превращает тип целерационального действия в свою противоположность — тип иррационального, практически непонятного, необъяснимого действия. Только последние два типа нуждаются в объяснении с психологической точки зрения.
Особые типы социального действия по М. Веберу
Помимо шести типов социального действия в зависимости от их направленности, Вебер выделял также четыре специальных типа: целерациональный, ценностно-рациональный, аффективный и традиционный. Социальное действие, как и всякое действие, может быть определено:
Нельзя сразу упускать из виду тот факт, что даже два последних типа действия — аффективное и традиционное — не являются социальными действиями в строгом смысле этого слова, поскольку они не имеют отношения к сознательному и глубинному смыслу действия. Сам Вебер отмечает, что «строго традиционное поведение, как и чисто реактивное подражание, находится на границе и часто на крайней стороне того, что можно было бы назвать ориентированным на действие «по смыслу», поскольку очень часто это просто притупленная реакция на привычные стимулы, протекающая в соответствии с привычной установкой, однажды принятой. Только ценностно-рациональное и целерациональное действие являются сущностью социального действия в понимании Вебера.
«Чисто ценностно-рациональное действие, — пишет Вебер, — это действие, которое совершается в соответствии с убеждениями человека, без учета его предвидимых последствий, и выполняет то, что кажется ему велением долга, достоинства, красоты, религиозного предписания, благочестия или важности какого-то … ‘matter’. Ценностно-рациональный акт … это всегда действие в соответствии с предписаниями или требованиями, которые агент рассматривает как налагаемые на себя. В ценностно-рациональном действии цель действия и само действие совпадают и не разделены, как в аффективном действии; побочные эффекты не рассматриваются ни в том, ни в другом случае.
В отличие от ценностно-рационального действия, четвертый тип, целерациональное действие, поддается декомпозиции во всех отношениях. «Вебер пишет: «Целерациональное действие — это действие, ориентированное на цели, средства и побочные эффекты, рационально взвешивающее средства против целей, цели против побочных эффектов, и, наконец, различные возможные цели против друг друга.
Вебер располагает эти четыре типа действия в порядке возрастающей рациональности: если традиционное и аффективное действие можно назвать субъективно рациональным (объективно они могут быть рациональными), то ценностно-рациональное действие уже содержит субъективно рациональный момент, поскольку актор сознательно соотносит свое действие с определенной ценностью как целью; но этот тип действия лишь относительно рационален, поскольку, во-первых, сама ценность принимается без дальнейшего опосредования, а поведение индивида, которое реально имеет место, утверждает Вебер, обычно ориентировано на два или более типов действия: в нем есть целерациональные, ценностно-рациональные, аффективные, а также традиционные моменты. Действительно, в разных типах общества может преобладать тот или иной тип действия: В обществах, которые Вебер называет «традиционными», преобладают традиционные и аффективные ориентации действия; конечно, не исключены и два более рациональных типа действия. Напротив, целерациональное действие становится наиболее важным в индустриальном обществе, но все остальные типы ориентации также в большей или меньшей степени присутствуют здесь.
Наконец, Вебер отмечает, что четыре идеальных типа не исчерпывают всего многообразия типов направленности человеческого поведения — но поскольку их можно считать наиболее характерными, они представляют собой достаточно надежный инструмент для практической работы социолога.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института