Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика

Социальная статика и динамика О. Конта

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная статика

Задачей социальной статики является систематическое изучение взаимосвязей между компонентами социальной системы и факторами, обеспечивающими социальный порядок, изучение взаимодействий, которые постоянно происходят между различными частями социальной системы.

Как и многие иные социологи, Конт начинает анализировать «социальную статику» именно с семьи, рассматривая ее как основную ячейку социального организма. Согласно О. Конту семья действует как стихийный источник нравственного воспитания, естественная основа политической организации. Переломный момент семьи, ее распад сравним с гибелью всего общества. Семья является первичной, естественно развивающейся, основанной на силе чувств формой объединения людей, из которой вырастают более широкие сообщества: племя, люди и т. д. Человек приобретает свои социальные качества преимущественно в семье.

Как самая устойчивая ячейка общества, семья выполняет важнейшие функции: социализация, сохранение культурного наследия, координация устремлений разных поколений, обеспечение баланса между традициями и инновациями. Конт воспроизводит консервативные аргументы о положении и роли женщин в семье, обосновывает неравенство между мужчинами и женщинами.

Вместе с семьей главным условием существования общественного организма считается разделение по трудовому признаку, формирующееся под воздействием естественных потребностей всего общества. Именно на основе разделения труда создается и со временем усложняется совокупность различных социальных групп и классов, формируется связь между какими-то отдельными семьями, а также формируется солидарность, терпимость и нравственность.

Несмотря на мнения либеральных сторонников свободной конкуренции, Конт полагал, что все экономические связи сами по себе не могут гарантировать стабильность всего общества, не могут обуздать разрушительного влияния эгоизма, злости и агрессивности, а потому они обязательно должны сосуществовать с политическим принуждением. Но, стоит отметить, даже этого будет недостаточно для эффективного и прогрессивного функционирования социума. Это можно объяснить тем, что социальная связь предполагает наличие единства верований, религиозных убеждений и возникающих социальных чувств. Это абсолютно необходимое соглашение обеспечивается религией и церковью.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальная динамика

Социальная динамика подразумевает, что эволюция разума человека является основой всего исторического развития социума.

Развитие общества представляется в виде перехода от одной стадии развития человеческого сознания к другой стадии. Здесь имеет место быть проявление «закона трех стадий».

Эти стадии соответствуют формам социальной структуры, политики, экономики:

Теологическая стадия обычно разделяется на три периода:

Но, стоит отметить, совершенство разума человека в какое-то время все равно должно было столкнуться с некой догматической системой богословских теорий, которые охватывали практически все структуры системы общества. Важно, что порядок здесь становится тормозом самого прогресса.

Современное общество, которое полностью погружено в анархию, замечает необходимость в формировании новой идеологии, которая сможет заменить ложные, придуманные доктрины и осуществить интегрируемую социальную роль.

Хотя и в таком разрушении можно найти положительные черты (человек становится свободным, формируются новые экономические и политические нормы, правила, принципы, идеалы и т. д.). Но «метафизический дух» считается проявлением существующих сомнений, имеющегося эгоизма, моральной развращенности и, можно сказать, политического беспорядка.

Последней в классификации Конта идет эпоха позитивизма. Сущность «позитивной» эпохи, которая, по мнению Конта, зародилась в 1800 году, отражается в сильной трансформации всех мыслительных направлений и ориентаций.

Основные черты позитивизма: распространение и расширение науки, формирование позитивной теории, новых концепций. Вообще, индустриальная система способна заменить военную, которая характерна больше для богословской эпохи. Важно, что гармоничное и единообразное существование и развитие всех компонентов жизни точно гарантирует применение многих научных достижений. Причем применяться они будут только на благо всего человечества.

Интересно, что такая «позитивная» эра имеет следующие характеристики: альтруизм побеждает над эгоизмом; растут социальные чувства людей; создается легкая и приятная жизнь; происходит довольно бурное развитие материальной культуры социума; формируется справедливость и наступает мир.

Итак, человеческая мысль может сосредоточить свое внимание не на сверхъестественном и не на понятном и полном объяснении с помощью каких-то абстрактных категорий, а только на законах, которые представляют наблюдаемые связи каких-то определенных явлений.

Источник

О. Конт и его позитивная социология

Содержание:

Тип работы:Реферат
Дата добавления:21.01.2020

Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть картинку Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Картинка про Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статикаЧто согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть картинку Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Картинка про Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Введение

В эпоху Нового времени, расцвета естественных наук и классической европейской философии, впервые появляется идея создания науки об обществе, которая должна быть такой же точной, как естественные науки. В 19 веке пришло время социологии, науке, которая занимается самой сложной формой движения материи, а именно социальной, выйти из рамок философии. Это произошло в Западной Европе, где теоретическое понимание процессов окружающей действительности было наиболее развито. Помимо этого условия, переход к рынку и связанные с ним социальные процессы послужили причиной возникновения социологии.

Во-первых, необходимость на качественно новом уровне понять диалектику прав и обязанностей гражданина и государства, которая в то время определялась быстро развивающимся капиталистическим способом производства. Лозунги «свободы», «равенства», «братства», под которыми в начале девятнадцатого века произошла Великая французская революция, стали, так или иначе, политическими, правовыми и моральными реалиями в более развитых странах Западной Европы и в Северной Америке.

Понятно, что эти изменения происходили не сразу и были очень болезненными, определялись специфическими традициями и укладом жизни страны, что приводило к всевозможным социальным конфликтам. Более того, с середины девятнадцатого века сформировался статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе социология с ее универсальным и методологическим и прикладным характером формировалась и развивалась в этот период в наибольшей степени.

Термин «социология» был введен в 30-х годах XIX века Огюстом Контом, который считается отцом-основателем новой дисциплины. По его мнению, социология должна интегрировать (объединить) все знания об обществе как единый организм и придать им подлинно научную (то есть построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу.

Другими словами, социология возникла со стремлением изучать общество как целостную систему; изучать общество позитивным (научно-инструментальным) способом.
Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества умозрительно, а не через строгий анализ фактов и научные обобщения; и она должна была отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типичными проявлениями социального поведения и взаимодействия.

Позитивистская социология Конта состоит из двух основных концепций. Одна из них, социальная статика, показывает отношения между социальными институтами. По мнению Конта, в обществе, как в живом организме, части гармонично согласованы. Но полагая, что общества по своей природе более стабильны, Конт также интересовался социальной динамикой, процессами социальных изменений. Изучение социальной динамики важно, поскольку оно облегчает проведение реформ и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или реорганизации социальных структур.
Все вышеперечисленное требует дальнейших размышлений и исследований, что и является целью данного эссе.

Социологический проект Конта

Огюст Конт (1798-1857), мыслитель, чей вклад в науку не ограничился введением термина социология, довольно резко противопоставил новую дисциплину философии. Огюст Конт хотел создать науку об обществе, которая была бы столь же точной, как и естественные науки, достигшие больших успехов в его время. Однако социология еще не достигла этого идеала. Но для современных исследователей, в отличие от Конта, невозможность создания науки об обществе по образцу естественных наук уже очевидна: социология имеет своеобразный объект изучения.

По замыслу Конта, социология должна была увенчать все здание естественных и гуманитарных наук. Этим проектам Конта не суждено было сбыться. Давайте обратимся к некоторым идеям «отца» социологии. Конт считал, что социологию следует разделить на две области: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучала структуру общества, то есть то, что является стабильным в природе общества. Социальная динамика заключалась в изучении процесса социальных изменений. В области социальной динамики Конта сформулировал свой хрестоматийный «Закон трех стадий» в развитии человеческого общества.

Конт считал, что в будущем совершенствование организации производства позволит преодолеть эти противоречия, а рост промышленного производства приведет к материальному процветанию населения.

В своем исследовании общества Конт уделял большое внимание морали и нравственности. Таким образом, он считал, что высший класс общества должен быть наделен чувством долга и ответственности, соответствующим их положению в обществе, и должен поддерживать социальную гармонию в обществе.

В целом, утверждает Конт, прогресс общества, даже развитие промышленности, в большей степени зависит от моральных добродетелей, чем, например, от политики. Несмотря на свой лозунг о том, что социология является научной, Конт все же больше похож на философа, чем на социолога, и многие свои идеи он взял у своего учителя, социалиста-утописта Анри де Сен-Симона, с которым Конт долгое время работал в качестве секретаря. В основном именно у него Конт нашел идею индустриального общества и развил ее дальше.

Позитивизм в социологии

Основные понятия позитивистской социологии Конта

Конт считал, что с помощью науки можно открыть скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Он назвал этот подход сначала социальной физикой, а затем социологией (т.е. наукой об обществе). Конт стремился разработать рациональный подход к изучению общества, основанный на наблюдении и эксперименте. По мнению Конта, такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого социального порядка.

Конт выступает против всего негативного, разрушительного или критического. Он противопоставляет духу отрицания теории и реальности, порожденному революцией (которая, однако, разрушила то, что стоило разрушить), творческий, позитивный дух. Категория «позитивного» становится наиболее общей и важной в его мировоззрении, так что «позитивизм» и другие слова, производные от «позитивного», становятся основными терминами для доктрины Конта.

Так что же такое «позитив» в понимании основателя позитивизма? Он приводит пять значений этого слова:

К этим значениям Конт добавляет такие особенности позитивного мышления, как его тенденция повсеместно заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер и тесная связь с универсальным здравым смыслом.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий» или «трех состояний», который он считал своим главным открытием.

Согласно этому закону, человек, общество и человечество в целом неизбежно и последовательно проходят в своем развитии три стадии.

Иногда Конт выступает не только против изучения «конечных» причин, но и против изучения причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как». Однако он сам часто комментирует причины тех или иных явлений в своих трудах.

Социальная статика

Социальная статика освещает «структуру коллективного бытия» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия касаются отдельного человека, семьи и общества (человечества).
Индивид, по мнению Конта, как уже отмечалось, по своей природе и необходимости предназначен для жизни в обществе; но ему присущи и эгоистические тенденции.

Она развивает социальный инстинкт, который прививает каждой семье чувство зависимости от всех остальных и собственной значимости, так что каждая семья может рассматривать себя как важную и неотъемлемую социальную функцию. Правда, Конт, в отличие от экономистов, считает, что сотрудничество, основанное на разделении труда, не создает общество, а предполагает его предварительное существование.

Солидарность, присущая всем живым объектам, достигает своей высшей степени в обществе. Наконец, чтобы обозначить эту степень и специфику социальной солидарности в человеческом обществе, Конт начинает использовать термин социальный консенсус (согласие). Консенсус, по его теории, является «основной идеей социальной статики».
В то же время разделение труда имеет определенные недостатки и опасности для общественного организма. Это грозит обществу распадом на множество изолированных групп. Она делает человека искусным в одном отношении и «чудовищно некомпетентным» во всех остальных.

Конт утверждает естественный, вечный и неизменный характер социальной иерархии и, следовательно, противоестественный характер идеи социального равенства. Разделение общества на классы вытекает из фундаментального и необходимого разделения управленческих и исполнительных функций. Конт называет классы по-разному, но суть классов заключается прежде всего в том, что они образуют две наиболее общие категории: руководителей и исполнителей.

Конт глубоко озабочен «печальной судьбой рабочего класса», угнетаемого и обездоленного высшим классом. Его работы полны теплых и сердечных слов о пролетариате, о его «возвышенных взглядах и благородных чувствах». Он рассматривает пролетариев и женщин как естественных союзников позитивизма (как и философы-позитивисты, они стоят на «общей почве») и стремится реализовать этот союз на практике. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а слуга, и его зарплата становится жалованьем.

Среди различных систем социальных институтов или сфер общественной жизни Конт придает особое значение религии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: Наука, экономика, политика, право и т.д. Для него социальный вопрос не является в первую очередь экономическим или политическим, а моральным и религиозным. Движущей силой деятельности является не интеллект, а чувство; чувство, в свою очередь, приводится в движение моралью и религией. Поэтому в «Системе позитивной политики» социология распадается на эти две сферы.

При «субъективном» методе развитие морали сливается со структурой социологии; все науки служат лишь предварительным этапом к морали, которая рассматривается как своего рода седьмая наука на вершине иерархии наук. Характерное отождествление фаталистической интерпретации социального закона с высшей моральной нормой четко прослеживается в любопытном тезисе Конта о том, что социология должна стремиться «постоянно представлять как неизбежное то, что сначала кажется обязательным, и наоборот».

В то же время социология становится средством создания религии человечества. По мнению Конта, в отличие от протестантов и деистов, которые нападали на религию во имя Бога, позитивисты должны «окончательно упразднить Бога во имя религии».
Религиозный моральный принцип, по мнению Конта, пронизывает даже такой институт, как собственность. Он был сторонником частной собственности и права завещать имущество. В то же время, однако, он постоянно подчеркивал «социальный характер собственности» и ответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается.

Социальная динамика

Социальный прогресс в конечном итоге проистекает из врожденного инстинкта, который заставляет человека «постоянно улучшать во всех отношениях все условия своего существования», «в целом развивать свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь. «.

Конт отмечает, что прогресс не является синонимом безграничного роста счастья и человеческого совершенства, и отмечает, что последнее понятие лучше заменить понятием «развитие». Социальной динамике не хватает оптимизма, признания возможности и даже необходимости отклонения. В истории чередуются «органические» и «критические» периоды, в которых преемственность прерывается. Тем не менее, Конт в целом представляет общественное развитие как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и последовательный характер прогресса. Подобно тому, как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последующее состояние общества как результат предыдущего и как необходимый источник будущего, поскольку, согласно аксиоме Лейбница, «настоящее связано с будущим».

Следуя взглядам традиционалистов, Конт неоднократно подчеркивает преемственность поколений и огромное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В «Позитивистском катехизисе» он утверждает: «Живые всегда, и все больше и больше, управляются мертвыми: это фундаментальный закон человеческого порядка. Это утверждение находит отклик в его тезисе о том, что человечество состоит в большей степени из мертвых, чем из живых, и что социальные узы будут разорваны в случае «восстания живых против мертвых».

В метафизическую эпоху люди имеют право на свободное обсуждение и полагаются только на индивидуальные оценки. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощается светской властью, принадлежащей законодателям и юристам. Важность военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.

Позитивный, более высокий этап в творчестве Конта декларируется и предсказывается как неизбежный, но его дальнейшая судьба характеризуется довольно туманно. Он считает, что «пройдет много веков, прежде чем истинное великое существо (т.е. человечество.) будет вынуждено столкнуться с собственным упадком. «. Таким образом, для Конта, как и для Маркса, грядущий золотой век человечества, неизбежный и желанный, означает либо нечто неопределенное, либо конец истории, либо новый цикл развития, начинающийся с новой «теологической» стадии.

Таким образом, Конт переходит от наблюдения за фактическими и существующими стадиями общественного развития к характеристике того, каким оно будет и должно быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.

Заключение

Социологию Конта можно рассматривать как попытку понять структуру общества, его политико-динамическую структуру, научными методами. На такую картину общества сильно повлиял опыт революции; прагматический проект структуры общества был построен на научном прогрессе. Наука должна была заменить произвол королей и стать основой рационального общественного устройства.

Огюста Конт можно считать основателем социологии, поскольку он не только занимался изучением общества и социальных проблем, но и разработал план систематизации наук и определил место социологии в ней, что послужило основой для последующей академической институционализации социологии как отдельной науки.

В ходе развития социологии четко прослеживаются две идеи, восходящие к работам О. Конта:

Список литературы

Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть картинку Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Картинка про Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть картинку Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Картинка про Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть картинку Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Картинка про Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статикаЧто согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Смотреть картинку Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Картинка про Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика. Фото Что согласно теории о конта должна изучать социальная статика

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Социальная статика и социальная динамика

Вся социология (до 1839 г. в терминологии О.Конта социальная физика) делилась им на две части – социальную статику и социальную динамику (по аналогии с физикой, в которой в качестве основных разделов выделяются статика и динамика). Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.

Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Семья – это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. «Только благодаря семейным обязанностям, – писал Конт, – человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности».

Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. Поскольку семья – это первичная, складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, именно из нее вырастают другие формы объединения людей – племена, народы и т.д.

Интересно отметить, что французский социолог не рассматривал экономическую функцию семьи, которая в его времена играла значительную роль. Впрочем, здесь нет ничего удивительного, если учесть, что экономическая жизнь общества, начиная с производства, по существу не затрагивала его научных и личных интересов. Что волновало Конта, так это, прежде всего, проблемы морального характера, в том числе применительно к семье.

Все рассуждения Конта о семье, и особенно о женщине, окрашены в архаичные и консервативные тона. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем, она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума. Прекрасна формула, выдвинутая Контом: «Пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь».

Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). Первую главу своей книги «Дух позитивной философии» Конт назвал «Закон интеллектуальной эволюции человечества, или Закон трех стадий», и начинает он ее следующим образом: «Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная…».

По утверждению О. Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвышаясь от низшей к высшей, как через индивидуальное человеческое сознание, так и сознание всего человечества (имеются в виду его история и культура). Первая – теологическая – отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая – метафизическая – является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная) стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все эти три стадии (фазиса, по выражению Конта) предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.

Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной динамике духовный фактор главенствует. И в первой, и во второй изменения в духовной сфере сопровождаются переменами в остальных областях общественной жизни. Так что все духовное социально в самом широком и общем смысле. Рассмотрим чуть подробнее каждую из трех стадий. Теологическая стадия в развитии сознания, а, следовательно, и общества означала, что все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил. Ее хронологические рамки – древность и раннее средневековье.

В рамках этой стадии выделялись три периода – фетишизм, политеизм, монотеизм. Период фетишизма связан с приписыванием жизни внешним предметам, в которых люди видели богов, поклонением неодушевленным предметам, наделявшимся сверхъестественной магической силой. Период политеизма (что означает веру во многих богов), особенно ярко проявившийся в древней Греции и Риме, был связан с формированием поэтического мировоззрения, развитием художественного творчества. Поэтому, считает Конт, материальная культура в древнем мире развивалась слабо. Что касается периода монотеизма, то он был характерен для обществ, где господствовала религия одного бога. Типичный пример – христианство.

Метафизическая стадия характеризовалась направленностью на разрушение в ходе Реформации, Просвещения, революций, войн и т.д. старых верований, составлявших фундамент общественного порядка в эпоху Средневековья. В упадок приходят все авторитеты того времени: власть, религия, господствующие классы. Что касается позитивной стадии, то ее смысл состоит в коренном преобразовании мыслительных ориентиров, определяющих характер общества. Появляется индустриальный (промышленный) строй, приходящий на смену военному и теологическому состоянию.

Характерными чертами позитивной эпохи являются: быстрое развитие материальной культуры (обеспечивающее более легкую и приятную жизнь), рост социальных чувств, солидарность, справедливость и мир. Человеческая мысль стремится теперь объяснить все на основании открываемых законов, представляющих собой наблюдаемые связи между явлениями. Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не сказать о соотношении двух узловых понятий в социологии Конта – порядка и прогресса. Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй – социальной динамике.

Большое внимание проблеме соотношения порядка и прогресса Конт уделяет в «Системе позитивной политики». Прежде всего, он формулирует девиз позитивизма: порядок и прогресс. Прогресс для Конта оказывается в первую очередь развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный.

Последний больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Система человеческого совершенствования включает в себя последовательные четыре ступени, соответствующие видам прогресса. Это вначале материальное, затем физическое, вслед за ним интеллектуальное и, наконец, моральное (нравственное) совершенствование. Другими словами, выстраивается своего рода иерархия видов общественного прогресса и человеческого совершенствования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *