Что согласно современным представлениям интеллект включает
Интеллект
Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые по сути являются «рабочими средствами» интеллекта. Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.
Структура интеллекта
Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций: счетную способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; вербальную (словесную) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь; пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; память; способность к рассуждению; быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Б.Г. Ананьев рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую процессы, состояния и свойства личности. В свою очередь, эта структура связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Они определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вредности для здоровья человека. При таком подходе интеллект рассматривается как интегральное образование познавательных процессов и функций, сопровождаемое метаболическим обеспечением. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в любом виде деятельности.
Подструктурами общего интеллекта являются образования невербального и вербального интеллекта. Вербальный интеллект показывает особенности вербально-логической формы общего интеллекта с преимущественной опорой на знания, которые, в свою очередь, зависят от образования, жизненного опыта, культуры, социальной среды каждого отдельного индивида. Невербальный интеллект зависит не столько от знаний, сколько от умений индивида и его психофизиологических особенностей, отражающихся в сенсомоторных показателях. Общая оценка интеллекта осуществляется после суммирования отдельных показателей успешности выполнения каждого из заданий, причем полученная сумма соотносится с возрастом испытуемого.
Виды интеллекта
Интеллект человека, пожалуй, самая гибкая часть всего человеческого существа, которую каждый делает такой, какой хочет. Понятие интеллекта имеет структуру и виды, каждый из которых рекомендуется развивать для того, чтобы быть гармоничной личностью.
Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.
Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.
Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.
Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо интеллект понятие структура и видыанализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.
Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.
Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.
Качества интеллекта
Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.
Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.
Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек.
При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.
Интеллект — способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.
Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.
Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).
Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида, его чувствительности к поисковым проблемам — его креативности.
Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).
Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.
Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний на новые объекты.
Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта, семантическим полем его сознания — индивидуальной системой значений, структурой интеллекта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое щелевое мышление, суженное до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В групповом мышлении начинают преобладать стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании, так и в структуре интеллекта.
Мышление и интеллект
Мышление и интеллект — близкие по содержанию термины. Родство их становится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что «ум ребенка с возрастом развивается», — этим передается проблематика развития интеллекта. Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» — процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект — это способность к мышлению, а мышление — процесс реализации интеллекта.
Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин Homo sapiens — человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь оглохший Бетховен или ослепший Гомер не перестали для нас быть великими. Тот же, кто совершенно потерял разум, кажется нам пораженным в самой своей человеческой сути.
Прежде всего мышление рассматривается как вид познания. С психологической точки зрения познание выступает как создание представлений внешнего мира, его моделей, или образов. Для того чтобы добраться на работу, нам нужна некоторая пространственная модель дороги между домом и работой. Чтобы понять то, что нам рассказывают на лекции о войнах Александра Македонского, нам нужно создать некоторую внутреннюю модель, изображающую победы великого полководца. Однако мышление — это не любое познание. Познанием является, например, и восприятие. Матрос, с мачты корабля увидевший на горизонте парусник, также создает определенную умственную модель, представление увиденного. Однако это представление является результатом не мышления, а восприятия. Поэтому мышление определяется как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.
Например, выглянув на улицу, человек видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это акт восприятия. Если же человек по виду мокрой крыши заключает, что прошел дождь, то мы имеем дело с актом мышления, хотя и очень простым. Мышление является опосредованным в том смысле, что оно выходит за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом. В случае мышления мы имеем дело не просто с созданием умственной модели на основании наблюдения внешнего мира. Процесс мышления значительно сложнее: вначале создается модель внешних условий, а затем из нее выводится следующая модель. Так, в нашем примере человек создает вначале первую модель, относящуюся к сфере восприятия, — образ мокрой крыши, а затем выводит из нее вторую модель, согласно которой недавно прошел дождь.
Мышление как познание, выходящее за пределы непосредственно данного, является могучим средством биологической адаптации. Животное, которое может по косвенным признакам заключить, где находится его жертва или где больше пищи, собирается ли на него нападать хищник или более сильный сородич, имеет значительно больше шансов выжить, чем животное, не имеющее такой способности. Именно благодаря интеллекту человек занял доминирующее положение на Земле и получил дополнительные средства для биологического выживания. Однако в то же время человеческий интеллект создал и колоссальные разрушительные силы.
С индивидуальной точки зрения, между интеллектом и успехом в деятельности существуют в основном пороговые отношения. Для большинства видов человеческой деятельности существует определенный минимум интеллекта, который обеспечивает возможность успешно заниматься этой деятельностью. Для некоторых видов деятельности (например, математика) этот минимум весьма высок, для других (например, работа курьера) — значительно ниже.
Однако возможно и «горе от ума». Чрезмерный интеллект может отрицательно отражаться на отношениях человека с другими людьми. Так, данные ряда американских исследователей показывают, что очень высокий интеллект может вредить политикам. Для них существует определенный оптимум интеллекта, отклонение от которого как в верхнюю, так и в нижнюю сторону ведет к снижению успехов. Если интеллект политика ниже оптимума, то снижается способность разбираться в ситуации, предсказывать развитие событий и т. д. При значительном превышении оптимума политик становится непонятным для той группы, которой он должен руководить. Чем выше интеллектуальный уровень группы, тем выше оптимум интеллекта для лидера этой группы.
Очень высокий уровень интеллекта (превышающий 155 баллов по тестам IQ) отрицательно сказывается и на адаптации детей, обладающих им. Они опережают своих сверстников в умственном развитии более чем на 4 года и становятся чужими в своих коллективах.
Развитие интеллекта
Стоит отметить, что среди факторов, влияющих на развитие интеллекта, называются размеры и строение мозга, гены, наследственность, социальное и культурное окружение, воспитание и образование. Также можно еще сказать, что интеллект это умственные способности, разум, способность учиться из опыта, умение адаптироваться, быть адекватным внешним раздражителям, применять знания, чтобы уметь управлять окружающей средой, мыслить логически и абстрактно. Но это еще и общая способность к познанию и решению проблем, усвоению нового, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение; восприятие; память; представление; мышление; воображение;
Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д.
Тесты на интеллект
Интеллект — Модели и структура интеллекта
На ранних этапах его изучения интеллект отождествляли с простейшими психофизиологическими функциями, подчеркивая органическую (врожденную) природу интеллектуальных различий между людьми.
Следующим шагом в изучении интеллекта стало смещение акцента с измерения простейших сенсомоторных свойств и памяти на измерение высших психических функций, обозначаемых термином «ум», «интеллект» (A.Binet, T.Simon, 1904). В работах 1904-1911 годов был поставлен вопрос, ставший одним из центральных в дебатах по проблеме: является ли интеллект простым, целостным психическим свойством, применимым в различных сферах деятельности, или же он производен от различных специальных способностей, которыми личность может обладать или не обладать самостоятельно.
Первая попытка проанализировать структуру свойств интеллекта на основе статистического анализа результатов тестирования была предпринята К. Спирменом (1904). Согласно его идеям, люди различаются в первую очередь по степени обладания фактором «G». Фактор «G», во-первых, определяет уровень «умственной энергии», необходимой для решения различных интеллектуальных задач, а во-вторых, связан с тремя особенностями сознания — способностью усваивать информацию (приобретать новый опыт), способностью понимать отношения между объектами и способностью переносить имеющийся опыт на новые ситуации.
Второе предположение определило направление поиска психологических особенностей, существенных для понимания индивидуальных различий в интеллекте, и многие авторы пытались психологически интерпретировать фактор «G». В качестве общего фактора предлагалось рассматривать внимание (S.Barth, 1946), мотивацию, скорость обработки информации ЦНС.
С конца 1920-х годов высказывались сомнения в универсальности фактора «G» для понимания индивидуальных различий в интеллектуальных чертах, в 1930-е годы предпринимались попытки экспериментально доказать существование взаимозависимых факторов интеллекта (L. Thurstone, 1941), а в начале 1950-х годов были предприняты попытки создать иерархически организованную структуру интеллектуальных черт (S. Barth, 1946; F. Vernon, 1950; R. Kettell, 1891). Среди разработчиков многофакторной теории интеллекта наибольшее количество признаков (120 факторов), лежащих в основе индивидуальных различий в интеллектуальной сфере, назвал Дж. Гилфорд (1971). В отличие от его модели, Р. Стернберг (1985) предложил трехкомпонентную теорию интеллекта, которая описывает три аспекта — внутренние компоненты интеллекта, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект), эффективность совладания с новой ситуацией (эмпирический интеллект) и проявление интеллекта в социальной ситуации (ситуационный интеллект).
Х. Гарднер (1983) в своей теории использует более широкий взгляд на интеллект, чем психометрическая и когнитивная теории: Не существует единого интеллекта, а есть как минимум шесть различных интеллектов. Три из них описываются традиционными теориями интеллекта — лингвистический, логико-математический и пространственный. Остальные три (музыкальный, кинестетический и личностный), хотя на первый взгляд они не имеют отношения к интеллектуальной сфере, заслуживают, по мнению Г. Гарднера, такого же статуса, как и традиционные интеллекты.
Несмотря на детальное изучение проблемы интеллекта исследователями многофакторных подходов, считается, что ни одна из существующих в настоящее время теорий не опровергает концепцию общего фактора К. Спирмена.
Исследования интеллекта, проводимые в зарубежной психологии в последнее десятилетие в рамках метода тестирования, не связаны напрямую с поиском новых интеллектуальных параметров. Их цель — расширить представления об интеллектуальном поле и включить в него нетрадиционные для изучения интеллекта направления. В частности, помимо обычных психометрических показателей интеллекта, все теории множественного интеллекта учитывают социальный интеллект, то есть способность эффективно решать проблемы в реальной жизни.
Модели и структура интеллекта
Интеллект — это устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизни.
Структура (от лат. structura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Структура интеллекта по Х. Айзенку — (от лат.structura — вставка и лат.intellectus — ум) — модель интеллекта; в ней выделяются такие элементы, как:
на основании которого определяется уровень IQ.
Структура интеллекта по Г. Гарднеру — модель интеллекта; состоит из независимых модулей:
В разных культурах подчеркивается формирование различных модулей, каждый из которых представлен вертикально расположенными уровнями:
Структура интеллекта по Р. Кеттелу — это факторно-аналитическая теория, которая выделяет два типа интеллекта:
Как показали исследования Спирмена, с возрастом, особенно после 40-50 лет, происходит снижение показателей жидкого интеллекта, но не кристаллического.
Структура интеллекта по Р. Стернбергу — это классификация, выделяющая три типа мыслительных процессов:
Структура интеллекта по Э.П. Торренсу — модель интеллекта; в ней выделяются такие элементы, как понимание языка,
Структура интеллекта по К. Спирмену — факторно-аналитическая теория общего фактора, в которой интеллект рассматривается как определенная психическая энергия, уровень которой определяет успешность в решении тестовых заданий любого вида. В соответствии с этой теорией, общий фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении абстрактных реляционных задач и наименьший при выполнении сенсорных задач. Помимо общего фактора интеллекта, существуют также групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести.
а также специальные факторы, уникальные для отдельных тестов интеллекта.
Структура творческой одаренности А.М. Матюшкина — выделяются следующие компоненты:
Интеллект
Интеллект — это система всех познавательных способностей человека и его общая способность к восприятию и решению проблем, которая обеспечивает успех любой деятельности. Совокупность когнитивных процессов человека определяет его интеллект.
Согласно D. Векслера, интеллект — это глобальная способность действовать разумно, мыслить рационально и хорошо справляться с обстоятельствами жизни, то есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект выступает как общий фактор психической энергии.
К.Э. Спирмен в своих исследованиях доказал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от общего фактора, общей способности. С его точки зрения, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, который определяет, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, все люди обладают разными уровнями специфических способностей, которые проявляются в решении определенных задач.
В этом контексте Спирмен выделил общий фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, который служит индикатором специфических способностей.
В своей аргументации Спирман использовал политическую метафору. Он рассматривал набор способностей как набор людей — членов общества. В обществе возможностей может возникнуть анархия — они не связаны и не скоординированы. Может существовать «олигархия» — несколько базовых способностей могут определять успех (так считал тогда Л. Терстоун, противник Спирмена). Наконец, царством способностей может управлять «монарх» — общий фактор, которому подчиняются 5-факторы.
Ч. Спирмен, который объяснил корреляцию результатов различных методов измерения влиянием общего свойства, предложил в 1927 году.
Метод факторного анализа интеркорреляционных матриц для выявления латентного общего фактора. Более подробно суть метода описана в литературе.
Впоследствии Г. Айзенк интерпретировал общий фактор как скорость обработки информации центральной нервной системой (психический темп).
Л. Терстоун (1938), используя статистические факторные методы, исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными ментальными потенциями, и выделил семь таких потенций:
1) числовой, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальная (словесная) гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясниться наиболее подходящими словами
3) Вербальное восприятие — способность понимать устную и письменную речь;
4) Пространственная ориентация — способность представлять себе различные объекты и формы в пространстве;
5) Память;
6) Способность рассуждать;
7) Скорость восприятия сходства или различия между объектами и изображениями.
Позже Д. Гилфорд (1959) выделил 120 факторов интеллекта на основе того, для каких ментальных операций они необходимы, к каким результатам приводят эти операции и какое содержание они имеют (образное, символическое, семантическое, поведенческое).
Д. Хебб (1974) дал следующие определения:
Оценить этот «результирующий интеллект» можно только наблюдая за тем, как человек выполняет умственные операции, поэтому мы никогда не сможем узнать, насколько умным был А. Коэффициент интеллекта, сокращенно IQ, позволяет соотнести уровень интеллектуальных способностей человека со средними показателями его возрастной и профессиональной группы. Вы можете сравнить интеллектуальное развитие ребенка с развитием его сверстников:
средний показатель IQ (умственный возраст равен хронологическому возрасту) равен 100 баллам;
самые низкие показатели могут быть близки к нулю;
самые высокие значения могут быть близки к 200.
Система трех уровней
Первый уровень образует набор функциональных механизмов когнитивных способностей. Это естественный, невербальный интеллект. Эффективность функционирования естественного уровня интеллекта по сравнению с другими, обусловленная характеристиками ЛОР субъекта, складывается из двух основных показателей:
В чистом виде трудно выделить работу именно этого уровня, можно лишь говорить об определенном преобладании или тенденции к преобладанию в тех или иных случаях естественной основы интеллекта, например, когда формируется одновременный образ окружающей действительности, т.е. смотрение, слушание, соизмерение, сравнение тонов, полутонов, оттенков и т.д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первый и второй этапы: нахождение объекта и его различение, выделение в объекте определенных признаков, т.е. вплоть до перцептивных актов), когда субъект запоминает и воспроизводит непосредственно и непроизвольно, а также когда возникает мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгновенное понимание, т.е. инсайт, творчество. Более того, это непроизвольная, непроизвольная работа вторичных образов, то есть поворот, опрокидывание или трансформация старых образов и возникновение новых образов без сознательного контроля над этим процессом. Наконец, это бессознательное воображение умственной деятельности над чем-либо. Более того, именно на этом уровне следует искать истоки интуиции.
Естественный уровень умственной активности трудно контролировать. Естественный интеллект проявляется в юморе, неожиданных метафорах, новых идеях, поездах мысли и т.д. Качественное своеобразие природного интеллекта в планах поведения и деятельности проявляется по-разному: от проницательности дизайнера до мгновенного постижения гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, образа художника и т.д.
Второй уровень интеллектуальной деятельности обусловлен возникновением системы действующих механизмов познавательных способностей. Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различаться в зависимости от того, в какой форме субъект вплетает информацию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т.д. Таким образом, второй уровень интеллекта представляет собой единство оперативных механизмов и системы представлений, которыми обладает данный субъект. Продуктивность второго уровня интеллектуальной деятельности (вербальный, понятийный, логический интеллект) определяется следующими показателями
Третий уровень интеллекта — это регуляция умственной деятельности. Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий: Постановка целей, ориентация, принятие решений, предвидение, планирование, контроль, оценка и коррекция. Именно внутреннее регулирование составляет основу регулирования деятельности. Внутренняя регуляция обеспечивается внешней регуляцией: потребностями, мотивами, чувством долга, Я-концепцией, волевыми качествами и эмоциональными реакциями.
Типы проявлений интеллекта
Различные степени выраженности когнитивных способностей и различные уровни интеллектуальной активности формируют типы выраженности интеллекта как относительно устойчивые симптомокомплексы процессуальных и исполнительских характеристик умственных способностей. Выделяют следующие типы интеллектуальной деятельности: инсайдеры, логики, эрудиты, творцы, регуляторы (тип, характеризующийся доминированием третьего уровня ума).
Для инсайдеров характерно доминирование естественного интеллекта, довербального мышления. Успешно «думают руками», менее успешно обрабатывают информацию. Обычно наблюдательны, внимательны к деталям, апатичны. Слабо контролирует умственную деятельность. Может использоваться в любой деятельности, где требуется визуальное и практическое мышление.
Логик — господство над вторым уровнем интеллекта. Явно выраженная логическая обработка информации. Быстро, надежно и точно схватывает любую информацию. Допускает мало ошибок. Может рассмотреть проблему со всех сторон. Хорошо разбирается в цифрах. Хорош на руководящих должностях, как лидер. Умеет убеждать, доносит свои мысли до подчиненных.
Эрудированный — доминирует второй уровень интеллекта за счет объема знаний. У них развита память, которая является ведущим навыком этого вида интеллектуальной деятельности. Они хороши в преподавании, музейном, библиотечном, театральном деле; успешны как литературные редакторы и критики.
Творец — доминирование природного интеллекта с заметным развитием других уровней. Способность погрузиться в предмет деятельности с точки зрения содержания. Поиск новых способов выполнения деятельности. Редко добиваются успеха на руководящих должностях. Эффективен в любой деятельности, связанной с экстремальными требованиями, с необходимостью поиска новых путей решения задач. Хорош как юрист, журналист, наиболее успешен в диалоге с сильным руководителем.
Регуляторы — доминирует третий уровень интеллекта. Успешен во всех видах межличностной деятельности. Отличается продуманными решениями. Могут контролировать себя, свои эмоции и ситуацию. Хорошие руководители и менеджеры.
Рассмотренные примеры типичных проявлений интеллектуальных процессов наглядно показывают, что выполнение любой деятельности требует не только навыков, но и личностных качеств.
Многообразие способностей создает проблему их интеграции как с точки зрения гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как способ интеграции различных PQ предмета и как общую способность человека к профессии.
Например, в результате активного взаимодействия сознательной и бессознательной сфер психики формируются следующие характерные черты творческой личности:
1) Независимость (личные стандарты важнее групповых, несоответствие оценок и суждений);
2) открытость ума (восприимчивость к новому и необычному).
3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям (конструктивная активность в этих ситуациях)
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте
5) уверенность в своих силах и сила характера; смешанные характеристики женственности и мужественности
6) Мотивация в процессе деятельности и личной увлеченности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института