Что согласно историческому материализму определяет сознание

WikiphilE

Агрегатор советов и знаний в сети

В чем смысл высказывания «бытие определяет сознание»?

В речи мы часто слышим, даже используем высказывания великих мыслителей прошлого и не до конца осознаем их смысл. Фраза «бытие определяет сознание» знакома многим, и это не удивительно, ведь так сказал идеолог, чьи тексты вдохновляли лидеров нашей страны в первой половине XX века.

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Кто автор фразы «бытие определяет сознание»?

Цитата принадлежит теоретику исторического материализма Карлу Марксу. В предисловии к труду 1828 года «К критике политической экономии» философ пишет: общественная среда влияет на мысли, чувства, мировоззрение человека.

Учение Маркса строится вокруг идеи, что нематериальные процессы зависят от условий, в которых живут люди. К таким процессам мыслитель относит:

В основе этих аспектов лежит быт, занятия членов общества, добыча ресурсов для выживания.

Представим себе ситуацию. Родился ребенок в набожной семье рабочего на фабрике, выучился писать, считать в приходской школе. Во взрослом состоянии этот человек будет следовать традициям семьи, мыслить в рамках церковной парадигмы, разделять ценности людей своего круга и продолжит дело родителей.

Соответственно, чтобы изменить способ мышления, нужно поменять среду жизни, труда. Если внедрить на фабрике станки или конвейер – рабочим, которые раньше выполняли простые механические действия, придется переучиться на новые задачи. Для этого потребуются дополнительные навыки, курсы повышения квалификации.

Идея того, что для работы важно образование, передастся следующим поколениям.

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Тезисы материализма

Описанный выше подход в философии относится к материализму, от латинского слова «materialis» — «вещественный». Бытие в контексте учения Маркса – это мир вещей. Сознание человека – продукт взаимодействия с внешней действительностью.

Основные идеи материализма:

Исторический материализм основывается на влиянии орудий производства на жизнь социума и описывает последовательное развитие стран.

Теория о формациях

Наследием Маркса стала теория о смене исторических формаций. Общество состоит из двух уровней:

Государство развивается согласно материальным законам и проходит через пять формаций:

Пирамида Маслоу

Вопрос того, насколько важны материальные аспекты жизни, исследует как философия, так и психология. В 1943 году американский ученый Абрахама Маслоу сформулировал иерархическую модель, которая описывает приоритетность потребностей человека:

Как считает Маслоу, человек не перескакивает на верхние ступени, пока не удовлетворил потребности на низких уровнях. Таким образом, голодному и бездомному жителю города не будет дела до того, есть ли жизнь на Марсе или как доказать теорему Ферма.

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Что первично: бытие или сознание?

В философии существует вопрос о первичности материи и сознания. Два основополагающих течения спорят, что является первоосновой всего. Материалисты уверены, что реальный мир и законы физики определяют духовную составляющую жизни.

Последователи идеалистического направления считают, что наше мышление, чувства, душа влияют на окружающую действительность. Главный аргумент идеалистов: человек развивается, потому что испытывает тягу к познанию. Если бы мысли людей ограничивали условия быта, исследователи, ученые и философы не совершали бы открытий. Человечество развивается благодаря стремлению разума узнавать новое.

Философские вопросы не имеют однозначных ответов. Бытие ли определяет сознание или наоборот – каждый решает сам для себя на основании жизненного опыта. Современные тенденции в рефлексии утверждают: бытие и сознание – это две грани жизни, которые в равной мере влияют на людей.

Видео про зависимость сознания от бытия

В данном ролике Анна Макарова наглядно и доступно продемонстрирует, как бытие человека определяет сознание, опишет процесс простыми словами:

Источник

Исторический материализм

Исторический материализм — название теории развития общества, разработанной в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:

Содержание

Основные принципы и понятия

Исторический материализм рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производительных сил. Собственно социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки.

Надстройка (нем. Überbau ; англ. Superstructure ) — совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Для классовых обществ наличие классов отражается в надстройке в форме существования общественных структур, связанных с отношением классов к средствам производства и выражающих интересы этих классов. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

— К. Маркс. „К критике политической экономии“. Предисловие

Отношения антагонистических классов определяются существованием прибавочной стоимости — разницы между стоимостью продуктов производства и стоимостью использованных для их создания ресурсов, в которую входит и стоимость рабочей силы, то есть полученное работником в той или иной форме вознаграждение. Оказывается, что она ненулевая: работник своим трудом добавляет в сырье (превращая его в продукт) бо́льшую стоимость, чем получает обратно в виде вознаграждения. Эту разницу присваивает собственник средств производства, который, таким образом, эксплуатирует трудящегося. Именно это присвоение, по Марксу, и является источником дохода собственника (то есть, в случае капитализма, — капитала). [3]

Смена формации

Экономика развивается, чтобы удовлетворять возрастающие потребности людей в материальных благах. Согласно историческому материализму, развитие производительных сил на определенном этапе неизбежно вызывает необходимость изменения производственных отношений. В результате производственные отношения ( и надстройка, всегда так или иначе закрепляющая существующие производственные отношения), перестают соответствовать уровню развития производительных сил, уровню развития производства и становятся тормозом экономического развития общества. В такие моменты и происходит смена общественно-экономической формации, то есть смена устаревших производственных отношений (и надстройки, их закрепляющих) на более прогрессивные. В зависимости от того, насколько гладко проходит это изменение, оно может быть как эволюционным, так и революционным. В последнем случае движущей силой революции становятся те силы общества, которые наиболее неудовлетворены текущим состоянием надстройки и наиболее заинтересованы в её изменении.

— К. Маркс. „К критике политической экономии“. Предисловие

Этапы развития общества

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого по его способностям, каждому — по его труду».

Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации

Критика положений исторического материализма

Методологическая критика

Историческая критика

В течение XX века некоторые элементы исторического учения Маркса-Энгельса подверглись критике. Например, М. Финли в своей книге проанализировал мнения ряда западных историков античности по вопросу о рабстве и пришел к выводу, что в подавляющем большинстве они не разделяют марксистский взгляд о существовании в древнем мире «рабовладельческого способа производства». [13]

Эти мнения историков базируются на фактах, описанных в ряде исторических трудов. Так, согласно данным, которые приводили в своих работах историки Михаил Иванович Ростовцев, А.Х.М. Джонс, А. Гренье, Эд Майер, количество рабов в античности в пропорции к общей численности населения не было существенным [14] (за исключением Италии в эпоху «расцвета» рабства, где соотношение рабов и свободных, по оценкам, составляло 1 к 2—2,5 [15] ) и что в целом они играли относительно небольшую роль и в экономике [16] и в социальных конфликтах (см. далее), а в последние 3—4 столетия античности, когда их количество резко сократилось, эта роль и вовсе стала незначительной (см. Рабство в Древнем Риме). Что касается ранней античности и более древней эпохи, то как писал историк Эд Майер в своем труде «О рабстве в древности» число рабов и их роль были в те эпохи не выше, чем во франкских королевствах в раннем средневековье. [17] В эллинистическом мире в эпоху «расцвета» рабства (V в. до н. э.), по данным историка, рабство существовало лишь в крупных промышленных центрах (Коринф, Афины, Сиракузы), а в глубине Греции и на остальных территориях его почти не было. Во многих примерах, пишет историк, рабства как такового и вовсе не было или оно было условным: например, народы уведенные «в рабство» ассирийцами и вавилонянами, жили на новом месте в тех же условиях, что и местные жители, а некоторые из этих народов умудрялись при этом разбогатеть. [18]

В то же время историк античности М. Финли, проанализировав труды Маркса, пришел к выводу, что на тему рабства в античности у Маркса написано лишь несколько страниц, и что ни он, ни Энгельс никогда не предпринимали сколько-либо серьёзного исследования древних обществ или экономики древних цивилизаций. [25]

Многие историки античности писали, что античная эпоха была эпохой капитализма. [26] Так, Эд Майер полагал, что в эпоху античности человечество прошло капиталистическую стадию развития, а ей предшествовали «средние века». [27] М. И. Ростовцев считал, что различие между современной капиталистической экономикой и капиталистической экономикой античности — чисто количественное, но не качественное, и писал, что по уровню развития капитализма античность сопоставима с Европой XIX—XX вв. [28]

Новые исторические факты поставили под сомнение утверждения Маркса, что все примитивные народы жили при «первобытнообщинном строе». Например, было установлено, что практически у всех индейцев Северной Америки до прихода туда европейцев существовало рабство в тех или иных формах. У некоторых североамериканских индейцев рабы составляли четверть жителей племени, а отдельные племена активно занимались работорговлей. (См. Native American Slavery (англ.) ) [29] При этом у североамериканских индейцев не было государств, они жили племенами. [30]

Похожим примером могут служить англосаксы в первое столетие после их переселения в Англию (произошедшего в середине V в. н. э.) Как указывают английские историки, у них еще не было государства, они жили сообществами (или родами) примерно по 5—10 «домов» в каждом сообществе, а материальные условия жизни приближались к «первобытным». [31] Но несмотря на это, у них было широко распространено рабство: рабами были пленные кельты, которые, как пишут историки Ж. Нельсон и Х. Хамероу, были у англосаксов в большом количестве, сравнимом с численностью самих англосаксов. [32]

Кроме того, новые факты, установленные историками, поставили под сомнение и другую гипотезу, использованную Марксом для обоснования «первобытнообщинного строя». Так, Маркс полагал, что крестьянская община в России сохранилась «с первобытных времен», что использовалось им в качестве одного из главных аргументов для обосновании своего взгляда, а также утверждал, что община повсюду в Европе сохранилась «с первобытных времен». [33] Позднее историки установили, что изначально общины в России не было, она впервые появилась лишь в XV веке, а повсеместно распространилась в XVII веке. [34] То же касается, например, крестьянской общины в Византии: как установили историки-византинисты, она появилась лишь в VII—VIII веках и просуществовала до X—XI веков. [35] Такова же история появления общины у германцев. Сам Маркс признавал (со ссылкой на Тацита и других древних авторов), что она появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла. [36]

Мнения ряда историков ставят под сомнение положение исторического материализма о том, что в истории менее прогрессивный способ производства всегда вытесняется более прогрессивным. Например, в соответствии с мнением ряда историков, «темные века» пришедшие в VI—IX вв. на смену античности, сопровождались упадком цивилизации на территории Западной Европы и распространением более примитивных общественных и экономических отношений [37] (в то время как постулаты исторического материализма утверждали обратное).

Английский историк Чарльз Уилсон писал, что исторические факты не вписываются в «жесткую историческую схему» Маркса, поэтому перед объективным историком стоит дилемма — «либо отказаться от этой схемы, либо сделать её настолько свободной и широкой, что она потеряет всякий смысл, кроме семантического». [38]

Научное и политическое значение

Источник

Что, согласно историческому материализму, определяет сознание?

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

БЫТИЕ. По этому курсу нас гоняли и гоняли. А зря. Все вышло с точностью до наоборот. И согласно этому же материализму, это- диалектика.

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Ну. почему-же так пессиместично, в каком-то смысле наше бытие определяет. то, что мы сейчас напишем.

Коль быт налажен, бытие прекрасно!

Всё хорошо,- то совершенно ясно,

что хорошо напишем мы про бытиие, сознание и быт.

А коли дома нет, и не чего поесть, и негде спать. какое бытие мы можем прославлять.

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Философский вопрос о том, что, согласно историческому материализму, определяет сознание, был задан в игре «Кто хочет стать миллионером?». Правильным ответом стал вариант «БЫТИЕ».

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Пружина — упругий элемент, предназначенный для накапливания или поглощения механической энергии. Пружина может быть изготовлена из любого материала, имеющего достаточно высокие прочностные и упругие свойства (сталь, пластмасса, дерево, фанера, даже картон).

Стальные пружины общего назначения изготавливают из высокоуглеродистых сталей (У9А-У12А, 65, 70), легированных марганцем, кремнием, ванадием (65Г, 60С2А, 65С2ВА). Для пружин, работающих в агрессивных средах, применяют нержавеющую сталь (12Х18Н10Т), бериллиевую бронзу (БрБ-2), кремнемарганцевую бронзу (БрКМц3-1), оловянноцинковую бронзу (БрОЦ-4-3), титановые (ВТ-16) и никелевые сплавы (A-286, INCONEL, ELGILOY).

Небольшие пружины можно навивать из готовой проволоки, в то время как мощные изготавливаются из отожжённой стали и закаляются уже после формовки.

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Источник

Материализм в философии: понятие и основные идеи

Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть фото Что согласно историческому материализму определяет сознание. Смотреть картинку Что согласно историческому материализму определяет сознание. Картинка про Что согласно историческому материализму определяет сознание. Фото Что согласно историческому материализму определяет сознание

Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.

Что такое материализм в философии?

Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».

Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.

Для европейского материализма характерны три стадии развития:

Ключевые идеи материализма

Можно выделить несколько ключевых идей материализма:

Кратко о сути материализма

Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.

Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.

Разновидности материализма

Выделяют три главных разновидности материализма:

Становление и развитие материализма

Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.

Материализм в эпоху античности

Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.

Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.

Эпоха Средневековья

В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.

Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.

Новое время

В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.

Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).

В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.

Диалектический материализм

Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.

Исторический материализм

Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.

Материализм современности

Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.

Соотношение идеализма с материализмом

Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.

Заключение

Как отчетливо видно из сказанного выше, во все времена, начиная с древнейших, философы пытались отыскать точки соприкосновения между материалистическим и идеалистическим пониманием окружающей нас действительности, а иногда и совместить эти концепции. Однако, и сегодня человечество еще не ответило на вопрос о первичности бытия либо сознания, параллельно не найдя ответов на вопрос о познаваемости мира в принципе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *