Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг

Какие документы нужны для подтверждения оказанных услуг

Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Смотреть фото Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Смотреть картинку Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Картинка про Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Фото Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг

Документы, подтверждающие оказание услуг

Без доказательств подтвердить, что услуга оказана, сложно. Поэтому рекомендуем после исполнения договора составлять документ, который будет доказывать, что вы выполнили условия, а заказчик удовлетворен результатом.

В качестве доказательств оказания услуги выступают:

Акт об оказании услуг

Документ составляется в произвольной форме. В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ бланк можно продумать самостоятельно. В основном договоре оказания услуг можно заранее согласовать форму.

Чаще всего документ составляет исполнитель и передает для подписания заказчику.

В акте следует указать следующие данные:

Акт подписывается обеими сторонами сделки.

В «КонсультантПлюс» есть Готовые решения, в том числе о том, как оформить акт об оказании услуг. Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.

Отчет исполнителя

Этот документ так же, как и акт, составляется в произвольном виде, поскольку законодательство не регулирует порядок его заполнения. Однако учтите, что если в основном договоре оказания услуг прописано, как должен составляться отчет, вы должны следовать этим правилам. В договоре может содержаться форма этого документа.

В отчете указывают:

Если имеются документы, подтверждающие оказание услуги, их приводят в приложении.

Документы, подтверждающие оплату услуг

Подтверждать факт исполнения договора оказания услуг необходимо не только исполнителю, но и заказчику. Нужно доказать, что оплата была произведена в полном объеме в установленные договором сроки. Подтверждением могут служить различные документы, в зависимости от того, является заказчик юридическим либо физическим лицом.

Документ, подтверждающий оплату услуг безналичным способом

В этом случае доказать факт оплаты проще, поскольку у вас останутся банковские документы о проведенной операции. Кроме того, подтвердить оказание услуг поможет акт об оказанных услугах или кассовый чек, если выдавался.

Документ, подтверждающий оплату услуг наличными

Если заказчик физическое лицо, то оплату услуг подтвердят:

Если заказчик юридическое лицо, то оплату услуг также может подтвердить:

В обоих случаях факт оплаты услуг сможет подтвердить акт об оказанных услугах. В нем также указывается, что услуги оплачены в полном объеме.

Итоги

Таким образом, для подтверждения факта оказания услуги помогут акт об оказанных услугах, отчет исполнителя и переписка с заказчиком. Для подтверждения оплаты услуг понадобятся акт об оказанных услугах, расписки, кассовые чеки, расходно-кассовый ордер, кассовая книга, банковские документы, авансовый отчет, документы бухгалтерского учета.

Источник

Какими документами подтверждается оказание услуг по перевозке груза.

Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.

В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.

Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «Отранспортно-экспедиционной деятельности», другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.

При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.

Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.

Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, «идут навстречу» пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.

Рассмотрим порядок оформления таких документов.

Товарно-транспортная накладная или ТТН

По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.

В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.

Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе «Плательщик» товарного раздела ТТН и в графе «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Отметим, что в талоне заказчика в графе Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.

И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?

Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

— талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;

— акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.

Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Смотреть фото Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Смотреть картинку Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Картинка про Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Фото Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг

Что такое транспортные расходы?

Транспортные расходы представляют собой издержки организации, связанные с оказанием услуг по доставке различных грузов: товаров, материалов, основных средств. В зависимости от способа транспортировки, вида товара, а также мест отправления и назначения список документов, обосновывающих расходы, может меняться.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик может учесть расходы при исчислении налога на прибыль, если они имеют:

Таким образом, для отображения транспортных издержек в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль важно иметь их реальное подтверждение на бумаге.

Об особенностях налогового учета транспортных расходов читайте в материале «Транспортные расходы при исчислении налога на прибыль».

Самым распространенным видом транспортных услуг является доставка товара от поставщика к покупателю. Сторона, на которую ложатся сами расходы, определяется условиями договоров купли-продажи. Расходы могут быть понесены:

При этом транспортировка может производиться следующими лицами:

Далее рассмотрим особенности документального оформления расходов на доставку, осуществляемую продавцом и покупателем при самостоятельной перевозке грузов или с привлечением посредника.

Подробнее о том, как учитывают транспорные расходы продавец и покупатель, читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

О классификации транспортных расходов в целях налогового учета см. материал «Транспортные расходы — это прямые или косвенные расходы?».

Какие документы необходимо иметь при доставке товара?

Осуществляя реализацию товара, продавец обязан выставить в адрес покупателя:

ТОРГ-12 является первичным документом, составленным продавцом в 2 экземплярах (один — для себя, другой — для покупателя). Он содержит информацию о реализуемых матценностях и является подтверждением перехода права собственности на них от продавца к покупателю.

ТН (утв. постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200 и обязательна к применению с 01.01.2021 года) фиксирует стоимость услуг перевозки, т. е. сумму транспортных расходов. В ней указывается информация:

При этом ТН не является документом, на основании которого можно оприходовать товар, а служит первичным документом для обоснования транспортных расходов.

Что касается ТТН (форма 1-Т), она является первичным документом, не только подтверждающим транспортные расходы организации, но и отражающим информацию, необходимую для списания и оприходования ТМЦ.

Именно с ТТН чаще всего связаны претензии контролирующих органов, т.к. именно этот документ является подтверждением расходов по прибыли. Ознакомиться с основными спорными моментами и найти аргументы для спора с проверяющими вы можете в Энциклопедии спорных ситуаций от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

ТТН содержит две части — товарную и транспортную, а также включает следующие реквизиты:

Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Смотреть фото Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Смотреть картинку Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Картинка про Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг. Фото Что согласно договора является подтверждением факта оказания транспортных услуг

Какими документами можно обосновать перевозку грузов поставщиком?

Под перевозкой грузов поставщиком может пониматься 2 варианта доставки:

Если поставщик, составляя договор с покупателем, предусматривает поставку товара собственными силами, то доставка может быть произведена с учетом следующих особенностей:

В зависимости от вышеуказанных условий меняется документальное оформление услуг доставки:

Если же поставщик привлек посредника для перевозки товаров, документооборот будет таким:

О заполнении товарной накладной с помощью онлайн-сервисов читайте в статье «Онлайн-заполнение товарной накладной: какие есть сервисы?».

Как обосновать транспортировку, произведенную покупателем?

Следует отметить, что при самостоятельной транспортировке товара покупателем со склада продавца ТН и ТТН не составляются. А обоснованием понесенных покупателем расходов будут служить оформленные им путевые листы (письмо Минфина России от 22.12.2011 № 03-03-10/123).

Если покупатель заключает договор с посредником, то его действия должны быть следующими:

Итоги

Транспортные расходы встречаются практически в любой хоздеятельности. Наличие всех необходимых подтверждающих документов имеет большое значение и для поставщиков, и для покупателей, поскольку позволяет сократить расходы по уплате налога на прибыль.

Источник

Какими документами подтвердить транспортно-экспедиционные услуги?

Между организацией (заказчик) и индивидуальным предпринимателем (исполнитель) заключен договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. В соответствии с условиями данного договора исполнитель обязуется организовать перевозку грузов заказчика самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. Какими обязательными первичными документами должны быть подтверждены расходы по рассматриваемому договору для их отражения в бухгалтерском и налоговом учете заказчика?

По согласованию с Вами в рамках ответа на данный вопрос мы исходим из условия, что рассматриваемый договор является транспортно-экспедиционным с элементами посреднического.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг заказчик оформляет только поручение экспедитору.

Экспедитор оформляет следующие документы:

экспедиторскую расписку (а также складскую расписку, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение);

акт об оказании услуг или отчет экспедитора (если его составление предусмотрено договором транспортной экспедиции).

По факту оказания транспортно-экспедиторских услуг у заказчика и у экспедитора должен быть следующий пакет документов (с учетом требований налоговых органов для подтверждения затрат на перевозку):

один экземпляр поручения экспедитору;

один экземпляр экспедиторской расписки (или складской расписки, если экспедитор принимал груз на складское хранение);

один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора (если их составление предусмотрено договором).

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Следует отметить, что согласно п. 5 Правил N 554 экспедиторскими документами являются:

Согласно п. 8, 9 Правил N 554 для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа;

Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил N 554). Бланк «Экспедиторская расписка» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту) (п. 28 Правил N 554);

Форма поручения экспедитора приведена в приложении N 1 к Порядку N 23, форма поручения экспедитору приведена в приложении N 2 к Порядку N 23, экспедиторская расписка приведена в приложении N 3 к Порядку N 23.

Следовательно, оформление экспедиторской расписки и поручения экспедитору по договору транспортной экспедиции, а также складской расписки, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, является обязательным с точки зрения законодательства РФ. Форма данных документов закреплена в приложениях N 1-3 к Порядку N 23 (смотрите также постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 N 11АП-9291/15, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 N 07АП-7623/16, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2016 N 15АП-6666/16, а также письмо Минфина России от 31.03.2017 N 03-03-06/1/18858).

При этом в рамках исполнения договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг могут быть оформлены и иные документы.

Так, в соответствии с п. 15 Правил N 554 по требованию клиента (заказчика) экспедитор предоставляет ему следующую информацию:

полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

Следует обратить внимание, что согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актам.

Отметим, что нормами ГК РФ, Закона N 87-ФЗ, Правил N 554, Порядка N 23 не предусмотрена обязанность оформления (составления) иных документов, помимо экспедиторских документов, рассмотренных нами ранее. Однако сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, прямо не поименованных в Правилах (п. 6 Правил N 554).

На практике в рамках договора транспортной экспедиции могут оформляться такие документы, как заказ на перевозку, акты сдачи-приемки оказанных услуг или отчеты экспедитора. Однако составление таких документов необходимо предусмотреть в договоре транспортной экспедиции.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, в рамках договора транспортной экспедиции заказчик оформляет только поручение экспедитору.

Экспедитор, в свою очередь, оформляет следующие документы:

экспедиторскую расписку (а также складскую расписку, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение);

акт об оказании услуг или отчет экспедитора (если его составление предусмотрено договором транспортной экспедиции).

По факту оказания транспортно-экспедиторских услуг у заказчика и у экспедитора должен быть следующий пакет документов (с учетом требований налоговых органов для подтверждения затрат на перевозку):

один экземпляр поручения экспедитору;

один экземпляр экспедиторской расписки (или складской расписки, если экспедитор принимал груз на складское хранение);

один экземпляр акта об оказании услуг или отчета экспедитора 1 (если их составление предусмотрено договором).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Как подтвердить расходы на автоперевозку: ТН или ТТН?

Минфин России считает, что при автомобильной перевозке грузов необходимо оформлять не только транспортную накладную, но и товарно-транспортную накладную. Но соглашаться с этим мнением необязательно.

Если ваша компания нанимает для перевозки товарно-материальных ценностей стороннюю фирму, то отношения сторон регулирует Закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Вы должны оформить договор перевозки. Подтверждением его заключение считается транспортная накладная (далее – ТН). Ее форма установлена Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (далее – Правила). ТН – обязательный первичный документ (ст. 3, п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Она необходима для подтверждения расходов компании в целях налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252, ст. 313 НК РФ).

Минфин России (письма от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123, от 11 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/746 и др.) считает, что одной ТН для подтверждения услуг по перевозке недостаточно. Чиновники настаивают, что в дополнение к ТН необходимо оформлять товарно-транспортную накладную (далее – ТТН) по унифицированной форме № 1-Т.

По правде сказать, такая позиция удивляет. Ведь задолго до введения Правил сложилась устойчивая арбитражная практика в пользу налогоплательщиков, форму № 1-Т не применявших (пример – постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2011 г. по делу № А55-15139/2010). Дело в том, что утвердившее ТТН постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 не зарегистрировано в Минюсте России, а значит, не является нормативным правовым актом. Поэтому нельзя ссылаться на него при разрешении споров и штрафовать за его неприменение (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).

В ближайшее время форма транспортной накладной изменится. И заверять ее печатями не придется. Эти новшества подготовлены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1208. Однако пока оно официально не опубликовано.

Компания должна утвердить в составе учетной политики документооборот компании, в том числе по автоперевозкам. Но перед тем как определиться, какими именно документами оформлять перевозку, следует разобраться в нюансах этой хозоперации.

Перевозится груз, а не товар

Предположим, ваша компания продает товары, доставляя их покупателю с помощью стороннего перевозчика. В этой ситуации она выступает грузоотправителем, а покупатель – грузополучателем. Однако перевозчику вручается упакованный (затаренный) и маркированный груз (п. 30 Правил), а вовсе не конкретные товары, числящиеся на балансе продавца. Передачу товаров от продавца к покупателю подтверждает товарная накладная, в большинстве случаев составляемая по унифицированной форме № ТОРГ-12. Перевозчик ее подписывает, так В целях налогообложения прибыли как к товарам он отношения не имеет. транспортные услуги по перевозке грузов

Очевидно, сама по себе ТН не доказывает перевозку товаров. Задача бухгалтера – убедительно для контролеров увязать между собой транспортную и товарную накладные. А сделать это нетрудно.

В транспортной накладной предусмотрен пункт 4 «Сопроводительные документы на груз», в котором имеется отдельная строка для перечня прилагаемых к грузу документов, включая товаросопроводительные. В ней достаточно указать реквизиты ТОРГ-12, а в самой ТОРГ-12 – наименование перевозчика и реквизиты ТН. Тем самым и подтверждается связь между перевозкой груза и перемещением товаров. А транспортная накладная с приложенной к ней товарной накладной окажется аналогом товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Правда, московские налоговики возражают против применения неунифицированных форм (письмо УФНС по г. Москве от 16 июня 2011 г. № 16-15/ 058245@). Но вряд ли эта точка зрения будет поддержана судом (постановление ФАС Московского округа от 13 сентября 2011 г. по делу № А40-114362/10-4-649).

Налоговая выгода должна быть обоснованной

Обеспечить получение вычета НДС, предъявленного перевозчиком, и признание провозной платы в расходах по налогу на прибыль – одна из немаловажных задач бухгалтера. На какие нормы при этом нужно опираться?

С точки зрения налогового законодательства грузоперевозка является услугой (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Счет-фактура может быть выставлен перевозчиком при условии реализации услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). А реализация подразумевает оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ). Вычет применяется только при наличии первичных документов о приобретении услуг (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В целях налогообложения прибыли транспортные услуги по перевозке грузов внутри организации, а также по доставке готовой продукции (в том числе товаров) в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (п. 2 ст. 72 НК РФ).

Как видно, налоговое законодательство требует подтверждения факта оказания услуг. Лишь при таком условии налоговая выгода от расходов на перевозку будет обоснованной. Эта позиция соответствует определению, закрепленному в Законе № 259-ФЗ, в соответствии с которым перевозчик принимает на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу. Значит, услуга не может считаться оказанной без предъявления груза грузополучателю.

В то же время Минфин России в письме от 30 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/33 разъясняет: для признания расходов по гражданско-правовым договорам акт оказанных услуг является обязательным подтверждающим документом только в случае, если его составление обязательно в соответствии с гражданским законодательством или заключенным договором. А при договоре перевозки закон составление акта не предусматривает. Сдачу груза, то есть оказание услуги, подтверждает подпись грузополучателя в транспортной накладной. Это событие определит и дату составления перевозчиком счета-фактуры.

Грузоотправителю, оплатившему перевозку, остается позаботиться о получении экземпляра транспортной накладной с подписью грузополучателя. Нового, дополнительного документа, то есть акта между грузоотправителем и перевозчиком, составлять не требуется.

Четвертый экземпляр транспортной накладной

До введения ТН возражать против применения ТТН не имело особого смысла. Оформление ТТН хотя и не считалось обязательным, но относилось к разряду обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Товарно-транспортная накладная составлялась в четырех экземплярах, из которых экземпляр с подписью грузополучателя возвращался к грузоотправителю. Такой порядок снимал с повестки дня вопрос о подтверждении оказания услуг перевозчиком. Появление транспортной накладной породило сомнения в необходимости сохранения ТТН.

Между тем Правила устанавливают, что транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется в трех экземплярах (оригиналах) – соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. В общем случае у грузоотправителя останется лишь экземпляр, подписанный перевозчиком. Он подтверждает заключение договора перевозки (п. 20 ст. 2, п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). И обязанности по возврату грузоотправителю экземпляра с подписью грузополучателя Правила не предусматривают.

По-видимому, эта особенность Правил и стала «яблоком раздора» в налоговой сфере. Между тем для восстановления согласия с налоговиками достаточно договором перевозки установить составление транспортной накладной в четырех экземплярах и обязать перевозчика возвратить грузоотправителю четвертый экземпляр ТН, подписанный грузополучателем. Такое условие не может считаться обременительным для перевозчика, ибо обязанности по выставлению счета-фактуры по факту оказания услуг с него никто не снимал.

Комплект перевозочных документов на партию перевозимого груза состоит из документа, подтверждающего факт передачи материальных ценностей к перевозке, и документа, подтверждающего факт транспортировки груза в место назначения. Следовательно, документами, подтверждающими расходы налогоплательщика на приобретение транспортных услуг, являются акты выполненных работ (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2011 г. по делу № А14-12511/ 2010413/28).

А теперь вчитаемся в одно из писем Минфина России, изданное на волнующую нас тему, – от 25 ноября 2011 г. № 03-03-06/ 1/780. С содержащимся в нем утверждением об обязательности применения формы № 1-Т можно поспорить. Но нельзя не согласиться, что документооборот на основе ТТН обеспечивает документирование факта оказания услуги по перевозке товаров. Действительно:

1) экземпляр ТТН предъявляется грузоотправителю (заказчику) после фактического осуществления перевозки груза перевозчиком и служит основанием для расчета за оказанные транспортные услуги;

2) назначение ТН отличается от назначения формы № 1-Т.

Тем не менее документооборот, предлагаемый министерством, является избыточным и при этом не имеет под собой нормативных оснований. Ничто не запрещает заказчику расширить назначение ТН, закрепив свои «налоговые» интересы в договоре перевозки. Если четвертый экземпляр ТН с подписью грузополучателя возвращается грузоотправителю (заказчику), то необходимость в ТТН отпадает. Транспортная накладная выполняет роль транспортного раздела товарно-транспортной накладной. Разумеется. при условии, что в качестве товаросопроводительного документа в ТН указана форма ТОРГ-12, а в последней приведены реквизиты ТН.

В итоге приходится признать: о предотвращении споров с налоговыми органами и оптимизации документооборота можно и нужно позаботиться заблаговременно, на стадии заключения договора перевозки.

Суровые будни бухгалтера

В этом году Минфин России письмом от 27 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/99 подтвердил свои прошлогодние позиции. В нем сообщается следующее: «Так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов». Хотя не так давно чиновники отказывались от разъяснений о применении унифицированных форм (письмо Минфина России от 4 мая 2009 г. № 07-02-10/ 24, направленное для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 20 мая 2009 г. № ВЕ-17-3/96@). Добавим, что приверженность финансистов к унифицированным формам – это даже анахронизм, поскольку упоминание о них исключено из нового закона о бухгалтерском учете.

К сожалению, названное письмо имеет особый статус. Дело в том, что с 1 января 2012 года Минфин России получил полномочия давать разъяснения и налоговым органам. Это нововведение закреплено в пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ, письмо Минфина России от 11 августа 2011 г. № 03-02-08/89). Во взаимосвязи с обязанностью налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ) новая норма влечет обязательность писем Минфина для налоговых инспекций. А раньше статус обязательных имели лишь письма министерства, непосредственно доведенные до налоговых органов ФНС России.

Теперь можно ожидать, что разногласия с налоговыми инспекторами в рамках возражений по акту налоговой проверки урегулировать не удастся. Завершать налоговый спор по применению ТТН в дополнение к ТН предстоит в суде. Поскольку ТН введена с августа 2011 года, арбитражным судам еще предстоит сформировать свою позицию. Но арбитры письмами Минфина России руководствоваться не обязаны.

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *