Чем определяется интересы государства
Понятие государственного интереса
ТЕМА 9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ
Государственные интересы — это совокупность исторически сложившихся в едином государственном пространстве общих интересов.
Государственные интересы — это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.
Понятие государственный интерес вытекает и объединяет два других понятия, таких как интерес личности и интерес общества.
Интерес личности – это стремление лица к определенному благу, состоянию, к удовлетворению потребности при условии, что реализация данного стремления не запрещена законом и не обеспечена четко фиксированной юридической обязанностью других лиц содействовать такой реализации. Благо может выступать как материальное, духовное (моральное) и др.
Интерес общества (общественный интерес) – это общий интерес (стремление) всех членов общества либо его значительной части к достижению определенного блага, состояния, к удовлетворению потребностей.
Интерес государства (государственный интерес) – это комплекс сбалансированных потребностей личности и общества, реализация которых обеспечивается институтами государственной власти во взаимодействии с общественными объединениями. Таким образом, государственные интересы являются частью общественных интересов, реализуемых в основных сферах деятельности органов публичной власти: экономической, внутриполитической, социальной, международной, военной, пограничной и т.д. К числу приоритетных государственных интересов могут быть отнесены обеспечение суверенитета народа, территориальной целостности, развитее демократии, укрепление политической стабильности, совершенствование национальных и федеративных отношений и т.д.
Государство может содействовать реализации законных интересов личности, общества, государства, в том числе через ограничение прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения должны быть соразмерны ценности законного интереса.
Федеративная форма государственного устройства обусловливает наличие государственных интересов субъектов Федерации. Федерация эффективно функционирует только тогда, когда в ней одновременно и в полной мере обеспечиваются интересы государства в целом и его субъектов и, тем самым, интересы всего проживающего в ней населения. Учитывая это, общие интересы участников федеративных отношений в целях развития названных отношений могут иметь приоритет перед интересами отдельных субъектов Федерации по реализации принципа их «формального» равенства.
Понятие государственного интереса
Содержание статьи
Что такое государственный интерес
Вся деятельность по управлению любой страной направляется государственными интересами. Именно они приводят в действие мощные механизмы государственной машины. Политики всеми силами стремятся воплотить интересы различных групп, стоящих у власти, в нормы права и легализовать их. По этой причине государственные интересы находят свое отражение в международных правовых нормах.
В научных изданиях и практике политической деятельности используются и другие термины для обозначения государственных интересов: их именуют также национальными или национально-государственными интересами.
Государственный интерес является выражением каких-либо потребностей, а также путей и способов их удовлетворения. Иначе говоря, государственный интерес – это своего рода отношение к потребностям, которые испытывает государство.
Потребности нынешнего государства никак не получится удовлетворить без взаимодействия между разными странами. Поэтому основополагающий интерес государства состоит в том, чтобы принимать участие в межгосударственном общении, устанавливать и поддерживать разносторонние международные экономические связи.
Главной ценностью, которая ставится в центр сплетения государственных интересов, по-прежнему остаются разного рода ресурсы: они дают любому государству возможность обеспечить слаженную работу экономики, поддерживать национальное хозяйство. Именно вокруг ресурсов в последнее время разворачивается так называемая «борьба интересов», в том числе и государственных.
В условиях ужесточения борьбы за ресурсы один из центральных государственных интересов России состоит в том, чтобы направлять в свою сторону финансовые потоки и обеспечить стране постоянное присутствие в основных международных экономических системах: торговой, финансовой, инвестиционной. Объективно государство должно поддерживать стремление частных компаний осваивать мировое экономическое пространство.
Государственный интерес: история развития понятия
Категория «государственный интерес» давно стала частью общественного и политического лексикона. Однако она до сих пор остается предметом оживленных научных дискуссий.
Сложность научного анализа этого понятия связана с тем, что трактовка его во многом отражает взгляды исследователей, его классовую позицию, представления о политическом устройстве в конкретной стране и в мире в целом.
Проблема национально-государственного интереса привлекала еще Н. Макиавелли и Д. Юма, она нашла отражение в трактатах средневековых мыслителей и общественных деятелей. Однако на подобающую высоту эти вопросы были подняты сравнительно недавно – в первой трети XX века.
Само понятие «государственный интерес» появилось в Оксфордской энциклопедии социальных наук лишь в 1935 году. Первыми к разработке этой проблематики приступили американские исследователи Ч. Бирд и Р. Нибур. Вспыхнувшая вскоре Вторая мировая война заставила ученых обратить более пристальное внимание на проблемы государственных интересов. В развитие разного рода концепций внесли свой вклад У. Липпман, Дж. Розенау, Р. Арон, Р. Дебре и другие ученые.
В лекциях зарубежных социологов и политологов, выпущенных ими монографиях и пособиях понятие национально-государственного интереса прочно увязывалось с концепцией государственности. Государство объявлялось высшим гарантом основополагающих ценностей общества. Приоритетной целью становилось выживание самого государства, которое наделялось правом самостоятельно выбирать средства для достижения такой цели. Крайней формой подобных взглядов стал так называемый национальный эгоизм, когда во главу угла ставится лишь собственный интерес, а другие не принимаются во внимание.
Ученые попытались выяснить содержательную сторону понятия «государственный интерес». Основой такого интереса названы объективно существующие потребности общества и их последующая трансформация в интересы государственной машины.
Постепенно в научной среде возобладала точка зрения, согласно которой под государственным интересом понимается комплекс взаимосвязанных мер, направленных на выживание самого государства как системы, управляющей всеми общественными институтами.
Со времен Макиавелли в понимании приоритетов деятельности государства многое изменилось. Теперь политики и государственные деятели все чаще приходят к выводу, что при формулировании национально-государственных интересов необходимо исходить из потребностей составляющих общество множественных социальных групп и их политических интересов.
Какими бывают государственные интересы
С позиции носителя интересов их подразделяют на:
Интересы государственные могут быть направлены на внутреннее развитие и на решение вопросов в области международных отношений.
Если рассматривать государственные интересы с точки зрения их предметной области, то их можно разделить на:
Если включить в рассмотрение временной фактор, то получится, что каждое государство имеет свои долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные интересы. По этому же критерию государственные интересы могут быть стратегическими либо тактическими.
Составляющие государственного интереса
С точки зрения развития социума в целом государственными интересами следует считать интересы всего общества, его отдельных институтов, классов и социальных групп. Такие интересы обладают высокой значимостью и необходимы для устойчивого развития. Общество делегирует государственным структурам права на осуществление национально-государственных интересов.
Лежащие в основе государственных интересов потребности национального сообщества касаются всех без исключения граждан страны, а также включают в себя интересы частных социальных групп и многочисленных социальных образований.
Общие государственные интересы определяются основными функциями государства. К ним относятся: обеспечение целостности государства и стабильности в обществе; сохранение в неприкосновенности территории страны; поддержание работы правовой системы; создание условий для функционирования всех основных сфер жизни гражданского общества; охрана законности и правопорядка; согласование потребностей и интересов разных социальных групп; определение направлений развития общества; обеспечение интересов страны на мировой арене; содействие научно-техническому прогрессу.
Определив основополагающие государственные интересы и их состав, можно задать область наиболее значимых групповых интересов. Ими будут интересы тех социальных групп, классов и слоев общества, которые в максимальной степени способствуют осуществлению общенациональных интересов.
Самые значимые социальные институты в любом классовом обществе: органы государственной власти; вооруженные силы; органы образования и здравоохранения. Из этого положения вытекает задача: необходимо всемерно обеспечить интересы тех граждан, которые включены в данные социальные структуры. Государственная служба, служба в армии, работа на ниве образования и в сфере здравоохранения должна быть престижной и высокооплачиваемой, а не бесплатной.
Область особого государственного интереса – армия. Поддержание на высоком уровне обороноспособности страны невозможно без повышения престижа военной службы и статуса военнослужащих. В противном случае власть рискует оказаться один на один с внешними или внутренними угрозами своему существованию.
Объективно высокую значимость в государстве имеет также сфера науки и образования. Эти социальные институты ответственны за поддержание высокого интеллектуального потенциала общества и за его способность к инновационной деятельности. К сожалению, в последние годы эта важная область государственного интереса остается вне поля зрения тех, кто отвечает за внутреннюю политику России.
Формирование государственных интересов идет в соответствии с параметрами геополитики и возможностями государства с точки зрения его ресурсной базы. Проблемы здесь могут накапливаться в узлах, где так или иначе пересекаются интересы разных государств, социальных групп или конкурирующих между собой общественных институтов.
Национально-государственные интересы.
1) Национально-государственные интересы – понятие для обозначения совокупности общих интересов в едином государственном пространстве, которая характеризуется следующими признаками:
1) определяется экономическими и геополитическими отношениями государства, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности и т.д.
2) складывается в процессе исторического развития
2)В западной политологии национальные интересы отождествляются с государственными, поскольку западные страны представляют собой мононационалные государства. Нация представляет собой двуединство гражданского общества и государства, поэтому национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречия между интересами государства и гражданского общества и включает в себя такие параметры, как приобретение ресурсов и повышение материального благосостояния населения.
В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка в понимании национальных интересов.
3) В российской политологии различается фиксированное (неизменное, постоянное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни т.д.
Выделяют два уровня национальных интересов государства:
ü уровень главных внешнеполитических интересов – связан с обеспечением государственной безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства, что обеспечивается всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.
ü уровень специфических интересов – охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.
4) В настоящее время в России, заявившей о переходе к правовому государству и гражданскому обществу, основные интересы личности, личности, общества и государства являются единой системой национальных интересов. Национально-политические интересы России также охватывают область экономики, внутриполитическую, международную, оборонную и информационную сферы, социальную область, духовную жизнь и культуру.
В целом к числу важнейших национально-государственных интересов России можно отнести следующее:
• завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. реорганизация постсоветского пространства и создание вокруг него пояса дружественных государств;
• дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО;
• предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;
• включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.
Государственный интерес
Этимология
История
Учение об интересах отдельных государств было обосновано Макиавелли, обстоятельно развито в XVI-XVII вв. Джованни Ботеро и Жаном Боденом и к XVIII в. хорошо знакомо каждому действующему политику. Квинтэссенцией этого учения была найденная герцогом де Роганом формула «Князья командуют народами, но князьями командуют интересы». На протяжении столетий это чисто практическое учение вело духовно изолированное существование, не будучи связанным с господствующим в философии и историографии естественно-правовым учением. Пуфендорф в конце XVII века смог с помощью жесткого и одностороннего величия превратить учение о государственных интересах в принцип понимания политических действий в своих великих трудах по истории современности, материал для которых черпался из актов действующих лиц. Лучшим в несколько поверхностных «Письмах об изучении и пользе истории» (1735) Болингброка были обзоры новой политической истории, выдержанные в духе учения об интересах. Последней большой обобщающей работой, посвященной учению об интересах, стал справочник Руссе «Насущные интересы и притязания властителей Европы» (Les intérêts présents et les prétentions des puissances de l’Europe, первое издание — 1733, 3-е — 1741). В середине XVIII века оно было механически встроено в философию Просвещения: «Государственный интерес — вот суверенная мудрость королей» (Вольтер).
Категорию национального интереса в ее историческом аспекте глубоко и основательно исследовал Фридрих Мейнеке.
ГДЗ Параграф 1.2. Национальные интересы России в современном мире ОБЖ 9 класс учебник Смирнов, Хренников ФГОС
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
1. Что представляют собой в общем виде национальные интересы России?
Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своем поле деятельности, всем российским обществом и государством.
2. Что представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?
Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.
Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и поддержанием общественного согласия, духовным обновлением России.
Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
3. В чем заключаются национальные интересы России во внутриполитической, в социальной, международной и военной сферах жизнедеятельности страны?
Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:
Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:
Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:
Национальные интересы России в международной сфере заключаются:
Национальные интересы России в военной сфере заключаются:
4. Являются ли составляющими национальных интересов России мероприятия по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера?
Да, важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
5. Какое влияние на обеспечение национальных интересов России может оказывать индивидуально каждый человек и в чем это выражается?
Огромное, ведь только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.