Что содействует минимизации информационной перегрузки специалистов
Борьба с информационной перегрузкой («инфоожирением») с помощью технологических инноваций
Скорость, с которой технологический прогресс меняет нашу повседневную жизнь, увеличивается с каждой минутой. Уже машинально мы просим Алексу найти рецепт, диктуем сообщение Siri и используем умные часы для контроля за здоровым образом жизни.
Однако не только наша повседневная жизнь претерпевает изменения. Технические достижения прокатились волной по множеству отраслей, предлагая новые способы создания, хранения и компиляции данных. Такие технологии, как цифровые медицинские устройства, отслеживающие жизненно важные показатели пациентов, автоматизация и оцифровка цепочки поставок и производства, внутренних операционных процессов, оцифровка документации и корреспонденции в финансовых учреждениях, привели к увеличению сбора и накопления данных.
Вы можете подумать, что чем больше данных, тем лучше. Однако, существует такая вещь, как переизбыток данных, даже если на первый взгляд они кажутся полезными и применимыми.
Концепция информационного ожирения или, другими словами, информационная перегрузка, возникла естественным образом в связи с растущей оцифровкой мира. Поскольку люди не могут физически обрабатывать весь мировой объем данных, они стали использовать технологии и компьютеры, которые помогают решить вопросы хранения, сортировки и анализа огромных объемов информации. Но правда в том, что современные компьютеры, какими бы мощными они ни были, также имеют ограничения при работе с избыточным объемом информации. Они начинают медленно работать, долго загружаться и, таким образом, замедляется их общая производительность по мере увеличения объема данных.
Мы находимся на этапе, когда инновации продолжают генерировать больше данных, но нам нужно, чтобы они также предоставляли возможности для корректного анализа и максимизации ценности информации. И здесь на помощь приходят машинное обучение, искусственный интеллект и квантовые вычисления.
В последнее время ИИ стал одним из самых популярных трендов, в большей части благодаря способности алгоритмов изучать, учиться и быстро обеспечивать эффективный результат. Машинное обучение по своей сути построено на нейронных сетях, которые можно обучить для повышения их производительности и способности выполнять задачи. Все, что вам нужно сделать, это передать системе больше информации, которую она могла бы изучать и использовать. По прошествии короткого периода времени алгоритм становится лучше в выявлении закономерностей и даже в прогнозировании вероятности событий в ближайшем будущем. Это делает его идеальным решением проблемы информационного перенасыщения, с которой мы сталкиваемся сегодня.
Кроме того, есть квантовые компьютеры, казалось бы что-то из мира фантастики. Хотя Google утверждает, что они уже достигли квантового превосходства. Квантовые компьютеры принципиально отличаются от наших повседневных компьютеров тем, что они не работают на основе двоичной системы нулей и единиц или битов. Вместо этого квантовые компьютеры работают на кубитах, а частицы в мире квантовых вычислений не ограничиваются только двумя состояниями. Вместо этого в квантовом мире существует понятие, известное как суперпозиция, которое позволяет частице принимать одно или несколько состояний одновременно, что значительно расширяет возможности вычислительной мощности компьютера.
То есть задача, на решение которой у обычного компьютера уходят часы, дни или месяцы, может быть решена за считанные секунды с помощью квантового компьютера. Это также означает, что с постоянно растущим объемом данных квантовые компьютеры станут той силой, которая сможет анализировать, обрабатывать и использовать информацию, и делать это быстрее, чем когда-либо был бы способен обычный компьютер. Например, квантовых компьютер мог бы сократить годы, необходимые для создания нового протокола лечения или лекарственного препарата, до потенциально нескольких недель или даже дней.
Больше информации Вы можете найти здесь: Youtube, FB, LinkedIn.
Вопрос психологу: как бороться с информационными перегрузками?
Еще в древней Книге Екклесиаста (по преданиям, ее автор — сам царь Соломон) было написано, что «…много читать — утомительно для плоти». То есть уже тогда задумывались, что важно контролировать поток информации, который мы воспринимаем. Простыми словами, информационная перегрузка — это перегрузка объемом информации, которая поступает к нам через органы чувств.
Одним из первых этот термин ввел в обиход американский философ и футуролог Элвин Тоффлер в 1970 году. Он называл это «сенсорной перегрузкой в Информационную эпоху».
Со времен создания книгопечатания — а впоследствии и телевидения, интернета, электронной почты и социальных сетей — люди постепенно пришли к осознанию, что «передоз» информации может навредить, однако этому не было доказательств.
В 2019 году ученые из Датского технологического университета провели исследование на базе научного журнала Nature Communications и пришли к интуитивно логичному выводу: чем больше информации вокруг нас, тем сложнее нам концентрировать внимание на каждом из информационных сегментов. В частности, поэтому нам кажется, что все великие вещи и произведения были созданы раньше, а сейчас нет ни одной стоящей книги. Сравните: тысячи лет назад существовало всего несколько книг, написанных от руки, но с появлением печатного станка стало возможным их массовое производство. Ну а теперь, в век глобальной диджитализации, книги стали электронными и количество копий каждой из них достигает колоссальных показателей.
Не удивительно, что в стремительно меняющихся реалиях современной жизни, которой присущ режим мультизадачности, мы не можем обстоятельно и вдумчиво изучать что-то одно и уделять достаточно времени чему-то по отдельности: глаза разбегаются и мы не знаем, на чем лучше сфокусировать свое внимание.
Можно выделить следующие причины, приводящие к информационной перегрузке:
1) быстрый рост количества новой информации, производимой обществом;
2) общедоступная возможность легко передавать и делиться информацией через интернет с помощью высокотехнологичных гаджетов;
3) повышение количества доступных каналов получения информации (телефон, e-mail, мессенджеры, социальные сети и др.);
4) стремительно увеличивающееся количество информации о прошлом;
5) противоречия и неточности в доступной информации (относится к термину «информационное загрязнение»);
6) низкое соотношение «сигнал/шум» (чем меньше соотношение, тем больше ненужной для человека информации — так называемого информационного шума);
7) недостаток методов сравнения и обработки различных видов информации;
8) поступление различных видов информации, никак не связанных между собой.
Итак, ранее мы обсудили, что информационная перегрузка воздействует на все общество в целом. А влияет ли она на продуктивность каждого человека в отдельности? Вне всякого сомнения. И, увы, не самым благотворным образом.
Человеку в среднем требуется около 25 минут, чтобы вернуться к продуктивной работе после того, как он переключился на что-то другое — например, на электронное письмо или сообщение в мессенджере. Исследователи утверждают, что большое значение играет страх случайно упустить или не успеть получить какую-то очень важную информацию: это вызывает фрустрацию и чувство подавленности.
Действительно, новостные ленты, почта, поток новых постов в соцсетях, радио и телевидение — все это, подобно снежному кому, формируется в единый огромный массив данных, который начинает довлеть над человеком и негативным образом сказывается и на его мыслительных процессах, и на эмоциональном состоянии.
Эдвард Хэллоуэлл, американский врач-психиатр, утверждает, что люди в наше время начали приобретать черты синдрома дефицита внимания и гиперактивности — состояния, которое считается генетически детерминированным.
Итак, чем же конкретно вредит информационная перегрузка? Загибаем пальцы:
Отдельно отмечу такие неприятные феномены, как:
Феномен информационной перегрузки оказывает значительное негативное влияние и на общество и бизнес в целом.
Однако стоит признать, что есть люди, которые прекрасно справляются с большими потоками информации и чувствуют себя при этом вполне комфортно. Как этого достичь?
Для начала нужно понять главное: проблема информационной перегрузки решается двумя способами: уменьшением поступающей информации либо укреплением нашего воспринимающего аппарата — мозга.
Начнем с первого блока практических шагов:
1. Возьмите за правило раз в неделю или в месяц «чистить» свои подписки в социальных сетях, рассылках и проанализируйте, какие сайты вы посещаете больше по привычке, на автоматизме, а не из-за их реальной пользы для себя.
2. Устраивайте себе «цифровой детокс» или «цифровой шаббат». Есть целые движения людей, которые следуют этим принципам и расценивают информацию как еще один продукт, который навязывает нам общество потребления. Философия цифрового детокса предполагает отношение к информации как к инструменту достижения целей. Их манифест — disconnect to reconnect. То есть «отсоединись, чтобы присоединиться» (к себе и своим ценностям).
3. Занимайтесь планированием. Например, можно пользоваться классической техникой. Разделите все дела на следующий день на четыре группы: важные срочные, важные несрочные, неважные срочные, неважные и несрочные. Или также на четыре группы, но по другому принципу: сделать самому, делегировать, отложить и вообще не делать.
4. Совмещайте похожие задачи и выполняйте их в одно время. Например, если надо разослать письма разным людям — выделите отдельно время, когда вы напишете и отправите все письма сразу.
5. Используйте приложения для тайм-менеджмента. Это позволит вам планировать режим работы и отдыха. Приложение будет напоминать вам о времени, когда лучше сделать перерыв, чтобы вы не забывали отдыхать и не тратили ценное время отдыха на малопродуктивный серфинг в интернете.
6. Возьмите на вооружение технику «Съешь лягушку». Это классический прием, который заключается в том, чтобы сделать какое-то небольшое и, возможно, не самое приятное дело именно с утра. Это позволит начать день на подъеме и с ощущением «я молодец» и «трудности мне по плечу», что в конечном итоге уменьшит и бремя информационной нагрузки.
7. Используйте различные современные приложения и инструменты. Например, сделайте так, чтобы все письма из разных ящиков приходили в один ящик. Так у вас будет меньше хаоса в разных каналах информации, а значит, будет меньше информационного шума.
8. Старайтесь избегать мультизадачности. Эрл Миллер, ведущий нейроученый из Massachusetts Institute of Technology утверждает, что, даже если нам кажется, что мы мультизадачны, мы всего лишь очень быстро переключаемся между несколькими задачами. А это вынуждает нас проигрывать в общей эффективности.
Теперь перейдем ко второму блоку практических шагов, которые помогут мозгу стать устойчивее к информационным перегрузкам:
1. Соблюдайте режим работы и отдыха. Сон — важен. Отдых — это не только отпуск, но и смена деятельности в течение дня. После рабочего дня прогулка в гордом одиночестве, без музыки и отвлечения на смартфон — отличный способ нивелировать негативные последствия информационного шума.
2. Уделите внимание работе со стрессом. Забудьте про аффирмации и визуализации — вместо этого обратите внимание на научно обоснованную медитацию в технике mindfulness. Для этих целей можно скачать специальные приложения — например, Headspace или Meditopia. Такая медитация поможет вам развить навык осознанности. А это прямой путь к улучшению концентрации внимания и собранности.
3. Если же вы отмечаете, что не справляетесь с тревогой или подавленностью, отмечаете выгорание или трудности в отношениях, сложно контролируете приступы гнева, то самое время обратиться за профессиональной помощью к специалисту. Ищите психотерапевта, работающего в сфере когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ) или психотерапии ACT (Acceptance and Commitment Therapy — терапия принятия и ответственности).
В качестве литературы по теме рекомендую следующие книги:
И напоследок запомните: человек — достаточно гибкое существо, поэтому навыку справляться с информационными потоками можно и нужно научиться. Огромные потоки информации неизбежно приходят вместе с развитием прогресса, но именно от нас зависит, станет ли эта информация полезным инструментом или превратится в изматывающую головную боль.
Научно-
образовательный
портал IQ
Информационная перегрузка
Варвара Чумакова,
кандидат культурологии, преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, руководитель просветительского проекта «Центр Циклона»
— Что такое информационная перегрузка с научной точки зрения?
—У данного феномена нет однозначного научного определения. Для науки это скорее «зонтик», под которым прячутся разные проблемы. Но в целом можно сказать, что информационная перегрузка — фактор среды, который приводит к ситуации, когда с увеличением объемов поступающей к человеку информации снижается эффективность ее обработки, анализа и интерпретации. В свою очередь, это имеет последствия — физические, психические, социальные, политические, экономические и культурные.
— Вы утверждаете, что человеку постоянно приходилось справляться с информационной перегрузкой. А каковы ее современные особенности?
— Посмотрим на прошлое для начала. В древние времена перегрузка в большей степени касалась людей, которые что-то изучали и учили. И она в основном была связана с чтением. То есть страдала только узкая социальная группа — ученые и студенты, главным образом.
Затем в Европе уже в Новое время расцветает культура литературных салонов, кружков. Посещающие их люди интересуются поэзией, художественной литературой и сами что-то пишут. Специалисты по чтению говорят, что уже тогда появлялись жалобы на невозможность успеть ознакомиться со всеми книжными новинками. В одних салонах читали одно, в других другое. Так помимо ученых и студентов от информационной перегрузки стали страдать и деятели искусства. Но опять же речь идет об определенных социальных группах.
Сегодня информационная перегрузка касается практически всех, кто включен в новую медиасреду или находится в процессе включения. Последние могут еще сильнее ощущать на себе негативные эффекты. Такая повсеместность — один из главных признаков современной информационной перегрузки.
— Как вы считаете — современный человек готов к этой перегрузке?
— Очевидно, что человек адаптируется к медиасреде и адапатирует медиасреду под себя. Он подбирает и настраивает нужные ему источники информации, и чем больше вызовов, тем больше возможностей «прокачаться» в этой сфере.
— Насколько осознанным является этот процесс?
— Конечно, многие ничего не делают, и просто плывут или даже тонут в информационном потоке. Но точных цифр, сколько таких людей, как и тех, кто адаптируется — нет. И не очень понятно, как это узнать имеющимися методами.
Один из ярких примеров «плаванья по течению» — репосты в соцсетях безумных, фэйковых новостей. Это уже связано с медиаграмотностью. Фактически снижение собственной перегрузки — это часть медиа- или информационной грамотности. Проблемы с новостным потоком возникают как раз тогда, когда она низкая.
Полевые исследования Лаборатории медиаисследований ВШЭ в 2012-2014 годах в сельской местности России показали, что, например, сельские жители, которые смотрят по телевизору все, что им показывают, не всегда способны настроить свою медиасреду. Информация на них обрушивается потоком и вперемешку, в результате снижается эффективность ее оценки, анализа и интерпретации.
— Какие стратегии адаптации к информационной перегрузке есть среди людей, имеющих высокий уровень медиаграмотности?
— Здесь важно сказать про такое понятие как фильтрация. «Нет информационной перегрузки, есть сбой фильтров», — говорит писатель и исследователь интернета и медиасреды Клэй Ширки. Мы в любом случае так или иначе отфильтровываем информацию, потому что все, что к нам поступает, обработать невозможно. Когда перегрузка ощущается как усиливающаяся, мы вынуждены фильтровать еще сильнее.
Фильтрация происходит разными способами. Это показано в нашем недавнем исследовании «Влияние «информационной перегрузки» (information overload) на конструирование картины мира у пользователей Интернета в России». В рамках проекта мы провели пилотный опрос среди студентов Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.
Самый распространенный способ фильтрации, как показали результаты, — регулирование подписок. Есть люди, которые особо не рефлексируют над этим — подписались, отписались и забывают. Другие подходят к делу более осознанно, — отписываются, например, конкретно от избыточной информации незнакомых или малознакомых людей, низкого юмора, агрессивных и негативных новостей, новостей, которые их лично не касаются.
Все очень ситуативно. Студент первого курса может подписаться на массу аккаунтов про экономику, но потом понять, что это просто выше его сил уследить за огромным потоком информации и проанализировать ее. И здесь проявляется современный уход от идеи энциклопедизма. Раньше считалось, что надо держать руку на пульсе всех новостей, это было нормально для среднестатистического порядочного человека. Сейчас люди, которые рефлексируют на тему перегрузки, уже осознают, что они не могут осилить все, и от чего-то надо отказываться. И они не стыдятся, что отписались, например, от новостей политики или экономики.
— Как еще, кроме отбора источников информации, может осуществляться фильтрация?
— Другой интересный способ — это ориентация на лидеров мнений — персон, которые своими интерпретациями того, что происходит в мире, оказывают влияние на других. Я выделила три типа лидеров мнений. Первый — это близкие люди, которые разбираются в теме. Человек снимает с себя необходимость погружаться в информацию, отдавая это на откуп другу, родственнику. Другая история — подписки на разных селебрити. Участники интервью, например, говорили, что они не готовы читать все статьи в разных источниках. Но они знают, что тот или иной известный человек публикует самое интересное, поэтому фокусируют внимание только на том, что он репостит.
Бывают еще групповые чаты, когда люди объединяются в небольшие группы в Вайбере или Вконтакте, например. Получается редакция сама для себя. Один человек хорошо разбирается в спорте, другой в религии, третий в политике. Каждый из них отвечает за свои информационные потоки. Это, как правило, люди с высшим образованием, у которых есть интересы помимо дома, работы и т.д.
— Какой вывод можно сделать по итогам вашего исследования — молодые люди, которые активно сегодня пользуются социальными сетями и другими источниками информации, справляются с информационной перегрузкой? Для них это является проблемой?
— Я бы не сказала, что это является проблемой. Молодежь «прокачивает» свои способности, активно использует фильтры. Очень часто респонденты говорят, что нет никакой перегрузки, раньше была, сейчас все отфильтровали и от всего отписались, поэтому ничто не напрягает. Иногда, правда, молодые люди с сильной мотивацией сознательно выбирают информационную перегрузку. Один наш респондент рассказывал, что отказался почти от всего в жизни, чтобы, пока молодой, потреблять как можно больше информации с целью стать в будущем успешным и продвинутым. Некоторые считают, что это здорово, когда столько информации и можно много всего узнать.
Ученые давно бьют тревогу по поводу информационной перегрузки. Но одно из исследований в США с большим количеством фокус-групп показало, что перегрузка возникает, главным образом, из-за новостного негатива, а также среди неофитов — людей, которые только начинают пользоваться интернетом.
— А если говорить о профессиональных социальных группах, которые работают с большими объемами информации — журналистах, исследователях, например?
— Это отдельная история. Мы со студентами НИУ ВШЭ сейчас изучаем информационную перегрузку врачей, учителей, журналистов. Результаты показывают, что многое зависит от инфраструктурных вещей. Часто среди врачей и учителей информационная перегрузка действительно имеет негативный эффект, просто в силу того, что им так организовали работу.
А вообще новая профессиональная информация в современном мире появляется с очень большой скоростью. Например, врач Павел Бранд пишет, что «в середине прошлого века медицинские знания обновлялись полностью раз в 50 лет, в 1980-х гг они удваивались уже раз в 7 лет, в 2005 — раз в пять лет. В 2010 — раз в три с половиной года. К 2020 году медицинские знания будут полностью удваиваться каждые 73 дня».
Появляется очень много новых исследований. И как в социальных медиа возникают пузыри по потреблению новостей, так они возникают и в науке. Бывают ситуации, когда человек просто не в состоянии прочесть все, что опубликовано по его теме, ему просто жизни на это не хватит. Например, в 2016 году в журнале Nature вышла статья с рассказом о том, как ученые адаптируются к информационной перегрузке в литературе по своей теме. Во-первых, можно кооперироваться в клубы по темам. Во-вторых, часть ученых больше доверяют информации о новых публикациях и открытиях, полученной в социальных сетях от своих коллег, нежели той, что просто ищется в базе данных. Наконец, некоторые авторы создают свои системы слежения за информацией по теме.
— Может ли искусственный интеллект в будущем прийти на помощь?
— Сложно сказать, это должен быть очень продвинутый искусственный интеллект. Может быть к тому моменту, когда он таким станет, мы найдем еще какое-то решение проблемы перегрузки. Сегодня есть практика, когда большие руководители нанимают себе так называемых гейт кипперов (gate keeper (англ.) — привратник). Это люди, которые помогают искать, анализировать и отбирать необходимую информацию из больших объемов. Возможно такая услуга станет более распространенной. Но эта практика поднимает вопросы манипуляции — по сути, гейткипер может легко манипулировать своим заказчиком, скрывая от него ту или иную информацию. Это описано еще в медиатеориях XX века как «эффект привратника».
— Человек в современной медиасреде не только потребляет информацию, но и активно коммуницирует по разным каналам — электронная почта, соцсети, скайп и т.д. Не происходит ли отмирание каких-то способов коммуникации?
Разнообразие каналов коммуникации – достаточно удобная вещь. Как показывает практика, «старые» типы коммуникаций не всегда отмирают с приходом «новых», но меняют контекст использования. Мы не перестали звонить с появлением смс, или не перестали посылать смс с появлением мессенджеров. Но изменились привычные ситуации, в которых мы теперь звоним или посылаем смс. Например, одно из исследований антрополога Дэниэла Миллера, проведенное среди мигрантов из Филлипин в Британию, показало, что, когда им хорошо, они звонят своим детям в Филиппины по скайпу. А когда плохо — пишут электронные письма, чтобы дети не заметили этого. Вот пример, когда для разных случаев нужны разные каналы коммуникации.
— А как меняется культура общения с ростом каналов коммуникаций?
Пока еще некая новая культура не устоялась. Все зависит от круга общения и от образа жизни. Я проводила как-то пробный эксперимент, спросила друзей в Facebook, что они делают со своими гаджетами перед сном и пишут ли кому-либо по работе в нерабочее время. Вообще, это интересный вопрос — как информационная перегрузка, границы дня и ночи и этические моменты общения сопоставляются. Более 50 человек разных социальных статусов, профессий, пола и возраста оставили около 200 комментариев. Практически все что-то делают с гаджетами перед сном – отключают, ставят на беззвучный режим, включают авиарежим или режим «не беспокоить» и т.п. Есть редкие исключения — люди, которые не работают или у кого мало социальных связей. Они ничего не отключают, и считают, что, если им кто-то позвонит вечером или ночью, значит что-то важное произошло.
А в целом три основные установки можно выделить. Первая — 24 часа онлайн. Она касается людей, у которых работа связана с экстремальными ситуациями — скорая помощь, поиск людей и т.п. Они просто должны быть круглосуточно на связи.
Другая позиция заключается в том, что интернет ахроничен (коммуникации в нем не синхронизированы, не совпадают по времени). При таком подходе человек пишет, когда угодно, ему отвечают, когда угодно. Он не обижается, если не ответили сразу и не против того, чтобы ему самому ночью кто-то писал. Если человеку надо, чтобы его не беспокоили, он сам об этом заботится — выставляет беззвучный режим и т.д. Можно предположить, что это свойственно людям, у которых много знакомых в разных часовых поясах, и у кого друзья с разным ритмом и стилем жизни. У них у самих часто свободный творческий график, они могут в три часа ночи писать статью и т.п. И они отключаются тогда, когда им нужен отдых.
Третий вариант — оффлайн переносится на онлайн. То есть, если не принято звонить по работе в полночь, то и писать на эту тему в почте или чате человек не будет. Это скорее всего характерно чаще для офисных работников, которые привязаны к определенным часам, и у них круг общения такой же.
— Сейчас нередко говорят о таких явлениях, как цифровой детокс. Можете рассказать подробнее, что это такое?
— Есть два «движения» — цифровой детокс (от англ detox — очищение) и цифровой шаббат (шаббат — седьмой день недели в иудаизме, когда предписано воздерживаться от работы). Они заключаются в сознательном отказе от пользования интернетом в определенное время и ориентации на оффлайновые ценности в первую очередь. Оба эти движения критикуют общество потребления и рассматривают информационную перегрузку как навязанное потребление информации. Информация воспринимается как еще один товар, который человеку на самом деле не нужен. Цифровой детокс предлагает использовать цифровые технологии только как инструменты и не придавать отдельную сверхценность пребыванию в цифровой среде. Отсюда манифест — disconnect to reconnect (отсоединиться, чтобы воссоединиться).
Цифровой шаббат же менее категоричен и предлагает раз в неделю выключаться из цифровой среды, чтобы побыть с самыми близкими — пить вино, жечь свечи, говорить о важном и не читать френдленту.
Цифровой детокс и цифровой шаббат иногда соединяются с религиозными или духовными практиками. Есть даже специальные детокс-туры, когда люди группами уезжают куда-нибудь в горы и сознательно не пользуются интернетом, наслаждаясь природой, живым общением, физическими и духовными практиками и т.п.
IQ