Что со справочником рса
Что со справочником рса
Российский союз автостраховщиков (РСА) с 15 марта 2021 года ввел в действие новые актуализированные справочники средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства. Новая версия справочника сохраняет наметившуюся в 2020 году тенденцию к росту выплат, рост составляет в среднем 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года. Об этом сообщил президент РСА Игорь Юргенс.
Он отметил, что актуализация справочников в 2020 году производилась в условиях нестабильного рынка запасных частей – это было вызвано ограничительными мерами, введенными в связи с пандемией COVID-19. Это привело к тому, что действовавшие во второй половине 2020 года справочники средней стоимости показывали рост выплат по ОСАГО до 23% в сравнении с версией 2019 года. Новая, введенная в действие 15 марта 2021 года, версия справочника также сохраняет тенденцию к росту выплат в среднем на 16% по сравнению с выплатами более стабильного 2019 года.
Введение новой версии с 15 марта обусловлено планом РСА вернуться к устоявшейся практике актуализации справочников средней стоимость в июне и декабре. Еще одна актуализация справочников планируется до июня 2021 года.
Решением Президиума РСА от 5 марта 2021 года установлено, что актуализированные справочники средней стоимости будут применяться для расчета размера страхового возмещения по ДТП, произошедшие начиная с 15 марта 2021 года.
Для справки:
Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО по справочникам средней стоимости производится с 1 декабря 2014 года. Справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ и подготовлены в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России.
Официальный справочник цен на запчасти по базе РСА
С 2014 года изменился порядок расчета размера компенсации по ОСАГО и за основу стали брать стоимость запчастей по базам РСА. В систему внесено более 80 миллионов наименований на различные автомобили моложе 12 лет. Данные из справочника не отображают действительную сумму выплаты, поскольку в рамках проведения экспертизы добавляются дополнительные коэффициенты. База данных является открытой и доступна для всех на официальном сайте РСА, что позволяет водителям контролировать действия страховой компании.
Что такое единый справочник запчастей РСА
Справочник РСА – это единая база данных, включающая в себя сведения о запасных частях, материалах и нормо-часах ремонтных работ. Справочник подготовлен под 12 экономических районов страны и соответствует единой методике расчета восстановительных расходов.
Применение единой методики является обязательным для всех страховщиков, экспертов и иных лиц.
Благодаря введению общего справочника получилось сократить количество споров, возникающих между водителями и страховыми компаниями. Независимо от места проведения экспертизы, заключения не будут значительно отличаться друг от друга.
Всего в справочник внесено более 80 миллионов различных наименований. Имеются все наиболее популярные марки и модели транспортных средств.
Также Российский союз автостраховщиков запустил открытый онлайн-сервис, позволяющий любому желающему получить информацию о цене запчастей, материалов или работ в своем экономическом районе. Сервис доступен на официальном сайте РСА.
Для чего рассчитывается стоимость деталей
При наступлении страхового случая компания должна произвести собственные экспертизы для установления всех обстоятельств произошедшего, принятия решения о возможности предоставления компенсации, а также о ее размере.
Сумма страховой выплаты ограничена лимитами, предусмотренными ФЗ «Об ОСАГО» (400 000 руб.), но напрямую зависит от размера причиненного ущерба, который определяется количеством деталей, степенью их повреждения и стоимостью замены.
С декабря 2014 г. расчет суммы ремонта в рамках компенсации по ОСАГО осуществляется через справочник РСА о стоимости запчастей. Его использование является обязательным для всех экспертов, независимо от принадлежности, что снижает количество расхождений.
Как работать со справочником РСА
Чтобы узнать стоимость запчастей по РСА, необходимо зайти на официальный сайт сервиса, убедиться, что выбраны пункты «Средняя стоимость запасных частей» и «Новый запрос».
Далее заполняются все поля формы:
Номер запасной части, вводится вручную. В один запрос можно поместить не боле 3 номеров.
Образец формы поиска:
После этого откроется таблица со следующей информацией:
Результат успешного запроса:
Если информация по запчасти отсутствует, либо была допущена ошибка, появится уведомление: «По заданным параметрам поиска данные отсутствуют».
Как определяется стоимость запасных частей
При определении стоимости замены запчастей учитываются следующие принципы:
Стоимость запасных частей определяется в рамках проведения технической экспертизы, выполняемой в соответствии с методическими указаниями.
Как узнать номер запасной части для РСА
Узнать номер необходимой детали можно несколькими способами. Самый простой – снять запчасть с автомобиля и посмотреть штрихкод (иногда снимать необязательно), но не всегда такая возможность есть: машины нет рядом, отсутствует штрихкод, или иные причины.
Можно обратиться в магазин, найти нужную запчасть и взять код с нее. На сайтах многих интернет-магазинов есть электронные каталоги со всей нужной информацией. Если деталь редкая и не получается найти ее, можно написать запрос официальному дилеру и попросить предоставить данные.
Также в Интернете можно найти сервисы, осуществляющие поиск деталей автомобиля по VIN номеру.
Необходимо учитывать, что для оценки запчастей по ОСАГО РСА подходят только оригинальные детали, информация о которых содержится в базе.
Учитывается ли износ деталей
После изменений 2014 г. количество формул для расчета износа автозапчастей сократилось. Основных формул две: для всех комплектующих изделий (детали, узлы, агрегаты) и для шин. Необходимо учитывать, что для деталей, имеющих больший износ по сравнению с остальным автомобилем (имеют повреждения, не связанные с произошедшим ДТП), будут применяться дополнительные коэффициенты. К примеру, полученные ранее повреждения кузова площадью более 10 % от общей поверхности детали, повысят коэффициент износа на 40 %.
Срок эксплуатации автомобилей рассчитывается с использованием целых значений и применении правил математического округления. Например, если возраст машины составляет 5 лет и 6 месяцев, будет считаться, что, ей 6 полных лет. Это менее выгодно для владельцев автомобилей, поскольку срок эксплуатации формирует коэффициент износа, что уменьшает сумму страховой выплаты.
Как сделать расчет стоимости деталей самостоятельно
Самостоятельно точно узнать цену замены детали сложно, поскольку придется учитывать несколько факторов, а цены по базам РСА являются только ориентирующими. Помимо указанных в справочнике позиций нужно учитывать норму расхода материалов, степень износа и другие факторы. Даже заключения экспертов могут различаться, поскольку у каждого из них – свое видение ситуации.
Пример расчета
Произвести полный профессиональный расчет не представляется возможным из-за сложности. Например, одна формула износа выглядит следующим образом:
Помимо нее также учитываются другие параметры со множеством переменных коэффициентов и значений.
Поэтому имеет смысл проверить стоимость запчастей, материалов по РСА, и ориентироваться на эти данные. Например:
Отсюда следует, что ориентировочный размер расходных работ составит 15 000 руб. Полученное значение не является окончательным и может меняться как в большую, так и в меньшую сторону, исходя из обстоятельств, которые установит эксперт. Полный и подробный расчет с учетом всех коэффициентов и переменных можно будет посмотреть в готовом заключении.
Может ли такой расчет заменить экспертную оценку
Самостоятельный расчет стоимости запчастей по РСА не имеет юридической силы и не приравнивается к экспертизе. Онлайн-сервис создан для удобства, свободного ознакомления и контроля и со стороны водителей. Это связано с тем, что даже при наличии доступа к справочнику обычный водитель не сможет самостоятельно произвести расчеты. Оценка требует специальных профессиональных познаний, и справочник выступает в качестве составляющей части методики. Даже при использовании программ расчета возможны расхождения по одному и тому же случаю, но они не должны быть существенными.
Определением размера причиненного вреда занимаются штатные или сторонние эксперты страховой компании. При этом по договорам ОСАГО предусмотрен обязательный досудебный порядок, поэтому пострадавший в любом случае должен первоначально обратиться к страховщику.
Если полученные результаты не устраивают страхователя, он вправе обратиться в суд, где возможно проведение судебной экспертизы. Также заявитель может самостоятельно назначить проведение повторной экспертизы за свой счет.
При проведении экспертизы сотрудник обязан руководствоваться специальными правилами. В случае если стоимость запчасти, материала или работы присутствует в каталоге РСА, должна применяться исключительно она. При отсутствии данных в справочнике расходы рассчитываются по рекомендованной среднерыночной цене.
Необходимо учитывать, что в каталог запчастей РСА по ОСАГО вносятся сведения только об автомобилях, возраст которых не более 12 лет.
Для определения размера страховой выплаты по ОСАГО берутся значения из справочника запчастей РСА. Использование внесенных в него данных является обязательным для экспертов. Система открыта для всех пользователей, но на основании доступной информации обычный водитель не сможет определить итоговую сумму выплаты, поскольку для этого нужны специальные знания. Однако справочник позволяет контролировать действия страховщика и выявлять намеренный обман.
ВС признал незаконными справочники о стоимости деталей по ОСАГО
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Татарстану в 2016 году признало РСА нарушителем ч. 1 ст. 10 Закона о конкуренции (злоупотребление доминирующим положением). Антимонопольщики пришли к выводу, что справочники стоимости материалов и работ при восстановительном ремонте, которые составляет РСА и применяют в своей деятельности страховые компании, не соответствуют правилам Центробанка. Антимонопольщики также заявили, что цены, указанные в справочнике, намного ниже, чем таковые у официальных дилеров и на сайте exist.ru.
РСА оспорил решение УФАС в судебном порядке. Первая инстанция не нашла нарушений в действиях антимонопольщиков, зато нашла апелляция (дело № А65-16238/2016). Судьи 11-й ААС указали, что РСА в рамках своей деятельности не оказывает страховые услуги. Кроме того, организация составляет справочники в соответствии с прямым властным указанием Центробанка, а значит, такая деятельность не может считаться предпринимательской, и поэтому Союз нельзя привлечь за нарушение закона о конкуренции.
Суд также отклонил довод антимонопольщиков о том, что РСА занимает доминирующее положение на рынке подобных справочников, и указал, что доминирующее положение на соответствующем рынке не может возникнуть вне связи с осуществлением предпринимательской деятельности. С этим согласился и суд округа.
В своей жалобе в Верховный суд антимонопольный орган указывает, что РСА составил справочники неправильно – без соблюдения единой методики ЦБ. Наличие недостоверных сведений о стоимости восстановительного ремонта в Справочниках подтверждается позицией Российского федерального центра судебной экспертизы при Минюсте, который рекомендовал региональным центрам судэкспертиз не использовать Справочники, в которых отсутствуют ссылки на источники информации либо цены в которых отличаются более чем на 10% от цен в соответствующем регионе.
К этим доводам УФАС прислушалась экономколлегия, которая отменила судебные акты апелляции и кассации и «засилила» решение первой инстанции. ВС пришел к выводу о доминирующем положении РСА на рынке услуг ОСАГО в качестве коллективного представителя интересов страховщиков и признал правоту действий антимонопольщиков при квалификации действий организации. Таким образом, ВС признал Справочники РСА незаконными, и Союзу придется переделать их с учетом методик ЦБ.
Официальные цены на запчасти по справочнику РСА
В 2014 г. на официальном сайте Российского союза автостраховщиков заработал новый сервис — поисковый справочник средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа для восстановления ТС после ДТП. Его появление обусловлено тем, что все выплаты по ОСАГО производятся на фундаменте Единой методики расчета (приложение к № 432-П). Если вы попали в аварию, то можете зайти на сайт РСА и узнать стоимость запчастей, которую страховщик включит в натуральное возмещение. Каждые 6 месяцев веб-ресурс обновляет базу, так как цена «корзины часто бьющихся деталей» меняется (как правило, растет на 7–10 %). Однако следует быть внимательным. Иногда цены разительно отличаются от реальности в меньшую сторону. Например, крыло от Volvo XC-70 за 300–500 руб. вы точно нигде не купите. А веб-сервис его находит.
Что такое единый справочник запчастей РСА
С 01.12.2014 г. восстановительный ремонт ТС по ОСАГО рассчитывается по единому регламенту, предложенному Российским союзом автостраховщиков (РСА). Инициативу поддержал Центробанк (№ 432-П). Информационную базу собирали со всех 13 макрорегионов (включая Крымский). В качестве поискового сервиса был разработан справочник РСА. Он работает на базе официального сайта Союза автостраховщиков. Здесь указана средняя стоимость:
С 2014 г. эксперты обязаны руководствоваться Единой методикой при проведении оценки. С тех пор они не могут произвольно установить рыночную стоимость на запчасти. За нарушение регламента Центробанка оценщика могут исключить из реестра экспертов-техников.
На практике расчеты страхового и независимого экспертов часто расходятся. За 6 лет сложилась судебная практика по оспариванию стоимости запчастей из онлайн-справочников РСА.
Для чего рассчитывается стоимость деталей
Единый справочник РСА о стоимости запчастей применяется страховщиками для расчета выплат по ОСАГО. Здесь эксперты находят сведения о расценках на детали, которые потребуются для ремонта конкретных марок и моделей ТС. А также ориентируются на цену нормо-часа и других материалов, используемых для кузовного ремонта.
Как работать со справочником РСА
Чтобы проверить стоимость запчастей или материалов по РСА, необходимо зайти на официальный сайт Союза страховщиков autoins.ru. На главной странице найдите раздел «Средняя стоимость запасных частей, нормо-часа работ и материалов». Далее выберите интересующий поисковый блок:
Укажите дату на момент запроса. Выберите экономический регион и марку ТС. Затем впишите оригинальный номер искомой детали. (Например, 664003U000 — капот для KIA SPORTAGE 2014 г. в.)
Пройдите капча-код и нажмите «Отправить запрос». Через 1–2 секунды вы сможете узнать стоимость запчастей по РСА. Цена искомого капота 8800 руб. на дату запроса. Расчет стоимости нормо-часов и материалов происходит в аналогичной последовательности.
Как определяется стоимость запасных частей
Реальная цена оригинального капота с номером 664003U000 на ресурсе Емех 34 500 руб. А вот его аналоги предлагаются намного дешевле, по следующей стоимости:
То есть, расчет стоимости запчастей по РСА осуществляется из числа аналоговых деталей. О чем сервис нас честно предупреждает. Посмотрите рис. 2, нижняя строка под результатом поиска «*Средняя стоимость данной запасной части сформирована с учетом цены на взаимозаменяемую («неоригинальную») запасную часть». Правда, многим автовладельцам такой вариант оценки запчастей по ОСАГО от РСА не подходит. Собственники хотят ставить оригинал, а не «Китай». В таком случае предстоит заказывать независимую экспертизу и добиваться желаемого результата в суде.
Перепроверяйте стоимость запчастей на известных финансовых онлайн-площадках, таких как: Autopiter, Autodoc, Emex, Exist и других.
Как узнать номер запасной части для РСА
Найти каталожный код детали можно в оригинальной программе поиска запчастей для вашего ТС. Здесь вам понадобится VIN-код. Ведь многие модели ТС различаются по комплектации, и в процессе производства неоднократно проходят этапы модернизации (рестайлинг). Например, Mitsubishi Outlander 3-го поколения с 2012 г. несколько раз менял внешность передней и задней оптики, а также решетки радиатора и бамперов.
Учитывается ли износ деталей
Да, ресурс службы учитывается. Но только для деталей, которые возможно заменить. Например, капот, крыло, бампер, стекло. Положение Центробанка № 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного ТС». Здесь в Гл. 4, п. 4.1 указана формула для расчета износа з/ч.
Ветхость деталей прогрессирует с увеличением срока службы и при неоднократном ремонте. При расчете допускается максимальный процент изношенности ТС в 50 %. Минимальный износ, который характерен для всех ТС: 1–10 %.
Как сделать расчет стоимости деталей самостоятельно
В Положении Центробанка № 432-П, Гл. 3, п. 3,4 указано, что расчет величины расходов на восстановительный ремонт ТС производится по формуле:
Свр = Рр + Рм + Рзч,
Пример расчета
У нас есть капот на капот для KIA SPORTAGE 2014 с оригинальным номером 664003U000. Его средняя стоимость по базе запчастей РСА: 8800 руб. Теперь нам необходимо узнать стоимость материалов и нормо-часов. Заполняем поисковый сервис. В результате:
Кроме эмали, для лакокрасочных работ понадобятся: грунт, лак, наждачная бумага, растворители и другие материалы. Это еще около 3000 тыс. руб.
Таблица 1. Результат примерного расчета
Детали и работа | Количество | Слагаемые | Цена, руб. |
---|---|---|---|
Капот 664003U000. | 1 шт. | Рзч | 8800 |
Краска DX-606 BC/BS 00 | 0,5 л. | Рм | 700 |
Нормо-час | 3 | Рр | 2550 |
Доп. материалы | — | Рм | 3000 |
Итого | — | Свр | 15 050 |
Примерно столько вам заплатит страховая компания при условии замены капота. Для такого расчета одного каталога запчастей РСА по ОСАГО недостаточно. Экспертам приходится искать расценки кузовных автосервисов в округе, чтобы отправить автомобиль на восстановление. Если в районе вашего проживания квалифицированных СТОА нет, то страховщик перечислит деньги на банковскую карту.
Может ли такой расчет заменить экспертную оценку
Подобные вычисления не смогут полноценно заменить оценку эксперта. Однако благодаря использованию каталога РСА вы сможете максимально близко рассчитать примерную сумму страховых выплат. И в случае несогласия со специалистом вправе предъявить аргументированную претензию. Если ваши доводы окажутся убедительными, то страховая компания пересчитает размер компенсации. Сутяжничать по заведомо проигрышному делу СК не любят.
Единый справочник РСА для поиска стоимости запчастей помогает страховым компаниям установить размер компенсаций по ОСАГО. Цена деталей средняя по рынку, из числа аналогов. Оригинальные з/ч сервис не ищет. Вместе с этим эксперты-техники руководствуются расценками квалифицированных автосервисов, которые восстанавливают аварийные ТС по договорным условиям со страховщиками.
Что со справочником рса
Опубликованная Банком России обновленная “Единая методика определения расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” позволит сделать механизм определения стоимости ремонта по ОСАГО более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по обязательной “автогражданке”. Об этом сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
Он отметил, что новая методика во многом переводит на нормативные рельсы те практики, которые были проработаны РСА уже давно и применение которых, как ожидается, повысит качество страховых услуг. Так, при формировании справочника средней стоимости запасных частей, используемого при расчете стоимости ремонта поврежденного автомобиля, РСА предложил использовать цены из интернет-магазинов для формирования региональных коэффициентов – это повысит качество данного справочника и актуальность внесенных в него цен на запасные части.
Согласно обновленной методике, справочники будут актуализироваться раз в три месяца вместо одного раза в полгода. Также уточняется порядок выбора марок транспортных средств, для которых производится расчет цен в справочниках: он будет осуществляться исходя из числа полисов ОСАГО по соответствующим транспортным средствам. Учет представленности марок ТС в регионах будет производиться исходя из числа полисов ОСАГО для данных машин в соответствующем регионе.
Ранее предусматривалось формирование справочников по 13 экономическим регионам, при этом РСА, в строгом соответствии с Единой методикой, проводил исследование цен на запчасти в магазинах во всех 85 субъектах Российской Федерации. Теперь средние стоимости запасных частей и нормочаса ремонтных работ будут формироваться в каждом субъект Российской Федерации.
Также методика регламентирует проведение общественного обсуждения каждой новой версии справочников, в ходе которого на сайте РСА будут опубликованы вновь сформированные средние стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ, а РСА должен будет собрать и обработать замечания и предложения по ним, после чего внести корректировку или сообщить о причине отклонения замечания.
Кроме того, методика уточняет порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели автомобиля, вводит обязательность инструментальной диагностики по дорогостоящим узлам (агрегатам), уточняет порядок использования расчетных систем окраски автомобилей, вводит необходимость идентификации транспортного средства, предоставленного на осмотр. Очень важно, что фотографии поврежденного автомобиля, выполненные при его осмотре, теперь должны быть представлены и в цифровом виде, поэтому больше не будет споров из-за плохо различимых «копий с копии», которые сегодня иногда приходится использовать при рассмотрении жалоб и претензий.
Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в рамках ОСАГО по справочникам средней стоимости производится с 1 декабря 2014 года. Справочники включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ и подготовлены в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России.
Применение Единой методики является обязательным для страховщиков или их представителей, экспертов-техников, экспертных организаций при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств и судебных экспертов при проведении судебной экспертизы транспортных средств.