Что снимали на витебском вокзале
«Декабрь» снимают в январе
Режиссёр картины – двукратный лауреат премии «Золотой орёл», снявший фильмы «Холоп» и «Текст» Клим Шипенко. В главной роли выступил Александр Петров, известный зрителям по сериалу «Полицейский с Рублёвки», фильмам «Гоголь», «Лёд» и многим другим. В картине задействованы и такие известные актёры, как Кристина Асмус, Андрей Мерзликин, Владимир Вдовиченков, Александр Самойленко и Кирилл Нагиев.
Я стою на пятой платформе Витебского вокзала. По перрону ходят люди в одежде 20-х годов прошлого века: перед глазами мелькают пуховые платки, ушанки, ватники и кожанки. На стенах – красные флаги и старые газеты, а на платформах и междупутье – искусственный снег (температура в эти дни в Северной столице плюсовая).
«Три, два, один, начали», – командует в громкоговоритель режиссёр. Поезд начинает медленно трогаться с места, а лежащий в шаге от состава Александр Петров резко вскакивает и бежит за ним…
«Внешне Саша мало похож на Есенина, – комментирует свой выбор режиссёр. – Но во время кастинга меня зацепила общность их эмоционального состояния. У них обоих богатый жизненный опыт. Это позволило Саше легко вжиться в роль».
По задумке Клима Шипенко, являющегося не только режиссёром, но и автором сценария, в декабре 1925 года Есенин планирует уехать из страны. Побег в Финляндию через Латвию готовит бывшая жена гения – Айседора Дункан. Поэту нужно сесть в поезд Санкт-Петербург – Рига. Однако на жизненном пути Сергея возникают препятствия…
В эти дни на Витебском шли съёмки несостоявшегося отъезда. Но это не единственный эпизод, связанный с магистралью. Режиссёр обещает, что в «Декабре» (таково рабочее название фильма) будет много железнодорожных трюков и сцен, которые снимут в окрестностях Санкт-Петербурга.
Даже сейчас, в период пандемии, через вокзал ежедневно проходит порядка 10 тыс. человек. «И нам не хотелось, чтобы пассажиры и киношники мешали друг другу, – говорит начальник Витебского вокзала Сергей Рязанцев. – Поэтому мы предложили съёмочной группе для работы в помещениях послеобеденное время, когда пассажиропоток спадает. В итоге съёмки на первом этаже исторического здания были назначены на 14 часов. По просьбе режиссёра мы не только выделили ему пятую платформу, но и временно перекрыли часть вокзального комплекса. Клим Шипенко остался очень доволен сотрудничеством и даже лично поблагодарил меня за понимание и оперативность».
Съёмочная группа хотела задействовать в ленте исторические вагоны, но потом посчитала, что проще создать декорации – имитации пассажирских и грузовых вагонов, курсировавших по стране в начале XX века. Паровоз в кадр не попадал, поэтому вагоны тянул маневровый тепловоз.
По словам режиссёра, самым сложным при создании фильма «Декабрь» является съёмка массовых сцен. «На Витебском вокзале было задействовано более 200 человек, – сообщил он корреспонденту «Гудка». – И согласовать действия такого количества людей, часть из которых выходит на перрон из поезда, часть – чем-то торгует, а часть – работает на вокзале, было очень непросто».
Съёмки нового фильма начались в декабре 2020 года. А на экраны кинолента должна выйти в конце 2021 года. «Хотя перед написанием сценария я и изучал все доступные источники, – утверждает режиссёр, – на историческую правду не претендую. Возможно, кого-то мой фильм возмутит, но это мой взгляд на жизнь поэта. Думаю, что Сергей Есенин достоин в десятки раз большего количества самых разных фильмов, чем уже создано».
Фильм о Сергее Есенине снимают на Витебском вокзале Санкт-Петербурга
Съёмочная группа хотела задействовать в ленте исторические вагоны, но потом посчитала, что проще создать декорации
Режиссёр картины – двукратный лауреат премии «Золотой орёл», снявший фильмы «Холоп» и «Текст» Клим Шипенко. В главной роли выступил Александр Петров, известный зрителям по сериалу «Полицейский с Рублёвки», фильмам «Гоголь», «Лёд» и многим другим. В картине задействованы и такие известные актёры, как Кристина Асмус, Андрей Мерзликин, Владимир Вдовиченков, Александр Самойленко и Кирилл Нагиев.
Я стою на пятой платформе Витебского вокзала. По перрону ходят люди в одежде 20-х годов прошлого века: перед глазами мелькают пуховые платки, ушанки, ватники и кожанки. На стенах – красные флаги и старые газеты, а на платформах и междупутье – искусственный снег (температура в эти дни в Северной столице плюсовая).
«Три, два, один, начали», – командует в громкоговоритель режиссёр. Поезд начинает медленно трогаться с места, а лежащий в шаге от состава Александр Петров резко вскакивает и бежит за ним…
«Внешне Саша мало похож на Есенина, – комментирует свой выбор режиссёр. – Но во время кастинга меня зацепила общность их эмоционального состояния. У них обоих богатый жизненный опыт. Это позволило Саше легко вжиться в роль».
По задумке Клима Шипенко, являющегося не только режиссёром, но и автором сценария, в декабре 1925 года Есенин планирует уехать из страны. Побег в Финляндию через Латвию готовит бывшая жена гения – Айседора Дункан. Поэту нужно сесть в поезд Санкт-Петербург – Рига. Однако на жизненном пути Сергея возникают препятствия…
В эти дни на Витебском шли съёмки несостоявшегося отъезда. Но это не единственный эпизод, связанный с магистралью. Режиссёр обещает, что в «Декабре» (таково рабочее название фильма) будет много железнодорожных трюков и сцен, которые снимут в окрестностях Санкт-Петербурга.
Даже сейчас, в период пандемии, через вокзал ежедневно проходит порядка 10 тыс. человек. «И нам не хотелось, чтобы пассажиры и киношники мешали друг другу, – говорит начальник Витебского вокзала Сергей Рязанцев. – Поэтому мы предложили съёмочной группе для работы в помещениях послеобеденное время, когда пассажиропоток спадает. В итоге съёмки на первом этаже исторического здания были назначены на 14 часов. По просьбе режиссёра мы не только выделили ему пятую платформу, но и временно перекрыли часть вокзального комплекса. Клим Шипенко остался очень доволен сотрудничеством и даже лично поблагодарил меня за понимание и оперативность».
Съёмочная группа хотела задействовать в ленте исторические вагоны, но потом посчитала, что проще создать декорации – имитации пассажирских и грузовых вагонов, курсировавших по стране в начале XX века. Паровоз в кадр не попадал, поэтому вагоны тянул маневровый тепловоз.
По словам режиссёра, самым сложным при создании фильма «Декабрь» является съёмка массовых сцен. «На Витебском вокзале было задействовано более 200 человек, – сообщил он корреспонденту «Гудка». – И согласовать действия такого количества людей, часть из которых выходит на перрон из поезда, часть – чем-то торгует, а часть – работает на вокзале, было очень непросто».
Съёмки нового фильма начались в декабре 2020 года. А на экраны кинолента должна выйти в конце 2021 года. «Хотя перед написанием сценария я и изучал все доступные источники, – утверждает режиссёр, – на историческую правду не претендую. Возможно, кого-то мой фильм возмутит, но это мой взгляд на жизнь поэта. Думаю, что Сергей Есенин достоин в десятки раз большего количества самых разных фильмов, чем уже создано».
Загадку смерти Есенина раскроет Александр Петров: он сыграет поэта в новом фильме
Metro побывало на съёмочной площадке картины «Декабрь»
В Петербурге на Витебском вокзале снимают фильм «Декабрь». Лента Клима Шипенко («Текст», «Холоп», «Салют-7») рассказывает о последних днях жизни Сергея Есенина, предшествующих его таинственной гибели. На экраны триллер, который сам режиссёр называет «тёмной сказкой», выйдет в конце года
В главных ролях снимаются самые востребованные молодые российские актёры – Александр Петров и Кристина Асмус. Metro выяснило, что происходило на площадке и к какому выводу о смерти поэта пришли авторы картины.
Интерпретация последних дней
Фильм «Декабрь» рассказывает о нескольких днях в конце 1925-го, предшествующих загадочной смерти Сергея Есенина в петербургском отеле «Англетер». Картину Клим Шипенко снимает по своему собственному сценарию (он писал его вместе с отцом, Алексеем) опираясь на некоторые исторические факты. Но на абсолютной достоверности авторы не настаивают: к примеру, в канонической ЖЗЛ-овской биографии «Сергей Есенин» Станислава Куняева эпизодов на Витебском вокзале нет, Захар Прилепин в своей есенинской биографии «Обещая встречу впереди» тоже об этом ничего не пишет.
«Это интерпретация, которая не требует абсолютной точности», – говорит сам Шипенко. Так или иначе в киноповествование эта петербургская локация легла идеально: отсюда по сценарию Есенин-Петров пытается уехать на поезде «Ленинград-Рига».
Сцену снимали на Витебском с утра до вечера несколько дней подряд, и специально для этого огородили всю левую часть платформы. Этот петербургский вокзал для исторического кино подходит стопроцентно, учитывая все сохранившиеся интерьеры и архитектурные конструкции.
– Я играю носильщика на вокзале, вон, видите – моя тележку и тюки на ней. Моя задача по сценарию – мешать четырём НКВДшникам догонять Есенина. Я роняю всё с тележки, на меня ругается милиционер, про погоню все забывают. Похож ли Петров на Есенина? Похож, да, – говорит Вячеслав, автомеханик: его в массовку «Декабря» позвал друг.
В фильме, говорит режиссёр, вообще будет очень много погонь и прочего «драйва»: Есенину нужно во что бы то ни стало успеть встретиться с любимой.
Кстати, кто сыграет Айседору Дункан, создатели ленты не говорят – и не показывают крупных планов Есенина в гриме. Поэтому похож или нет Александр Петров на Сергея Есенина, можно будет оценить только в кинотеатрах.
Святослав Акимов, «Metro»
На съёмках «Декабря».
Предоставлено студией Yellow, Black and White.
На съёмках «Декабря».
Святослав Акимов, «Metro»
На съёмках «Декабря».
Святослав Акимов, «Metro»
На съёмках «Декабря».
Святослав Акимов, «Metro»
От плакатов до ботиков
Всего в этих сценах принимало участие более 200 актёров – кадры будут плотными, специально для любителей порассматривать детали. «Декабрь» – по крайней мере те его эпизоды, что снимали на Витебском – это очень точное кино с точки зрения воспроизведения эпохи. Столетие «отматывается» назад усилиями художников и костюмеров: в «Декабре» они блестяще показывают свои таланты, достоверность – почти абсолютная, начиная от плакатов «Покупайте часы «Красная звезда», заканчивая пуговками на ботиках пассажирок поезда. В художниках фильма значатся Ульяна Рябова и Дмитрий Андреев, участвовавшие в «Назад в СССР», «Анне Карениной», «Мурке», «Бесах», и «Рае» – главных российских хитах, воспроизводящих разные эпохи. Хорошо вышло и здесь, чего только стоит платок с русскими кроваво-красными маками на шее у Петрова-Есенина. Кстати, символов смерти в картине будет много, на площадку привозили даже чёрных воронов. Режиссёр определяет жанр «Декабря» вообще как «чёрную сказку».
На съёмках «Декабря».
Предоставлено студией Yellow, Black and White.
На съёмках «Декабря».
Предоставлено студией Yellow, Black and White.
На съёмках «Декабря».
Святослав Акимов, «Metro»
Похож ли Петров на Есенина?
Играть в «чёрных сказках» и играть русских классиков Александру Петрову не привыкать, взять хотя бы нуарную трилогию «Гоголь». В роли Есенина он тоже будет убедителен, настаивает Клим Шипенко. И даже без пластического грима и дублёров: все трюки актёр в кадре выполняет сам, даже прыгает в движущийся вагон поезда.
– Идеально похожего на Есенина артиста у нас нет. Безруков? Безруков тоже не похож. Образ из учебников будет – Саша Петров блондин с голубыми глазами, сходство есть, есть и технологии съёмок, его усиливающее. Дело в другом: мы знаем, что Есенин в самом конце жил «год за пять» и выглядел он уже тоже так себе. У Саши есть этот опыт и некая потёртость, он ощущает какую-то жизненную боль, как и Сергей Александрович. Эти факторы не менее важны, чем портретное сходство. Мне не подошёл бы идеально похожий на Есенина 25-летний актер, «пороха не нюхавший» – у него не может быть внутреннего мира в силу опыта. Потому у Саши и конкурентов-то особо не было, хотя я честно поискал.
На съёмках «Декабря».
Святослав Акимов, «Metro»
Кристина Асмус сыграла в фильме Елизавету Устинову, жену друга Есенина.
Предоставлено студией Yellow, Black and White.
«Декабрь» предлагает свою версию разгадки таинственной гибели Сергея Есенина. Сценаристы предлагают зрителю самому решить, как погиб поэт, но намекают, что он ушёл из жизни всё же не совсем по своей воле.
– Есть факты, опровергающие каждую версию. Эта такая теория заговора, как убийство Кеннеди. Вроде бы самоубийство, но есть странные вещи, которые ставят это предположение под сомнение. Захар Прилепин в своей книге – и она мне очень понравилась! – отлично аргументирует версию самоубийства. Но русский человек в это верить не хочет, она не ассоциируется с образом Есенина, – говорит Клим Шипенко.
О том, как зрители оценят это художественное переосмысление последних дней поэта, создатели фильма не беспокоятся. Возмущение, если оно будет – это тоже хорошо. Главное, чтобы не было равнодушных. Проверить свою реакцию на «Декабрь» зрители смогут в конце 2021 – тогда картину планируют выпустить на большие экраны. Снимает ленту студия Yellow, Black and White и видеосервис START при поддержке Фонда кино и фонда «КИНОПРАЙМ».
«Купе № 6» снимут на Витебском вокзале
50% съемочного процесса художественного фильма пройдет в вагоне
На Витебском вокзале завершилась подготовка к съёмкам нового полнометражного художественного фильма.
«Купе № 6» – совместного российско-финского проекта, работа над которым проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Режиссёр ленты – победитель Каннского кинофестиваля Юхо Куосманен, чей фильм «Улыбающийся человек» в 2016 году получил главный приз в программе «Особый взгляд».
Действия «Купе № 6» разворачиваются в начале 2000-х годов. Главная героиня, студентка Лаура, отправляется на поезде Москва – Мурманск посмотреть на не так давно обнаруженные на севере России петроглифы. По пути девушка знакомится со своим попутчиком Вадимом в исполнении актёра Юрия Борисова, известного зрителям по главным ролям в телесериале «В зоне риска» и в фильме «Мотыльки». Поезд, в котором путешествует Лаура, останавливается на разных станциях, где девушка и попадает то в смешные, то в грустные истории.
Планируется, что съёмки состоятся на Витебском и Мурманском вокзалах. Причём по идее автора, 50% съёмочного процесса пройдёт в вагоне. Северная столица будет первой встречать кинематографистов – работа здесь запланирована на период с 16 по 19 февраля. Съёмочная группа уже выбрала себе купейный вагон и вагон-ресторан старого образца из тех, что были выпущены примерно лет 30 назад.
– Руководство железнодорожной станции Санкт-Петербург-Витебский продумало, как организовать съёмочный процесс так, чтобы он не помешал расписанию движения поездов и обеспечил выполнение требований к безопасности движения, – рассказал заместитель начальника станции Максим Зотов.
Опыт взаимодействия железной дороги с деятелями культуры всякий раз демонстрирует, что Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ) всегда старается идти навстречу творческим работникам.
Поскольку у Витебского вокзала большой опыт проведения разнообразных съёмок, то и согласовывать творческий процесс с работой железной дороги здесь тоже умеют. За последние несколько лет тут было снято 12 фильмов, в том числе «Анна Каренина» Карена Шахназарова и телесериал Александра Котта и Константина Статского «Троцкий», а также ряд иностранных лет, например, норвежских, индийских и китайских. К слову, в китайской киноработе «Потерявшийся с мамой» с помощью смены декораций Витебский играл роль сразу нескольких вокзалов и станций.
Кстати, китайские операторы во время съёмок по сюжету должны были воспользоваться принятыми в Поднебесной специальными пиротехническими устройствами с тем, чтобы лёгкая дымка придала кадрам особый шарм. Однако из соображений комфорта российских пассажиров руководство вокзала деятелям искусства в использовании устройств отказало.
– Съёмки «Вагона № 6» для нашего вокзала особой сложности не представляют, – говорит начальник Витебского вокзала Константин Веселов. – Кинематографистам на несколько часов нужны наши залы и помещения. Для соблюдения интересов обеих сторон – творческих работников и пассажиров – съёмки у окна справочной службы, видимо, будут производиться в ночное время. Это позволит не менять привычную работу вокзала.
Мраморную лестницу, задействованную в съёмках, закроют для посетителей на два часа. Это не единственная лестница на Витебском, и движение пассажиропотока нарушено не будет.
– В большинстве случаев наши клиенты даже не замечают, что вокзал используется для киносъёмок, – продолжает Веселов. – Конечно, когда по сюжету действие киноленты происходит на перроне и по вокзалу ходят костюмированные актёры, это бросается в глаза и вызывает интерес. Но в данном случае световой зал и мраморная лестница потребуются киношникам на очень непродолжительное время, а когда они приступят к съёмкам в вагоне, пассажиры этого даже не увидят.
28 февраля кинематографисты продолжат работу в Мурманской области, на станции Африканда, а в середине марта съёмки перенесутся в Мурманск и Оленегорск. Во всех случаях, творческой группе потребуются вагоны и помещения вокзала.
Как в кино: 10 мест в Петербурге, где снимались легендарные фильмы
Витебский вокзал
Адрес: Загородный проспект, дом 52
Витебский вокзал — это одно из наиболее часто встречающихся в кино петербургских мест. Именно здесь начинается действие знаменитого фильма Алексея Балабанова «Брат» — сюда приезжает главный герой картины Данила Багров. В фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Витебский вокзал играет роль лондонского вокзала «Виктория»: поезд с двумя главными героями отправился с самой первой левой платформы. А из романтических мелодрам здесь снимался «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, с Гурченко и Басилашвили в главных ролях.
Выставочный зал «Цветы»
Адрес: Шпалерная улица, дом 43
Старейшая в Петербурге оранжерея в свое время сыграла роль Лоусерского пассажа в фильме о Шерлоке Холмсе. Это здание на углу Потемкинской и Шпалерной — то самое место внезапной встречи Лестрейда и Ватсона в серии «Смертельная схватка», перед отъездом Холмса и Ватсона на континент. В оранжерейный комплекс, в свое время созданный для выращивания теплолюбивых растений и экзотических плодовых культур, можно попасть и сегодня. Кстати, здесь также снимали фильм «Мушкетеры двадцать лет спустя».
НИИ физиопульмонологии на Лиговском
Адрес: Лиговский проспект, дом 2-4
Крыша этого здания на Лиговском проспекте также послужила местом прогулки Шерлока Холмса: дом, построенный в конце 19 века в стиле немецкой кирпичной готики, отлично подошел для создания зловещей, таинственной атмосферы. Его, кажется, отсняли со всех возможных и невозможных сторон: если приглядеться, то можно заметить, что оператор снимал Холмса то со стороны Лиговского, то со стороны улицы Некрасова.
Здание Ямского рынка
Адрес: Боровая улица, дом 2
Для советского кинематографа нередки случаи, когда Москву снимали в Петербурге, и наоборот. Один из самых ярких примеров — это фильм Владимира Бортко «Собачье сердце» по одноименной повести Булгакова. Несчастный голодный и замерзший Шарик воет в подворотне на Боровой улице, совсем рядом со зданием Ямского рынка, и здесь же встречает профессора Преображенского.
Еще одно место-декорация из печальной истории Бортко – дом на Моховой 27-29. По сюжету здесь происходят судьбоносные события. На крыльце этого дома мудрый профессор недосчитался своих галош, и начал ненавидеть советскую власть.
Гостиница «Прибалтийская»
Адрес: улица Кораблестроителей, дом 14
Огромный отель на побережье Финского залива, построенный шведской компанией в семидесятых годах, в советские годы приобрел дурную славу одного из любимых в городе пристанищ ночных бабочек. Именно здесь снимался один из самых сильных фильмов времен перестройки — драма Петра Тодоровского «Интердевочка». Говорят, перед съемками сценарист лично общался с «Прибалтийскими» куртизанками, чтобы их образы в картине получились более правдоподобными. Когда будете прогуливаться по улице Кораблестроителей, не забудьте полюбоваться на эту гостиницу — доминанту морского фасада города, где встречалась со своими клиентами несчастная медсестра Таня. А вот непосредственно виды на сам тленный Ленинград Тодоровский снимал из гостиницы Москва, что у моста Александра Невского.
Никольские ворота Петропавловской крепости
Адрес: Петропавловская крепость, дом 3
Фильм «О бедном гусаре замолвите слово» где только не снимался: в Москве, Подмосковье, Ленинграде, области. Однако одним из самых ключевых мест легендарной картины стала Петропавлоская крепость: на время съемок она превратилась в город Губернск (здесь даже табличку повесили), а красочная сцена с появлением в городе гусаров снималась у самых Никольских ворот. Вообще, Эльдар Рязанов действительно очень любил снимать свои шедевры именно в Петербурге, что, впрочем, неудивительно.
Толстовский дом на Фонтанке
Адрес: улица Рубинштейна 15-17
Знаменитое здание в стиле «северный модерн», построенное в начале 20 века и негласно именующееся Толстовским домом — еще одно любимое место киношников. Здесь, и в окрестных дворах, происходит действие известной советской мелодрамы о жизни одинокой женщина — «Зимней вишни». Также из окна именно этого дома в финальной сцене фильма «Вам и не снилось» падает Роман Лавочкин. Таким образом, благодаря востребованности у сценаристов мелодрам, это и без того загадочное здание обрело романтический ореол.
Текст: Светлана Широкова
Иллиюстрации: Ольга Ратникова