Что смешного в комедии недоросль
Анализ эпизода из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — произведение 18 века. В нем герои четко делятся на две группы: положительные и отрицательные. Здесь сочетается и смешивается смешное и грустное, комическое и трагическое. В отрицательных персонажах ярки те черты, которые автор осуждает: невежество, грубость, подлость, хамство, непорядочность. Положительные герои осуждают эти пороки, выражая мысли самого писателя.
К отрицательным персонажам «Недоросля» относятся госпожа Простакова, Тарас Скотинин и Митрофан Простаков.
Простакова – дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак.
Эта героиня – жестокая крепостница. Она считает совершенно нормальным владеть человеческими душами, издеваться над подвластными ей людьми. Чего стоит обращение этой героини со старой няней Еремеевной, преданной Простаковым всей душой.
Матушка недоросля крайне необразованна. Она не знает самых простых вещей. Но, хуже того, Простакова считает, что образование совершенно не нужно, ведь в жизни помогает продвинуться совсем другое: деньги, связи. Как тут не вспомнить жизненные принципы Фамусова и всего московского общества из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Простакова груба, невежественна, непорядочна. Но главная черта в характере Простаковой – безумная, какая-то животная любовь к сыну. Она считает, что все, что выгодно для Митрофана, хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Эта героиня может вцепляется в шею своему брату и т. д. Можно сказать, что ее нравственные и моральные понятия полностью искажены, их попросту нет. П.А. Вяземский так писал о Простаковой: «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства…»
Мне кажется, Д.И. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая причина – невежество Простаковой, не облагороженное воспитанием. Вторая — указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над своими крепостными людьми.
В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее поражение – это поражение всей прежней системы воспитания, всего образа жизни дворян 18 века.
Брат Простаковой, Тарас Скотинин, под стать своей сестре. Это очень невежественный и глупый человек. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег Скотинин хотел жениться на Софье, племяннице Стародума. Поэтому он соперничал со своим племянником Митрофаном и постоянно ругался с госпожой Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь».
По-моему, этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное, о чем говорит его фамилия. Причина такого падения Скотинина – в невежестве, отсутствии правильного воспитания. «Не будь тот Скотинин, тот чему-нибудь учиться захочет»,- заявляет он.
Сын госпожи Простаковой, Митрофанушка, – главный в своем семействе. Ему пытаются дать хорошее образование, ведь в новое время без него никуда. Но недоросль не испытывает никакого желания учиться. Он до такой степени «темный» человек, что становится и смешно и горько, когда читаешь его «экзаменационные» ответы учителям.
Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
Я считаю, что Митрофан остановился в своем развитии. Софья, воспитанница госпожи Простаковой, так говорит о нем: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
В недоросле сочетаются черты тирана и раба. Когда план госпожи Простаковой женить сына на Софье не удается, Митрофан ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» — идти служить. «По мне, куды велят», — говорит он, понурив голову. Мне кажется, рабское воспитание привито герою и его крепостной нянькой Еремеевной, и всем миром Простаковых-Скотининых, у которых совершенно извращены понятия о чести.
Я думаю, через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение его невежество увеличивается, люди постепенно превращаются в зверей. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая».
Таким образом, в комедии Фонвизина «Недоросль» есть как черты комедии, так и черты трагедии. Через смешное драматург показывает нам пороки дворянского общества 18 века, всю их страшную и разрушающую силу, пагубно влияющую на развитие общества в целом и отдельных личностей в частности.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ эпизода «Экзамены Митрофанушки»
Автор использует следующие приемы создания комического эффекта:
Комизм этой фразы в том, что Митрофан вообще не учится, ищет разные предлоги, чтобы избавиться от уроков и учителей.
Несоответствие – что Простакова говорит о сыне и что есть на самом деле.
/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Смешное и грустное в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Смотрите также по произведению «Недоросль»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Пьеса Фонвизина «Недоросль» является первой русской общественно-политической комедией. В ней драматург изобличает пороки русского дворянства и, вместе с тем, выводит свой идеал, основанный на просветительских идеях всеобщего воспитания.
Хотя жанр «Недоросля» и определяется как комедия, однако в произведении искусно сочетается и переплетается смешное и грустное, комическое и драматическое. Что в пьесе вызывает наш смех? Мне кажется, прежде всего, сцены, связанные с обучением Митрофана. Этот великовозрастный увалень не знает даже простейших вещей, и, более того, не хочет ничему учиться. Он мечтает лишь о женитьбе на Софье ради получения большого приданого. Какие уж тут могут быть мысли об учебе! Интересно, что выражение Митрофана «не хочу учиться, а хочу жениться» вошло в разговорный русский язык и стало крылатым.
Эпизоды «обучения» Митрофана изображены в комических тонах. Уморительны сцены его «показных» уроков с Цифиркиным, Кутейкиным, Вральманом. Мы видим, как невежествен и груб с учителями этот недоросль. На все задачи у него одно решение: «Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль», на все замечания один ответ: «Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать».
Любопытно, что учителя, сами невесть как образованные люди, а некоторые, вроде Вральмана, и вовсе порядочные мошенники, давно «раскусили» ленивого и глупого Митрофана. Так, семинарист Кутейкин почти открыто издевается над своим учеником, но ни он, ни его мать не видят этого: «Кутейкин. Червь, сиречь животина, скот. Сиречь: «аз есмь скот».
Митрофан. «Аз есмь скот».
Кутейкин (учебным голосом). «А не человек».
Митрофан (так же). «А не человек».
Кроме того, смешными кажутся сцены «Недоросля», где описываются семейные отношения Простаковых-Скотининых. Невольно вызывает смех то, как Простакова обращается со своим мужем и братом — «держит их под каблуком» и вертит ими, как хочет. Смешны ее бранные слова в адрес крепостных, ее ругательства. Смешон Скотинин с его помешательством на свиньях и т.д.
Но, читая все эти сцены, невольно ловишь себя на мысли, что к смеху здесь примешивается что-то грустное и даже страшное. Это ощущение достигает своей кульминации, например, в эпизоде ссоры Скотинина со своим племянником. Эти, казалось бы, родные люди готовы физически уничтожить друг друга из-за денег — приданого Софьи: «Скотинин (задрожав и грозя, отходит). Я вас доеду.
Еремеевна (задрожав, вслед). У меня и свои зацепы востры!
Митрофан (вслед Скотинину). Убирайся, дядюшка; проваливай».
Кроме всего прочего, в этой сцене появляются дополнительные штрихи к образу Митрофана. Этот недоросль, упитанный и сильный физически, оказывается трусом. Мы видим, что он, испугавшись своего дяди, прячется за спину старой Еремеевны: «Мамушка! заслони меня».
Митрофан привык всегда и во всем полагаться на свою мать и крепостных. Без них же этот уже почти взрослый мужчина беспомощен, как ребенок. Мы видим, что он во многом повторяет судьбу своего отца, такого же бесхребетного увальня.
Печально наблюдать в данной сцене и за поведением Еремеевны. Крестьянка, за всю свою жизнь не слышавшая ни одного доброго слова от хозяев, тем не менее, преданна им до последней капли крови: «Еремеевна (заслоняя Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам».
Чем объяснить эту поистине собачью преданность? Историческими обстоятельствами или особенностями русского характера? Мне кажется, автор оставляет этот вопрос без ответа, лишь ставя вопрос о более гуманном, «просвещенном», отношении дворян к своим крепостным.
Печальны и драматичны финальные сцены «Недоросля», где «злонравия достойные плоды» оказываются наказанными. Но, несмотря на то, что Простакова справедливо потерпела неудачу во всех своих планах и лишилась имения вполне заслуженно, в последних сценах ее участь вызывает жалость и даже сочувствие.
Но нам жалко не Простакову-крепостницу, а Простакову-мать. В финале Митрофан, ради которого она жила и который, по сути, был смыслом ее жизни, предает Простакову, трусливо отказывается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась. »
Драматург с большим психологическим мастерством описывает горе матери: «И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок)». И далее следует почти заключительная фраза этой героини: «Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Таким образом, в пьесе Д.И. Фонвизина тесным образом переплетается смешное и грустное, комическое и драматическое. Больше того, смех в произведении носит, на мой взгляд, не развлекательный, а назидательный характер. Высмеивая недостатки русского дворянства, писатель стремится указать на них просвещенным людям, а, может быть, и искоренить их. Этой же цели служат и драматические эпизоды «Недоросля».
Сочетание этих контрастных способов изображения действительности усиливает эффект и делает комедию Фонвизина выдающимся произведением русской драматургии 18 века.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Цитаты положительных героев
Стародум
Стародум олицетворяет образ мудрого человека. Он воспитан в духе петровского времени, соответственно, чтит традиции предыдущей эпохи. Службу Отечеству считает священным долгом. Злонравие и бесчеловечность презирает. Стародум провозглашает нравственность и просвещение.
Начинаются чины — перестаёт искренность.
Невежда без души — зверь.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Прямое достоинство в человеке есть душа… Без неё просвещеннейшая умница — жалкая тварь.
Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.
Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.
Для прихотей одного человека всей Сибири мало.
Стародум. Фрагмент из спектакля «Недоросль»
Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь.
Наличные деньги — не наличные достоинства
Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Честный человек должен быть совершенно честный человек.
Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.
В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.
Бог дал тебе все приятности твоего пола.
При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет.
Дурное расположение людей, не достойных почтения, не должно быть огорчительно. Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают, а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать.
Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет.
Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство.
Льстец — ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Не имей к мужу своему любви, которая на дружбу походила б. Имей к нему дружбу, которая на любовь бы походила. Это будет гораздо прочнее.
Счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться?
Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишние, чтоб помочь тому, у кого нет нужного.
Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.
Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней.
Каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно.
Правдин
Правдин – честный чиновник. Он воспитанный и вежливый человек. Добросовестно выполняет свои обязанности, выступает за справедливость и считает своим долгом помочь бедным крестьянам. Видит насквозь сущность Простаковой и её сынка и считает, что каждый из них должен получить по заслугам.
Прямое достоинство в человеке есть душа.
Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно.
Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…
Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.
Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.
Злонравие в благоучреждённом государстве терпимо быть не может…
Виной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья.
Я прошу извинить меня, что вас оставлю…
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сумневаюсь, что унять их возьмутся меры…
Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди..
Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать…
Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.
Милон
Милон – офицер. Ценит в людях смелость и честность, приветствует просвещение и считает своим долгом служить Отечеству. С уважением относится к окружающим. Милон является отличной парой Софье. На их пути встречаются препятствия, но в конце произведения судьбы героев воссоединяются.
В мои леты и в моём положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…
Может быть, она теперь в руках каких-нибудь корыстолюбцев, которые, пользуясь сиротством ее, содержат её в тиранстве. От одной этой мысли я вне себя.
А! теперь я вижу мою погибель. Соперник мой счастлив! Я не отрицаю в нем всех достоинств. Он, может быть, разумен, просвещён, любезен; но чтоб мог со мною сравниться в моей к тебе любви, чтоб…
Как! таков-то мой соперник! А! любезная Софья! на что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением.
Денис Иванович Фонвизин
Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…
Если позволите мне сказать мысль мою, я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце.
Вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещённым…
Я влюблён и имею счастие быть любим…
Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением…
Софья
В переводе Софья обозначает «мудрость». В «Недоросли» Софья выступает как мудрый, воспитанный и образованный человек. Софья – сирота, её опекуном и родным дядей является Стародум. Сердце Софьи принадлежит Милону. Но, узнав о богатом наследстве девушки, на её руку и сердце претендуют и другие герои произведения. Софья убеждена, что богатство должно доставаться только честным трудом.
Читала теперь книжку … французскую. Фенелона, о воспитании девиц…
Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…
Дядюшка! Истинное моё счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…
Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть…
Все моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных. Да как мне избежать, чтоб те, которые увидят, как от них я удаляюсь, не стали на меня злобиться? Не можно ль, дядюшка, найти такое средство, чтоб мне никто на свете зла не пожелал?
Возможно ль, дядюшка, чтоб были в свете такие жалкие люди, в которых дурное чувство родится точно оттого, что есть в других хорошее.
Добродетельный человек сжалиться должен над такими несчастными. Мне казалось, дядюшка, что все люди согласились, в чем полагать своё счастье. Знатность, богатство…
Вопрос:
Сочинение на тему Смешное и печальное в Митрофане! Помогите пожалуйста.
Ответы:
Когда я прочитал эту книжку «Недоросль», то сразу увидел Митрофанушку. Маленький такой он был, неказистенький, плюгавенький, но боольшаааая сволочь! И чего только он не вытворял, паразит такой, каждый день над кем-нибудь издевался: то над бедной Лизой, то над Эрастом, а то и над Муму. Вернее не над Муму, а над его собачёшкой. И довёл таки, гад, что Муму не выдержал и пошёл топить сцобачку, хотя и жалко было. Все деревенские робятёшки не любили этого Митрофана и смеялись над ним, и дразнили: » Митрофан, митрофан-дай заехать в барабан… » Мне тоже он не понравился, когда я его увидел в книжке. Какой-то он не такой, вот и бегает целый день по поскотине верхом на палочке, делать то нечего, а даром, что огород не полотый стоит и котэ голодный ходит-мяучит. Придёт Митроха домой, залезет на печку и давит клопов или в Танки играет. Радива ишо тогда не было и дискотек тоже, скучно было Митрохе. А Простакова ему и говорит: «Сволочь ты, Митроша! Шёл бы ты учиться на фешеля, они много зарабливают. Будешь меня на старости лет лечить, да коров всяких с поросёнками. А то только и знаешь соплями швыркать, паразит ты этакий!» Не надо было мне его увидевать, на кой чёрт он мне сдался? Но Марья Степановна велела прочитать этого «Недоросля», куда деваться? Ну, увидел я его и что? Как будто прибудет чего у меня или поумнею? Вот увидел его и ночью сегодня плохо спал, всё мерещится Митроха со своим поросячьим брюхом и вечно сопливым носом, зенки так и рыскают кругом-где бы чего стянуть. Ой… не видеть бы мне его больше никогда, но наверно придётся, вдруг завтра спросят, а чё сказать-не знаю…
Смешное в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”
Глупость, коварство, злость, преступление
Вовсе не смешны сами по себе; смешно глупое
Коварство, попавшееся в собственные сети,
Смешна злобная глупость, обманувшая сама
Себя и никому не причинившая задуманного зла.
В истории драматургии “Недоросль” – это первая русская комедия с ярко выраженным общественно-политическим содержанием. Фонвизин во многом явился предшественником Гоголя, Грибоедова, Островского. Высоко оценил комедию “Недоросль” Пушкин, считая ее “единственным памятником народной
Почему же эта комедия завоевала народную любовь? Отличительными особенностями комедии, которые и привлекли к ней внимание читателей, считаются актуальность темы, выступление против крепостнического произвола, живой разговорный язык, реалистичность зарисовок быта. Как писал В. О. Ключевский, “Фонвизин взял героев “Недоросля” прямо из житейского омута без всяких культурных покрытий, да так и поставил их на сцену со всей неурядицей их отношений, со всем содомом их неприбранных инстинктов и интересов”.
Комическое основано на нелепости, несоответствии, а таких несоответствий
Смешна и госпожа Простакова, то бранящаяся, как базарная торговка, то лицемерно лебезящая перед Стародумом. Смешон Скотинин, убеждающий, что среди свиней он выглядит умнее.
Однако смех, которым мы смеемся над всеми персонажами, не беззаботен. Постоянно ощущаешь на губах какую-то горчинку: то ли жалость, то ли брезгливость, то ли трагичность. В чем же дело?
А дело, по-моему, в том, что глупость, невежество, лицемерие, жадность, трусость, наглость и т. д. не могут быть просто смешными или комичными, поскольку приносят горе и страдания многим окружающим.
Но в бессмертной комедии Фонвизина есть комизм и более глубокий. Ведь Простакова становится смешной не тогда, когда она откровенно груба и жестока, а когда она прикидывается доброй. Забавно невежество, претендующее на образованность, жадность, которую хотят выдать за великодушие.
Пороки отрицательных персонажей комедии неприкрыты и откровенны. Их уверенность в своей правоте, с одной стороны, страшна и трагична, но с другой – достаточно смешна, ведь второй конец этой палки бьет непосредственно по ним самим, а они этого не замечают. Всевластие и деспотизм, ограниченность и дикость делают людей невосприимчивыми к чужой критике и неспособными критично оценивать собственное поведение.
Не зря Пушкин называл Фонвизина “сатиры смелый властелин”. Ведь секрет бессмертия комедии “Недоросль” – в сокрушительном, гневно-сатирическом смехе, который сыграл большую созидательную роль в дальнейшем развитии русской литературы.
Related posts:
Реферат сатира и юмор в комедии Фонвизина «Недоросль»
«Сатира и юмор в комедии
Д. И. Фонвизина «Недоросль»
а) Простакова, Скотинин;
особенности языка в комедии «Недоросль». стр. 11
Любовь к театру зародилась у Фонвизина еще с гимназических лет. Первым опытом будущего знаменитого комедиографа в области драматургии был перевод трагедии Вольтера «Альзира», но сам автор скорее всего не считал свой перевод большой удачей: пьеса так и не была издана. Очевидно, жанр трагедии не отличал таланту и вкусу драматурга, так как вскоре после «Альзиры» Фонвизин уже с иронией отзывался о трагедийном жанре. Следующая пьеса «Корион» (перевод – переделка на «русский лад» сентиментальной пьесы французского писателя Грессе «Сидней и Салли») тоже не стала для Дениса Ивановича удовлетворением.
Быстро зрел талант Фонвизина, накапливался художественный опыт драматурга, углублялись его просветительские взгляды, крепло стремление вмешиваться своими произведениями в самую гущу событий русской общественной жизни. Все это влекло поиск новых эстетических принципов в искусстве.
Первая оригинальная комедия Д. И. Фонвизина – «Бригадир» (1769 год).Этим произведением наметилось дальнейшее развитие русской комедии.
Жанр комедии был обусловлен отражением в ней следствий основного конфликта эпохи: борьбы закрепощенного крестьянства со своими угнетателями-помещиками и в значительной степени связанных с этим выступлений просветителей против деспотизма Екатерины II с ее « неисцельно больным » государственным аппаратом.
В «Недоросле» впервые выявлено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, «духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства». Произведение отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее и начинается русская общественная комедия.
Простакова. Так по соседству ее деревеньки?
Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора. Став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
В сравнении с классицизмом предшествующих десятилетий в комедиях Фонвизина объектом осмеяния становится не частная жизнь дворян, как это было у Сумарокова и Лукина, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. И поведение персонажей, и их разговоры по своей естественности и непринужденности оказывались как бы выхваченными прямо из жизни.
Сатирический огонь Фонвизин сосредоточил против Простаковых, Скотинина, Митрофана, так как именно они и им подобные из «благородного сословия» представлялись сатирику наиболее опасными в социально-бытовом отношении. Вот почему они вызывают у зрителя не только смех, но и отвращение.
На протяжении всей комедии Фонвизин выявляет скотскую сущность Простаковых – Скотининых: то прямо обличает их поступки, то тонко иронизируют над ними положительные персонажи, то с лукавым юмором он заставляет их саморазоблачиться. Вот Скотинин, расхваставшись древностью своего рода, попадается в ловушку Стародума, соглашаясь с ним, что его (Скотинина) пращур был создан богом несколько раньше Адама (то есть когда якобы были созданы скоты).
А как смешон и в то же время отвратителен Скотинин, когда рассуждает о своей женитьбе и последующей семейной жизни:
Скотинин. …Нет, сестра! Я и своих поросят завести хочу. Меня не проведешь. … суженого конем не объедешь, душенька! Тебе на свое счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-то околотке и житье одним свиньям.
Правдин. Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.
Но не менее ( а может быть, более всего) страшно то, что скотоподобные, невежественные, грубые и жестокие крепостники готовят себе «достойную» смену. Ведь недаром комедия названа «Недоросль».
Создавая образ Митрофана, драматург преследовал цель не только выставить его на посмешище. Конечно, рядом своих поступков и реплик, демонстрированием своих «познаний» в российской грамматике, он вызывает смех. Как бедному «робенку» позавтракать не давали.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Еремеевна. … я ведь сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра….
Скотинин. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
А сцены уроков Митрофана! Многие поколения школьников смеются над недорослем. Замечателен пассаж, когда Митрофану дают задачу: сколько денег пришлось бы на каждого, если б он нашел с двумя товарищами триста рублей? Проповедь справедливости и морали, которую со всей язвительностью вкладывает в этот эпизод автор, сводится на нет мощным инстинктом здравого смысла г-жи Простаковой. Трудно не обнаружить некрасивую, но естественную логику в ее простодушном энергичном протесте: «Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Недоросль дурацкой науке учиться, собственно говоря, и не думает.
А какие глубокие познания в грамматике показал Митрофан!
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Но самая запоминающаяся фраза Митрофана: «Не хочу учиться, а хочу жениться»! Что еще можно добавить?
В заключении хочется напомнить, что комедия Д. И. Фонвизина была написана более двухсот лет назад. За это время сильно изменилось чувство юмора людей, и многие вещи, над которыми смеялись наши предки, кажутся нам непонятными, наивными. Например, наличие «любовного треугольника» в пьесе уже само по себе вызывало смех у читателей и зрителей XVIII века. И все же мы смеемся! Смеемся над глупостью, грубостью и невежеством Простаковой, Скотинина; смеемся над «ученостью» и тупостью Митрофана. Смеемся…и узнаем своих одноклассников, знакомых, самих себя. Ведь не случайно имя главного героя комедии стало нарицательным. Как мы называем безграмотного переростка? Митрофанушка. А фраза «не хочу учиться, а хочу жениться» будет вечной, во всяком случае хочется надеяться, что интерес к литературе не исчезнет.