Что слышит глухой человек

Внезапно. Вчера еще слышал. Сегодня – нет

Автор: Редакция Мастерслух

Представьте ситуацию: просыпаетесь вы однажды утром и… совсем ничего или почти ничего не слышите одним ухом, а то и сразу двумя. Страшно! Непонятно! Как так получилось? Куда бежать с проблемой?

Что нужно знать о внезапной потере слуха, можно ли ее вылечить и предупредить, рассказывает врач сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова.

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Дело, достойное Шерлока Холмса

Внезапную потерю слуха, когда, казалось бы, ничто не предвещало ЧП, но глухота возникла будто сама по себе, называют по-научному идиопатической. На самом деле причина наверняка есть. Просто она пока не установлена.

Резкая, в течение нескольких дней или даже часов, потеря слуха может возникнуть:

Список, сами понимаете, далеко не полный.

Для некоторых сильных лекарств резкая потеря слуха – известная «побочка», их назначают с осторожностью, только когда польза превышает возможный вред. Ну кто сразу заподозрит привычный аспирин (ототоксичность которого может проявиться при принятии нескольких таблеток в сутки) или гормональные контрацептивы (а они-то как раз влияют на тромбообразование)? Дело осложняется еще и тем, что реакции на медикаменты у каждого индивидуальны, могут зависеть от многих дополнительных факторов, т. е. в другое время человек не получил бы осложнение, а тут, как говорится, совпало:

Врачу, к которому обратится пациент с внезапной потерей слуха, придется провести настоящее расследование! Порой с участием других специалистов.

Главное – не тянуть и вовремя обратиться в больницу (участковый терапевт, скорее всего, направит к узкому специалисту, поэтому лучше сразу идти к оториноларингологу, сурдологу). Иначе можно дождаться необратимого ухудшения.

Кстати, не спешите сразу паниковать, если столкнетесь с внезапной потерей слуха. Одна из очень частых причин – образование серной пробки, вся проблема может быть в ней. Удалить ее у специалиста дело нескольких минут.

Что должно насторожить

Если до внезапной резкой потери слуха вы:

обязательно обратите на это внимание вашего врача!

Внезапная потеря слуха чаще возникает на одно ухо, но может сопровождаться непривычными ощущениями (шумом, заложенностью и т. п.) в обоих.

Доктор, верните мне слух!

Лечение зависит от диагноза.

Если в ухо попало инородное тело, удаление приведет к полному восстановлению слуха.

Хирургическое иссечение (лучевая терапия) многих видов опухолей тоже может улучшить ситуацию.

Во время ремиссии аутоиммунных заболеваний обычно восстанавливается или улучшается работа многих пострадавших при остром состоянии органов и систем организма, включая слух.

Но, к сожалению, при тугоухости по сенсоневральному типу, т. е. когда у человека (из-за заболеваний, действия лекарств и прочих причин) отмирают наружные волосковые клетки улитки, отвечающие за восприятие звуков, остановить процесс можно лишь в течение первых 3-4 недель после появления первых симптомов и только с помощью терапии гормонами-глюкокортикоидами.

Если необратимо пострадал слуховой нерв и другие отделы внутреннего уха, шансов на восстановление тоже очень мало. Возможно, придется носить слуховой аппарат и. «копать» дальше, ведь причина внезапной потери слуха так и не была выявлена.

К сожалению, подстраховаться от всех бед невозможно. Поэтому берегите себя. Ведите здоровый образ жизни. Вовремя проходите диспансеризацию и другие обязательные обследования по возрасту. А при первых же проблемах незамедлительно отправляйтесь к специалисту. При своевременном обращении шансы не допустить полной потери слуха, восстановить этот орган чувств и избавиться от опасного заболевания на начальной стадии очень велики. Помните: со слухом не шутят!

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

«Скажите, в чем проблема?» Частые родительские вопросы о настройках слуховых аппаратов и речевых процессоров у детей

Ответы специалистов «МастерСлуха». Развеиваем сомнения и объясняем непонятные моменты. Читать далее →

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Нанозащита слуховых аппаратов ReSound: новый стандарт качества

Датский производитель аудиологической техники GN ReSound уже более 10 лет все свои слуховые аппараты выпускает с инновационным полимерным покрытием iSolate nanotech. Рассмотрим, что это такое, в чем его преимущества. Читать далее →

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

STOP шум. Поговорим о шумозащите

Почему вреден сильный шум, какой звук считается опасным и как от него защититься, есть ли отличия в шумозащите для людей с нормальным слухом и слабослышащих? Рассказывает сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →

Источник

Четыре причины, по которым слабослышащие не хотят слышать

Автор: Редакция Мастерслух

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Не можете уговорить близкого человека посетить сурдолога?

Проанализируйте причины его поведения. Возможно, за отказом скрывается желание оставаться в «мире глухих», а навязывание лечения лишь раздражает человека.

Причин, по которым слабослышащий отказывается слышать, множество, но основных – четыре. О них и поговорим.

Причина 1: привычка не слышать

Если слух снижается постепенно, человек не замечает перемен. Он привыкает к определенному звучанию окружающего мира и не видит смысла что-то менять. Даже распадающаяся речь его не беспокоит. Достаточно, что близкие реагируют на просьбы. Как понимание дается последним, слабослышащего не интересует.

Когда слух пропал внезапно, а процесс коррекции с помощью слухового аппарата было решено отложить «на потом», пациент забывает отдельные звуки и плохо понимает речь. Но мозг компенсирует слуховую функцию лучшим обонянием и осязанием, поэтому человек не видит смысла тратить деньги на лечение – жить с недугом он приспособился.

Несмотря на то, что в обоих случаях вы столкнетесь с упрямством, убедить «человека-привычку» можно. Достаточно напоминать, как приятно и важно слышать окружающий мир.

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Не пытайтесь сходу убедить упрямца – рассказывайте ему о преимуществах постепенно, в момент, когда у него хорошее настроение

Причина 2: высокие цены на слуховые аппараты

Современный программируемый аппарат стоит недешево. Некоторые слабослышащие не могут позволить себе хороший прибор, точнее – не видят ценности в обмене «цифрового слуха на деньги». А в аналоговом чувствуют себя неуютно. Поэтому отказываются ото всех вариантов протезирования, отдавая предпочтение другим статьям расходов из семейного бюджета.

Таких людей проще переориентировать на лечение. Модели, которые дадут хорошую разборчивость речи и комфортный звук, можно подобрать в среднем ценовом сегменте. Главное – делать это вместе с сурдологом и найти специалиста по коррекции, который сможет добиться нужного результата путем грамотной настройки слухового аппарата. Тогда дискомфорт исключен. В некоторых клиниках можно договориться о рассрочке либо купить слуховой аппарат за свои деньги, а после подать документы на компенсацию от социального Фонда. Как это сделать, расскажет сурдолог.

Причина 3: много хлопот со слухопротезированием

Прежде чем попасть на прием к сурдологу, предстоит пройти обследование у отоларинголога. Миновать его можно, если нарушение слуховой функции устойчивое и не подлежит медикаментозному лечению. Далее предстоит отправиться на медико-социальную комиссию, где выпишут справку об инвалидности. Получение ИПР (индивидуальной программы реабилитации) – обязательная процедура для тех, кто рассчитывает на слуховой аппарат или возмещение от государства. Некоторые пациенты не могут выделить время на сбор документов. Они постоянно откладывают поход к врачу, а после и вовсе привыкают слышать плохо. Что дальше, вы уже знаете.

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Выстоять огромную очередь – трудная задача. Неудивительно, что пациенты откладывают поход к врачу

Причина 4: нежелание покидать «мир глухих»

Людям без проблем со слухом кажется, что слабослышащие многого лишены. Напрасно. Они чаще других создают активные группы и общаются внутри них. Спорт, фильмы, развлечения они адаптируют под себя и живут полной и счастливой жизнью. Они знают, что внутри этого тесного маленького сообщества неслышащих их всегда поддержат. Надевая слуховой аппарат и возвращаясь в обычный мир, они не считают себя частью общества.

Счастливого человека бесполезно переманивать на свою сторону. Лучшее, что вы можете сделать, – оставить его в покое и оказывать посильную помощь.

Почему нельзя препятствовать слухопротезированию детей

Нет ничего страшного, если взрослый выбрал жизнь без звуков. Он лишается одного из чувств, но остается сформированным человеком с умением говорить и понимать других.

Другое дело ребенок. Если устойчивая потеря слуха не будет компенсирована с помощью аппарата, когнитивные и социальные навыки разовьются хуже. Маленький человек не учится говорить, в картине мира не появляются тысячи важных понятий. Ведь он не слышит звуков, а значит, не может понять, что они значат. Например, для здорового человека естественно, что вода из незакрученного крана капает. Для слабослышащего ребенка это нонсенс. Он не слышит звук капель и не осознает самого понятия: как это – «капать»?

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Ребенок должен носить слуховые аппараты с детства, хотят того родители или нет. В противном случае они лишают его права на жизнь в социуме

Рано или поздно ребенок начинает контактировать со сверстниками. Он видит, что у них больше возможностей для общения, и комплексует. Замыкается, перестает идти на контакт и становится домоседом. В будущем такой ребенок не захочет нормально учиться и работать.

В профессиональной среде специалистов по коррекции слуха есть расхожий образ: печальный и беспомощный слабослышащий мужчина, лет 45–50. Всю жизнь он прожил замкнуто, «под крылом» мамы. И что случается, когда мама умирает? Страшный пример, но его стоит приводить тем, кто смирился с перспективой потери слуха и общества себе подобных.

Не настаивайте на слухопротезировании, если близкий человек счастлив без окружающих звуков. И напротив, постарайтесь переубедить, если за отказом стоит желание сохранить деньги или упрямство. Особенно настаивайте, когда дело касается детей. Успехов!

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

«Скажите, в чем проблема?» Частые родительские вопросы о настройках слуховых аппаратов и речевых процессоров у детей

Ответы специалистов «МастерСлуха». Развеиваем сомнения и объясняем непонятные моменты. Читать далее →

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Нанозащита слуховых аппаратов ReSound: новый стандарт качества

Датский производитель аудиологической техники GN ReSound уже более 10 лет все свои слуховые аппараты выпускает с инновационным полимерным покрытием iSolate nanotech. Рассмотрим, что это такое, в чем его преимущества. Читать далее →

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

STOP шум. Поговорим о шумозащите

Почему вреден сильный шум, какой звук считается опасным и как от него защититься, есть ли отличия в шумозащите для людей с нормальным слухом и слабослышащих? Рассказывает сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →

Источник

Степени тугоухости и их особенности

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Тугоухость может развиваться медленно или проявляет себя остро после травмы, инфекционного или другого заболевания. У большинства пациентов снижение слуха происходит постепенно, так что средний срок от первых симптомов до визита к врачу составляет 8-9 лет. К сожалению, поздняя диагностика тугоухости уменьшает шансы на успешную реабилитацию и возвращение к привычной жизни.

Описывая ту или иную степень снижения слуха, специалисты говорят не только о результатах инструментальных исследований, но и о степени ограничения человека, возможности получения инвалидности.

Классификация нарушений слуха

В основу классификаций потери слуха положены следующие принципы:

По типу поражения выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость. При кондуктивной снижение происходит в результате патологии проведения звуковой волны (пороки формирования органа, травмы, воспаления или инфекции наружного, среднего уха). Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, нерва или коры больших полушарий мозга. Среди причин хромосомные аномалии, инфекции, алкоголизм матери при вынашивании беременности, травмы, опухоли, аутоиммунные процессы, возрастные изменения. Смешанный тип включает оба поражения.

По времени возникновения различают врожденные и приобретенные случаи патологии.

Симптомы могут появиться остро (например, после приема препаратов), и тогда тугоухость называют внезапной. Если состояние усугубляется с течением времени, диагностируют прогрессирующую тугоухость.

Если изменения развиваются синхронно на обоих ушах, говорят о симметричной тугоухости, в противном случае – об асимметричной.

Сурдологи выделяют 4 степени нарушения слуха:

Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. Здоровый человек воспринимает звуки интенсивностью от 20 до 20000 Дб и распознает сигналы высокой, низкой частоты. О тугоухости говорят тогда, когда больной перестает воспринимать сигналы, чья интенсивность находится в интервале от 20 Дб. Степени нейросенсорной тугоухости имеют те же основные характеристики, что и при кондуктивной. Разница заключается в снижении разборчивости по звукам разной частоты.

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Классификация нарушений слуха слабо связана с определением инвалидности, так как основаниями для назначения пособия становятся:

При оценке степени утраты трудоспособности эксперты ориентируются на показатели того уха, которое лучше слышит и часто «снимают» инвалидность при овладении навыками жестового языка или чтения по губам. Они объясняют, какой степени бывает потеря слуха, при которой можно претендовать на пособия по инвалидности. Так при тяжелых или глубоких нарушениях человек могут дать 2 или 3 группу инвалидности. 1 группа назначается только лицам, имеющим другие тяжелые заболевания.

Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)

Пациенты с таким нарушением слуха не торопятся к врачу. Они перестают обращать внимание на тихие фоновые звуки: пение птиц, тиканье часов, удары капель воды. Люди отмечают неудобство в распознавании шепотной речи или с трудом беседуют в шумном помещении. По данным обследования диагностическими критериями этой степени считают:

Такая степень часто не мешает справляться с производственными обязанностями, бытовыми вопросами.

Умеренные нарушения дают понять пациенту с тугоухостью, что у него появились определенные сложности с восприятием звуковой информации. Он может не расслышать звонок телефона, шум офисной техники. В быту или на работе такой человек станет чаще переспрашивать собеседников. А если кто-то обратится к нему в шумном помещении, то пациент с тугоухостью просто не услышит речь.

Умеренную степень диагностируют при следующих результатах исследования:

Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)

Скрыть от себя или окружающих тяжелую степень нарушения слуха не получится. Человек с такой тугоухостью может слышать обращенную речь лишь на близком расстоянии, если собеседник произносит слова четко и громко. Он воспринимает обычные звуки большого города – крики, гудки автомобилей, производственный шум. Но коллективная беседа на совещании, разговор по телефону уже вызывают затруднения.

Тяжелая тугоухость может стать основанием для оформления 3 группы инвалидности. Для нее характерны следующие параметры:

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)

При такой степени нарушения общение без слухового аппарата невозможно. Человек слышит только крик с малого расстояния, не может поговорить по телефону. Без усиления он воспринимает лишь самые громкие звуки из внешней среды, например, шум самолета, отбойный молоток, концерт рок-музыки.

Глухота

Под глухотой понимают либо полное отсутствие слуха, либо такое выраженное снижение, при котором человек не понимает обращенную речь, а порог восприятия превышает 91 Дб. Абсолютная глухота – редкое явление. Чаще у такого пациента сохраняется восприятие звуков, произнесенных рядом с ушной раковиной, но сложить из них слова он не в состоянии. Именно этот признак позволяет отличить тугоухость 4 степени от глухонемоты, хоты сурдологи признаются, что такая граница весьма условна.

Возникновение глухоты до того, как ребенок начнет говорить, приводит к формированию глухонемоты.

Сводная таблица потери слуха

Краткая информация о степенях нарушения слуха представлена в таблице.

Степень сниженияЗначения порогов слуха на стандартных частотах (в Дб)На каком расстоянии человек воспринимает разговорную речьНа каком расстоянии человек воспринимает шепот
Здоровый человек0-25Более 10 м6 м
126-40От 6 до 3 мОт 2 м – до ушной раковины
241-55От 3 м и менееРядом с ухом
356-70Громко рядом с ушной раковинойВосприятие невозможно
471-90Только громкий крик рядом с ушной раковинойВосприятие невозможно
глухотаБолее 90Восприятие невозможноВосприятие невозможно

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Источник

Может ли глухой человек с рождения научиться говорить?

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Вместе с наследственной глухотой человек приобретает и немоту. Эти два понятия тесно связаны друг с другом, так как глухой от рождения ребенок никогда не слышал человеческую речь. Поэтому научиться говорить он просто не может

Но можно ли глухого от рождения все-таки научить говорить? Действительно, такая практика существует во многих странах. Как показывает статистика, если вовремя обратиться к специалисту, глухого от рождения человека можно научить говорить. Но не привычным для нас языком, а жестами.

Самый простой метод обучения – французский. Это тот самый жестовый язык, когда люди с отсутствием слуха или тугоухостью общаются между собой и с окружающими с помощью пальцев.

Немецкая методика более сложная, так как здесь немого от рождения учат привычной устной речи. Окончив обучение, глухонемой может не только произносить слова, но и читать по губам.

Третий подход – смешанный. Здесь используются обе методики, и считается, что именно такой метод самый удобный для всех, у кого имеется такая проблема со слухом.

Как же научить полностью глухого ребенка говорить? Самое главное при этом для родителей – это вовремя заметить проблему и не опускать руки. Конечно, слышать речь так, как слышат ее обычные люди, ребенок с глухотой не научится никогда. Особенно, если у него есть повреждения внутреннего уха или это заболевание оказалось врожденным. В этом пока не могут помочь никакие современные операции, слуховые аппараты или импланты.

Но даже в таком случае количество слов, которые он сможет произносить и понимать, заметно увеличится. Поэтому очень важно найти таких специалистов, которые помогут ребенку адаптироваться к жизни и научат его общаться.

Источник

Отрицание слуха. Причины и следствия. Мнение эксперта

Нейросенсорная глухота – диагноз медицинский. Но многие люди с таким диагнозом считают его приговором на всю жизнь. Глухой – это инвалид, и такое положение их вполне устраивает, некоторые даже гордятся этим: «Да, я глухой, я инвалид!»

Множество глухих школьников, студентов, молодых людей (вчерашних школьников) ходят по улицам, посещают общественные места БЕЗ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ. Они вообще ими не пользуются! Они не хотят слышать! Давайте посмотрим, как такие люди воспринимают окружающий мир.

Что «слышит» глухой человек

Для нормальной жизнедеятельности каждого человека у него должны функционировать все органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание, ощущение боли, температуры), вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве, ускорения, ощущения веса). У глухих, не пользующихся слуховыми аппаратами, активированы не все, а только пять или даже четыре органа чувств: у неслышащих отсутствует слуховое восприятие и нередко нарушено равновесие. (При нейросенсорной глухоте (и тугоухости) из-за «поломок» в слуховом анализаторе часто страдает вестибулярный анализатор, поскольку оба анализатора входят в рецепторный аппарат внутреннего уха.)

Посредством зрения глухие воспринимают не окружающий мир, а только ту его часть, которая находится перед ними. «У глухих нет спины». Этим образным выражением мы подчеркиваем, что глухой человек без аппаратов не знает, что происходит за его спиной, если в это время там нет источника вибрации (от транспортных средств, от лифта, холодильника, хлопнувшей двери и т.д.).

При межличностных контактах непротезированные глухие пользуются зрительным восприятием. Что же они видят? Меняющееся выражение лица говорящего и его эмоции, артикуляцию и естественную жестикуляцию, часто сопровождающую речь. Однако большинству глухих это не позволяет понимать речь собеседника. Следовательно, самостоятельно осуществлять социальные контакты они не могут и, как следствие, в этих ситуациях оказываются в зависимости от каких-либо помощников или посредников, например, сурдопереводчиков.

«Неслышащие глухие» (в отличие от «функционально слышащих» протезированных глухих) не имеют представления о том, что почти все, с чем они сталкиваются ежедневно, имеет звуковое сопровождение: скрип, скрежет, бульканье, шипение, звяканье, шелест, шуршание. То есть «звуковых красок» мира, «радуги звуков» для них не существует. Вокруг них «живет» тишина, а извне на них действуют лишь тактильные и вибрационные раздражители.

«Звучащий мир» состоит не только из шумов и бытовых звуков. Огромное место занимает в нем РЕЧЬ. Отсутствие речевого слуха у непротезированных глухих детей отрицательно влияет на их речевое, когнитивное и социальное развитие.

Чего же лишаются глухие при восприятии речи говорящих?

Они не слышат голос, не различают его силу и высоту, как следствие, не знают, как говорит человек – громко, тихо или что-то шепчет. По мимике лица, напряжению мышц лица и шеи глухой может предположить, что человек говорит громко или даже кричит. Однако воздействие на собеседника, влияние на его настроение оказывает сила голоса, то есть именно те детали, которые глухой не слышит. Смех, радостное возбуждение, осуждение, гнев. Все эти виды голосовой деятельности глухим недоступны!

Большое лингвистическое и социальное значение имеет интонация. С лингвистической точки зрения функция интонации заключается в определении законченности или незаконченности предложения. Этого глухой воспринять не может – для него артикуляция, движения губ монотонно длятся до того момента, пока движения губ не прекратятся. Другой не менее важной функцией интонации является определение модальности высказывания – различение повествования, вопроса и восклицания. Интонация – еще и один из существенных факторов экспрессивной окраски высказывания. И вот этого состояния из-за отсутствия слуха глухие испытать не могут. По этой причине они часто не могут адекватно оценивать эмоциональное состояние и настроение собеседника. Это же является одной из причин эмоциональной незрелости даже взрослых глухих. И, конечно, такое положение дел осложняет социальные контакты непротезированных глухих.

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Отсутствие речевого слуха плохо влияет и на фонетическую сторону речи глухих. У них отсутствует интонация, поэтому их речь монотонна; голоса бывают неестественно низкими или неестественно высокими (фальцетными). Это отрицательно сказывается на разборчивости и внятности речи глухих. У них отмечается много дефектов звуков; особенно грубые из них – закрытая и открытая гнусавость, сонантность и призвуки (мбамба или баба вместо «мама»; юп, япка вместо «суп», «шапка»; задарасатавуйте, сытол вместо «здравствуйте», «стол»). Поэтому многие глухие стесняются говорить: они привыкли к тому, что их понимают с трудом или вообще не понимают. Глухие без аппаратов себя не слышат и корректировать свое произношение не могут.

Есть еще очень важная потеря для нормализованного развития глухих: в их мозг не поступают звуковые речевые сигналы. В норме (в том числе и у протезированных глухих) они поступают не только в главную слуховую область – височную долю, но и в несколько других зон. Происходит активизация нейронной системы, нейроны передают звуковую информацию в разные отделы мозга (не только в речевые), и мозг активно работает. У «неслышащих» же глухих слухоречевые связи в мозге отсутствуют.

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Медицинский аспект проблемы

До сих пор в разных городах нашей страны диагностика нарушений слуха производится поздно (несмотря на большие успехи постнатальной диагностики, осуществляемой в родильных домах многих городов). «Анализ возрастной характеристики детей на момент постановки диагноза в сурдологопедических кабинетах регионов России показал, что диагностика тугоухости и глухоты проводится несвоевременно: дети в возрасте до одного года составляют лишь 5% от общего числа обследованных; в возрасте от 1 года до 3 лет – 14%; около трети детей (28%) берется на диспансерный учет в возрасте от 3 до 7 лет; у 30% детей нарушение слуха выявляется в возрасте от 7 до 14 лет; от 14 до 18 лет – лишь у 23%». Следствием поздней постановки диагноза становится позднее слухопротезирование и позднее начало слухоречевой абилитации.

Однако даже после установления диагноза ребенок не всегда сразу получает слуховые аппараты: некоторые сурдологи советуют подождать (чего?!) или просто не рекомендуют пользоваться ими. Они не убеждают родителей в том, что даже при небольшой потере слуха развитие маленького неговорящего ребенка происходит с отклонениями от нормы. Из-за того, что ребенок «недослышит», он начинает отставать от слышащих сверстников по уровню развития речи (словарному запасу, грамматике, пониманию обращенной речи, по качеству собственного произношения), что, в свою очередь, ведет к появлению личностных комплексов и боязни быть непонятым во время игры со слышащими детьми и другим абсурдным ситуациям. Родителям кажется, что постоянное ношение слуховых аппаратов «ухудшит» (?!) слух их ребенка. В результате ребенок растет «в тишине». К чему это приводит, описывалось уже в начале статьи. К сожалению, подобных сценариев поведения взрослых людей по отношению к маленьким детям встречается немало.

Нередко причиной отказа в ношении слуховых аппаратов становится их настройка. Из-за некорректно настроенных аппаратов дети испытывают дискомфорт и даже болевые ощущения, а потому они категорически не желают носить аппарат/аппараты.

Что слышит глухой человек. Смотреть фото Что слышит глухой человек. Смотреть картинку Что слышит глухой человек. Картинка про Что слышит глухой человек. Фото Что слышит глухой человек

Между тем именно врачи и в первую очередь сурдологи, владеющие полной информацией обо всех типах и характеристиках современных слуховых аппаратов и имплантов, закладывают фундамент для выхода глухих детей из тишины. Люди слышат мозгом, и для его нормализованной работы человек должен получать полноценную звукоречевую информацию. Именно поэтому необходимо помнить о том, что каждый день жизни ребенка «без слуха» ведет к накоплению тех нарушений развития, о которых сказано выше, и компенсировать которые с течением времени будет все труднее. Одним из последствий такого неграмотного поведения взрослых будет то, что по мере взросления детям все сложнее будет понять и оценить пользу от постоянного ношения слуховых аппаратов.

Чем позже ребенок слухопротезирован, тем труднее ему переключаться со зрительного восприятия звуков окружающего мира, в том числе и речи, на слуховое и слухозрительное. Существенную роль на этом сложном этапе перестройки всегда играет сурдопедагогическая абилитация (реабилитация).

К сожалению, достаточно часто встречаются случаи неправильного подбора слуховых аппаратов, когда ребенку предлагается не тот аппарат, который необходим для его абилитации, а тот, который имеется в настоящее время в кабинете слухопротезирования. Будет ли такое устройство полезно ребенку? Ответ, на наш взгляд, очевиден. В некоторых случаях отторжение слуховых аппаратов может произойти из-за некомпетентности слухопротезиста. Результатом его действий снова может стать отрицание, и глухой ребенок не сможет пользоваться аппаратами и, как следствие, научиться понимать «звучащий мир».

Сурдопедагогическая сторона проблемы

Грамотное слухопротезирование – важное, но не единственное условие нормализации слухоречевого развития глухих детей. Абилитация должна начинаться сразу после установления диагноза и почти одновременного слухопротезирования. Этому требованию следует большинство сурдопедагогов, однако и здесь встречаются специалисты, не осознающие всю важность слухоречевой реабилитации.

Немало глухих выпускников дошкольных учреждений, школ и колледжей не пользуются слуховыми аппаратами, хотя и имеют их: они их не носят или носят эпизодически. Между собой такие дети общаются жестами и значительную часть учебного материала воспринимают с помощью дактилологии и языка жестов, сопровождаемого артикуляцией. Это свидетельствует о том, что сурдопедагогам и школьным учителям совершенно не важно, есть ли у учащегося слуховой аппарат (слуховые аппараты) или нет, в рабочем ли он (они) состоянии, т.е. слышит ли ученик важную информацию или аппарат просто играет роль «пробки» в ухе. В этих условиях глухим слух не нужен. Не нужен слух глухих учеников и учителям, поэтому все занятия они проводят без использования звукоусиливающей аппаратуры, без FM-систем или радиоклассов.

К сожалению, до сих пор часть сурдопедагогов не связывает постоянное пользование слуховыми аппаратами и развитие речевого слуха с когнитивной деятельностью, с вовлеченностью в этот процесс мозга. Поэтому с детьми не проводятся индивидуальные занятия по развитию речевого слуха, их не учат слушать и слышать речь. О последствиях такого отношения мы уже писали выше.

Не озабочены наличием у своих детей слуховых аппаратов и родители. К сожалению, во многих случаях они не получают от сурдопедагогов рекомендаций о необходимости слухопротезирования, когда приводят своих детей в образовательное учреждение (детский сад, школу или колледж) без аппаратов.

Вследствие того, что слуховая и слухоречевая системы в таких условиях формироваться не могут, у учащихся, как правило, наблюдается низкий уровень как разборчивости речи (звукопроизношения), так и ее внятности (доступности пониманию окружающих). Помимо имеющихся дефектов звуков страдают просодические компоненты речи: интонация, ударение, темп, ритм, мелодика, паузы, сила, высота, модуляция голоса, тембр и др., которые несут и семантическую нагрузку.

Не получая от ношения слуховых аппаратов никакой пользы, поскольку отсутствует понимание речи даже с помощью слухозрительного (а не только слухового) восприятия, вместо понимания смысла речи глухие ощущают только хаос звуков. Они испытывают к слуховым аппаратам отрицательное отношение и вообще не хотят слышать. Их вполне устраивает жизнь в тишине и пользование дактилологией и языком жестов. К сожалению, не последнюю роль в формировании такой позиции глухих учащихся и молодых людей играют те, кто обязан им помогать – сурдологи, сурдопедагоги, учителя. Как люди слышащие, они, по-видимому, просто не задумываются о том, чего лишаются глухие, живущие в тишине.

Вместо заключения

Сегодня, в век высоких технологий, когда глухие люди получают новые возможности вырваться из тишины и стать «функционально слышащими», отрицание пользы слухопротезирования недопустимо. Глухой человек, как и все остальные, имеет право пользоваться достижениями науки и техники, реализовывать языковые, когнитивные, коммуникативные и профессиональные способности. В наше время глухота не имеет права быть «социальным вывихом» (Л.С. Выготский), а сурдопедагогика давно перестала быть наукой «узкой». Современные сурдопедагоги должны знать о достижениях в смежных областях знаний, которые касаются абилитации и реабилитации людей с нарушением слуха: аудиологии, нейрофизиологии, лингвистики, психологии.

Это важно, поскольку многолетняя отечественная и зарубежная практика использования глухими слуховых аппаратов, а теперь и имплантов, дает прекрасные результаты. В России работает большое число аудиологов, сурдологов, сурдопедагогов (в реабилитационных и диагностических центрах, в детских садах и школах), воспитателей, учителей, благодаря профессионализму которых тысячи глухих стали полностью «функционально слышащими», владеющими разборчивой и внятной устной речью. Они стали профессионалами в разных областях производственной и хозяйственной деятельности и их жизнь ни в чем не отличается от жизни других, слышащих людей.

Есть ли реальный шанс у специалистов «достучаться» до отрицающих слухопротезирование? Да, безусловно, он должен быть в каждом конкретном случае.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *