Что служит проявлением общественного прогресса

Понятие общественного прогресса

Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.

Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Критерии прогресса:
— развитие человеческого разума;
— совершенствование нравственности людей;
— прогресс науки и техники;
— развитие производительных сил, включая самого человека;
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).

Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.

Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
— Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).

Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Основные подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.

Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.

Пять общественно-экономических формаций:

Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).

Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.

Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.

Характеристика основных типов цивилизаций

Критерии для сравненияТрадиционное (аграрное) общество
Особенности исторического процессаДлительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами.
Отношения общества и природыГармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе.
Особенности экономического развитияВедущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель.
Социальная структура обществаЖёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы.
Положение личности в обществеЛичность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей.

Критерии для сравненияИндустриальное (западное) общество
Особенности исторического процессаРезкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны.
Отношения общества и природыСтремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы.
Особенности экономического развитияПреобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности.
Социальная структура обществаОткрытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществеИндивидуализм, свобода личности.

Критерии для сравненияПостиндустриальное (информационное) общество
Особенности исторического процессаЭволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни.
Отношения общества и природыОсознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки её решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума».
Особенности экономического развитияПреобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций.
Социальная структура обществаОткрытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществеИндивидуализм, свобода личности.

Локально-цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев).
Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.

Цивилизация — общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом.
При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей.

Классификация типов цивилизаций:
— западная христианская;
— православная христианская;
— исламская;
— индуистская;
— конфуцианская (дальневосточная);
— буддийская;
— иудаистская.

Источник

Общественный прогресс

Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса

Всего получено оценок: 401.

Всего получено оценок: 401.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость этого процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов:

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделил историю человечества на 5 эпох

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делил историю на три группы:

Переход от одного периода к другому должен показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

которые читают вместе с этой

Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса

Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса

Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса

Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса

Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. В обществознании понятие общественного прогресса – это движение вперед. Регресс – антоним, противопоставление первому понятию. Регресс – движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх – к лучшему; или вниз – к возврату к прежним формам жизни.

Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса

Противоречия научных теорий

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования. Сторонники прогрессивного пути развития:

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки вперед,а потом назад.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии – это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы:

Примеры прогресса – это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина – индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть фото Что служит проявлением общественного прогресса. Смотреть картинку Что служит проявлением общественного прогресса. Картинка про Что служит проявлением общественного прогресса. Фото Что служит проявлением общественного прогресса

Что мы узнали?

Тема «Общественный прогресс» раскрывает особенности развития разных стран. Помогает разобраться, по каким законам движется история и человек как ее составляющее. Подходы ученых менялись вместе с течением истории. Найти закон развития конкретного общества, его будущего, не смог ни один историк.

Источник

Что служит проявлением общественного прогресса

Назовите две рассматриваемые авторами формы социальных изменений и приведите по одной любой характеристике каждой из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идёт о проблеме социальных изменений.

Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений является эволюция. Ещё социолог Г. Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления всё более сложных социальных форм.

Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция — это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит её дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии. В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится всё более интеллектуальным, а значит, сложнее поддаётся количественному учёту) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э. Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий — уровень нравственности в обществе. По-видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.

(А. Б. Безбородов, В. П. Филатов и др.)

Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Приведите три объяснения. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса».

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Три объяснения противоречивости общественного прогресса. Могут быть приведены следующие объяснения:

— надежды на безграничный прогресс не оправдались;

— социальные изменения сложны и противоречивы;

— типы и темпы социальных изменений различны;

— возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу;

— критерии прогресса неоднозначны.

2) Объяснение смысла понятия, например: критерии общественного прогресса — признаки по которым можно определить переход общества к более совершенным формам социальной организации, его развитие.

Проиллюстрируйте примерами любые три упомянутых в тексте свойства социального прогресса. К каждому свойству приведите по одному примеру. (Каждый пример должен быть развернутым).

Правильный ответ должен содержать свойства социального прогресса и соответствующие примеры, допустим:

1) переход к более высокому уровню развития (например, в Российской империи в XIX веке происходит промышленный переворот, начинается процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу);

2) применим как ко всему обществу, так и к отдельным его элементам (например, активизация крестьян-предпринимателей в крепостнической России XVIII в. свидетельствует об экономическом прогрессе в государстве);

3) противоречивость результатов (например, одним из результатов прорыва в области ядерной физики стало создание и боевое применение атомной бомбы, которое повлекло многотысячные жертвы среди мирного японского населения);

4) неодинаковые темпы и типы изменений разных элементов системы (например, в России начала XX в. экономика городов активно развивалась, происходила монополизация, а деревня оставалась полуфеодальной).

Могут быть приведены другие примеры.

В задании просят указать упомянутые в тексте свойства, но в тексте они не упоминаются совсем

Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нём, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.

Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть учёных считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.

Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения того, что уровень нравственности является интегральным критерием прогресса.

Могут быть приведены, например, такие подтверждения:

1) мораль «очеловечивает» человека, раскрывает его духовный потенциал;

2) в моральном выборе наиболее полно проявляется свобода человека;

3) лишь человек с высокой нравственной культурой сможет придать техническому прогрессу гуманистический характер, минимизировать разрушительные для человека результаты технического

Используя содержание текста, объясните, почему отношение учёных к понятию «прогресс» неоднозначно. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерии общественного прогресса».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

1. Три объяснения противоречивости общественного прогресса. Могут быть приведены следующие объяснения:

— надежды на безграничный прогресс не оправдались;

— социальные изменения сложны и противоречивы;

— типы и темпы социальных изменений различны;

— возможно застойное, попятное развитие общества и движение по кругу;

— критерии прогресса неоднозначны.

2. Критерии общественного прогресса — признаки по которым можно определить переход общества к более совершенным формам социальной организации, его развитие.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) формы социальных изменений: эволюция и рево-

2) краткие характеристики каждой формы, например:

— эволюция: «постепенный процесс появления более сложных форм»;

— революция: «неравновесная модель социальных изменений», сопровождающихся дестабилизацией социальной системы. Могут быть приведены другие характеристики.

Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.

Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.

Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.

Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.

На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.

Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.

По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)

Правильный ответ должен содержать следующие положения:

1) производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса;

2) Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области

В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека? Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса;

2) основания: отношение общества к каждому индивиду (степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей);

3) раскрыт смысл понятия, например: общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.

Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) критерии общественного прогресса, названные автором:

— способ производства материальных благ (экономический);

— положение человека в обществе (общефилософский);

2) не названный автором критерий, например:

— степень демократизации общества;

— средняя продолжительность жизни;

— уровень детской смертности;

— уровень свободы СМИ.

Могут быть названы иные критерии

Используя обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Общественный прогресс — это направление развития человеческого общества, которое характеризуется его изменениями во всех сферах жизни, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) В первобытном обществе происходит переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, это сделало человека менее зависимым от природы, расширило его возможности в удовлетворении своих потребностей;

2) В ходе своего развития человеческое общество совершенствовало свои познания в области медицины. Так в эпоху традиционного общества без знания физиологии и анатомии внутренних органов эмпирически были найдены воздействующие на них лекарственные растения, что позволило лечить многие болезни, сделать качество жизни людей выше.;

3) С переходом к постиндустриальному обществу в жизнь людей стали широко внедряться массовые технологии (интернет, мобильная связь и т. д.), что расширило их коммуникативные возможности, сделало более свободным доступ к информации.

Могут быть приведены другие примеры

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «прогресс»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса;

− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

В правильном ответе должны быть названы следующие элементы:

1) смысл понятия, например: прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от простого к более сложному, от низшего к высшему;

2) одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса, например: критерием прогресса может быть названо совершенствование нравственности людей;

3) одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса, например: противоречивость прогресса может проявляться в неоднозначности его последствий для разных сфер общественной жизни.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;

2) составьте два предложения:

— одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;

— одно предложение, раскрывающее какое-либо из противоречий общественного прогресса.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

1. Поступательное развитие общества, его изменение от низших форм общежития к высшим, от более простых форм к более сложным.

2. Критериями общественного прогресса могут выступать развитие производительных сил, степень свободы общества, развитие духовной культуры.

3. Разнонаправленность развития отдельных сфер общества, возможность одновременного проявления подъёма в одних областях и спада в других отражает одно из противоречий общественного прогресса.

На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны. Какие факторы, по мнению автора делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого? Чем, по мнению автора выступают урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.

Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) — даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.

Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *