Что служит предметом науки экономика и организация сельскохозяйственных предприятий

Предмет, метод и задачи курса экономики и организации сельскохозяйственного производства

Общие и локальные методы и их использование при анализе аграрной экономики. Значение сельского хозяйства в экономике страны. Особенности развития агропромышленного комплекса, проявление производственных отношений и их влияния на процесс воспроизводства.

РубрикаЭкономика и экономическая теория
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления19.07.2015
Размер файла16,2 K

Что служит предметом науки экономика и организация сельскохозяйственных предприятий. Смотреть фото Что служит предметом науки экономика и организация сельскохозяйственных предприятий. Смотреть картинку Что служит предметом науки экономика и организация сельскохозяйственных предприятий. Картинка про Что служит предметом науки экономика и организация сельскохозяйственных предприятий. Фото Что служит предметом науки экономика и организация сельскохозяйственных предприятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предмет, метод и задачи курса экономики и организации сельскохозяйственного производства

1. Предмет курса «Экономика и организация сельскохозяйственного производства». Цели и задачи науки «Экономика и организация сельскохозяйственного производства»

2. Методология агроэкономики. Общие и локальные методы и их использование при анализе аграрной экономики

3. Значение сельского хозяйства в экономике страны. Особенности развития АПК и их влияния на процесс воспроизводства

Экономика сельскохозяйственного производства как отрасль человеческих знаний изучает уровень развития производительных сил и особенности проявления производственных отношений в АПК. Так, К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю пишут: «Экономика исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

Однако производственные отношения имеют лишь качественную характеристику: или они соответствуют уровню развития производительных сил, или не соответствуют им. Многообразные формы производственных отношений не поддаются количественной оценке. Их состояние изучается косвенным путем на основе анализа статистической информации о размере, структуре и эффективности использования производственных ресурсов.

Сопоставив различные показатели эффективности использования ресурсов в динамике по разным хозяйствам со средними по группам хозяйств, можно сделать определенный вывод о состоянии производственных отношений. Дело в том, что результат производства в конечном счете зависит от работы людей, отношения их к делу. Общее состояние производственных отношений есть равнодействующая поступков многих людей, стремящихся удовлетворить личные интересы.

Эффективность использования производственных ресурсов свидетельствует о степени соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов, земли, основных и оборотных средств являются своеобразным индикатором того, насколько успешно используется личный интерес в достижении определенных результатов. Результаты производства зависят не только от действия каждого участника производства или их группы, объединившихся по поводу достижения одной цели, но и от внешних условий: ситуации на рынке, экономической политики государства, развития инфраструктуры и т.п. Все эти условия в совокупности характеризуют в целом состояние производственных отношений, определяющим моментом которых является форма собственности.

1. Предмет курса «Экономика и организация сельскохозяйственного производства». Цели и задачи науки «Экономика и организация сельскохозяйственного производства»

Экономика сельскохозяйственного производства как отрасль человеческих знаний изучает уровень развития производительных сил и особенности проявления производственных отношений в АПК.

А именно рассматриваются особенности и формы проявления в аграрном производстве производственных, социально-экономических отношений во взаимосвязи их с производительными силами отраслей, а также специфических закономерностей, свойственных только АПК как определенной сфере материального производства.

Объектом курса «Экономика и организация сельскохозяйственного производства» являются сельскохозяйственные организации (крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан, акционерные и другие общества и товарищества, сельскохозяйственные филиалы и агроцехи несельскохозяйственных формирований).

Целью изучения данного курса является: подготовка квалифицированных специалистов в области профессионального обучения, владеющих инновационными технологиями преподавания сельскохозяйственных дисциплин, в том числе экономики и организации сельскохозяйственного производства.

Изучение дисциплины способствует приобретению знаний по экономике сельского хозяйства и о путях повышения эффективности аграрного сектора экономики, а также использованию полученной информации для более глубокого изучения смежных экономических дисциплин и последующему использованию всего этого в будущей практической деятельности.

· Изучение важнейших экономических категорий и определение направлений их использования.

· Ознакомление с важнейшими экономическими процессами и явлениями, происходящими в сфере сельскохозяйственного производства.

· Практическое использование полученной информации при решении проблем эффективности экономики сельского хозяйства, т.е. умение рассчитывать показатели экономической эффективности, уровень и эффективность использования земельных ресурсов, трудовых ресурсов и производительности труда и др.;

· Освоение системного характера управления организациями АПК.

-планирование и прогнозирование АПК

-основы аграрного менеджмента и маркетинга

-экономика и социология труда

2. Методология агроэкономики. Общие и локальные методы и их использование при анализе аграрной экономики

Наука «Экономика и организация сельскохозяйственного производства» лежит в основе аграрной политики национального государства, направленной на успешное решение продовольственной проблемы и обеспечение продовольственной безопасности страны. Отечественная аграрно-экономическая наука тесно связана с соответствующей мировой наукой и занимается изучением внешнеэкономических отношений отечественного АПК со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Методологией данной науки служит диалектический метод, рассматривающий экономические процессы и явления в их динамическом развитии, тесной взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости с переходом количественных изменений в качественные, в разрешении противоречий и борьбе противоположностей, отрицании отрицания.

Весьма обширными и разнообразными являются приемы и методы изучения конкретных социально-экономических процессов в сельскохозяйственном производстве, начиная от традиционных и заканчивая современными (новейшими) экономико-математическими методами на базе компьютерной техники.

Основными методами экономики и организации сельскохозяйственного производства являются: системный, комплексный, структурный, ситуационный, методы моделирования, экономико-математические методы, метод наблюдения, эксперимента и др.

Методологическими приемами изучения науки «Экономика и организация с.х.пр-ва» служат логическая абстракция, монографические обследования и эксперименты, динамические ряды, индексы, экономико-статистические группировки, корреляционно-регрессивный и дисперсионный анализ, аналитически-экспериментальный и расчетно-конструктивный методы. аграрный экономика воспроизводство хозяйство

Все они направлены на поиск наиболее эффективных управленческих решений по более полному использованию социально-экономического потенциала отечественного АПК.

3. Значение сельскохозяйственного производства в экономике страны. Особенности развития АПК и их влияния на процесс воспроизводства

Особенности сельскохозяйственного производства:

ь В с/х производстве экономический процесс воспроизводства переплетается с естественным, общие экономические законы сочетаются с действием естественных.

Плодородие почвы создается природой, а человек может лишь поддерживать его. Вместе с тем экономика изучает не плодородие как таковое, а производственные отношения по поводу расширенного воспроизводства плодородия.

ь В АПК в качестве предметов труда используются растения и животные, которые развиваются по естественным законам.

ь Сезонность сельскохозяйственного производства. Т.е. несовпадение периода производства с рабочим периодом. Это проявляется в неравномерном (в течение года) использовании ресурсов(периоды сева, уборки-затраты на семена и ГСМ), реализации продукции и поступлении денег. Например, период выращивания озимой ржи начинается в августе—сентябре с момента подготовки поля для посева, а заканчивается в июле—августе следующего года при уборке. За это время рабочий период прерывается и возобновляется несколько раз: лущение, предпосевная культивация, посев, осенняя подкормка, весеннее боронование и подкормка, борьба с вредителями и болезнями, подкормки в период вегетации, уборка. Между этими видами работ имеются перерывы, но процесс производства не может приостанавливаться: если экономический процесс прерывается, то естественный продолжается.

ь Разнородный вид продукции с/х требует специфических средств производства. Большинство из них не может быть использовано для других сельскохозяйственных работ (например, свеклоуборочный комбайн для уборки зерновых культур).

ь ценовая неэластичность спроса на продукты питания:

спрос слабо реагирует на изменение цен. Поэтому при приближении к моменту насыщения рынка продуктами питания (если товаропроизводители снизят цены с целью увеличения продаж) денежная выручка уменьшится и производство может стать убыточным Другими словами, в сельском хозяйстве имеет место парадокс, который связан с тем, что потребности человека в продуктах питания могут быть рано или поздно удовлетворены и дальнейшее увеличение производства окажется невыгодным Разрозненность товаропроизводителей создает условия для высокой степени конкурентности на рынке сельскохозяйственных товаров Это делает невозможным влияние на рыночную цену со стороны отдельного товаропроизводителя В то же время в отраслях, снабжающих сельское хозяйство средствами производства, имеются все условия для создания монополий.

Когда достигается относительное насыщение рынка пищей и сельскохозяйственными продуктами, снижение цены не обеспечивает адекватный рост спроса.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение вопросов развития конкуренции на товарных рынках. Рассмотрение кооперации как формы взаимного оказания услуг предприятиями при решении проблем. Понятие и состав агропромышленного комплекса. Основы сельского хозяйства как отрасли экономики.

курсовая работа [32,8 K], добавлен 27.10.2014

Понятие аграрного сектора, его особенности и роль в экономике страны. Изучение направлений государственной политики в области сельского хозяйства. Анализ состояния агропромышленного комплекса и пути развития сельского хозяйства Республики Башкортостан.

дипломная работа [1,0 M], добавлен 07.06.2014

Формы и методы государственного регулирования в рыночной экономике. Организация бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики. Регулирование валютного курса. Понятие и субъекты мирового хозяйства. Этапы развития международных экономических отношений.

контрольная работа [37,8 K], добавлен 19.01.2016

Организационные основы функционирования сельского хозяйства в современных условиях. Производство основных видов животноводческой продукции в РФ. Стратегические направления активизации процесса государственной поддержки агропромышленного комплекса.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 20.09.2013

Описание исторических этапов развития (вследствие принятия реформ Столыпина) и причин падения (неконкурентоспособность) национальной экономики, промышленности, агропромышленного комплекса и сельского хозяйства Российской Федерации в период перестройки.

реферат [23,4 K], добавлен 07.06.2010

Источник

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НАУКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»

ПРЕДМЕТ НАУКИ

Сельскохозяйственные предприятия — объекты исследования ряда экономических, технологических и технических наук, в том числе и науки «Организация сельскохозяйственного производ­ства». Каждая из них имеет свой предмет изучения.

Наука «Организация сельскохозяйственного производства» изучает закономерности, принципы, формы, системы и методы рационального построения и эффективного ведения производства на сельскохозяйственных предприятиях. Предмет ее изучения — организация сельскохозяйственного производства, представляю­щая собой систему мер, направленную на рациональное использо­вание земельных, материально-технических, трудовых и финансо­вых ресурсов с целью получения наибольшего количества продук­ции с наименьшими затратами и наивысшей рентабельностью.

Основное содержание предмета применительно к подготовке агрономов высшей квалификации включает:

закономерности, принципы и формы организации сельскохо­зяйственного производства;

принципы, формы и организационно-экономические основы сельскохозяйственных предприятий;

принципы и факторы построения системы ведения хозяйства и системы растениеводства;

принципы, методы и системы внутрихозяйственного планиро­вания, приемы разработки перспективных, годовых и оператив­ных планов предприятий;

формы и факторы специализации производства, принципы со­четания отраслей, размеры сельскохозяйственных предприятий и их подразделений;

формирование земельной территории и организацию рацио­нального использования земель сельскохозяйственных предприя­тий;

формирование и организацию рационального использования сельскохозяйственной техники, автотранспорта и других средств производства;

формы кооперации и разделения труда, принципы и методы его организации и нормирования.

принципы, формы, виды и системы оплаты труда, тарифную систему;

принципы и условия организации хозяйственного расчета на сельскохозяйственных предприятиях в условиях развития рыноч­ных отношений;

принципы, формы и условия внутрихозяйственного расчета, подрядных и арендных отношений;

передовой опыт организации полеводства, кормопроизводства, овощеводства, садоводства и виноградарства;

организацию хранения, переработки и реализации продукции растениеводства на сельскохозяйственных предприятиях;

приемы и показатели анализа хозяйственной деятельности предприятий и отраслей растениеводства в целях выявления ре­зервов производства и определения направлений их эффективно­го использования.

В своих исследованиях наука «Организация сельскохозяйствен­ного производства» опирается на объективные экономические за­коны. Познание механизма действия, форм проявления этих зако­нов и учет их требований позволяют вскрывать и объяснять зако­номерности рационального построения и эффективного ведения производства.

Наука «Организация сельскохозяйственного производства» тесно связана с предпринимательством и маркетингом, экономи­кой сельского хозяйства, управлением сельскохозяйственным производством и другими экономическими науками. Они обога­щают друг друга новыми теоретическими положениями по акту­альным проблемам сельского хозяйства.

Наряду с экономическими науками организация производства использует результаты исследований технических и технологичес­ких наук, поскольку техника, технология и организация произ­водства постоянно взаимодействуют. Так, создание новых машин вызывает изменения в приемах возделывания сельскохозяйствен­ных культур и организации трудовых процессов; применение про­грессивной технологии требует совершенствования средств меха­низации и методов труда и т. д.

ЗАДАЧИ НАУКИ

Задачи науки «Организация сельскохозяйственного производ­ства» видоизменяются на разных этапах экономического разви­тия. В период перехода к рыночной экономике основными из них являются следующие.

Разработка рекомендаций по рациональному построению и эффективному ведению производства в новых организационно-правовых формах сельскохозяйственных предприятий. Это обоснование раци­ональных размеров отраслей, площадей под отдельными культу­рами и многолетними насаждениями, численности поголовья жи­вотных, производственной и организационной структур, целесо­образных пропорций и взаимосвязей между сельскохозяйствен­ными угодьями, материально-техническими и трудовыми ресурсами при разных уровнях специализации и концентрации производства.

Организационно-экономическое обоснование систем ведения хо­зяйства. Специализация предприятий и укрупнение отраслей со­здают условия для перевода производства продукции на индустри­альные методы, что влечет за собой изменение техники, технологии и организации, а, следовательно, и всей системы ведения хо­зяйства. Ускорению такого процесса в отраслях растениеводства способствует применение более совершенных систем земледелия и в целом систем ведения хозяйства. Эти системы нуждаются в постоянном улучшении в соответствии с развитием материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий. Необходи­мо их организационно-экономическое обоснование по природ­ным зонам и экономическим районам с учетом конкретных усло­вий производства.

Разработка методов ускорения темпов повышения производительности труда, за счет чего можно увеличивать производство продукции. Отсюда необходима система мер, позволяющая более эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы и предус­матривающая наряду с комплексной механизацией и автоматиза­цией процессов внедрение новых форм и методов организации труда, прогрессивных норм выработки и обслуживания, совер­шенствование систем оплаты, экономное расходование рабочего времени на всех участках производства, устранение простоев и не­производительных затрат, сокращение текучести кадров, закреп­ление их на селе и др.

Совершенствование хозрасчетных отношений и методов экономи­ческого стимулирования сельскохозяйственного производства — одна из важных задач. Она включает систему мер по созданию условий для хозяйственной самостоятельности, инициативы и предприим­чивости предприятий, обеспечению их самоокупаемости и само­финансирования, организации внутрихозяйственных экономи­ческих отношений, повышению материальной заинтересованнос­ти в увеличении производства продукции, улучшении ее качества, экономном расходовании средств и получении большей суммы прибыли.

Совершенствование производственных связей и экономических взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий с другими зве­ньями АПК. Эта задача включает, прежде всего, совершенствование содержания, порядка заключения и исполнения договоров с пред­приятиями и организациями по материально-техническому снабжению, производственному обслуживанию, строительству, заготовке, переработке и реализации продукции, а также повыше­ние экономического стимулирования за конечные результаты и материальную ответственность партнеров за невыполнение дого­ворных обязательств.

Разработка рекомендаций по совершенствованию организации отдельных растениеводческих и других отраслей. Эта задача охваты­вает широкой круг вопросов: обоснование рациональных разме­ров и сочетания отраслей с учетом спроса на продукцию, совер­шенствование структур посевов и многолетних насаждений, орга­низации труда и его оплаты исходя из особенностей каждой отрас­ли, уточнение систем показателей для оценки структур посевов и насаждений, полевых, кормовых, овощных, плодовых, ягодных культур, винограда, их сортов и гибридов, севооборотов, культурооборотов и пастбищеоборотов, а также степени прогрессивнос­ти технологий и агротехнических мероприятий.

Наука «Организация сельскохозяйственного производства», ре­шая поставленные перед ней задачи, вооружает руководителей и специалистов методами рационального ведения производства, эф­фективного использования земли, материально-технических, тру­довых и финансовых ресурсов, достижения высоких экономичес­ких показателей.

МЕТОДЫ НАУКИ

Под методом науки понимают способ познания изучаемого предмета.

В соответствии с этим наука «Организация сельскохозяй­ственного производства» изучает закономерности, принципы, формы и системы рационального построения и ведения произ­водства не изолированно, а в тесной связи с уровнем развития всего агропромышленного комплекса и производительных сил страны, а также с учетом природных и экономических факторов. Это касается не только предприятия в целом, но и каждой его отрасли, подразделения, решения того или иного организацион­ного вопроса.

Например, разработка и внедрение внутрихозяйственных экономических отношений обусловлены необходимостью более эффективного использования земли, техники и трудовых ресурсов. При этом учитывают всё взаимосвязанные факторы производства, которые влияют на конечный результат. Специализацию и разме­ры подразделений, профессиональный состав работников, пло­щадь сельскохозяйственных угодий, количество тракторов, сельс­кохозяйственных машин и другой техники устанавливают с таким расчетом, чтобы коллективы могли самостоятельно выполнять ос­новную часть работ по производству предусмотренной договором продукции. Договорные условия определяют на основе обосно­ванных технологических и организационно-экономических ме­роприятий. Оплату труда ставят в зависимость от суммы получен­ного дохода.

Руководствуясь требованиями диалектического материализма, наука ««Организация сельскохозяйственного производства» рас­сматривает происходящие на предприятиях процессы также с точ­ки зрения перехода постоянных количественных изменений в ка­чественные. Это позволяет выявлять прогрессивные направления в развитии производства и при осуществлении мероприятий по его улучшению ускорять тот или иной процесс.

В качестве примера можно привести совершенствование форм организации труда в колхозах. В первые годы их создания приме­нялась в основном кооперация труда. Затем по мере специализа­ции производства и концентрации полеводства, кормопроизвод­ства, овощеводства, садоводства, виноградарства и других отрас­лей, повышения уровня механизации процессов на смену просто­му коллективному труду пришла более сложная бригадная форма организации, основанная не только на кооперации, но и на разде­лении труда по операциям. Были созданы комплексные, отрасле­вые и специализированные бригады.

Дальнейший рост оснащенности колхозов техникой, особенно после реорганизации машинно-тракторных станций, ускорил вне­дрение такой прогрессивной формы организации труда, как меха­низированная бригада, в которой соединены все факторы произ­водства — земля, рабочая сила и техника. Создание систем ма­шин вызвало необходимость применения новых форм организа­ции труда. Получили распространение звенья комплексной механизации с закреплением 2—3 пропашных культур, механи­зированные звенья по обслуживанию всего севооборота, специа­лизированные отряды и комплексы (по заготовке и внесению удобрений, защите растений, мелиоративные, уборочно-транспортные и др.). Новые качественные изменения вносит в орга­низацию труда индустриализация производства продукции рас­тениеводства. Переход от простой кооперации к обслуживанию поточных процессов сопровождается повышением производи­тельности труда.

Исходя из положения диалектического материализма о един­стве и борьбе противоположностей как источника всякого разви­тия, наука «Организация сельскохозяйственного производства» вскрывает противоречия в происходящих процессах, выявляет среди них наиболее прогрессивные движущие силы и разрабаты­вает организационные меры, обеспечивающие внедрение нового, передового.

Борьба противоположностей характерна для процесса специа­лизации производства на сельскохозяйственных предприятиях. С одной стороны, многообразные условия позволяют им развивать несколько взаимно дополняющих друг друга отраслей. С другой — возрастающий уровень производительных сил страны и фондооснащенности предприятий требует укрупнения производства, что не всегда возможно при многоотраслевом хозяйстве. Разрешение такого противоречия находит свое выражение в постоянном уг­лублении специализации и повышении концентрации производ­ства. С этой целью были укрупнены мелкие колхозы, проведена внутрихозяйственная специализация, организованы узкоспециа­лизированные предприятия, созданы тепличные комбинаты, осуществляется специализация и концентрация производства на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интег­рации.

Согласно учению диалектического материализма, основой по­знания является практика, которая находится в неразрывном единстве с теорией. Исходя из этого наука «Организация сельско­хозяйственного производства» опирается в своих исследованиях на передовой опыт предприятий, накапливая и обобщая конкрет­ные факты и проверяя на практике вытекающие из них теорети­ческие положения и выводы. Она использует категории и приемы исследования, выработанные диалектическим материализмом.

В число категорий исследований, т. е. основных понятий, отра­жающих наиболее общие и существенные свойства и отношения явлений, включаются единичное, особенное и всеобщее, качество и количество, причина и следствие, содержание и форма, возмож­ность и действительность к др. Они находятся в определенной связи между собой и позволяют глубоко и объективно познавать процессы, происходящие на предприятиях.

Из приемов исследований важное значение в познании законо­мерностей построения и ведения сельскохозяйственного произ­водства имеют анализ и синтез, индукция и дедукция.

Изучение научных факторов начинается с анализа, под кото­рым понимают разложение целого на составные части и исследо­вание каждой из них. Это необходимо потому, что организацион­но-экономические процессы на сельскохозяйственных предприя­тиях сложны и многогранны. Их трудно охватить без расчленения на более простые элементы и выявления отдельных сторон, свойств, связей.

После анализа проводится синтез — составление составных элементов в единое целое. Он позволяет создать целостную карти­ну процесса, понять его внутреннюю структуру, характер дей­ствия, закономерности развития. Анализ и синтез дополняют друг друга, так как без изучения отдельных элементов невозможно по­знать целое, а без изучения целого нельзя уяснить роль каждого элемента в его составе.

Переход от анализа факторов к их теоретическому синтезу осуществляется с помощью индукции. Суть ее — умозаключение от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям. Другой вид умозаключения — дедукция, при которой новое положение выводится при движении от общего к частному. В процессе позна­ния индукция и дедукция взаимосвязаны и дополняют друг друга так же, как анализ и синтез.

Применение этих приемов исследования можно показать упро­щенно на примере изучения трудовых процессов и установления типовых норм выработки. При наблюдении трудовой процесс рас­членяют на составные элементы, определяют затраты времени на выполнение каждого из них, а также количественные и каче­ственные показатели нормообразующих факторов и работы ис­полнителей. Полученные материалы обрабатывают, анализируют и затем синтезируют в единое целое в виде проекта рациональной организации трудового процесса, проектного баланса рабочего времени смены и нормы выработки при оптимальных условиях работы. После этого норму проверяют на практике, корректируют и рекомендуют в качестве типовой для внедрения с соответствую­щими поправочными коэффициентами на местные нормообразующие факторы.

В данном примере переход от анализа результатов отдельных наблюдений к построению рационального трудового процесса и разработке типовой нормы осуществляется с помощью индук­тивных обобщений. Возможность широкого их применения ус­танавливается посредством следующего дедуктивного вывода. Если в хозяйстве проведена паспортизация полей и определены показатели нормообразующих факторов, для которых разработа­ны типовая норма выработки и поправочные коэффициенты, оно может пользоваться этой нормой применительно к своим ус­ловиям.

В процессе познания наука «Организация сельскохозяй­ственного производства» использует также и другие методы ис­следований: статистический, монографический, эксперимен­тальный, расчетно-конструктивный, экономико-математичес­кие. Основа их правильного применения — диалектический ма­териализм, его законы, категории и приемы изучения реальной действительности.

Статистический метод используют при исследовании массо­вых сопоставимых явлений с целью установления их взаимосвя­зей, закономерностей развития и влияния на конечные результаты производства. Основной прием этого метода — группировка, ко­торая представляет собой расчленение совокупности явлений на однородные группы по наиболее существенным признакам. Применяют статистический метод при изучении типов сельскохозяй­ственных предприятий, специализации, сочетания отраслей, раз­меров хозяйств и их подразделений, а также других вопросов орга­низации производства. Часто используют и такие статистические приемы, как определение средних и относительных величин, по­строение рядов динамики, расчет индексов, дисперсионный и корреляционный анализ.

Сущность монографического метода состоит в подробном изу­чении отдельных явлений, типичных для совокупности, с целью всестороннего раскрытия тех или иных закономерностей. С по­мощью этого метода изучают передовые предприятия и их под­разделения, прогрессивные системы земледелия, способы орга­низации трудовых процессов, системы оплаты труда и т. д. Это позволяет правильно решать организационные вопросы в других хозяйствах, расположенных в сходных природных и экономичес­ких условиях. Монографическое исследование целесообразно проводить и на отстающих предприятиях для установления недо­статков, выявления резервов и разработки направлений их раз­вития.

Экспериментальный метод применяют при проверке в производственных условиях и обосновании эффективности внедрения новых форм и способов организации производства. Во время экс­перимента учитывают количественные и качественные результа­ты, которые затем обрабатывают и сравнивают с показателями тех хозяйств, где он проводился. Если результаты лучше и подтверж­дают теоретические положения, новые формы и способы органи­зации производства рекомендуют для внедрения. Так, на основе эксперимента создаются межхозяйственные и агропромышленные формирования, осуществляется перевод производства на индуст­риальные методы. Его используют при рационализации трудовых процессов, определении типовых норм, разработке прогрессив­ных систем оплаты труда.

Расчетно-конструктивный метод предусматривает разработку нескольких вариантов решения организационно-экономической задачи, из которых выбирают наиболее эффективный, отвечаю­щий интересам государства и предприятия. Конструктивные рас­четы базируются на научно обоснованных технико-экономичес­ких нормативах и соблюдении одинаковых условий для каждого варианта. Эффективным считается тот из них, который обеспечи­вает получение наибольшего количества продукции с единицы земельной площади при наименьших затратах труда и средств, а также наивысшую рентабельность производства и окупаемость капитальных вложений. Этот метод применяется при определе­нии перспектив развития хозяйства, например при обосновании специализации и сочетания отраслей, выборе системы земледе­лия, структуры посевов и многолетних насаждений, севооборо­тов и т. п.

Экономико-математические методы — это способы нахожде­ния оптимальных вариантов путем разработки экономико-мате­матических моделей и решения задач с помощью электронно-вы­числительной техники. Они позволяют сравнительно быстро выб­рать эффективные пути осуществления того или иного организа­ционно-экономического мероприятия при наличии множества взаимосвязанных факторов. Экономико-математические методы широко используют при оптимизации структуры посевов, специа­лизации производства и сочетания отраслей, распределения удоб­рений, состава и использования машинно-тракторного парка и др. Применение экономико-математических методов студенты агро­номических специальностей изучают в специальном курсе.

Контрольные вопросы

1.Раскройте основное содержание науки «Организация сельскохозяйственно­го производства».

2.В чем состоят задачи науки «Организация сельскохозяйственного производства»?

3.Какие методы и приемы исследований применяет наука «Организация сель­скохозяйственного производства»?

4.Какие методы используют для нахождения наилучших вариантов решения организационно-экономических задач?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *