Что служит показателем высокого либо низкого уровня законности

Понятие, принципы законности. Соотношение законности, правопорядка и дисциплины

Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением права.

Структурно законность состоит из двух юридических процессов-действий; правотворчества и реализации права.

Законность также предполагает позитивную реализацию права всеми субъектами права. Законность является определенным состоянием регулирования общественных отношений, состоянием правомерной деятельности. Деятельность субъектов права при этом должна соответствовать норме права (закону).

Законность означает точное действие юридических норм во времени, в пространстве, по кругу лиц в соответствии с их юридической силой.

Состояние законности обычно связывается с реализацией и принципом верховенства закона. При характеристике законности имеет особое значение характеристика содержания права (ценностно-правовая значимость). Режим законности связан с реальным обеспечением основных прав и свобод человека, непротиворечивостью и беспробельностью права, правомерной реализацией права. Термин «законность» происходит от понятия «закон», который в качестве источника (формы) права занимает особое место в правовом регулировании, обладая рядом особых свойств. Но под законностью понимается исполнение не только законов, но и других правовых норм, принятых на основании закона, в дополнение к нему, при условии непротиворечивости иных норм нормам законов. Это определение является попыткой соединения широкого (соблюдение законов и подзаконных актов) и узкого (соблюдение только законов) понимания законности.

Основные принципы законности.

Принцип верховенства законности означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права. Издание правового акта, противоречащего закону, есть нарушение законности. Конституционный Суд, Прокуратура и другие правоприменительные органы осуществляют контроль за исполнением законности. Принцип законности должен распространяться на все правовые формы деятельности; правотворческую, правоприменительную, правоохранительную, правореализационную. Принцип верховенства закона означает, что, прежде всего, должны исполняться законы и исполняться в соответствии с нормами закона во всех случаях, когда закон подлежит применению.

Целесообразность законности означает связь законности с целесообразностью.

Целесообразность не должна исключать законности, но должна всегда находиться в рамках законности. Целесообразность законности означает необходимость выбора варианта действия в соответствии с вариантами, не запрещенными нормами права. Недопустимо противопоставление законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность, она предполагает достижение общественной пользы и является вариантами содержательной характеристики законов. Закон действует до тех пор, пока не отменен. Законы считаются целесообразными и подлежащими применению, включая их отмену, изменение и дополнение. Необходимо своевременно устранять расхождения закона с реальной жизнью, учитывать в содержании законов реальные позитивные потребности общества;

Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией, а также наличие развитой системы прав и свобод личности является показателем состояния законности в обществе. Данный принцип означает наличие в обществе средств и условий, обеспечивающих соблюдение законов, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека, интересов государства и общества в целом.

Принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности. Соблюдение и активная реализация права является в тоже время существенным условием и показателем уровня культурности общества. Чем выше уровень культуры, тем выше уровень законности. Функции права во многом реализовываются в условиях законности. Законность выступает важнейшей предпосылкой реализации права;

Принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения, а, следовательно, и за нарушение режима и состояния законности. Законность в состоянии постоянной реализации является реальностью права, важнейшей социальной ценностью, основным методом регулирования социальных отношений. Борьба с правонарушениями, правовая идеология и культура призваны поддерживать действенность реализации данного принципа.

Правопорядок — это состояние (система) общественных отношений, являющаяся результатом фактического осуществления законодательных положений. Он служит итогом всей реализации права. Правопорядок — это, прежде всего, весь массив правомерных действий всех участников общественных отношений. Это такое поведение, которое достигло целей правового регулирования.

Признаками правопорядка можно считать следующие:

Законность и правопорядок находятся между собой в неразрывной связи. Правопорядок без законности существовать не может, при этом поддерживать и укреплять правопорядок можно только законными средствами. Взаимосвязь рассматриваемых категорий полностью проявляется и в единстве необходимых для их существования предпосылок и условий — гарантий законности и правопорядка:

Наряду с рассматриваемыми категориями законности и правопорядка в нашей жизни имеется еще один неотъемлемый компонент, обеспечивающий в целом органичность и гармонизированность общественных отношений. Это дисциплина, т.е. определенный порядок поведения людей, соответствующий нормам права и морали, требованиям конкретной организации или вида деятельности.

Дисциплина бывает исполнительской, технологической, трудовой, учебной, военной, финансовой (ее разновидности: бюджетная, налоговая, валютная, кассовая), военной и др.

Государственная дисциплина — это точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по выполнению возложенных на них обязанностей.

Трудовая дисциплина — это соблюдение людьми в процессе трудовой деятельности правил внутреннего распорядка, инструкций по технике безопасности, исполнение обоснованных приказов и распоряжений руководителей предприятия, учреждения, организации.

Технологическая дисциплина — это соблюдение предусмотренных специализированной документацией этапов процесса производства или обработки изделия и установленных режимов.

Воинская дисциплина — это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных воинскими уставами и приказами.

Нетрудно заметить, что если законность и правопорядок предусматривают реализацию как прав, так и обязанностей субъектов, то дисциплина — это, прежде всего, исполнение возложенных обязанностей.

Источник

Законность и правопорядок

Тема 26. Законность и правопорядок

План

1. Понятие законности и ее виды

2. Принципы законности

4. Гарантии законности и правопорядка

1. Понятие законности и ее виды

Понятие «законность» применяется для характеристики юридических явлений и процессов, всей правовой системы с точки зрения реального, практического осуществления права, выраженного в законах и основанных на них подзаконных нормативных правовых актах.

Понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права.

Особенности законности выражены в ее требованиях:

1) неукоснительного исполнения и соблюдения нормативных правовых актов;

2) соблюдения иерархии нормативно-правовых актов;

3) непререкаемости закона — никто не может отменить закон, кроме органа, издавшего его;

4) всеобщности — требование обращено ко всем гражданам, организациям, государственным органам, ко всем, кто находится в пределах действия права;

5) гарантированности законности государством.

Перечисленные требования могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему признаков, которые позволяют судить о состоянии законности, ее уровне и характере.

Подходы к понятию законности:

1. В зависимости от субъектного состава и нормативной основы различают: широкий и узкий подходы понимания законности.

Широкий подход предполагает соблюдение всех видов нормативно-правовых актов, соблюдение их всеми субъектами права — и гражданами, и должностными лицами; узкий подход предполагает соблюдение только законов, только должностными лицами (принцип деятельности государственных органов).

2. В зависимости от сферы проявлениязаконность понимают как:

— форму упорядочения способов производства и распределения (материальный подход);

— форму выражения политического интереса государства (идеологический подход);

— форму выражения идеи справедливости (нравственный подход).

3. В зависимости от направленности требований законности ее понимают как:

— принцип поведения граждан — требование соблюдения и исполнения норм права обращено именно к гражданам;

— принцип деятельности государственного аппарата — требование обращено к должностным лицам;

— общественно-политический режим — требование обращено к гражданам и государственной власти.

Уровни законности. Можно говорить о различных уровнях законности:

— индивидуальный уровень — законность в деятельности отдельных субъектов права;

— групповой уровень — законность в деятельности отдельных социальных групп — субъектов общественных отношений;

— региональный уровень — в том или ином регионе;

— общесоциальный уровень — общества в целом.

Говоря о законности, необходимо иметь в виду проблему правового или неправовогохарактера самих юридических законов.

Существует ли законность в тоталитарных режимах? Существует, но только в формальном смысле. А реальная законность имеет место тогда, когда в стране действует и функционирует правовой закон. Часть 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает прямой запрет на существование антиправовых законов.

Сущность законности. Под ней понимается всеобщее, строгое соблюдение, исполнение норм права. В определенных исторических условиях она проявляется в качестве конкретного содержания, которое, в свою очередь, выражается в разных формах: принцип (требование), метод и режим.

Вышеизложенное позволяет сформулировать следующее определение законности: законность — это принцип (требование), метод и режим строгого и неуклонного соблюдения и исполнения всеми участниками общественных отношений норм, установленных законами и основанными на них другими источниками права.

Форма любого правового явления, не исключая и законность, предполагает наличие ее содержания.

Сторонами (элементами) содержания законности выступают следующие:

1) предметный, показывающий, что должно соответствовать законности. Основной носитель законности — деятельность (поведение) людей. Но через нее свойство законности, т. е. соответствие праву, приобретают и другие объекты — нормативные и правоприменительные акты, различные правовые документы;

2) субъектный, определяющий состав субъектов, на которых распространяется обязанность исполнять (соблюдать) правовые предписания и право требования исполнения (соблюдения) от других. Полагаем, что субъектный элемент представляют все участники общественных отношений, т. е. государство, его органы, общественные и иные организации, должностные лица и граждане. В ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»;

3) нормативный элемент раскрывает круг правовых предписаний, обязательных для исполнения (соблюдения). К нормативному элементу относятся нормы права, содержащиеся во всех нормативных правовых актах, иных юридических источниках права.

Можно говорить о различных видах законности, используя следующие критерии:

1. По характеру преимущественно реализуемых юридических норм:

а) правовая законность (устанавливается тогда, когда реализуются юридические нормы, соответствующие принципам права, которые способствуют прогрессивному развитию государства, населения). Правовая законность — это точное и неукоснительное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права;

б) неправовая законность(устанавливается тогда, когда преобладает реализация юридических норм, не соответствующих принципам права). Хотя в данном случае формально законность налицо, но она имеет антиправовую направленность.

Содержание правозаконностисоставляют три элемента:

— правовое законодательство, которое адекватно отражает идеальное право, общечеловеческие ценности;

— полное осуществление правового законодательства;

— эффективная защита правового законодательства.

Особенности правового законодательства (закона). Правовой закон характеризуется следующими признаками. Он выражает и закрепляет в праве меру свободы людей; воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости; учитывает и охраняет интересы тех, кто требует большей социальной защищенности (больных, престарелых, безработных).

Законность в правовом государствепредполагает наличие двух взаимосвязанных факторов:

1) совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;

2) полной и безусловной реализации предписаний закона и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.

2. В зависимости от этапа развития государства различают:

а) добуржуазную (неразвитая законность, при которой нет реального режима законности);

б) буржуазную законность. Законность превращается в обязательный политико-правовой режим. Это принцип, выдвинутый идеологами буржуазии в период буржуазных революций и образования буржуазных государств, заключающийся в требовании подчинения граждан, администрации, должностных лиц и суда велениям закона и запрещении выходить за его пределы. Яркое выражение этого принципа дано в одном из наиболее характерных документов буржуазной революции во Франции — Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ст. 5 этой Декларации провозглашалось, что все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом;

3. В зависимости от того, в какой мере требования принципа законности реализуются на практике:

а) формальная законность. Принцип законности есть, но на практике он не прослеживается;

б) реальная законность. Принцип законности находит воплощение в человеческом поведении.

4. В зависимости от сферы общественных отношений: а) внутригосударственная законность; б) международная законность.

В ряде случаев выделяют конституционную законность, т. е. общественно-политический режим в стране, характеризующийся неукоснительным соблюдением конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами конституционно-(государственно)-правовых отношений 238 .

Она означает: соответствие конституции правовым идеалам, интересам народа; верховенство конституции в правовой системе страны; прямое действие конституции; эффективную государственную защиту действия конституции.

2. Принципы законности

Принципы законности — это основополагающие идеи, реализация которых делает законность эффективной и действенной.Общепризнаны следующие принципы законности:

— приоритета (первенства) международного права,

— равенства перед законом,

Принцип верховенства законавыражается в признании: закона главным в системе нормативных правовых актов; подзаконности других нормативных правовых актов, т. е. того, что они основываются на законе и не противоречат ему; закона основным регулятором общественных отношений.

Если в процессе применения права судья или иное должностное лицо сталкивается с ситуацией, когда подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он должен отдать предпочтение закону и вынести решение также на основе закона.

Принцип приоритета международного права выражен в требованиях: не принимать законы, противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права; при противоречии внутригосударственного законодательства указанным нормам предпочтение должно отдаваться последним.

Принцип равенства перед закономвыражен в равной степени необходимости соблюдать законы; в равной ответственности всех перед законом в случае его нарушения; в равенстве всех перед законом, независимо от социального положения, благосостояния, национальности и т. д.

Принцип единства законностипредполагает требования одинаковой силы закона на всей территории государства; единообразного понимания и применения законов на всей территории государства.

Принцип целесообразности законности выражается в требованиях запрета отступления от предписаний закона; противопоставления общегосударственной целесообразности правоприменительной целесообразности.

Принцип реальности законности.Данный принцип предполагает достижение фактического исполнения требований юридических норм в правовых отношениях, неотвратимость юридической ответственности за любое их нарушение.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что каждый из принципов законности может быть «развернут» в совокупности ее требований. Требования законности — это принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности, ее направленность. В отличие от принципов законности, которые, выражая содержание законности, действуют во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов (например, требование охраны прав и законных интересов граждан, издание правовых актов в установленном порядке относятся к соответствующим органам государства).

Например, принцип верховенства закона предполагает следующие требования: 1) все законы (и деятельность по их созданию) должны соответствовать Конституции РФ и другим вышестоящим законам; 2) подзаконные нормативные акты (и деятельность по их созданию) должны соответствовать законам; 3) акты правоприменения (и правоприменительная деятельность) должны соответствовать законам и подзаконным нормативным актам; 4) акты индивидуального поведения должны соответствовать законам, подзаконным актам и актам правоприменения.

3. Правопорядок

Правопорядок — состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Ценностный смысл правопорядка состоит в том, что последний отражает процесс воздействия права на общественные отношения, является показателем состояния законности в обществе, обеспечивает стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Без правопорядка невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функции государственной власти.

Правопорядок как самостоятельное явление: представляет собой состояние упорядоченности общественной жизни; он предусмотрен нормами права; является итогом правового регулирования; обеспечивается государством.

Содержание правопорядка. Содержание правопорядка — это правомерное поведение субъектов, т. е. такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Выделяют три вида содержания правопорядка: материальное, государственно-волевое и юридическое.

Материальное содержаниепредставляет собой закономерности его функционирования и развития; объективные потребности в упорядочении общественных связей и процессов; реальные отношения с упорядоченным поведением их участников; взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и идеологией.

Государственно-волевое содержание— это совокупный и трансформированный результат государственной воли, воли и интересов всех участников правопорядка.

Юридическое содержание — это совокупный результат: реализации права и законности, проявившейся в поведении участников; взаимосвязанной совокупности, системы правоотношений и связей; реализованных субъективных прав и обязанностей участников правопорядка; упорядоченности и урегулированности правовых элементов, процессов, отношений и связей.

Уровни правопорядка. Их определение обусловлено выбранным для этого классификационным критерием.

1. По масштабности выделяют: правопорядок страны, правопорядок федерации, правопорядок субъектов федерации, других структур (региона, города, организации и др.).

2. По объему и значимости: общий, отраслевой, правовых институтов, норм права, специальный.

3. По характеру отношений:конституционный, судебный, административный, финансовый и т. д.

4. По степени оформленности:оформленный (как правило), неоформленный (реализованность правовых обычаев).

Законность и правопорядок. Эти категории формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание и интересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определенность. Но все это не означает отсутствия принципиальных отличий, выражающих их самостоятельность и специфику.

Обычно называют следующие отличия: законность — это требование исполнения правовых актов всеми субъектами права, а правопорядок — результат этого требования; законность — это метод (принцип) руководства обществом, а правопорядок — состояние общественной жизни.

Разграничивать рассматриваемые понятия можно иным способом.

1. Законность, правопорядок — различные по содержанию и характеру категории. Законность — качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок — состояние правовой жизни общества, упорядоченная система правовых отношений.

2. Эти категории несут различную правовую функциональную нагрузку. Законность — средство установления правопорядка; правопорядок — результат осуществления законности, упорядочивающий социальную жизнь.

3. Различны их связи и зависимости: если законность выступает как причина, то правопорядок — как следствие. При анализе законности оперируют количественными и качественными характеристиками, при рассмотрении правопорядка — состояниями и их качеством.

Законность выступает своеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа по установлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования, которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состояния общественной жизни.

Правопорядок следует отличать от общественного порядка.

Общественный порядок — это совокупная система общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций, ритуалов и т. д.

Различия общественного и правового порядков проявляются в том, что у них:

— разная социально-нормативная основа — для общественного порядка требуется вся совокупность существующих правил, а для правопорядка — право;

— разный генезис (происхождение) — правопорядок возник позже, вместе с государством и правом;

— разная обеспеченность — правопорядок обеспечивается силой и средствами государственного аппарата, а общественный — общественными институтами;

— разная соотносимость — правопорядок и общественный порядок соотносятся как часть и целое.

4. Гарантии законности и правопорядка

Гарантии законности и правопорядка — это условия, средства и способы обеспечения законности и правопорядка. Их подразделяют на две большие группы: общие и специальные (организационные и юридические).

Общие гарантии — это объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, предопределяют «в известной степени» специальные средства.

Важнейшими общими гарантиямизаконности и правопорядка являются: высокий уровень культуры и образованности населения; высокий уровень и стабильность экономики, высокий уровень социальной защищенности и материальная обеспеченность граждан; чувство гражданской ответственности, нетерпимость к нарушениям законов; демократизм государственного и общественного строя и др.

Особенности общих гарантий состоят в том, что они: являются факторами, которые влияют на реализацию всех норм права; составляют материальную базу собственно юридических гарантий; имеют свои разновидности: экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные и т. д.

Экономические гарантии выступают основой для всех других гарантий законности, ибо экономика лежит в основе права и всех правовых явлений, включая законность. Кризис в экономической сфере, как показывает опыт последних лет, ведет к ослаблению законности. И наоборот, усиление, упрочение экономических гарантий имеют результатом укрепление законности в стране.

Экономические гарантии законности — это высокий уровень и стабильность экономики; многообразие форм собственности; устранение монополизма; отсутствие социальных кризисов; высокий уровень социальной защищенности и материального обеспечения граждан.

Политические гарантии связаны с политической системой общества, ведущую роль в которой играет государство, принципы организации и деятельности всех органов государственной власти. Они, как показал опыт многих стран, будут реальными только в условиях функционирования независимого от государства гражданского общества, построения подлинно демократического правового государства.

Политические гарантии законности и правопорядка заключаются в демократизме государственного и общественного строя; в гласности и общественном контроле над деятельностью администраций всех уровней; в развитии открытой политической системы.

Идеологические гарантии законности — это достаточно высокий уровень общей и правовой культуры, правосознания и нравственного сознания членов общества и, прежде всего, должностных лиц государства, принимающих нормативные и индивидуальные правовые решения. Идеологические гарантии включают в себя идеологию, рассматривающую человека в качестве высшей ценности общества, а гражданина — в качестве высшей ценности государства.

Нравственные гарантии законности — это благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям.

Правовые гарантии. Состояние законности и правопорядка обусловлено состоянием самого права, системой законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны права. Законодательство, отстающее от развития общественных отношений, затрудняет борьбу с правонарушениями.

Общественные гарантии — это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушителями законодательства. Они включают в себя: нетерпимость к нарушениям норм права, активность общественных организаций и массовых правозащитных движений.

Специальные средства обеспечения законности и правопорядкаэто организационные и юридические средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности и правопорядка.

Под организационными гарантиямипонимаются различные мероприятия, укрепляющие законность, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан: кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.

Юридические гарантии законности — это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, правопорядка, беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод.

Основные признаки юридических гарантий проявляются в том, что они:

а) имеют обязательное закрепление в законодательстве. Важнейшие юридические средства, обеспечивающие реальность режима законности, фиксируются законодателем в нормативных актах и в силу этого приобретают юридический характер;

б) являются непосредственными способами защиты законности и правопорядка;

в) создаются государством для специфической цели — поддержания реального режима законности. В каком бы виде ни выступали юридические гарантии, они всегда есть проявление одной цели — являются средством превращения юридической возможности, выраженной в правовой норме, в реальную действительность. Действие большинства юридических гарантий осуществляется при помощи части государственного аппарата — правоохранительных органов, специально созданных для обеспечения режима законности.

Вопрос о видах юридических гарантий законности решается неоднозначно. К ним можно отнести и юридическую ответственность, защитно-восстановительные меры, меры надзора и контроля, и установленные в законодательстве: специальные принципы (например, презумпция невиновности); институты (возбуждения уголовного дела); процедуры (порядок рассмотрения уголовных дел и гражданских дел); средства (поощрений и наказаний и т. п.), и меры по совершенствованию законодательства, меры выявления правонарушений, меры надзора за состоянием законности, меры профилактики нарушений законности и правопорядка.

Способы обеспечения правопорядкавесьма разнообразны. К ним относят:

— судебный контроль: а) конституционный контроль за правомерностью юридических норм, б) судебный контроль иных судов;

— контроль со стороны специализированных государственных органов (прокуратура, правовые инспекции труда и иные);

— надзор со стороны уполномоченного по правам человека;

— государственная регистрация нормативно-правовых актов;

— контроль за законностью со стороны международных институтов (например, Международного Суда по правам человека);

— общественный контроль правозащитных организаций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *