Что служило источником существования человека
почему природа является главным существованием человека
Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость, является составной частью и продолжением эволюции природы. С нею общество неразрывно связано и не в состоянии существовать и развиваться вне природы, прежде всего, — без окружающей человека среды.
Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда — все из природы.
Природа — это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует и существовать не может. Даже в космосе, на космических орбитальных станциях люди пользуются переработанными благами природы.
Осмысление такой взаимосвязи и зависимости общества от природы — насущная необходимость.
Зависимость материального производства и жизни общества от природы в свою очередь накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются прежде всего разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности. Неотъемлемым здесь должен стать принцип «Не навреди! »
Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Человек не только «вырастает» из природы, но, производя материальные ценности, одновременно «врастает» в нее. К тому же природа помимо прочего имеет свою удивительную прелесть, очарование, что в немалой степени делает человека художником, творцом. В частности, из этого творческого к ней отношения не в последнюю очередь возникает у того или иного народа чувство Родины, единения со своей землей, патриотизм.
Средства существования
Господство человека над землей. — Власть над средствами существования как условие этого господства. — Только человек приобрел эту власть. — Последовательные виды средств существования: I. Природные средства существования; II. Рыбная пища; III. Мучная пища; IV. Мясная и молочная пища; V. Неограниченные средства существования, добываемые полевым земледелием, — Большие промежутки времени между ними.
Важный факт, что человечество начало свое развитие с самой низшей ступени и поднялось выше, выразительным образом раскрывается в последовательных видах их средств существования. От его способностей в этой области всецело зависел вопрос господства человечества на земле. Человек — единственное существо, о котором можно сказать, что он приобрел абсолютную власть над производством пищи, в чем он сначала был не выше других животных. Без расширения основы своего существования человечество не могло бы распространиться по другим областям, не обладавшим теми же самыми видами пищи, а в конце концов и по всей поверхности земли; наконец, не достигнув абсолютной власти над производством пищи как в отношении ее разнообразия, так и количества, человечество не могло бы разрастись в многочисленные нации. Поэтому весьма вероятно, что великие эпохи человеческого прогресса более или менее непосредственно совпадали с расширением источников средств существования.
Мы можем различить пять таких источников человеческой пищи, созданных, можно сказать, таким же количеством следующих друг за другом производств, присоединявшихся одно к другому и возникавших через большие раздельные промежутки времени. Первые два возникли в периоде дикости, а три последние — в периоде варварства. Таковы нижеследующие виды, описанные в порядке их возникновения.
I. Природные средства существования, состоящие из плодов и корней и добываемые в ограниченном месте обитания
Эта позиция возвращает нас к самому примитивному периоду существования человечества, когда, будучи немногочисленным, ограниченным в средствах существования и занимая ограниченную территорию, оно только что вступило на свое новое поприще. Нет ни одного производства, ни одного учреждения, которое могло быть отнесено к этому периоду, и только одно изобретение речи может быть связано со столь отдаленной эпохой. Указанный род средств существования предполагает тропический или субтропический климат. К такому климату, по общему мнению, относится обиталище примитивного человека. В лесах, богатых плодами и орехами, под тропическим солнцем, привыкли мы, и не без основания, видеть начальное место существования наших предков.
Поддержание жизни путем постоянного добывания пищи составляет великое бремя, тяготеющее над существованием всех видов животных. По мере того как мы спускаемся по лестнице органического мира, добывание средств существования становится с каждой ступенью все более и более простым, пока, наконец, тайна не исчезает совершенно. Наоборот, восходя по этой лестнице, мы видим, что добывание средств существования становится все труднее, достигая своего максимума у наивысшей органической формы, т. е. у человека. С этого момента интеллект становится более влиятельным фактором. Животная пища, по всей вероятности, вошла в употребление человека уже в самом раннем периоде, но добывалась ли она активно, когда человек фактически питался плодами, хотя по своей природе и был всеядным, должно остаться в области предположений. Во всяком случае этот вид пищи относится к самому начальному периоду.
II. Рыбная пища
Рыбу следует считать первым видом искусственно приготовляемой пищи, так как в сыром виде она не вполне усваивается. Вероятно, огонь был использован впервые именно для этой цели. Рыба встречалась повсюду, запасы ее были неограниченные, и она представляла собой единственный вид пищи, доступный во всякое время. Хлебные злаки в начальном периоде были еще неизвестны, если они фактически существовали, а охота за дичью была всегда слишком ненадежна, чтобы представлять собой исключительное средство поддержания жизни. С этими новыми видами пищи человечество стало независимым от климата и местности и, следуя вдоль берегов морей и озер и по течению рек, могло, еще в диком состоянии, распространиться по большей части земной поверхности. Обильным свидетельством факта этих миграций являются остатки кремневых и каменных орудий периода дикости, находимые на всех континентах. Если бы человечество зависело от плодов и дикорастущей пищи, то расселение из его первоначального места обитания было бы невозможно.
Вследствие ненадежности всех этих источников пищи, если не считать обширных областей, богатых рыбой, каннибализм стал ужасным средством поддержания жизни человека. Универсальное распространение этого порядка в древности мало-по-малу становится доказанным.
III. Мучная пища, добываемая посредством обработки земли
Мы покидаем теперь дикость и вступаем на низшую ступень варварства. Возделывание хлебных злаков и овощей было известно в западном полушарии только тем племенам, которые вышли из дикости; оно было, повидимому, неизвестно и в восточном полушарии до тех пор, пока азиатские и европейские племена не прошли низшей и не достигли почти конца средней ступени варварства. Мы имеем здесь замечательный факт, что туземцы Америки занимались огородничеством, находясь на низшей ступени варварства, т. е. на целый этнический период раньше, чем жители восточного полушария. Это было следствием различия природных богатств обоих полушарий: восточное полушарие имело всех годных для приручения животных, за исключением одного, и большую часть хлебных злаков, тогда как западное имело только один годный для возделывания хлебный злак, но зато самый лучший. Это обусловило удлинение древнего периода варварства в одном полушарии и сокращение этого периода в другом, при чем преимущества в этом периоде были на стороне американских туземцев. Но, когда наиболее развитые племена восточного полушария, в начале среднего периода варварства, приручили животных, что дало им мясо и молоко, их условия жизни, и без знакомства с хлебными злаками, оказались значительно выше условий жизни в соответствующем периоде американских туземцев, имевших маис и овощи, но не имевших домашних животных. Дифференциация семитической и арийской семей из общей массы варваров началась, повидимому, с приручения животных.
Мы не имеем в настоящее время сведений о том, предшествовало ли возделывание одного или нескольких из таких растений, как горох, бобы, репа, пастернак, свекла, тыква и дыня, возделыванию хлебных злаков. Некоторые из этих растений имеют общие названия в греческом и латинском, но наш выдающийся филолог, проф. Уитни, заверил меня, что ни одно из них не имеет общего названия в греческом или латинском и санскрите.
Огородничество, повидимому, возникло из потребностей скорее домашних животных, чем человека. В западном полушарии оно началось с маиса. Эта новая эра, хотя и не совпадающая по времени в обоих полушариях, имела огромное влияние на судьбу человечества. Существует основание полагать, что потребовались целые века для выработки искусства земледелия и для того, чтобы мучная пища сделалась главной основой питания. С того времени как в Америке земледелие повело к локализации и оседлой жизни, мучная пища стала, в особенности у оседлых индейцев, занимать место рыбы и дичи. Более того, с возделыванием хлебных злаков и огородных растений человечество получило впервые представление о возможности иметь обильную пищу.
Мучная пища в Америке и домашние животные в Азии и Европе были средствами освобождения более развитых, обладавших этими средствами племен от бича каннибализма, который, как уже указано, вероятно, практиковался повсеместно в течение периода дикости по отношению к пленным врагам, а во время голода и к друзьям и родственникам. Каннибализм во время войны, практикуемый военными отрядами на поле битвы, сохранялся у американских туземцев не только на низшей, но и на средней ступени варварства, например, у ирокезов и ацтеков, но в качестве общего порядка он уже исчез. Это наглядно показывает, какую важную роль играло постоянное увеличение количества пищи для улучшения положения человечества.
IV. Мясная и молочная пища
Приручение животных постепенно привело к новому, пастушескому образу жизни на равнинах Ефрата и Индии и в степях Азии; в пределах одной из этих областей, вероятно, и совершилось впервые приручение животных. К этим областям относятся также древнейшие предания и исторические известия арийцев и семитов. Они устремились таким образом в области, которые, далеко не будучи колыбелью человеческой расы, представляли собой местности, которых они не могли бы занимать, оставаясь дикарями или варварами на низшей ступени варварства, тогда как для последних лесные области являются естественной родиной. Привыкнув к пастушеской жизни, ни одна из этих семей уже не смогла бы возвратиться со своими стадами в лесные области западной Азии и Европы, не научившись предварительно возделывать некоторые хлебные злаки, необходимые для питания животных вдали от степей. Представляется крайне вероятным поэтому, как уже было указано, что возделывание хлебных злаков возникло из потребностей домашних животных и в связи с этими переселениями на запад и что потребление этими племенами мучной пищи явилось результатом приобретенных таким образом познаний.
Туземцы западного полушария смогли по общему правилу достичь низшей ступени варварства, а часть их — и средней ступени, без домашних животных, за исключением ламы в Перу, и только с одним хлебным злаком, маисом, с добавлением бобов, тыквы и табака, а в некоторых местностях — какао, хлопка и перца. Но маис благодаря его произрастанию в гористых местностях, — что давало возможность непосредственного возделывания, — его пригодности к употреблению как в зеленом, так и в зрелом состоянии, его высокой урожайности и питательности оказался более богатым даром природы, содействовавшим начальному прогрессу человечества, чем все другие хлебные злаки, вместе взятые. Это служит объяснением замечательного прогресса, достигнутого туземцами Америки без домашних животных; так, перуанцы вырабатывали бронзу, что по времени непосредственно примыкает к плавлению железной руды.
V. Неограниченные средства существования, добываемые полевым земледелием
В дальнейшем изложении мы должны будем говорить о семье в тех ее формах, какие существовали в различные этнические периоды, при чем ее форма в одном периоде была иногда совершенно иной, чем в другом периоде. Часть III этой книги будет посвящена специальной трактовке этих различных форм семьи. Но так как о них будет часто упоминаться уже в следующей части, то нам приходится дать к сведению читателя, по крайней мере, их определение. Формы эти следующие.
I. Кровнородственная семья
Она основывалась на групповом браке между братьями и сестрами. Свидетельство этой формы до сих пор сохраняется в древнейшей из существующих систем родства, малайской, показывающей, что эта первая форма семьи была в древности столь же универсальна, как и эта созданная ею система родства.
II. Пуналуальная семья
Название ее взято от гавайской формы родства — punalua. Она была основана на групповом браке между несколькими братьями и женами каждого из них и между несколькими сестрами и мужьями каждой из них. Но термин брат, в употребляемом здесь смысле, включал первого, второго, третьего и даже более отдаленных двоюродных братьев, из коих все считались братьями друг друга, как мы считаем родных братьев; а термин сестра включал первую, вторую, третью и даже более отдаленных двоюродных сестер, из коих все были сестрами одна другой, точно так же, как родные сестры. Эта форма семьи пришла на смену кровнородственной. Она создала туранскую и ганованскую системы родства. Как эта, так и предшествующая формы принадлежат к периоду дикости.
III. Синдиасмическая семья
Этот термин взят от auv5ua£co — спаривать, cjvSyaspoc — соединение двух вместе. Она была основана на паровании мужчины и женщины в форме брака, но без исключительного сожительства. Она была зародышем моногамной семьи. Развод или разлучение зависели от доброй воли как мужа, так и жены. Эта форма семьи не создала своей системы родства.
IV. Патриархальная семья
Она была основана на браке одного мужчины с несколькими женами. Термин этот употребляется здесь в ограниченном смысле для обозначения особой семьи еврейских пастушеских племен, главы и наиболее влиятельные члены которых жили в полигамии. Эта форма оказала небольшое влияние на судьбу человечества, так как не получила всеобщего распространения.
V. Моногамная семья
Она была основана на браке одного мужчины с одной женщиной при исключительном сожительстве; последнее составляло основной элемент этого института. Она является преимущественно семьей цивилизованного общества и, следовательно, по существу недавнего происхождения. Эта форма семьи также создала особую систему родства.
Ниже будут представлены доказательства существования и всеобщего господства этих различных форм семьи на различных стадиях человеческого прогресса.
Значение природы в жизни людей
Природа – это весь материальный мир Вселенной, органический и неорганический. Но в быту чаще употребляется другое определение, в котором под природой подразумевают естественную среду обитания, т.е. все, что было создано без человеческого вмешательства. За все время своего существования люди часто становились виновниками изменений окружающей среды. Но роль природы в жизни людей тоже колоссальна, и ее нельзя недооценивать.
Среда обитания
Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней. Определенное атмосферное давление, земная температура, вода с растворенными в ней солями, кислород – все это естественное состояние планеты, которое является оптимальным для человека. Достаточно убрать один их элементов «конструктора», и последствия будут плачевными. А любое изменение в природе может стать причиной кардинальных перемен в жизни всего человечества. Именно поэтому утверждение о том, что природа сможет существовать без человека, а человек без нее – нет, особенно актуально.
Главный источник потребительских благ
Предметы роскоши созданы людьми, а вот первоочередные потребности мы удовлетворяем за счет природы. Именно окружающий мир дает нам все необходимое для существования: воздух, пищу, защиту, ресурсы. Естественные ресурсы вовлечены во многие сферы: строительство, сельское хозяйство, пищевую промышленность.
Мы уже давно не живем в пещерах, а предпочитаем благоустроенные дома. Прежде чем съесть то, что растет на земле, мы это обрабатываем и готовим. Мы не накрываемся шкурами животных, а шьем одежду из тканей, полученных путем переработки природных материалов. Несомненно, многое из того, что дает планета, человек трансформирует и улучшает для комфортной жизни. Несмотря на всю мощь, человечество не сможет развиваться вне природы и без базы, которую она нам предоставляет. Даже в космосе, за пределами Земли, людям приходится использовать переработанные природные блага.
Природа со своими ресурсами – это огромная лечебница, способная исцелить от различных недугов. На основе растений разработаны многочисленные медицинские препараты и косметические средства. Часто для укрепления здоровья используют ресурсы практически в первозданном виде, например в фитотерапии, водолечении и грязелечении.
Зависимость человека от природных условий
Долгие годы под влиянием климата, рельефа, ресурсов формировались обычаи, особенности деятельности, эстетические взгляды и характер населения той или иной страны. Можно смело заявить, что роль природы лежит в основе многих общественных процессов. Даже внешность человека зависит от региона, из которого произошли его предки.
От погодных условий зависит здоровье многих людей. Самочувствие и эмоциональное состояние может меняться в зависимости от фаз луны, активности солнца, магнитных бурь и других явлений. Уровень загрязнения воздуха, его влажность, температура, концентрация кислорода – все это также может оказывать влияние на самочувствие человека. Например, городские жители после отдыха у реки отмечают улучшение физического и психологического состояния.
Города миллионники, современные автомобили, новейшие технологии – глядя на все это, кажется, что человек научился успешно существовать вне природы. На самом же деле человечество по-прежнему зависит от условий, которые не в силах изменить. Например, от количества и состояния природных ресурсов на территории государства зависит его экономика. Погодные условия определяют особенность построек населенного пункта и условия жизни. Такое разнообразие национальных кухонь возникло в результате климатических особенностей регионов, а также растительного и животного мира.
Эстетическое и научное значение
Природа выступает в качестве источника самой разнообразной информации, которая помогает выстраивать отношения с окружающим миром. Благодаря данным, которые хранит планета, мы можем знать, кто населял Землю тысячи и миллионы лет назад. Сегодня мы можем если не предотвратить природные катастрофы, то хотя бы защитить себя от них. А некоторые явления человек даже научился направлять в свою пользу. Природа – играет важную роль в воспитании и обучении человека. Ребенка знакомят с окружающим миром, учат защищать, оберегать и облагораживать его. Без этого невозможен ни один образовательный процесс.
Нельзя обойти стороной значение природы в культурной жизни. Мы созерцаем, любуемся, наслаждаемся. Это источник вдохновения писателей, художников и музыкантов. Это то, что деятели искусства воспевали и будут воспевать в своих творениях. Многие уверены, что красота и гармония природы даже оказывает исцеляющее воздействие на организм. Хотя духовная составляющая не является первой необходимостью для жизни населения, в жизни социума она играет важнейшую роль.
Источники получения средств существования
Источники получения средств существования
Источниками получения средств существования в позднем палеолите оставались охота и собирательство. Но к этому времени уже появилось и рыболовство. Зачатки рыболовства относят к ориньяку, в мадлене его роль увеличилась.
Прямым указанием на этот факт служит наличие в кухонных отбросах костей лососей, которые являются характерными обитателями быстрых и холодных рек Севера с их чистой и прозрачной водой. На палеолитических рисунках лососи изображаются довольно часто, причем очень точно.
Когда первобытные рыбаки отправлялись на рыбалку, то кроме сетей, они брали с собой и грубые прототипы позднейших рыболовных крючков — заостренные на обоих концах короткие стержни. Но главную роль в этом деле, наверное, все же играл гарпун, которым первобытные люди поражали крупную рыбу с таким же искусством и такой меткостью, с какими это проделывают и сейчас различные племена Юга и Севера. Не случайно находки гарпунов в палеолите очень многочисленны, а рисунки их на стенах пещер распространены в большом количестве.
Роль занятий первобытного человека была неодинаковой в различных районах земного шара. Она находилась в зависимости от природных условий.
Так, например, в приледниковой полосе главным занятием населения была охота, а в Юго-Восточной Азии — собирательство.
В зависимости от направлений занятий, форм орудий труда и техники из изготовления, а также характера жилищ в позднем палеолите ученые-археологи выделяют три большие области в развитии культуры: европейскую приледниковую, средиземноморско-африканскую (Африка, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Крымский полуострова, Кавказ, Ближний Восток) и сибирско-китайскую.
В пределах этих областей существуют незначительно различающиеся между собой местные культуры.
Так, скажем, в европейской приледниковой области культура приатлантической части Западной Европы отличается некоторым своеобразием от культуры жителей Центральной Европы и Русской равнины.
Создатели ориньякской и солютрейской культур в приледниковых областях занимались охотой на мамонтов, шерстистых носорогов и диких лошадей. В мадленское время в Западной Европе основным объектом охоты был северный олень. Кости мамонта на стоянках редки и единичны. Мамонты и носороги в Западной Европе в значительной степени были истреблены загонной охотой в ориньяко-солютрейское время. В Восточной Европе и в Северной Азии мамонт встречается чаще на протяжении всей мадленской культуры. Причина, видимо, заключается в том, что в этих обширных областях плотность населения в позднем палеолите была меньше, а значит, мамонты не могли быть истреблены охотниками в такой степени, как в Западной Европе.
Вдали от приледниковой зоны — средиземноморско африканская область, Средняя Азия — люди охотились на горных козлов, косуль, газелей, леопардов и других хищных животных. В жизни этих людей собирательство играло более значительную роль, чем у жителей приледниковой Европы.
Охота в позднем палеолите, если судить по количеству животных, съеденных обитателями стоянок, была довольно успешной.
Например, как подсчитали археологи, в Пржедмосте в Словакии обнаружены кости около 1000 мамонтов, а на Украине, в Амвросиевке, — не менее 1000 бизонов, в Солютре — около 10 000 лошадей. Эти факты говорят о том, что охота в это время была более массовая и организованная, чем в мустье.
Охота загоном подтверждается топографией стоянок. Как правило, они располагались недалеко от обрывов. Сами приемы загона к этому времени были усовершенствованы. Теперь животных уже загоняли не только к обрывам и в болота, но и в заранее вырытые ямы. Немаловажен факт, что уже в тот период люди во время охоты для запугивания зверей применяли огонь.
Читайте также
LIX МЫСЛИ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗЕМЛИ, ФАБРИК И ЗАВОДОВ, СРЕДСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ
LIX МЫСЛИ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ЗЕМЛИ, ФАБРИК И ЗАВОДОВ, СРЕДСТВ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ТОРГОВЛИ Основной мыслью коммунистического движения 1793 г. было то, что земля должна рассматриваться как достояние всего народа и что каждому должно быть обеспечено существование так, чтобы никто не
Глава 6. Военно-политические аспекты получения независимости Алжиром
Глава 6. Военно-политические аспекты получения независимости Алжиром В сентябре 1958 г. ФНО сформировал в Египте временное правительство Алжира во главе с Фархатом Аббасом. 19 сентября 1958 г. Фархад Аббас в Каире торжественно провозгласил независимость Алжирской
Глава III О том, каким образом французы желали совершить реформы до получения свобод
Глава III О том, каким образом французы желали совершить реформы до получения свобод Примечателен тот факт, что из всех идей и чувств, подготавливавших Революцию, идея и дух политической свободы появились последними и первыми исчезли.Нападки на ветхое здание
Последние дни существования дивизии
Последние дни существования дивизии 16 апреля, когда началось решающее советское наступление на Берлин, Хармель все еще оставался в столице. Все бросив, он немедленно выехал в дивизию. Поскольку Адольф Гитлер считал, что главной целью советского командования будет
Развертывание сил и средств
Развертывание сил и средств К началу проведения операции на сталинградском направлении соотношение сил было следующим. В наступавших соединениях 6-й немецкой армии к 17 июля имелось около 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий и минометов, около 500 танков. С воздуха эти
НА ЗАРЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ
НА ЗАРЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ При создании Ваффен-СС Гиммлер издал инструкцию, согласно которой отбор иностранных добровольцев туда был ограничен. Принимались лишь представители наций, родственных немцам, однако когда война затянулась и события на фронтах стали принимать
Глава 7 Немецкие планы завоевания новых территорий, угольных бассейнов и получения контрибуций
Глава 7 Немецкие планы завоевания новых территорий, угольных бассейнов и получения контрибуций В течение полных событиями августа и сентября поведение Вангенхайма оставалось более чем безответственным – то вежливо-хвастливым, то подавленным, но всегда нервным и
3. Технические методы получения информации
3. Технические методы получения информации В деятельности разведывательных служб все большую роль играют новые технические возможности для получения информации. Эти возможности распространяются от «обычного» прослушивания телефонов до всемирного подслушивания и
Изменения в условиях существования
Изменения в условиях существования Кроме того, массовая грамотность изменила условия существования людей.Во-первых, возникла специализация. Специализация только нарастает.В X веке в крупнейших городских центрах было от 20 до 60 ремесленных специализаций и 3–4
Глава 1. «Окно в мир можно закрыть газетой»: Каналы получения информации о внешнем мире
Глава 1. «Окно в мир можно закрыть газетой»: Каналы получения информации о внешнем мире В данной главе мы рассмотрим, по каким каналам проникала в советское общество информация о внешнем мире. Очевидно, что речь должна идти и об обмене информацией как таковой, и о личных
«Война — это наихудший способ получения знаний о чужой культуре»: Вместо заключения
«Война — это наихудший способ получения знаний о чужой культуре»: Вместо заключения Вторая мировая война многое изменила в представлениях о внешнем мире.Прежде всего, как справедливо заметил Г.А. Бордюгов, «если, к примеру, после Первой мировой, быть может, война и