Что слушали наши бабушки и дедушки
Учебно-исследовательская работа «Песни моей бабушки»
МОУ «Наченальская средняя общеобразовательная школа»
Номинация «Культурное наследие»
Автор: ученица 9 класса
Руководитель: учитель истории
Коткова Ольга Петровна
Республика Мордовия, Чамзинский район, село Наченалы
Песня русская – не голошенье,
Не дебошь, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
XXI век шагает по планете…
Какой разнообразной и стремительной стала наша современная жизнь. Быстрыми темпами развивается наука и техника. Каждый день мы получаем новую информацию. Она везде: это знания, получаемые нами в школе. Это сведения, которые мы черпаем из книг, телепередач. Это новости, которые мы слушаем по радио или от людей, с которыми общаемся. Всё течет, всё меняется. Трудно следовать всем модным вещам. Сейчас мода существует на всё: одежду и обувь, книги и картины, фильмы и песни. Исчезают практически бесследно из нашей памяти модные на один сезон «блокбастеры», «бестселлеры», «хиты» и «шлягеры».
А у народной песни завидная судьба. В дружном кругу, в шумной компании и одиночестве, в минуты радости и печали – повсюду с нами песня. От самого рождения и до самой смерти. А. М. Горький говорил, что «песня – душа народная». Русская народная песня отражает в себе все наши чувства и переживания. Мы живем в России, а, следовательно, несем в себе русские народные традиции, пусть и видоизмененные, адаптированные в современной жизни. Поэтому очень часто, когда мы собираемся за праздничным столом, мы слушаем и поем именно эти песни.
И в своей исследовательской работе я решила выяснить, какие песни знают, помнят и поют жители моего села. Основными знатоками, хранителями фольклора являются пожилые люди, бабушки и дедушки. Это и определило название моей работы «Песни моей бабушки». Сбор информации на эту тему я начала с них, вернее со своей бабушки Калеевой А. А.
В первую очередь меня интересовали песни, которые редко или вообще не исполняются на эстраде. Например, они не входят в репертуары Н. Бабкиной, Н. Кадышевой и других исполнителей. Ведь эти песни прошли обработку со стороны профессиональных композиторов и поэтов. Но я не отказывалась и записывала также и те песни, которые хорошо известны и любимы нашими бабушками.
Затем наступил следующий этап моей работы. Теперь нужно было рассортировать и обработать собранный материал. Для того чтобы классифицировать песни, пришлось познакомиться с отдельными главами учебного пособия «Устное народное поэтическое творчество». И вот, что у меня получилось, к какому выводу пришла.
Русские народные песни
Обычно русские народные песни разделяют на две основные группы: песни обрядовые и песни необрядовые.
Об обрядовых песнях я говорить не буду, так как в памяти наших бабушек они не сохранились. Годы их молодости пришлись на 20 – 30-е годы XX века. В это время шло насаждение коммунистической идеологии, формировалось новое общество. Поэтому в то время они пели в основном гражданские песни, песни советского периода нашей страны. Даже в селах во время праздников: маевок, октябрьской и на Новый год они ходили по улице с флажками и пели новые (советские) песни, а не водили хороводы.
В песне живут и действуют обыкновенные люди – обычно парень или девушка, солдат, ямщик, казак и т. д.
Раз полоску Маша жала,
Золоты снопы вязала.
Колокольчики, бубенчики звенят,
О любви они нам часто говорят.
Как люди женятся и как они живут,
Нам колокольчики про это пропоют.
Человек не может жить без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество песен. Есть о счастливой любви, где добрый молодец и красна девица в конце концов встречаются и живут вместе долго и счастливо. Но таких песен не много. Я перебрала все свои записи и, действительно, нашла всего две песни, про которые можно сказать, что они со счастливым концом.
Так и не доехал я до дому,
Где-то затерялся вдалеке.
Что же делать парню молодому,
Что пришлась дивчина по душе.
Январь, февраль, март, апрель-
Чаще в песнях добрый молодец и красна девица разлучаются. Основная масса песен о разлуке, когда расстаются любимые.
Годы пройдут за годами,
Старость покроет лицо.
Умоюсь я горькой слезою,
Так же есть песни о неравных браках, о неразделённой любви:
Ох, милый мой папашенька,
Но на горбатой дурочке
Другие песни о родном доме, о разлуке с ним. Человек тосковал по родным батюшке и матушке, и тоску изливал в песнях. Например, как в песне «Последний нынешний денечек»:
Прощайте, белые березы,
Прощай, родительский мой дом.
Прощай, прощай же, дорогая,
В котору крепко так влюблен.
Тут чаще говорится о тяжести жизни, о разлуке, о насильственном браке, о несчастной судьбе. Про эти песни очень точно сказал в своё время Н. А. Некрасов «Этот стон у нас песней зовется».
У русских народных песен есть очень характерная черта: практически каждая песня начинается с изображения природы. Природа как бы является декорацией к сюжету песни, усиливает эмоциональный фон:
Золотые вы, песочки,
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
Песня во всех её проявлениях, была естественной потребностью самовыражения русского человека. Народная песня и исцеляла, и утешала, воспитывала и поучала, предостерегала и веселила, забавляла и высмеивала.
Пряха ты, пряха, милая моя,
Вспомни, что твердила мать тебе твоя.
Береги ты косу, береги ты честь.
Не ленись, работай, пока сила есть.
Народные частушки – небольшие песенки, обычно имеющие форму четырехстрочного рифмованного куплета. Несмотря на небольшую величину, частушки отличаются законченностью формы и содержания. В них раскрываются самые разнообразные переживания и чувства.
Очень часто, начиная перепляс с частушкой, обращаются к гармонисту:
Гармониста я любила,
Гармонисту на плечо
Сама гармошку вешала.
Гармонисту за игру
Девяносто пять рублей,
Две жены, четыре сына
И двенадцать дочерей.
Для частушки самое главное ритм, недаром при её исполнении и в ладошки прихлопывают, ногой притопывают.
Я не буду дроби бить,
Я на речке, на дощечке
Меня мама за пять лет
Частушка исключительно молодежный жанр. В основном их исполняют на гулянках молодые люди. Поэтому речь в ней идет главным образом о жизни молодых людей, о судьбе девушки, о судьбе парня.
Но больше всего любят в частушках посмеяться, иногда даже очень зло
Не ходите девки замуж,
Замужем плохая жизнь.
На вечерку не пускают,
Говорят, что спать ложись.
Им сказали: «Под корову!»
Частушка восхваляет работящих и трудолюбивых и высмеивает лентяев
Я не только петь умею,
Наряжаться и плясать.
Вот на тракторе поеду –
Вы попробуйте догнать!
Могу шить, вышивать
И с ребятами гулять.
В чистом поле убирать,
Никогда не унывать.
Сейчас, когда многие песни себя изживают, частушка является одной из наиболее распространенной формы русской народной песни. Она меняется, скоро отзывается на происходящие события, как в селе, так и в государстве.
В процессе исследовательской работы мною было опрошено 12 человек и записано: 49 песен, 215 частушек. В основном я работала с женщинами, с мужчинами было сложнее, они оказались скрытными, и рассказывать, тем более петь в основном отказывались.
Нужно было видеть, как во время встреч мои бабушки старательно вспоминали забытые слова песен, напевали с детства знакомые мелодии. Как вновь у них блестели глаза, словно со своих плеч скинули, как минимум, полвека. С каким удовольствием рассказывали о том, как они были молодыми, как проводили свободное время. И получается, что с песней у них связаны самые лучшие воспоминания жизни.
У другой группы песен я не нашла аналогов. То есть можно предположить, что эти песни малоизвестны. Например, я их слышала впервые: «Ох, милый мой папашенька…», «Девка платье мыла…», «Липа вековая», «Как под горкой, под горой…», «Вьюн над водой» и другие.
С каждым годом исчезают с карты десятки и сотни населенных пунктов. Сельских жителей, которые могут поведать о том, что передавалось из уст в уста столетиями и десятилетиями, становится всё меньше. А вместе с ними может уйти в небытие устное народное творчество, в том числе и русские народные песни. Хочется надеется, что этого не произойдет. Хочется верить, что фольклор, богатый, насыщенный, яркий и живой, будет процветать и дарить нам столь запоминающиеся образы. Думаю, русская народная песня не умрёт в моём селе. Так как она отражает человеческое бытие, самую суть народного менталитета.