Что случилось в суэцком канале

Суэцкий канал заблокировали по указке США. Последнее предупреждение Китаю и России

Война на повестке дня. США показали Китаю и Европе, что могут в любой момент парализовать их торговлю.

Чтобы добраться до важнейших секретов, необязательно иметь Штирлица в стане врага. Для этого обычно вполне достаточно вдумчиво проанализировать имеющуюся в открытом доступе информацию. Наглядной иллюстрацией этой максимы может служить поставивший весь мир на уши инцидент с блокировкой Суэцкого канала. Чтобы понять, что это было, кто, зачем и почему организовал это якобы совершенно случайное происшествие, нужно всего лишь совсем немного поработать головой. Давайте же пропустим через неё самую базовую информацию об этом инциденте, соотнеся с ней происходившие одновременно важнейшие политические события, и тогда всё сразу встанет на свои места.

Что произошло в Суэцком канале

Итак, в минувшую среду (обращаем внимание на все детали!) гигантский японский контейнеровоз, оператором которого является тайваньская компания, набитый снизу доверху китайским грузом, который следовал из КНР в Европу, «случайно» полностью перегородил русло южной части Суэцкого канала, обеспечивающего 12% мировой торговли – в основном из Европы и арабских стран в Китай и обратно. Это случилось в том месте канала, где нет дублирующих водных путей. Перед закупоркой канала капитан контейнеровоза предпринял очень странные манёвры, которые на графике один к одному напоминают мужские гениталии (компания-оператор судна Ever Given утверждает, что это «чистое совпадение»). Блокировка была осуществлена филигранно: никто из членов экипажа контейнеровоза не пострадал, судно не повреждено, акватория не загрязнена. Фирма-оператор заявила, что причиной инцидента стал… внезапно подувший ветер, после чего судно-гигант упёрлось носом и кормой аккурат в противоположные берега.

В результате на главной водной артерии мира образовалась «пробка», в которую попали десятки огромных танкеров, сухогрузов, контейнеровозов, в общей сложности примерно 200 судов. В ней застряло свыше 6,3 миллиона баррелей нефти, в том числе и российской – минимум на 400 миллионов долларов. После того как Ever Given стащат с мели, нормальное движение восстановится только через несколько недель. По данным Bloomberg, ежедневные потери из-за перекрытого канала составляют порядка 9,6 миллиарда долларов. Каждая минута «самой дорогой пробки» в истории обходилась (обратите внимание на цифру) в 6,66 миллиона долларов.

Короче, «подул ветер» и сдул 400-метровое судно шириной 59 метров и грузоподъемностью около 224 тысяч тонн с такими, можно сказать, эпохальными последствиями и именно в том месте Суэцкого канала, где это означает его блокировку. Тех, кто в это верит, можно пожалеть, ибо означает сие только одно: голова используется ими лишь для того, чтобы в неё есть.

Что произошло в мировой политике

Понятно, что раз вышеизложенная версия не работает, следует найти реальное объяснение произошедшему. Единственный способ сделать это – посмотреть, что произошло в последнее время в мировой политике, кому это выгодно, а для кого, напротив, означает «чёрную метку».

Самые свежие знаковые события на мировой арене – это завершившиеся громким скандалом американо-китайские переговоры в Анкоридже (штат Аляска), показавшие, что отношения между обеими странами основательно разрушены, что никакой Кимерики не будет. Это подтвердил на состоявшейся на днях пресс-конференции в Белом доме президент США Джо Байден, заявивший, что Вашингтон не позволит Китаю стать первой страной в мире. Это во-первых.

Во-вторых, состоялся визит в Китай министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в ходе которого китайские власти официально подтвердили, что заключённый 20 лет назад российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве будет не просто продлён, но и наполнится новым содержанием. Подвергаясь растущему прессингу со стороны США, обе суверенные страны фактически встали на путь оформления антиамериканского союза – в ответ на создание США антироссийского и антикитайского союзов из «демократических» стран и недовольных соседей.

В-третьих, по итогам 2020 года Китай впервые в современной истории лишил США звания главного торгового партнёра в торговле с Евросоюзом. «Похищение» Китаем Европы произошло во многом благодаря Суэцкому каналу.

В-пятых, Китай бросил открытый вызов американцам не только в Европе, но и на Ближнем и Среднем Востоке с перспективой заменить для местных правящих кругов США. Непосредственным триггером блокировки Суэцкого канала могли послужить события, имеющие отношение именно к пятому пункту.

Два важнейших турне

И в это же время глава МИД КНР Ван И проводит недельное турне по Ближнему Востоку: Саудовская Аравия, Турция, Иран, ОАЭ, Бахрейн и Оман. В ходе этого визита Пекин выдвинул неожиданную инициативу по Ближнему Востоку – пять принципов урегулирования конфликтов в регионе. Ван И заявил о готовности КНР провести прямые переговоры Палестины и Израиля, конференцию по безопасности в Персидском заливе. Он касался в своих выступлениях ситуации в Сирии, войны в Йемене, затрагивал другие актуальные темы. Это прямой вызов интересам США в регионе, так как с Москвой, также играющей в регионе важную роль, Пекин как-нибудь договорится. Эксперты единодушно увидели в этом событии «политический приход» Китая в регион, «активизацию ближневосточной политики» КНР.

Можно предположить, что, прикрываясь этими громкими фразами, высокопоставленные китайские представители зондировали настроения правящих кругов стран Европы и Ближнего Востока с Ираном, заинтересованных в хороших отношениях с Пекином, чтобы выяснить, как они поведут себя, если произойдут те или иные неожиданности.

Что имеем в сухом остатке

Из всего вышесказанного вытекает простейшее логическое умозаключение. Суэцкий канал заблокировали специально. Речь идёт об американо-тайваньской провокации. Мотивов к её осуществлению у Тайваня и США было более чем достаточно. Один Тайвань на неё никогда бы не решился.

Это сигнал, можно сказать, последнее предупреждение Вашингтона, направленное сразу по нескольким адресам. Во-первых, Китаю (нельзя не слушаться США, точить зубы на Тайвань, сильно дружить с Россией, лезть на Ближний Восток). Во-вторых, Европе (вы с кем связались – вся ваша дурацкая торговля с Китаем висит на волоске, мы можем прикрыть её в любой момент). В-третьих, России (союз с Китаем вам дорого обойдётся, ваши поставки нефти в КНР через Суэцкий канал могут накрыться в любой момент). И ещё, конечно, это предупреждение США странам Ближнего Востока (шутить не будем, за шашни с Китаем накажем вас по полной программе).

Короче, эта провокация США, осуществлённая с помощью зависимых от них стран, явно приурочена к провалу американо-китайских переговоров в Анкоридже, рабочему визиту Лаврова в Китай и турне глав МИД и Минобороны КНР по Ближнему Востоку и Европе. Всё сходится. И всё ясно.

Источник

В Египте рассказали о причинах ЧП в Суэцком канале

Что случилось в суэцком канале. Смотреть фото Что случилось в суэцком канале. Смотреть картинку Что случилось в суэцком канале. Картинка про Что случилось в суэцком канале. Фото Что случилось в суэцком канале

Что случилось в суэцком канале. Смотреть фото Что случилось в суэцком канале. Смотреть картинку Что случилось в суэцком канале. Картинка про Что случилось в суэцком канале. Фото Что случилось в суэцком канале

Что случилось в суэцком канале. Смотреть фото Что случилось в суэцком канале. Смотреть картинку Что случилось в суэцком канале. Картинка про Что случилось в суэцком канале. Фото Что случилось в суэцком канале

Что случилось в суэцком канале. Смотреть фото Что случилось в суэцком канале. Смотреть картинку Что случилось в суэцком канале. Картинка про Что случилось в суэцком канале. Фото Что случилось в суэцком канале

Ответственность за инцидент с контейнеровозом Ever Given лежит на капитане судна. Об этом заявил советник президента Египта по развитию морских портов и Суэцкого канала, адмирал Мохаб Мамиш.

Мохаб Мамиш: «То, что случилось, — это ответственность капитана корабля, наш канал безопасен».

При этом он исключил возможность диверсии на контейнеровозе. Причиной, по словам советника президента Египта, стали ветра и плохие погодные условия.

Также, Мамиш заявил, что Египет потребует компенсации от владельцев контейнеровоза, блокировавшего Суэцкий канал, — «за все последствия, к которым привела посадка судна на мель, за использование всех буксиров».

Кроме того, он уточнил, что Египет не будет вносить конструктивные изменения в русло Суэцкого канала. «Все суда проходят его без происшествий, если что и случается, то очень редко», — подчеркнул советник президента.

Ранее контейнеровоз Ever Given с помощью буксиров начал движение на север. Это позволило начать возобновление движения других судов.

Как отметил Мохаб Мамиш, на разгрузку канала уйдет до четырех дней. Навигация, по его словам, началась, суда внутри канала буксируют при помощи лоцманов.

По последним данным, Ever Given добрался до озера, покинув узкую часть Суэцкого канала.

Владелец Ever Given в свою очередь поблагодарил участников операции по снятию судна с мели, в том числе администрацию канала. Как отметили в компании, судно пройдет полный осмотр в Большом Горьком озере. «Мы намерены вернуться на маршрут следования как можно скорее», — говорится в заявлении.

Что случилось в суэцком канале. Смотреть фото Что случилось в суэцком канале. Смотреть картинку Что случилось в суэцком канале. Картинка про Что случилось в суэцком канале. Фото Что случилось в суэцком канале

Ever Given направлялся из Китая в Нидерланды. 23 марта судно отклонилось от курса и село на мель, перегородив Суэцкий канал и заблокировав движение. На главной судоходной артерии мира образовалась гигантская пробка. Потери мировой экономики от простоя канала составили сотни миллиардов долларов. В итоге, несмотря на огромные технические сложности, контейнеровоз удалось снять с мели.

Источник

Из Суэца выдернули «пробку»

«Эксперт-онлайн» наблюдал за транспортным коллапсом у египетских границ и фиксировал развитие событий вокруг «пробки века», закупорившей Суэцкий канал.

Что случилось в суэцком канале. Смотреть фото Что случилось в суэцком канале. Смотреть картинку Что случилось в суэцком канале. Картинка про Что случилось в суэцком канале. Фото Что случилось в суэцком канале

Эпопея с аварией контейнеровоза Ever Given, ставшей причиной полного прекращения судоходства в Суэцком канале, похоже подходит к концу. Почти неделю важнейшая водная транспортная артерия, соединяющая Индийский и Атлантический океаны, была наглухо перекрыта, заставив взлететь вверх нефтяные котировки и нанеся ущерб перевозчикам — не только нефтяным, но и прочим, — оцениваемый Forbes в 9,6 миллиарда долларов ежедневно.

29 марта сообщено, что усилиями 17 буксиров Ever Given был наконец-то сдвинут с места. «Эксперт-онлайн» восстановил хронологию событий аварии, явившейся причиной самой длительной задержки морского сообщения между Азией и Европой, за исключением Шестидневной войны, парализовавшей движение по Суэцкому каналу на 8 лет.

24 марта

В этот день агентство Bloomberg сообщило, что накануне, в 7 часов 40 минут по восточноевропейскому времени, гигантское судно село на мель в акватории Суэцкого канала, полностью перекрыв движение по нему. Судном оказался супер-контейнеровоз Ever Given, принадлежащий дочерней фирме японской судостроительной компании Imabari Shipbuilding, и находящийся в лизинге у тайваньской судоходной компании Evergreen Marine.

По данным MarineTraffic, cудно шло под панамским флагом, имея на борту 20 тысяч контейнеров с грузом и двигаясь из китайского Яньтаня в голландский Роттердам. По неизвестной причине на 151 километре Суэцкого канала, в южной части акватории, 400-метровый контейнеровоз развернуло поперёк. В результате нос и корма корабля врезались в кромки канала, и застряли в массах прибрежного песка по обоим его берегам. Фарватер оказался полностью перекрыт.

Происшествие мгновенно подняло волну обсуждений причин аварии. Комментируя ситуацию с Ever Given, представители Evergreen Marine заявили, что причиной инцидента могли стать погодные условия — в том числе, сильный ветер, спровоцировавший песчаную бурю. По словам специалистов эксплуатанта, контейнеры на палубе могли сыграть роль своеобразного паруса, заставив контейнеровоз сначала двигаться боком, а затем и вовсе стать поперёк 350-метрового канала.

Одновременно с версией о погодных условиях появились и иные предположения. Так, CNBC, со ссылкой на логистическую компанию GAC, сообщила, что у судна могли возникнуть проблемы с электроснабжением. Потерявший управление контейнеровоз перестал слушаться руля, и самопроизвольно развернулся, врезавшись в оба берега канала.

25 марта

В четверг администрация Суэцкого канала заявила: навигация по каналу прекращена вплоть до полной ликвидации аварии. Практически одновременно Reuters сообщило, что ликвидацией аварии будет заниматься компания Royal Boskalis Westminster, а её исполнительный директор Питер Бердовски, давая интервью представителям СМИ обозначил срок работ в несколько недель. По словам Бердовски, компания приняла решение о комбинировании методов исправления ситуации, допуская одновременную разгрузку севшего на мель судна, размывку песка под ним, и использование буксиров для снятия контейнеровоза с места.

Для удаления песка компания решила использовать два земснаряда, которым предстояло убрать из-под носовой части судна порядка 20 тысяч тонн песка — это позволило бы получить достаточную глубину и сдёрнуть Ever Given с мели. В то же время, по сообщению Управления Суэцкого канала, сдвинуть контейнеровоз с места пытаются 9 буксиров.

Блокировка одной из главных мировых транспортных артерий не могла не сказаться на биржевых индексах. Через Суэцкий канал, напомним, проходит 10% мировой торговли нефтью и нефтепродуктами, и «пробка» у берегов Египта не замедлила сказаться на курсе нефтяных котировок. На фоне произошедшего рыночная цена нефти марки Brent уже в первые сутки после аварии поднялась почти на 6%, достигнув отметки в 63 доллара 90 центов за баррель, сообщило агентство Bloomberg и подтвердило, что в качестве причин аварии рассматриваются проблемы с энергоснабжением судна.

Ближе к вечеру четверга 25 марта аналитики компании TankerTrackers сообщили, что в районе Суэцкого канала скопились танкеры, перевозящие более 10 миллионов баррелей нефти. Десятая часть этой нефти — российские поставки, стоимость которых аналитики оценивают в 160 миллионов долларов, сообщил сооснователь компании TankerTrackers Самир Мадани.

Свои опасения не замедлили высказать и газовые экспортёры. Эксперты компании Wood Mackenzie заявили, что в случае, если решение проблемы с затором у берегов Египта затянется, это может привести к росту цен на СПГ, поскольку через Суэцкий канал проходит до 8% мировой торговли сжиженным газом. Кроме того, было отмечено, что через эту транспортную артерию проходит 12% общемирового потока грузоперевозок, включая не только энергоносители, но и электронику, тяжёлую технику, одежду и многое другое.

Владелец контейнеровоза, японская фирма Shoei Kisen, по сообщению агентства Reuters, принесла извинения всем сторонам, терпящим убытки из-за пробки в Суэцком канале, и заявила, что работает над разрешением проблемы, но положение «чрезвычайно сложное». «Мы искренне приносим извинения за то, что вызвали такое беспокойство», — заявили в Shoei Kisen, уточнив, что в результате аварии не было никаких травм и разлива нефти.

В Сети стали распространяться слухи о том, что якобы потерпевшим аварию контейнеровозом управляла женщина-капитан, уроженка Египта, и даже называли её имя — Марва Эль Селехдар. Позже сама Марва опровергла эти слухи, заявив о своей полной непричастности к названной аварии, и уточнив, что как первая женщина-капитан в Египте она управляет плавучим маяком Aida 4, не имея никакого отношения к Ever Given.

Имя настоящего капитана контейнеровоза в Shoei Kisen предпочли не называть. Представители компании сообщили только, что капитан — мужчина, что команда судна — 25 человек, все они — индийского происхождения, а сам контейнеровоз загружен потребительскими товарами, предназначенными для европейских рынков. Источник Reuters сообщил, что компания-владелец и страховщики судна столкнутся с крупными судебными исками — даже в случае быстрой ликвидации аварии.

Не обошлось, как водится, без конспирологии. В СМИ появились сообщения, что, согласно данным ресурса vesselfinder.com, контейнеровоз Ever Given перед происшествием «начертил» в акватории Красного моря фигуру, напоминающую фаллос. Представители владельца судна объяснили подобное «безусловной случайностью».

26 марта

После трёх суток безуспешных попыток снять злополучный контейнеровоз с мели экспертное сообщество начало высказывать мнения о возможности использования альтернативных водных транспортных путей, способных нивелировать «простой» Суэцкого канала.

Генеральный директор «Корпорации развития Камчатки» Константин Коротов, в частности, заявил, что растущая пробка в Суэцком канале привлекает всё больше внимания к Северному морскому пути. «. Кроме южного пути из Азии в Европу, ориентированного на 190 километров узкого горла Суэцкого канала, есть и северный маршрут, вдоль арктических берегов России», — сказал он. Однако ряд экспертов отметили, что такой маршрут увеличит как сроки доставки грузов, так и транспортные расходы.

В тот же день была предпринята очередная попытка сдвинуть контейнеровоз с места, которая, как сообщало агентства Reuters со ссылкой на компанию-техоператора Bernhard Schulte Shipmanagement, не увенчалась успехом. После этой неудачи представители компании сообщили, что намерены задействовать дополнительные плавучие мощности — в том числе два мощных буксира, которые должны прибыть на место происшествия в воскресенье, 28 марта.

Кроме того, в пятницу стало известно, что некоторые компании, видимо отчаявшись увидеть «свет в конце канала», приняли решение отправить свои суда в обход Африки. Агентство Reuters сообщило, в частности, что танкеры поставщиков СПГ начали движение в сторону мыса Доброй Надежды и что им предстоит 5600 километров или 12 дней дополнительного пути.

27 марта

В субботу операция по ликвидации аварии продолжилась. Глава администрации Суэцкого канала Усама Рабиа заявил, что в работах по снятию с мели контейнеровоза Ever Given задействовано уже более 10 буксиров, но ситуация осложняется размерами судна и количеством контейнеров. Точные сроки окончания операции по ликвидации аварии Рабиа назвать затруднился, но отметил некоторый прогресс в ходе операции, сообщив, что вновь заработали винты.

Комментируя ситуацию представителям СМИ, глава администрации высказался и о возможных, на его взгляд, причинах происшествия. «Расследование может выявить ошибку капитана или штурманов на судне. Песчаная буря с сильными ветрами в день инцидента — это не основные причины», — сказал он.

К вечеру субботы с Суэца стали поступать первые обнадёживающие новости. WSJ сообщила, что застрявшее судно могут снять с мели уже до исхода дня. «Мы можем сдвинуть его с мёртвой точки раньше, чем предполагалось», — заявил изданию собеседник, участвовавший в работах по освобождению судна. Он отметил, что попытки сдвинуть с места нос корабля дают очень хороший результат.

Египетские источники дополнили сообщение американского делового издания, сообщив, что контейнеровоз немного сдвинулся с места. Усама Рабиа, правда, несколько снизил градус возникшего на этом фоне оптимизма, сказав, что информация о сдвиге контейнеровоза с места не совсем точна. По словам Рабиа начала двигаться только задняя часть аварийного судна. Это стало возможным после того, как из-под корпуса было выбрано 20 тысяч тонн грунта. Дополнительно глава администрации канала сообщил, что в «пробке», вызванной Ever Given, находятся более 320 судов.

Администрация США предложила египетским властям помощь в решении возникшей проблемы. CNN со ссылкой на Минобороны США сообщила, что американские военные специалисты, по согласованию с правительством Египта, прибудут на место аварии в Суэцком проливе с целью помощи в её ликвидации. Иных подробностей, включающих информацию о количестве указанных специалистов, их оснащении и сроках прибытия, сообщено не было.

Петер Бердовски заявил, что голландские специалисты надеются снять с мели застрявший контейнеровоз в начале следующей недели, в последних числах марта. Помимо ожидавшихся двух дополнительных буксиров, руководство компании решило сделать ставку на ожидавшийся высокий морской прилив и разультаты уже выполненных работ.

«С помощью этих судов, с учётом уже удалённого песка и прилива мы надеемся поставить Ever Given на фарватер», — сказал Бердовски. Он уточнил, что если предполагаемые меры не сработают, то у компании есть дополнительный план: на берегу уже устанавливаются подъёмные краны для разгрузки носовой части контейнеровоза. «Это позволит облегчить и немного приподнять носовую часть, чтобы упростить снятие судна с мели», — пояснил Бердовски, попутно сообщив, что этот вариант займёт больше времени, поэтому главная надежда спасателей — на прилив и ожидаемые буксиры.

28 марта

Источник российского «РИА Новости» в администрации Суэцкого канала сообщил, что Ever Given могут снять с мели уже грядущей ночью. По его словам, судно начало реагировать на работу буксиров. «Ожидаю, что корабль будет перемещён сегодня. Думаю, его полностью переместят в середину русла, готовясь к буксировке, во время наиболее высокого прилива в полночь», — сказал собеседник агентства. Тогда же время «РИА Новости» сообщило, что посол России в Египте Игорь Борисенко заявил о готовности Москвы оказать помощь Каиру в ликвидации аварии.

Несмотря на оптимистичные заявления ликвидаторов аварии, и принимая во внимание несколько неудачных попыток сдвинуть контейнеровоз с места, президент Египта Аль Сиси приказал начать разгрузку, чтобы облегчить судно, и упростить его буксировку. О распоряжении главы египетской администрации сообщил новостной канал Al Arabiya.

29 марта

Ранним утром, в 4 часа 30 минут понедельника компания Inchcape Shipping сообщила, что застрявший контейнеровоз наконец-то удалось снять с мели. По словам главы администрации Суэцкого канала, Усамы Рабиа, буксиры оторвали носовую часть судна от берега, и продолжают выправлять его положение. Это стало возможно благодаря высокому приливу, а также тому, что из-под днища Ever Given было удалено более 27 тысяч тонн песка.

Точные причины аварии до сих пор остаются неизвестными. В числе спровоцировавших её факторов называют погодные условия, техническую неисправность и возможную ошибку экипажа судна. «Расследование будет продолжено», — заявил Рабиа. Судоходство по каналу планируют возобновить уже в самое ближайшее время. Сообщается, что в скопившейся «пробке» ожидают своей очереди на прохождение по акватории Суэца более 400 транспортных судов.

Как сообщило к исходу дня РИА Новости со ссылкой на советника президента Египта, к блокировке Суэцкого канала привели неблагоприятные погодные условия, однако ответственность за инцидент с контейнеровозом Ever Given лежит на капитане судна. Египет потребует компенсации от владельцев контейнеровоза, сказал так же советник и добавил, что на разгрузку канала уйдёт до 4 дней.

Советник президента Египта исключил возможность диверсии на Ever Given, передают РИА Новости. Он также сообщил, что Египет не станет вносить конструктивные изменения в русло Суэцкого канала, потому что он полностью безопасен.

Источник

Что случилось в суэцком канале. Смотреть фото Что случилось в суэцком канале. Смотреть картинку Что случилось в суэцком канале. Картинка про Что случилось в суэцком канале. Фото Что случилось в суэцком канале

В ночь на среду, 24 марта, сверхбольшой контейнеровоз Ever Given сел на мель в южной части Суэцкого канала и полностью заблокировал движение по нему в обе стороны. После того как Ever Given сел на мель, его развернуло течением поперек прохода, что создало пробку примерно из 100 судов.

Ever Given класса Triple E длиной 400 м и шириной 59 м следовал из Китая в Роттердам. Технический оператор этого контейнеровоза Bernhard Schulte Shipmanagement (BSM) сообщил, что инцидент произошел в результате порывов сильного ветра.

Как авария отразилась на поставках нефти

Днем 24 марта стало известно, что владельцу Суэцкого канала Suez Canal Authority удалось частично снять с мели Ever Given, движение по каналу восстановится, как только судно изменит свою позицию. По мнению аналитика компании Vortexa Артура Ричье, вся операция займет до двух дней, если не возникнет дополнительных проблем.

Что случилось в суэцком канале. Смотреть фото Что случилось в суэцком канале. Смотреть картинку Что случилось в суэцком канале. Картинка про Что случилось в суэцком канале. Фото Что случилось в суэцком канале

По данным Vortexa, 24 марта планировалось поставить как минимум 140 тыс. т нефти (около 1 млн барр.) Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, России принадлежит 24%) через Суэцкий канал в направлении Египта. И эти поставки, очевидно, будут задержаны, отмечает аналитик Vortexa. РБК направил запрос в пресс-службу КТК.

Директор отдела корпораций рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко считает, что пробка в Суэцком канале не должна оказать существенного влияния на баланс спроса и предложения на рынке нефти и вряд ли приведет к сильному росту цен. «В зависимости от того как быстро удастся восстановить судоходство, танкеры, возможно, придется перенаправить другими маршрутами, что увеличит общее время в пути при перевозке грузов, в том числе нефти. Это может привести к росту стоимости фрахта», — отметил он. Но даже в случае каких-то перебоев с поставками нефти спрос в самых разных регионах может быть удовлетворен за счет товарных запасов нефти и нефтепродуктов, полагает эксперт.

Потенциальная альтернатива

Суда и ранее садились на мель в Суэцком канале, но случай с Ever Given — уникальный, говорит гендиректор логистического оператора «Росатома» «Русатом Карго» Александр Неклюдов. Впервые на мель село судно таких размеров, создав беспрецедентный сбой в ритмичности судоходства. «Случившееся — реализовавшийся риск отсутствия альтернативных артерий для евро-азиатского товарообмена. Это сигнал для мировой торговли, что для устойчивости глобального товарообмена нужна альтернатива, которой может стать Северный морской путь», — сказал он РБК. «Русатом Карго» планирует запустить контейнерные перевозки по Севморпути в 8–10 млн т грузов ежегодно к 2024 году (по Суэцкому каналу в 2020 году было поставлено 1,2 млрд т).

Севморпуть — более короткая дорога между Европой и Азией, доставка грузов по нему почти на 30% быстрее. Но сообщение по нему осложняется суровым климатом и тяжелой ледовой обстановкой. В восточном секторе Севморпути толщина льда зимой превышает 4 м. Поэтому, несмотря на некоторое потепление климата в Арктике, проход по этому маршруту пока возможен только с мая по декабрь.

При внедрении цифровых технологий появится возможность управления рисками, считает Неклюдов, напоминая также о риске пиратства, например, при морской доставке нефти в Восточную Азию через Малаккский пролив. «Страховка от рисков пиратства сопоставима с дополнительными страховыми платежами при проходе по Севморпути, и по мере того как маршрут в Арктике будет развиваться, страховые тарифы ожидаемо будут снижаться», — заключил глава «Русатом Карго».

Глава транспортно-логистического холдинга «Совфрахт» Дмитрий Пурим ранее называл «беспочвенными» разговоры о том, что СМП может стать альтернативой Суэцкому каналу. «Наверное, может, но для этого должен растаять лед», — говорил он.

Что везут через Суэцкий канал

По данным Минэнерго США, Суэцкий канал длиной 190 км и шириной 205 м в последние годы приобрел важную роль в качестве маршрута для транзита российской нефти. Поставки нефти и нефтепродуктов из России обеспечили самую крупную долю — 24% — в нефтяном трафике через канал в южном направлении (преимущественно в Азию) в 2018 году.

С начала 2021 года Россия была крупнейшим экспортером нефти и нефтепродуктов по Суэцкому каналу — в среднем 546 тыс. барр. в сутки, указывает Vortexa. На втором месте Саудовская Аравия (410 тыс. барр.), на третьем — Ирак (400 тыс. барр. в день).

Суэцкий канал также является главным маршрутом для поставки нефти с Ближнего Востока в Европу и США — ежедневно через него проходит около 600 тыс. барр. нефти. Обратно по каналу идут мазут и нафта. Путь танкера с ближневосточной нефтью до итальянских нефтеперерабатывающих заводов обычно занимает около 14 дней, говорит Артур Ричье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *