Что случилось в керченском проливе
Час до открытия огня: Правда о киевской провокации в Азовском море
Зеленский столкнулся со «зрадой» американцев, но не растерялся и организовал пиар-кампанию по шаблонам Порошенко. Несколько часов корабль ВМС Украины «Донбасс» испытывал терпение русских пограничников.
Корабельная провокация 2.0
Информация о движении корабля управления «Донбасс» (А-500) ВМС Украины в акватории Азовского моря в сторону Керченского пролива. Корабль управления «Донбасс» лёг на обратный от Керченского пролива курс, на запросы не реагирует,
Действия украинского корабля русские пограничники расценили как провокационные и «угрожающие безопасности мореплавания».
По сути, администрация Зеленского повторила провокацию 2018 года. Тогда, напомним, Киев послал бронированные катера «Бердянск» и «Никополь» в компании с буксиром «Яны Капу» на прорыв через Керченский пролив.
Украинская флотилия подошла со стороны Чёрного моря и вошла в российские воды без соблюдения каких-либо формальностей. Наши пограничники перекрыли фарватер крупным грузовым судном, на помощь кораблям береговой охраны был поднят ударный вертолёт. Украинские моряки поняли, что не смогут прорываться через пролив, и попытались сбежать из российских вод, хотя к тому моменту им было приказано оставаться на месте. Дело закончилось тем, что наши сторожевики начали таранить нарушителей, а затем обстреляли из автоматической пушки. Легшие в дрейф бронекатера были взяты на абордаж русским спецназом.
По итогам той операции 24 украинских моряка на год отправились в русский СИЗО, а тогдашний президент страны Пётр Порошенко получил возможность ввести на Украине военное положение (с помощью которого пытался сорвать предвыборную кампанию своих конкурентов).
Игра на полуправде
Украинская сторона и западные СМИ делают вид, что живут в параллельной вселенной, где Россия представлена отдельными фрагментами. Например, Москву обвиняют в нарушении второй статьи «Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива», подписанного в 2003 году. Однако жизнь не стоит на месте, и ещё в марте 2016 года Минтранс России ввёл обязательную лоцманскую проводку иностранных судов по Керчь-Еникальскому каналу – самой сложной части Керченского пролива. И украинская сторона об этом прекрасно знает – хотя бы потому, что пыталась обжаловать это решение в международных инстанциях.
Ограничения были введены не на пустом месте: в ночь на 20 марта 2016-го турецкий сухогруз «Лира» ошибся при маневрировании и снёс опору рабочего моста №2. Совсем недавно, во время ноябрьского шторма, по обе стороны Керченского пролива скопилось около двух сотен судов. В их числе были и наши корабли с опытными экипажами, имеющие право ходить по проливу без лоцманов. Однако они стояли так же, как и иностранцы, просто потому, что идти было опасно.
Авария в таком месте – это не только риск гибели людей, но и угроза огромных экономических потерь, а этого не может позволить себе ни одно нормальное государство. Иными словами, договоры о сотрудничестве – это прекрасно, но вот нарушать безопасность и причинять убытки – это уже совсем неприемлемо.
То есть в реальности возможности сделать нечто эдакое у Киева есть. Однако подобный шаг требует наличия даже не стальных, а титановых тестикул. Ведь после диверсии Украина получит настоящую, а не вербальную «ответку», что, скорее всего, выльется в сокращение числа подконтрольных Киеву территорий. Кроме того, будет разрушен образ «жертвы агрессии», а он, как ни крути, фундамент международного имиджа Украины.
Где «зрада», там должна быть и «перемога»
Несогласованный рейд «Донбасса», как и любого другого судна, в принципе не имеет шансов на успех и является исключительно демонстративной акцией.
Их задача просто нас… посмотреть, что мы будем делать. Ну, понятно, что он не пройдёт пролив. Понятно, что там поставят в колею баржу, и всё. Что ему, таранить баржу? Всё это они понимают. Ну вот, им надо нервы подергать – они это делают,
– пояснил Царьграду сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов.
Как и во многих других случаях, в провокации с «Донбассом» важна не столько фабула события, сколько контекст, в рамках которого оно произошло. А контекст этот для действующих украинских властей не самый приятный.
7 декабря президенты России и США провели двухчасовые переговоры по видеомосту. В числе тем, обсуждавшихся Владимиром Путиным и Джо Байденом, были: ситуация вокруг Украины, продвижение НАТО на восток, вопросы стратегической стабильности и региональной безопасности, в том числе ситуация в Афганистане. В принципе, не надо иметь диплом международника, чтобы понять, какое значение имеют первые два пункта повестки и как они могут быть между собой связаны.
8 декабря в ходе общения с журналистами Байден заявил, что Вашингтон не рассматривает возможность ввода войск на украинскую территорию в случае вторжения России.
А 9 декабря Associated Press опубликовало слив от высокопоставленных чиновников, сообщивших, что Байден будет давить на Зеленского, чтобы тот предоставил особый статус народным республикам Донбасса. «Задача президента США Джо Байдена заключается в том, чтобы побудить Киев принять в некоторой степени реальное положение дел на востоке Украины, при этом не создавая впечатления, что он уступает президенту Путину», – сообщало агентство.
И на этом информационном фоне Байден вызвал к себе на разговор пана Зеленского. Не нужно быть свидомым сепаратистом (то есть сторонником независимости самопровозглашённой Украины), чтобы понять масштаб поражения. Беда навалилась на молодого и некогда популярного президента. Уступок в отношении Донбасса требует не только Москва, официально объявленная агрессором и врагом, но и Вашингтон – последняя надёжа и оплот «незалежности». Ну а там, где есть «зрада», согласно майданной дихотомии, должна быть и «перемога». И именно её вчера изображала старая плавучая мастерская, пафосно переименованная в «корабль управления». Единственное, чем этот корабль может управлять, так это настроением Зеленского.
Шедший в Керченский пролив украинский корабль оказался развалюхой
Военный эксперт объяснил, кому угрожал «Донбасс»
Очередная провокация Киева в Керченском проливе с кораблем ВМС Украины «Донбасс» окончилась бесславно для украинских моряков. Хотя шуму наделала все-таки много. На несколько часов было перекрыто движение судов под Крымским мостом, их скопилось несколько десятков. Чем для нас мог быть опасен этот украинский корабль управления и почему российские пограничники заявили, что он создал угрозу мореплаванию, рассказал капитан 1-го ранга в запасе Владимир Гундаров.
Фото: ru.wikipedia.org\George Chernilevsky.
Примерно такую же ситуацию в Керченском проливе создал и этот «Донбасс». Ведь через Керченский пролив идёт постоянный поток гражданских торговых судов. Не только российских и под иностранными флагами, но и украинских. Через Керченский пролив они идут на разгрузку-погрузку в тот же украинский Мариуполь. И чтобы тебя включили в очередь на проход через Керченский пролив, надо подать заявку. А этот «Донбасс» на всех наплевал, видите ли, он такой независимый, собирается идти сам по себе куда хочет. И опять же не ясно: то ли он хотел пройти, то ли нет. Во всяком случае, двигался в этом направлении.
— А если бы он не изменил курс, как бы мы могли его остановить?
— Повторилась бы ситуация 2018 года с двумя украинскими артиллерийскими катерами и буксиром. «Донбассу» точно так же перекрыли бы дорогу. То есть встали бы на его пути, взяли бы его на абордаж и отбуксировали в наш порт. При этом даже без стрельбы, как это было в 2018-м, когда по артиллерийским катерам с вертолётов был открыт предупредительный огонь. Экипаж корабля задержали бы, оштрафовали и затем отпустили. Сам корабль тоже бы потом вернули.
Собственно, этот «Донбасс» уже однажды так возвращали. Эта «старая калоша» изначально была построена как плавмастерская. Она несколько раз горела, тонула, сдавалась в плен. В марте 2014-го, во время Крымской весны, ее моряки сдались. На корабле был поднят российский флаг. А затем, через год, уже российские моряки на буксире привели этот корабль обратно в порт Одессы. Это уж потом в свободной Украине эта развалюха стала гордо именоваться кораблем управления.
— Что означает «корабль управления»? Управления чего и чем? На нем имеется какая-то особенная аппаратура или вооружение?
— Кораблем управления называется судно, на котором находится какой-нибудь походный штаб. К примеру, отправляется эскадра в море, и на таком корабле может находиться походный штаб, аппаратура связи, возможно, аппаратура разведки. Хотя – не факт. Что именно находилось у них на этом «Донбассе», сказать трудно.
— Короче говоря, каким-то особо серьёзным вооружением этот корабль не обладает?
— Сложно объяснить, для чего такое делается. Возможно, от недостатка ума и фантазии у украинских элит. Думаю, все это – чистой воды провокация, которая была специально подготовлена к моменту телефонных переговоров Зеленского с Байденом. Украинскому президенту требовалось показать: вот, дескать, пока вы «г-н Байден», меня уговариваете продвинуться в сторону Минских соглашений, в этот самый момент Россия опять проявляет свою агрессивную сущность, нападая на беззащитный корабль.
Больше их «Донбасс» ни на что не годится. Никакие военные функции он выполнять не может. Так что эту «калошу» наверняка пытались использовать для провокации. Если бы она перекрыла движение нормальным кораблям и судам, идущим через Керченский пролив, то не известно еще, что бы там могло произойти. Она могла заглохнуть на середине пролива, как та баржа в Суэцком канале, перекрыв весь фарватер. Ну и кому все это надо?
— А если бы при этом ее ещё понесло на Крымский мост?
— Могло, конечно, но он бы выдержал. А вот украинский «Донбасс» тогда бы уж точно затонул. Так что, по сути дела, мы спасали украинский корабль от непреднамеренного потопления.
Что произошло в Керченском проливе: хроника столкновения кораблей России и Украины
Как развивались события и что известно об инциденте на данный момент?
Таран
Утром 25 ноября украинские малые бронированные катера «Бердянск» и «Никополь», а также буксир «Яны Капу» начали плановый переход из Одессы в Мариуполь. У Керченского пролива их встретили российские пограничные корабли, один из которых протаранил украинский буксир.
ФСБ России утверждает, что украинские суда пересекли государственную границу России и «неправомерно зашли во временно закрытую акваторию».
В ВМС Украины говорят, что заранее предупредили российскую сторону о переходе.
Подмога
ФСБ утверждает, что украинцы выслали из азовского порта Бердянск два бронированных артиллерийских судна класса «Гюрза». Позже российская спецслужба сообщила, что они легли на обратный курс.
Россия в свою очередь подняла в воздух штурмовики Су-25 и ударные вертолеты Ка-52. Видео, на котором штурмовые самолеты патрулируют воздушное пространство над Керченским проливом, опубликовал портал «Керчь.Инфо».
Закрытый пролив
В понедельник утром гендиректор предприятия «Крымские морские порты» Алексей Волков сообщил о возобновлении гражданского судоходства в Керченском проливе.
Вечером сначала Украина, а следом и Россия сообщили, что украинские корабли обстреляны и захвачены.
Война между Россией и Украиной? Вот что думают люди в Москве и Киеве
Как заявил начальник генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко, не получив до 17:00 информацию, корабли ВМС Украины приняли решение возвращаться в пункт постоянного базирования.
Двигавшийся в сторону Керченского пролива корабль Украины лег на обратный курс
Фото: Kremlin Pool/ Globallookpress.com
Корабль управления «Донбасс» лег на обратный от Керченского пролива курс, на запросы не реагирует
ФСБ расценивает действия экипажа как провокационные или угрожающие безопасности мореплавания.
С чего все началось
Корабль управления «Донбасс» ВМС Украины 9 декабря приблизился к Керченскому проливу, требования изменить курс он не выполнял. Судно находилось в 18 морских милях от Керченского пролива. Утром оно снялось с рейда порта Мариуполь и выдвинулось в направлении Керчи, заявок на прохождение пролива Керчь-Еникальским каналом от украинской стороны не было.
Как сообщал портал Marinetraffic, в проливе на момент приближения корабля находилось порядка 80 гражданских судов.
Реакция Украины
Пресс-центр штаба Операции объединенных сил в Донбассе (ООС) заявил в Facebook, что корабль не входил в «чувствительные зоны» и выполнял задачи в территориальных водах Украины.
Пресс-служба ООС сообщает, что судно ВМС вооруженных сил Украины «Донбасс» не входило в чувствительные зоны. Корабль выполняет задачи в своих территориальных водах. В настоящее время «Донбасс» возвращается на базу
Министр обороны Украины Алексей Резников напомнил в интервью изданию Lb.ua, что судно находится в Азовском море законно, поскольку это акватория совместного пользования.
Глава украинского Минобороны пояснил, что угрозы для экипажа «Донбасса» не было, никаких инцидентов не произошло. Корабль почти вернулся в порт.
Депутат Верховной Рады от партии Петра Порошенко «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко предположил, что сообщения о приближении судна к Керченскому проливу были попыткой сорвать переговоры президентов Украины и США Владимира Зеленского и Джо Байдена, которые проходили по телефону в момент их поступления.
Реакция в России
Капитан I ранга запаса, служивший на Черноморском флоте, директор института стран СНГ в Севастополе Сергей Горбачев в беседе с РИА Новости предположил, что действия корабля «Донбасс» могут отрабатывать боевую подготовку и прощупывать бдительность вооруженных сил России.
Он отметил, что судно — это бывшая плавучая мастерская, которая после распада СССР была передана Украине. Его назначение — проведение ремонтов в морской зоне. Позже оно было переквалифицировано в корабль управления и базировалось в Одессе. На нем произошел пожар, стоял вопрос о списании корабля, после чего его буксиром перевели в Бердянск. В полной мере считаться штабным кораблем «Донбасс» не может. Точно сказать, есть ли на нем вооружение, нельзя, отсутствуют данные, добавил эксперт.
Глава комитета парламента Крыма по народной дипломатии и межнациональным отношениям Юрий Гемпель посчитал провокацией движение украинского корабля в сторону Керченского пролива. Он подчеркнул, что у России достаточно сил, чтобы не допускать подобного у своих границ.
Безусловно, это в любом случае провокация, которая предпринимается политическим руководством Украины. Посягательство на целостность границ Российской Федерации может достаточно плачевно закончиться для безумных политиков, засевших в Киеве
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Адальби Шхагошев подчеркнул, что Украине не следует устраивать подобные провокации. По его словам, они не несут серьезной угрозы и всегда получат адекватный ответ. Депутат напомнил ситуацию в 2018 году, когда были приняты профессиональные и своевременные меры.
Военной угрозы это не представляет для Российской Федерации. Тут очень важно отметить, что все эти провокации, они угрожают гражданскому и мирному передвижению кораблей в этой зоне
Зеленский прокомментировал инцидент с кораблем в Керченском проливе
Президент Украины Владимир Зеленский рассказал, что корабль военно-морских сил страны «Донбасс» не нарушал территориальные границы в Керченском проливе. По словам политика, Европа похвалила Киев за то, что он «не поддается на провокации».
«Мы ничего не нарушали, это первое. Второе, и США, и Европа поддерживают нас и говорят мне лично, что вы молодцы, что вы не идете на многочисленные провокации с разных сторон: и РФ, и информационных провокаций и со стороны сепаратистов», — подчеркнул Зеленский в интервью для телеканала «1+1» 10 декабря.
В посольстве США в Киеве заявили, что корабль военно-морских сил Украины «Донбасс» имеет полное право плавать в водах Керченского пролива. Там отметили, что «ложные обвинения России являются частью ее кампании по отвлечению от последних агрессивных провокационных действий».
Российский сенатор Сергей Цеков назвал приближение корабля ВМС Украины «Донбасс» к Керченскому проливу провокацией. По его мнению, украинская сторона наблюдала за реакцией России и в конечном итоге решила не предпринимать попытку прохода через пролив.
В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя инцидент с кораблем, рассказал, что это лишний раз показывает потенциальные вред и опасность подобных провокационных действий.