Что случилось со стародумом в недоросле

Стародум

Что случилось со стародумом в недоросле. Смотреть фото Что случилось со стародумом в недоросле. Смотреть картинку Что случилось со стародумом в недоросле. Картинка про Что случилось со стародумом в недоросле. Фото Что случилось со стародумом в недоросле

Кадр из ф/с «Недоросль». Стародум — актер Афанасий Кочетков

Стародум – дядя Софьи, «пропавший» на несколько лет и внезапно давший о себе знать письмом, а вскоре приехавший в имение Простаковых. Главный положительный персонаж произведения, выражающий авторские убеждения по многим вопросам.

Фамилия Стародума указывает на его приверженность идеалам петровской эпохи, которые к настоящему времени находятся в забвении. На личном примере Стародум доказывает: следование заветам Петра Великого позволяет добиться богатства и счастья.

Как и Правдин, Стародум представляется искусственно введенным в сюжет персонажем. Большинство его пространных мудрых рассуждений не имеет никакого отношения к действию.

В образе Стародума автор стремился показать идеального человека, неутомимого труженика и мудреца, обладающего богатым жизненным опытом. В молодости дядя Софьи отличился на военной службе, но увидев, что чины даются не за раны, а за выслугу перед начальством, вышел в отставку. Затем он имел прекрасную возможность добиться высокого положения при дворе, но добровольно отказался от карьеры из презрения к лести и угодничеству. Стародум отправился в Сибирь, где «трудами и честностию» нажил огромное состояние. Сохранив «сердце и душу» незапятнанными, он с пренебрежением относится к богатству и намерен передать все состояние своей племяннице.

Стародум является одним из главных спасителей Софьи от тирании Простаковой. Став непосредственным свидетелем «злодеяния» (неудачного похищения), он, тем не менее, прощает деспотку.

Автор отводит Стародуму роль завершить комедию торжественной фразой: «Вот злонравия достойные плоды!»

Источник

Стародум

История персонажа

Персонаж комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. Богатый дядюшка Софьи, честной, доброй и образованной девушки, на которой госпожа Простакова мечтает женить собственного сына, недоросля Митрофана. Причина этому — богатство Стародума, которое Простакова желает присвоить.

История создания

Первые рукописи пьесы датируются 70-ыми годами XVIII века. Фонвизин долго работал над «Недорослем» и сделал первый набросок задолго до того, как пьеса была впервые поставлена на сцене. Во время работы автор привлекал к делу массу разнородных материалов — статьи из сатирических журналов, произведения современных Фонвизину авторов, российских и иностранных, и даже материалы комедий, которые писала императрица Екатерина Вторая. Окончательный вариант пьесы появился в 1781 году.

На следующий год состоялась первая постановка пьесы. Автору пришлось постараться, чтобы постановка стала возможна, потому что цензура не желала пропускать пьесу. В конце концов императрица Екатерина Вторая лично дала разрешение на постановку. Фонвизин сам подобрал актеров и выступил как режиссер. Спектакль прошел на Царицыном лугу в Вольном российском театре. Роль Стародума на премьере исполнил актер Иван Дмитриевский. Первая публикация пьесы на бумаге состоялась в 1783 году.

«Недоросль»

Стародум — дворянин шестидесяти лет, в прошлом состоял на военной службе. Герой считает, что только армия делает молодых людей достойными дворянского звания, которое досталось тем по происхождению, а не из-за личных качеств. В молодые годы герой воевал и был ранен, из-за чего лежал в тяжкой болезни. Потом героя взяли к императорскому двору.

Обширное состояние Стародума было заработано им самостоятельно. Стародум по собственному желанию уехал в Сибирь, прожил там несколько лет и нажил состояние исключительно собственными трудами, оставаясь при этом честным человеком. Сибирь герой выбрал, поскольку там можно было обзавестись деньгами честным путем — не унижая собственного достоинства, не выслуживаясь перед начальством и не воруя. Разбогатев, герой уехал в Москву.

Стародум — умный человек, который способен найти выход из затруднительного положения. Герой носит очки и читает книги, притом, что образование Стародума далеко от идеала. Отец старался дать герою наилучшее воспитание, однако, как говорит сам Стародум, во времена его молодости «к научению мало было способов», то есть система образования оставляла желать лучшего.

Что случилось со стародумом в недоросле. Смотреть фото Что случилось со стародумом в недоросле. Смотреть картинку Что случилось со стародумом в недоросле. Картинка про Что случилось со стародумом в недоросле. Фото Что случилось со стародумом в недорослеМитрофанушка

Отец героя служил еще при Петре Великом. Тогда царили простые нравы и люди обращались друг к другу на «ты». Стародум воспитан в старых традициях, сама говорящая фамилия героя отсылает к тому, что тот «думает по-старому». На героя не производят впечатления чины, и тот говорит с людьми просто и с искренностью, не обращая внимания на статус собеседника. Сам герой за чинами не гонится. Стародум покинул императорский двор без наград и богатства, но сохранив неповрежденными собственные принципы.

Стародуму свойственно прямодушие, которое люди иногда принимают за грубость, потому что герой не кривит душой, никогда не хитрит и говорит людям то, что думает. В других герой тоже ценит главным образом сердечность и «душу», как приучил героя отец. При этом герой с возрастом стал сдержанным человеком и перестал подчиняться первому порыву. В молодости Стародум был импульсивнее, о чем жалеет, считая, что если бы лучше владел собой, биография могла бы сложиться иначе.

Что случилось со стародумом в недоросле. Смотреть фото Что случилось со стародумом в недоросле. Смотреть картинку Что случилось со стародумом в недоросле. Картинка про Что случилось со стародумом в недоросле. Фото Что случилось со стародумом в недорослеСтародум и Софья

Герой повидал жизнь и способен разглядеть дурного человека. К негодяям герой относится без любви и называет себя «другом честных людей». Герой неравнодушен к людским несчастьям и не терпит несправедливости. Стародуму случалось, возмутившись отсутствием правосудия, уйти в отставку. При этом герой великодушен, умеет прощать людям неблаговидные поступки и не хочет ничьей погибели. Например, герой прощает подлость Простаковой.

Собственное состояние герой завещал племяннице Софье — единственной родственнице, к которой Стародум привязан. Для героя важно, чтобы избранник Софьи был достойным человеком. При этом Стародума не смущает бедность офицера Милона — возлюбленного и будущего мужа Софьи, потому что богатство героя достаточно велико, чтобы обеспечить семью племянницы. Стародум учит Софью собственному мировоззрению.

Стародум — пример того, насколько удачно может сложиться судьба честного и мудрого человека.

Цитаты

Стародум стал выразителем авторских идей. В словах персонажа скрыты мысли Фонвизина по разным вопросам и общественно-политические взгляды автора. Герой высказывается, к примеру, о знатности и богатстве:

«Я согласен назвать счастливым знатного и богатого. Да сперва согласимся, кто знатен и кто богат. У меня мой расчет. Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества».

«Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».

«Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может».

О крепостном праве:

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

О воспитании молодого дворянина:

«Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».

В других афоризмах Стародум высказывает авторские взгляды на государство и службу отечеству:

«Правдин. Но те достойные люди, которые у двора служат государству.

Стародум. О! те не оставляют двора для того, что они двору полезны, а прочие для того, что двор им полезен. Я не был в числе первых и не хотел быть в числе последних».

«Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».

«Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании.

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания».

Или говорит об эпохе Петра Великого, которую считает образцом, в отличие от современного герою екатерининского общества с его продажными и льстивыми вельможами:

«Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного».

Источник

Стародум в комедии Недоросль образ и характеристика

Стародум – один из главных положительных персонажей комедии «Недоросль». Его характер и важность роли проявляется не столько в конкретных действиях, сколько в речах и рассуждениях. Его слова олицетворяют мысли и взгляды самого автора.

Стародум самый старший из всех действующих лиц и наделен большой мудростью. Долгие годы своей жизни он проводил в Сибири, где честным трудом зарабатывал себе состояние. Но деньги не представляют для героя большой ценности сами по себе, ему важнее честность и нравственность. Поэтому он завещает своё состояние Софье, которая является его единственной племянницей. К тому же, он хочет найти для неё мужа, но не столько из богатых, сколько из добропорядочных людей.

Софья прибывает в поместье Простаковых, которые взяли её под опеку на время отсутствия дяди, считая его покойником. И сделали это не от чистого сердца, а из корыстных побуждений. Прибывая в их дом, Стародум сразу различает алчность и корыстные цели в их поведении, в их показушном гостеприимстве. Сам же он, привык в общении с людьми быть честным, говорить прямо, не льстить и не лизоблюдствовать.

Фамилия у него говорящая, как и других персонажей комедии. Она указывает на то, что мужчина привык жить по старым порядкам. Персонаж считает, что умный, но нечестный человек, является чудовищем.

Стародум в прошлом сам из дворянства, а в Сибирь уехал, чтобы не видеть, как люди лгут, предают и зарабатывают деньги воровством. Он ценит честный труд и в разговорах с Софьей признаёт, что достаток способен испортить молодёжь. Герой считает, что детей нужно воспитывать в любви к труду, прививая им чувство долга и справедливости, а также честность.

Стародум ведёт себя скромно и вежливо, даже с недостойными людьми, он считает, что не стоит опускаться до их уровня. По его мнению не стоит тратить время на перевоспитание злых людей, ведь каждый должен воспитать себя сам.

Можно сказать, что Стародум является самым значимым и положительным персонажем в комедии. Именно его устами говорит Фонвизин и через его реплики можно понять мировоззрение автора.

Читая произведения, стоит прислушаться к мнению данного персонажа по политическим, нравственным и педагогическим вопросам. Именно Стародум передаёт основной смысл комедии, всю её мораль, открыто насмехаясь на жадными, корыстными и недостойными людьми. Он бесспорно является важнейшим персонажем всей пьесы на которого следует обратить внимание.

Характеристика и образ Стародума в комедии Недоросль

Стародум является самым старшим и мудрым из всех участников действия. Свое состояние, которое он заработал в Сибири, трудясь там много лет, мужчина отдел племяннице Соне. Мужчина не зациклен на деньгах, ему главное то, какой человек. Он ценит нравственность, честность. Он хотел, чтобы его единственная племянница вышла замуж не по расчету, а по любви и была счастлива. Стародум всегда справедливо относится к людям, старается помогать и рассудить, если надо. За все свои годы жизни, а именно шестьдесят лет, герой набрался множественному жизненному опыту, который потом ему не раз пригождался.

Когда Стародум посещал Простковых, он понял, что они очень двуличные люди и сделают все, чтобы понравится. В их поведении было слишком много фальши и наигранности. Стародум, сам по себе, был честен со всеми и искренен в беседах. Его отличительной чертой было то, что он всегда говорил правду в лицо, какой бы она не была.

У многих персонажей комедии фамилии говорящие, так и у Стародума. Фамилия говорит сама за себя. Стародум был приверженцем старых порядок, он любил петровские времена в России. Одним из главных качеств, которым должен обладать человек, по мнению мужчины, должен был быть ум, но ум совмещен с честностью. Ведь мало быть просто умным.

Стародум всегда приветлив, скромен и доброжилателен. Он старается держаться достойно даже с падшими людьми. В комедии падшими людьми являются Простаковы и Скотинин. Мужчина уверен, что дети с детства должны приучаться к чести и долгу. Родители должны воспитывать детей, чтобы позже они выросли настоящими людьми и патриотами. В Софье Стародум видит свою отраду и гордость, он души не чает в племяннице.

Читателю становиться, очевидно, что именно такой герой, как Стародум полностью воплощение самого автора. Он размышляет так, как Фонвизин и поступки у них схожие. Ведь именно в репликах этого мужчины заключается весь смысл комедии « Недоросль». Образ Стародума, по моему мнению, самый важный в комедии. Такие люди, как Стародум нужны были России.

Вариант 3

В комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» поднимается проблема традиционного дворянского воспитания и образования. Герои произведения носят «говорящие» имена и относятся по своим характеристикам к положительным или отрицательным персонажам. Стоит отметить, что через образы положительных героев передана позиция самого писателя.

Одним из главных действующих лиц комедии является Стародум. Его имя говорит о том, что герой приверженец традиций старой эпохи, то есть эпохи правления Петра Ⅰ. Роль Стародума в произведении очень важна, он становится наставником для других лиц комедии. Герою на момент действий произведения 60 лет. Он приходится дядей Софьи. Девушка осталась сиротой, и Стародум взял ее на печении. Долгое время герой служил при дворе, но потом ушел в отставку. По вынужденным обстоятельствам Стародум отправляется в Сибирь и там честным путем наживает состояние. Во время его отъезда девушка находилась у дальних родственников – семьи Простаковых.

В пьесе Стародум появляется в конце первого явления и освобождает Софью от влияния на нее госпожи Простаковой, которая хочет выдать девушку замуж за своего сына Митрофана. Этой необразованной дворянской семье Стародум дает свою оценку и напрямую говорит о плохом воспитании их сына. По мнению героя, воспитание человека начинает с привития ему таких душевных качеств, как уважение, честность и доброта по отношению к окружающим. Именно им Стародум старается научить сою воспитанницу. Герой хорошо относится к Софье, заботясь о ней, находит девушке достойного жениха и завещает свое состояние.

Образ Стародума в комедии противопоставлен образу другого положительного героя – Правдина. Во взглядах этих персонажей много общего: оба героя стремятся жить по законам справедливости и совести. Однако Правдин является приверженцем буквы закона – именно она определяет кто прав и виноват. Поэтому наказание госпожи Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Тогда как Стародум руководствуется, прежде всего, сердцем и умом. Для него не имеет значения степень образованности человека или его звание и чин, намного значимей для умудренного опытом пожилого мужчины становятся такие личностные качества, как внутренние доброта, благонравие, и честность.

Сочинение 4

Стародум – второстепенный персонаж в произведении Фонвизина «Недоросль». Он яркий положительный герой известной комедии и занимает значимую роль в пьесе, хотя появляется в явлении поздно. Стародум – дядя юной и прекрасной девушки Софьи, которую хотят выдать за нелюбимого человека. Она для Стародума единственный близкий человек, поэтому именно ей он завещает свое нажитое имущество. Причем он нажил значительное состояние.

Ему около 60-ти лет. Его фамилия олицетворяет принцип старой эпохи со времен правления Петра Первого. Его фамилия говорит сама за себя, впрочем, как и другие фамилии в комедии Фонвизина. Фамилия олицетворяет два слова: старый и дума. Но это значит, что Стародум старый, это значит, что он привержен ценностям той эпохи, когда жил Пётр Первый. Стародум вспоминает старое время. Он не в восторге от новых нравов настоящего общества. Можно иначе сказать, что Стародум – это сам автор Фонвизин. Он враждует с екатерининскими вельможами, которые получили чин в обществе за лесть и похвалу.

Дядя Софьи умный и простодушный человек, но некоторым людям его качества не нравятся. Многие люди считают его угрюмым и грубым стариком. Стародум превосходно понимает людей, в чем их сущность. Он не терпит грубых и бездушных людей, так как сам простой и не хитрый старик. Его воспитали в старых традициях, без чинов. Он считает, где берет начало чинов – здесь нет искренности. В окружающем мире он ценит лишь сердце и душу, что постоянно твердил его батюшка. Стародум начитан, любит читать книги.

По характеру дядя Софьи сдержан, умеет совладать собой. И, прежде что-то сделать, обязательно подумает. Стародум наделен редкими качествами: добротой, простодушием. Он не гоняется за положением в обществе, не намеревается получить определенное место в жизни, высший чин в обществе. Но он не любит, когда его обманывают, поэтому он нередко вспыльчив и горячий человек, когда видит ложь. Он может простить оплошности другим людям, их гнусные делишки, не злопамятен. Так он простил грубость Простаковой, за её грубое отношение к Софье.

Также читают:

Картинка к сочинению Стародум в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Когда смотришь работы Виктора Михайловича, то сразу переносишься в мир сказочной страны. Возможно, его произведения любят даже маленькие дети.

Когда я была маленькой, всегда любила ездить в село к бабушке. Только там я могла увидеть красивые просторы, особенно зимой, когда всё вокруг покрыто снегом. Это белое полотно всегда напоминало мне о картине «Мороз и солнце»

С большой уверенностью можно сказать, что так как Айвазовский, никто из маринистов моря не изображал. Какую любовь нужно иметь к морю, чтобы так точно красками передать всю его красоту.

У каждого человека, смотрящего кино, независимо от формата, есть свой любимый актёр. Ради него они готовы посмотреть самый плохой кинофильм и испытать эмоции

Источник

Характеристика Стародума в комедии Недоросль кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Одним из ключевых персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является почтенный дворянин Стародум, дядюшка Софьи. Это положительный герой, выступающий за соблюдение «старых» петровских порядков, при которых превыше всего ценился сам человек, его личные качества, а не богатство, связи и положение в обществе. Он является главным антагонистом помещицы Простаковой, олицетворяющей в себе всё невежество и жестокость эпохи. Характеристика Стародума отличается своей полнотой, и во многом является отражением позиции автора. Герой много рассуждает на темы морали, осуждая невежественных, темных, безнравственных людей, чьи жизненные принципы могут послужить причиной деградации всего общества.

Что случилось со стародумом в недоросле. Смотреть фото Что случилось со стародумом в недоросле. Смотреть картинку Что случилось со стародумом в недоросле. Картинка про Что случилось со стародумом в недоросле. Фото Что случилось со стародумом в недоросле

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — не указано, известна только фамилия — Стародум.

Возраст — 60 лет.

Род занятий — дворянин, в прошлом придворный.

Семья — единственный близкий родственник — племянница Софья.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств, привито понятие о чести.

Образование — образование недостаточное, всю жизнь занимается самообразованием.

Внешность — не указана.

Характер — независимый, принципиальный, глубоко порядочный, имеет представления о чести и совести.

Положительные черты — честный, добрый, милосердный, ответственный, высоко ценящий просвещение и нравственность.

Отрицательные черты — в юности — вспыльчивый, горячий, обидчивый, но с возрастом ставший более мудрым.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Стародума основан на том, что он дворянин родом из старинного аристократического семейства. Его отец служил при дворе самого Петра Великого и был не только придворным, но и состоял на военной службе.

«Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». (Действие третье, явление 1)

«Стародум. …Служил он Петру Великому… Отец мой у двора Петра Великого…

Правдин. А я слышал, что он в военной службе…

Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные». (Действие третье, явление 1)

Сам Стародум в молодости состоял на военной службе.

«Вошед в военную службу…» (Действие третье, явление 1)

Портретная характеристика Стародума основывается на том, что это почтенный, всеми уважаемый мужчина преклонного возраста.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка». (Действие второе, явление 5)

«Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение». (Действие второе, явление 5)

Стародум является единственным близким родственником сиротки Софьи, её родным дядей. Он любит девушку всем сердцем и берёт на себя роль ее отца.

«Дядюшка ее». (Действие первое, явление 5)

«Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего…» (Действие первое, явление 6)

«Ты дочь моей сестры, дочь сердца моего!» (Действие третье, явление 2)

«Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечения — твое счастье». (Действие третье, явление 2)

Стародум был вынужден покинуть сестру и Софью и отправиться в Сибирь, чтобы обеспечить племяннице достойное приданое.

«Пошед в отставку, положил я основание твоему воспитанию, но не мог иначе основать твоего состояния, как разлучась с твоей матерью и с тобою». (Действие третье, явление 2)

«Чтоб оградить ее жизнь от недостатка в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро». (Действие третье, явление 2)

«Я заступаю место отца твоего. Поверь мне, что я знаю его права». (Действие третье, явление 5)

Многие считали, что Стародум покойник, так как о нём ничего не было слышно много лет.

«Дядюшка ее, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником». (Действие первое, явление 5)

После долгой разлуки Стародум появляется неожиданно для всех. Всё это время он провёл в Сибири, где честным трудом заработал состояние.

«Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири». (Действие первое, явление 5)

Внешность

Внешний вид Стародума основан на том, что он является мужчиной преклонного возраста. Ему 60 лет.

«…этого почтенного старичка». (Действие второе, явление 5)

«Мне на свете шестьдесят лет». (Действие третье, явление 2)

Черты характера и поступки

Стародум — яркий пример того, как можно сколотить приличное состояние исключительно честным и упорным трудом.

«Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…» (Действие первое, явление 7)

«Зато и счастье свое должен он был доставать трудами». (Действие второе, явление 5)

Стародум — несколько замкнутый, угрюмый мужчина, который не спешит открывать свою душу всем подряд. Однако внешняя угрюмость является лишь следствием его прямого, открытого характера.

«…он немножечко угрюм…» (Действие второе, явление 5)

«Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”». (Действие второе, явление 5)

Стародум имеет славу очень умного, мудрого человека.

«…а такой-де преразумный…» (Действие второе, явление 5)

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала». (Действие четвертое, явление 2)

Для Стародума характерно большое любящее сердце. Он всячески старается проявить любовь и заботу по отношению к тем, кто ему по-настоящему дорог. При этом Стародум никогда не будет испытывать добрых чувств по отношению к недостойным людям.

«…да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит». (Действие второе, явление 5)

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек». (Действие второе, явление 5)

При общении с людьми Стародум предпочитает избегать упоминания чинов, которые могут послужить причиной неискренности.

«Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестает искренность». (Действие третье, явление 1)

Будучи глубоко порядочным человеком, Стародум не способен спокойно взирать на бесчинства, творящиеся в доме Простаковых. Но особенно сильно его беспокоит судьба Софьи, оказавшейся заложницей у коварной помещицы.

«Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев». (Действие третье, явление 1)

«Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока». (Действие третье, явление 2)

Будучи горячим человеком в молодости, с возрастом Стародум обрёл мудрость, и, прежде чем сделать какой-либо решительный шаг, тщательно его обдумывает.

«У меня правило: в первом движении ничего не начинать.

Правдин. Редкие правило ваше наблюдать умеют.

Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству». (Действие третье, явление 1)

«Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам». (Действие третье, явление 1)

Явная несправедливость и уязвлённое самолюбие стало причиной того, что Стародум бросил службу.

«…граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку». (Действие третье, явление 1)

Стародум — человек, склонный к постоянному и непрерывному саморазвитию. Чувствуя пробелы в собственном воспитании, он стремился их восполнить общением с более просвещёнными людьми.

«Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания». (Действие третье, явление 1)

С юных лет Стародум отличался истинным благородством и порядочностью. При известии о войне он одним из первых поспешил выступить на поле брани, чтобы с честью носить звание дворянина. Трусость товарища вызвала в нём глубокое презрение.

«…услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Друг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, — сказал мне: — а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту же минуту». (Действие третье, явление 1)

В молодости Стародум был смелым воином, который никогда не уклонялся от своих обязанностей. Он не раз был ранен в боях и благодаря своей отваге пользовался большим уважением у военачальников.

«Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войскабыло лестною наградою службы моей…» (Действие третье, явление 1)

Стародум является одним из немногих дворян, который в полной мере отдаёт себе отчёт, в чём заключается его обязанности как дворянина, а именно — честной и беззаветной службе Отечеству.

«Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум. В одном только: когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди.

Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина». (Действие третье, явление 1)

Стародум — уважающий себя человек, который не привык, чтобы им помыкали. По этой причине он покинул двор, ничего не получив за свою службу, но сохранив чувство собственного достоинства.

«От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». (Действие третье, явление 1)

«Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». (Действие третье, явление 1)

Стародум покинул двор, поскольку важнее для него было не приумножить своё состояние, но сохранить душу в чистоте. Двор с его пороками он сравнивает с неизлечимо больным, от которого можно самому заразиться.

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». (Действие третье, явление 1)

Стародум — человек добрый, милосердный, который находит радость в помощи другим. В богатстве он видит возможность проявлять заботу о ближних.

«По моему расчету,не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». (Действие четвертое, явление 2)

«Без знатных дел знатное состояние ничто». (Действие четвертое, явление 2)

Стародум — скромный и мудрый человек, привыкший довольствоваться малым. Его отношение к богатству говорит о том, что он не является корыстолюбцем и смотрит на деньги лишь как на возможность вести достойную жизнь.

«Правдин. Вы могли б обогатиться, как я слышал, несравненно больше.

Правдин. Чтоб быть богату, как другие.

Стародум. Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь». (Действие третье, явление 1)

Стародум уверен, что богатство способно развратить детей. Он считает, что главным богатством каждого человека являются не золотые червонцы, а его ум и чистая совесть.

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван». (Действие третье, явление 2)

Стародум считает, что почтение человек должен получать не благодаря своему богатству или чинам, а только лишь благодаря своим душевным качествам.

«Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». (Действие третье, явление 1)

Для благородного Стародума очень важно, чтобы его племянница выбирала себе жениха не из меркантильных соображений, а исключительно по велению сердца. Он готов поддержать выбор Софьи и стать верным другом её мужу.

«Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного». (Действие третье, явление 2)

«…выбор достойного человека зависит совершенно от ее сердца. Будь спокойна, друг мой! Твой муж, тебя достойный, кто б он ни был, будет иметь во мне истинного друга. Поди за кого хочешь». (Действие третье, явление 5)

«Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно». (Действие четвертое, явление 2)

«…сердце мое тогда только будет спокойно, когда увижу тебя за мужем, достойным твоего сердца…» (Действие четвертое, явление 2)

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала». (Действие четвертое, явление 2)»

Стародум является бескомпромиссным человеком в вопросах чести, честности.

«Честный человек должен быть совершенно честный человек». (Действие четвертое, явление 2)

Воспитание

Стародум отличается прямым, открытым обращением и называет собеседника на «ты», а не на «вы», как это было уже принято в светском обществе. Так воспитал его отец, служивший еще при Петре Первом. В те времена подобный обычай не вошел в моду.

«Правдин. Ваше обхождение…

Стародум. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоют одного». (Действие третье, явление 1)

Стародум получил лучшее воспитание, которое только мог дать дворянин своему отпрыску. Его отец на всю жизнь смог внушить простую истину: при любых обстоятельствах оставаться человеком, не опускаться до низких поступков.

«Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову.

Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…

Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». (Действие третье, явление 1)

Стародум не сомневается, что самая важная составляющая — это душа, без которой даже самый образованный человек является жалким и никчемным, а невежда и вовсе уподобляется дикому зверю.

«Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа

Стародум. Без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг вводит его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет». (Действие третье, явление 1)

«…в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду». (Действие третье, явление 1)

Стародум ни в грош ставит умных, образованных людей, которые при этом не обладают высокими моральными принципами.

«Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище.Оно неизмеримо выше всей беглости ума». (Действие четвертое, явление 2)

Стародум воспитан так, чтобы честно и открыто выражать свои мысли. Он — большой враг лицемерия.

«Извини мое простосердечие. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание». (Действие четвертое, явление 6)

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет». (Действие пятое, явление 1)

Стародум — добрый, милосердный человек, способный прощать. Он понимает, что человек слаб, и всегда готов дать шанс на искупление вины.

«Г-жа Простакова (подняв руки к Стародуму) Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел.

Стародум. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом». (Действие пятое, явление 4)

«Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю». (Действие пятое, явление 4)

Характеристика Правдина другими героями

Софья

Софья всем сердцем любит своего дядюшку Стародума. Она относится к нему так же уважительно, как и к родному отцу.

«Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал». (Действие первое, явление 6)

Софья прекрасно знает, что её дяде Стародуму ничто не доставалось «просто так», в качестве подарка судьбы. Все его достижения обусловлены тяжёлым трудом.

«Зато и счастье свое должен он был доставать трудами». (Действие второе, явление 5)

Жизненные принципы Стародума глубоко впечатляют Софью, которая с чистым сердцем готова подчиниться воле мудрого и доброго дядюшки.

«Во всю жизнь мою ваша воля будет мой закон». (Действие третье, явление 2)

«Дядюшка! Всякое слово ваше врезано будет в сердце мое». (Действие четвертое, явление 2)

«Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть». (Действие четвертое, явление 2)

Правдин

Правдин — хороший знакомый Стародума, который испытывает к нему чувство глубокого уважения. Он отмечает все достоинства мужчины, которые далеко не все способны разглядеть с первого взгляда.

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек. (К Софье.) Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет». (Действие второе, явление 5)

Зная о высоких моральных качествах Стародума, Правдин очень высоко ценит его дружбу.

«Правдин. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Мое к вам душевное почтение

Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь ее к другим, кроме таких…

Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестает искренность». (Действие третье, явление 1)

Правдин полностью согласен с мнением Стародума о том, что важным в человеке является его духовная составляющая.

«Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…» (Действие третье, явление 1)

Правдин считает, что человек с такими моральными и нравственными качествами, как у Стародума, просто обязан быть при дворе, чтобы оказывать посильное влияние на действующую власть.

«Правдин. С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно.

Стародум. Призывать? А зачем?

Правдин. За тем, за чем к больным врача призывают». (Действие третье, явление 1)

Правдин согласен со Стародумом в том, что почтение нужно оказывать людям не по наличию у них денег или высокого положения в обществе, а исключительно по их личным качествам.

«Правдин. Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение.

Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Правдин. Заключение ваше неоспоримо». (Действие третье, явление 2)

Подробная характеристика Правдина.

Простаков

Простаковы, взявшие к себе сиротку Софью, считают, что её единственный родственник — дядюшка Стародум — является покойником.

«Дядюшка ее, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником». (Действие первое, явление 5)

Простакова

Простакова терпеть не может Стародума, и её очень раздражает сама мысль о том, что он может быть жив.

«Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою) Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

Софья. Да он никогда не умирал». (Действие первое, явление 6)

Простаковой немало известно о характере Стародума. По словам, это несколько замкнутый, очень умный мужчина с большим сердцем.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка. Я об нем много наслышалась. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит». (Действие второе, явление 5)

Простакова, при все своем неукротимом нраве, робеет перед умным и всеми почитаемым Стародумом.

Милон

Милон уважительно относится к Стародуму, чьи моральные и нравственные качества откликаются в нём самом. Для него большая честь быть другом такого почтенного человека.

«Я почту за истинное счастие, если удостоюсь вашего доброго мнения, ваших ко мне милостей…» (Действие четвертое, явление 6)

Речевая характеристика Стародума

Главной отличительной особенностью Стародума является тот факт, что в уста героя Д. И. Фонвизин вкладывает собственные мысли. По этой причине высказывания героя отличаются простотой и лаконичностью, многие из них становятся афоризмами: «Невежа без души — зверь», «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Золотой болван — все болван» и пр.

Речь Стародума отличается правильным построением, художественным разнообразием, отсутствием бранных слов. Герой использует просторечные выражения («мастерица толковать, ба!», «Я чаю»,«подумай-ко»), но только в тех случаях, когда вынужден общаться с невежественными, тёмными людьми. Таким образом автор еще больше подчеркивает разницу между просвещёнными и безграмотными героями, глубину пропасти между ними.

И, напротив, в разговоре с образованными людьми с высокими нравственными принципами Стародум употребляет ёмкие фразы, способные в полной мере раскрыть его мысли, чувства, переживания.

Стародум способен иронизировать, подшучивать над отрицательными героями комедии. Таким образом он не пытается показать собственное превосходство, но стремится указать им на их неправильный образ жизни, мировоззрение.

Еще одной важной особенностью речи Стародума является её форма в виде наставлений, которые адресуются всем без исключения: положительным и отрицательным персонажам, читателям. Стародум выступает в роли умудрённого опытом человека, способного давать ценные советы и наставлять на путь истинный.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Стародума вместе!

Биография

На момент повествования потомственный дворянин Стародум является мужчиной преклонного возраста — ему 60 лет. Его отец, служивший при Петре Первом, смог воспитать сына глубоко порядочным, нравственным человеком, хотя общий уровень образования у Стародума был относительно невысоким. По этой причине герой на протяжении всей жизни занимался саморазвитием.

В молодости Стародум поступил на военную службу, принимал участие в военных сражениях, где получил тяжелое ранение. Благодаря своей отваге и личным качествам был на хорошем счету у военачальников, пользовался уважением у сослуживцев. Однако высокий чин получил не Стародум, в полной мере его заслуживший, а его знакомый трусливый граф, который постарался избежать участия в войне.

Стародум не смог стерпеть подобную несправедливость и подал в отставку. Он отправился в Петербург, где его взяли на службу при дворе. Однако честный и благородный Стародум с обострённым чувством справедливости так и не смог ужиться среди придворных лицемеров. Ничего не получив за свою службу, он отправился в Сибирь, где честным трудом заработал приданое для своей племянницы Софьи, оставшейся круглой сироткой после смерти родителей. Стародум стал для девушки настоящим отцом — любящим и заботливым. С его благословения Софья выбрала в мужья достойного человека, офицера Милона.

Образ Стародума

Стародум — самый положительный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это потомственный дворянин, мужчина преклонного возраста, за плечами которого — немалый жизненный опыт.

Стародум является приверженцем «старого», петровского воспитания, когда в дворянской среде превыше всего ценились честь и достоинство, а не богатство и высокие чины. Именно так воспитывал Стародума его отец, и эти жизненные установки пустили глубокие корни в душе героя.

Стародум — прямолинейный, открытый, честный человек, готовый всегда бороться за справедливость. Будучи сильной, целостной личностью, он не способен принять лицемерие придворной знати и отправляется в Сибирь, где честным трудом добывает себе приличный капитал.

Не имея собственной семьи, Стародум заменяет отца своей племяннице Софьи. Он проявляет себя любящим, заботливым родителем, который даёт ценные наставления девушке, обеспечивает ей счастливую жизнь с любимым человеком.

Стародум является олицетворением прогрессивно мыслящего дворянства с высокими моральными принципами. Именно за такими людьми Фонвизин видел будущее России.

5 фактов о Стародуме

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — социально-политическое произведение, в котором автор изобличает пороки общества. Главным помощником в этом деле является яркий и однозначный персонаж — пожилой дворянин Стародум, чьё отношение к жизни, к людям, устройству государства в целом были очень близки самому Денису Ивановичу.

Роль героя в произведении очень важна — с его помощью автор определяет чёткие границы нравственности, душевной чистоты, порядочности. Характеристика Стародума с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *