Что случилось со станционным смотрителем в конце произведения
«Станционный смотритель»: краткое содержание повести Пушкина. Тема, идея, герои
Кто такой станционный смотритель?
«Станционный смотритель» — повесть Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести Белкина». Произведение написано в сентябре 1830 года, впервые издано в 1831-м.
В России XIX века существовала сеть почтовых станций, где путешественники могли сменить усталых лошадей на свежих и отдохнуть.
Станционный смотритель — это мелкий чиновник, отвечающий за работу почтовой станции. Это должность 14-го класса, низшего в чиновничьей иерархии. Именно поэтому в произведении Пушкина смотритель Самсон Вырин символизирует «маленького человека», неспособного постоять за себя.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Кратчайший пересказ
Станционный смотритель Самсон Вырин живет с красавицей-дочерью Дуней. Однажды через их станцию проезжает гусарский офицер Минский. Он обманом увозит приглянувшуюся девушку с собой в Петербург.
Вырин едет в столицу к Минскому, у которого на содержании живет Дуня, и просит вернуть дочь. Гусар дважды прогоняет смотрителя. Старик возвращается на станцию, где с горя начинает пить и через несколько лет умирает.
Однажды к дому станционного смотрителя приезжает богато одетая женщина с тремя детьми. Узнав, что Вырин умер, она идет на кладбище и долго лежит на его могиле.
Полный текст, аудиокнига, фильм с Михалковым
В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.
В 1972 году на студии «Мосфильм» режиссер Сергей Соловьев снял фильм по мотивам повести Пушкина. Роль Самсона Вырина исполнил Николай Пастухов, его дочери — Марианна Кушнерова, гусара Минского — Никита Михалков.
Краткое содержание повести Пушкина «Станционный смотритель»
Иван Петрович Белкин, от лица которого ведется повествование, рассказывает историю знакомого смотрителя Самсона Вырина, на станции которого он побывал трижды.
Познакомились они в 1816 году. Вырин принял вымокшего под дождем путешественника, 14-летняя красавица-дочка смотрителя Дуня подала им чай, и они втроем долго разговаривали так, словно всю жизнь были знакомы. На прощание рассказчик поцеловал девушку.
Спустя несколько лет Белкин вновь оказался на знакомой станции. Вырин сильно постарел, а сама станция выглядела ветхой и неухоженной. Дуни нигде не было видно, и на вопрос о ее здоровье отец ответил лишь: «А бог ее знает». Но на втором стакане пунша Вырин разговорился и поведал свою печальную историю.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Три года назад зимним вечером приехал на тройке путешественник, стройный гусар с черными усиками, и стал гневно требовать лошадей. Появилась Дуня, и гусар успокоился, сев ужинать. Лошадей подали, но офицер вдруг сказался больным и никуда не поехал. Так он задержался на пару дней. Дуня подносила ему пить, разговаривала с ним.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Вскоре путешественник поправился, был весел, шутил с Дуней и насвистывал песни. Самсону Вырину он полюбился. Поэтому когда офицер собрался уезжать и предложил подвезти Дуню в церковь, отец велел ей не бояться и поехать: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку с гусаром и уехала.
Уже спустя полчаса отец заподозрил неладное. Сам пошел в церковь, но оказалось, что на службе девушки не было. К вечеру вернулся ямщик и сообщил, что Дуня со следующей станции отправилась с гусаром дальше. Ямщик «сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».
Тут только старик понял, что офицер лишь притворялся больным. Вырин выпросил отпуск на два месяца и пешком отправился в Петербург, за дочерью: из подорожной он знал, что гусар — ротмистр Минский — ехал в столицу.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
В Петербурге Вырин нашел Минского и со слезами попросил отпустить Дуню домой: «Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». Гусар был смущен, но возвращать девушку отцу отказался: «Она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния». Минский выставил гостя за дверь, сунув ему денег. Станционной смотритель со слезами негодования бросил деньги на землю. Потом вернулся, но денег уже не было.
Вечером того же дня Вырин увидел Минского на Литейном проспекте — тот заходил в какой-то дом. Смотритель догадался, что там и живет Дуня, он поднялся наверх и вошел. В богато обставленной комнате сидел в кресле гусар, а на ручке кресла — Дуня, «одетая со всею роскошью моды»: «Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы».
А. Ванециан. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Увидев отца, девушка упала без чувств. Минский же вытолкал старика на лестницу. Смотритель решил сдаться и вернулся обратно на станцию.
Вот уже третий год, заключил он, как живу я без Дуни, и как об ней нет ни слуху, ни духу. Жива ли, нет ли, бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…
Недавно рассказчик вновь проезжал мимо того местечка. Оказалось, почтовой станции уже нет, но он заплатил за лошадей и поехал в село Н. проведать старого знакомого. Оказалось, старик Вырин уже год как умер — спился. Местный мальчишка отводит гостя на могилу.
Мальчик рассказывает Белкину, что «летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу». Ехала она в карете с шестеркой лошадей, с тремя маленькими детьми, няней и собачкой. Узнав о смерти смотрителя, она заплакала и пошла на кладбище: «Она легла здесь и лежала долго. А там барыня пошла в село и призвала попа, дала ему денег и поехала, а мне дала пятак серебром — славная барыня!»
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Краткий анализ «Станционного смотрителя»: тема, идеи, композиция и герои
«Станционный смотритель» — самая печальная из «Повестей Белкина». Если в других произведениях цикла все заканчивается благополучно, то здесь в центре повествования — семейная трагедия, разлука отца и дочери.
Пушкин обыгрывает сюжетные ходы ряда известных читателям произведений, таких как «Бедная Лиза» Николая Карамзина. Однако свою повесть Пушкин делает более неоднозначной: это не предсказуемое сентиментальное произведение о несчастной девушке, не романтическая история любви, а реалистическое повествование о социальном неравенстве, взаимном непонимании, одиночестве и влюбленности.
Тема и идея произведения
Тему произведения можно определить по разному: это и судьба «маленького человека», и отцовская любовь, и разлука.
Идею «Станционного смотрителя» также можно трактовать различными способами. Одни полагают, что главное в повести — сочувствие простому человеку, который в сословном обществе не может защитить ни себя, ни любимую дочь от «сильных мира сего».
Другие видят идею «Станционного смотрителя» в неизбежном разобщении родных людей: дочеь Вырина выбирает для себя судьбу петербургской дамы и навсегда покидает отца.
В философском смысле идея повести — необратимость значимых поступков. Каждый делает свой выбор, и повернуть время назад невозможно, даже если поступки эти привели к трагедии.
А. Ванециан. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Композиция повести
Композиционно повесть состоит из четырех частей. Вводная часть — обращение рассказчика к читателю с призывом посочувствовать трудной судьбе станционных смотрителей.
Затем описаны три приезда рассказчика на станцию Самсона Вырина.
Во время первой встречи он знакомится с персонажами. Показана идиллия в доме Вырина, где он мирно живет с дочерью.
При второй встрече рассказчик узнает от смотрителя драматическую историю об отъезде Дуни и о попытке вернуть ее домой. Кульминация этой части — встреча Вырина с Минским и дочерью в Петербурге.
В свой третий приезд рассказчик узнает развязку. Выясняется, что судьба Дуни сложилась совсем не так плохо, как боялся отец. Однако сам Вырин уже спился и умер. Осиротевшая Дуня плачет на его могиле.
Характеристика Самсона Вырина и других персонажей
Среди персонажей повести нет ни положительных героев, ни настоящих злодеев. Каждый действует, исходя из своих представлений о мире.
Самсон Вырин — «маленький человек», незлой и честный. Он искренне любит дочь и заботится о ней, но не готов всеми силами бороться за нее с богатым дворянином.
Когда девушку увозит гусар, Вырин едет в Петербург, где находит Минского и Дуню. Но столкнувшись с сопротивлением офицера, смотритель сразу опускает руки. Старый армейский товарищ предлагает Самсону жаловаться и продолжать борьбу, но тот решает махнуть на это рукой, возвращается на станцию и спивается. Жалея дочь, он больше не предпринимает попыток что-то о ней узнать и как-то помочь.
Дуня (Авдотья Самсоновна Вырина) в начале повести — красивая и бойкая девушка, умеющая расположить к себе любого. По скупому описанию можно догадаться, что она сама согласилась уехать с гусаром в Петербург, хотя ее обуревали смешанные чувства: она «плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».
В финале произведения Дуня — богатая барыня, у нее трое детей и жизнь, как кажется, удалась. Вот только жить ей придется с сознанием того, что именно разлука погубила отца.
Ротмистр Минский на первый взгляд кажется главным злодеем произведения, разрушившим идиллическую жизнь на станции. Он обманом увозит и соблазняет Дуню.
Однако далее становится понятно, что он действительно влюбился и не желал никому зла. Не даром гусар смущается, когда в Петербург приезжает Самсон Вырин, пытается откупиться и обещает сделать девушку счастливой. Вырин своими глазами видит, что ротмистр вовсе не держит Дуню силой.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
Описание «смиренной, но опрятной обители» станционного смотрителя
Заметную роль в повести играют описания почтовой станции, где служил Самсон Вырин. Станция словно повторяет судьбу своего смотрителя.
В первый приезд это небогатый уютный домик, «смиренная, но опрятная обитель», где рассказчик запомнил «горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою». На стенах висят иллюстрации к библейской притче о блудном сыне — намек на то, что случится с Выриным и его дочерью.
Во второй приезд рассказчик видит, что без Дуни станция стала приходить в запустение: «Я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение». То же самое случилось и с Выриным — за три-четыре года он превратился из «бодрого мужчины в хилого старика».
В третий приезд рассказчика станция перестала существовать. В доме смотрителя живут пивовар с женой, которая встречает гостя в сенях — тех самых, где он некогда поцеловал на прощание Дуню. Нет станции, нет и Самсона Вырина; он лежит в могиле, куда однажды приехала его дочь — богатая барыня Авдотья Самсоновна.
Афиша немецкого фильма «Почтмейстер», снятого в 1940 году по мотивам повести «Станционный смотритель»
«Станционный смотритель»: краткое содержание и анализ
Иллюстрация М. Добужинского к повести «Станционный смотритель»: YouTube / InternetUrok
На пике творческого пути Александр Пушкин создал знаменитую повесть «Станционный смотритель». Краткое содержание произведения не только даст понимание сюжета и персонажей, но и станет основой для анализа идей, заложенных писателем.
«Станционный смотритель»: краткое содержание
Одно из самых печальных произведений, которые написал Александр Пушкин, — «Станционный смотритель». Краткое содержание повести в этом убедит: автор сумел без излишнего трагизма рассказать читателю сложную историю:
Краткий пересказ повести: знакомство с героями
В начале повести рассказчик, который ведет повествование, делится с читателем размышлениями. Кто такой станционный смотритель, по его мнению? Несчастный человек, на котором путешественники то и дело вымещают гнев.
Рассказчик вспоминает, как однажды в дороге попал под сильный дождь и заехал на станцию, чтобы сменить одежду и согреться чаем. Его принял станционный смотритель Самсон Вырин и его четырнадцатилетняя дочь — красавица Дуня.
Пока Дуня накрывала на стол, рассказчик осмотрелся. Ему очень понравилась атмосфера в избе:
Гость пригласил хозяев присоединиться к трапезе. Завязалась приятная беседа, приезжему не хотелось уходить.
Спустя годы, проезжая той же дорогой, рассказчик решил заехать к давним знакомым. Зайдя в комнату, узнал знакомый интерьер. Правда, теперь он был неуютным и запущенным. Дуни не было, а смотритель был мрачным и неразговорчивым. Выпив немного пунша, старик поведал гостю о печальном случае.
«Станционный смотритель»: кратко об исчезновении Дуни
Тремя годами ранее через станцию проезжал молодой гусар. Сначала он спешил и злился, но когда заметил Дуню, то решил остаться на ужин. Пришло время уезжать, но у офицера внезапно ухудшилось самочувствие. Доктор подтвердил белую горячку.
Через пару дней гостю стало лучше, и он собрался в путь. Было воскресенье, и он вызвался доставить Дуню до церкви. Смотритель станции был хорошего мнения о молодом человеке и не подумал ничего дурного, однако позже заволновался и пошел за дочерью.
Краткое содержание: станционный смотритель находит дочь
Смотрителю удалось отыскать Минского. Офицер убеждал, что осчастливит Дуню, дал Самсону денег и выпроводил вон.
Но Вырин хотел встретиться с дочерью. Проследив за Минским, узнал, где живет Дуня. В квартире трехэтажного дома Самсон увидел дочь в роскошных одеждах — Дуня стала содержанкой Минского. Заметив отца, девушка вскрикнула и потеряла сознание. Недовольный барин выгнал смотрителя, тому пришлось вернуться домой. Три года он ничего не слышал о дочери.
Кадр из фильма «Станционный смотритель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
Когда рассказчик вновь оказался на том же тракте, станции на прежнем месте не оказалось, а в избе Самсона жил пивовар с женой и сыном. Мальчик рассказал, что смотритель год как умер. По его словам, недавно приезжала барыня с тремя детьми и долго лежала у могилы.
«Станционный смотритель»: анализ произведения
За простотой повествования скрываются авторские рассуждения о несовершенстве общества и человеческих отношений. Понять суть произведения поможет его последовательный анализ:
История создания повести
Повесть «Станционный смотритель» Пушкин написал в 1830 году, когда перед свадьбой с Натальей Гончаровой вернулся в фамильное поместье Болдино. Из-за эпидемии холеры ему пришлось задержаться там на всю осень. Это время — самый плодотворный период в творческой карьере Пушкина. Он создал множество произведений, в частности цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»). «Станционный смотритель» — одна из них. Также в серию вошли произведения:
Иван Петрович Белкин — выдуманный писателем персонаж, чьим именем подписаны повести. Под именем Пушкина серия издана в 1834 году.
«Станционный смотритель»: персонажи
Прежде чем перейти к анализу авторских идей, заложенных в повесть, изучим основных действующих лиц:
Кадр из фильма «Станционный смотритель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
Проблематика произведения
В небольшой повести Пушкин затронул ряд вечных вопросов и проблем, которые четко видел в обществе своего времени. Многие из них хорошо знакомы и современному читателю:
Главные герои истории, которую изложил Пушкин, — станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня.
Смотритель — человек старых устоев: живет в деревне, заботится о дочери, старается оградить ее от любых неприятностей. Дуня другая: она грезит жизнью в городе и использует первую возможность туда попасть. Девушка понимает, что отец будет против ее решения, поэтому молча его покидает. Она поддается романтическому порыву и не задумывается о возможных опасностях. Спустя годы Дуня возвращается к родителю, но застает только могилу.
Герои повести Дуня и Минский следуют своим интересам и прихотям, не заботясь о чувствах окружающих. Дочь смотрителя легко бросает отца, оставляя наедине с печалью и переживаниями. Зная о его беспокойстве, за годы жизни в Петербурге не пытается выйти на связь.
Офицер Минский — человек из высшего сословия, привыкший к богатой жизни и удовлетворению желаний. Для него забрать наивную юную девочку от отца и увезти из деревни, чтобы сделать содержанкой, — обычный поступок. Бездумные действия Дуни и Минского приводят к печальному исходу — смерти невинного человека. Так автор демонстрирует, как пагубно влияет на личность легкомысленность окружающих.
Действия персонажей могут вызвать у читателя непонимание и возмущение. Но Пушкин намекает: сложившаяся ситуация — результат не столько поведения героев, сколько принятого в обществе уклада. Классовая иерархия, положение женщины в обществе — те проблемы, которые сделали эту историю реальной для своего времени.
«Станционный смотритель» — первое произведение Пушкина, где он задел эту проблему. Самсон Вырин — служащий самого низкого ранга. На его примере писатель показал, какое отношение о в обществе к таким людям. Их безнаказанно оскорбляли, обвиняли, сгоняли на них злость или раздражение, с их мнением никто не считался.
Чувства и переживания людей, не имеющих власти и влияния, не заботили окружающих. Своим рассказом автор подчеркивает, насколько абсурден такой уклад, ведь человечность не должна зависеть от чина и класса.
«Станционный смотритель»: жанр
Хотя Пушкин определил жанр произведения как повесть, по глубине психологического наполнения оно не уступает роману. Автор уделяет внимание чувствам каждого героя, нарочно подчеркивая: среди них нет плохих или хороших. Все сложные личности со своими переживаниями, мечтами и мотивами.
«Станционный смотритель» создан в традициях реализма: в нем достоверно воссоздан образ жизни того времени, а персонажи, которых нарисовал автор, существовали в реальности.
Проблемы общества и типажи, которые описал Пушкин, встречаются и в наше время. В этом заключается мастерство великого писателя — видеть суть вещей и искусно описывать их.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Как вы понимаете смысл финала повести «Станционный смотритель»?
«. и я не уже не жалел о поездке и о потраченных семи рублях. «
Семь рублей во времена Пушкина были солидной суммой.
Теперь, когда мы понимаем «цену вопроса», вопрос о «жмотстве» рассказчика отпадает, наоборот, читатель видит, насколько его волновала судьба Выриных.
Дело в «Станционном смотрителе» действительно обернулось неординарно. Произошло то, что мы называем разрывом шаблона. Пушкин любил нетипичные развязки, и все «Повести Белкина» наполнены ими. Читатель, привыкший и к бедной Клариссе Гарлоу, соблазнённой Ловеласом (да, это имя собственное в тогдашней передаче, такая фамилия была у коварного соблазнителя, слово стало нарицательным), и к бедной Лизе, а вот с Дуней номер не прошёл. Вопреки всем клише назидательной литературы она оказалась замужней дамой, любимой мужем, живущей в достатке и нарожавшей детишек.
Ну да, человек с именем библейского героя струсил, как собачонка, перед высокоблагородием, позабыв все христианские заповеди и русские обычаи сразу.
Позже Вырин сам попытается разыграть библейского отца на новый лад, но ничего у него не получилось: никакого наследства он дочери не дал, да и не имел, что дать, сам велел уехать с гусаром, оставив девицу без присмотра, потом сам же упрашивал Минского вернуть ему дочь. Картинно выбросил деньги, которые ему дал гусар, передумал, но их уже успели подобрать.
Никак не получается назидательная история с отцом в главной роли и погибшей девицей, потерявшей честь! Сюжет идёт по своим рельсам и ведёт к хеппи-энду, из которого никак не получается выдавить мораль для назидания потомкам. Пушкин словно говорит нам, что в жизни бывает по-всякому, в том числе вопреки всем прописным истинам. Именно из-за столь неизбитого вывода (хоть и прямо не высказанного, но подразумеваемого) рассказчику не жаль потраченных усилий и средств.
Повесть Пушкина «Станционный смотритель», которая вошла в книгу «Повести Белкина», имеет трагический финал.
Самсон Вырин не смог пережить того, что дочь его убежала с гусаром и наотрез отказалась возвращаться к отцу и даже с ним общаться.
Если анализировать это произведение, то эта разлука отца и дочери произошла не случайно.
Это результат противоречий между классами, различия как в образе жизни, так и в способе мышления.
В этом рассказе отец и дочь духовно не соответствуют друг другу, поэтому неизбежно их пути разошлись бы.
Кроме личных проблем, которые писатель вскрывает здесь и проблем взаимоотношений между поколениями, в этой повести показана также проблема маленького человека, его нелёгкого положения в обществе.
Этих людей считают обслугой и относятся к ним пренебрежительно.
Поэтому смотритель является олицетворением судьбы и нелегкой доли этих людей и обобщающим образом.
Тема этой повести – нравственность. Главный персонаж, от имени которого и повествуется это произведение, волею судьбы стал свидетелем семейной драмы.
Дочь бросила своего отца и уехала в город. С её бегством дом опустел обветшал, отец, станционный смотритель, стал ненужным дочери и умер в одиночестве.
Рассказчик, подробно нам раскрывает взаимоотношения между Дуней и отцом Самсоном и казалось бы что сердце дочери полностью очерствело и Дуня забыло о своей прошлой жизни с отцом, но…
Это оказалось не так. Дуня не успела навестить отца при его жизни и достаточно серьезно об этом пожалела, рыдая на его могиле. Значит Дуня не полностью не утратила свое чувство, память, отношение к близкому. Она раскаивается в случившемся.
Поэтому последней строкой,
Пушкин дает понять, что трата денег рассказчиком на дорогу, была нужной, так как он сумел воочию увидеть и узнать, концовку взаимоотношений Самсона и его дочери, и больше ему нет нужды возвращаться в дом Смотрителя.
История с Дуней закончилась вполне приемлемо для последнего, он узнал о том, что молодая женщина с детьми приезжала к отцу на могилу. Она, очевидно, страдала от того, что так случилось. Эта информация «устроила» Белкина, и потому он уже не сожалел о семи рублях.
После того как автор узнал, что старик умер, ему стало стало жаль напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром, так как, по сути, он и смотрителя не увидел и ничего нового не узнал, но после того как он сходил к нему на могилу и узнал, что приезжала его дочь, то стало понятно, что для нее история закончилась хорошо и старик, возможно, напрасно так убивался. Дочь его живет хорошо, можно даже сказать, при деньгах у нее уже у самой есть дети, так что тот гусар, который ее увез не обманул и не бросил.
За такую историю и семи рублей не жалко было отдать, теперь автор и сам узнал чем закончилась эта история и ему уже не придется задаваться вопросом: «Что случилось с девушкой?».
В конце повести «Станционный смотритель» автор приезжает навестить Самсона, но узнаёт, что тот уже умер, а также то, что его дочка приезжала навестить могилу отца. Финал показывает нам, к чему привело недопонимание между Выриным и Дуняшей. Девушка нашла свою любовь, стала счастливой и богатой. Но её отец, мелкий чиновник был столь ограничен и консервативен, что мыслил лишь своими закостенелыми шаблонами. Мол, если молодой богатый гусар увёз с собой бедную девушку, то обязательно надругается над ней и бросит. Смотритель не смог измениться, его погубила собственная ограниченность и остановка в развитии. Он мыслил как “чиновник четырнадцатого класса”, не в силах подняться выше. А ведь этот человек мог сломать решетку своих предрассудков, поверить в выбор дочки, наладить с ней хорошие отношения. Но “чиновник четырнадцатого класса” оказался сильней и этот конфликт до самой смерти мучил бедного Самсона.
В финале автор с удовольствием узнал, что Дуняша не забыла отца и всё-таки приехала проститься с ним. Она не погибла в нищете, вопреки ожиданиям Самсона. Это ещё одно свидетельство того, что наша жизнь не ограничена нерушимыми решетками стереотипов, что в ней есть место для настоящей любви и счастья, в которые так и не смог поверить бедныйй “чиновник четырнадцатого класса”.
Дуня в начале повествования представляется хорошей девчушкой, помощницей и опорой отца
— так смотритель отзывается о своей дочери. Отец нарадаваться ею не мог
Всякий разгневанный путешественник при виде Дуни усмирял свой гнев
Господа проезжие нарочно останавливались на станции смотрителя.
Вот и рассказчик, Иван Петрович Белкин, решил заглянуть еще раз. Но встретили его ветхость и небрежение. Самсон Вырин превратился в хилого старика. Как оказалось, Дуню увез обманом проезжавший гусар. И дочь за все эти годы не навестила отца, хоть и знала, что сам он предпринял попытку ее увидеть, посетив пешком Петербург.
Правда, удивительно, как такая заботливая отзывчивая когда-то девочка забыла напрочь об отце. Может и были причины, но мы того не узнаем, ибо о ее жизни барыней ничего неизвестно.
Эта история и у меня бы осталась в памяти. И при случае я бы попыталась узнать продолжение. И автору такая возможность представилась.
Проезжая через местечко ***, Белкин вспомнил о Самсоне. Расспросив местных, он узнал, что станция уже уничтожена, а о смотрителе никто ничего не знал. Тогда он нанял вольных лошадей, чтобы съездить в село Н, потратив на это 7 рублей. Но по приезду его встретила толстая баба, которая и сообщила, что смотритель умер. Пришло сожаление о потраченных деньгах.
Но и правда, стоило ли тратиться на дорогу, чтобы узнать, что смотритель спился и умер. В таком случае лучше оставаться в неведении, уж очень трагичной представляется картина последних лет жизни и смерти одинокого старика.
Однако, решив посетить Самсона на кладбище, Иван Петрович от мальчишки узнает, что наведывалась прекрасная, добрая барыня и долго лежала на могиле.
Дочь вернулась, увы, не застала отца в живых, но и не забыла. Нам неизвестно, почему она не сделала этого раньше, но автора порадовало то, что отца своего Дуня помнила. Конечно, очень жаль, что что родные люди не успели увидеться, что отец не смог узнать о ее благополучной жизни и внуках. Ведь он переживал, что дочь может оказаться брошеной нагулявшимся гусаром на улице. Пожалуй, эпизод с Дуней на могиле самый драматичный в рассказе. Осознание, что больше никогда не увидишь близкого человека, а ведь могла.
Ну что ж, автор узнал, что у Дуни всё хорошо, и отца она помнит. Оттого и порадовался, что
Читая повесть «Станционный смотритель», вспоминаются крылатые слова Шекспира:
Именно такое впечатление она оставляет после прочтения, и после просмотра прекрасного фильма Сергея Соловьева с одноименным названием. Сама повесть настолько трогательная, что даже теперь, спустя годы, помню, как она волновала меня в то время. А теперь, … теперь не могу ее спокойно читать, настолько сильные эмоции она вызывает, буквально «переворачивает душу».
Последней фразой о «семи рублях» Пушкин и соавтор Белкин поставили точку в этой печальной повести. Действительно, не жалко было и семи рублей, чтобы узнать продолжение душещипательной истории о станционном смотрителе и его красавице дочери.
Но, скорей всего, автор порадовался не только материальному и семейному благополучию Дуняши, что в общем-то, стало для нее редкостным везением при тех сложившихся обстоятельствах, которые могли закончиться ее погибелью.
А еще он, полагаю, умилился тому, что не пропала ее дочерняя любовь к отцу, и что вина и раскаяние бередили ее душу. И еще раз утвердился во мнении, что чувства человеческие сильны и извечны.
В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Станционный Смотритель» кроется очень глубокий смысл.
Данная повесть поднимает наболевшие вопросы несправедливости, например, дочь офицера Вырина, которая предала главного героя. Из-за предательства, офицер через некоторое время умирает. А если бы дочь не предавала главного героя? Сколько проблем можно было бы избежать?
Не секрет, что жизнь любого человека, все его понятия о жизни, чести, порядочности, о любви и смысле идут из семьи и от родителей. Именно они своим примером передают детям важнейшие знания и умения. И совсем не важно, что они при этом говорят. Ведь недаром существует поговорка: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, все равно они будут похожи на вас». Именно семья формирует личность, передаёт семейные ценности и традиции и, самое важное, опыт, накопленный годами.
Ростовы – это идеальный пример, какой должна быть настоящая семья.
В семье же Ростовых царит мир, уют, гармония, веселье и взаимопонимание.
Граф Илья Андреевич Ростов человек слегка легкомысленный, он легко расстаётся с деньгами. При этом он добрый, понимающий отец и безумно любит свою семью.
Дети в семье дружные, уважающие и понимающие друг друга. На общем фоне выделяется только Вера. Она слишком холодна и чересчур правильная. Это слишком сильно бросается в глаза и, как правило, мнение читателя о ней не очень хорошее. Графиня Наталья отмечает, что холодность Веры связана с другой системой воспитания, которая царила в их доме, когда Вера была единственным ребёнком. Поэтому, скорее всего, в Вере просто говорила зависть от того, что она не смогла получить того, что получали другие дети.
Весьма похожими друг на друга предстают перед нами Наташа, Николай и Петя. Они жизнерадостные, веселые, в них кипит жизнь, как и должно быть в молодых людях их возраста. Благодаря отцу, в них было чувство достоинства и чёткие понятия о чести. Именно эти понятия и провоцируют Николая и Петю выступить на фронте против французов.
Увы, Петя младший из Ростовых, погибает, совершив весьма глупый поступок. Жизнь Николая, напротив, преподносит ему успешную карьеру, замечательную семью, уважение крестьян. У него крепкое и аккуратное хозяйство.
Для любой семьи страшным испытанием становится гибель детей. Это страшная трагедия состарила родителей, а графиня чуть не лишилась рассудка. Только благодаря Наташе Ростовым удалось сохранить мать.
Ну и, конечно же, Наташа. Идеал женщины, жены и матери, по мнению Толстого. Его любимица. В самом начале она юна, задорна, весела, как и подобает девочке в столь юном возрасте. Но идёт время и из этого озорного ангела Наташа превращается в девушку, которая уже готовится к своему первому балу. А вот она уже невеста князя Андрея Болконского и жена Пьера Безухова.
Наташа искренняя натура, которая изо всех сил стремится к любви. Это видно и в ее чувствах к Болконскому, и в отношении к Анатолю Курагину.
Она готова придти на помощь к каждому. Это можно хорошо наблюдать в сценах, когда она просит отдать повозки раненым, а себе взять только самое необходимое и когда днём и ночью сидит у постели раненого Андрея.
Наверное, стоит сказать несколько слов о Соне. Она старше Наташи. Весьма скромна, тиха и влюблена в Николая. Поначалу и он отвечал ей взаимностью, но жизнь и война изменили его. Он вырос и забыл детскую влюбленность. А Соне оставалось лишь смириться с появлением другой в жизни Николая. И в этом ее жертва. Полюбить второй раз она уже не сможет.
Толстой с трепетом относится к семье Ростовых. Ведь на их примере он учит читателей, чем должен дорожить человек, и что всегда должно быть на первом месте.