Что случилось со скифами

uCrazy.ru

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами

Навигация

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Кто такие скифы и куда они исчезли?

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами

Скифы – древний народ, который жил на территории современной России. Были сильными бойцами – их не удалось покорить ни персам, ни Римской империи. Куда же исчезли скифы и кто теперь является потомками этого знаменитого народа? Давайте разбираться.

Сперва греки так звали только кочевников, но потом название закрепилось. И, к примеру, войско князя Олега, где было много славянских воинов и варягов, греки тоже называли «Великой Скифью». Отсюда и путаница, что много лет скифы считались предками русских. На самом деле, у скифов своя уникальная история.

Скифы жили на территории Украины и России. Это был север Причерноморья (земли, расположенные вокруг Черного моря). Греки описывали земли скифов, как «странные, где всегда снег». Это, конечно, было утрирование, но самим грекам наш климат явно был не по душе.

Семьи у скифов были по принципу коммуны. Жены и дети в племенах были общие, как таковые классические браки были редкостью. К женщинам относились хорошо, уважительно.

И очень любили выпить! Скифы не разбавляли алкоголь и пили залпом, чем удивляли греков! В Спарте даже было в ходу выражение «Налить по-скифски». Наивные греки, видели бы они, как люди пьют в наши дни, если их удивляло, что можно пить вино неразбавленным. Скифы и греки недолюбливали друг друга. Греки считали скифов варварами, а скифы греков – избалованными неженками.

У скифов был настоящий культ золота. Вроде бы ничего удивительного, кто ж не любит золото и богатство? Но скифы его прямо боготворили, и найденное золото собирали и копили, вместо того, чтобы тратить на улучшение своего быта или расширения войска.

А какими они были внешне? Скифы, по описанию Геродота, больше напоминали северные народности. Были плотного телосложения («мясистые, но без мускулов»). Женщины были похожи на мужчин. И все скифы – рыжие.

При этом у многих скифов были эндокринные проблемы. По изучению находок в захоронениях скифов, многие из них страдали от синдрома Морганьи — Стюарта — Мореля. Это целый спектр эндокринных проблем, включая диабет и избыточное оволосение у женщин. Часто приводит к ожирению, депрессии и специфической форме лба, так как лобная кость у больных утолщается изнутри.

В греческой мифологии скифы были потомками одного из сыновей Геракла. Видимо такая ассоциация была из-за их боевых качеств.

Меч-акинак. Короткий меч, длина клинка всего 40 см. По сути, длинный кинжал.

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами

Они, в отличие от классических русских или европейских, легко натягивались и пружинили. Ими можно было вооружать даже женщин и детей, которые с такими луками были полноценными боевыми единицами.

Доспехи. Гибкие кожаные доспехи скифов были очень эффективны. Они покрывали их металлическими чешуйками. Пробить такой доспех было непросто, при этом он был очень легким.

Греки и скифы соперничали за господство в Причерноморье. Причем, скифы были удачливее. Они первыми захватили Мидию – богатое развитое государство, которое располагалось на территории современного Ирана. Скифы вытеснили киммерийцев – тоже древний кочевой народ, контролировавший Закавказье.

Отбиваться от лучших армий мира скифы тоже научились легко. Персидский царь Дарий, у которого, пожалуй, было самое сильное войско того времени, пошел на земли скифов. Но здесь скифы взяли хитростью – не вступая в прямую драку, они кружили вокруг персидских войск, обстреливая их из луков. А попробуй догони их в степи! В итоге Дарий, потеряв часть войск и время, вернулся назад ни с чем.

Примерно тоже случилось и с Александром Македонским. Пришел на земли скифов, погонялся за ними по степи. Потерял часть войска от огня лучников и вернулся ни с чем.

Закат величия скифов

За несколько веков это произошло естественным путем. То, что не удалось сделать лучшим армиям мира одним наступлением, решили годы противостояний с соседями. Из степей их вытеснили соседи, которые понемногу отхватывали часть территорий. Соседи – такие же кочевые племена: сарматы, саки, позднее – аланы. Это не было одномоментным захватом – скорее планомерным поглощением, потому что скифы смешивались с этими народами.

А скифы, как народ, в начале нашей эры остались только в Крыму. Там они от кочевого образа жизни перешли к «эллиннизированному». Стали строить города, заниматься земледелием. В скифские города стали приезжать торговцы из Греции, многие оставались жить в этом благодатном крае.

Одним из главных городов стал Неаполь Скифский, который был расположен на окраине нынешнего Симферополя.

В таком состоянии скифы могли прожить еще долго, но в 3 веке пришли воинственные готы. Эти племена объявили войну всем и сразу. Они легко разрушали крепости и один за другим скифские города пали.

Скифы поделились на два лагеря. Большая часть из них ушла в горы, спасаясь от захватчиков. А остальные влились в армию готов и пошла на Римскую империю. Довершили историю гунны – еще одни захватчики, которые пришли на место готов. Скифы, как самостоятельный народ, перестали существовать.

Сейчас некоторые историки считают, что современные чеченцы и осетины – потомки тех самых скифов, аланов и сарматов, которые ушли в горы, спасаясь от набегов готов и гуннов.

Источник

Что случилось со скифами

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами

Скифы господствовали почти тысячелетие на нынешней территории России. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы.

Кто такие скифы

Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки. Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.

Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.

Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры. Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.

Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

Борьба

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией. После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории. В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.

Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами. В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

Исчезновение скифов

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов. Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные. Интересно то, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.

Источник

«Да скифы мы! Да азиаты мы!». Странная жизнь скифов после исчезновения

Мильо­ны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попро­буй­те, сра­зи­тесь с нами!
Да, ски­фы — мы! Да, ази­а­ты — мы,
С рас­ко­сы­ми и жад­ны­ми очами!

Сти­хо­тво­ре­ние «Ски­фы» Алек­сандр Блок напи­сал в янва­ре 1918 года. Рос­сия, пере­жив две рево­лю­ции, иска­ла выход из затя­нув­шей­ся миро­вой вой­ны, но пере­го­во­ры о мире про­хо­ди­ли очень тяже­ло. От было­го подъ­ёма пат­ри­о­тиз­ма не оста­лось и следа.

В воз­ду­хе вита­ла уста­лость и неуве­рен­ность. 11 янва­ря Блок писал в сво­ём дневнике:

«„Резуль­тат“ брест­ских пере­го­во­ров (то есть ника­ко­го резуль­та­та, по сло­вам „Новой жиз­ни“, кото­рая на боль­ше­ви­ков него­ду­ет). Ника­ко­го — хорошо‑с. Но позор 3 1/2 лет („вой­на“, „пат­ри­о­тизм“) надо смыть. Тычь, тычь в кар­ту, рвань немец­кая, под­лый бур­жуй. Артачь­ся, Англия и Фран­ция. Мы свою исто­ри­че­скую мис­сию выпол­ним. Если вы хоть „демо­кра­ти­че­ским миром“ не смо­е­те позор ваше­го воен­но­го пат­ри­о­тиз­ма, если нашу рево­лю­цию погу­би­те, зна­чит, вы уже не арий­цы боль­ше … А на мор­ду вашу мы взгля­нем нашим кося­щим, лука­вым, быст­рым взгля­дом; мы ски­нем­ся ази­а­та­ми, и на вас про­льёт­ся Восток … Мы — вар­ва­ры? Хоро­шо же. Мы и пока­жем вам, что такое вар­ва­ры. И наш жесто­кий ответ, страш­ный ответ — будет един­ствен­но достой­ным человека».

Инте­рес­но, что уже в этой днев­ни­ко­вой в запи­си у Бло­ка про­скаль­зы­ва­ют темы «ази­а­тов» и «кося­ще­го, лука­во­го, быст­ро­го взгля­да» кото­рые вско­ре полу­чат наи­луч­шее отра­же­ние в «Ски­фах».

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами Иллю­стра­ции к «Ски­фам» в кни­ге «А. Блок. Две­на­дцать. Ски­фы». Худож­ни­ки Миха­ил Лари­о­нов. 1920 год

Оче­вид­но, что под «ски­фа­ми» Блок под­ра­зу­ме­вал имен­но рус­ских. Имен­но они «вар­ва­ры», чей «жесто­кий ответ, страш­ный ответ — будет един­ствен­но достой­ным человека».

Кто же такие ски­фы? Ски­фы — древ­ний коче­вой ира­но­языч­ный народ, жив­ший в сте­пях Восточ­ной Евро­пы в VIII в. до н. э. — IV в. н. э. Ски­фы же у Бло­ка — сим­вол бла­го­род­ных вар­ва­ров, их нрав чист и не загуб­лен циви­ли­за­ци­ей. В них нет раз­вра­та и покло­не­ния перед мир­ским. В сво­ём срав­не­нии Блок был не пер­вым. Репу­та­ция диких вар­ва­ров закре­пи­лась за ски­фа­ми ещё в антич­но­сти. Исто­кам скиф­ско­го мифа и посвя­ще­на эта заметка.

«Ярлык» древних авторов

Жизнь ски­фов извест­на исто­ри­кам как по пись­мен­ным, так и по архео­ло­ги­че­ским источ­ни­кам. С точ­ки зре­ния архео­ло­гии «скиф­скую куль­ту­ру» свя­зы­ва­ют с мас­сой кур­га­нов, посе­ле­ний и горо­дищ, про­тя­нув­ших­ся от Пред­кав­ка­зья до лесо­степ­но­го реги­о­на Восточ­ной Евро­пы. Сре­ди них зна­ме­ни­тые «цар­ские» кур­га­ны Соло­ха и Чер­том­лык в Ниж­нем Под­не­про­вье, пред­ме­ты, из кото­рых хра­нят­ся сего­дня в Эрмитаже.

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами Гре­бень из кур­га­на Солоха Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами Меч с руко­я­тью в ахе­ме­нид­ском сти­ле. Чертомлык

Мно­гое извест­но о ски­фах и по пись­мен­ным источ­ни­кам. «Отец исто­рии» Герод­от в V в. до н.э. подроб­но опи­сал ски­фов и Ски­фию в сво­ей чет­вёр­той кни­ге «Исто­рии гре­ко-пер­сид­ских войн».

Ски­фы у Герод­о­та — яркий образ воин­ствен­ных кочев­ни­ков, кото­рые «не сеют и не пашут», куль­ти­ви­руя воин­скую доблесть:

Гре­че­ским источ­ни­кам о ски­фах в целом мож­но дове­рять — они были близ­ки­ми сосе­дя­ми ски­фов. В Кры­му и на побе­ре­жье Чёр­но­го Моря рас­по­ла­га­лись гре­че­ские коло­нии (Хер­со­нес, Фана­го­рия, Пан­ти­ка­пей, Оль­вия и дру­гие). Одна­ко сто­ит пом­нить, о неко­то­рой роман­ти­за­ции в опи­са­нии этих варваров.

После при­хо­да в Восточ­ную Евро­пу ново­го коче­во­го пле­ме­ни сар­ма­тов (IV-III вв. до н.э.) ски­фы были вынуж­де­ны отсту­пить в Крым. Сар­ма­ты дол­гое вре­мя про­жи­ва­ли восточ­нее ски­фов в сте­пях Ниж­ней Вол­ги и Южно­го При­ура­лья (о них как о «сав­ро­ма­тах» упо­ми­нал ещё Герод­от). Сте­пи Восточ­ной Евро­пы при­вле­ка­ли их более мяг­ким кли­ма­том, хоро­ши­ми паст­би­ща­ми и сосед­ством с тор­го­вы­ми путя­ми. К тому же к мигра­ции их под­тал­ки­ва­ли неспо­кой­ные сосе­ди с восто­ка саки и мас­са­гет­ты. Ски­фы не смог­ли про­ти­во­сто­ять сар­мат­ско­му натис­ку. Поли­ти­че­ская доми­нан­та в сте­пи ото­шла к ним. Часть ски­фов про­дол­жа­ла жить на ста­рых зем­лях, под­чи­нив­шись пришельцам.

Одна­ко в гео­гра­фи­че­ских сочи­не­ни­ях изме­ни­лось не мно­гое. Тер­ри­то­рии, на кото­рых жили ски­фы так и про­дол­жа­ли назы­вать­ся «Ски­фи­ей». В I веке н.э. Пом­по­ний Мела, опи­сы­вая «Ски­фию», уже не упо­ми­на­ет ски­фов как тако­вых. Вско­ре Ски­фия ста­но­вит­ся тра­ди­ци­он­ным назва­ни­ем Восточ­ной Евро­пы в антич­ной литературе.

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами Изоб­ра­же­ние ски­фа на древ­не­гре­че­ском килике

Опи­са­ние ски­фов Герод­о­том ока­за­лось настоль­ко удач­ным в лите­ра­тур­ном клю­че, что исполь­зо­ва­лось мно­ги­ми авто­ра­ми как кли­ше для рас­ска­за о любом вар­вар­ском наро­де Восточ­ной Евро­пы. В IV в. н.э. Амми­ан Мар­цел­лин рас­ска­зы­ва­ет о пле­ме­ни алан прак­ти­че­ски то же самое, что за 900 лет до него Герод­от рас­ска­зы­вал о ски­фах. Как и со ски­фа­ми ала­нам при­пи­сы­ва­ет­ся посто­ян­ная коче­вая жизнь в кибит­ках, высо­кий рост и свет­лые воло­сы, огром­ная сила и энер­гия, высо­кий бое­вой дух. Самое инте­рес­ное в том, что ала­ны в реаль­но­сти были осед­лым пле­ме­нем, а ски­фы — кочевниками.

Вме­сте с «Ски­фи­ей» ярлык самих «ски­фов» стал пере­хо­дить и на дру­гие вар­вар­ские пле­ме­на, обо­зна­чая их как вар­ва­ров про­жи­ва­ю­щих в «Ски­фии». Хоро­шо это замет­но на при­ме­ре с гота­ми. Когда в сере­дине III века н.э. готы напа­ли на Рим­скую импе­рию, то вой­ну назва­ли «Скиф­ской». Совре­мен­ник собы­тий Пуб­лий Дик­сипп так и опи­сы­ва­ет готов:

Нель­зя ска­зать, что антич­ные авто­ры совер­шен­но не пред­став­ля­ли о ком они гово­рят. Ско­рее, они не при­да­ва­ли это­му зна­че­ния в совре­мен­ном смыс­ле. В боль­шин­стве слу­ча­ев их не инте­ре­со­вал ни язык, ни само­со­зна­ние, ни куль­ту­ра опи­сы­ва­е­мых народов.

Русские — «скифы»?

В сред­не­ве­ко­вье для Запад­ной Евро­пы тра­ди­ция антич­ной гео­гра­фии и исто­рии была пре­рва­на и вос­ста­нав­ли­ва­лась посте­пен­но через «тём­ные века». Мно­гие «ярлы­ки» антич­ных авто­ров ста­ли насто­я­щи­ми «штам­па­ми» для сред­не­ве­ко­вых учё­ных. Мно­гое из насле­дия про­шло­го ста­ло вос­при­ни­мать­ся прак­ти­че­ски буквально.

С появ­ле­ни­ем в Север­ном При­чер­но­мо­рье сла­вян и варя­гов, напа­дав­ших и разо­ряв­ших Визан­тию, их тоже ста­ли назы­вать ски­фа­ми. В Х веке русь часто назы­ва­ют «север­ны­ми скифами».

Так Ники­та Давид Пафла­гон, опи­сы­вая поход Руси на Кон­стан­ти­но­поль в 860 году, обви­ня­ет в нём «…запят­нан­ный убий­ством более, чем кто-либо из ски­фов, народ, назы­ва­е­мый Рос».

Сохра­ня­ет­ся в сред­не­ве­ко­вье и тра­ди­ци­он­ная интер­пре­та­ция «Ски­фии» как тер­ри­то­рии Восточ­ной Евро­пы. Лев Диа­кон назы­ва­ет рус­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча «вождём росов в Скифии».

Таким обра­зом, наиме­но­ва­ние росов и сла­вян, как и дру­гих вар­вар­ских наро­дов ски­фа­ми в древ­них источ­ни­ках не несёт инфор­ма­ции об их про­ис­хож­де­нии, куль­ту­ре или язы­ке. Такое назва­ние свя­за­но с тра­ди­ци­ей антич­но­го и сред­не­ве­ко­во­го исто­рия писа­ния. «Ски­фы» были сино­ни­мом вар­вар­ства, насе­ле­ния север­ных и неиз­вест­ных земель.

Но, может, всё-таки «скифы»?

После все­го выше­опи­сан­но­го ста­но­вит­ся ясно, что ски­фы не были пред­ка­ми ни росов, ни сла­вян, как не были свя­за­ны ни с кель­та­ми, ни с гота­ми. Одна­ко, «ски­фы» сно­ва вос­крес­ли как пред­ки сла­вян и росов в XIX веке и про­изо­шло это там, где ожи­дать при­хо­ди­лось менее все­го — в уни­вер­си­тет­ских каби­не­тах и музей­ных залах.

Одним из глав­ных сто­рон­ни­ков этой идеи был Иван Его­ро­вич Забе­лин — рос­сий­ский архео­лог и исто­рик, спе­ци­а­лист по исто­рии Моск­вы, Това­рищ пред­се­да­те­ля (а фак­ти­че­ски пер­вый дирек­тор) Импе­ра­тор­ско­го Рос­сий­ско­го Исто­ри­че­ско­го музея име­ни Импе­ра­то­ра Алек­сандра III. Иван Его­ро­вич про­ис­хо­дил из бед­ной семьи и дей­стви­тель­но добил­ся боль­ших успе­хов огром­ным тру­дом и усер­ди­ем. Забе­лин изве­стен не толь­ко как один из осно­ва­те­лей исто­рии Моск­вы и иссле­до­ва­ний в обла­сти мос­ков­ских госу­да­рей, но и как архео­лог рас­ко­пав­ший ряд ярких скиф­ских памят­ни­ков, вклю­чая зна­ме­ни­тый кур­ган Чер­том­лык (1862).

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами Фраг­мент порт­ре­та исто­ри­ка Ива­на Забе­ли­на. Худож­ник Илья Репин. 1877 год

Одна­ко спе­ци­а­ли­стом по скиф­ской куль­ту­ре он не был, иссле­до­ва­ния про­во­ди­лись по зака­зу Импе­ра­тор­ской Архео­ло­ги­че­ской Комис­сии, а сам Забе­лин жало­вал­ся на эту рабо­ту и ско­ро смог вер­нуть­ся к изу­че­нию излюб­лен­но­го быта рус­ско­го наро­да. Интер­пре­та­цию его скиф­ских рас­ко­пок в Эрми­та­же про­во­дил Стефани.

Одна­ко с 1871 года Забе­лин начал рабо­ту над про­стран­ным вве­де­ни­ем в свой труд о домаш­нем быте — была заду­ма­на кни­га об исто­ках рус­ской культуры.

Забе­лин был высо­ко при­знан, имел ака­де­ми­че­ские награ­ды, высо­кую долж­ность. Сто­ит помно­жить это на огром­ное често­лю­бие и гор­дость само­уч­ки, что­бы понять, что всё это созда­ва­ло иллю­зию зна­ния, что гораз­до опас­ней про­сто­го незнания.

С науч­ной точ­ки зре­ния резуль­тат был пла­чев­ный. Как отме­чал архео­лог и антро­по­лог Лев Клейн:

«…к любым древним име­нам и вооб­ще древним сло­вам он мог при­ме­нить толь­ко один метод: рас­кры­вать их зна­че­ния по догад­ке из рус­ских кор­ней (посколь­ку толь­ко рус­ский он и знал), а это путь диле­тант­ский и ведёт к фан­та­сти­че­ским построениям».

Забе­лин нашёл связь со сла­вя­на­ми у всех наро­дов, когда-либо оби­тав­ших в Север­ном При­чер­но­мо­рье, в том чис­ле, конеч­но, и у ски­фов. Фак­ти­че­ски он сме­стил раз­но­вре­мен­ные пле­ме­на в одну эпо­ху. Пута­ни­ца в рабо­те с антич­ны­ми и сред­не­ве­ко­вы­ми источ­ни­ка­ми и жела­ние най­ти связь со ски­фа­ми толь­ко уси­ли­ли общую неразбериху.

Инте­рес к ски­фам в Рос­сии вто­рой поло­ви­ны XIX века был свя­зан с поис­ком наци­о­наль­ной иден­тич­но­сти, осо­зна­ни­ем един­ства и досто­ин­ства сво­е­го наро­да, а зна­чит и его про­ис­хож­де­ния. Поиск «слав­ных пред­ков» был свя­зан с дока­за­тель­ством досто­инств наро­да, так как в то вре­мя досто­ин­ство было свя­за­но с происхождением.

Но ярче все­го «скиф­ство» про­яви­лось в рус­ском искус­стве. «Скиф­ство» ассо­ци­и­ро­ва­лось с при­род­ной сти­хий­но­стью, неиз­ве­дан­ным потен­ци­а­лом, воз­мож­но­стя­ми наци­о­наль­ной силы.

В пре­ди­сло­вии к пер­во­му поэ­ти­че­ско­му сбор­ни­ку «Ски­фы» 1917 года, было написано:

«Бог ски­фа — нераз­лу­чен с ним, на его поя­се — кован­ный бог. Он вон­за­ет его в кур­ган, вверх руко­я­тью, и молит­ся — молит­ся тому, чем свер­шил, и чем свер­шит… Но, в раз­ру­ше­нии и твор­че­стве — он не ищет дру­го­го твор­ца, кро­ме соб­ствен­ной руки — руки чело­ве­ка воль­но­го и дерзающего».

Вале­рий Брю­сов писал в 1900 году:

Если б неко­гда гостем я прибыл
К вам, мои отда­лён­ные предки, —
Вы собра­том гор­дить­ся мог­ли бы,
Полю­би­ли бы взор мой меткий…

Мне не труд­но далась бы наука
Под­жи­дать мате­ро­го тура.
Вот — я чув­ствую гиб­кость лука,
На пле­чах моих бар­со­ва шкура…

Харак­тер­ный при­мер ски­фов в рус­ском наци­о­на­лиз­ме кон­ца сто­ле­тия — рез­ная рама живо­пис­но­го полот­на Ильи Репи­на «При­ём волост­ных стар­шин импе­ра­то­ром Алек­сан­дром III во дво­ре Пет­ров­ско­го двор­ца в Москве» (1884). Сама кар­ти­на явля­ет­ся про­грам­мой прав­ле­ния Алек­сандра III, вопло­щён­ной в живо­пи­си. Рез­ная рама же укра­ше­на моти­ва­ми скиф­ско­го искус­ства. На ней хоро­шо про­сле­жи­ва­ет­ся скиф­ский зве­ри­ный стиль. Осно­ва орна­мен­та — сце­на тер­за­ния оле­ня гри­фа­ми, вдох­нов­лён­ная веща­ми из Алек­сан­дро­поль­ско­го кур­га­на, рас­ко­пан­но­го Алек­сан­дром Люцен­ко в 1855–1856 годах.

Что случилось со скифами. Смотреть фото Что случилось со скифами. Смотреть картинку Что случилось со скифами. Картинка про Что случилось со скифами. Фото Что случилось со скифами «При­ём волост­ных стар­шин импе­ра­то­ром Алек­сан­дром III во дво­ре Пет­ров­ско­го двор­ца в Москве». Илья Репин. 1884 год

Архео­лог и спе­ци­а­лист по скиф­ской куль­ту­ре Андрей Юрье­вич Алек­се­ев отме­чал, что скиф­ство как идей­но-худо­же­ствен­ное тече­ние «син­те­зи­ро­ва­ло импе­ра­тив рус­ско­го мес­си­ан­ства и поэ­ти­за­цию „восточ­ной“ состав­ля­ю­щей рус­ско­го наци­о­наль­но­го характера».

Рус­ская твор­че­ская интел­ли­ген­ция вос­при­ни­ма­ла ски­фов не как исто­ри­че­ских пред­ков (в отли­чие от Забе­ли­на), а как оли­це­тво­ре­ние наци­о­наль­ной идеи, обос­но­ва­ние соб­ствен­ной особенности.

«Ски­фы! К чему такой высо­кий стиль? Чем тут бахва­лить­ся?… Отку­да вы взя­ли, что мы анти­по­ды Евро­пы? Туча мон­голь­ская про­шла над нами, но это была лишь туча, и чёрт дол­жен поско­рее убрать её без остат­ка. Нет, рус­ские всё-таки евро­пей­цы, а не монголы!».

Под­во­дя неко­то­рый итог, сто­ит ска­зать, что ски­фы дей­стви­тель­но про­жи­ли увле­ка­тель­ную жизнь — после сво­е­го исчез­но­ве­ния. Ред­кий народ может похва­стать­ся таки­ми похож­де­ни­я­ми. Хотя… древ­ние арии, кель­ты, брит­ты, викин­ги, рим­ляне? Наци­о­на­лиз­му нуж­ны пред­ки, слав­ные в битвах.

В пер­вые годы совет­ской вла­сти ски­фы про­па­дут, уто­нув в иде­ях интер­на­ци­о­на­лиз­ма и фор­ма­ци­он­ной тео­рии, но сно­ва вос­пря­нут из пеп­ла в после­во­ен­ные годы во вре­мя ново­го подъ­ёма пат­ри­о­тиз­ма. На этот раз уже в тру­дах ака­де­ми­ка Бори­са Рыба­ко­ва, кото­рые в науч­ном плане не силь­но будут отли­чать­ся от рабо­ты Забе­ли­на. Потом и об этом на вре­мя забу­дут, до кри­зи­са 1990‑х годов. Види­мо, Рос­сии ино­гда все ещё нуж­ны скифы…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031