Что случилось с зумом сейчас 11 сентября
Перечислены главные мифы о терактах 11 сентября
Фото: Mike Segar / Reuters
Сегодня в обществе обсуждается множество версий о подрыве башен-близнецов 11 сентября в Нью-Йорке. В частности, находятся те, кто возлагает вину за произошедшее на США, якобы использовавшие инсценировку взрыва как повод для вторжения в Афганистан. В разговоре с «Лентой.ру» политолог Сергей Марков разоблачил эти и другие мифы.
Подозрительные камеры
Подозрительным многие считают саму съемку взрыва: конспирологи обращают внимание на то, что камеры были как будто заранее повернуты в сторону башен-близнецов, что указывает на спланированную акцию. Марков отметил, что подобные предположения могут строить только те, кто не знаком с реальностью Нью-Йорка.
«Во-первых, если камеры были настроены заранее, то как же они могли снять самолеты, которых, по мнению конспирологов, не было? Ну и наконец, видеть здесь что-то подозрительное могут только те, кто не понимает, насколько этот город напичкан камерами — их там миллионы, они стоят буквально везде. К нам эта реальности пришла только лет 15 назад, но Штаты обгоняют нас в этом вопросе, так что 20 лет назад город уже был весь увешан камерами», — объяснил политолог.
Самолеты, которых не было
Даже согласившись поверить в то, что положение камер оказалось случайным, конспирологи выдвигают новую версию: видео были смонтированы. Однако самолеты «зафиксировали» не только потенциальные операторы, но и случайные прохожие. Марков также обращает внимание на то, что с учетом всех особенностей бюрократической машины США скрыть тайну подобного масштаба было бы невозможно.
Есть простой тезис, который разом опровергает все теории заговора. В США мощнейшая бюрократическая машина, в которой невозможно сохранить что-то в тайне. Система публичного госуправления штатами и федеральным правительством создавалась на протяжении 200 лет и очень хорошо отлажена, потому скрыть любой заговор, будь то 11 сентября или инопланетяне, невозможно ни фактически, ни теоретически. Банальный факт: политические партии, непартийные госструктуры постоянно находятся в условиях жесткой конкуренции, тем самым уравновешивая друг друга. И, если противник одной из них сделал что-то, другой тут же попытается это разоблачить
Политолог напомнил, что между республиканцами и демократами идет постоянная борьба, настоящая ненависть, в условиях которой невозможно утаить убийство нескольких тысяч человек.
Заговор, который был
«Усама бен Ладен (основатель запрещенной в России террористической организации «Аль-Каида» — прим. «Ленты.ру») — член королевской семьи Саудовской Аравии, — обратил внимание Марков. — И хоть его и выкинули, он долгое время получал американские деньги, так что власти США тоже несут ответственность за эту трагедию. Саудовские спецслужбы тоже в какой-то мере были осведомлены о готовящемся теракте, но американцам важно иметь в союзниках правительство этой страны, многие чиновники США подкуплены саудовскими структурами. Эту линию постарались максимально затушевать, но она все равно пролазит».
Политолог добавил, что хоть руководство Саудовской Аравии и не желало взрыва башен-близнецов, но на периферии госструктур плелись коррупционные заговоры, которые и сделали заговор реальным.
Документы от конспирологов для конспирологов
Нередко в обсуждении потаенных смыслов 11 сентября всплывают загадочные доклады пожарных США, работавших на месте взрыва, а также заявления бывших сотрудников ЦРУ, утверждавших, что башни были взорваны не самолетами, а неким веществом, заложенным внутри зданий.
«На самом деле, все это частные мнения, — считает политолог. — Движение конспирологов ведь есть не только у нас, в Штатах оно еще сильнее. Сознание таких людей видит мир более управляемым, они не верят в хаос. Представители крупных наций видят, как властвуют крупные структуры, огромные правительства, и не могут представить себе, что во всех этих четко отлаженных механизмах есть место случайности. И здесь история как раз про это. Ну не видели какие-то пожарные обломков самолета, но вы вспомните масштаб разрушений, степень пожара. Самолет пролетел за доли секунды, огромные здания начали складываться и падать. Естественно, осколки нашли не сразу».
Афганистан
Главным аргументом в пользу своей теории конспирологи считают то, что Штаты использовали 11 сентября как повод для того, чтобы оккупировать Афганистан. Ведь последствия этого у всех на глазах — американские войска оставались в стране 20 лет, потратили на операцию огромное количество денег, часть из которых ушла не в те карманы.
Контраргумент здесь тоже довольно простой. В 2001 году США господствовали во всем мире, и в Европе, и в Азии, имея полное доминирование на Востоке. Им просто не нужно было еще больше власти. Все теоретики знают, что Афганистан — это кладбище империй. Там надорвались и британцы, и Советский Союз, и, как мы теперь видим, Штаты. У США не было никакого желания вводить туда войска, ведь там нечего получить — это нищая страна, где очень сложно на кого-то повлиять. В итоге американцы просто потеряли там триллионы долларов и потерпели поражение, что и предсказывали их эксперты
Политолог добавил, что, имея влияние, которое было у американцев на момент 2001 года, им даже не нужно было бы придумывать повод для ввода войск в Афганистан, мир в любом случае нашел бы оправдание такой кампании.
«Конспирологические теории отражают мечту людей о том, что если что-то и происходит, то не из-за темного хаоса, а из сознательного, пусть даже и злодейского, замысла», — заключил Марков.
11 сентября 2001 года члены «Аль-Каиды» захватили четыре пассажирских самолета, совершили атаки на башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и на здание Пентагона, еще один лайнер упал в поле в штате Пенсильвания. В результате терактов, которые позже стали называть 9/11, погибли почти 3 тысячи человек, более 6 тысяч были ранены.
«Люди при ударе о землю раскалывались, как арбузы»: воспоминания россиян, выживших в трагедии 11 сентября 2001 года
Сегодня исполняется 20 лет со дня самого крупного теракта в мировой истории: 11 сентября 2001 года два пассажирских самолета, захваченных террористами, протаранили башни Всемирного торгового центра. Погибли почти 3 тысячи человек. Среди них были американцы, канадцы, англичане, французы, японцы, китайцы — люди всех возрастов и национальностей, в том числе и 25 выходцев с просторов бывшего СССР. Немногим удалось спастись. Двое из уцелевших, родившиеся и выросшие в Сибири, рассказали, какой они увидели трагедию 9/11, оказавшись внутри рушащихся башен-близнецов.
Андрей Ткач, уроженец Новосибирска, живет в США
— В 8:45 я был на работе, на 72-м этаже Северной башни Всемирного торгового центра. Как раз взял себе кофе и собирался засесть за отчет. Еще до того, как тряхнуло, услышал какой-то странный свист — потом, вспоминая, догадался, что это был шум от двигателя самолета на подлете к башне. И сразу следом все здание буквально сдвинулось на несколько метров, никто не смог удержаться на ногах, все попадали. Первая мысль — землетрясение. Мы замерли, не понимая, что происходит. Я подошел к окну, а там с неба почему-то падают бумаги и какой-то горящий мусор. Дыма и огня не видно, и совершенно непонятно, что происходит. Что делать дальше — тоже.
Мы дозвонились в Службу спасения. Там сказали: нужно оставаться на своих местах и дожидаться указаний. Мой коллега Дак Кинан, дольше всех работавший в нашей фирме, сказал тогда: главное — не паниковать, потому что в 1993 году во время теракта намного больше людей погибло не от взрыва, а из-за того, что их затоптала толпа, рванувшаяся к выходу. И теперь нужно вести себя спокойно и действовать организованно.
И тут до кого-то дозвонилась жена и сообщила: по CNN говорят, что в нас врезался самолет. Я сразу сказал: «Надо спускаться вниз». Мне возразили, что лучше дождаться инструкций. Все тот же Дак заявил, что если и идти, то на крышу, потому что в прошлый раз оттуда людей эвакуировали вертолетами. Начали спорить, уходить или нет, и куда. Решили узнать в Службе спасения. Долго не получалось набрать — не было связи или занято. А когда, наконец, дозвонились, там приказали оставаться на местах. И тут я увидел, как мимо наших окон пролетел мужской костюм. Честно скажу: в первую минуту не понял, кому и зачем пришло в голову сбрасывать вниз костюм. А потом вдруг догадался, что это был человек. Решил плюнуть на все и уходить. Остальные остались ждать указаний или спасателей.
Когда вышел в коридор, там уже был дым. Лестница тоже оказалась затянута им, было темно и очень жарко, почти невыносимо жарко. Сверху спускались несколько десятков человек, пока совсем немного. Некоторые были ранены, с ожогами — остальные помогали им, подбадривали. Вниз мы шли медленно, потому что с каждым пройденным этажом людей прибывало: они появлялись из боковых выходов, нужно было останавливаться и пропускать новую партию. Особенно много людей на лестнице стало, когда наконец-то объявили о всеобщей эвакуации. Некоторые двери перекосило и заклинило, мы помогали их открыть.
Обогнать идущих было нельзя — лестницы очень узкие, не разминешься. Из-за дыма и пыли дышать становилось труднее — люди кашляли, задыхались.
Я очень пожалел, что, как последний идиот, не догадался заранее намочить одежду, чтобы замотать рот и нос, а теперь было уже поздно, воды взять было негде. Прикрывал лицо платком. Тогда впервые мне пришла в голову мысль, что жизнь человека измеряется не прожитыми годами, а количеством сделанных вдохов. Гадал, сколько еще вдохов мне удастся сделать, прежде чем я умру.
Где-то на середине пути мы встретили первых пожарных, поднимавшихся наверх. Они шли в полной экипировке, несли оборудование. Казалось, что их бесконечно много. Из-за встречного потока на лестницах стало еще теснее. Когда они поднялись, на нас сверху начала литься вода из огнетушителей.
Не знаю, показалось мне или нет, но постепенно здание начало потрескивать и раскачиваться. Появился какой-то животный страх, он подталкивал, говорил: «Беги!»
Если бы не толпа, преграждавшая путь, я бы побежал, но такой возможности не было. Мы спускались все медленнее, а страх становился все сильнее. Когда мы были уже почти внизу, снова тряхнуло так, что многие попадали с ног. Нам в лицо вдруг ударил страшный поток раскаленного пыльного дыма. Я не понял, что случилось. Потом узнал — это оттого, что обрушилась Южная башня.
Как только мы добрались до выхода из этого вертикального ада и появилась возможность бежать, я побежал. Рядом падали человеческие тела. Люди при ударе о землю раскалывались, как арбузы. Человека, бежавшего в нескольких метрах передо мной, раздавило упавшей бетонной глыбой, только кровь брызнула. Дальше толком и не видел, что было вокруг, мчался, не оглядываясь, как никогда в жизни.
Когда был уже метрах в пятистах, меня вдруг подняло в воздух и понесло над землей. Это рухнула Северная башня, но тогда я об этом не знал. Упав, полетел кубарем.
Когда поднялся, секунд десять не мог сориентироваться, куда бежать дальше. Все вокруг напоминало черно-белый фильм о ядерной зиме. Пыль и пепел клубами, повсюду толстый слой пыли и бетонной крошки, в воздухе кружатся бумаги и мусор. Чуть дальше по улице лежит перевернутая вверх тормашками пожарная машина. И почему-то колеса у нее крутятся в воздухе.
На меня нашло оцепенение. Помню: стоял и, не отрываясь, смотрел на эти колеса. Не знаю, как долго я простоял. Потом ко мне подошел какой-то человек, тронул за плечо и спросил, все ли со мной в порядке. Тогда я наконец-то пришел в себя, отряхнулся от пыли и пошел. Не помню, как добрался до Бруклинского моста. Там уже были тысячи людей — метро не работало, все шли пешком. Толпа была огромная, но было очень тихо. Настроение у всех было подавленное: Нью-Йорк после 9/11 вообще на какое-то время перестал улыбаться. Над нами в небе со свистом проносились истребители.
В Бруклине возле меня остановился автомобиль, водитель предложил довезти до дома. Я хотел заплатить за проезд, но он отказался категорически. Сказал, что уже отвез нескольких человек и собирается до вечера развозить тех, кто сумел невредимым выбраться с Манхэттена. По дороге мы увидели первые американские флаги, вывешенные с балконов и из окон. Потом этих флагов стало много.
Дым над Манхэттеном стоял еще четыре дня, пока 15 сентября не прошел дождь, а запах гари оставался в городе до весны, пока не вывезли последние обломки.
Александр Скибицкий, уроженец Красноярска, живет в Канаде
— 11 сентября 2001 года был прекрасный день — стояло бабье лето, которое в Штатах почему-то называют индейским. Настроение у меня было соответствующее, приподнятое: на выходных мы с женой собирались оставить сына с няней и впервые за долгое время расслабиться — махнуть на Гудзон. Помню, что я даже напевал про себя, когда запускал компьютер. Мой стол в офисе на 65-м этаже Южной башни стоял у окна, и мне очень нравилось, что в ясный день можно было увидеть даже кривизну горизонта. Перед тем как заняться делами, я по привычке подошел к окну, постоял, полюбовался видом, выпил кофе.
Как только стало известно, что Северная башня горит, все тут же схватили телефоны и начали названивать родным. Рассказывали, что с ними все хорошо, что они не пострадали. А у меня была одна мысль: «Позвоню потом, а сейчас надо позаботиться, чтобы со мной и вправду было все хорошо». Сразу решил — нужно как можно быстрее выбираться, а то мало ли что. Вдруг Северная башня рухнет на нашу или еще что-нибудь случится. Разумеется, я и представить не мог, что скоро и в нашу башню врежется еще один самолет. Никто и не предполагал, что соседнюю башню атаковали специально, все решили — это случайность. Помню, еще удивлялись, каким же нужно быть идиотом, чтобы врезаться в небоскреб при такой отличной видимости, как сегодня.
По громкой связи объявили, что нам ничего не угрожает, эвакуация не требуется. Нужно оставаться на местах, чтобы не мешать полиции и пожарным, работающим вокруг Северной башни. Шеф решил подстраховаться и скомандовал на всякий случай начать упаковывать документацию и компьютеры. Мы с моим приятелем бангладешцем Волли переговорили в сторонке и решили: все равно, что говорят, надо выбираться. На скоростном лифте спустились вниз. Там потоку людей преградила путь охрана и объявила: всем следует немедленно вернуться на свои рабочие места, Южной башне ничего не угрожает. Дисциплинированные американцы повернули обратно и начали подниматься наверх на лифтах, а мы с Волли проскользнули наружу. Спустившись, попытался позвонить жене, сказать, что жив, но мобильная связь уже не работала.
Внизу все было завалено битым стеклом и бетоном, горели обломки самолета. Мы вынуждены были буквально через них перешагивать. Вокруг ревели сирены пожарных машин и скорых, в небе кружили вертолеты. Когда отошли на безопасное, как нам казалось, расстояние, то остановились посмотреть, что происходит. Из Северной башни валил дым — никогда раньше не видел настолько черного дыма. Успели разглядеть, как наверху, выше линии огня, люди выбираются наружу и как-то держатся, ухватившись за колонны. Видели, как несколько человек выпрыгнули или выпали из окон. Одна пара падала, до последнего держась за руки.
Вокруг начался настоящий ад. Люди выбегали из башен толпами, в копоти и пыли, окровавленные. Падали с вершин башен и разбивались о землю. Некоторые упавшие тела горели, их пытались тушить. Полиция старалась организовать эвакуацию, успокоить и упорядочить толпу, но у нее не очень-то получалось.
За линией оцепления многих уже ждали родственники, которые успели примчаться на Манхэттен, увидев новости о нападении. До сих пор помню, как на одного парня буквально прыгнули, чтобы его обнять, жена и двое детей. Все вместе они упали на землю, лежали и смеялись от счастья. Те, кто еще не дождался родных, молились. Женщины плакали.
Южная башня, обрушившаяся первой, рухнула так быстро, что какое-то время дым сохранил ее очертания. Понимаете: ее уже не было, а дым на этом месте был. Толпа вокруг нас только и успела в один голос выдохнуть «О, мой бог!», как все уже было кончено.
На нас обрушился огромный вал из дыма, пепла и пыли. Этот вал выглядел в точности так, как спецэффекты в кино, но только все это было по-настоящему. Сложно было в это поверить, не оставляло ощущение, что это все сон, декорации, так не бывает в жизни.
Когда пыль осела, мне показалось, что все вокруг как будто засыпало снегом. Как карточный домик, одна на одной лежат перевернутые машины. Стекла домов разбиты. В воздухе летают куски какого-то мусора, листы бумаги. Нельзя было разобрать, кто вокруг тебя, — настолько густым слоем пыли все были покрыты. Мне показалось, что такой же толстый слой пыли теперь и внутри нас. Легкие были полностью забиты — я тогда подумал, что уже никогда не смогу дышать нормально, не избавлюсь от этой пыли.
Человека, стоявшего неподалеку от нас, ранило обломком. Я подошел к полицейскому, говорю: «Там раненый». Он оборачивается ко мне — а у него поверх слоя пыли на лице бороздки от слез. Почему-то именно эта картинка запомнилась мне больше всего. Мы с Волли помогли раненому добраться до ближайшей скорой.
Еще запомнилось, как какая-то пожилая женщина металась по улице, бросалась к каждому прохожему, с отчаянием и надеждой в голосе спрашивая: «Френки?» Пыталась стирать пыль с лиц, чтобы рассмотреть, он это или нет. Люди в ответ только отрицательно мотали головой — говорить никто не мог. Так и не знаю, кем был ей этот Френки — сыном, мужем, братом?
Нам повезло поймать такси. По дороге таксист еще два раза останавливался и подбирал идущих людей, посыпанных пеплом. Даже посадил человека на переднее сиденье, чего обычно нью-йоркские таксисты никогда не делают. Только в такси я по-настоящему поверил, что остался жив. Мы тогда думали, что в башнях ВТЦ погибли не тысячи, а десятки тысяч людей. Цинично звучит, но очень повезло, что жертв оказалось намного меньше.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Свидетели трагедии вспоминают события 11 сентября
11 сентября 2001 года в Нью-Йорке произошла серия терактов, унесшая жизни почти трех тысяч человек. Два самолета Boeing 767, захваченные террористами «Аль-Каиды» (организация запрещена в России), врезались в башни-близнецы Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке, еще один самолет — Boeing 757 — рухнул на здание министерства обороны США в Вашингтоне. Четвертый угнанный террористами Boeing 757 (United Airlines рейс 93) не достиг цели из-за сопротивления людей на борту и упал в графстве Соммерсет штата Пенсильвания.
Боинги авиакомпаний American Airlines и United Airlines были угнаны террористами-смертниками. Позже личности всех 19 террористов были установлены: среди них были уроженцы Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Ливана, находившиеся в штатах законно, а некоторые даже обучались в американских летных школах.
«Я понял, что случилось что-то экстренное»
В день трагедии в Нью-Йорке находился журналист Александр Братерский, впоследствии — политический обозреватель «Газеты.Ru». В Штаты он отправился в качестве переводчика с группой «Тату». Популярные во всем мире девушки из России 9 сентября получили награду MTV. Весь состав делегации улетел на следующий день, а Братерский остался. Ночь с 10 на 11 сентября он провел в спортзале на Брайтон-Бич, а утром отправился на Манхэттен.
Это было теплое утро, которое не предвещало никакой беды. Люди в метро и на улицах были одеты по-летнему легко: яркие майки, шорты, платья.
«Я ехал на метро в сторону Уолл-Стрит. Около девяти утра из окна вагона увидел, как горит одна из башен ВТЦ, на Канал-Стрит поезд остановился и по громкой связи сообщили об эвакуации пассажиров. Я понял, что случилось что-то экстренное. Полиция организовывала людей, чтобы эвакуировать на север, в Нью-Джерси, на паромах и поездах. По расстоянию это как из Москвы ехать в Мытищи. Сразу подумал, что это террористический акт. Вокруг царила паника, многие плакали, полицейские кричали: «На север!». Выйдя со станции, я стал звонить по телефону-автомату в редакцию «Нашего радио», где работал тогда, и транслировать происходящее. Было видно, как с верхних этажей башни прыгают люди», — рассказал он.
Рейс 11 врезался в северную башню ВТЦ между 93-м и 99-м этажами. Самолет практически провалился в здание, перерезал лестничные проходы, засыпал их обломками, преграждая путь тем, кто пытался выбраться. Тонны авиационного керосина спровоцировали мощнейший пожар. Северная башня ВТЦ полностью рухнула через 1 час и 41 минуту. Никто из оказавшихся на верхних этажах не выжил. Отель «Мариотт», находившийся между башнями, тоже был разрушен.
Вскоре на скорости почти 1000 км/ч рейс 175 врезался в южную башню между 78-м и 85-м этажами. Части самолета пробили здание насквозь и разлетелись на несколько кварталов. Разрушение второй башни, как и первой, транслировалось американскими телеканалами в прямом эфире.
«В кафе по CNN показывали, как падают башни. Люди сидели молча в каком-то оцепенении, только вилки по тарелкам стучали иногда. Скорые помощи, звуки сирен. Потом я поехал на Брайтон-Бич. Полиция, пожарные службы, выступление мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани очень сплотили людей на улицах города», — вспоминает Братерский.
На следующий день он отправился помогать коллеге в агентство UPN. По пути купил в сувенирной лавке статуэтку башен ВТЦ. Башен, на месте которых посреди Манхэттена остались лишь обломки, пепелище и зияющая дыра, засосавшая в воронку террористического акта тысячи жизней. Помимо офисных сотрудников, не успевших выбраться, в процессе спасработ погиб 341 пожарный, около 10 медиков 60 полицейских.
«12 сентября позвонили участники группы «Тату» и продюсер Иван Шаповалов. Тогда все были в шоке от того, сколько людей погибло. Песня группы «Я сошла с ума», с которой они получили премию, так и ассоциируется у меня с серией терактов 11 сентября 2001 года. Тогда словно весь мир сошел с ума», — поделился журналист.
«Бабочки в животе первый и последний раз в жизни»
Грег Вайнер, предприниматель и политолог родом из Санкт-Петербурга, прожил в Нью-Йорке более 30 лет — в 2001 году он владел небольшой фирмой в шесть сотрудников на Манхэттене. В Россию соотечественник вернулся 9 лет назад. События 11 сентября в Нью-Йорке он запомнил на всю жизнь. В тот день он плыл на работу на пароме примерно в 20 км от ВТЦ и услышал страшный звон. Поднял глаза и увидел, как сотряслась одна из башен.
Оглушительный звон в ушах стоял еще долго, но в тот момент предприниматель стал думать только о том, как забрать дочь из школы, которая находилась на 86-й улице в Вест-Сайде. Среди множества обеспокоенных, будто сошедших с ума людей, летящих непонятно откуда бумаг и пепла, Вайнер искал такси.
«Американские таксисты бесплатно подвозили тех, кого могли, это правда. Но мне попался «гастарбайтер»: те, кто приехал на заработки, пользовался трагедией и заламывал цену в 2-3 раза выше счетчика», — уточнил он.
У него сел телефон и, несмотря на экстренную ситуацию, ему никто не дал позвонить на ресепшенах в отелях Вест-Сайда. Найдя дочь, он посадил ее и одноклассницу на паром, а сам отправился отпускать сотрудников на Манхэттен.
«На улицах стояло огромное количество плачущих и растерянных женщин, они не понимали, куда им идти, не могли дозвониться до своих детей, мужей.
Манхэттен очень динамичный, энергетически заряженный микрогород, где все спешат. И тут вместо бешеного делового движения, коротких едких офисных шуток, постоянных людских контактов образовалась гулкая тишина, запах гари, дым и плач на разные голоса. Такого сковывающего шока я никогда больше не испытывал», — признался Вайнер.
Истории чудесного спасения
«Башни еще простояли какое-то время. Тысячам людей все же удалось спастись. У моего знакомого на 50-м этаже одной из башен был офис. Он руководил корпорацией и проспал совещание, назначенное на восемь утра. Это и спасло ему жизнь», — рассказал Вайнер.
Еще один его приятель по пути на Манхэттен получил штраф от полицейского и стал с ним ругаться. Из-за этого не попал вовремя в офис, ставший для многих смертельным капканом. Впоследствии он нашел того полицейского и долго благодарил.
Другого офисного сотрудника из северной башни спасла собака. Она спала под рабочим столом на 78-м этаже в офисе компании, лояльной к питомцам работников. Когда в 99-й этаж врезался самолет, она стала выводить своего хозяина. Несмотря на дым, растерянность и шум, Розелла вывела еще 30 человек на лестницу.
«Пока все бегали в панике, вокруг падали обломки, Розелла оставалась спокойной и помогала людям», — расскажет позже Хингсон, хозяин собаки.
Спустя 10 лет Розеллы не стало: посмертно американцы назвали ее национальной героиней.
Личности еще двух жертв теракта 11 сентября 2001 года были установлены буквально за два дня до 20-й годовщины трагедии. Об этом сообщили в Нью-Йорском управлении судебно-медицинской экспертизы.