Что случилось с желтковым в гранатовом браслете в конце
Образ Желткова
Характеристика главного героя является центральной в повести «Гранатовый браслет». На примере Желткова, полное имя которого неизвестно (предполагается, что его звали Георгием, так как в своих письмах и бумагах он подписывается инициалами Г. С. Ж), можно понять, что истинная любовь существует на самом деле, она может быть безответной и беспощадной, пережить подобное довольно сложно, независимо от времени или эпохи. Работает Желтков чиновником и всю свою жизнь безответно любит Веру Шеину, которая уже долгое время замужем.
Внешность и поведение главного персонажа из анализа произведения:
Из текста рассказа понятно, что главному герою от 30 до 35 лет, он небогат и обладает плохим вкусом, поэтому ему сложно преподносить подарки, не пышущие роскошью. Мечтал Желтков о светлой любви и возможности находиться с любимой женщиной. Работал герой чиновником в контрольной палате, но ранее ему доводилось трудиться в казенном учреждении. Другие персонажи говорят о нем как о чудесном человеке, именно так отзывается о Георгии женщина, сдававшая ему комнату. Честный и искренний, он неспособен был лгать, обманывать. Также в тексте упоминается, что у Желткова есть брат.
Дом и комната героя
Место жительства главного героя позволяет в полной мере понять, насколько бедно он жил. Проживает персонаж в неизвестном городе в многоэтажном доме по Лютеранской улице. Жилье было старым, ветхим и довольно затхлым. Лестница всегда была оплевана жильцами, из подвала доносился запах грызунов, кошек и керосина, расходящийся по площадке. В тексте упоминается сосед Желткова по имени Василий Львович (жил на два этажа ниже).
Темная площадка перед входом в квартиру была мрачной, Николаю Николаевичу (брату Веры) постоянно приходилось зажигать спички, чтобы попасть в замочную скважину. Комнату Желтков снимает у пожилой сероглазой женщины в очках, она предложила ему проживание в помещении слева по коридору. Маленькая квадратная комнатка напоминала собой корабельную каюту, о чем напоминали миниатюрные округлые окна. В комнате есть небольшая узкая кровать, широкий просторный диван, который укрыт стареньким текинским ковром, посередине располагается стол, накрытый цветастой скатертью.
История любви персонажа
Изображается автором Желтков и его любовь довольно трагично и безнадежно. Его чувства к героине длятся уже восемь лет. Однажды он увидел Веру в цирке, после чего начинает любить женщину. Он утверждает, что не встречал никого подобного ей. Не надеясь на взаимность, любовные отношения перерастают для Георгия в невыносимое бремя, которое он отказывается нести в одиночестве. О своих пламенных чувствах он рассказывает женщине в письмах, с ней он делится так своими мечтами, оставаясь максимально вежливым.
Когда Вера не была еще замужней барышней, Желтков писал ей письма, надеясь получить ответ. Свои письма он называет глупыми и бессмысленными. Тайно главный герой следит за женщиной, знает обо всех местах, где она бывает. Его рассказы не похожи на сочинения, а на послания преследователя. Фанатичная любовь на грани сумасшествия заставляет писать об этом героине повести, указывая точно ее местонахождение, одежду и прочие детали.
В одном письме Желткова к Вере в «Гранатовом браслете» автор указывает, что смысл его жизни заключается в громадном счастье — любви, посланной Всевышнем ему, к главной героине. Он не считает себя маньяком, преследующим женщину. Просто для него не существует других интересов, помимо Веры. Ему все равно, что происходит в политическом мире, науке или философии.
Даже муж Веры утверждал, что Желтков не был сумасшедшим, он просто беззаветно любил его супругу. Для него самые дорогие вещи те, к которым прикасалась любимая женщина, например, украденный им платок, который героиня оставила на стуле во время бала, или записка с прошением оставить ее в покое.
Затишье и подарок для Веры
Будучи княгиней, Вере Шеиной не полагалось по статусу общаться с подобными Желткову людьми, помимо этого, его навязчивая любовь настолько сильно раздражала женщину, что она принимала его за сумасшедшего, вместо проявления великодушия и принятия чувств главного героя. Он никогда не мог подарить ей дорогой подарок. Единственной ценностью Георгия был гранатовый браслет, принадлежавший его прабабушке. Все особенности украшения можно перечислить в одном списке:
Тяжело переоценить значимость такого ценного украшения для Желткова. Именно его он решает презентовать после некоторого затишья своей возлюбленной на именины. Только Вера Шеина успела оправиться от маниакального преследования тайного поклонника, ведь на время он пропал и перестал писать, как ей доставляют таинственный подарок. Такое действие воздыхателя не на шутку разозлило брата главной героини.
Он решает пойти к Желткову, чтобы выяснить отношения и попросить его прекратить преследование княгини. Сама Вера также просит преследователя оставить ее в покое, покинуть город. Последней просьбой Георгия была мольба хотя бы остаться в пределах города, чтобы изредка наблюдать за любимой, но она просто сказала, что устала от этой истории. Телефонный разговор разбил сердце герою, высказывание возлюбленной стало для него непоправимым ударом. Он отказывался принимать жестокую реальность и отказываться так просто от смысла всей своей жизни, но никого не винил, просто не мог жить, не видя Веру.
Загадочная смерть
Весть о кончине тайного поклонника поражает Веру, которая понимает, что ей не удалось познать сумасшедшую любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошедшую стороной мимо нее. Она вспоминает пророческие слова генерала Аносова, который говорит о вечности чувств, и кладет под шею самоубийцы благоухающий цветок, жалея, что даже не знала, как звать сумасшедшего, преследовавшего ее на протяжении 8 лет.
Подробная характеристика основного персонажа повести «Гранатовый браслет» и описание позволяют каждому читающему человеку понять, что существует великое чувство, толкающее на сумасшедшие поступки. Тема рассказа раскрывает образ Желткова как доброго, терпеливого человека, способного на верность, любовь к одной женщине, самопожертвование, с трагической судьбой.
«Гранатовый браслет»: краткое содержание и анализ произведения
Заветная тема, о которой А. Куприн говорил благоговейно и трепетно, — это тема любви. Этому романтическому чувству, избавленному от всего низменного и житейского, посвящена повесть «Гранатовый браслет». Краткое содержание произведения познакомит с главными персонажами и раскроет суть любовной драмы, участниками которой они стали.
«Гранатовый браслет»: краткое содержание
Творчество А. Куприна сосредоточено на теме самоотверженной и самопожертвенной любви, любви идеальной, которая способна обнажить сущность человека. Повесть «Гранатовый браслет», краткое содержание которой пригодится школьникам для подготовки к урокам литературы, — одно из таких произведений.
Теме величия души маленького человека, которое проявляется благодаря любви, посвящен «Гранатовый браслет». Кратко пересказать произведение несложно, однако непросто передать богатство и яркость авторских образов, художественных приемов, которые раскрывают характеры персонажей. Поэтому представленная повесть «Гранатовый браслет» в сокращении — это лишь ориентир для тех, кто заинтересовался произведением, читал его ранее, но подзабыл некоторые сюжетные моменты.
Фото: изд-во «АСТ»: UGC
Воспользуйтесь подсказками, чтобы восстановить в памяти перипетии событий, о которых автор говорит в повести «Гранатовый браслет». Краткое содержание по главам акцентирует внимание на ряде деталей:
Главы I–II
Середина августа, курортный пригород на Черном море. Жена предводителя дворянства, княгиня Вера Николаевна Шеина, единственная из дачников остается на побережье. Семнадцатого сентября — именины княгини. Вера Николаевна дает небольшой прием для родственников и близких друзей.
Василий Львович — муж княгини — давно испытывает финансовые трудности. На день рождения он дарит жене серьги из жемчуга грушевидной формы. Подарок ее очень радует, но страсть в отношениях с мужем сменилась дружбой.
Готовите анализ повести «Гранатовый браслет»? Краткое содержание для читательского дневника обязательно должно содержать детали портретной характеристики героини. Автор изображает ее в контрасте с младшей сестрой Анной Фриессе:
Главы III–IV
Анна подарила Вере дорогую записную книжку в бархатном старинном переплете. В пять вечера съехались гости:
Яков Михайлович Аносов — пожизненный комендант крепости К. Прошел две войны — балканскую и японскую, оглох и отморозил три пальца на ногах. Его жена сбежала с актером, детей не было. Он отличался добродушием и щедростью: ни разу не ударил солдата, помогал офицерам, у которых были проблемы с деньгами, выплачивал пенсию бывшей супруге. Был крестным Анны, любил ее детишек — девочку и мальчика, тепло относился к Вере, у которой не было детей.
Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC
Главы V-VI
После застолья гости развлекались игрой в покер. Горничная вручила Вере Николаевне еще один подарок — ювелирный футляр, в котором лежал гранатовый браслет. Он был изготовлен из золота низкого качества, дутый, покрытый старинными, но плохо отшлифованными гранатами.
Вера Николаевна содрогнулась при виде пяти гранатов-горошин (были похожи на капли крови), которые окаймляли центральный камень — зеленый гранат.
В записке, которая прилагалась к подарку, отправитель поздравлял княгиню с днем рождения. Сетовал на то, что не обладает ни вкусом, ни деньгами, но хотел сделать женщине, в которую давно влюблен, подарок. Указывал, что браслет прабабки и что зеленый гранат обладает магическим даром предвидения, отгоняет печаль.
Автор записки (инициалы Г.С.Ж.) просит простить его за глупые письма, которые он посылал ей семь лет тому назад, но вспоминает то время как лучшее в своей жизни. Вера раздумывает, как рассказать мужу о подарке.
В это время Василий Львович развлекает гостей, показывая домашний юмористический альбом — дополнение к тем сатирическим историям, которые он рассказывал во время обеда. Одна из страниц посвящена влюбленному телеграфисту, о котором княгиня просит не вспоминать.
Главы VII–VIII
Автор использует прием ретроспективы: рисунок, который рассматривают герои, уводит линию повествования в прошлое, описывает события семилетней давности. Вера — незамужняя девица в один из майских дней получает пылкое любовное послание, подписанное загадочными инициалами Г.С.Ж. Князь Шеин отказывается от помолвки, потому что не хочет мешать счастью Веры.
Через полгода девушка все-таки выходит замуж за Василия, однако назойливый поклонник-телеграфист повсюду ее преследует. На почве безответной любви он помешался и попал в сумасшедший дом, но не перестал писать Вере исполненных страсти писем.
По версии Василия Львовича, рассказывающего эту историю, незадачливый влюбленный умер, оставив на память княгине флакон слез и две телеграфные пуговицы. Шеина возмущена неуместностью шуток мужа, но рассказывает ему о подарке.
Гости разъезжаются. Аносов рассказывает на прощание сестрам две истории трагической любви:
Генерал утверждает, что женщины в любви проявляют героизм, а мужчины виноваты в том, что любовь из смысла жизни превратилась в забаву. Он расспрашивает Веру о телеграфисте и отмечает, что ей повстречался либо маньяк, либо тот, кто мог бы подарить любовь, о которой грезит любая женщина.
Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC
Главы IX–X
Николай Булат-Тугановский — резкий и жесткий человек, брат Веры — возмущен подарком. Василий Львович согласен с ним. Он решает вернуть браслет, узнав по инициалам имя дарителя.
На следующий день они навестили тайного воздыхателя Веры Николаевны — Желткова. Каким представил этого героя Куприн? «Гранатовый браслет», кратко пересказывая, можно упустить портретные детали этого персонажа, а они важны для понимания его характера.
Желтков — мужчина 30 лет, высокий и худой, с бледным лицом, ясными голубыми глазами и упрямым подбородком с ямочкой, что делало лицо детским.
На категоричность заявлений, требований Николая Николаевича Желтков отреагировал по-разному:
Глаза вернувшегося после разговора с Верой Николаевной чиновника были полны непролитых слез. Желтков сообщил, что она попросила прекратить эту драму. Князь, вернувшись домой, подробно рассказал жене об этой встрече. Она с грустью и тревогой ответила, что Желтков себя убьет.
Главы ХI–XIII
Читатель узнает, как умер Желтков. В утренней газете Вера прочитала о смерти чиновника контрольной палаты Желткова: он застрелился якобы из-за растраты. Вскоре она получила его прощальное письмо. Чувство, которое Желтков испытывал к ней, он называет наибольшим благом, она была его утешением и отрадой. Напоследок он просит послушать сонату Бетховена.
Вера едет к дому Желткова, чтобы попрощаться с ним. Княгиня кладет в изголовье умершего поклонника красную розу. В этот момент Шеина поняла, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Напоследок хозяйка вручает записку, где рукой погибшего написано L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato.
Вернувшись домой, княгиня застала у себя Женни Рейтер. Та сыграла именно то место из сонаты Бетховена, о котором упоминал в последней записке Желтков. Вера Николаевна плачет, обняв акацию, и вдруг слышит нежный шепот, который успокаивает ее. Она воспринимает это как прощение отвергнутого ею молодого человека.
«Гранатовый браслет»: анализ произведения
Можно ли понять произведение, если под рукой есть только его краткий пересказ? «Гранатовый браслет» — повесть, которую К. Паустовский назвал «благоуханной» историей любви. Проникнуться ее содержанием помогут образы, особенности композиции, сюжетопостроения. Все это — предмет анализа литературного произведения.
Чтобы картина художественных достоинств повести Александра Куприна была полной, изучите мнение литературоведов:
Истоки замысла знаменитого произведения о любви связаны с любовной драмой, которую пережил Куприн. «Гранатовый браслет» был рожден из желания писателя создать образ идеальной платонической любви, которая посещает человека раз в жизни, делая его по-особенному счастливым или несчастным.
Автор пережил подобное чувство, влюбившись в девушку-аристократку. Ее звали Вера. Семья избранницы А. Куприна поставила условие, чтобы он сделал военную карьеру, однако проступок молодого офицера уничтожил не только карьеру, но и шанс быть счастливым с любимой женщиной.
К печальной истории о безответной любви Куприн обращается в 1910 году. Толчком к созданию повести стал рассказ крупного чиновника Государственной канцелярии Любимова о том, как его жену Людмилу Ивановну (в девичестве Туган-Барановскую) забрасывал пошлыми любовными письмами некий телеграфист Жолтиков.
На Пасху он подарил ей браслет — позолоченную дутую цепочку с брелоком в виде красного эмалевого яичка. Таким образом, история, описанная Куприным, имела реальную основу и прототипов.
Главная тема и проблема «Гранатового браслета» — идеальная, жертвенная любовь без взаимности. Чтобы понять сущность любви, автор приводит разные типы влюбленностей и страстей:
Главная героиня долгое время не может понять, с чем имеет дело — с сумасшествием или истинным чувством. Понимает она суть переживаний Желткова только после его гибели. Василий Львович воспринимает переживания влюбленного чиновника как загадочное проявление души, которое он не в силах постичь.
Писатель касается темы эгоизма в любви. Люди в первую очередь думают о собственных чувствах, проявляют эгоцентризм даже в отношении второй половинки. Истинная любовь та, где на первом месте возлюбленный (-ая). Желтков отпускает Веру, убив себя, чтобы дать ей шанс быть счастливой. Без нее его жизнь бессмысленна.
В композиции произведения важную роль играет соната Бетховена. О ней читатель узнает из эпиграфа и к ней возвращается в финале. Такой прием создает обрамление, благодаря которому выражается идея произведения: истинная любовь — это проявление благородства души. Музыкальная композиция, о которой вспоминает автор, — символ этого высокого чувства.
Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC
Сюжет повести линейный (излагается в тринадцати главах). В произведении есть ретроспектива — так читатель узнает от Василия Львовича о тайном воздыхателе Шеиной. Также автор вводит вставные новеллы — рассказ генерала Аносова. Все это помогает понять, что значит любовь для человека и какой она бывает.
Единственная, но детально описанная сюжетная линия, масштабность осмысления главной проблемы, значительный объем произведения позволили литературоведам назвать «Гранатовый браслет» повестью. Автор воссоздал детали своей эпохи, создал типичные характеры, что свидетельствует о реалистичности его манеры.
Готовясь к занятию, посвященному «Гранатовому браслету» Куприна, воспользуйтесь представленной шпаргалкой, чтобы восполнить пробелы в знании текста. Обратите внимание на ключи к анализу повести, которые помогут осознать ее художественные особенности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Краткое содержание
В середине августа погода неожиданно испортилась, пошли дожди, и обитатели пригородного курорта начали спешно перебираться в город. Но в начале сентября наступили теплые и солнечные дни, каких не было даже в июле.
Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачу. Потому что в их городском доме еще не закончили ремонт, и теперь очень радовалась наступившим теплым дням, тишине и уединению.
День ее именин — семнадцатое сентября. Муж, Василий Львович, уезжая в город, положил на ночном столик футляр с серьгами из прекрасных грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил её. Она находилась в доме одна. К обеду муж обещал привезти нескольких — лишь самых близких знакомых. Хорошо было, что именины выпали на дачный сезон: в городе пришлось бы давать парадный обед, а сейчас можно было обойтись скромными расходами и узким кругом пригашенных. Дело в том, что князь Шеин едва сводил концы с концами.
Имение было практически разорено предками, а жить приходилось выше средств: он занимал видное положение в обществе, и следовало соответствующе выглядеть, содержать дом, делать приемы, заниматься благотворительностью. Прежняя страстная любовь к мужу давно уже переросла в чувство верной и истинной дружбы, и Вера всеми силами старалась помочь ему спастись от разорения.
Княгиня ходила по саду и срезала цветы к обеденному столу, когда приехала ее сестра Анна — помочь по хозяйству. Сестры радостно поцеловались. Они с детства были очень привязаны друг к другу, хотя внешне поражали несхожестью. Старшая — Вера — пошла в мать, красавицу англичанку. У нее была высокая гибкая фигура, нежное, но холодное и гордое лицо, прекрасные руки и очаровательная покатость меч.
Анна – унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, род которого восходил до самого Тамерлана. Анна была на полголовы ниже сестры, немного шире в плечах, живая и легкомысленная. Лицо — монгольского типа, с довольно заметными скулами, узкими глазами, которые она по близорукости щурила, с надменным выражением чувственного рта и немного выдвинутой вперед нижней губой.
Ее грациозная не красивость привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры. Анна была замужем за очень богатым человеком, мужа терпеть не могла, но родила ему двух детей. У Веры детей не было, хотя она страстно желала их. Анна была безалаберна и охотно предавалась флирту, но никогда не изменяла мужу, которого презрительно высмеивала в глаза и за глаза, была расточительна, любила азартные игры и острые ощущения, но отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью. Вера же была строго проста, со всеми холодно любезна, независима и спокойна.
Сестры сидели на скамейке у обрыва, смотрели на море и болтали. Анна любила море, восхищалась и не уставала любоваться им. Вера сказала, что ее море волнует, лишь когда она видит его после долгого перерыва, а потом оно начинает ее давить. Она гораздо больше любит лес.
Анна вдруг вспомнила, что привезла сестре подарок. Это была записная книжка в старинном бархатном переплете с тонкой, как нить, золотой цепочкой, вместо страниц — таблетки из слоновой кости. Настоящее произведение искусства. Вера поцеловала сестру, и они пошли в дом.
Аносов — тучный, высокий, серебряный старец с грубым, красным лицом, мясистым носом, добродушно-величавым и слегка презрительным взглядом прищуренных глаз, — тяжело слез с подножки ландо, держа в левой руке слуховой рожок. Он был боевым товарищем и преданным другом покойного князя Мирзы Булат-Тугановского. Всю дружбу и любовь после смерти князя он перенес на его дочерей. Дети просто обожали его.
Начиная с польской войны, он участвовал во всех кампаниях, кроме японской. Он и на эту войну пошел бы, но его не позвали. К нему с уважением относились Радецкий и Скобелев. С войны он вернулся оглохший, с больной ногой, на которой были ампутированы три отмороженных во время балканского перехода пальца, и с ревматизмом, нажитым на Шипке. Его хотели отправить в отставку, но он заупрямился, и в Петербурге решили уважить ветерана и дали ему пожизненное место коменданта крепости в городе К. Там его знали все от мала до велика.
Он часто посещал гаупт-вахту, расспрашивал арестованных офицеров, и, если кто-нибудь из них по безденежью довольствовался из солдатского котла, распоряжался. Чтобы бедняге носили обед из комендантского дома. Был Аносов когда-то женат, но жена его сбежала с проезжим актером. Генерал посылал ей пенсию до самой ее смерти, но в дом к себе не пускал. Детей у них не было.
За обедом всех потешал князь Василий Львович. Он рассказывал о присутствующих смешные истории, в которых правда искусно переплеталась с вымыслом. После обеда стали играть в покер. Вера, не принимавшая участия в игре, вышла нa террасу, где накрывали к чаю, но ее позвала из гостиной Горничная Даша.
Она положила на стол небольшой квадратный предмет, аккуратно завернутый в белую бумагу и перевязанный розовой ленточкой, и сказала, что его принес посыльный. Вера отпустила горничную и разрезала ленту. В бумагу оказался завернут небольшой ювелирный футляр, в котором находились браслет и записка. Браслет был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов, каждый величиной с горошину. Луч света попал на браслет, и внутри камней вдруг загорелись густо-красные живые огни. С неожиданной тревогой Вера подумала, что это похоже на кровь.
Лотом она развернула письмо. Неизвестный мужчина поздравлял ее с днем Ангела и просил ее принять его подарок. Он признавался, что не обладает тонким вкусом и деньгами, но этот браслет принадлежал еще его прабабке. Посередине, между большими камнями, княгиня увидит очень редкий зеленый гранат, который имеет свойство сообщать носящим его женщинам дар предвидения и отгоняет тяжелые мысли, а мужчин охраняет от насильственной смерти. Княгиня может выбросить браслет или подарить, но он счастлив уже тем, что этой вещи касались ее руки. Он просит простить его за дерзость и те глупые письма, которые писал ей семь лет назад.
Теперь в нем остались только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность ей. Записка была подписана инициалами Г. С. Ж. Княгиня Вера раздумывала, когда лучше показать подарок мужу и показывать ли вообще, а сама не могла отвести глаз от кровавых огней, дрожавших внутри гранатов.
Она вернулась к гостям. Четверо мужчин играли в покер, еще четверых Вера Николаевна усадила играть в винт. На диване Анна отчаянно кокетничала с гусаром, а князь Василий Львович. Сидя за большим круглым столом, показывал сестре, шурину и Аносову домашний юмористический альбом, служивший как бы дополнением к сатирическим рассказам князя Василия. На листах альбома были нарисованы смешные рисунки с подписями.
Шеин демонстрировал краткое жизнеописание Людмилы Львовны, которую почему-то называл Лимой. Было действительно очень смешно. После «Истории девицы Лимы. следовала повесть «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», новая и еще не оконченная: не было текстов к рисункам. Вера тихо дотронулась до плеча мужа и попросила не рассказывать об этой истории, но он или не расслышал, или не придал ее словам никакого значения и начал в своей обычной манере комментировать рисунки.
Давным-давно, в один прекрасный майский день, девица по имени Вера получила по почте письмо, содержавшее пылкое и весьма цветастое признание в любви. В конце было написано, что бедный телеграфист не смеет открывать своей фамилии, потому что она очень неприличное и подписывается только начальными буквами: Г. С. Ж.
Что дальше! Сердце Верочки пронзено (смотрите на рисунок: вот сердце, вот стрела); Вася Шеин, рыдая, возвращает ей обручальное кольцо, потому что не смеет мешать ее счастью, но просит проверить свои чувства. Проходит полгода. Вера забывает своего поклонника и выходит замуж за красивого молодого Васю, но телеграфист преследует ее повсюду. Он попадает в сумасшедший дом, но и оттуда каждый день посылает ей страстные письма, закапанные слезами.
Наконец он умирает, но перед смертью завешает передать возлюбленной две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами.
Когда почти все гости разъехались, Вера пошла провожать Аносова, но прежде тихо велела мужу посмотреть на содержимое футляра, что у нее в столе, и прочесть письмо.
И по просьбе Веры Аносов поведал ей две истории. Прислали как-то в их дивизию молодого прапорщика, и имел он несчастье влюбиться в жену полкового командира, костлявую, рыжую, чрезвычайно властную и со страстью к разнообразию в связях с мужчинами. Она сделала из него пажа, слугу, раба. Но очень скоро юноша надоел старой развратнице. Она вернулась к одному из своих прежних кавалеров, а прапорщик ходил за ней, как привидение.
Измучился, исхудал. Почернел. Ревновал ее ужасно. Однажды весной устроили в полку пикник, выпито было много. Обратно возвращались ночью, пешком, по полотну железной дороги. Навстречу им шел товарный поезд, и только паровоз поравнялся с компанией. Командирша шепчет прапорщику, что если он и правда любит ее, то пусть докажет-бросится под поезд! Тот, ни слова не говоря, бегом — и под поезд.
Рассчитал верно — между передними и задними колесами, — так бы пополам и перерезало. Да какой-то идиот вздумал его удерживать. Но не осилил. Юноша уцепился руками за рельсы, и ему отрезало обе кисти. Пришлось ему оставить службу. Пропал человек.
А другой «случай был совсем жалкий». И того же типа женщина была, как и первая, только молодая. Всех коробили ее романы. А муж знал все и молчал. Под конец сошлась она с поручиком из их роты, так втроем и жили, точно это самый законный вид супружества. А тут война.
Провожая обоих, она требовала у мужа беречь ее любовника. И что же?! Муж ухаживал за этим трусом и лодырем, как нянька, укрывал его своей шинелью, ходил вместо него в караулы. Все обрадовались, когда узнали, что поручик скончался в госпитале от тифа.
Выслушав генерала очень внимательно, Вера Николаевна спросила. Знал ли он женщин, способных на такую самоотверженную любовь. Аносов ответил утвердительно, добавив, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Потом он попросил Веру открыть ему историю с телеграфистом.
Княгиня подробно рассказала о неизвестном безумце, который начал преследовать ее еще за два года до замужества. Она никогда его не видела и не знает его фамилии. Письма он подписывал Г. С. Ж. и однажды обмолвился. Что служит в каком-то казенном учреждении мелким чиновником. Сначала послания носили вульгарный и курьезно-пылкий характер, но однажды Вера ответила, попросив молодого человека более не утруждать ее любовными излияниями, и он замолчал. Только поздравлял с праздниками.
Рассказала она и про сегодняшнюю посылку. Аносов помолчал, а потом заметил, что, может быть, этот человек действительно ненормальный, а может, ее жизнь пересекла именно та любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.
Возвращаясь в дом с неприятным чувством, княгиня Вера еще издали услышала громкие голоса. Ее брат Николай раздраженно говорил, что настаивает на прекращении этой дурацкой истории, что находит эту переписку дерзкой и пошлой. Князь Шеин уточнив. Что переписки не было: писал лишь неизвестный, но согласился с шурином, что браслет следует вернуть. Николай пообещал по инициалам выяснить адрес и фамилию чиновника.
Сероглазая седая женщина проводила их к дверям его комнаты. Булат-Тугановский постучал, и слабый голос пригласил их войти. Желтков предложил посетителям сесть, и теперь они внимательно его разглядывали. Высокий, худощавый, чрезвычайно бледное лицо, голубые глаза и упрямый детский подбородок с ямочкой посередине. Лет ему было около тридцати. Гости представились, и Николай начал говорить.
Прежде всего он вернул футляр с браслетом, поблагодарил за подарок, но попросил, чтобы этих сюрпризов больше не было. Желтков очень нервничал, руки его тряслись. Он извинился за дерзость и, глядя в пол и краснея, предложил им чаю. Николай продолжал говорить о том, что господин чиновник уже давно преследует княгиню Шеину и что если он не прекратит этого делать. То они вынуждены будут обратиться к помощи властей.
Желтков изумился было, но вдруг успокоился, удобно сел в угол дивана и закурил. Князь Василий с недоумением и жадным живым любопытством глядел в лицо этого странного человека. Николай с некоторой наглостью продолжал свою речь, но Желтков перебил его и сказал, что у него есть несколько слов для князя. Говорил он словно одними челюстями, губы были белые и не двигались, как у мертвого.
Неужели Николай не чувствует, что они присутствуют при какой-то громадной трагедии души? Через десять минут чиновник вернулся. Его глаза блестели и были глубоки, словно наполнены непролитыми слезами. Видно было, что он совсем забыл о приличиях. И опять с нервной чуткостью это понял князь Шеин. Желтков сказал, что больше они о нем не услышат. Но попросил разрешения написать Вере Николаевне последнее письмо.
Шеин разрешил. Желтков, надменно улыбаясь, заметил, что княгиня не захотела с ним говорить, лишь сказала, что ей надоела вся эта история. И попросила ее прекратить. И вот он прекращает эту историю.
Вечером, приехав на дачу. Василий Львович очень подробно рассказал жене о свидании с Желтковым, словно чувствовал себя обязанным сделать это. Вера была встревожена, но не удивилась и не пришла в замешательство, а ночью, когда муж пришел к ней в постель, вдруг сказала, отвернувшись к стене: «Оставь меня, — я знаю, что этот человек убьет себя».
Княгиня Шеина не могла понять, почему она предчувствовала этот трагический исход, и целый день все ее мысли были прикованы к неведомому человеку, которого она никогда не видела и, наверно, никогда уже не увидит. Вечером пришло письмо. Вера Николаевна узнала почерк Желткова и с нежностью, которой она от себя не ожидала, развернула послание. Желтков писал, что не виновен в том, что Бог дал ему. как громадное счастье, любовь к ней. Его не интересует ничто в мире, кроме нее. Он благодарен ей за то, что она существует. Уходя, он в восторге говорит: «Да святится имя Твое».
Восемь лет назад он впервые увидел ее и в первую же секунду понял, что любит. В ней как будто воплотилась вся красота земли. В конце письма Желтков просил в память о нем послушать сонату D-dur М 2, ор. 2.; благодарил Веру Николаевну за то, что она была его единственной радостью в жизни, единственным утешением, и желал ей счастья. Вера пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами и показала письмо. Князь внимательно прочел его и сказал, что не сомневается в искренности этого человека и не смеет разбираться в его чувствах. Желтков умер, он любил ее и не был сумасшедшим. Вера решила поехать на квартиру покойного — попрощаться. Василий Львович, понимая чувства жены, не удерживал ее.
Княгиня Шеина оставила свой экипаж за две улицы и без труда нашла квартиру Желткова. Седая сероглазая хозяйка, впуская ее, заметила, что постоялец был чудным человеком и казался ей словно родным сыном. Вера Николаевна представилась другом покойного квартиранта и попросила рассказать о последних минутах его жизни. Хозяйка поведала, что приходили два важных господина, а когда они ушли, пан Ежий сел писать письмо.
Собравшись с силами, Вера вошла в комнату покойного, Пахло ладаном, горели свечи. Наискось комнаты лежал на столе Желтков. В его закрытых глазах была глубокая важность, а губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто перед смертью он узнал сладкую тайну, разрешившую всю его жизнь. Вера достала из кармана кофточки большую красную розу и, приподняв голову трупа, положила цветок ему поп шею. В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтают все женщины, прошла мимо нее. Она крепко сжала его виски и поцеловала в холодный и влажный лоб.
Княгиня Шеина вернулась домой поздно вечером и была рада, что не застала дома ни мужа, ни брата. Зато се дожидалась Женин Рейтер. Взволнованная Вера попросила ее сыграть что-нибудь, вышла из комнаты в цветник и села на скамейку. Она не сомневалась, что Женни сыграет именно то место второй сонаты Бетховена, о котором просил Желтков.
Женни Рейтер вышла из комнаты, увидела княгиню Веру в слезах и перепугалась. Но Вера успокоила ее: «Нет, нет, — он меня простил теперь. Все хорошо».