Что случилось с заправками лукойл
ЛУКОЙЛ избавляется от заправок в России
Продавать ЛУКОЙЛ намерен почти треть от общего числа своих автозаправочных станций (всего их 2544). Это практически вся сеть АЗС компании в Оренбургской, Владимирской, Костромской, Орловской, Брянской областях, а также часть активов Московской области и Чувашии.
ПО ТЕМЕ
ЛУКОЙЛ окончательно сбежал с Украины
Где в мире самый дешевый бензин
Сыну топ-менеджера ЛУКОЙЛа вынесли приговор за гонки на Gelandewagen
Как отмечают в компании, переговоры с конкретными покупателями пока не начались. Но руководство настроено решительно: причиной такого решения стало падение рентабельности.
В 2016 году средняя маржа АЗС в указанных регионах достигала 2 тысяч рублей с тонны проданного топлива. Однако по итогам первого квартала 2017 года из-за налогового маневра и роста акцизов доход уменьшился в 25 раз – до 8 рублей за тонну, пояснил источник «Коммерсанта» в компании.
Кроме того, ставки акцизов на бензин пятого класса с 1 января 2017 года остались на уровне 2016 года – 10,13 тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо – выросли до 6,8 тысячи рублей. Изначально акцизы предполагалось снизить, но из-за падения мировых цен на нефть ими, фактически, заткнули «дыры» в дорожных фондах.
В то же время, повышение цен на бензин регуляторы сдерживают – из-за чего также падает прибыльность автозаправок. В компании сетуют на то, что их обязывают контролировать качество бензина, вкладываться в развитие заправок – и это несмотря на падение спроса и снижение рентабельности. А попытки увеличитьт маржу за счет продажи сопутствующих товаров успехом не увенчались.
Как отмечают источники в ЛУКОЙЛе, речь может идти о продаже АЗС в три этапа по частям. Возможно и единым лотом – при наличии серьезного покупателя. Не исключают также продажи одного из убыточных НПЗ компании – Ухтинского. Официальных комментариев по этому поводу пресс-служба компании не дает.
ЛУКОЙЛ решил распродать свои заправки
ЛУКОЙЛ рассматривает возможность продажи около трети сети АЗС в России из-за резкого падения рентабельности бизнеса. Сейчас компании принадлежит 21% всех заправок страны.
«Мы серьезно рассматриваем возможность продажи до трети АЗС до конца года», — сообщил Интерфаксу источник в компании. На сегодняшний день ЛУКОЙЛ владеет 2544 автозаправками по всей стране. По словам собеседника РБК в компании, планируется избавиться от сети в семи регионах, расположенных главным образом в центральной части России.
Основная причина такого шага серьезное снижение операционной маржи бизнеса. Налоговый маневр, проведенный в начале года, вместе с жестким ограничением ФАС на повышение цен выше инфляции привели к обрушению доходности с 2000 до 8 рублей за тонну реализованного топлива. Источники внутри компании считают, что решением проблемы может быть повышение цены на 5 рублей за литр, однако ФАС не готова пойти на такой шаг. За счет продажи на заправках сопутствующих товаров маржу увеличить не получается.
Представитель ФАС Дмитрий Махонин сказал, что ему известно о желании ЛУКОЙЛа поднять цену на своих заправках на 5 рублей, с целью доведения рентабельности до приемлемого уровня. По его мнению, такой рост цен на топливо не обоснован: цены на АЗС традиционно растут темпами, близкими к инфляции. Он добавил, что если компания пойдет на такое подорожание топлива, то это может стать предметом расследования ФАС.
«ЛУКОЙЛ реализует программу реконструкции и строительства новых АЗС, а также периодически подает ходатайства в ФАС о покупке новых заправок: видимо, розничный бизнес остается интересным для компании», — считает Махонин.
Официальных комментариев от основных конкурентов по поводу возможности приобретения сети ЛУКОЙЛа получить не удалось. Однако с продажей такого крупного лота очевидно могут возникнуть проблемы.
Источник РБК в «Газпром нефти» объяснил, что в случае поступления такого предложения покупку сразу 700 АЗС «дочка» «Газпрома» не рассматривала бы, поскольку это практически половина ее собственной сети заправок. Роснефть тоже испытывает проблемы из-за снижения рентабельности. Кроме того компания получила предписание от ФАС сократить часть своих заправочных станций в связи с поглощением Башнефти. Поэтому не ясно, как нефтяной гигант сможет получить разрешение на покупку у антимонопольной службы, даже в случае возникновения таких намерений.
Источник РБК в «Сургутнефтегазе» слышал о намерении ЛУКОЙЛа расстаться с частью АЗС и считает такое решение логичным. Собеседник РБК добавил, что этот бизнес был значительно прибыльнее до запрета продажи алкоголя на АЗС (запрет введен в 2011 году, сейчас в Госдуму внесен закон о легализации продажи алкоголя на заправках). «В отдельные периоды года мы наблюдаем убытки в рознице», — замечает менеджер «Сургутнефтегаза».
Источник Интерфакса в ЛУКОЙЛЕ рассказал, что знает о проблемах конкурентов, по этой причине компания рассматривает «возможность продажи АЗС иностранным инвесторам и фондам, например китайским или ближневосточным».
Продажа активов планируется в три этапа. По мнению отраслевых экспертов, существенный дисконт в случае такой сделки неизбежен. Сложность заключается в слишком большом размере лота и не простой экономической ситуации в отрасли.
БКС Экспресс
Последние новости
Рекомендованные новости
Итоги заседания ФРС. Подробный разбор ситуации
Итоги торгов. Не смогли продолжить восстановление
Почему сыпятся бумаги китайских эмитентов
Топ-5 долгосрочных трендов, которые изменят рынок
Заседание Банка России. Прогнозы
10 российских акций с самыми высокими дивидендами в 2022
Сбербанк проводит День инвестора. Главное
Meta Platforms (Facebook): акционеры требует перемен. Что ждать инвесторам
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.
Лукойл закрывает заправки: причины
Почему закрываются заправки Лукойл? Подобный вопрос возникает у многих людей. Следует внимательно разобраться в ситуации, чтобы предоставить всю интересующую информацию.
Причины закрытия заправок Лукойл
Рентабельность переработки нефти падает уже несколько лет. Правительство ведет двойную игру – желает увеличить продажи готовой продукции, но при этом постоянно повышает налоги на горючее.
Естественно, развитие переработки нефти невозможно при росте сборов. Но Минфин этот вопрос мало интересует, в текущей ситуации министерство пытается закрыть бреши в бюджете за счет нефтяников. Никакого стратегического планирования нет.
При повышении акцизов государство старается сдерживать цены на горючее. Оснований для этого несколько:
Из-за повышающейся налоговой нагрузки крупные компании пытаются найти оптимальное решение. Фирмы увеличивают продажи сырья, больше горючего отправляют на реализацию в другие государства. Но теперь появилась новость, что Лукойл закрывает заправки.
Поэтому фирма желает сократить свои расходы и уменьшить сеть заправок в стране.
Сразу в нескольких регионах будут полностью закрыты АЗС Лукойл. Из 2500 заправок в стране под сокращение попадет около 700 станций. Их планируется продать другим фирмам, покупатели найдутся быстро. Специалисты считают, что с большой вероятностью приобретение АЗС совершит Роснефть.
Что дальше?
Лукойл, как и ряд других нефтяных компаний, переживает не лучшие времена. Рентабельность заправок составляет всего 16.5%. В небольших регионах ситуация еще хуже. Исключить убыток позволяет реализация других товаров на АЗС.
Государство пытается получить от компаний максимум средств, тем самым снижает рентабельность бизнеса и замедляет развитие фирм.
Это крайне неверный путь, ведь организациям приходится уходить с российского рынка и сокращать объемы переработки.
Это означает снижение доходов бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а новую брешь будет сложно закрыть повторным повышением акцизов. Теперь вы знаете, почему закрывают АЗС Лукойл.
Две причины, из-за которых «ЛУКойл» закрывает треть своих АЗС
Фото: © РИА Новости/Максим Блинов
Резко упавшая рентабельность сбытового бизнеса вынуждает нефтяников думать о сокращении числа своих АЗС. По данным СМИ, первым на такие жертвы может пойти крупнейшая частная нефтекомпания «ЛУКойл». Сейчас ей принадлежит порядка 2500 заправок по всей РФ, из них около 700 могут быть проданы, рассказал журналистам источник в компании. По словам собеседника, это практически вся её сеть в Оренбургской, Владимирской, Костромской, Орловской, Брянской областях и часть активов Московской области, а также Чувашии.
Рентабельность переработки нефти действительно давно беспокоит компанию, рассказали собственные источники Лайфа в компании. По их данным, только на повышении в 2014 году налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) компания потеряла в переработке свыше 75 млрд рублей. Если в прошлом году и добывать, и перерабатывать стало тяжелее, то в этом году продолжит страдать исключительно переработка, писала нефтекомпания в имеющейся у Лайфа аналитической записке за 2016 год.
По версии источников Лайфа, основной причиной для продажи послужили два фактора. Первый — падение рентабельности как переработки, так и самих АЗС. По данным источников, в 2016 году средняя маржа АЗС в ряде регионов достигала 2 тыс. руб. с тонны реализуемого топлива, а вот по итогам первого квартала 2017 года из-за налогового манёвра и роста акцизов рухнула сразу в 250 раз — до 8 руб. за тонну. Второй момент — на нефтекомпанию заметно давят сами власти, не дающие повышать отпускные цены на топливо.
Если конечная розничная цена не растёт, то оптовую цену, по которой АЗС закупают бензин и дизель, государство не сдерживает — за прошлый год оптовые цены на бензин и дизель выросли на 5 и 6% соответственно, в то время как акцизы выросли сразу на 71 и 45%.
Это заставляет «ЛУКойл» вот уже который год снижать отгрузку топлива на российские АЗС и всё больше экспортировать нефть для переработки на своих зарубежных активах. По данным компании за 2016 год, с которыми ознакомился Лайф, на российских НПЗ компании переработка упала с 45,2 тыс. тонн в 2014 году до 41,7 тыс. тонн в прошлом, в то время как на зарубежных НПЗ компании она заметно подросла — с 21,2 тыс. тонн в 2014-м до 24,3 тыс. тонн в 2016-м.
Впрочем, несмотря на рост объёмов, зарубежная сбытовая сеть нефтекомпании в прошлом году заметно сократилась. Так, с молотка в прошлом году ушли заправки в Польше, Латвии, Литве и на Кипре, а в 2015 году — на Украине и в Эстонии. Вместе с тем компания заметно расширилась в Бельгии и Нидерландах и планирует сконцентрироваться на рынке Турции, рассказывал глава компании Вагит Алекперов, компании уже принадлежит более 600 АЗС в Турции (5% рынка).
На сегодняшний день зарубежная сбытовая сеть «ЛУКойла» охватывает 17 стран, включая страны СНГ, Европы и США, и насчитывает 54 нефтебазы и 2706 автозаправочных станций, включая АЗС, работающие по договорам франчайзинга и арендованные.
Сокращение присутствия «ЛУКойла» в рознице вполне ожидаемо: в то время как доход от розницы занимает не больше 4–5% от общих доходов в средней нефтекомпании, государство сдерживает рост топливных цен и не даёт наращивать прибыль, говорит исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.
— Так как основные нефтекомпании у нас в руках государства, они ведут социальную политику сдерживания цен ради сохранения объёмов реализации. Это, естественно, минимизирует доходность, компании приходится продавать топливо по себестоимости, а иногда и в минус, — говорит он. — Мировая практика говорит о том, что уход ВИНКов из розницы тоже обычная практика.
Сокращение маржи в бензиновом сбыте нефтяники, как правило, пытаются компенсировать, стараясь увеличить продажи нетопливных товаров в своих мини-маркетах на АЗС. Оздоровить АЗС могло бы возвращение в продажу алкоголя, запрещённого с 2011 года к реализации на заправках. Как узнал Лайф, нефтяники очень активно лоббируют эту идею в правительстве и даже уже нашли себе союзника в лице Минпромторга.
ЛУКОЙЛ задумался о продаже трети своих заправок в России
Неприбыльные заправки
ЛУКОЙЛ, владеющий 2544 автозаправками в России (это 21% от общего числа местных АЗС), изучает возможность продажи до 30% этой сети. Компания хотела бы избавиться от автозаправочного бизнеса в семи регионах. По словам собеседника РБК в компании, это практически вся ее сеть в Оренбургской, Владимирской, Костромской, Орловской, Брянской областях и часть активов в Московской области, а также Чувашии. Источник в ЛУКОЙЛе называет главной причиной такого шага падение рентабельности розницы. По его данным, в 2016 году средняя маржа АЗС в указанных регионах достигала 2 тыс. руб. с тонны реализуемого топлива, а по предварительным итогам первого квартала 2017 года из-за налогового маневра и роста акцизов рухнула в 250 раз — до 8 руб. за тонну.
Ставки акцизов на бензин пятого класса с 1 января 2017 года остались на уровне 2016 года — 10,13 тыс. руб. за тонну, на дизельное топливо выросли до 6,8 тыс. руб. Изначально акцизы предполагалось снизить, но из-за падения мировых цен на нефть сохранением и повышением размера акцизов заполнили дыры в дорожных фондах.
Как объяснил РБК собеседник в ЛУКОЙЛе, помимо роста налоговой нагрузки прибыльность заправок падает из-за сдерживания регуляторами повышения цен на бензин. «Мы обязаны контролировать качество бензина, вынуждены вкладываться в развитие своих заправок, несмотря на падение спроса и снижение рентабельности. За счет продажи на заправках сопутствующих товаров маржу увеличить не получается. Ждать, пока мы получим убыток, мы не хотим», — сетует он.
Другой собеседник в компании слышал о планах ЛУКОЙЛа избавиться от большого количества заправок, однако сказал, что переговоры с конкретными покупателями пока не ведутся. Он добавил, что речь может идти о продаже АЗС в три этапа по частям либо единым лотом при наличии серьезного покупателя, а также не исключил продажи одного из убыточных НПЗ компании — Ухтинского. Слышал о падении маржи на заправках ЛУКОЙЛа и один из трейдеров, торгующих на топливной бирже СПбМТСБ. Пресс-секретарь ЛУКОЙЛа Виталий Матушкин от комментариев воздержался.
Официальные представители «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза» не стали комментировать, интересна ли им покупка части АЗС ЛУКОЙЛа или всего лота, представитель «Роснефти» на звонок не ответил.
По расчетам аналитиков Thomson Reuters Kortes, средняя рентабельность АЗС по стране по бензину АИ-92 составляет 10,3% (с начала года выросла на 0,9%). По их данным, с 1 января по 24 марта 2017 года цена на бензин АИ-92 и АИ-95 в европейской части России в розничной продаже выросла в среднем на 1,6%, до 35,9 руб. за литр АИ-92 и 39,01 руб. за литр АИ-95. По данным Московской топливной ассоциации, за неделю с 20 марта бензин подорожал в среднем на 6–7 коп. за литр.
ЛУКОЙЛ намерен расширять свою сеть АЗС в Турции. Об этом РБК сообщил президент компании Вагит Алекперов в интервью во время инвестфорума в Сочи. Сейчас компании принадлежит более 600 АЗС в Турции (5% рынка). «Мы увеличили свое присутствие в Бельгии и Голландии, где есть у нас нефтеперерабатывающий завод, сильно присутствуем на Балканах и продолжаем усиливаться; мы намерены активизироваться в Турции, потому что наши заводы ориентированы на этот рынок», — рассказал Алекперов.
Дисконт неизбежен
РБК спросил у потенциальных покупателей заправок ЛУКОЙЛа, интересны ли им такие активы. Источник РБК в «Газпром нефти» объяснил, что в случае поступления такого предложения покупку сразу 700 АЗС «дочка» «Газпрома» не рассматривала бы, поскольку это практически половина ее собственной сети. Источник РБК в «Роснефти» сообщил, что рентабельность их собственных заправок также сильно снизилась из-за налогов. Кроме того, у них нет возможности купить так много АЗС сразу: компании предписано Федеральной антимонопольной службой (ФАС) продать часть заправок «Башнефти» по итогам приобретения ее контрольного пакета. Увеличение доли на рынке АЗС в Центральной России, где у «Роснефти» и так наблюдается доминирование, может привести к конфликту с ФАС.
Источник РБК в «Сургутнефтегазе» слышал о намерении ЛУКОЙЛа расстаться с частью АЗС и считает такое решение логичным. Он подтверждает падение рентабельности топливных заправок не только из-за роста налогового бремени, но и из-за несогласованности требований властей. «У крупных производителей топлива есть проблема взаимодействия одновременно с ФАС и налоговой службой. Антимонопольный регулятор запрещает повышать цены выше инфляции, а налоговая служба предъявляет занижение налога на прибыль из-за слишком низких, по ее мнению, цен на АЗС. В результате ЛУКОЙЛ, который был вынужден судиться с налоговой службой и выполнять предписания ФАС, вынашивает планы продажи части своего розничного бизнеса уже с прошлого года», — поделился с РБК конкурент компании. Собеседник добавил, что этот бизнес был значительно прибыльнее до запрета продажи алкоголя на АЗС (запрет введен в 2011 году, сейчас в Госдуму внесен закон о легализации продажи алкоголя на заправках). «В отдельные периоды года мы наблюдаем убытки в рознице», — замечает менеджер «Сургутнефтегаза».
Заместитель гендиректора Российского топливного союза Григорий Сергиенко согласен с расчетами источников РБК в ЛУКОЙЛе. Однако, по мнению эксперта, сейчас неудачное время для продажи заправок из-за отсутствия спроса: даже «Роснефть» по итогам сделки по поглощению ТНК-BP не смогла продать весь рекомендованный ФАС объем АЗС. Кроме того, он отмечает, что независимые продавцы бензина в регионах увеличили продажу своих заправочных активов. В результате, как считает эксперт, ЛУКОЙЛ сможет найти покупателя для АЗС только с дисконтом к рыночной цене. По мнению Сергиенко, ФАС и правительство никогда не разрешат увеличить цены на топливо выше инфляции. Он прогнозирует, что рост цены на бензин не превысит 4% в год.
Гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов тоже считает, что дисконт неизбежен. Он отмечает, что все сети заправок столкнулись с падением маржи, поэтому момент для продажи выбран неподходящий, а потенциальному приобретателю АЗС придется взять на себя немало рисков.
Предупреждение ФАС
Источник РБК в ЛУКОЙЛе утверждает, что приемлемый уровень рентабельности в указанных регионах на АЗС был бы достигнут, если бы правительство разрешило поднять цену сразу на 5 руб. за литр. Федеральной антимонопольной службе неизвестно о желании ЛУКОЙЛа поднять цены на АЗС на 5 руб. и возможной продаже 700 заправок, сказал РБК начальник управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. По его мнению, такой рост цен на топливо необоснован: цены на АЗС традиционно растут темпами, близкими к инфляции, а в последние годы даже медленнее. Он добавил, что если компания пойдет на такое подорожание, то это может стать предметом расследования ФАС о соответствии нормам антимонопольного законодательства. В случае доказательства такого факта компании грозит «оборотный штраф» — его объем может составить от 1 до 15% от выручки на этом рынке. «ЛУКОЙЛ реализует программу реконструкции и строительства новых АЗС, а также периодически подает ходатайства в ФАС о покупке новых заправок: видимо, розничный бизнес остается интересным для компании», — считает Махонин.