Что случилось с утконосом
Эксперты оценили покупку «Утконоса» ритейлером «Лента»
Объединенный актив, образованный после покупки ритейлером «Лента» онлайн-сервиса по доставке продуктов «Утконос», станет единственным игроком, который имеет в своем арсенале все варианты доставки — от 15-минутной срочной до доставки на следующий день. Об этом в четверг, 16 декабря, рассказал «Известиям» гендиректор Data Insight Федор Вирин.
Сохранит ли объединенная компания все варианты доставки — неизвестно, но соединить столь разные форматы в одной компании — более чем сложная задача, считает аналитик.
Сама по себе сделка в большей степени выглядит как реструктурирование активов внутри группы, что может положительно повлиять на темпы роста в будущем, но точно не окажет никакого влияния на рынок прямо сейчас, отметил Вирин.
По словам президента АКИТ Артема Соколова, приобретение «Лентой» сервиса по доставке продуктов «Утконос» ожидаемо, учитывая, что компания ранее заявляла о долгосрочной цели занять 10% рынка e-grocery.
«Сделка, безусловно, усилит позиции «Ленты» в развитии онлайн-канала. Этому поспособствует синергия с одним из ключевых игроков e-commerce на рынке FMSG (быстро оборачиваемые товары, которые используются в личном и семейном потреблении. — «Известия»), с достаточным опытом, уникальными компетенциями и большой лояльной клиентской базой. Но на данном этапе развития рынка этот шаг не ведет к монополизации, а однозначно усиливает и без того чрезвычайно высокую конкуренцию в этом сегменте», — заявил «Известиям» Соколов.
Доля категории «продукты питания» в общем объеме онлайн-торговли сейчас составляет 9%, занимая четвертую строчку в рейтинге самых популярных товаров в интернете. Это один из самых динамично развивающихся сегментов рынка, заключил эксперт.
Ранее в этот же день пресс-служба «Ленты» написала в своем Telegram-канале, что компания приобретает «Утконос». Базовая цена сделки составляет 20 млрд рублей.
Таким образом «Лента» планирует создать «ведущую платформу в сегменте e-grocery, охватывающую все ключевые потребности покупателей и сегменты рынка». Сделка позволит «Ленте» эффективнее конкурировать на онлайн-рынке Москвы, особенно в ценовых сегментах «выше среднего» и «премиум».
Генеральный директор «Ленты» Владимир Сорокин подчеркнул, что сделка полностью соответствует стратегическим приоритетам ритейлера.
«Утконос» — онлайн-ритейлер, который базируется в Москве и является первопроходцем сегмента e-grocery в России. В 2020 году его доля на столичном рынке e-grocery составила около 10%.
Ранее, в мае, стало известно, что «Лента» покупает сеть супермаркетов «Билла». Благодаря покупке зрелых торговых точек с высокой плотностью продаж компания рассчитывает быстрее расширить свою сеть в Москве и области. Общая доля компании в продуктовом ритейле региона после этого составит около 3%.
«Утконос» продали за 20 млрд руб.
«Лента» объявила о сделке по приобретению «Утконоса»
«Лента» и «Утконос»
Российская сеть гипермаркетов «Лента» заключила соглашение о покупке онлайн-ретейлера «Утконос», сообщила компания в своем Telegram-канале. В релизе подчеркивается, что приобретение «Утконоса» позволит «Ленте» в значительной степени увеличить свою долю на онлайн-рынке «за счет интеграции платформы по доставке продуктов, обладающей лояльной базой покупателей, уникальными компетенциями и конкурентными преимуществами».
Сумма сделки оценивается примерно в 20 млрд рублей.
«Сделка в полной мере соответствует стратегическим приоритетам «Ленты», которые мы определили и объявили ранее в этом году», – заявил генеральный директор компании Владимир Сорокин.
На новостях о сделке акции «Ленты» выросли на 9,5%, до 1259 руб. за штуку.
«Утконос» появился на российском рынке в 1999 году и стал первой сетью магазинов формата eGrocery. Изначально система тестировалась в Зеленограде, после успеха там «Утконос» запустили и в столице. Позднее магазины открылись также в Санкт-Петербурге и городах Московской области. В этом году компания прекратила работу в Санкт-Петербурге, передав склады «Ленте», и оставила приоритетом развитие бизнеса в Москве и Подмосковье.
По состоянию на 2020 год, «Утконос онлайн» вошел в тройку по обороту среди всех российских сервисов доставки. Средний чек при этом у компании оказался самым высоким по рынку.
У «Ленты» и «Утконоса» общий акционер – компания «Севергрупп» Алексея Мордашова. Объединенное онлайн-подразделение получит название «Лента-У», его возглавит нынешний генеральный директор «Утконоса» Дэнни Перекальски. Он будет подчиняться гендиру «Ленты» Владимиру Сорокину.
«Магнит» и «Дикси»
Летом второй по обороту ретейлер на российском продуктовом рынке «Магнит» закрыл сделку по покупке 100% акций у компании Mercury Retail Group, которой принадлежала сеть магазинов «Дикси». Покупка обошлась «Магниту» в 87,6 млрд рублей, что оказалось почти на 5 млрд меньше, чем было заявлено изначально.
«Магниту» перешло свыше 2300 магазинов «Дикси».
Как сообщало издание «Ведомости», в Mercury Retail Group желание продать «Дикси» объяснили тем, что акционеры холдинговой компании решили сделать ставку на развитие сетей «Красное и Белое» и «Бристоль». «Магниту», в свою очередь, благодаря сделке удастся увеличить долю присутствия в Москве и Санкт-Петербурге.
«Лента» и «Билла»
Еще одну крупную сделку в конце лета закрыла «Лента», завершив покупку сети «Билла Россия». Сообщалось, что стоимость сделки составила €215 млн. В результате этого «Лента», по состоянию на июль 2021-го, стала вторым оператором супермаркетов в Москве и Подмосковье по общему количеству магазинов.
В свою сеть «Лента» интегрировала более 160 магазинов «Билла».
«Экспансия в сегменте супермаркетов является стратегическим приоритетом для «Ленты». Эта сделка ускорит трансформацию компании, позволив мгновенно удвоить наше присутствие в этом сегменте», – объяснял Сорокин.
Возможное расширение «Ленты»
В ноябре «Продукт медиа» со ссылкой на источник на рынке сообщал, что «Лента» рассматривает возможность приобретения финской торговой сети Prisma. 16 магазинов разных форматов компании работают в Санкт-Петербурге, однако большая их часть располагается в Финляндии и Эстонии.
«Лента» объявила о покупке сети «Утконос» за 20 млрд рублей
Одна из крупнейших торговых сетей России «Лента» купит сервис доставки продуктов «Утконос» по базовой цене 20 млрд рублей, говорится в сообщении на сайте компании. «Утконос» после завершения сделки станет частью онлайн-бизнеса «Ленты», рассказал гендиректор ретейлера Владимир Сорокин, его слова приводятся в заявлении. «Утконос» в своем сообщении, поступившем в Forbes, подтвердил сделку.
Акции «Ленты» на Московской бирже после объявления подорожали на 9,5%, следует из данных площадки. На пике бумаги стоили 1259 рублей, а к 11:00 мск их цена снизилась примерно до 1230 рублей (-7,2%). Депозитарные расписки ретейлера в моменте дорожали на 9,4%. Акции «Ленты» начали торговаться на Московской бирже с декабря, делистинг депозитарных расписок ожидается в 2022 году.
«Лента» купит 100% ООО «Новый Импульс-50», которое управляет бизнесом «Утконоса», у «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова. Сделка будет профинансирована за счет дополнительного выпуска акций «Ленты». Их разместят путем закрытой подписки в пользу «Севергрупп». Остальные акционеры ретейлера получат преимущественное право приобретения дополнительных бумаг. «Севергрупп» обязалась оплатить уставной капитал «Ленты» в размере 20 млрд рублей, говорится в сообщении торговой сети. В рамках подписки предложат акции на сумму около 25,643 млрд рублей по цене 1 087 рублей за одну бумагу. Согласование сделки с Федеральной антимонопольной службой не требуется, уточнил «Утконос».
Вся доля в «Новый Импульс-50», согласно условиям сделки, должна быть передана «Ленте» в начале февраля 2022 года. Сумма сделки еще может быть скорректирована с учетом денег, которые останутся у «Утконоса» на момент передачи доли. Долгов у сервиса доставки к этому моменту не будет, отметила «Лента». Гендиректор «Утконоса» Дэнни Перекальски после завершения сделки станет гендиректором онлайн подразделения Lenta-U. «Утконос Онлайн» и «Лента Онлайн» продолжат оказывать услуги под своими брендами, но объединятся в рамках одного подразделения, пояснил «Утконос».
«Лента» рассчитывает, что покупка «Утконоса» поможет ей увеличить свою долю на онлайн-рынке за счет «дополнительной платформы по доставке продуктов, обладающей лояльной базой покупателей». Ретейлер надеется, что сможет эффективнее конкурировать на онлайн-рынке Москвы, особенно в ценовых сегментах «выше среднего» и «премиум».
В 2020 году доля «Утконоса» на московском рынке e-grocery составляла около 10%, указано в сообщении «Ленты». Выручка сервиса в 2020 году достигла 14,3 млрд рублей. В первой половине 2021 года продажи «Утконоса» прибавили 11% в сравнении с тем же периодом 2020 года, до 7,8 млрд рублей.
«Севергрупп» Мордашова в 2019 году стала крупнейшим акционером «Ленты», ей сейчас принадлежат 77,99% ретейлера (78,73% голосующих прав). Представитель компании Мордашова тогда говорил, что объединение «Утконоса» с «Лентой» не входит в ближайшие планы «Севергрупп». Однако уже в конце 2020 года Перекальски рассказывал, что две компании объединили закупки, часть IT-инфраструктуры, некоторые функции в маркетинге и цепочке поставок. Мордашов в январе 2020 года сообщал, что намерен выстроить экосистему из принадлежащих ему проектов в разных сферах бизнеса. Миллиардер не голосовал по вопросу об одобрении покупки «Утконоса» на заседании совета директоров, отметила «Лента».
В мае 2021 года «Лента» договорилась о покупке сети супермаркетов Billa в России за €215 млн. В июне «Лента» заключила соглашение о приобретении за 2,35 млрд рублей группы компаний «Семья» — четвертого по величине ретейлера Пермского края.
Танк в e-grocery: почему «Утконос» потерял первое место в интернет-торговле едой
По итогам первого полугодия 2020 года онлайн-ретейлер «Утконос», по подсчетам агентства Infoline, заработал 8,05 млрд рублей, на 66,2% больше, чем в годом ранее. Но несмотря на столь значительный рост, компания, которая на протяжении многих лет оставалась бессменным лидером рынка онлайн-продаж продуктов, заняла лишь второе место по обороту. Ее потеснила растущая в сегменте е-grocery (продажи товаров повседневного спроса в интернете) X5 Retail Group, оборот онлайн-сервисов которой, по данным Infoline, достиг 8,2 млрд рублей.
Как «Утконосу» удавалось столько лет удерживать лидерство и сможет ли он его вернуть?
Пионер, Лужков и «железная женщина»
«Новейшие технологии позволили добиться значительной экономии времени и затрат при обработке заказов, поэтому наши цены всегда значительно ниже, чем в обычном магазине или на рынке», — объяснялось на сайте utkonos.ru в 2003 году. «Утконос» одним из первых в ретейле установил в магазинах терминалы самообслуживания, каталог товаров записал на цифровые носители и применил «железную женщину» — программу для общения с покупателем. В 2005 году «Утконос» открыл свой первый семиэтажный распределительный центр в Москве и обзавелся автопарком. Осенью 2006 года брендированные автомобили ВАЗ-2105 ВИС уже развозили заказы по городу.
Ретейлер продолжал открывать и торговые точки, но с минимальным ассортиментом, бо́льшую часть товаров можно было заказать здесь же через терминал и получить заказ на следующий день. Однажды в магазине побывал мэр Москвы Юрий Лужков, его так впечатлил формат, что градоначальник пообещал выделить во всех районах столицы помещения для магазинов и складов с недорогой арендой.
В 2005-м правительство Москвы выпустило постановление «О дополнительных мерах по развитию в Москве сети магазинов заказов «Утконос» в городе Москва на 2005-2007 гг.». Увы, вести бизнес в точках, выделяемых префектурами, оказалось невыгодно: формат стола заказов не приживался, да и жители жаловались на шум и другие неудобства из-за работы магазинов. «Утконос» штрафовали, развития не было. По итогам 2007 года непокрытый убыток компании, по данным СПАРК, составил около 2,6 млрд рублей при сопоставимой выручке.
В дальнейшем компания полностью отказалась от развития офлайн-розницы и ушла в интернет. В 2012 и 2013 годах, по оценке Forbes, «Утконос» входил в тройку крупнейших интернет-компаний России после «Яндекс» и Mail.ru. Однако за двадцать лет, несмотря на многочисленные попытки смены стратегии развития и перезагрузки бизнеса, «Утконос» так и не стал компанией, стабильно генерирующей прибыль. В 2018 году чистый убыток компании «Новый импульс-50» (операционной компании ретейлера), по данным СПАРК, составил 1,2 млрд рублей, в 2019-м — 2,9 млрд рублей.
Уже не первый
По оценке агентства Infoline, выручка «Утконоса» в 2018 году составляла 10,2 млрд рублей — это почти половина всего российского рынка доставки продуктов (его объем оценивался в 23 млрд рублей) и втрое больше, чем у ближайшего конкурента — Ozon (3 млрд рублей). Однако за последние два года конкуренция в сегменте обострилась. В нем появились новые игроки: Perekrestok.ru, «Пятерочка», «Сбермаркет». Маркетплейсы Ozon и Wildberries в последнее время особенно активно наращивают продажу продуктов в интернете. Пандемия коронавируса дала новый импульс российскому рынку e-grocery, который растет феноменальными темпами — в 2020 году его объем может составить 135 млрд рублей против 45 млрд в 2019-м, прогнозирует Infoline. При этом на топ-10 игроков сейчас приходится около 35% общего объема рынка.
В апреле 2020 года усиление конкуренции привело к смене лидера: «Утконос» уступил (сервисы Perekrestok.ru, «Доставка.Пятерочка» и «Перекресток.Быстро»). А в мае позиции «Утконоса» потеснил онлайн-сервис доставки «Сбермаркет», входящий в СП Сбербанка и Mail.ru Group.
Время для ускорения
Ажиотажный спрос, с которым столкнулся «Утконос» в марте 2020-го, когда москвичи оказались изолированы по домам, глава компании Дэнни Перекальски не забудет никогда. «Наш бизнес устроен так, что пик заказов приходится на декабрь, перед Новым годом. И к нему мы всегда тщательно готовимся. Поведение покупателей во время пандемии чем-то было похоже на предновогоднюю суету», — вспоминает топ-менеджер. В пиковые дни компания фиксировала рост трафика на 200-400%, среднее количество товаров в корзине выросло с 40 до 55 штук — напуганные люди закупались минимум на две недели.
15 марта стал одним из тяжелых дней за все время работы Перекальски в ретейле, признается он. «Наши операционные процессы не были готовы к экспоненциальному росту заказов, мы были вынуждены отменить около тысячи заказов. Целый день мы посвятили мозговому штурму, что делать дальше, какие процессы нужно поменять», — говорит он. В этот день команда «Утконоса» приняла несколько важных решений: полностью остановила ввод новинок в ассортимент (ассортимент распределительного центра «Север» в Солнечногорском районе составил 40 000 наименований товаров), сократила интервал до ближайшего дня доставки заказа (четыре дня вместо 12), увеличила штат сотрудников с 2000 до 5000 человек.
«С тех пор и до сегодняшнего дня мы не отменили больше ни одного заказа», — гордится гендиректор «Утконоса». Оборот в марте, пиковом месяце спроса, вырос на 60% относительно прошлого года. Рост мог бы быть и больше, но не хватало складских мощностей, говорит Перекальски. Во втором квартале продажи достигли показателя 4,68 млрд рублей. Рост относительно второго квартала прошлого года составил 101,2%.
Из-за роста спроса пришлось ускорить запуск нового распределительного центра «Мосрентген» (открылся в мае) и нового формата «Утконос МИНИ», осуществляющего экспресс-доставку от двух часов. С момента принятия решения о запуске до открытия прошло всего два месяца. Открытие нового склада позволило увеличить максимальную пропускную способность до 16 000 в день. Инвестиции в открытие составили более 100 млн рублей.
В августе будет открыт еще один склад — «Волковский» на севере Москвы (также в формате «Утконос МИНИ»), вложения в него составят 120 млн рублей. В четвертом квартале после реконструкции заработает объект в Бутово. Все это позволит нарастить мощности компании до 35 000 заказов в день, ожидает компания. Сейчас «Утконос» в среднем доставляет 7500 заказов, сообщила компания. Для сравнения: основной конкурент «Утконоса» X5 Retail Group в среднем выполняет 16 500 заказов ежедневно.
«Стратегия «Утконоса» отлично работает в средне- и долгосрочной перспективе в мирное время, но нарастить мощности при галопирующих темпах роста для ретейлера оказалось нереально, — говорит Иван Федяков из Infoline. — В пиковый период коронавируса, когда спрос на доставку продуктов многократно вырос, недостатки стратегии только обострились».
Засиделись в Москве
По словам Федякова, компании давно нужно было масштабироваться, выходить за пределы Москвы и Подмосковья. Неразвитая география «Утконоса», ограниченная московским регионом, не дает развиваться компании теми же темпами, что и конкуренты (+66% к обороту за первое полугодие 2020 года у «Утконоса» против +369% у сервисов Х5 и +1017% у «Сбермаркета»). «В регионах бренд неизвестен, ему будет сложнее дебютировать в городах, где уже работают конкуренты и сформирована лояльная аудитория покупателей», — предупреждает аналитик.
В октябре «Утконос» станет доступен для жителей Санкт-Петербурга (инвестиции 250 млн рублей), также до конца года ретейлер рассматривает выход в Екатеринбург. «По нашим данным, Екатеринбург является третьим городом в стране по вовлеченности жителей в e-commerce после Москвы и Петербурга, — объясняет Перекальски. — Кроме того, там уже развита инфраструктура «Ленты», которая входит в «Севергрупп». Со складов «Ленты» будет осуществляться поставка в распределительный центр «Утконоса».
После покупки Мордашовым «Ленты» в 2018 году логично было ожидать синергии одной из крупнейших розничных сетей с «Утконосом», но этого так и не произошло. По словам Перекальски, «Утконос» получил от сотрудничества с «Лентой» более выгодные закупочные цены, но обе компании развиваются параллельно, между ними здоровая конкуренция. «Лента» торгует онлайн с помощью приложения «Ленточка», за первое полугодие онлайн-продажи через него и партнерские сервисы доставки составили 1,9 млрд рублей. «Накопленный опыт и профессионализм команд «Утконоса» и «Ленты» позволили компаниям справиться с высокой нагрузкой во втором квартале и продолжить развиваться под потребности рынка. Уверены, что достигнутые результаты открывают новые перспективы развития бизнеса для ретейл-компаний группы», — комментируют в пресс-службе «Севергрупп».
Выручка «Утконос» в 2019 году показала рост на 2%, до 9,96 млрд рублей. В 2020 году компания планировала действовать более агрессивно: смелый план составлял рост +35% за год, но пандемия внесла коррективы. К концу 2020-го Перекальски прогнозирует рост выручки на 80%. Позволит ли это вернуть ему статус лидера российского e-grocery?
Остаться в топ-10 компаний — да, но вот вернуть лидерство по объему выручки шансов практически нет, считаете Федяков. «Бороться за первенство с таким монстром ретейла, как X5 Retail Group (оборот компании в этом году, по прогнозам Infoline, превысит 2 трлн рублей), крайне сложно, — считает эксперт. — Впрочем, как и конкурировать с сервисами по доставке продуктов питания типа «Сбермаркет», «Яндекс.Лавка», Ozon, Igooods, у которых совершенно иная бизнес-модель».
«Мы не обсуждаем с Алексеем Мордашовым, как быть первыми, — поясняет Перекальски. — Он всегда делал упор и ориентировал топ-менеджмент на расширение и качественное развитие бизнеса по двум основным метрикам: объему продаж и прибыли. А для этого самое важное — давать самый лучший уровень сервиса для покупателя». Сейчас «Утконос» не прибыльный бизнес, но одна из основных задач — сделать его прибыльным. Когда Перекальски пришел в компанию, он спрогнозировал получение первой прибыли к 2023 году. «Динамика продаж «Утконос» в ковид мой прогноз ускорила примерно на шесть месяцев. Я знаю, что Мордашов верит в проект и очень гордится этим результатом», — говорит гендиректор.
«Утконос» прекратит работу в Петербурге и передаст доставку продуктов и склад «Ленте» Статьи редакции
Обе компании принадлежат «Севергрупп» Алексея Мордашова.
«18 июня 2021 года мы прощаемся с вами в Санкт-Петербурге и предлагаем делать покупки в «Лента Онлайн». Сеть «Лента» — наши друзья и партнеры. Мы уверены в качестве их сервиса. А мы останемся складским партнером «Ленты Онлайн»», — сообщила компания.
Склад «Утконоса» в Петербурге компания будет использовать для развития «онлайн-предложения «Ленты»». В своём сообщении «Утконос» предлагает покупателям воспользоваться доставкой «Лента Онлайн» и даёт промокод на заказ.
«Знания, полученные нами во время этого эксперимента, позволят укрепить позиции на региональном рынке электронной коммерции и усилить базу для роста в онлайн-сегменте по всей стране в соответствии со стратегическими приоритетами компании», — рассказал «Интерфаксу» глава «Ленты» Владимир Сорокин.
Сотрудничество «Ленты» и «Утконоса» в Петербурге — это первый масштабный тест синергии компаний, который позволит решить, как проводить подобные проекты в других регионах, рассказал vc.ru представитель «Утконоса».
Пока стратегия «Утконоса» направлена на развитие в Москве и Московской области и общего проекта с «Лентой» в Петербурге. Компании уже объединены решениями в сфере ИТ, маркетинга и закупок.
Сервис «Утконос» работает в Москве, Московской области, Туле, Твери, Калуге и Завидном. Доставка в Петербурге работала с октября 2020 года.
Понятно, теперь я знаю, что был такой сервис)
Утконос был ещё до того, как доставки начали называть сервисами)
Тогда и смартфонов в помине не было и домашний интернет был dial-up. Самая популярная модель телефона выглядела так
Для чего ты это сказал? Сервис старше тебя
Почему доставки работают в минус? Ну вытеснят они конкурентов поработав лет 10 в минус, а что помешает потом придти другим и получается доставка никогда не будет в плюсе? Или я чего то не понимаю
Тоже в шоках с сегодняшнего дня. Был уверен, что там если и не «золота, жила», токак минимум дело стоящее. После комментариев ушёл гуглить и ещё больше фейхуа не понял: то пишут прибыль 10 лярдов в год, то убытки в 7.
Скоро и в Москве под Ленту ляжет, похоже. Очень жаль, пандемия им хорошо наподдала: интервалы стали удобными, минимальный заказ ниже, время ожидания меньше.
пользовались утконосом в начале пандемии. Сейчас в городе появилась доставка продуктов от яндекса, делайвери, пятерочки, перекрестка, сбермаркета и тд. Часто предлагают промокоды, бесплатные доставки и время ожидания бывает меньше часа. Утконос тут проигрывает с ценами и интервалами в несколько дней.
Утконос выигрывал по качеству товаров. Увы теперь непонятно к кому идти. В ленте ассортимент конечно не тот.
в рашке главное это цена
Ну совершают глупость и тупость. Лента как магазин ассоцируется уже давно с помойкой. Как по ассортименту и качеству. Так же имел опыт с той лентой, когда в приложение указывался товар в магазине, а его просто не было по факту на витрине и на складе магазина.
Разумней всего ленте было провести ребрендинг, измнение многих процессов и превратиться в утконос.
Так же если говорить про доставку, то пока утконос в той же МСК выигрывал по ассортименту. Я думаю в питере аналогично.
Видать кто принимал решение никогда не смотрел рынок доставок и не пользовался. Что бы принимать такую тупую ошибку.
Да просто не посоветовался с тобой, чего уж там
В Питере слишком низкий чек на любой заказ.