Что случилось с танком армата
«Армата» пошла в войска
Во время рабочего визита заместителя главы оборонного ведомства Российской Федерации Алексея Криворучко на АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского» представителями отечественных СМИ было получено официальное подтверждение начала поставок перспективных танков Т-14 на платформе «Армата» в войска. Об этом сообщил временно исполняющий обязанности начальника 47-го военного представительства майор Дмитрий Репин. В партию, получить которую военные могут уже до конца текущего года, должны войти двадцать боевых машин.
Шесть лет испытаний
По словам Репина, поставка опытной партии в строевые части до официального объявления о завершении программы государственных испытаний предусмотрена положениями заключенного между производителем и заказчиком контракта. Ранее Департамент информации Министерства обороны России заявлял о старте поставок серийных партий Т-14 начиная с 2022 года. Правда, достоверных сведений о том, какая из частей Сухопутных войск ВС РФ станет первым эксплуатантом новейшего российского танка, Главное автобронетанковое управление оборонного ведомства не представило. Отсутствует и точная информация, касающаяся количества новой бронетанковой техники на платформе «Армата», оговоренного рамками контрактных обязательств. Тем не менее ряд неофициальных источников сообщает о желании заказчика получить сто тридцать две машины, включая партию опытно-войсковой эксплуатации, состоящую из двух батальонных комплектов танков Т-14 и одного батальонного комплекта боевых машин пехоты Т-15.
Первая информация о поставке в строевые части ВС РФ опытно-промышленной партии танков на универсальной гусеничной платформе «Армата» была озвучена все тем же Алексеем Криворучко в ходе доклада на Едином дне военной приемки. Позднее она была подтверждена представителем делегации государственной корпорации «Ростех» на международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2021». Согласен с этими заявлениями и в недалеком прошлом генеральный конструктор, а с недавнего времени генеральный директор АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения» (дочерняя структура АО «Уралвагонзавод») Андрей Терликов, под чьим руководством и была разработана «Армата».
По его словам, между оборонным ведомством России и АО «Уралвагонзавод» заключен ряд серийных контрактов на поставку бронетехники на универсальной платформе «Армата». В соответствии с условиями одного из них до конца текущего года войсками должна быть получена установочная партия танков Т-14. Начиная с 2022 года планируется выход на устойчивые серийные поставки этого вида продукции.
Напомним, что первое представление перспективного российского танка Т-14 «Армата» состоялось достаточно давно, он стал одним из участников Парада Победы на Красной площади в 2015 году.
Высокая живучесть и необитаемая башня
В отношении Т-14 стратегия осталась такой же. Ни один из полигонов не в состоянии создать обстановку, максимально приближенную к условиям современных боевых действий. К тому же следует признать, что любой производитель по умолчанию считает свое изделие значительно лучшим, чем оно является в реальности. Это утверждение одинаково справедливо в отношении как зарубежных, так и отечественных разработчиков.
Поэтому испытания в условиях реального боя следует рассматривать в качестве самого объективного теста на выживаемость. Именно в бою наиболее четко проявляются все скрытые до этого момента технические и эксплуатационные проблемы. По непроверенной информации, поступившей из источников в оборонно-промышленном комплексе, в ходе сирийской кампании специалистами Уралвагонзавода внесено порядка полутора сотен технологических изменений в конструкцию танков – как стоящих на вооружении, так и перспективных.
Т-14 не стал исключением. В ходе войсковых испытаний на территории САР был выявлен ряд проблемных решений, касающихся уровня чувствительности системы обнаружения подлетающих снарядов, оптико-локационного комплекса, силовой установки. Как говорится, война – самый лучший и непредвзятый экзаменатор.
Перспективные горизонты «Арматы»
Любой мало-мальски разбирающийся в нюансах военно-промышленного комплекса человек осознает, что создание перспективного образца вооружения требует весьма серьезных затрат: интеллектуальных, временных и, конечно, финансовых. Но с «Арматой» процесс пошел по несколько иному, нетрадиционному сценарию.
Модернизированная версия основного российского танка Т-90М «Прорыв» с многослойным башенным модулем и улучшенными системами автоматики заряжания и управления огнем, которую американский журнал The National Interest назвал смертоносной, лишь на тридцать миллионов рублей дешевле. Как вы думаете, разработка новой, перспективной конструкции стоит таких дополнительных затрат? Наверное, да. И тем не менее прогнозировать «бум приобретения» танков на платформе «Армата» в ближайшие годы не следует. Для этого есть как минимум две достаточно веские причины.
Кроме того, вряд ли стоит рассчитывать на многообещающее экспортное будущее техники на платформе «Армата», по крайней мере в ближайшие несколько лет. Разработка продолжает оставаться секретной, а финансовое положение России не в том состоянии, чтобы распродавать государственные секреты. Не будет в ближайшее время большой финансовой отдачи от Т-14 и в бюджет отечественной «оборонки». Для запуска окупаемости проекта «Армата» необходим солидный гособоронзаказ, которого в ближайшее время ожидать скорее всего не стоит. Почему? Для нас ответ на этот вопрос видится так. «Армата» опередила время. Сегодня потенциальные противники России не обладают танками, способными составить полноценную конкуренцию Т-14, и появление у них принципиально новых боевых машин в ближайшей перспективе тоже не намечается.
Тем не менее танки Т-14 на универсальной гусеничной платформе «Армата» начали поступать в строевые части ВС РФ. Это может означать лишь одно – у Сухопутных войск России появился основной танк четвертого поколения, использующий ультрасовременные системы защиты, определения цели и ведения высокоточного огня. Российские танкисты получили в свое распоряжение машину, соответствующую требованиям современной сетецентирической войны и превосходящую ближайших конкурентов по целому ряду ключевых технических характеристик. Кроме того, Т-14 «Армата» имеет беспрецедентно высокие шансы стать основой будущего проекта «беспилотного танка».
Скальпель для «Абрамса»: как Россия потеряла два супертанка ради создания «Арматы»
Один девять пять
Еще в начале 80-х советские танкостроители хорошо понимали, что время основных боевых танков Т-72 сочтено. Плохими эти машины не считали никогда, но, как и любая отечественная техника, «Уралы» строились под применение крупных танковых соединений — батальонов и бригад. Локальность войны, под которую машины попробовали адаптировать перед самым развалом СССР, накладывала на использование такой техники определенные ограничения.
Почти сразу выяснилось, что Т-72 слабо защищены для городских боев, где дистанция поражения составляет всего несколько сотен, а в некоторых случаях — несколько десятков метров. Примерно тогда же в головах конструкторов УКБТМ возникла идея создать уникальный танк, способный проламывать переднюю кромку фронта и врываться даже в городские бои.
Первые штрихи машины начали появляться еще в середине 80-х годов. К концу десятилетия проект и техническое задание на новый танк были практически готовы. Министр обороны СССР маршал Язов лично дал «отмашку» проекту, и работа над новым танком закипела. Но закончить в срок разработчики не успели.
Гоночный танк
Первый заводской прототип танка по проекту «Совершенствование-88» получил индекс «Объект 195» и стал первым принципиально новым танком, созданным когда-либо мировыми оружейниками. Уникальным решением (как для отечественной техники, так и вообще) стала схема размещения экипажа — три человека сидели в изолированной бронекапсуле в носовой части машины. Боеукладка, топливные баки и отсек с двигателем и трансмиссией были отделены друг от друга и исключали гибель людей даже при попадании в снаряды.
Опциональная возможность уменьшения экипажа до двух человек существовала уже тогда, но на опытной машине не успели доработать систему управления огнем. Разработчикам просто не хватило времени — Советский Союз внезапно рухнул, а потребность в новой технике для теперь уже российской армии не была столь очевидной. Однако три построенных прототипа прошли заводские испытания и показали, что концепция создания защищенного штурмового танка — верный путь к созданию машины, способной доминировать на поле боя вне зависимости от подготовки и оснащенности противника.
В качестве «базовых опций» нового танка предлагались — орудие 2А83 калибра 152-мм, новые бронебойные и осколочно-фугасные снаряды, способные пробивать практически насквозь все известные ОБТ зарубежного производства, РЛС и комплекс активной защиты «Штандарт», многослойное металлокерамическое бронирование и двигатель объёмом 35 литров и мощностью 1650 лошадиных сил — мощнее, чем у любого из серийных ОБТ.
Однако до испытаний «Объект-195» добрался лишь много лет спустя. Машину с многоканальным модулем управления огнем, способную пробивать себе путь через городские кварталы, уничтожая все живое на своем пути, проверили в деле на полигоне «Старатель» только в 2002 году. А в конце «нулевых» второй прототип «отстрелялся» на «отлично» на полигоне Донгуз, после чего комиссия приняла решение рекомендовать машину к серийному производству.
Но у военных было свое мнение по этому вопросу. Танк сочли «слишком советским», а его огневую мощь «слишком избыточной». Так на теме машины, способной проезжать там, где не пробьется ни одна другая, поставили крест.
«Черный орел»
В околовоенной среде говорят, что Т-14 «Армата» собрали из двух перспективных машин. От «Объекта-195» машина получила схему размещения экипажа и силовой установки, электронику и двигатель, а все остальное, включая продвинутую систему управления огнем и способность перемахнуть через противотанковые заграждения, у самого секретного танка «Объект-640», получившего прозвище «Черный орел». Этот танк разрабатывали в 90-е годы в Омском конструкторском бюро транспортного машиностроения как боевую машину четвертого поколения (такое же поколение присвоено и танку «Армата»).
Изюминкой танка стала трехуровневая система защиты, собранная после изучения всех зарубежных машин, включая американские М1 Abrams и израильские Merkava. В результате исследований зарубежной техники и появился знаменитый приземистый силуэт, семикатковое шасси и быстрый автомат заряжания.
От американского М1 конструкторы взяли конструкцию кормовой ниши с вышибными панелями — применение такой технологии значительно повышало шансы машины на выживание при попадании снарядов любого типа. Фирменным отличием «Черного орла» от любых других машин стало применение газотурбинного двигателя мощностью под 1700 лошадиных сил. При массе в 48 тонн удельная мощность агрегата составляла по 35 «лошадей» на тонну, что считалось лучшими показателем среди боевых машин.
В базовой версии машины конструкторы разместили штатное для отечественных танков 125-мм орудие, однако опционально «Орла» могли укомплектовать и 152-мм штурмовой пушкой. По сведениям военных, имевших отношение к испытаниям этой машины, на тестовых стрельбах «Объект 640» с таким орудием (позднее машина была утилизирована) обрушил пятиэтажный кирпичный дом двумя выстрелами.
Несмотря на перспективность новых машин, ни одной из них не нашлось места в войсках. Близкие к Минобороны источники утверждают, что ни один из танков до конца не удовлетворил военных. «Объект 195» при массе в 60 тонн был слишком медленным и не мог активно маневрировать на поле боя, а «Объект 640» был слишком дорог в производстве — его стоимость, по слухам, была примерно в 3 раза больше, чем у танка Т-90. Кроме того, военных не устроила эффективность штатной брони танка, поэтому было принято радикальное решение — спроектировать новую машину, но использовать наработки и технологии, использованные в «Объекте 195» и «Черном орле». Через несколько лет работы, в 2015 году, на брусчатке Красной площади весь мир увидел результат этого эксперимента — новая машина получила индекс Т-14 и название «Армата». Серийное производство нового танка назначено на 2022 год.
Что случилось с танком армата
Вы здесь
Обещанные танки Т-14 «Армата» всё ещё не переданы на вооружение российской армии
Танки Т-14 «Армата» всё ещё не передали на вооружение российской армии.
Несмотря на тот факт, что до конца текущего года осталось всего лишь две недели, стало известно о том, что ранее обещанные к передаче 20 новейших тяжёлых танков Т-14 «Армата» всё ещё не переданы на вооружение российской армии. Обстоятельства пока что остаются неизвестными, однако, судя по всему, это вряд ли произойдёт в этом году.
Врио начальника 47-го военного представительства майор Дмитрий Репин ранее заявил о том, что до конца 2021 года планируется передача 20 танков в войска, где последние начнут проходить испытания, однако, несмотря на тот факт, что это планировалось сделать ещё несколько месяцев назад, пока что новейшие боевые бронированные машины на вооружение российской армии не поступали. Это может свидетельствовать об очередном срыве планов, хотя каких-либо уточнений на этот счёт пока что сделано не было.
В то же время, специалисты обращают внимание на недавнее заявление первого заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК) России Андрея Ельчанинова, который отметил, что после 2023 года на вооружение российской армии поступит 40 танков. Это указывает либо на малые поставки этой техники в будущем году, либо же на реальные срывы сроков поставок.
Как опозорился проект «Армата»
Танковый отбой
Срок поставки танков «Армата» в войска в очередной раз перенесён. Теперь на 2022 год. А ведь изначально планировалось начать серийное производство примерно в 2015 году. В результате прорывной проект ультрасовременного танка, вместо того чтобы стать триумфом российской оборонной промышленности, показал всему миру её слабые стороны.
В России нет нужных технологий
Историки вооружений говорят, что концептуально «Армата» не так уж и нова. Ей предшествовали разработки Т-74 и Т-95 1970-х и 1990-х годов соответственно. Но они так и не были реализованы, потому что возможности советской промышленности просто не поспевали за идеями военных конструкторов. В первую очередь речь шла об электронике. А вот в XXI веке появился реальный шанс воплотить былые мечты в реальность. Но дело не в том, что отечественная оборонка сделала резкий скачок в развитии. Просто появилась возможность купить технологии за рубежом, в том числе и у недавних потенциальных противников, стран НАТО.
В результате на иностранные комплектующие, насколько нам известно, оказались завязаны важнейшие узлы и агрегаты. От силовой установки до прицельного комплекса. Даже броня, которая использовалась на демонстрационных образцах, была сделана с применением иностранной технологии. Но после введённых в 2014 году против РФ санкций некоторые западные разработки оказались недоступны. Пришлось закладывать время на создание отечественных аналогов.
Планы обрушились вслед за рублём
Те импортные комплектующие, которые всё же можно купить, преподнесли другой сюрприз – постоянно растущую цену. Ведь курс рубля в последние годы уверенно проседает. В результате Уралвагонзавод просто не мог назвать окончательную стоимость серийного производства «Армат». В 2015 году речь шла о 250 млн рублей, в 2018-м – уже о 450 миллионах. Первоначальный план Минобороны закупить 2300 танков нового поколения даже при первой цене не укладывался в разумные бюджеты. А появление нового ценника поставило переговоры о массовых закупках на долгую паузу.
По её окончании было заявлено, что нет необходимости оснащать Российскую армию большим количеством такой техники, как «Армата», поскольку последние версии танков Т-72 имеют высокую эффективность. И это выглядело разумным с учётом того, что сейчас на вооружении в войсках находится более 3 тыс. танков Т-80, Т-90 и модернизированных Т-72. Кроме того, от 10 до 15 тыс. машин законсервировано на базах хранения. Зачем пополнять эту армаду, толком не ясно. Ведь сценарий массового использования танков для обороны рубежей РФ выглядит довольно фантастичным.
Вместо цехов – долгострой
Впрочем, разрабатывать и внедрять новую технику взамен старой всё же необходимо, чтобы не отстать от прогресса. И западные санкции, как заявлялось, способствуют развитию отечественной промышленности. В итоге Минобороны и производители согласовали партию в размере «более сотни машин». Резкое сокращение планов можно объяснить не только высокой ценой, но и вот такой неприятной историей.
Под сборку танка нового поколения Уралвагонзавод затеял строительство новых цехов. Тендер на 756 млн рублей в 2017 году получила московская компания «Строй Групп», но в 2020 году руководство компании было арестовано. Менеджеров обвинили в хищении около 3 млрд рублей, полученных на реконструкцию оборонных предприятий. Уже до этого Уралвагонзавод судился с генподрядчиком по поводу затягивания сроков сдачи объекта и взыскивал неустойки, но в итоге цеха так и остались недостроенными. Так что если бы в самое ближайшее время и возникла необходимость в массовом производстве «Армат», то встал бы вопрос – где их делать?
Кстати
До сих пор не представлен штатный боеприпас под гладкоствольную пушку 2А82, которой должны быть оснащены серийные боевые машины «Армата». Подряд на разработку снаряда получил «Росатом». Новости об этом появились ещё в 2017 году, но о результатах разработки пока информации нет.
Танк для парадов и выставок
Уралвагонзавод не сдаётся и время от времени информирует общественность об очередных успехах своего вечно перспективного изделия. Например, для экипажа разрабатываются такие удобства, как голосовой помощник. То есть бортовая система диагностики танка «Армата» может самостоятельно определять неисправность и сообщать о ней приятным женским голосом. Также в танке предусмотрен полноценный туалет, чтобы экипаж мог максимально долго выполнять боевую задачу.
Пока происходили все эти доработки, военные эксперты стали поговаривать о том, что сама концепция «Арматы» вот-вот устареет. Ведь сейчас ставка делается на беспилотную военную технику. В соответствии с этим трендом в июле прошлого года «Армату» протестировали в беспилотном режиме. Однако функционеры «Ростеха» тут же заявили: о серийном производстве беспилотных «Армат» речь не идёт. Просто на экспериментальном танке отрабатываются перспективные технологии.
Александр Храмчихин, Руководитель аналитического отдела Института политического и военного анализа
– Детали реализации проекта «Армата» держатся в секрете, и судить о его готовности сегодня довольно сложно. Вероятнее всего какие-то недоработки есть, и ещё потребуется некоторое время на устранение. Но всё-таки основной причиной задержки является неподъёмная цена этого танка. Видимо, военные и промышленность не могут договориться между собой. Очень жаль, если это станет причиной отказа от танка «Армата», а также от целого семейства машин, созданных на его базе. В Российской армии бронетанковая техника безнадёжно устарела и требует обновления. По конструкции танк Т-14 «Армата» радикально отличается от всех современных российских и зарубежных машин. Главной инновацией стала необитаемая башня, что даёт экипажу больше шансов на выживание.
Неужели танк «Армата» не имеет недостатков?
Опубликованная на «ВО» статья «Армата» не имеет недостатков» вызвала бурное обсуждение и столкновение различных точек зрения на этот танк. Конечно же, заявление автора, что «Армата» не имеет недостатков, опрометчивое, любая техника всегда имеет те или иные недостатки, и в этом проекте это также имеет место.
Автор статьи привел массу бездоказательных рассуждений о судьбе танка «Армата» и и пришел к выводу, что этот танк не запускают в серию по причине какой-то заинтересованности руководителей оборонно-промышленного комплекса. Автор, по всей видимости, далек от понимания того, как создается военная техника. При обсуждении этого проекта вольно или невольно смешиваются различные понятия и требования к военной технике, в связи с этим для объективной оценки танка «Армата» целесообразно отдельно обсуждать концепцию и компоновку танка, его технические характеристики, преимущества и недостатки и организационно-технические вопросы производства танка.
Концепция и компоновка
При обсуждении концепции этого танка столкнулись диаметрально противоположные точки зрения: «Армата» — это танк нового поколения или старого? Для такой оценки необходимо посмотреть, чем принципиально отличается «Армата» от существующих танков. Такие отличия есть, это необитаемая башня, бронекапсула для экипажа и цифровая информационно- управляющая система, позволяющая перейти к созданию «сетецентричного» танка не как самостоятельной единицы бронетехники, а элемента единой системы управления боем с использованием современных достижений в разработке военной техники. Введение этих элементов позволяет утверждать, что «Армата» — танк нового поколения.
Компоновка танка также принципиально изменена, появилась необитаемая башня. Хорошо это или плохо? С одной стороны, экипаж удален из башни, наиболее уязвимой части танка, и размещен в бронекапсуле в корпусе танка, с другой, надежность танка в целом резко снижена, поскольку башня и вооружение управляются экипажем только с помощью электрических сигналов из корпуса танка, и при нарушении системы электроснабжения или канала передачи информации из корпуса в башню танк становится полностью небоеспособным. Это один из наиболее спорных моментов в концепции танка «Армата».
Мне уже приходилось писать об этих проблемах «Арматы». Они никуда не исчезли и влияют существенным образом на судьбу этого проекта. Для понимания этих проблем стоит вспомнить историю создания танка «Армата». В комментариях к обсуждаемой статье ссылаются на интервью генерал-полковника Маева, в котором он рассказал о предшественнике «Арматы», танке Т-95, который разрабатывался на УВЗ в 90-е годы в рамках ОКР «Совершенствование-88». Было изготовлено два опытных образца этого танка, но в 2003 году работа была свернута и начата разработка танка «Армата».
Говоря о танке Т-95, придется вспомнить о его предшественнике танке «Боксер», последнем советском перспективном танке, разрабатываемом ХКБМ им. Морозова в 80-е годы.
ОКР «Совершенствование-88» в 80-е годы проводилась с целью модернизации существовавшего поколения танков Т-72 и Т-80, а работы по перспективному танку велись в рамках ОКР «Боксер». В концепцию танка «Боксер» была заложена 152-мм полувынесенная пушка и цифровая информационно-управляющая система. Экипаж танка размещался по классической компоновке, но командир и наводчик размешались в башне внизу на уровне корпуса танка. С развалом Союза работы по танку «Боксер» были прекращены, разработчики пушки, прицельного комплекса и систем управления танком остались в России, и этот задел, естественно, был использован при начавшейся в 90-годы в рамках ОКР «Совершенствование-88» разработке перспективного танка Т-95.
Концепция танка «Боксер» получила развитие в танке Т-95, в него также были заложены 152-мм полувынесенная пушка, цифровая информационно-управляющая система и добавлена необитаемая башня и бронекапсула для экипажа.
Недавно мне прислали фото танка Т-95, я сначала принял ее за фото танка «Боксер» (объект 477) и удивился: откуда она могла появиться? Танк «Боксер» был серьезно засекречен и его никогда не фотографировали. С первого взгляда я не мог отличить их, насколько они были похожи друг на друга!
Работы по танку Т-95 также были прекращены, причины мне неизвестны, но один из элементов концепции этого танка (необитаемая башня и бронекапсула) перешёл в концепцию танка «Армата».
О начале работ по концепции танка «Армата» было объявлено в 2011 году, компоновка с необитаемой башней широко не обсуждалась, насколько известно, военные ее не очень-то одобряли. Затем тогдашним вице-премьером Рогозиным, не специалистом в военной технике, а политиком, было объявлено о создании танка «Армата», как-то быстро изготовлена небольшая партия этих машин, и с 2015 года их регулярно демонстрируют на парадах.
Так появился танк «Армата», его концепция с необитаемой башней является революционной, но в ней есть как плюсы, так и минусы, и давать однозначный ответ, что это будущее танкостроения, пока еще рано.
Технические характеристики и возможности танка
Разработчики танка «Армата» из трех основных характеристик танка (огневая мощь, подвижность и защищенность) основной упор сделали на защищенность в ущерб другим качествам танка.
По защищенности танк «Армата» имеет существенный отрыв от существующих танков и надежно защищен от средств поражения противника. Это обеспечено комбинированной многопреградной и многослойной защитой с применением активной защиты и системы оптико-электронного противодействия. Экипаж хорошо защищен в корпусе в бронированной капсуле.
Следует отметить, что заявления о защите экипажа с помощью бронекапсулы и при детонации боекомплекта ничем не обоснованы, поскольку она может защитить экипаж только от средств поражения при пробитии брони танка в соседних зонах. При детонации боекомплекта, как показывают реальные боевые действия, танк превращается в груду металла, и никакие бронекапсулы экипаж не спасут.
По огневой мощи основного вооружения при калибре пушки 125 мм «Армата» будет незначительно превосходить существующие танки за счет более могущественных боеприпасов и более совершенного прицельного комплекса. Ракетное вооружение построено на тех же принципах, что и на существующих танках. Установка пушки калибра 125 мм исключила возможность создания ракетного вооружения типа «Краснополь», ориентированного на калибр 152 мм.
По подвижности при заявленной массе танка и мощности двигателя «Армата» будет всего лишь несколько превосходить существующие танки. Все это говорит о том, что «Армата» по огневой мощи и подвижности не имеет принципиального отрыва от существующего поколения танков.
У танка «Армата» есть одно существенное преимущество перед существующим поколением отечественных и зарубежных танков, — это цифровая информационно-управляющая система, являющаяся основой сетецентричного танка, дающая ему принципиально новое качество. Раньше танки создавались как самостоятельные единицы бронированной техники, и для их взаимодействия в составе подразделения и другими видами военной техники, кроме радиостанции, ничего не было.
Внедрение информационно-управляющей системы позволяет обеспечить автоматический сбор информации о состоянии танка и окружающей обстановке для принятия решения по управлению движением поиском, обнаружением и поражением целей, берет на себя часть функций экипажа и упрощает его работу.
Из технических проблем танка следует выделить следующее. Заявления разработчиков о возможности установки пушки калибра 152 мм вряд ли реализуемы, поскольку это неизбежно потянет существенное увеличение массы танка, его перекомпоновку, проблемы с разработкой автомата заряжания с таким же количеством боеприпасов и неизбежнее ухудшение характеристик по подвижности.
Как я уже говорил выше, использование необитаемой башни приводит к резкому снижению надежности танка в целом, и необходимо искать нетрадиционные технические решения, исключающие недостатки использования такой концепции танка. Один из них — потеря управляемости башней с помощью электрических сигналов. В канале передачи информации есть «узкое горло» – вращающееся контактное устройство. Через него осуществляется связь между корпусом и башней танка. Этот элемент размещен по центру на днище танка и весьма уязвим. Никакой информации об использовании в этом элементе новых технических решений нет, и эту проблему все рано придется решать.
Например, в США при модернизации танка M1A2 SEP v.4 пытаются решить эту проблему нетрадиционными способами передачи сигналов через устройства в погоне башни, позволяющие обеспечить надежную и помехозащищенную передачу сигналов. О подобном в танке «Армата» пока ничего не слышно.
Использование необитаемой башни привело к невозможности применения оптических приборов для ориентирования на местности, поиска цели и ведения огня. В связи с этим на танке необходима совершенная электронная система передачи трехмерного изображения местности. О такой системе также ничего не слышно. Подобная система создается для израильского танка «Меркава» на базе системы «Iron Vision», в которой видеосигналы принимаютcя от многих видеокамер, размещенных по периметру танка, через компьютер создается трехмерная картинка и выводится на нашлемный дисплей оператора.
Периодически также появляется информация о проблемах с X-образным двигателем для танка и сложностями с его производством в Челябинске. Можно привести еще ряд других технических проблем, которые необходимо решать при такой концепции танка.
Организационно-технические вопросы производства танков
При обсуждении вопроса серийного производства танка «Армата» автор слишком упрощенно все сводит к «козням» военных, нежеланию брать готовый супертанк и какой-то личной заинтересованности руководителей оборонно-промышленного комплекса, ничем не обосновывая свои доводы.
Все намного проще и сложнее. Создание такой сложной военной техники, как танк, требует усилий не только танкового КБ и завода, разработкой и производством узлов и систем танка занимаются десятки специализированных организаций и предприятий, существует сложнейшая кооперация, без которой современный танк создать невозможно. Мне приходилось организовывать такую кооперацию, и я представляю, насколько это сложная задача, и достаточно не получить какого-то элемента, и танка не будет. К примеру, при разработке танка «Боксер» разработчик прицельного комплекса, который разрабатывает прицельный комплекс и для танка «Армата», не поставил вовремя этот комплекс, и это явилось одной из причин срыва работ по танку на несколько лет.
Танк «Армата» насыщен суперсовременными узлами и системами, такими, как X-образный двигатель, новой пушкой, сложнейшими оптико-электронными и радилокационными приборами, системой активной защиты и оптико-электронного противодействия, сложнейшим бортовым вычислительным комплексом, помехозащищенными каналами обмена информацией. Все это обеспечивают предприятия и организации разных министерств и ведомств. Для серийного производства танка на всех этих предприятиях необходимо организовать серийное производство комплектующих для танка, перед этим провести цикл их автономных испытаний. Затем все виды испытаний в составе танка, обеспечить доработку танка и его систем по результатам испытаний и только потом начинать серийное производство.
Так как проводилась презентация танка «Армата» в ускоренном режиме, от объявления о создании этой машины до показа на параде в 2015 году, сомнительно, что все это проделано. Такой сложный комплекс работ требует времени и серьезной организации. Предполагаю, что далеко не все заявленные системы танка прошли необходимые этапы разработки и испытаний и подтвердили заявленные характеристики. Начинать серийное производство в этом случае бессмысленно.
В этом случае ни о каком серийном производстве не может быть и речи, эти системы необходимо еще разрабатывать, испытывать и только потом принимать решение об оснащении ими танка.
Ясно одно, что по этому проекту есть вопросы и, по всей видимости, оправданные, и дело здесь не в личных интересах ответственных лиц, а в объективном состоянии разработки этого танка. Надо разбираться в этих вопросах и искать пути их решения.