Что случилось с союзом

Авария ракеты «Союз ФГ». Главные факты

11 октября произошла авария после запуска с Байконура ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10» с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом Ником Хейгом на борту. Они катапультировались и были извлечены из спускаемого аппарата в хорошем состоянии.

Причины аварии пока не установлены. Однако источники информационных агентств говорят, что авария может быть связана с одним из боковых блоков первой ступени ракетоносителя.

Би-би-си попросила космонавтов Александра Лазуткина и Антона Шкаплерова объяснить, что происходило до, во время и после аварии.

Такое случается впервые?

Идет 119 секунда полета. Что в штатной ситуации происходит в этот момент с кораблем? На какой высоте он находится? Что делают космонавты?

Там есть шпаргалочка, где написано, на какой секунде что происходит: когда отделяется система аварийного спасения, когда происходит разделение ступеней… В самом управлении ракетой-носителем космонавты не принимают участия, это слишком сложно, так не делается».

Немного затруднены движения, например, руками, потому что твой вес увеличивается в три-четыре раза. Но космонавты тренируются, готовы к перегрузкам, поэтому продолжают работать, нажимают различные кнопки, которые необходимо на том или ином этапе.

Автор фото, Sergey Savostianov/TASS

Экспедиция на российском пилотируемом корабле отправилась в четверг с космодрома Байконур, но из-за аварии экипажу пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане

Насколько велик для космонавтов был риск погибнуть?

Шкаплеров: «По идее все [действия] отработаны, система очень четкая. После неполадки с ракетой-носителем подается сигнал, и космический корабль от ракеты просто отстреливается и уводится в сторону. Риск всегда есть, конечно, но здесь все отработано».

Какие действия должен предпринимать экипаж в такой ситуации? Они могут как-то повлиять на происходящее?

Лазуткин: «Эвакуация происходит автоматически, когда ракета в полете. Человек может просто не успеть принять решение, поэтому ему такое не доверяют».

Шкаплеров: «Они только получают сигнал о том, что [произошла] авария ракеты-носителя и готовятся к перегрузкам, которые возникнут, когда их будут уводить в сторону [от ракеты]».

Автор фото, Sergey Savostianov/TASS

Космонавт Алексей Овчинин (слева) и астронавт Ник Хейг перед запуском ракеты

Что происходит с космонавтами при такой аварии? Они испытывают серьезные перегрузки?

Шкаплеров: «После этого может происходить либо баллистический спуск с повышенными перегрузками [не требующий управления экипажем], либо они [экипаж] могут вступить в управление. Но как они действовали, я не знаю. [При баллистическом спуске] перегрузки зависят от высоты, от скорости… Тут уже могут быть от 8 единиц и больше».

Что ждет космонавтов дальше? Смогут ли они после такого инцидента продолжать полеты в космос с психологической точки зрения?

На самом деле, для него это хороший урок, что наша техника надежная. Несмотря ни на что, экипаж остается жив».

Как эта авария может повлиять на российскую космонавтику в целом? Это, в первую очередь, показатель проблем или от таких ситуаций никто не застрахован?

А нынешнее состояние космонавтики ни при чем. Я думаю, разберутся, и еще на несколько сотен полетов у нас не будет таких отказов».

Источник

Катастрофа «Союза». Что случилось?

Во время старта пилотируемого космического корабля «Союз», направлявшегося к Международной космической станции, сегодня в 11:40 по московскому времени произошла авария. Отказала вторая ступень ракеты-носителя. К счастью, штатно сработала система аварийного спасения и космонавты благополучно приземлились в казахстанской степи.

Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

Во время старта ракеты «Союз» к Международной космической станции с пилотируемым кораблём произошла авария носителя. Уже после старта автоматика отключила двигатели второй ступени ракеты, и космонавтам пришлось совершить аварийную посадку. Пока не известны причины, есть лишь данные, что с экипажем всё хорошо, они живы.

В космическом корабле «Союз МС-10» на Международную космическую станцию должны были отправиться двое космонавтов — россиянин Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг. Уже несколько полётов на орбиту летает уменьшенный экипаж, не трое, а двое. Это связано с российским решением уменьшить команду, пока не будет запущен на орбиту многофункциональный лабораторный модуль «Наука», старт которого ожидается в конце 2019 года.

Лететь космонавты должны были по укороченной шестичасовой схеме. Но на полёт подобное новшество не влияет, это влияет лишь на манёвры космического корабля, совершаемые уже после выхода на орбиту, и более точное время старта ракеты. Сегодняшний старт во многом юбилейный, он был посвящён столетию завода экспериментального машиностроения (ЗЭМ) ракетно-космической корпорации «Энергия», на котором изготавливают «Союз».

Что ещё более обидно, сегодняшний запуск предшествовал очень важным переговорам Дмитрия Рогозина, главы «Роскосмоса», и руководителя NASA Джима Бранденстайна. После запуска предполагались переговоры российской и американской сторон о сотрудничестве при создании американской окололунной станции. Россия хочет участвовать в её создании на равных, американцы же хотят закрепить своё первенство. К сожалению, после такой аварии, скорее всего, переговоры будут отложены.

Что случилось с союзом. Смотреть фото Что случилось с союзом. Смотреть картинку Что случилось с союзом. Картинка про Что случилось с союзом. Фото Что случилось с союзом

Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

Отдельно стоит отметить отличную работу системы аварийного спасения (САС) космического корабля «Союз», разработанную для экстренного спасения космонавтов. Система аварийного спасения работает практически на всей траектории полёта ракеты и отделяется от ракеты-носителя лишь после достижения безопасной высоты. На ракете «Союз» САС можно увидеть в самой верхней части, это такой «шпиль» над головной частью носителя.

В данном случае система аварийного спасения отделила космический корабль от аварийной ракеты-носителя, вывела его на траекторию по направлению к Земле, затормозила и затем раскрыла парашют для мягкого приземления. Понятно, что во время срабатывания двигателей системы спасения космонавты испытывают серьёзные перегрузки, так как ракета ускоряется с большой скоростью, а система спасения начинает резкое торможение.

По предварительной информации, в этот раз перегрузки не превышали 6g, что не является опасным для жизни и здоровья экипажа. Во время штатного полёта космонавты и так испытывают перегрузки до 5–7g.

В последний раз система аварийного спасения срабатывала на ракетах «Союз» 26 сентября 1983 года. Тогда авария произошла прямо на стартовом столе, однако двигатели системы вытащили космический корабль из зоны аварии и позволили космонавтам благополучно приземлиться. В том случае экипаж без вреда для здоровья испытал перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров.

В нынешней ситуации система сработала гораздо более щадяще. Сообщается, что космонавты уже приземлились в казахстанской степи. Увидеть момент отказа и взрыва было нереально, так как трансляция «Роскосмоса» прервалась за несколько секунд до начала нештатной ситуации.

Источник

«Роскосмос» рассказал, что случилось с «Союзом»

Что случилось с союзом. Смотреть фото Что случилось с союзом. Смотреть картинку Что случилось с союзом. Картинка про Что случилось с союзом. Фото Что случилось с союзом

Ракета-носитель «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» после старта с космодрома «Байконур» 11 октября 2018 года и спускаемая капсула, коллаж «Газеты.Ru»

Алексей Филиппов/РИА «Новости» и Пресс-служба ЦВО

На этом мы заканчиваем трансляцию, спасибо, что были с нами.

• задача комиссии состояла в том, чтобы разобраться с технической стороны аварии и ее предотвратить аналогичные в будущем. Но не в установлении и наказании конкретных виновных!

• причина нештатного разделения: неоткрытие крышки сопла увода бака окислителя бокового блока Д из-за деформации штока датчика контакта разделения (изгиб более чем на 6 градусов), допущенной при сборке пакета первой ступени на космодроме Байконур.

Итак, главные выводы комиссии:

• авария произошла на 118 сек полета из-за неотвода бокового блока Д от центрального блока. Боковушка вышла из упора и, скользя носовым конусом вниз, пробила бак горючего центрального блока А. В результате разрушился и оторвался хвостовой отсек центрального блока, что вызвало сильные колебания космического комплекса с автоматическим срабатыванием системы аварийного спасения корабля на 121 сек полета.

На этом пресс-конференция завершилась. В своих лучших традициях «Роскосмос» не рассказал — кто, как и когда повредил злополучный датчик при сборке, и, фактически, указал журналистам и обществу на их место в подобных ситуациях — не ваше это дело. Скажите спасибо, что пригласили, а на полный отчет комиссии не надейтесь!

Последний вопрос задан про репутационный ущерб, которая нанесла авария российской космонавтике. Символично, что задала его корреспондент France Press.

Ответил на него Александр Лопатин: «Конечно, это ущерб для репутации, но из каждой такой ситуации мы делаем выводы, ведь, как говорится в известной пословице — за битого двух не битых дают. Репутация не будет страдать, так как мы будет извлекать уроки. Аварии случаются во всех странах мира, с которыми мы контактируем. Авария для всех нас всегда очень плохое событие».

На пресс-конференцию собралось большое число журналистов, в том числе есть и иностранные. Несмотря на это и отказ «Роскосмоса» называть имена и должности непосредственных виновников аварии, вопросы быстро закончились.

Дмитрий Баранов: «Ракета для следующего пилотируемого пуска собрана в пакет, будут проведена разборка пакета, контроль состояния датчиков, повторная сборка, и подготовка к пуску».

Во время пресс-конференции журналистам были продемонстрированы кадры с результатами работы комиссии, запись пуска ракеты. Шаг в сторону большей интерактивности!

Пуск корабля «Прогресс» состоится 16 ноября. Запуск пилотируемого «Союза» перенесен на 3 декабря, заявили в комиссии.

Лопатин: «Сегодняшнее мероприятие и направлено на то, чтобы общественность узнала все. Всем должно быть понятно, что случилось, и дополнительного отчета не надо. В материале несколько томов серьезной работы, они направлены госзаказчикам, в правоохранительные органы, на предприятия отрасли, чтобы не допускать такой ситуации в будущем».

Журналисты упорно спрашивают про имена виновных. Лопатин: «Мы разбираем техническую сторону вопроса, не хотелось бы называть имена».

Скоробогатов: «Аварийная комиссия провела огромную работу, мы исключили повреждение датчика на заводе-изготовителе и при падении. Единственным местом могла быть сборка пакета на космодроме Байконур. В нашу задачу не входило искать, кто будет наказан».

Директор ИМПБ Олег Орлов: «Система аварийного спасения позволила не только спасти жизнь экипажа, но и сохранить его здоровье. Перегрузки экипаж перенес профессионально, без проблем. Экипаж в хорошем состоянии здоровья, не имеет противопоказаний для дальнейших полетов».

Повреждены оказались ракета, чей запуск предстоит осуществить с «Байконура» в ближайшем будущем c грузовым кораблем «Прогресс», и ракета, старт которой состоится в космическом центре в Гвиане.

Что важно! Повреждение было не единичным:

Комиссия выяснила, что аналогичные повреждения при сборке получили еще две ракеты, собираемые «пакетом».

«Виновник всего этого – наш датчик, все это мы обнаружили на месте падения. Причиной стал сбой деформированный шток датчика, доказано, что произошло это при сборке пакета на космодроме «Байконур». Речь идет о датчике в месте крепления боковых блоков к центральному баку второй ступени. Это полностью соответствует ранее озвученным версиям в СМИ».

Скоробогатов : «Блок Д скользил обратным конусом по корпусу блока А, затем он ударил по баку горючего, что привело к вскрытию бака, и разгерметизации. Зареистрированные возмущения привели к потере стабилизации, и как следствие аварийному прекращению полета. При падении жертв и разрушений не было. все системы корабля функционировали штатно, система САС сработала в соответствии с заложенной логикой. Экипаж спасен, состояние здоровья удовлетворительное».

Скоробогатов: «Пуск осуществлен в расчетное время, старт прошел штатно, до разделения второй ступени полет проходил без замечаний. До 120 секунды. В процессе отделения боковых блоков на 118 секунде вследствие неоткрытия реактивного сопла увода блока зарегистрирован неотвод хвостовой части блока Д от блок А».

Пресс-конференция началась, представлены участники аварийной комиссии, ранее сообщалось, что ее возглавил Олег Скоробогатов, замглавы ЦНИИМАШ.

Первая в истории современной России авария в пилотируемой космонавтике произошла 11 октября, ракета-носитель «Союз-ФГ», стартовавшая с космодрома Байконур (Казахстан), не смогла вывести на орбиту космический корабль «Союз МС-10» с новым экипажем Международной космической станции (МКС). На борту находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг.

Авария стартовавшей к МКС ракет «Союз» стала без преувеличения главным космическим событием уходящего года, так как поставила под угрозу не только членов экипажа, но и работу всей Международной космической станции, которая в этом году отмечает 20 лет.

Здравствуйте, уважаемые читатели «Газеты.Ru», предлагаем вам вместе последить за оглашением результатов расследования аварии ракеты «Союз-ФГ», произошедшей 11 октября. Обнародование результатов работы комиссии «Роскосмосом» было намечено на полдень четверга в Центре управления полетами в подмосковном Королеве.

Источник

Гибель «Союза‑1» — эхо лунной гонки

В детстве я читал большую книгу-альбом о советской космонавтике — от первого полета Юрия Алексеевича Гагарина до орбитальных станций «Салют». Меня очень впечатляли описания пилотируемых космических полетов, и я долго не отдавал книгу в библиотеку, выписывая данные о кораблях и имена космонавтов в толстую тетрадь. Но одно удивило меня: при всей логичности нумерации кораблей «Восток», «Восход» и «Союз», в альбоме не было «Союза-1» и «Союза-11». Родители и другие взрослые не смогли объяснить эту загадку, и лишь позже, примерно в 1990-е, из публикаций в прессе я узнал о трагедии космонавтов, погибших во время возвращения на Землю.

Но хотя общая информация стала доступна, подробностей того, что случилось с этими «Союзами», я не знал еще долго. Постепенно благодаря журналу «Новости космонавтики» и книгам Антона Первушина история советской космонавтики прояснилась. Более понятной стала печать секретности, исказившая восприятие космических полетов нашими согражданами и породившая мифологию самых фантастичных масштабов. К сожалению, компетентных авторов, способных донести правду до читателей, не так много, а архивы по многим космическим проектам только-только рассекречиваются и часто остаются неоцифрованными и невостребованными (а вот архив РКК «Энергия» до сих пор недоступен для историков космонавтики, кроме отдельных документов, оцифрованных по решению Роскосмоса).

Около десяти лет назад в Сети появилась серия крайне сомнительных публикаций о полете и гибели космонавта Владимира Комарова (1927–1967) на корабле «Союз-1» 23–24 апреля 1967 года. Популяризатор космонавтики Павел Шубин [1] ответил на эти измышления развернутой статьей. Прошло время, и, как это бывает, новостной сайт со статьей Павла закончил свое существование, но вслед за статьей вышла полноценная книга — «19 витков „Союза-1“».

Что случилось с союзом. Смотреть фото Что случилось с союзом. Смотреть картинку Что случилось с союзом. Картинка про Что случилось с союзом. Фото Что случилось с союзом Шубин П. С. 19 витков «Союза-1». Памяти космонавта Владимира Комарова. Екатеринбург: Издательские решения, 2020

Эта книга раскрывает исторический контекст тех событий; в ней объясняется, почему, например, мои родители не знали о том, что случилось с «Союзом-1». В СССР не скрывали гибель космонавтов, поэтому многие слухи о неизвестных космонавтах — всего лишь слухи. Но теперь понятно, почему они возникали. О геройской гибели Владимира Комарова объявили на всю страну и на весь мир, но затем воцарилась гробовая тишина. Никто не объяснил людям, а что же, собственно, случилось. Лишь «герой номер один» Юрий Гагарин, который был дублером Комарова, обмолвился однажды, что причиной катастрофы стал отказ парашютной системы. И граждане не знали, что аварийная ситуация связана была со спешкой в бывшем ОКБ-1 (тогда уже появилась малоизвестная аббревиатура ЦКБЭМ — Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения) и явилась результатом той самой лунной гонки между СССР и США, которую мы так часто сейчас вспоминаем и которая была совсем не очевидна в советские годы из-за секретности…

Трагедия «Союза-1» имеет много общего с гибелью астронавтов «Аполлона-1», сгоревших на стартовом столе при тестах корабля. Покорение космоса «требовало жертв», особенно в условиях гонки, когда риск гибели членов экипажа «закладывался» в официальных документах. Эти и последующие ошибки, в том числе допущенные при запуске «Союза-11» и американских шаттлов «Челленджер» и «Колумбия», привели к усилению требований безопасности для пилотируемых полетов. Но это уже отдельная тема.

В книге «19 витков „Союза-1“» подробно изложена хронология подготовки кораблей и экипажей. Ведь после старта 23 апреля 1967 года первого корабля должен был стартовать «Союз-2» с тремя членами экипажа (Быковским, Елисеевым и Хруновым) для выполнения стыковки в космосе и перехода двух космонавтов через открытый космос к Комарову. Автор нашел в архиве и опубликовал в книге программу подготовки основных и дублирующих экипажей первых «Союзов». Программа была необычайно плотной! Работа предстояла непростая, даты стартов переносились, поэтому космонавты были измотаны тренировками и неопределенностью.

Описание таких событий обычно захватывает, но в данном случае есть нюанс: книга написана слишком поздно. Чувствуется, что в ней не хватает рассказов участников событий, но, к сожалению, почти всех их уже нет в живых. Наверное, это самое слабое место книги, и становится грустно, когда понимаешь, что она никак не могла выйти раньше.

Но лучше поздно, чем никогда, и у каждого из нас теперь есть возможность узнать, что же на самом деле произошло во время того злополучного полета первого пилотируемого «Союза».

Александр Хохлов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Сотрудник РАН: Причина аварии с «Союзом», скорее всего, не в двигателе

При запуске ракеты «Союз», направлявшейся с экипажем на МКС, произошла авария. У ракеты-носителя отключились двигатели второй ступени. Отключение двигателей произошло при отделении боковых блоков первой ступени. Экипаж жив. Спускаемый аппарат приземлился в 20-25 километрах от Жезказгана.

В составе экипажа россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. При аварийном спуске экипаж «Союза» мог испытать перегрузки до 6g. По мнению экспертов, для подготовленных космонавтов такие перегрузки не критичны.

За запуском «Союза» к МКС наблюдали главы Роскосмоса и NASA. Накануне Дмитрий Рогозин и Джим Брайденстайн провели переговоры. Последний раз подобная авария произошла в апреле 1975 года.

Почему у ракеты могли отключиться двигатели второй ступени, в студии телеканала «МИР 24» рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской Академии наук, кандидат технических наук Натан Эйсмонт.

Что, на ваш взгляд, могло произойти и по каким причинам?

Натан Эйсмонт: Сразу приходит в голову, что что-то было не в порядке с системой управления. Это мое личное мнение. То, что называется электроника. Телеметрия шла непрерывно, никаких сбоев не было, вся информация записана. Многое может стать понятно после изучения записей и обломков.

— Одной из версий аварии «могло стать плохое крепление боковых блоков ракеты-носителя».

Натан Эйсмонт: Мне кажется, что это просто ерунда. Эта ракета предполагает запуск двигателя второй ступени одновременно с запуском двигателя первой ступени, они работают параллельно. Первая ступень – это четыре боковых блока. Боковые блоки отделяются. Далее центральный блок продолжает полет, ускоряя полезную нагрузку. Центральный блок играет роль второй ступени. Разницы между первой и второй ступенями практически нет, двигатели там одинаковые. То есть если проблемы с двигателями носят системный характер, то они распространились бы на двигатель не только второй ступени. Причина ЧП, скорее всего, не в двигателе.

— Как перед стартом проверяется работа всех систем?

Натан Эйсмонт: В процессе подготовки, еще до постановки на стол все двигатели без исключения проверяются, прожигаются, делается пробный пуск. Проверки всех систем идут долго, здесь мелочей нет.

— В апреле 1975 года у ракеты-носителя тоже были проблемы со второй ступенью. Спускаемый аппарат приземлился в 829 километрах к северу от границы с Китаем. Оба космонавта того экипажа Василий Лазарев и Олег Макаров выжили. Какие-то выводы были сделаны в ходе расследования?

Натан Эйсмонт: Тогда этот инцидент не особо придавался гласности. Выводы, конечно, были сделаны. Ведь с тех пор ничего подобного не было. Ракета «Союз» разных модификаций до сих пор справедливо считалась самой надежной в мире.

— Вспомним недавнюю историю. Выяснилось, что причиной падения ракеты «Протон» стал перевернутый, неправильно поставленный датчик. Могла ли к сегодняшней аварии «Союза» привести подобная механическая причина, вызванная человеческим фактором.

Натан Эйсмонт: Если смотреть статистику ракетной техники, то 80-90% аварий происходят именно из-за человеческого фактора. Он может сработать на любой стадии – изготовления, подготовки, проверки. Может быть, в случае с «Союзом» произошло именно так. Человек мог непреднамеренно ошибиться. Надо избегать подозрений в намеренном вредительстве, это порождает нехорошую атмосферу. Это последнее, что можно предположить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *