Что случилось с сократом

Философ Сократ: умереть, как свободный гражданин Афин

Что случилось с сократом. Смотреть фото Что случилось с сократом. Смотреть картинку Что случилось с сократом. Картинка про Что случилось с сократом. Фото Что случилось с сократом

Сократ умер в 399 году до нашей эры в почтенном возрасте – около 70 лет. Древнегреческого мыслителя приговорили к смертной казни за плохое влияние на молодежь и отрицание государственной религии (не чтил богов). В последние минуты жизни философ мужественно описывал свои ощущения присутствующим рядом ученикам.

Дожидаясь казни в течение праздничного месяца, когда все исполнения приговоров откладываются, 70-летний Сократ имел возможность бежать. Но опять же, мудрец принял решение остаться в родном городе, среди остальных узников. Как жил великий мыслитель и за что был казнён?

Дата и причины смерти

«Ты умираешь незаслуженно и безвинно» — говорила ему жена. Он возразил: «А ты бы желала, чтобы я умер за проступки?» После провозглашения приговора.

Казнь Сократа

С мудреца сняли кандалы. Он потирал затёкшие конечности. Истерично кричавшую жену Сократ попросил увести, предпочитая общение с друзьями. Он рассуждал о бессмертии. Вечером какой-то человек привёл раба, державшего в руках чашу со смертельным зельем – цикутой (из болиголова – болотной травы). Сократ, не откладывая, выпил содержимое.

Друзья зарыдали, за что были тут же пристыжены учителем. После приема яда, Сократ расхаживал по узилищу. Затем старец посетовал на тяжесть в ногах и лёг на спину.

Что случилось с сократом. Смотреть фото Что случилось с сократом. Смотреть картинку Что случилось с сократом. Картинка про Что случилось с сократом. Фото Что случилось с сократом

Рис.1 Сократ принимает чашу с ядом, картина Жака Луи Давида, 1787 год

Где похоронен

В 1995 году, греческое Министерство культуры и афинское агентство OBS, сообщили о находке могилы Сократа. Это произошло во время технических работ сотрудников музея в окрестностях Акрополя. В погребении находились остатки мужского скелета и чаша. На стенках сосуда, путём анализа, удалось выявить следы яда цикуты. Вместе с этими артефактами, в гробнице находился пергамент, возрастом 400-390 гг. до. н. э. Однако вскоре выяснилось, что эта информация – розыгрыш.

В исторических летописях нет точной информации о месте захоронения философа после казни. Эта тайна всегда интересовала исследователей древних цивилизаций. Но кое-какие сведения о погребении иногда встречались в различных преданиях.

В основном, народная молва утверждала о существовании пещеры, состоящей из трёх вертвей (камер), частично естественных, а частично рукотворных. В одной из дальних вертвей была сделана особая отделка. Интерьер был схож с казематом и куполообразным потолком. В центре купола было проделано жерло, закрываемое каменной плитой.

Что случилось с сократом. Смотреть фото Что случилось с сократом. Смотреть картинку Что случилось с сократом. Картинка про Что случилось с сократом. Фото Что случилось с сократом

Место у Башни Ветров, где были обнаружены предполагаемые останки философа, ещё с древних времён называлось «Могилой Сократа». Но никаких подтверждений того, что там захоронен Сократ у историков и археологов нет.

Краткая биография

Сократ родился в 469 году до н.э., в простой греческой семье. Отец Софрониск, был свободным скульптором и камнерезом с нестандартным мировоззрением. Мать Фенарета являлась повитухой. У родителей был ещё один сын, старший брат Сократа. Именно брату в дальнейшем досталось всё имущество отца по наследству. Всё потому, что согласно афинскому календарю, дата рождения философа (6 Фаргелиона, май-июнь) была особой – праздник в честь Аполлона и Артемиды. Люди, родившиеся в эту дату, должны были стать жрецами на всю жизнь.

Детство и юность, учеба Сократа

Популярность

Сократ формировал своё мировоззрение и убеждение в той среде, которой ему приходилось жить. Мудрец практиковал аскетичный образ жизни. Некоторые обзывали его нищим и голодранцем.

Но всё же, люди шли к нему за советом в поисках истины. Они пытались разобраться в добре и зле. Сократ не брал денег с прихожан за советы или беседы. Поэтому он был необеспеченным. Но мудрец не тяготился стеснительного материального положения. Особую популярность мудрецу принес отказ от религии. Он стал агностиком.

Дополнительное уважение Сократ заработал на войне. Он служил у полководца Алкивиада и спас ему жизнь, защитив от своры спартанцев. Это произошло при одном из сражений Пелопоннесской войны (430-403 гг.). За спасение Сократ был назначен копьеносцем и латником. В то время такие доспехи себе мог позволить не каждый воин. Стоимость амуниции равнялась 10-и мулам, навьюченных товарами. Всего философ трижды ходил на войну.

Что случилось с сократом. Смотреть фото Что случилось с сократом. Смотреть картинку Что случилось с сократом. Картинка про Что случилось с сократом. Фото Что случилось с сократом

Рис. 3 Скульптурная голова Сократа

Друзья, ученики

Сократ обладал необычайной силой размышления, что притягивало к нему людей различных полов и возрастов. Некоторые оставались преданными ему и внимали учения мудреца, например, молодой Евфидем по прозвищу Красавец. Самыми известными последователями являются:

Именно Критон, будучи богатым человеком, организовал попытку побега Сократу, подкупив охранников. Но мудрец отказался бежать.

Личная жизнь

Согласно летописям и толкованиям, Сократ был дважды женат. В первом браке он делил очаг с женщиной по имени Мирто, которая родила ему двух сыновей: Софрониска и Менексена. Но, по некоторым данным, это была не супруга, а наложница. Мирто пребывала в плачевном положении и примкнула к бедному мудрецу от безысходности.

В возрасте 48 лет, после завершения Архидамовой войны, Сократ повторно женился. Избранницей стала молодая красавица Ксантиппа, из хорошей и обеспеченной семьи. Мудрец перестал нуждаться в материальных благах. У пары родился сын Лампрокл. Супруга была верной, но отличалась истеричным и сварливым характером. Ксантиппа прибегала к рукоприкладству и частенько поколачивала своего супруга.

«Сварливая жена для меня — то же, что норовистые кони для наездников: как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми».

Особенность учения

Сократ назвал своё ученье майевтикой (родовспоможение), позаимствовав схему у своей матери повитухи. Дело в том, что мудрец добивался от людей самостоятельно «родить ответ» на вопрос, из собственного подсознания. Задавая вопросы собеседнику, он направлял его самого на поиск ответа. Таким образом, истина не давалась даром, а была получена путем размышлений, хоть и с помощью наводящих вопросов. Также Сократ считал, что человек, получивший знание о том, что такое добро, не будет желать зла.

Источник

Первый украинский информационный — 5 канал

Поиск по сайту

Соцсети

За что казнили Сократа: хроники самого громкого суда, который длился всего один день

Процесс Сократа состоялся в Афинском народном суде (гелиее) в 399 г. до н. э. 70-летний философ был приговорен к смертной казни.

Пройдет немного времени, и приговор мыслителю будет пересмотрен, его обвинители сами предстанут перед судом. Процесс реабилитации Сократа, споры о причинах его осуждения демократическими Афинами продолжаются до сих пор. Благодаря воспоминаниям современников и учеников Сократа – Ксенофонта и Платона – известно содержание обвинения афинского мудреца, его речей на суде.

Судьи кто?

В последние годы V – в нач. IV в. до н. э. афинская демократия переживала затяжной кризис. Еще сравнительно недавно в «золотой век Перикла» (454/453-430 гг. до н. э.), в период расцвета демократии такие казни за отрицание богов или тем более за инакомыслие были невозможны. Но изнурительная Пелопоннесская война 431–404 гг. до н. э., огромные человеческие и материальные потери, утрата союзников, вспышка чумы в 430 г. до н. э., разоренные хозяйства, прекращение морской торговли – это привело к разорению цветущих Афин. А еще – пережитый голод во время осады Спартой Афин, капитуляция, установление олигархической власти «Тридцати тиранов», которые к концу 404 г. казнили 1500 афинян и около 5000 отправили в изгнание. Восстановление афинской демократии спартанским царем Павсанием в 403 г. не вернуло прежних ценностей и идеалов.

За 27 лет войны выросло поколение афинян, которое утратило эти идеалы, вынуждено было выживать, отчаялось, ждало благодеяний от «новых демократов». Для большинства афинян проблема хлеба стала несравненно важнее высоких материй духовной свободы, творческих поисков и моральных поучений Сократа.

Обнищавшая демократия стала нетерпимой к самостоятельности мысли, духовной автономии, приобрела черты тоталитарной. Сократ высказывался о важности моральной организации полисной жизни и поэтому критиковал недостатки афинской демократии. Сократовская критика была объективной. В условиях же возрожденной афинской демократии судьи, пропитанные тоталитарным духом, не увидели разницы между дружественной и враждебной ее критикой.

Что случилось с сократом. Смотреть фото Что случилось с сократом. Смотреть картинку Что случилось с сократом. Картинка про Что случилось с сократом. Фото Что случилось с сократом Сократ в школе Афин Shutterstock

Кризис афинской демократии сказался в падении уровня общественного правосознания и морали, в возрождении патриархальных представлений о суровых обязанностях граждан перед государством, во влиянии демагогов на принятие решений Народным собранием.

Военная и общественная катастрофа расколола фундамент религиозных и нравственных основ жизни. Война и голод привели к обесцениванию человеческой жизни, достоинства гражданина, росту коррупции, неразборчивости в средствах выживания или обогащения.

«Вся моя жизнь была подготовкой к защите»

Обвинение в адрес Сократа описывает Диоген Лаэртский: «Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифиец, против Сократа, сына Софрониска из дема Алопеки. Сократ обвиняется в том, что не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется и в развращении молодежи. Наказание, которое требуется, – смерть».

Обвинения поддержали глава «новых демократов», богач Анит (главный инициатор иска) и ритор Ликон. Анит был в обиде на Сократа за сравнение его с ремесленником в политике, Ликон – за отзывы философа о платных ораторах (составителях текстов речей) и плохих ораторах (в Афинах такой считался плохим политиком), Мелет – за поэтов-неудачников, участников преследований во времена «Тридцати тиранов».

При тогдашней процедуре обвиняемый мог до суда покинуть Афины, не надеясь на оправдательный приговор. На это надеялся Анит, желая избавиться от своего критика. Но в кругу друзей Сократа это даже не обсуждали. Более того, когда друг Сократа Гермоген предложил философу подумать над защитной речью, Сократ ответил: «А разве, по-твоему, вся моя жизнь не была подготовкой к защите? Я за всю жизнь не сделал ничего несправедливого, это я считаю лучшей подготовкой к защите».

Друзья и ученики Сократа без его согласия заказали защитную речь у опытного логографа Лисия, но и от нее философ отказался. Соратники мудреца волновались не напрасно: по правилам суда, обвиняемый должен был сам перед присяжными защищаться. И на рассмотрение дела любой сложности выделяли один день – таким был порядок рассмотрения преступлений против богов и полиса.

Биографы Сократа считают, что он зря отказался от помощи. Так как не имел опыта публичных выступлений, не знал тонкостей судебного процесса, да и к судебной ответственности был привлечен впервые.

День Х

В день суда утром в гелиее собрались почти 500 присяжных, избранных по жеребьевке. Внешне спокойный Сократ с друзьями и учениками, среди которых и известный нам Платон, заняли свои места. Председательствующий первому предоставил слово обвинителю – Мелету, который зачитал иск, подтвердив его клятвой. Свои предыдущие обвинения он значительно расширил:

Мелет рассчитывал на то, что большинство присяжных – ремесленников и крестьян – плохо знакомы с учением философа.

Слово предоставили Сократу. С иронией он сказал: «Как подействовали мои обвинители на вас, афиняне, я не знаю, а я из-за них чуть сам себя не забыл, так убедительно они говорили. Впрочем, они правильного. ничего не сказали».

Не прибегая к красноречию, об опасности которого Мелет предупреждал судей, философ обращался к ним, как к обычным афинянам, уровень морали большинства которых хорошо знал. Сократ назвал обвинение его в непризнании богов полиса беспочвенным. Ведь многие свидетели видели его на общих праздниках и принесении жертв богам на народных алтарях. Что же касается «новых божеств», то «как можно выводить это из моих слов, что мне бывает голос бога, который подсказывает, что следует делать?». Если люди верят в пророчества, например, жрицы в храме Аполлона, то «я называю это божественным голосом – выражение более близкое к истине и более благочестивое».

Сократ начал говорить, что утверждения о «непризнании богов» и «введении новых богов» взаимоисключающие. Отрицать одних богов и признавать других – не значит быть безбожником. Поэтому он – не безбожник. Этот пункт обвинения могли опровергнуть и свидетели. Сократовские аргументы обличали противоречия в обвинениях Мелета, и среди присяжных начались активные споры.

Сократ вызвал к трибуне Мелета и спросил, назовет ли тот хоть одного человека, «которого бы я сделал из благочестивого нечестивым, из скромного – наглым, из экономного – расточительным, из умеренно пьющего – пьяницей, из трудолюбивого – неженкой или рабом иной низкой страсти?» Мелет заверил, что знает тех, кого Сократ уговорил слушаться его больше, чем родителей. Но фактов развращения молодежи Сократом не приводит, при этом играя на родительских чувствах присяжных. Сократ предложил выслушать своих старых знакомых в качестве свидетелей, «и Мелету лучше было бы сослаться на кого-нибудь из них как на свидетеля; если тогда он забыл это сделать, пусть сделает теперь, пусть скажет, если ему есть, что сказать по этому поводу. Но вы убедитесь, афиняне, что все они будут готовы помочь мне, развратнику, который причиняет зло их домашним, как утверждают Мелет и Анит». Ни обвинители, ни судьи к этому не прислушались, а молодому Платону не позволили защищать учителя.

Сократа беспокоила возможность объяснить присяжным свое учение. Он рассказал о своем участии в войне, общественной и просветительской деятельности, сопротивлении тирании. Философ понимал, что его объяснения для многих присяжных будет укором в их непатриотичном или аморальном поведении во время войны, голода в Афинах, в принятии ошибочных решений Народным собранием. Еще больше судьи были раздражены, когда он привел показания известного присяжным Херефонта: Дельфийский оракул в храме Аполлона назвал Сократа самым мудрым среди людей, что тогда удивило и самого философа.

За признание оракулом Сократа «самым великим из всех своей мудростью» ему завидовали, тем более что он часто обличал тех, кто много думал о себе. Так обошелся и с Анитом, а тот, не стерпев насмешек, уговорил Мелета подать на Сократа в суд за бесчестие и развращение молодежи. Теперь уже большинство присяжных возмущалось «дерзостью» мудреца, высокомерного, как они считали, «софиста».

По правилам суда, после заслушивания обеих сторон по делу проходила первая подача голосов присяжных. Сократа признали виновным 280 голосами против 221-го.

Присяжные и все присутствующие надеялись, что наказание пожилому мудрецу будет мягким, а то и символическим, учитывая его возраст и бедность – лишь бы в назидание другим. По тогдашней традиции, первым предложить себе наказание должен был обвиняемый.

Назначить себе наказание должен был сам обвиняемый

Но Сократ не назначил ни одного штрафа, ведь это значило бы признать себя виновным. Поэтому Сократ не прибегнул к «сделке с правосудием». Он сказал, что его удивляет небольшое преимущество в количестве голосов, поданных против него. Еще бы 30 камешков, которыми голосовали присяжные, – и он был бы свободен. Сократ говорит, что всю жизнь «шел туда, где частным образом мог сделать всякому наибольшее. благодеяние. стать как можно лучше и умнее и больше, чем о себе самом, заботиться о государственных делах». «Итак, если я должен по справедливости оценить мои заслуги, то вот к чему я присуждаю себя – к (бесплатному) обеду в Пританее».

Оплатить штраф или уйти в изгнание он отказался: «Ради чего сидеть в тюрьме, пока не будет уплачен штраф? Или уйти в изгнание на склоне жизни». Такая неслыханная «дерзость и святотатство» окончательно разгневали присяжных: вместо признания вины и назначения себе наказания подсудимый просит. вознаграждения за заслуги перед полисом. Следствием иронического предложения Сократа было увеличение голосов против него. За требование обвинителей – смертную казнь – проголосовал 361 присяжный.

В последнем слове Сократ сказал: «Не доказана моя виновность ни в одном пункте. Однако даже и несправедливый приговор не заставит меня чувствовать себя униженным, он позорит не меня, а тех, кто постановил его. Будущее подтвердит, как свидетельствует и прошлое, что я никогда никого не обижал, никого не испортил, а наоборот, приносил пользу людям. обучая их бесплатно какому мог добру».

Доказательного права 2500 лет назад еще не существовало, а отведенное время – один день – лишало судей возможности изучить дело и, похоже, они к этому и не стремились.

Несмотря на недоказанность и явные противоречия обвинения, нарушение принципа презумпции невиновности, требование Сократа решать его дело с позиции объективной истины, с привлечением свидетелей и рассмотрением доказательств – на решение присяжных это не повлияло.

Исследователи считают, что если бы он не пренебрег привычными методами защиты и сделал некоторые уступки требованиям судей, несомненно, был бы оправдан.

Большинство присяжных в процессе над Сократом радовались 3 оболам (мелкие монеты) за свое участие в суде, своим решением старались угодить новым руководителям демократии, таким, как Анит. Новая власть не терпела, чтобы к ней подходили с моральными мерками и откровенно критиковали. Приговор Сократа некомпетентной власти, по форме – народной, привел к смертному приговору ему.

Приговор Сократу был уроком для противников и критиков восстановленной демократии. Это была явная месть за критику философом недостатков деградирующей демократии, принципа жеребьевки при подборе состава Народных собраний, суда, некомпетентности руководителей, ведь он поучал: править должны лучшие, ум – источник нравственности.

Сократ раз в жизни, в своем далеком прошлом, председательствовал в Народном собрании – и тогда отказался ставить на голосование вопрос о казни стратегов и привлечения к суду несогласных, и заявил, что будет действовать только по законам. Он считал, что истинная сила государства – в духовном единстве граждан, в верховенстве равного для всех закона. Этому учил других.

Он говорил на суде: «Я только то и делаю, что хожу и убеждаю каждого заботиться прежде всего и сильнее всего не о теле и не о деньгах, а о душе, чтобы она была как можно лучше».

Угрызения совести в нарушении справедливости, в невежестве не помешали неразборчивым, но ретивым перед властью судьям вынести смертный приговор мудрецу.

Источник

Казнь философа Сократа

Казнь Сократа, признанного оракулом Дельфийского храма самым мудрым из древних греков, несёт из глубины веков мрак жестокой несправедливости неправедного суда после восстановления демократии в Афинах. В солнечное весеннее утро 399 года до нашей эры в Афинах готовился к открытию знаменитый процесс, и всё активное мужское население города спешило к месту судебного разбирательства, предчувствуя острую схватку в полемике семидесятилетнего философа со своими обвинителями.

Только что было свергнуто народным восстанием правление тридцати тиранов во главе с Критием, учеником Сократа, установленное Спартой после поражения афинян в двадцатисемилетней Пелопоннесской войне. В город вернулись изгнанные демократы и среди них богатый кожевник Анит, ненавидевший философа за то, что был высмеян им во время публичного спора, и за отказ сына после бесед о нравственности наследовать профессию отца.

Трое граждан Афин (поэт-трагик Мелет, богатый и влиятельный демократ Анит, ремесленник и оратор Ликон) обвинили Сократа в отрицании богов и развращении молодёжи придумыванием новых божеств. Первым на процессе выступил Мелет, заявивший, как сообщает античный историк Диоген Лаэртский, что Сократ «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает молодёжь, и наказанием должна быть смерть».

Ликон и Анит повторили обвинение начинающего поэта и тоже потребовали смертной казни. В ответ Сократ произнёс речь, опровергавшую надуманные претензии к нему, доказывая, что не он, а философ Анаксагор «объяснял научным образом небесные явления». Но ему не хотели верить — всё было предопределено.

Сократ, признанный большинством голосов присяжных виновным, должен был сам назначить себе наказание. Он мог предложить в качестве кары своё изгнание или штраф, но заявил, что ни в чём не виновен и заслуживает вознаграждения в виде бесплатного пожизненного обеда с олимпийскими чемпионами или символического штрафа в одну мину. Крики негодования, возмущённое топанье ногами присутствующих подействовали на пятьсот одного судью, и они сами голосованием определили меру наказания…

Сократ утверждал, будто с самого детства слышал внутренний голос, посредством которого бог склонял его к рассуждениям. Афинский философ родился в 469 году до нашей эры в предместье столицы Аттики в семье ремесленника-камнетёса Софрониска и акушерки Финареты. В молодости он посещал уроки красноречия и беседы женщины-философа из Милета Аспасии и отказался наследовать профессию отца, решив серьёзно заниматься ораторским искусством.

Ему было тридцать семь лет, когда началась Пелопоннесская война и пришлось исполнять воинский долг. По свидетельству историков он отважно сражался в трёх битвах первого одиннадцатилетнего периода до заключения в 421 году до нашей эры Никиева мира. В сражениях второго периода Сократ не участвовал, он был заседателем в совете пятисот и не раз, сталкиваясь с неоправданной жестокостью в судебных процессах, противился несправедливым расправам даже во времена правления тридцати тиранов после поражения Афин.

Всё своё свободное время Сократ проводил в философских спорах, у него было много учеников, ведь он не брал ни с кого денег за обучение. Он не входил ни в одну партию и мог с любым человеком беседовать на темы морали, познания истины и справедливости. Человек рассматривался Сократом как нравственное существо, и он считал, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно, утверждал, что познать можно только душу человека и его дела, и в этом заключается задача философии.

Тридцать дней находился Сократ, закованный в цепи, в ожидании казни, пока корабль не вернулся с острова Делос в Афины. Его верный друг Критон подкупил стражу и предложил бежать, но философ отказался, сказав, что закон надо уважать, хотя его и осудили несправедливо. Последний день Сократ провёл со своими учениками, и только Платон не пришёл с ним проститься из-за болезни.

Бог врачевания греческой мифологии Асклепий (у римлян — Эскулап) воскрешал даже мёртвых, но Сократ к своей просьбе ничего не добавил. Петуха обычно приносили в жертву богу медицины за выздоровление. Возможно, великий философ хотел отблагодарить Асклепия за исцеление души от злобного гнева за учинённую с ним несправедливость, от ненависти к своим обидчикам.

Можно расшифровать последние слова Сократа и как послание человечеству: принести в жертву богу врачевания крикливого, задиристого петуха, чтобы он исцелил души людей от сумасшествия самоуничтожения, жестокости «духовной спячки»…

Источник

Что случилось с сократом

Рассмотрим наиболее правдоподобные из существующих версий.

Что случилось с сократом. Смотреть фото Что случилось с сократом. Смотреть картинку Что случилось с сократом. Картинка про Что случилось с сократом. Фото Что случилось с сократом
На фото: фрагмент скульптуры М.М. Антокольского «Смерть Сократа» (1875)

Версия первая – политическая – состоит в том, что суд над Сократом был важным событием борьбы за власть в Афинах. Действительно, среди предъявлявшихся ему обвинений были и неуважение к богам, и пособничество врагам, что весьма характерно для политических судебных процессов. К моменту суда Афины уже миновали период внутриполитической стабильности, шла долгая и в целом неудачная для афинян Пелопонесская война, а правители-стратеги, приходившие к власти после смерти Перикла, не обладали его качествами. Хотя Сократ сторонился политики, он имел активную жизненную позицию и, очевидно, играл значительную роль в общественной жизни Афин (например, он неоднократно выступал в защиту людей, неугодных официальной власти – собственно, в этом и состояло его «пособничество врагам»).

Однако эта версия не лишена слабых мест. Дело в том, что казнь Сократа состоялась в период относительной стабильности. Незадолго до этого правление было гораздо более реакционным, а Сократ открыто критиковал власть – и остался жив. Кстати, сам процесс не был политическим фарсом, он вполне соответствовал существовавшим тогда правовым нормам. По некоторым пунктам обвинения суд не нашел доказательств вины Сократа, и они не были включены в окончательный приговор. Более того, учёные Кембриджского университета, проанализировав законодательство и судебную практику Афин V-IV вв. до н.э., пришли к выводу, что приговор был справедливым!

Версия вторая – психологическая. Её суть такова: Сократ был приговорен к смерти, потому что сам этого хотел. Старому философу было уже около 70 лет – по меркам того времени возраст более чем преклонный. Он не боялся смерти, поскольку видел в ней избавление от старческой немощи. Кроме того, Сократ чувствовал, что его ум не так остер, как раньше, и не хотел, чтобы его запомнили выжившим из ума стариком. Уход из жизни на пике славы – вот чего добился мудрец!

Эту версию подтверждают некоторые факты: Сократ вел себя нарочито вызывающе, в ходе судебного разбирательства высмеивал речи обвинителей, богохульствовал и отказался просить судей о помиловании. А ведь ему самому доводилось заседать в суде, и он просто не мог не знать, как следует себя вести на судебном процессе.

Версия третья – идеологическая. В пользу этой версии говорит обвинение в развращении молодёжи. Сократ всегда был «возмутителем спокойствия» и пользовался популярностью среди молодёжи, поскольку призывал не верить авторитетам, а самостоятельно находить истину (его знаменитое изречение «Я знаю только, что я ничего не знаю» – своеобразная формула человека, постоянно познающего мир).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *