Что случилось с системой быстрых платежей

Банки пожаловались на сбои в Системе быстрых платежей из-за Сбербанка

После подключения Сбербанка к Системе быстрых платежей (СБП), созданной ЦБ, другие банки зафиксировали рост доли неуспешных платежей через нее, пишет РБК. Основной причиной отказов в проведении платежей представители кредитных организаций назвали необходимость клиентов Сбербанка дать дополнительное согласие на получение переводов через СБП, без которого клиенты других банков не могут перевести им средства.

По статистике ВТБ, только 10% денежных переводов в Сбербанк оказываются успешными. Из-за отказа на стороне Сбербанка клиентам ВТБ не удалось перевести в общей сумме 3 млрд руб., а успешных операций было совершено только на 300 млн руб. В ВТБ уточнили, что ранее одобрялось более 90% исходящих переводов клиентам сторонних банков, но с мая 2020 г. уровень одобрения снизился в два-три раза. Аналогичную тенденцию заметили в Газпромбанке, Альфа-банке, «Абсолют банке» и «Ак барсе». В Райффайзенбанке не зафиксировали роста доли неудачных операций в СБП после подключения Сбербанка.

Сбербанк подключился к СБП в тестовом режиме в конце марта, сервис был доступен ограниченному числу клиентов. 28 мая госбанк официально объявил о подключении к СБП, переводы по номеру телефона стали доступны всем клиентам в мобильном приложении «Сбербанк онлайн». Но автоматически переводы в СБП в Сбербанке не работают: в настройках профиля клиенту необходимо заключить пользовательское соглашение и дать согласие банку на обработку и передачу данных. Если исходящие переводы уже подключены, то входящие переводы в банк также надо сначала подключить, выбрав приоритетную карту. Только после этого клиент Сбербанка сможет воспользоваться переводами через СБП.

Клиент Сбербанка может отключить или подключить входящие и исходящие переводы через СБП по отдельности. Эта опция реализована для предоставления возможности пользователям гибко управлять функционалом и учитывает потребность клиентов самостоятельно ограничивать поступление средств по номеру телефона, сообщили «Ведомостям» в Сбербанке. «На первом этапе внедрения сервиса, до получения критической массы согласий пользователей, возможны неудачные переводы. С ростом количества полученных согласий процент успешных транзакций будет расти», – сказал представитель госбанка.

Источник

Центральный банк заявил о сбоях в Системе быстрых платежей

Лента новостей

Все новости »

Регулятор пояснил, что проблемы связаны с внеплановыми работами со стороны провайдеров. Как вообще работает Система быстрых платежей у разных банков?

В Системе быстрых платежей (СБП) произошли сбои, заявил ЦБ. Регулятор объяснил проблемы внеплановыми работами на стороне провайдеров. У крупных игроков технических ошибок почти не возникает, в отличие от банков, которые лишь недавно подключились к системе. Клиенты жалуются, что мобильные приложения зависают в процессе перевода средств.

Система быстрых платежей стала доступна клиентам банков с 28 февраля. Деньги можно перевести по номеру телефона, функция работает 24 часа в сутки и осуществляет перевод максимум за 15 секунд. Это — как должно быть. На деле система если и работает, то пока со скрипом.

Один из моих коллег 5 апреля пытался перевести деньги со своего счета в ВТБ на карту Сбербанка с помощью мобильного приложения. СБП такую операцию пока не допускает. При попытке перевести средства не со счета, а с дебетовой карты мобильное приложение либо выдавало ошибку, либо просто переставало работать. Правда, ошибку очень оперативно исправили.

Официально функцией от ЦБ на данный момент обзавелись уже 12 крупных банков. Правда, надо понимать, что формально и по факту это разные вещи, говорит независимый банковский эксперт Эльман Мехтиев

Эльман Мехтиев независимый банковский эксперт «Конечно же, есть желание Банка России, чтобы мы все подключились как можно быстрее, а есть технологические реалии. Когда что-то новое начинается, всегда есть технологические проблемы, всегда. Не может что-то прекрасно работающее на пилоте так же прекрасно работать и в продакшене. В промышленной эксплуатации, когда огромное количество банков, огромное количество физических лиц и платежи бегают туда-сюда, это неизбежно. Да, есть жалобы, не все было продумано, не все было доделано при подключении того или иного банка — это первое. И второе: нужно еще раз уточнять, какие же банки действительно подключены к системе быстрых платежей, а не только заявили об этом».

Проблемы были и у Альфа-банка. Многие клиенты жаловались, что в их приложении все еще нет функции СБП. Однако, как выяснилось, банк обновил свой официальный сервис с поддержкой быстрых платежей только 2 апреля, так что клиентам следует заглянуть в App Store или Google Play и скачать актуальную версию программы.

Обкатывая систему, банк столкнулся с рядом технических сложностей, рассказывает руководитель департамента онлайн-продаж «Альфы» Александр Солонин:

Александр Солонин руководитель департамента онлайн-продаж Альфа-банка «У нас были определенные нюансы, связанные с внутренними настройками. Мы постепенно расширяли круг наших клиентов, то есть мы сначала запускались на несколько сотен тысяч клиентов, к 20 марта мы откатили на всю клиентскую базу. Следующее действие, которое мы сейчас делаем, это увеличиваем лимиты на Систему быстрых платежей до уровня лимитов всех других переводов Альфа-банка».

Отличным от остальных банков пока можно назвать Сбербанк, который от функции СБП отказался. В «Сбере» уже давно действует собственная функция моментальных переводов по номеру мобильного телефона, а другая банку, в общем, и не нужна. Неудивительно, что переводы на карты Сбербанка могут вызывать трудности, говорит директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков:

Василий Солодков директор Банковского института Высшей школы экономики «Сбербанк официально к системе не подключился. Поэтому, каким образом идут расчеты со Сбербанком, я, честно говоря, плохо понимаю, при условии, что он не часть системы. Могут быть какие-то технические проблемы, связанные с тем, что что-то не туда зачисляется, что-то безопасность какого-то из платежей не пропускает. Чем сложнее техника, тем выше вероятность отказа».

По данным Центробанка, за первый месяц работы СБП россияне перевели уже более 400 млн рублей. Для сравнения: за восемь месяцев прошлого года объем переводов через «Сбербанк Онлайн» составил почти 14 трлн рублей.

Неудивительно, что многие игроки, например банк «Ренессанс кредит», заявили, что хотя и намерены присоединиться к СБП, но ведут параллельные переговоры со Сбербанком, благо, что для кредитных организаций вопрос подключения к Системе быстрых платежей добровольный. По крайней мере, пока.

Источник

Почему не пришли деньги: ошибки и сбои в СБП

Что случилось с системой быстрых платежей. Смотреть фото Что случилось с системой быстрых платежей. Смотреть картинку Что случилось с системой быстрых платежей. Картинка про Что случилось с системой быстрых платежей. Фото Что случилось с системой быстрых платежей

Если деньги на карту не поступили через 3 дня с момента отправления, стоит предпринимать определенные действия по розыску. Но сначала нужно разобраться в возможных причинах подобной неприятности.

Условно все причины задержки денежного поступления можно поделить на 3 категории:

Не истек положенный срок зачисления

Если еще не прошло трое суток, то бить тревогу рано. Отосланные деньги могут застопориться, что зависит от нескольких факторов. Так, перевод, оформленный после 5 часов дня в пятницу, задержится до понедельника. Так как в выходные никакие транзакции не осуществляются.

Многие получатели не учитывают время списания денежных средств со счета отправителя, а ориентируются только на дни. В действительности интервал зачисления отсчитывается с точностью до часа.

Ошибочно указанные реквизиты

При неточностях во внесенных реквизитах деньги уйдут в неверном направлении либо останутся недвижимыми на счете отправителя. Поэтому в первую очередь следует удостовериться, что все данные в платежке прописаны верно.

Технические работы на сайте

Сбербанк заранее предупреждает клиентов о планируемых технических или профилактических работах на сайте. Однако нередки ситуации, когда перевод ушел, и вскоре начались такие работы. Тогда ждать поступления денежных средств придется дольше.

Системный сбой

Технике свойственно периодически ломаться, какой бы она ни была прогрессивной. Это относится и к компьютерным технологиям. Подобные сбои быстро исправляются технической службой. Так что обычно задержки с поступлением денежных средств не бывают длительными.

В чем подвох СБП?

Центробанк создал удобную систему для переводов, но все-таки у нее есть несколько недочетов:

Совсем недавно был еще один подводный камень. Переводы могли делать только резиденты РФ. Сейчас же круг лиц расширился. С 12 сентября нерезиденты тоже могут пользоваться сервисом.

Не забывайте, что любые финансовые операция могут привлечь мошенников. Поэтому:

Система быстрых платежей (СБП) предупреждает о правилах безопасности

Система быстрых платежей (СБП) становится все более популярной у населения. Вместе с тем замечено появление подозрительных сайтов, рассылок в мессенджерах и социальных сетях, в которых используются логотип и название СБП.

Обращаем ваше внимание, что всю официальную информацию о работе сервиса можно найти на сайтах Системы быстрых платежей и Банка России, а также в аккаунтах в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Instagram, Facebook.

Для перевода денег через СБП пользуйтесь официальным приложением банка. Не переходите по сомнительным ссылкам и не переводите деньги незнакомцам.

Источник

ЦБ предупредил о риске использования Системы быстрых платежей мошенниками

Что случилось с системой быстрых платежей. Смотреть фото Что случилось с системой быстрых платежей. Смотреть картинку Что случилось с системой быстрых платежей. Картинка про Что случилось с системой быстрых платежей. Фото Что случилось с системой быстрых платежей

ЦБ предупредил банки о возможности использования мошенниками сервиса Системы быстрых платежей (СБП) для получения информации о клиентах путем «перебора идентификаторов». Об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на разосланное по банкам письмо за подписью директора департамента информационной безопасности ЦБ Вадима Уварова.

В документе отмечается, что с помощью запроса через СБП номера мобильного телефона можно узнать имя, отчество и первую букву фамилии его владельца, а также названия банков, где у человека открыты счета. Этой информации недостаточно для хищения денег, однако мошенники могут использовать ее для того, чтобы совершить кражу с использованием методов «социальной инженерии». Например, позвонить от имени банка и, верно назвав имя и отчество человека, попытаться убедить того сообщить необходимый для списания средств с карты код из смс-сообщения.

В документе указано также, что дочерняя ЦБ Национальная система платежных карт (НСПК, операционно-клиринговый центр СБП) сама ведет мониторинг операций и блокирует номера телефонов, с которых осуществляется массовый перебор.

В июне 2019 года первый замдиректора департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев, отвечая на вопрос об угрозе того, что через СБП мошенники могут узнать, в каком банке у человека открыт счет, назвал «уровень фрода» (от английского fraud — мошенничество) нулевым.

«Действительно, изначально были опасения, что система позволяет перебором номера узнать какую-то информацию. Это не так. Для исключения такого риска мы реализовали специальный алгоритм. Он позволяет в случае обнаружения подобных попыток со стороны банка отправителя не доводить эти запросы до банка получателя. Мы видим, что в ряде банковских систем такие переборы делают, но на уровне СБП они блокируются», — заявил Сычев в интервью ТАСС.

Источник

Банки пожаловались на сбои в Системе быстрых платежей из-за Сбербанка

Крупные банки заметили значительный рост отказов в переводах по Системе быстрых платежей после того, как к ней присоединился Сбербанк, выяснил РБК. Число попыток переводов в Сбербанк существенно превышает число успешных операций, сообщил изданию представитель ВТБ. По его словам, деньги отправляются получателю только в 10% случаев. «Из ВТБ в адрес клиентов Сбербанка с помощью СБП совершено переводов на 300 млн рублей, объем неудачных попыток составляет 3 млрд рублей», — отметил собеседник РБК. По его словам, если раньше уровень одобрения исходящих переводов клиентам других банков по СБП превышал 90%, то с мая он снизился в два-три раза.

Представитель ВТБ объяснил проблемы с переводами в Сбербанк тем, что крупнейший банк страны просит от своих клиентов дополнительное согласие на входящие переводы по СБП. Без него клиенты ВТБ и других банков, подключенных к системе, не могут отправить деньги в Сбербанк. Это же заметили в Альфа-банке, Газпромбанке, Абсолют банке и «Ак Барсе», пишет РБК. Райффайзенбанк роста доли неудачных переводов после Сбербанка не зафиксировал. Банк «Зенит» сообщил, что в июне заметил рост числа обращений клиентов насчет переводов по СБП, еще два неназванных собеседника РБК в крупных банках подтвердили наличие проблемы. Один из источников заявил, что в его банке более 60% операций в СБП — это не одобренные переводы в Сбербанк. Отказы в проведении операций носят временный характер, потому что большей части клиентской базы нужно время на освоение сервиса, заявила исполнительный директор по развитию банка «Русский Стандарт» Елена Петрова.

В приложении Сбербанка функция активации переводов по Системе быстрых платежей расположена неочевидно: чтобы это сделать, нужно пройти через несколько пунктов меню, убедился корреспондент Forbes. Причем даже инструкции Сбербанка не дают точных указаний, как это сделать. Для доступа к Системе быстрых платежей нужно перейти в свой профиль, выбрать настройки, затем пункт «Соглашения и договоры», а в нем — пункт «Система быстрых платежей». Там можно включить и отключить отдельно прием платежей и отправление средств через систему. В большинстве других банков дополнительных действий по подключению СБП не требуется, отметила в разговоре с РБК руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталия Ракова. Сложность процедуры подключения СБП в приложении Сбербанка вынудила даже другие банки опубликовать в своих соцсетях инструкцию.

По расчетам ВТБ, ограничения со стороны Сбербанка снижают потенциальный объем переводов через СБП примерно в 2,5 раза. Объем переводов в системе вырос с приходом Сбербанка, но не так сильно, как ожидалось.

Сбербанк в комментарии Forbes сообщил, что ответственно относится к персональным данным клиентов, а для использования СБП клиент должен дать согласие на обработку и передачу персональных данных третьим лицам — в том числе АО «Национальная система платежных карт» (НСПК, разработчик СБП вместе с Центробанком, оператор банковских карт «Мир»), банкам-участникам и получателю денег. Раздельное подключение и отключение приемов и переводов средств нужна для гибкости, чтобы клиенты могли ограничить поступление средств по номеру телефона, говорится в сообщении банка. Он добавил, что на первом этапе внедрения сервиса возможны неудачные переводы, но с ростом количества полученных согласий [на обработку данных], будет расти и процент успешных трансакций. «Мы работаем над упрощением клиентского опыта в сервисе СБП, и в ближайших релизах СБОЛ («Сбербанк Онлайн» — Forbes) будут реализованы новые функциональности», — заверил банк.

Систему быстрых платежей ЦБ и НСПК запустили в 2019 году. Она позволяет переводить деньги из банка в банк по номеру телефона. У Сбербанка есть своя аналогичная система, и он долгое время уклонялся от подключения к СБП. Ему пришлось уступить, потому что все системно значимые банки обязали подключиться к ней отдельным законом. За просрочку дедлайна ЦБ оштрафовал Сбербанк. На данный момент за переводы внутри СБП в рамках 100 000 рублей комиссия не взимается, при превышении лимита действует ставка 0,5% от суммы перевода, но не больше 1500 рублей.

Топ-15 надежных банков. Рейтинг Forbes

В рейтинге 100 надежных банков по версии Forbes сменился лидер

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *