Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Что случилось по легенде с Шахерезадой после 1001 ночи?

Восток — дело тонкое. Это утверждение великолепно иллюстрирует сборник арабских сказок Шахерезады «1001 ночь», в котором добро побеждает зло и женская мудрость торжествует над мужской жестокостью. Хотя, некоторые исследователи считали прародиной рассказов древнюю Индию.

Однажды персидский царь Шахрияр узнал об измене своей жены. Разгневанный правитель велел казнить неверную, и отправился к брату Шахземану за утешением. Но Шахземана постигло то же несчастье — его супруга оказалась еще более развратной.

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Вскоре братья встретили жену джинна, носившую ожерелье из 570 колец по числу ее измен мужу, после чего пришли к выводу что все женщины коварны и порочны. Вернувшись домой, разочарованный в любви Шахрияр, начал страшную «месть» — каждый день он брал в себе жены новую девушку, а на рассвете следующего дня казнил ее.

Избавить невинных дев от ужасной расправы вызвалась мудрая Шахерезада, старшая дочь визиря, главного министра царя. Став женой жестокого Шахрияра, ночью девушка завела увлекательный рассказ о невероятных приключениях и мужественных героях, и закончила историю на самом интересном моменте, после чего супруги легли спать.

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Каждую ночь дочь визиря проделывала этот трюк, и каждое утро Шахрияр думал: «Казню ее завтра, а сегодня узнаю окончание истории».

Так пролетели тысяча и одна ночь. И вот Шахерезада пришла к царю с тремя его сыновьями, рожденными за это время, бросилась ему в ноги и умоляла о своем помиловании ради их общих детей. Шахрияр улыбнулся: «Я давно простил тебя, поскольку ты лучшая женщина на земле — целомудренная и чистая душой».
Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Образ Шахерезады защищает девичью честь и мудрость. Этот сюжет иллюстрирует восточное отношение к слабой женщине, которая не может перечить мужчине, обязана хранить верность, но достойна истинного почтения и имеет большое влияние на мужа.

Доподлинно известно, что эта, обрамляющая арабские «1001 и ночь», история взята из старинного персидского сборника «Хезар-эфсане» («Тысяча сказок»). Но относительно всех остальных рассказов мнения ученых расходятся.

Первые исследователи «1001 ночи» искали корни сказок в Индии, но эти теории так и не получили достаточных доказательств.

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Другие настаивали на персидском происхождении сказаний и утверждали, что изначально «1001 ночь» — это переведенный примерно в X веке на арабский язык «Хезар-эфсане». Ставший невероятно популярным в Багдаде, столице могущественного Арабского халифата, перевод со временем разрастался и дополнялся новыми сказками.

Третьи считали, что из персидского сборника была заимствована только манера вкладывать истории в уста Шахерезады, сказки же были придуманы одним или, максимум, двумя авторами в XV столетии в Сирии.

Есть и объединяющие все эти мнения теории, и полностью их опровергающие — например, советский революционер Николай Морозов говорил, что сказки «Тысячи и одной ночи» родились в XVIII веке усилиями европейских литераторов…

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Как бы то ни было, восточное происхождение сказок наиболее вероятно, но, скорее всего, они были созданы в разное время и в разных местах.

Источник

Что случилось по легенде с Шахерезадой после 1001 ночи?

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Согласно источнику, царь Шахрияр, разочаровавшись во всём женском племени и казнивши свою жену за неверность, а заодно и всех своих наложниц, решил каждый день жениться на новой девушке, а наутро казнить её. Так продолжалось, пока он не женился на дочери своего визиря Шехерезаде. Девушка оказалось мудрой и, желая спасти свою жизнь, стала каждую ночь рассказывать царю сказки, но прерывала своё повествование на самом интересном месте, обещая при этом продолжить свой рассказ на следующую ночь. Шахрияр, желая знать, чем закончится очередная сказка, каждый раз откладывал казнь Шехерезады. Так продолжалось 1001 ночь, пока жена не пришла к царю с тремя рождёнными от него один за другим сыновьями и не попросила не казнить её во имя их общих детей. На что Шахрияр ответил, что давно помиловал её, так как она доказала, что преданна и целомудренна.

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Откуда взялась волшебная палочка

Прототипом всем известной волшебной палочки был посох/жезл/скипетр, позднее в художественных целях превращённый в миниатюрную волшебную палочку.

Подобный предмет ассоциировался с властью и наделялся магической силой. История «волшебной палочки» насчитывает не одну тысячу лет, и встретить подобное можно во многих древних культурах.

В славянской культуре: всем известный образ языческого волхва с посохом. Понятно, что волхвы были важными людьми в своём обществе. Также Баба Яга с клюкой.

В греческой мифологии также некоторые боги изображались с жезлами (Дионис, Гермес)

Более современным примером является царский скипетр.

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Женщинам свойственно рассказывать сказки, особенно мужчинам, ублажая их слух, в чем-то заинтересовывая, спасая себя. И в этой сказке Шахерезада спасала и себя и остальных, рассказывая сказки царю. Перед этим царь был разуверован в женской любви и преданности, так как ему изменила жена, но без енщин он обойтись не смог и каждую ночь он овладевал новой, а к утру ее убивал. В общем, маньяк. Полицейских в сказке не было, иначе его бы посадили, а может царям свойственна вседозволенность. Шахерезада решила положить этому конец и сама напросилась на ночь к царю. Она стала рассказывать ему сказки до самого утра, причем это словно как в сериале с продолжением, а утром прекращала и обещала продолжить рассказывание следующей ночью. Длилось так долго пока царь не вразумился. В сказках всегда есть открытое и скрытое воздействие. Так что рассказывайте детям толковые сказки тоже. Поэтому и прописывают сейчас многим сказкотерапию.

Источник

Глава 7. Шахерезада

Литература народов Азии

Шахерезада (Шахразада, Шехерезада) в историю мировой литературы, бесспорно, вошла прежде всего как символ женского коварства и искусства обольщения. Конечно, можно говорить о том, что бедняжка боролась за свою жизнь и жизнь других девушек Персии, но при более основательном рассмотрении этой истории неизбежно приходишь к выводу, что семейство визиря поставило на старшую дочь в борьбе за власть в стране и победило.

В великом страхе вернулся визирь домой, не зная, что делать. А были у него две дочери: старшая — Шахерезада, девушка необычайно мудрая, много читавшая, и младшая — Дуньязада (Дуньязаде). Узнав об отцовской беде, Шахерезада настояла на том, чтобы её отдали замуж за Шахрияра.

Сразу же после свадьбы молодая жена уговорила супруга допустить в их брачную постель младшую сестру её, чтобы проститься с ней перед смертью. Ночь провели они втроём, а за час до рассвета Дуньязада попросила сестру рассказать чудесную сказку. И Шахерезада начала рассказ…

«Но тут застигло Шахерезаду утро, и она прекратила дозволенные речи. И сестра её воскликнула: “О сестрица, как твой рассказ прекрасен, хорош, и приятен, и сладок!”

Но Шахерезада сказала: “Куда этому до того, о чём я расскажу вам в следующую ночь, если буду жить и царь пощадит меня!”

И царь тогда про себя подумал: “Клянусь Аллахом, я не убью её, пока не услышу окончания её рассказа!”

Потом они провели эту ночь до утра обнявшись, и царь отправился вершить суд, а визирь пришёл к нему с саваном под мышкой. И после этого царь судил, назначал и отставлял до конца дня и ничего не приказал визирю, и визирь до крайности изумился.

А затем присутствие кончилось, и царь Шахрияр удалился в свои покои»*.
_______________________
* Тысяча и одна ночь. В 8 томах. Т.1. М., 1959.

Так, как известно, продолжалось тысячу и одну ночь, пока царь не забыл о своём намерении казнить жену. Хитрые девицы ловко заморочили властителю голову, опровергнув распространённую ныне присказку: «Мужчина любит глазами, а женщина — ушами».

Вопрос о происхождении книги «Тысяча и одна ночь» не выяснен по сей день и вряд ли когда получит точный ответ. Попытки искать прародину её в Индии оказались безуспешными. Уже в XI в. арабские учёные считали книгу переводом с древнеперсидского собрания сказок «Хезар Эфсане»*, составленного для Хумаи, дочери иранского царя Ардешира, жившей в IV в. до н.э. Это предположение подтверждено ныне найденным отрывком из «Хезар Эфсане», который относят к IX в. Но в книгу Хумаи входило максимум две-три сотни сказок.
_________________
* «Тысяча повестей».

Женщина Ширазад появилась в арабских переводах примерно в начале X в., так родилась бессмертная Шахерезада. Книга тогда уже называлась «Тысяча ночей».
По рассказам арабского средневекового мыслителя ан-Надима, мудрец Абд-Аллах аль-Джахшияри, действительно живший в X в., задумал составить книгу из тысячи сказок «арабов, персов, греков и других народов», по одной на ночь, но умер, успев набрать только 480 повестей. Сборник аль-Джахшияри до нас не дошёл, но он уже назывался «Тысяча и одна ночь» и вполне возможно, что именно от него произошло современное название книги.

В дальнейшем литературная эволюция сборника продолжалась вплоть до XIV—XV вв. В его удобную конструкцию вкладывались всё новые и новые сказки разных жанров и происхождения.

Ныне существует пять версий «Тысячи и одной ночи», отличающихся друг от друга по составу и по порядку расположения сказок. Наиболее известная версия отражена в египетских изданиях и, как установили учёные, приобрела свой вид в Египте в конце XV — начале XVI вв. Сегодня именно эта книга в основном и известна европейскому читателю.

В Европе о «Тысяче и одной ночи» узнали благодаря французскому переводу писателя Антуана Галлана* (1646—1715), опубликованному в Париже в 1704—1712 гг. Поскольку ни в одном восточном сборнике не было найдено сказок «Аладдин и волшебная лампа» и «Али-Баба и сорок разбойников», Галлан некоторое время считался их автором. Впоследствии были найдены старинные арабские записи этих сказок. Однако и теперь ряд исследователей продолжает утверждать, что «Аладдин…», «Али-Баба…», а также цикл сказок о Синдбаде-мореходе созданы Галланом, который дописал их после успеха изданного им первого тома «Тысячи и одной ночи».
______________________
* Подробнее об Антуане Галлане читайте в моей книге «100 великих писателей-сказочников», Глава IV «Антуан Галлан».

Благодаря Галлану в начале XVIII в. в Европе началось повальное увлечение восточной экзотикой. Некоторые правители строили себе особняки наподобие дворцов султана. Салоны в Европе наполнились мавританскими коврами и подушками. Гёте написал «Западно-восточный диван», Моцарт сочинил «Похищение из Сераля». Велико было влияние «Тысячи и одной ночи» на творчество различных писателей — Монтескьё*, Виланда**, Байрона***, Гауфа****, Теннисона*****, Диккенса******, Дюма-отца*******.
______________________
* Шарль-Луи де Секонда де Монтескьё (1689—1755) — великий французский философ и писатель. Автор романа «Персидские письма».
** Христоф Мартин Виланд (1733—1813) — великий немецкий поэт и философ. Подробнее о нём см. в моей книге «100 великих писателей-сказочников», глава VII «Христоф Мартин Виланд».
*** Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788—1824) — великий английский поэт. Подробнее о нём см. в книге «100 великих поэтов», глава LVII «Джордж Ноэл Гордон Байрон».
**** Вильгельм Гауф (1802—1827) — великий немецкий сказочник, самые знаменитые его сказки посвящены восточной тематике. Подробнее о писателе см. в моей книге «100 великих писателей-сказочников», глава XII «Вильгельм Гауф».
***** Альфред Теннисон (1809—1892) — великий английский поэт. Подробнее о нём см. в книге «100 великих поэтов», глава LV «Альфред Теннисон».
****** Чарльз Джон Хаффем Диккенс (1812—1870) — великий английский писатель. Подробнее о нём см. в главе XXV «Сэмюел Пиквик».
******* Александр Дюма-отец (1802—1870) — великий французский писатель. Подробнее о нём см. в главах 59 «д’Артаньян и мушкетёры» и 60 «Граф Монте-Кристо».

Такие художники, как ван Лоо*, Делакруа** и Энгр*** создавали полотна с изображениями шикарного убранства гаремов и полуобнаженных рабынь в фривольных позах. Книга с французским переводом А. Галлана имелась и в библиотеке А.С. Пушкина, который восхищался красотой восточной фантазии. Иными словами, Антуан Галлан на триста лет сформировал наше видение Востока. Писали картины из жизни гарема П. Пикассо, О. Ренуар, А. Матисс, и др.
_______________________________
* Шарль-Амедей-Филипп ванн Лоо (1719—1795) — знаменитый французский художник эпохи рококо. Популярны были его картины из жизни гарема.
** Эжен Делакруа (1798—1863) — великий французский художник; его картины, рассказывающие о жизни гарема, были чрезвычайно популярны среди аристократии Европы.
*** Жан Огюст Доминик Энгр (1780—1867) — великий французский живописец; особую известность получила его картина «Одалиска», которая трактуется как изображение обитательницы гарема. Не меньшую популярность имели картины «Одалиска с рабами», «В гареме» и др.

Музыкальное воплощение «1001 ночь» получила в симфонической сюите Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шахерезада». Морис Равель* создал в 1898 г. увертюру для оркестра «Шахерезада».
_______________________
* Жозеф Морис Равель (1875—1937) — великий французский композитор-импресианист; испанский баск по национальности.

До 1917 г. переводов «Тысячи и одной ночи» на русский язык непосредственно с арабского не было, хотя пересказы из Галлана начали появляться с 1760-х гг. В 1929—1938 гг. был опубликован единственный ныне восьмитомный русский перевод сборника, сделанный арабистом Михаилом Александровичем Салье (1899—1961) под редакцией выдающего ученого-арабиста академика Игнатия Юлиановича Крачковского (1883—1951).

Невозможно перечислить все книги на темы сказок «Тысячи и одной ночи» и фильмы, снятые по их мотивам. Лучшим я бы назвал фильм Пьера Паоло Пазолини «Цветок тысячи и одной ночи» 1974 г., но Шахерезады в этом фильме нет. В СССР в 1980 гг. была снята трилогия «И еще одна ночь Шахерезады», «Новые сказки Шахерезады», «Последняя ночь Шахерезады», где заглавную роль исполняла Тамара Яндиева*. Режиссёр Тахир Сабиров**. Самая знаменитая ныне кино-Шахерезада — Кэтрин Зета-Джонс***, начавшая свою карьеру в 1990 г. этой ролью в фильме французского режиссера Филиппа де Брока**** «1001 ночь».
_______________________
* Тамара Хаважовна Яндиева (р. 1955) — советская, российская актриса. Снялась в восемнадцати фильмах. Её называют главной Шахерезадой отечественного кинематографа.
** Тахир Мухтарович Сабиров (р. 1929) — советский таджикский кинорежиссёр. Самые известные его фильмы — трилогия о Шахерезаде.
*** Кэтрин Зета-Джонс (р. 1969) — знаменитая британская актриса. Её карьера в кинематографе началась с роли Шахерезады в фильме де Брока «1001 ночь» (1988).
**** Филипп де Брока (1933—2004) — известный французский режиссёр. Наиболее известные его фильмы «Картуш», «Великолепный», «Тысяча и одна ночь» и др.

А об образе самой Шахерезады косвенно, но точно сказано в самом начале «Тысячи и одной ночи»:

Не будь доверчив ты к женщинам,
Не верь обетам и клятвам их;
Прощенье их, как и злоба их
С одной лишь похотью связаны.
Любовь являют притворную,
Обман таится в одеждах их.
………………………………
Удивленья великого тот достоин,
Кто от женских остался чар невредимым. *
_____________________
* Тысяча и одна ночь. В 8 томах. Т.1. М., 1959.

Источник

Шахерезада: Как закончилась история Шахерезады — арабская сказка

История о том, как Шахерезада три года рассказывала шаху свои истории, каждый раз прерывая свою историю на самом интересном месте. Шах полюбил ее всем сердцем. Шахерезада родила ему трех сыновей и они сыграли свадьбу.

Шахерезада: Как закончилась история Шахерезады читать

О, почтеннейшие! Теперь-то вам ведомо, как умно поступала Шахерезада, каждый раз прерывая свою историю на самом интересном месте с тем, чтобы назавтра шах, горя нетерпением, жаждал дослушать её и узнать, чем она закончилась. И каждое утро Главный Визирь с дрожью входил в покои шаха, опасаясь за жизнь своей дочери. Но три года изо дня в день шах с восторгом слушал её истории, и с годами любовь его возрастала. Они жили счастливо, и Шахерезада родила своему господину троих сыновей.

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

И вот пришла она к нему и сказала:
– Господин мой и повелитель, я развлекала тебя ровно тысячу и одну ночь, и ты никогда не скучал, слушая мои истории. Могу я позвать сюда наших детей, чтобы мы побыли все вместе немного времени. А потом я кое-что попрошу у тебя.

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

Шах с радостью согласился. И тотчас ввели трёх малышей, чтобы они увидели своих мать и отца, сидящих вместе. И спустя какое-то время шах спросил:
– Что ты хотела у меня попросить?
И Шахерезада молвила:
– О, величайший и справедливейший! Неужели после трёх счастливых лет ты прекратишь мою жизнь и сделаешь этих невинных малышей сиротами? Умоляю пощадить меня, мать твоих детей.

Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Смотреть картинку Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Картинка про Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи. Фото Что случилось с шахерезадой после 1001 ночи

– Моя дражайшая жена, – сказал шах, – давным-давно я понял, что не могу разлучиться с тобой. Ты всегда будешь рядом со мной, и пусть Аллах вечно защищает тебя и наших детей.
На другой день он позвал Главного Визиря и осыпал его множеством подарков, обещая милость и благоволение в знак восхищения перед его красивой и умной дочерью. А затем велел готовить великий и щедрый пир, чтобы отпраздновать свою свадьбу с Шахерезадой, которая станет ему чудесным и мудрым спутником на многие годы его грядущего правления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *