Что случилось с самолетом в новосибирске
Пилоты сажали аварийный в Новосибирске почти вслепую
В новосибирском аэропорту Толмачёво транспортный гигант «Руслан» совершил жесткую посадку и выкатился за пределы полосы с поврежденными шасси и фюзеляжем. На борту грузового борта находились 14 человек.
Воздушное судно отправилось в Вену, но через две минуты экипажу пришлось разворачивать самолет, так как отказал один из двигателей. Пилоты действовали в аварийных условиях практически вслепую, без связи с диспетчером.
«Руслан» не успел набрать и 300 метров высоты, только скрылись шасси, но закрылки все еще находились в рабочем взлетном режиме, когда слева по борту раздался сильный хлопок. Это разрушился компрессор второго двигателя, обломки перебили проводку, после чего махина осталась в небе без связи и электричества.
Решение возвращаться назад в Толмачёво экипаж принял незамедлительно и практически вслепую повел борт в аэропорт. Все это время экипаж пытался выйти на связь с землей, но не вышел. Однако медлить было нельзя, поэтому на «Руслане» решили садится самостоятельно, без помощи диспетчеров, даже полосу выбирали сами.
Сработали аккуратно, сели, но удержать транспортный гигант при таких повреждениях оказалось задачей сложной. Самолет выкатился за полосу на несколько сотен метров.
На борту находились 14 человек, никто не пострадал. Обломки двигателя уже нашли в нескольких километрах от Толмачёво, район оцепили полицейские. Специально созданная комиссия обследует и другие территории над, которыми кружил самолет. Возбуждено уголовное дело. Основные версии следователей: ошибка пилотирования и техническая неисправность «Руслана».
Росавиация и Следственный комитет изучают обстоятельства воздушного инцидента, который едва не обернулся катастрофой
Росавиация, Следственный комитет, Транспортная прокуратура выясняют обстоятельства рейса, едва не ставшего роковым. Лайнер, летевший из Магадана в Новосибирск, стал резко терять высоту, многие приборы вышли из строя. Виной всему — корка льда.
Исключить опасность обледенения должна была предполетная подготовка. Если ее нет или нарушена технология, лед может буквально сковать самолет. Датчики выходят из строя, лишая экипаж возможности контролировать скорость, крен, высоту. Замерзают закрылки и элероны — борт быстро теряет управляемость. Так и произошло во время экстремального полета. Пассажиры до сих пор в шоке от того, что пришлось пережить в небе. От катастрофы их отделяли считанные секунды.
Это невозможно забыть. Глядя в иллюминатор, готовились умирать. Волонтеры из Магадана, летели в столицу на форум добровольцев с пересадкой в Новосибирске. Родной аэропорт провожает снегопадом. Самолет компании S7 отрывается от взлетной полосы и начинает без остановки трястись.
«Буквально через две минуты после взлета, я так понял, заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и все остальное. Отказало все, и понеслась чехарда», — рассказывает командир воздушного судна Михаил Кулагин.
На высоте четырех тысяч метров начинаются перепады скорости. Самолет кидает по сторонам — кренится под большими углами то влево, то вправо. Из-за чего за несколько минут лайнер проваливается в воздухе почти на три километра. На борту более двухсот человек терпят перегрузки.
«Мы чувствуем, что самолет падает вниз. Просто сразу невесомость такая, никак при турбулентности. Вело в разные стороны нас, и вперед и назад. И ты уже понимаешь, что ты на ремне и уже ремень тебя держит», — рассказывает Полина Рыбалкина.
Автопилот отключился — пилоты пытаются в ручном режиме вернуть самолет обратно в Магадан, но тщетно. До земли остается всего один километр. Авиаэксперты потом подсчитают: еще четыре секунды такой болтанки — и трагедии не избежать. Но пилотам вовремя удается выровнять лайнер. Теперь куда лететь? Пока самолет наматывал в небе круги, в Магадане разыгралась метель, а топлива до Новосибирска уже не хватало. Решают дотянуть до Иркутска — в салоне до последнего тревожная тишина.
Помогло чудо или отточенные навыки членов экипажа — в авиакомпании отметили, пилоты тренируются выводить самолет из подобных ситуаций. Другое дело, что они не должны происходить в принципе, если выполнены все предполетные процедуры. Формально лайнер проходил так называемую «обливку».
Из сообщения авиакомпании: «S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка воздушного судна в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и еще до взлета — на земле. Совокупность этих факторов привела к потере некоторых сигналов и попаданию воздушного судна в сложное пространственное положение. Важно отметить, что управление воздушным судном при этом потеряно не было».
Пилотам давно известно, как руководство некоторых аэропортов пытается опасно экономить на обработке лайнеров.
«Известны случаи, когда владельцы компании говорят: ребята, вы особо не обливайте самолет, иначе уволим вас», — рассказывает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов.
Порой пытаются смухлевать и с составом противообледенительной жидкости.
«Разводят водой не в той консистенции, как это положено. Потому что она очень дорогая. Примерно шесть тысяч долларов стоит одна обливка самолета. 10 обработок в день — 60 000 долларов. Обработали водой и получили просто… Ну это простая арифметика», — говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник.
Арифметику и химию в работе наземных служб магаданского аэропорта уже изучают следователи, сотрудники Транспортной прокуратуры и Росавиации. Для экспертизы со всех ангаров свозят противообледенительное средство. Исследуют остатки жидкости и на летном поле.
Как сообщил источник газете «Коммерсантъ», выяснилось, что вместо необходимого антифриза на основе пропиленгликоля там якобы применяли дешевую автомобильную «незамерзайку». Директор аэропорта давать комментарии отказалось.
Все факты еще предстоит проверить следователям. Возбуждено уголовное дело. За оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, закон карает штрафом или двумя годами тюрьмы.
На время разбирательства от полетов отстранены и члены экипажа. По словам пилотов, перед вылетом они не могут проверить истинный состав жидкости, да это и не входит в их обязанности. Как и контроль за обработкой фюзеляжа — из кабины этого просто не видно.
«Все происходит на доверии к обслуживающей компании, которая это делает. Акт о том, чем они нас обливали, мы подписали еще перед тем, как обработка произошла», — отмечает командир воздушного судна Михаил Кулагин.
А пассажиры благодарят пилотов за второе рождение в небе над Колымой.
«Если бы не они, нас бы здесь сейчас не было и действительно 200 почти семей не дождались своих родных», — говорит Екатерина Маринкина.
На этой большой стене на форуме волонтеров благодарят людей со всей страны за добрые дела. Искреннее «спасибо» и тем, кто в свой обычный рабочий день совершил подвиг.
Уголовное дело возбуждено после аварийной посадки Ан-124 в новосибирском аэропорту «Толмачево»
В Новосибирской области выясняют обстоятельства аварийной посадки Ан-124 в аэропорту «Толмачево». На борту были 14 человек. Обошлось без пострадавших во многом благодаря мастерству пилотов. «Руслан» — один из самых больших в мире самолетов, и посадить его в нештатной ситуации крайне сложно. Неполадки в двигателе возникли сразу после взлета.
Новосибирск. Кадры с диспетчерской вышки. Грузовой гигант Ан-124 заходит на аварийную посадку. Вот что было в это время на борту: «У нас второй двигатель разлетелся, перебил проводку на самолете, обесточил».
Это говорит командир рейса Евгений Соловьев. Самолет едва успел убрать шасси, как произошел хлопок и стало понятно: ситуация критическая. Нужно срочно возвращаться на аэродром.
«Запас по высоте совсем маленький был и по тяге двигателей тоже. тормозов не было, реверс не работал, так как проводка была пробита», — рассказал Евгений Соловьев.
Ан-124, или, как его еще называют, «Руслан», — гигант-тяжеловес, один из самых грузоподъемных транспортников на планете. И эта махина начала разрушаться прямо в воздухе. Очевидцы видели, как падают детали воздушного судна. Вот сделанные ими фото: обломок силовой установки пробил крышу строящегося склада.
Самолет удалось посадить. По словам командира, мягко. Лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы примерно на 200 метров. Никто из 14 членов экипажа не пострадал.
Герой России Анатолий Андронов как никто другой знает этот самолет. Это он в свое время проводил летные испытания Ан-124.
В аэропорту «Толмачево» у Ан-124 была техническая остановка. Самолет летел из Сеула в Вену. Перевозил 84 тонны автозапчастей.
По факту ЧП возбуждено уголовное дело. Проверку проводит Западно-Сибирское следственное управление на транспорте и транспортная прокуратура. По предварительным данным, у воздушного судна повреждены двигатель и фюзеляж.
«Создана следственная группа, которая проводит осмотр места происшествия, включая осмотр воздушного судна, выемки документации, допросы свидетелей — членов экипажа», — сообщила старший помощник руководителя Западно-Сибирского управления СКР на транспорте Наталия Чернакова.
Аэропорт после ЧП некоторые время был закрыт. Самолеты, которые утром должны были приземлиться в Новосибирске, перенаправляли в Барнаул и Кемерово. Сейчас воздушная гавань возобновила работу.
Что известно об аварийной посадке АН-124 в Толмачево, — фото
Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Толмачево. Инцидент произошел около 12 часов дня в пятницу.
Кому принадлежал самолет
После вылета командир судна доложил об отказе систем радиосвязи и проблемах в двигателе и запросил аварийную посадку. Самолет принадлежит авиакомпании «Волга-Днепр». Он выполнял чартерный рейс из Сеула в Вену с технический остановкой в Новосибирске, доставляя 84 тонны груза автозапчастей.
Авиакомпания «Волга-Днепр» создана в 1990 году и осуществляет чартерные грузовые авиаперевозки. По данным сайта компании, она является мировым лидером по доставке сверхтяжелых и негабаритных грузов воздушным транспортом. Флот авиакомпании насчитывает 12 самолетов Ан-124-100 «Руслан» и 5 самолетов Ил-76ТД-90В.
При посадке в Толмачево выкатился за пределы полосы. Самолет получил повреждения — частично разрушены шасси и крылья, есть повреждения двигателя и фюзеляж.
«Интерфакс» со ссылкой на очевидцев сообщает, что самолет начал разрушаться еще в воздухе. Обломок двигателя упал на склад распределительного центра группы гипермаркетов «Лента». Пострадавших нет.
На борту было 14 человек экпипажа, пострадавших среди них нет. «После аварийной посадки все члены экипажа были направлены на медицинский осмотр, и самое главное, что никто из них не пострадал», — отметил Игорь Аксёнов, генеральный директор авиакомпании «Волга-Днепр».
Бригада поддержки авиакомпании, оснащенная необходимым оборудованием, вылетела в аэропорт Новосибирска для диагностики и устранения последствий.
Западно-Сибирская транспортная прокуратура проводит проверку по инциденту в Толмачево. В Росавиации также сформирована комиссия для выяснения обстоятельств и причин события.
«В настоящий момент мы взаимодействуем с авиационными властями и аэропортом Новосибирска по факту события и проведем тщательный анализ ситуации», — отметил Аксёнов.
Следственными органами Западно-Сибирского следственного управления на транспорте СК России возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).
Создана следственная группа, которая проводит осмотр места происшествия, включая осмотр воздушного судна, выемки необходимой документации, допросы свидетелей, членов экипажа. Расследование уголовного дела продолжается.
На данный момент основные версии — техническая неисправность воздушного судна и ошибка пилотирования», — сообщила «Интерфаксу» старший помощник руководителя Западно-Сибирского СУ на транспорте СКР Наталия Чернакова.
Росавиация объяснила «наросты льда» на экстренно севшем самолете S7
Пассажирский самолет Airbus А321 авиакомпании S7, который летел из Магадана в Новосибирск и совершил вынужденную посадку в Иркутске, перед вылетом не полностью прошел необходимую обработку. Об этом говорится в письме Росавиации, направленном руководителям организаций гражданской авиации и территориальных органов Росавиации, документ есть у РБК. Его подлинность РБК подтвердили топ-менеджер российской авиакомпании и источник, близкий к авиавластям.
Согласно документу, по решению экипажа противообледенительной жидкостью обработали только поверхности крыла и стабилизатора самолета, однако сотрудники аэропорта не убрали снег с поверхности фюзеляжа. Самолет провел на стоянке 2,5 часа, в это время шел ливневый снег. В результате на верхней поверхности фюзеляжа образовалось большое количества снега.
Когда включили обогрев лобовых стекол, снег начал таять и вода стекла по передней части фюзеляжа. Во время руления самолета при отрицательной температуре перед приемниками полного давления (ППД) образовался слой намерзшего льда («барьерный лед»). «Эти наросты льда привели к искажению воздушного потока на входе в ППД после взлета самолета», — говорится в письме.
У самолета отказали три системы воздушных сигналов, данные о скорости полета разошлись, система управления перешла в режим минимального функционирования, а автопилот и автомат тяги отключились, полагают Минтранс и Росавиация. «Таким образом взлет с наличием толстого слоя снега на поверхностях фюзеляжа и капота двигателей самолета в условиях болтанки и обледенения привел к реальной угрозе безопасности полета», — говорится в письме двух ведомств.
По данным источника «Коммерсанта», близкого к расследованию, бортовой компьютер самолета после получения противоречивых данных о параметрах полета стал отключать автоматическое управление, переводя его в режим прямого управления (direct mode). Такая норма описана в инструкции по эксплуатации, однако, пишет газета, это оказалось проблемой для пилотов: самолет выходил на запредельные углы атаки и тангажа, сваливался на 2,5 км и снова набирал высоту.
Пилоты впоследствии объясняли эти маневры и переданный в эфир сигнал бедствия «сильнейшим обледенением», мешавшим удержать лайнер в воздухе. Но, как сообщил источник издания, A321 многократно испытывали при толщине льда на передней поверхности крыла и входных направляющих аппаратах двигателей до 3 дюймов (около 7,5 см). Они увеличивали расход топлива, но не мешали продолжать движение.
Самолет S7, на борту которого были 199 пассажиров и семь членов экипажа, вылетел из Магадана в Новосибирск 2 декабря. Как писали «Известия» со ссылкой на источник в следственных органах, примерно через 15 минут после взлета автопилот вышел из строя и экипаж перевел управление лайнером в ручной режим. Отказ систем произошел из-за обледенения, сообщал источник. «Коммерсантъ» передавал со ссылкой на данные параметрического самописца, что самолет раскачивался из стороны в сторону, и крен достигал 47 градусов. Он также задирал нос, поднимая его на 44 градуса, а затем мгновенно опускал его. В итоге самолету пришлось экстренно сесть в Иркутске.
В пресс-службе S7 не исключили, что противообледенительная обработка в аэропорту Магадана была проведена с нарушениями. Гендиректор аэропорта Дмитрий Сиволобов заявил, что борт S7 был обработан дважды: сначала очищающей, а затем антиобледенительной жидкостью, и нарушений при этом процессе не было. Как пишет «Коммерсантъ», следователи установили, что самолет обработали жидкостями на основе пропиленгликоля: сначала — красным, жидким антифризом для удаления с поверхностей льда и снега, скопившихся за время стоянки, затем — густым зеленым, который предотвращает налипание снега во время руления по полосе и разбега. Следователи выясняют, в какой пропорции сотрудники аэропорта развели концентрат антифриза водой, использовали ли они достаточное количество состава и соблюдали ли регламентированный цикл и технологию обработки.
Росавиация начала расследование, ведомство сообщило, что специальная комиссия проверит приборы самолета, действия экипажа и наземных служб при антиобледенительной обработке. Следственный комитет завел уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). S7 временно отстранила экипаж самолета и пообещала ужесточить контроль обслуживания бортов в магаданском аэропорту.