Что случилось с родителями бориса островский гроза
Образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» (Борис Григорьевич)
Катерина и Борис. Художник Герасимов С. В. |
Борис является одним из ярких второстепенных персонажей драмы «Гроза» А. Н. Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского: описание героя в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика Бориса в пьесе «Гроза»
Бабушка оставила Борису и его сестре наследство. Но получить наследство они могут, только если будут вести себя почтительно с дядькой Диким. Борис пытается угодить вздорному и жадному дядьке, но, судя по всему, ему все равно не видать наследства.
Образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского
«. оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. «
«..Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион. «
Борис надеется получить наследство бабушки, которым теперь распоряжается дядька Дикой. Однако получить наследство Борис сможет, только если будет почтительно относится к своему вздорному дядьке:
«. бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием Если мы будем к нему почтительны. «
«. Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит. «
«. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. «
«. Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. «
«. «Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно. «
«. Ишь ты! Смирен, смирен, а тоже в разгул пошел. «
«. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя. «
«. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись. «
Это был образ и характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского, описание характера и личности героя в цитатах из драмы.
Что случилось с родителями бориса в грозе?
Что случилось с родителями бориса в грозе.
1. умерли от холтеры.
Почему для катерины дорога любовь к борису?
Почему для катерины дорога любовь к борису?
В произведение гроза.
Сравнить тихона и бориса «Гроза?
Сравнить тихона и бориса «Гроза!
Права ли Катерина что пошла на свидание к Борису»Гроза» Островский?
Права ли Катерина что пошла на свидание к Борису
В пьессе «гроза» диалог Бориса и Катерины?
В пьессе «гроза» диалог Бориса и Катерины.
Почему Борис не понимает Катерину.
Островский «Гроза» сравнение Варвары и Бориса.
Кто по сути свободней борис или катерина?
Кто по сути свободней борис или катерина?
Драма гроза суть взаимоотношений катерины и бориса?
Драма гроза суть взаимоотношений катерины и бориса.
Чем Борис отличается от всех действующих лиц драмы «Гроза»?
Чем Борис отличается от всех действующих лиц драмы «Гроза»?
Почему Борис не мог уехать от своего дяди?
Почему Борис не мог уехать от своего дяди?
Зачем мне нужно читать книги? Этот вопрос как нельзя актуален в наше время. Мы живем в эпоху всеобщей компьютеризации. Любую книгу я могу найти в Интернете. Больше того, мне совсем не обязательно ее читать, я могу ее просто прослушать или посмотр..
Это был мальчик по имени Смирнов.
Я нашла это в интернете может это подойдёт.
Кальчуга, латы, шлем.
И т. д. Ну и сам (сама) придумаеш.
Пастух Ваня помогает военным.
Характеристика Бориса
Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является молодой человек по имени Борис, ставший непосредственным участником семейной драмы Кабановых. Он влюбляется в Катерину и безрассудно отдаётся этому чувству, не догадываясь, к какой страшной развязке это приведёт. Характеристика Бориса имеет большое значение для раскрытия любовного конфликта, а также для более точного понимания образа Катерины. Душевная слабость Бориса становится одной из главных причин трагического ухода из жизни главной героини.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Борис Григорьевич.
Возраст — не указан, молодой человек.
Род занятий — работает на своего дядю-купца.
Семья — сестра.
Социальное положение — мещанин.
Происхождение — родом из смешанного семейства: мать — дворянка, отец — купец.
Воспитание — традиционное для благородных семейств.
Образование — весьма приличное образование, прошел обучение в Коммерческой академии.
Внешность — привлекательный молодой человек, одетый по-московски.
Характер — нерешительный, слабовольный, добрый, отзывчивый, милосердный, трусливый, не способный постоять за себя.
Положительные черты — добрый, нежный, культурный, образованный, тонко чувствующий.
Отрицательные черты — нерешительный, трусливый, безответственный, слабовольный.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Цитатная характеристика
Описание Бориса с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Бориса основан на том, что он является племянником Дикого — одного из самых богатых и знатных купцов вымышленного провинциального городка Калинов.
«Это Дикой племянника ругает… Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».
Источник: Действие первое, явление 1
Родственники Бориса со стороны отца являются людьми тёмными, невежественными, наглыми и злыми. Бабушка Бориса перестала общаться с собственным сыном только потому, что тот выбрал в жены «благородную» девушку.
«Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось».
Источник: Действие первое, явление 3
После внезапной смерти обоих родителей Борис с сестрой остались круглыми сиротами.
«…да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались…»
Портретная характеристика Бориса основана на том, что он является зависимым, подневольным человеком. Ради бабушкиного завещания образованный и воспитанный Борис вынужден жить со своим деспотичным невежественным дядей.
Из-за бабушкиного завещания Борис находится в бесправном положении и вынужден работать на Дикого на самых невыгодных условиях.
Внешность
Борис — молодой человек.
Источник: Действующие лица
Внешний вид Бориса отличается от жителей Калинова. Его одежда модная, скроенная на западный манер.
«Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».
Источник: Прим. А.Н. Островского.
Черты характера и поступки
Борис вынужден терпеть тяжёлый характер дяди и жить с ним под одной крышей, всячески выказывая к нему уважение из-за бабушкиного наследства.
«Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало».
Источник: Действие первое, явление 3
Борис — заботливый брат, который готов терпеть издевательства дяди не только ради собственного благополучия, но и ради обеспеченного будущего любимой сестры.
«Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно».
Источник: Действие первое, явление 3
Будучи человеком светским, культурным, хорошо воспитанным, Борис никак не может привыкнуть к реалиям провинциального городка.
«…больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак».
Источник: Действие первое, явление 3
«Я здесь ничего не знаю, ни порядков ваших, ни обычаев…»
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2
Борис тяжело принимает своё положение, ему жаль губить свою молодость среди недалёких, невежественных людей.
«А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу…»
Источник: Действие первое, явление 4
Борис влюбляется в Катерину, но он совсем не рад этому — находясь в трудном, зависимом положении, он не может в полной мере насладиться своим чувством.
«…тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся! (Молчание.) К все-таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь. Вот она! Идет с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я. »
Источник: Действие первое, явление 4
Борис считает себя однолюбом, человеком, способным отвечать за свои слова и поступки.
«Легко сказать — бросить! Тебе это, может быть, все равно; ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил…»
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2
«…люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!»
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
Узнав о связи Бориса и Катерины, Дикой немедленно отправляет племянника как можно дальше из Калинова. Борису тяжело бросить Катерину одну в такой непростой ситуации, и всё, о чём он просит, — не мучить несчастную молодую женщину.
Во время расставания с Катериной Борис проявляет себя эгоистичным человеком. Он не готов брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу возлюбленной. Куда спокойнее ему оставаться одиноким человеком.
«Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?»
Источник: Действие пятое, явление 3
Борис искренне жалеет, что завёл роман с замужней женщиной, который обернулся для него большими проблемами.
«Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»
Источник: Действие пятое, явление 3
Воспитание
Родители смогли обеспечить Борису весьма приличное образование и воспитание.
«…молодой человек, порядочно образованный…»
Источник: Действующие лица
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион…»
Источник: Действие первое, явление 3
Характеристика Бориса другими героями
Кабанов
Тихон Кабанов отмечает природную доброту и жалость Бориса по отношению к Катерине. Он готов вытерпеть любые муки, лишь бы облегчить участь своей возлюбленной.
«…Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,- молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».
Источник: Действие пятое, явление 1
Кулигин
Кулигин считает Бориса хорошим человеком.
«Хороший он человек, сударь».
Источник: Действие пятое, явление 1
Варвара
Ветренице Варваре Борис кажется слишком правильным и скучным.
Источник: Действие второе, явление 2
Кудряш
Кудряш считает Бориса человеком смирным, спокойным.
«Ишь ты! Смирен, смирен, а тоже в разгул пошел….»
Источник: Действие третье, сцена вторая, явление 2
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Бориса вместе!
Биография
Борис Григорьевич — молодой человек, племянник Савела Прокофьевича Дикого, одного из самых богатых и влиятельных купцов в провинциальном городе Калинове.
Всю свою жизнь Борис провёл в Москве вместе с родителями и сестрой. Его семья была дружной, благополучной. Родители делали всё возможное, чтобы дети получили достойное воспитание и образование: Борис обучался в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Однако родители скончались во время эпидемии холеры, и Борис с сестрой остались сиротами.
Отец Бориса, несмотря на то что был родным братом Савела Прокофьевича, имел совершенно иной характер и жизненные ценности. Полюбив девушку из «благородных», он порвал с семьёй, которая не смогла принять его выбор и вела себя по отношению к его супруге крайне негативно.
Борис впервые появился в Калинове, в семье дяди, после смерти бабушки по линии отца. В своём завещании старушка распорядилась выплатить часть наследства Борису и его сестре в том случае, если они будут вести себя почтительно по отношению к дяде.
Родные со стороны матери не пустили сестру, сославшись на её слабое здоровье, а Борис был вынужден переехать в дядюшкин дом и оказаться в полной его власти. Он стал работать на Дикого, терпеть его издевательства и унижения в надежде, что он и сестра получат наследство.
Тем временем Борис увлёкся молодой замужней женщиной, Катериной, которая выгодно отличалась на фоне местных женщин не только внешней, но и духовной красотой. Улучив удобный момент, когда супруг Катерины уехал из дома по делам, влюблённые стали тайком встречаться. Однако по возвращении мужа Катерина не смогла долго скрывать свой роман и во всём призналась семье.
Образ Бориса
У Бориса много положительных качеств. Это прекрасно воспитанный и образованный молодой человек с большим потенциалом, способный нежно любить, проявлять заботу и внимание по отношению к близким людям.
Нежный, ранимый, интеллигентный, тонко чувствующий красоту, он совершенно не вписывается в привычный мир жителей Калинова. Оказавшись в доме дяди, став заложником ситуации, он совершенно подавлен, угнетён, поскольку не знает, как себя вести с людьми, погрязшими в жадности, грубости и невежестве.
Глотком свежего воздуха для Бориса становится любовь к Катерине. Молодая женщина привлекает его своей духовной красотой, утончённостью. Борис бросается в эти отношения, словно в омут головой, не задумываясь, к каким последствиям они могут привести.
В любовной связи с Катериной Борис показывает себя слабовольным, трусливым человеком. Он не готов брать ответственность за любимую женщину, не способен защитить её от нападок остервеневших родственников.
Борис отказывается взять с собой Катерину в Сибирь. По сути, он бросает её на произвол судьбы. Гораздо важнее для Бориса соответствовать всем требованиям деспотичного дяди, чтобы получить заветное наследство. Он не хочет рисковать своим будущим ради Катерины и внутренне жалеет о том, что поддался страсти. В итоге слабоволие и инфантилизм Бориса приводят к трагической развязке — Катарина погибает.
Пьеса Гроза Островский: краткое содержание по действиям и анализ сцен
Пьеса «Гроза», которая по жанру задумывалась как комедия, была написана А. Н. Островским в 1859 году. Произведение вначале не предполагало трагической развязки, но в процессе написания помимо конфликта отдельной личности явно проявилась социально обличительная направленность. Как писал пьесу Гроза Островский, краткое содержание по действиям предлагаем вашему вниманию….
Характеристика произведения
«Гроза» пьеса в пяти действиях, по определению автора драма, но, обладающая жанровым своеобразием:
Место, где разворачиваются основные действия пьесы, было выбрано Островским не случайно. Город Калинов – это собирательный образ волжских городов и сел, красотой которых был очарован драматург.
Но великолепие бесконечных водных просторов, неброская прелесть природы не в силах затмить жестокость, равнодушие, ханжество, невежество и самодурство, царящие за фасадами нарядных домов.
Произведение, как это сейчас принято говорить, «основано на реальных событиях». В зажиточной московской купеческой семье Клыковых невестка совершила самоубийство, бросившись в Волгу, не выдержав попреков и притеснений со стороны свекрови, не найдя защиты у мужа и страдая от тайной любви к другому мужчине.
Это интересно! Комедия Островского Бедность не порок – краткое содержание
Именно эта трагедийность действий является основной сюжетной линией произведения. Однако, если бы Островский только ограничился перипетиями в жизни молодой женщины, сочинение не имело бы столь оглушительного успеха и не вызвало такой резонанс в обществе. Здесь обрисован и обличен конфликт между старыми традициями и новыми веяниями, невежеством и прогрессом, вольнолюбием и дикостью мещанского мира.
Знакомство с персонажами произведения
Рассказ о драматических событиях в форме пьесы автор написал для сценического исполнения. А любой сценарий начинается с описания действующих лиц.
Главные герои
Действующие лица
Немаловажное значение в пьесе играет такое образное понятие, как гроза – предвестник очистительной бури для одних и божье предостережение для других.
Важно! Следует помнить, что пьеса была написана Островским в предреформенные годы (1861 год отмены крепостного права). В обществе царил дух подъема, ожидания кардинальных перемен, и именно в эту пору драматург пишет о пробуждении личности, в чем впоследствии Добролюбов увидит «что-то освежающее и ободряющее».
Для более детального ознакомления с тонкостями сюжетных линий каждого действия пьесы Островского «Гроза», ниже представлено их краткое содержание.
Действие 1
Волжский берег, общественный сад на переднем плане. Кулигин приходит в восторг от открывающихся видов. Рядом неспешно прогуливается Кудряш с приятелем. Приглушенно слышна ругань Дикого, которая никого не удивляет – это привычное явление. В этот раз он распекает своего племянника Бориса. Кудряш соболезнует незавидной участи родственника Дикого, который вынужден терпеть притеснения дядьки – тирана. Сам он один из немногих, кто может дать отпор грубияну: «Он слово, а я десять, плюнет, да пойдет».
Бранная речь слышна всё отчетливее – Савел Прокофьевич с племянником приближаются к присутствующим. Отведя душу, накричавшись, Дикой уходит. Борис объясняет причину своего вынужденного смирения: они с сестрой после смерти родителей остались сиротами. Бабушка в Калинове отписала внукам по достижению совершеннолетия наследство, и достанется оно им при условии почтительного и уважительного отношения к дяде. Кулигин уверяет, мол, это утопия: Дикого никто не ублажит. Борис уныло соглашается: и так он трудится на дядю задарма, а проку нет. Ему дико и душно в Калинове – совсем не такое воспитание и образование дали сестре и Борису их родители, проживая ранее в первопрестольной столице.
Это интересно! Пьеса Александра Островского Бесприданница: краткое содержание по главам
Входят Феклуша с горожанкой. Богомолка нахваливает красоты города, превознося благочинность и добродетели купеческого сословия, отметив семейство Кабановых. После ухода женщин Кулигин поминает недобрым словом прославляемую Кабаниху за её ханжество и домашнюю тиранию. Он делиться с Борисом своими мыслями об изобретении «перпетум-мобиля». За вечный двигатель дают большие деньги, которые можно употребить на пользу общества. Но нет средств на детали – вот такой замкнутый круг. Борис, оставшись в одиночестве, сочувствует Кулигину, но, вспомнив о своей злосчастной доле, тоже покидает сад.
Появляется Кабаниха с семейством: сын Тихон с женой Катериной и Варвара Кабанова. Купчиха изводит сына обвинениями в его излишней любви к жене и непочтительном отношении к матери. Слова предназначены Тихону, но явно направлены и против невестки. Тихон всячески оправдывается, жена пытается его поддержать, чем вызывает бурю негодования свекрови и новую волну обвинений в адрес Тихона, дескать, жену не может держать в строгости, так и до любовника недалеко.
После ухода матери Тихон набрасывается на Катерину, обвиняя её в упреках матушки. Не желая слушать возражений жены, уходит к Дикому залить неприятности водочкой.
Обиженная женщина жалуется свояченице на непростое житьё у свекрови, вспоминает как хорошо, чисто и привольно жилось ей у родной матушки: «летом схожу на ключок, умоюсь, принесу водицы и все, все цветы в доме полью».
Благолепие сплошное было – вышивание золотом, молитвы церковные, рассказы странниц.
В мужнином доме всё не то. Катя признается Варваре, что посещают её мысли дурные, греховные, которые никакими молитвами она прогнать не в силах. А на сердце у неё думы об одном человеке.
Тут появляется ненормальная барыня, которая осыпает девушек проклятиями, обещая им за греховную красоту адовы муки. Слышатся раскаты грома, приближается гроза, и девушки спешно убегают.
Действие 2
Начинается 2 действие в доме Кабановых. Феклуша с Глашей расположились в комнате. Странница, наблюдая за работой служанки, рассказывает той, что творится на белом свете. И хоть повесть её изобилует враньем и невежеством, Глаша внимательно и с интересом слушает россказни Феклуши, для неё это единственный источник информации.
Появляются Катерина и Варвара. Они помогают снаряжать Тихона в недельную деловую поездку в другой город. Феклуша уже ушла, Варвара отсылает служанку с вещами к лошадям. Катерина вспоминает давнюю детскую историю, когда она сбежала к реке от обиды на что-то, уплыла в лодке и потом нашли её за десять верст. Это свидетельствует о решительности её характера несмотря на кротость девушки, обиды она терпит до поры до времени. Варвара выпытывает у Катерины, кто же тот человек, по которому ноет её сердце. Это Борис Григорьевич – племянник Савела Прокофьевича. Варя уверяет Катерину, что и мужчина испытывает к молодой женщине чувства, а после отъезда мужа нужно устроить влюбленным встречу. Женщина пугается и решительно открещивается от этого предложения.
Заходят Кабаниха с сыном. Она продолжает делать наставления Тихону, как вести себя в городе, какие указания сделать жене в своё отсутствие: слушать свекровь, ни в чем ей не перечить, не сидеть барыней без работы, не переглядываться с молодыми парнями. Тихон, конфузясь, произносит вслед за матерью эти наказы. Затем их оставляют одних. Катерина, будто предчувствуя беду, просит Тихона не бросать её одну или взять с собой в город. Но Тихон, измученный придирками матери, рад хоть кратко, хоть ненадолго вырваться на волю.
Сцена прощания. Катерина обнимает мужа, чем вызывает недовольство свекрови, дескать, попрощаться-то, как следует, не умеет.
Затем Кабаниха долго разглагольствует о том, что после ухода стариков – последних ревнителей старины неизвестно, как будет свет белый стоять.
Оставшись одна, Катя вместо успокоения приходит в полное смятение чувств и мыслей. Сколько не нагружала она себя работой, сердце было не на месте.
Тут Варвара подталкивает её к встрече с Борисом. Сделав подмену ключа от садовой калитки, Варя вручает его Катерине. Та пытается противиться этим действиям, но потом сдается.
Действие 3
Борис давно не видел Катерину и опечален этим обстоятельством. Рядом стоит Кулигин, размышляет о тяжкой доле бедных, которым не до красот природных – они в нужде, да в работе, а богатые огородились высокими заборами с собаками, да и думают, как обворовать сирот и бедных родственников. Подходят Кудряш с Варварой. Они обнимаются, целуются. Девушка извещает Бориса о предстоящей встрече с Катериной и определяет место в лощине.
Ночью, придя на место свидания, Борис встречает играющего на гитаре Кудряша и просит того уступить ему место, но Кудряш упирается, мотивируя тем, что это место давно «пригрел» для встреч с подругой.
Тогда Борис сознается, что у него здесь назначено свидание с замужней дамой. Кудряш догадывается, о ком идет речь и предостерегает Бориса, ведь замужние женщины подневольны.
Приходит Варвара и уводит Кудряша. Влюбленные остаются наедине.
Катерина говорит Борису о загубленной чести, о божьей каре, но потом они оба отдаются во власть чувств. Десять дней отсутствия мужа проходят в единении с любимым.
Действие 4
Частично разрушенная галерея, стены её разрисованы картинами Страшного суда. Здесь люди скрываются от начавшегося дождя. Кулигин упрашивает Савела Прокофевича сделать пожертвования для установки башенных часов в саду и громоотовода. Дикой ругается, обзывая Кулигина безбожником, ибо гроза – это кара господня и не спастись от неё никакими железяками.
После возвращения Тихона домой Катерина пребывает в полном смятении. Варвара пытается её образумить и учит не подавать никакого вида. Сама-то она давно поднаторела в хитростях и обманах. Не добившись желаемого, Варя докладывает Борису о состоянии Кати.
Слышны раскаты грома. Выходит семейство Кабановых в полном составе. Тихон, замечая странное состояние жены, шутливо просит её покаяться в грехах. Заметив, как побледнела Катерина, сестра обрывает шутку брата. К ним приближается Борис. Катя на грани обморока. Варя подает сигнал молодому человеку, чтобы тот удалился.
Тут появилась Барыня и начала стращать молодок за грехи тайные, и Катерина не выдерживает – в исступлении признается в тайной связи с другим мужчиной на протяжении всех десяти дней. Сцена покаяния главной героини – это кульминация в пьесе.
Действие 5
Снова набережная Волги, городской сад. Смеркается. К сидящему на скамейке Кулигину подходит Тихон. Он раздавлен признанием Катерины и посылает в её адрес то пожелания лютой смерти, то начинает жалеть её.
Кабаниха дома точит невестку, словно ржа, Катя же бессловесная и безответная бродит по дому, будто тень. Всё неладно в семье Кабановых, даже Варя с Кудряшом сбежала из дому.
Но Тихон надеется на благоприятный исход – ведь любовник по велению дядюшки ссылается на целых три года в Сибирь. Приходит Глаша и сообщает, что Катерина пропала.
Катерина одна, тихо бредёт, разговаривая сама с собой. Она уже решила расстаться с жизнью, хоть это и великий грех. Одно её удерживает – желание увидеть напоследок любимого и получить от него прощение за то, что навлекла на него несчастья. Борис приходит на зов возлюбленной. Он ласков с ней, говорит, что не держит на неё зла, но судьба разлучает их, а увезти чужую жену с собой он не в праве. Катерина плачет и просит, чтобы Борис в дороге раздавал нищим милостыню на помин её души. Сама идет к берегу.
Кулигин, Кабаниха и Тихон наблюдают за поисками пропавшей Катерины. Люди с фонарями обшаривают берег. Тихон в смятении от страшных предположений, Кабаниха же обвиняет невестку в желании привлечь к себе внимание. Слышны голоса с побережья: «Женщина в воду бросилась!» Тихон пытается бежать туда, но матушка не пускает, обещая проклянуть. Приносят утопленницу. Катерина прекрасна и после смерти. Кабанов обвиняет мать в гибели жены.
Островский А Н — Гроза краткое содержание
Гроза.А.Н.Островский (краткий анализ)
Под занавес
После первой постановки пьесы на сцене Малого театра зрители была в восторге, пресса пестрела хвалебными заметками, сюжет драмы поразил искушенную публику. Известные критики не преминули отразить произведение в своих рецензиях. Так критик Аполлон Григорьев, написав письмо И.С. Тургеневу, охарактеризовал фабулу драмы, как «обличение самодурства нашей жизни, и в этом значение автора, его заслуга, как художника, в этом сила его действия на массу».