Что случилось с подводной лодкой комсомолец
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»
Сегодня исполнился 31 год со дня гибели советской атомной подводной лодки в Норвежском море
Журналист Александр Трубин оказался единственным среди своих коллег, кому удалось вскоре после катастрофы побывать на базе субмарин в закрытом городе Мурманск-150. Сегодня мы публикуем полную эксклюзивную версию его рассказа.
Атомная подлодка Комсомолец. Фото rg.ru
Трагедия, происшедшая 7 апреля 1989 года и всколыхнувшая весь мир, унесла жизни 42 советских моряков. В то время, как и после взрыва на Чернобыльской АЭС, руководство страны отделывалось скупыми сводками: «произошел пожар», «благодаря героизму», «реактор надежно заглушен, опасности радиационного загрязнения нет, семьям погибших и выжившим морякам оказана материальная помощь». Это породило самые разные версии произошедшего, которые и ныне живут в Интернете. Но у нас имеется уникальное интервью, которое взял наш коллега спустя месяц после трагедии.
Звонок другу
От смерти до славы
Дальше по пути в почти отвесной скале мы увидели довольно большое отверстие, закрытое ржавой железной плитой.
Страшные подробности
28 февраля 1989 года лодка вышла на автономное боевое дежурство, а 7 апреля в 11.02 в районе острова Медвежий в кормовом отсеке начался пожар, который начал быстро распространяться по другим отсекам через коммуникации. И это несмотря на то, что переборочные люки были, как положено, задраены. Сработала автоматическая защита атомного реактора, заглушив его.
Спешивший на полном ходу к месту катастрофы «Алексей Хлобыстов» (максимальная скорость этой старой посудины была чуть больше 13 км/час) подошел 18.20. Спасателям удалось поднять на борт с поверхности моря 30 живых и 16 погибших моряков. Не дождались помощи и погибли от переохлаждения еще 16 членов экипажа.
Причины и следствие
…Мы выпили стоя, не чокаясь.
О том, мог ли экипаж спасти лодку, Толя высказался так:
Анатолий Некрасов как в воду глядел. Госкомиссия так и не смогла или не захотела установить причины пожара, ограничившись рекомендациями: улучшить, усовершенствовать. Ну и, конечно, полетели звезды с некоторых флотских погон.
Мичман Виктор Слюсаренко: «Я всплыл с 1000 метров. «
И начинает рассказ.
Путь к причалу
Я родом из поселка Гнивань Винницкой области. Там работал фрезеровщиком на заводе в Гнивани, там записался в секцию подводного плаванья. Потому и призвали на флот. Служил на Северном срочную да так и остался там. А после свадьбы уехал в Кронштадт.
Тогда же и попал на «Комсомолец».
«Пожар в седьмом отсеке!»
В этот момент лодка накренилась. И пошла ко дну.
Шанс для пятерых
Нас там оказалось пятеро.
Всплытие
Мичман Юдин не смог вовремя натянуть ИДА, мы с матросом Черниковым бросились к нему. Потом к командиру, он тоже не надел ИДА и умирал. И в это время прозвучал громкий хлопок. Наша камера всплыла на поверхность за несколько минут, стрелка глубиномера показала 0.
Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров. Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких. Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться.
Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду.
В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40. Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек.
Подходили суда. Но спасти удалось не всех. Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил.
Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал.
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка «Комсомолец»
К-278 затонула в Норвежском море 7 апреля 1989 года. Поднимать атомную субмарину после пережитого в 1986 году Чернобыля не торопились. Считалось, что подлодка лежит на глубине и не представляет опасности, но с такими выводами согласились не все.
Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов
Малозаметности субмарины планировали достичь за счёт применения титана — при меньшей (относительно стальных сплавов) массе он мог выдерживать чудовищные нагрузки (в 20–30 раз больше) и в теории позволял подлодке погружаться на глубины, недоступные другим кораблям. Расчёты разработчиков подтвердились на практике — в 1985 году после выхода в море и начала испытаний на предельных режимах лодка смогла погрузиться на рекордную (даже для современного флота) глубину — 1027 метров.
СМИ: Американская подлодка была готова топить российские корабли у берегов Сирии
В 1989 году К-278 «Комсомолец» вышел в свою третью «автономку». По плану экипаж должен был провести корабль через районы патрулирования ВМС США и НАТО и выйти в район Лабрадорского моря. Поход прошёл по плану, но на базу «Комсомольцу» вернуться было уже не суждено: 7 апреля 1989 года на глубине 380 метров в одном из отсеков «Комсомольца» начался пожар. Попытка потушить его силами экипажа закончилась безрезультатно, и командир корабля приказал всплывать. Быстрое всплытие с максимальной глубины было «визитной карточкой» К-278, и до глубины 150 метров аварийное всплытие шло как на учениях. Однако через пару минут сработала аварийная защита реактора. И у подлодки внезапно «пропала тяга». Огромная субмарина водоизмещением 8,5 тысячи тонн камнем пошла ко дну — туда, откуда её отчаянно пытались вытащить члены экипажа.
При попытке продуть главный балласт (с его помощью подлодка всплывает на поверхность) произошла новая авария — трубопровод, по которому подаётся воздух, оказался повреждён. Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как «Комсомолец» всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу «Комсомольца» удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу «в ружьё» поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась «волна» коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний «мостик» на большую землю был сожжён пожаром.
Через несколько часов после всплытия «Комсомолец», и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал «заваливаться» назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала «заглатывать» тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и «встала свечкой» — вертикально, как «Титаник» во время крушения. В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние.
К-278 затонула на глубине 1658 метров. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек.
Неразгаданные тайны «Комсомольца»
Даже спустя 25 лет после гибели уникальной советской субмарины эксперты спорят о том, кто виноват в трагедии
Двадцать пять лет назад мир потрясла трагедия атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Катастрофа произошла 7 апреля 1989 года в Норвежском море, в 180 км юго-западнее острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья. До советской границы — 980 километров.
К тому времени атомный подводный крейсер уже третий месяц находился в автономном плавании. На её борту находилось 69 человек — членов экипажа и прикомандированных на время похода.
У них был уникальный корабль. Его корпус, целиком изготовленный из титана, позволил «Комсомольцу» установить абсолютный мировой рекорд глубины погружения среди подводных лодок — 1027 метров. По словам штурмана крейсера капитана 3 ранга Александра Бородина, обжатие корпуса при том погружении было таким, что стальную койку в его каюте выгнуло, как лук. Это случилось 4 августа 1985 года.
С той поры почти тридцать лет прошло — рекорд «Комсомольца» никем не побит. Впрочем, следует пояснить, что на километровую глубину К-278 нырял, конечно, не для того, чтобы удивлять мир. И строили его не для этого. Просто возможность уходить от противника в недостижимую для того бездну делала «Комсомолец» практически неуязвимым в бою. Ни одна противолодочная торпеда не смогла бы его там достать.
Он был неуязвимым в бою, а погиб в почти мирном походе из-за стечения роковых обстоятельств и человеческой безалаберности. Вкратце события развивались так.
7 апреля «Комсомолец» шел на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. В 11.03 в 7-м отсеке возник пожар. Что, как и почему — точно уже никто не узнает. Возможной причиной специалисты назвали возгорание электрооборудования.
Экипаж тут же вступил в борьбу с огнем. Ликвидировать пламя, как положено в таких случаях, включением в отсеке ЛОХ (Лодочной Объёмной Химической системы пожаротушения) не удалось. Сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Попытка командира «Комсомольца» капитана 1 ранга Ванина продуть цистерны главного балласта для срочного всплытия лишь усугубила ситуацию: воздух высокого давления из прогоревшего трубопровода ворвался в 7-й отсек. Локальный пожар тут же превратился в объемный. Вспыхнул и 6-й отсек.
В 11.16 погибавший атомоход все-таки всплыл на поверхность Норвежского моря. Аварийно был заглушен реактор. Корабль замер со все возрастающим креном на правый борт. В 11.37 сигнал бедствия отправлен в штаб Северного флота. Из Североморска к «Комсомольцу» были экстренно направлены самолеты и гражданские суда, находившиеся в этом районе.
Но ситуация на подводной лодке продолжала быстро ухудшаться. В 16.40 капитан 1 ранга Ванин приказал готовиться к эвакуации экипажа и всем выходить на верхнюю палубу. В 17.08 К-278 ушла на дно. Уцелевшие члены ее экипажа оказались в ледяной воде.
В 18.20 к месту аварии прибыла плавбаза «Алексей Хлобыстов» и приступила к спасению ее державшихся на поверхности подводников. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 моряков, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 подводников и 16 тел погибших. А всего в тот день от воды и пожара погибли 42 члена экипажа.
О том, почему сгинул «Комсомолец», специалистами сказано немало. К лодке, до сих пор лежащей на дне Норвежского моря на глубине около трех километров, не раз снаряжали экспедиции. Лучшие технические умы — не только России, но и других стран мира — ломали головы над тем, как её поднять. Но пока так и не придумали.
Из тех, кто участвовал в последнем походе, на сегодня здравствуют всего 25 человек. Двое — офицер Федотко и мичман Григорян — умерли в конце первого десятилетия 2000-х. По словам их товарищей, они так и не отошли от травм. В первую очередь — моральных.
─ Оба долго и тяжело болели, — вздыхает Роза Маркова, руководитель благотворительной организации «Общество памяти АПЛ «Комсомолец», мать погибшего в Норвежском море старшего лейтенанта Сергея Маркова. — Тяжело сейчас болен и вице-адмирал Чернов (он был в свое время председателем комиссии по опытной эксплуатации «К-278», а после гибели лодки руководил расследованием обстоятельств этого ЧП — авт.). Именно Евгений Дмитриевич Чернов создал наше общество. В настоящее время оно объединяет родственников не только членов экипажа «Комсомольца», но и других погибших экипажей подводных лодок.
«СП»: — Когда случилась трагедия с «Комсомольцем», правительство страны обещало, что «никогда не забудет моряков-героев», а их близких всячески будет поддерживать. Выполняется это обещание?
─ За 25 лет столько изменилось… Уже и страны той нет, которой служили наши мужья и сыновья. Что сказать? Нынешние российские законы не способствуют выполнению обещаний. Например, в администрации Петербурга нас на словах поддерживают. Но закон запрещает использовать для этого бюджетные средства. А как без средств организовать и провести тот же вечер памяти?
Не так давно мы написали письмо президенту Путину, рассказали о проблемах, внесли свои предложения. Результат? Из президентской администрации наше письмо переслали в Министерство обороны РФ. А оттуда сообщили, что им хватает забот о нынешней армии…
«СП»: — Позвольте личный вопрос, Роза Алексеевна. Ваш единственный сын Сергей погиб в Норвежском море, успев покинуть тонущую лодку, замерз в ледяной воде. Вы выясняли, почему это случилось?
─ Говорили, что со спасательными плотами были проблемы. Один из двух плотов раскрылся далеко от субмарины, а второй перевернулся. За него можно было только держаться, находясь по пояс в воде. А как держаться, когда руки-ноги коченеют уже через пять минут. Ещё я слышала о норвежском самолете, который якобы хотел помочь нашим мальчикам, да советское командование не позволило. Много было разных версий. Одно поняла: подвела несовершенная техника.
На некоторые вопросы по просьбе корреспондента «СП» пролил свет капитан 1 ранга в отставке Борис Коляда. На время похода он был прикомандирован на лодку старшим на борту.
─ Самолету норвежских ВВС «Орион», который первым оказался на месте гибели «Комсомольца», никто не запрещал помогать нам, барахтавшимся в холодном море, — рассказывает Борис Григорьевич. — Правда, никто и не просил об этом. А сами норвежцы инициативы не проявили. В какой-то момент «Орион» стал даже мешать появившемуся вскоре нашему самолету, пытавшемуся сбросить спасательные плоты.
С теми двумя плотами, что у нас были, к сожалению, возникли проблемы. Один раскрылся вверх дном из-за того, что на него ещё на лодке положили тела двух погибших моряков. Надо было очень быстро освободить плот, а тела-то тяжелые…
Второй плот улетел от корабля больше чем на сто метров. Не догнать по холодным волнам. В общем, если коротко: корабль погубила цепь трагических случайностей.
«СП»: — Командир «Комсомольца» Ванин, отдав необходимые команды по спасению личного состава, зачем-то вновь спустился в тонущую уже субмарину…
─ Не зачем-то, а за своими боевыми товарищами. Командир всегда последним покидает корабль. Ванин не мог поступить иначе. Мы вместе поднимались с ним по трапу. Думали — позади живых нет. В какой-то момент я обернулся — командир стремительно спускался вниз. Видимо, что-то услышал, понял, что в отсеках кто-то еще есть. Бросить их? Невозможно. Как потом оказалось, Ванин помог спастись из тонущего атомохода мичману Слюсаренко.
«СП»: =- Как сложилась ваша жизнь после «Комсомольца», Борис Григорьевич? Наверное, ушли вскоре со службы, тяжело ведь, пережив такое.
─ Нет, не ушел, служил до 1998 года. Ходил в дальние походы, правда — на надводных кораблях. Вырастил смену — сын Григорий стал кадровым флотским офицером, служит в Калининграде.
Одним из тех, кто после гибели «Комсомольца» в составе госкомиссии разбирался в обстоятельствах трагедии, был капитан 2 ранга Александр Покровский, ныне известный писатель-маринист.
«СП»: — Александр Михайлович, как вы стали членом комиссии по расследованию ЧП с «Комсомольцем»?
─ Я в комиссии работал. Но не был её членом. И акт подписывал не я. Задача же была одна: выяснить причины пожара в кормовом отсеке лодки. Мы выяснили: неисправный дозатор кислорода.
«СП»: — Боже мой, из-за такой мелочи — 42 потерянные человеческие жизни.
─ На флоте, на кораблях, тем более подводных, мелочей не бывает. Важно всё. Так вот о дозиметре. Из-за его неисправности, кислород поступал в кормовой отсек в неконтролируемых количествах. Его процентное содержание могло достигать минимум 37% и более. Это показали расчеты. Расчеты были грубые, поскольку конкретное время выхода дозатора из строя установить не удалось. При такой концентрации возможно самовозгорание ветоши, одежды, паров масла Вот и возгорелось… Выгорело два кормовых отсека. Лодка потеряла продольную остойчивость и затонула.
«СП»: — Не помню, чтобы выводы комиссии публиковались открыто. Или пропустила?
─ Насколько я знаю, причины самого возгорания установить так и не удалось. Все указывало на конструктивные недостатки. А также на человеческий фактор. Очень много было наложений двух этих составляющих.
Например, на уникальную лодку, каковой являлся «Комсомолец», с количеством членов экипажа менее 70 человек поставили стандартную кислородную установку К-4 (четыре кубометра кислорода в час). Хотя достаточно было разработать и установку на два кубометра — это небольшие деньги. Как результат, К-4 работала на пониженных параметрах. А в случае неисправности дозатора в открытом положении способна была закислородить отсек очень быстро. Это о конструктивных недостатках.
А пресловутый человеческий фактор проявился в неумелых действиях экипажа в борьбе за живучесть. Выразилось это, прежде всего, в том, что баллоны воздуха высокого давления (ВВД) над горящим отсеком не надо бы ставить за борт. Это привело к тому, что воздух продолжал поступать в отсек и при закрытом клапане ВВД — там от высокой температуры выгорела паронитовая прокладка, герметизирующая клапан в закрытом положении.
Выводы комиссии можно найти в книге главного конструктора проекта Романова — там изложена официальная версия. Но в выводах конструктивным недостаткам места почти не нашлось. Главный упор автором сделан на слабую подготовленность экипажа. С чем можно согласиться, но лишь отчасти. Некоторые конструктивные недостатки я привел, и они определяющие.
«СП»: — В тот поход на «Комсомольце» ушел, известно, второй экипаж. Традиционно его подготовка считает хуже, чем у первого. Видимо, это тоже сказалось. Мне ваши коллеги-офицеры рассказывали как-то, что проблема со спасательными плотами возникла именно из-за профессиональной неподготовленности участников похода к возможному ЧП.
─ Да, экипаж стал выносить спасательные плоты из лодки, хотя для их автоматической отдачи надо было всего лишь произвести несложные манипуляции внутри корабля. Кроме того, большая часть людей погибла от переохлаждения в воде, поскольку в море они падали в том, в чем были. Но когда валишься за борт, ты хоть подготовься к этому! Надень спасательный гидрокомбинезон подводника (СГП). В нем руки расставил — и плавай на волне сколько хочешь. Половину экипажа мы от переохлаждения потеряли.
«СП»: — Герой Советского Союза вице-адмирал Евгений Чернов в начале 1990-х говорил мне, что и его обвиняли в гибели лодки. Он ведь возглавлял комиссию по её приемке в 1983-м. Очень переживал из-за этого. Что скажете по этому поводу? Из Чернова, похоже, хотели сделать «стрелочника»?
─ Стрелочников у нас всегда ищут. Только не среди конструкторов. Чернов не первый и не последний в этом отношении из моряков.
«СП»: — На ваш взгляд, всё ли было сделано для спасения тех моряков «Комсомольца», кто оказался в ледяной воде Норвежского моря? Первая помощь — отечественная рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлыстов», подоспела к месту только через сорок минут.
─ Для спасения экипажа сделали все, что могли: направили туда все надводные корабли и суда, оказавшиеся поблизости.
«СП»: — Американцы тогда «оторвались», не то чтобы радуясь гибели субмарины и людей, но злорадствуя в адрес СССР. Но и у них ведь случались происшествия на морях-океанах. Если сравнить, как вело себя в таких случаях руководство их флота, насколько защищены семьи их и наших моряков?
─ Американцы очень хорошо защищены. Застрахованы и людьми там никто не рискует. У нас все аварии от того, что такое отношение к людям. Я бы сказал — пренебрежительное.
«СП»: — У вас, когда сами плавали на подводных лодках, случались серьезные происшествия?
─ Такого рода ЧП как на «Комсомольце», конечно, не было. По мелочи: два-три мелких пожара за автономку. Это практически норма на нашем флоте. Пару раз проваливались на глубину, но командир спас — вовремя давал команду на всплытие. Все зависит от командира, экипажа, выучки, слаженности работы. «Сплаванности» экипажа. Это всё тренируется.
С 1995 года, согласно Приказу Главнокомандующего ВМФ РФ, 7 апреля в России отмечается как День памяти погибших подводников — в память о трагедии в Норвежском море.
Основные тактико-технические данные АПЛ «Комсомолец»
водоизмещение надводное — 7800 тонн;
водоизмещение подводное — 9700 тонн;
скорость подводная — 26 узлов (по другим данным 36−38 узлов);
глубина погружения — до 1000 метров;
экипаж — 65 человек.
Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.
У водителя даже домашние тапочки могут стать причиной смертельного ДТП
Запад уверен, что может одним щелчком возвести вокруг РФ валютный «железный занавес». И это правда!
Россия не смогла пересчитать себя, хотя деньги выделяли, и немало
Триумф и трагедия АПЛ Комсомолец
В августе 1966 г. в СССР было выдано тактико-техническое задание на разработку опытной глубоководной подводной лодки с предельной глубиной погружения, в 2,5 раза превышающей соответствующий показатель других атомных торпедных подводных лодок.
Процесс проектирования глубоководной лодки затянулся до декабря 1974 года, когда был утвержден технический проект глубоководного атомохода проекта 685. Опыт, полученный при создании этой ПЛ, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки.
К этому времени судостроительная промышленность СССР уже имела успешный опыт постройки титановых подводных лодок, поэтому прочный корпус глубоководной подводной лодки решили строить из титанового сплава 48-Т с пределом текучести около 720 МПа. Лёгкий корпус также выполнялся из титановых сплавов
Для опытного определения работоспособности титанового сплава в условиях высоких напряжений корпусных конструкций на больших глубинах погружения был проведен широкий комплекс исследований и экспериментов.
На судостроительном предприятии СМП были построены три специальных док-камеры, длиной 20,27, и 55 метров, в которых осуществлялась экспериментальная проверка статической, циклической и динамической прочности конструкций натурных отсеков глубоководной ПЛ.
АПЛ 685-го проекта была официально заложена в Северодвинске 22 апреля 1978 г. К этому времени, главным конструктором проекта стал Ю. Кормилицын. Строительство подводной лодки, получившей номер К-278, осуществлялось блоками, каждый из которых был испытан давлением в самой большой из экспериментальных док-камер.
Как пишет бывший начальник Технического управления Северного флота контр-адмирал-инженер Николай Мормуль: «Об этом корабле, единственном в серии, складывались потом мифы. Уникальный титановый корабль сравнивался с орбитальной космической станцией. Его основное назначение состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем.
В средней части прочный корпус имел форму цилиндра диаметром 8 метров, в носовой и кормовой оконечностях цилиндр сопрягался с усечёнными конусами, заканчивающимися сферическими переборками.
.
Лёгкий корпус состоял из десяти, не имеющих кингстонов, цистерн главного балласта, носовой и кормовой оконечностей, проницаемых надстроек и ограждения выдвижных устройств.
Тщательно отработанные внешние обводы лёгкого корпуса, а также щитовые закрытия шпигатов, ниш торпедных аппаратов и вырезов горизонтальных рулей снижали гидродинамическое сопротивление.
.
Снаружи лёгкий корпус был облицован резиновым покрытием, повышающим скрытность корабля.
Прочный корпус лодки делился на семь отсеков:
1-й — торпедный. На верхней палубе размещались торпедные аппараты, стеллажи с боезапасом на 16 единиц (торпеды, ракето-торпеды, подводные ракеты), а на нижней палубе — мощная аккумуляторная батарея;
2-й — жилой. На верхней палубе были расположены кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения, на нижней палубе — каюты личного состава. В трюме находилась: электролизная установка, а, также, провизионная кладовая и емкости с пресной водой;
3-й — центральный пост. На верхней палубе были расположены пульты управления главного поста и вычислительный комплекс. На нижней палубе был установлен аварийный дизель-генератор;
Во 2-м и 3-м отсеках, где располагались центральный пост и жилые помещения, была сформирована т. н. «зона спасения», ограниченная поперечными переборками, способными выдержать давление до 40 атм.
4-й — реакторный отсек. В нем располагалась паропроизводящая установка с одним ядерным реактором ОК-650Б-3 (190 мВт) и оборудованием ППУ;
5-й — отсек вспомогательных механизмов;
6-й — турбинный отсек. В нем располагался главный турбозубчатый агрегат (43000 л. с.), с двумя автономными генераторами на 2000кВА и два главных конденсатора;
7-й — кормовой. По нему проходила линия главного вала, и размещались приводы рулей.
Во всех семи отсеках АПЛ были установлены системы воздушно-пенного и объемного химического пожаротушения.
Для сведения к минимуму числа отверстий в прочном корпусе проектанты отказались от прочной рубки, заменив её всплывающей камерой, способной вместить весь экипаж и обеспечивающей его спасение с глубин до 1500 м.
Камера, оснащенная автономной системой энергоснабжения, располагалась в ограждении выдвижных устройств и при нахождении корабля в надводном положении использовалась для выхода из помещений прочного корпуса на палубу надстройки.
Для экстренного всплытия с больших глубин, при поступлении внутрь лодки забортной воды, установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов.
Для предотвращения аварийного поступления забортной воды внутрь прочного корпуса, и минимизации числа забортных отверстий, была применена двухконтурная система теплообменных аппаратов ГЭУ и бортового оборудования.
В первом контуре охлаждения циркулировала пресная вода с отводом тепла в два забортных охладителя.
Резервный движительный комплекс АПЛ, представляющий собой два гребных винта с электродвигателями мощностью по 300 кВт, заключенными в водонепроницаемые капсулы. Он был размещен на концах горизонтального оперения. Скорость под резервными движителями в надводном положении достигала 5 узлов.
Основным информационным средством лодки являлся автоматизированный гидроакустический комплекс «Скат». Его антенные посты и приборное оборудование располагались в носовой оконечности легкого корпуса в прочной капсуле.
Корабль имел автоматический навигационный комплекс «Медведица-685», обзорную РЛС «Бухта», навигационную РЛС «Чибис».
Комплекс связи «Молния-Л» включал в себя станцию космической связи «Синтез», а также KB- и УКВ станции «Анис» и «Кора».
В результате использования титановых сплавов и реализации ряда рациональных конструкционных решений масса корпуса АПЛ пр. 685 составила 39% от нормального водоизмещения корабля, что не превышало соответствующий показатель других атомных подводных лодок, имеющих значительно меньшую глубину погружения.
30 мая 1983 года АПЛ К-278 была выведена из цеха, и 3 июня спущена на воду. С июля по август на подлодке проводились швартовые испытания. В августе был торжественно поднят Военно-морской флаг, и ПЛ приступила к ходовым испытаниям.
28 декабря 1983 года был подписан приёмный акт, и К-278 официально вступила в строй. 18 января 1984 года подводная лодка включена в состав 6-й дивизии 1 флотилии Краснознаменного Северного флота.
Несмотря на подписанный в конце года приёмный акт на корабле оставалось ещё много недоделок и подводная лодка по согласованию с ВМФ и МСП оставлена на год на СМП для ликвидации недоработок.
Наконец, 14 декабря 1984 года К-278 прибыла в Западную Лицу, место постоянного базирования 6-й дивизии АПЛ.
После прибытия в 6-ю дивизию АПЛ находилась в опытной эксплуатации и служила базой для экспериментов в области глубоких погружений.
В камеру был загружен балласт по весу соответствующий весу спасаемого экипажа и соответствующим образом размещенный по ярусам.
После тщательной дифферентовки, подводная лодка в акватории залива Лопаткина ушла на заданную глубину. В назначенной точке находящаяся во всплывающей камере испытательная партия отделила камеру от корабля.
Камера успешно всплыла. Находившиеся в ней подводники, выполнив проверку работы устройств камеры, вышли из нее и были сняты подошедшим катером.
Камера была отбуксирована к плавучему крану, поднята за штатные устройства из воды и установлена на свое место на корабле и закреплена штатными, теперь уже проверенными устройствами.
Перед погружением были тщательно проверены все системы, имеющие забортное отверстия, понимали, с такой глубины можно и не всплыть.
Уходили на глубину постепенно, через каждые сто метров задерживаясь для осмотра отсеков. Погружение на километр заняло несколько томительных часов. Программа испытаний была обширной. Так её описывает адмирал Мормуль:
«На 700-метровой рабочей глубине вывели реактор на 100-процентную мощность. Наконец боцман, управлявший горизонтальными рулями, доложил:
И они ушли на глубину 1027 метров, туда, где еще никогда не вращались гребные винты подводных лодок
При всплытии на глубине 800 метров объявили торпедную стрельбу. Торпеда вышла нормально.
— Штурман, что у тебя с перископом? Поднять зенитный!
От участвующих в походе офицеров, я слышал детали уникального испытания, когда АПЛ К-278 установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения подводных лодок — 1027 метров.
На прочный корпус ПЛ на глубине 1000 метров суммарное забортное давление составляло примерно 2438000 тонн.
В районе центрального поста девятиметровый диаметр прочного корпуса на этой глубине уменьшался на 29 мм.
Длина прочного корпуса в пределах 7 отсека от главного упорного подшипника до дейдвудного сальника главной линии вала уменьшилась на 69 мм
В ходе глубоководных испытаний было выявлено несколько замечаний.
Большинство было связано с уменьшением диаметра прочного корпуса из-за сжатия его огромным забортным давлением.
Уменьшение диаметра прочного корпуса во всех отсеках, вызывало упругую деформацию конструкций внутреннего набора. На палубах и переборках было срезано несколько титановых болтов диаметром до 15 мм.
Как правило, 15-миллиметровый болт ломается со звуком, подобным орудийному выстрелу, при этом болт летит со свистом в произвольном направлении. Иногда болты отваливались залпом.
Покрытая линолеумом стальная палуба вспучивалась, дугой выгибались койки в каютах, заклинило дверь в каюту доктора, совмещенную с его боевым постом.
Наблюдались неполадки с дейдвудным сальником и нижней крышкой входного люка. На глубине 900 метров не закрылся отливной клапан трюмных помп № 3 и 4.
В III отсеке пришлось отсоединить вертикальную штангу подъемно-мачтового устройства, прошедшую нижний ограничитель и упершуюся в фундамент. Сорвался со сварки кожух ограждения тросов перископа.
Эти недостатки, однако, не помешали погружению лодки на предельную глубину и проведению испытаний.
Корабль прекрасно управлялся по курсу и глубине. Все его механизмы, оборудование, радиоэлектронные средства, были проверены в действии и работали безотказно.
Рассказывает полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины»:
«Вернувшийся с глубоководных испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам.
Но награду, орден Красной Звезды, и то с большим опозданием, на первом экипаже получил только один командир капитан 1-го ранга Зеленский. Но это было на степень ниже того, на что представляли.
К этому времени в СССР уже шла «Перестройка», открывшая стране «Гласность», и, в многочисленных статьях, опубликованных в ряде газет и журналов, началось бурное обсуждение причин гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец
Представителями Военно-морского флота высказаны различные предположения о причинах трагедии. Смысл их сводился к множеству технических несовершенств в различных системах подводной лодки. Их наличие полностью относилось на счет недоработок конструкторов, судостроителей, а также недопустимого либерализма при приемке корабля. И делался главный вывод: «Несмотря на самоотверженные и технически грамотные действия личного состава, спасти подводную лодку было невозможно».
Иного мнения придерживаются представителями ВПК, имеющими отношение к проектированию и постройки АПЛ К-278. Смысл их сводится к тому, что основная причина гибели АПЛ К-278 состоит в недостатках организации специальной подготовки и подготовке по борьбе за живучесть второго экипажа подводной лодки. Прежде всего, игнорирование требований руководящих документов по БП и недопустимое снижение требовательности командования соединений к подготовленности экипажа, в условиях, когда выход в море завизирован вышестоящим командованием.
Как обычно бывает, истина лежит между этими крайними мнениями заинтересованных лиц, а установить её можно, только скрупулезно исследуя факты, установленной правительственной комиссией по результатам изучения обстоятельств катастрофы. А они таковы:
На третью боевую службу АПЛ «Комсомолец» ушла со вторым экипажем, под командованием капитана 1 ранга Ванина.
В 1988 году экипаж прошел переподготовку в учебном центре и в сентябре был аттестован с неудовлетворительной оценкой по борьбе за живучесть корабля. Средний балл, полученный экипажем при сдаче задач по борьбе за живучесть, составил всего лишь 2,7 по пятибалльной шкале.
К началу похода экипаж состоял из 64 человек: 30 офицеров, 22 мичманов и 12 старшин и матросов срочной службы. При этом восемь офицеров были в звании лейтенантов, т е. служили на подводной лодке всего около года после окончания училища.
Экипаж лодку практически не держал, так как весь срок опытной эксплуатации и две предыдущие боевые службы корабль обслуживался первым экипажем.
Для лодки «Комсомолец» не было разработано «Руководство по боевому использованию технических средств» (РБИТС), хотя исходные данные для этой цели бюро-проектант выдало еще в 1983 году.
РБИТС входит в комплект обязательной документации по живучести подводной лодки, и при отсутствии этого документа, вышестоящее руководство не имело права принимать у экипажа зачет по борьбе за живучесть корабля, а подводную лодку, по окончанию опытной эксплуатации, выпускать в море.
В отсутствии РБИТС, экипаж капитана 1-го ранга Ванина не знал всего набора конкретных действий, применяемых в процессе борьбы за живучесть, а мог только, в отсутствие навыков, с той или иной степенью успешности, импровизировать.
Комиссией установлено, что АПЛ вышла на боевое дежурство с неисправными газоанализаторами на кислород в 5-м и 7-м отсеках. Функции прибора заключаются в осуществлении постоянного контроля процентного содержания кислорода в атмосфере отсека и управлении автоматическим включением и выключением раздатчика кислорода.
В 5-м и 7-м отсеках клапаны автоматической подачи кислорода были постоянно открыты, хотя такой режим подачи кислорода в отсеки не предусмотрен инструкцией по эксплуатации системы электрохимической регенерации воздуха.
Неисправность газоанализатора стала первой объективной предпосылкой к созданию пожароопасной обстановки в отсеке.
Второй предпосылкой стало размещение в 7-м отсеке, рядом с банками регенерации, запаса хлеба, консервированного спиртом, хотя проектной документацией его хранение здесь не предусмотрено.
…Перед боевым походом подводная лодка «Комсомолец» совершила контрольный выход. Как говорит начальник химслужбы капитан-лейтенант В.А.Грегулев, в результате того, что он «замешкался», содержание кислорода в атмосфере 7-го отсека поднялось до 30%. Лишь по чистой случайности, (заспиртованный хлеб ёщё не загрузили) в нем не возник пожар.
По свидетельству мичмана Геращенко, выжившего после катастрофы,
за 10 минут до 11 часов стал мигать свет. Это могло свидетельствовать о колебании напряжения в общекорабельной сети.
Есть предположение, что это были первые проявления начавшегося пожара, произошедшего не позднее 10 часов 55 минут, ещё до того, когда вахтенные отсеков начали докладывать об осмотре.
Колебания напряжения, объясняемые, неисправной работой АРН турбогенератора, могли вызвать искрение в станции управления электродвигателем системы гидравлики в 7-м отсеке. Искры, в условиях повышенного содержания кислорода, вызвали возгорание паров спирта, консервирующего хлеб.
При высоком содержании кислорода очаг возгорания мог возникнуть из-за любой, самой безобидной, причины (нагрев какого-либо оборудования, промасленная ветошь, статическое электричество). В таком случае зафиксированные мигания ламп освещения были вызваны повреждением электрооборудования в ходе пожара.
С этого места начинаются несоответствия в показаниях свидетелей выживших после аварии. Лейтенанты Дворов и а Федотко утверждают, что они лично слышали доклад вахтенного об осмотре 7-го отсека
Из показаний к 1р Коляда: …«Предположительно, матрос Бухникашвили доложил без одной минуты 11, что 7-й осмотрен, замечаний нет…. А буквально через 3 минуты, из 7-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога, пожар в 7-м отсеке…».
Вызывает сомнение, что был доклад об успешном осмотре отсека. Скорей всего вахтенный 7-го отсека, сразу после начала пожара, обнаружил возгорание и начал его тушить, используя систему ВПЛ. Около 11 часов, не имея доклада об осмотре 7-го отсека, командир дивизиона живучести связался с вахтенным отсека и получил сообщение о пожаре.
Хотя не исключено, что вахтенный обнаружил разгорающийся пожар после своего доклада, когда выгорели пары спирта, и пошел черный дым от горящего полиэтилена.
В центральном посту, узнав о пожаре, отдали команду вахтенному 7-го отсека о включении системы ЛОХ «на себя» и о переходе в 6-й отсек – эта команда зафиксирована в вахтенном журнале в 11 часов 3 минуты. Вахтенный 7-го отсека выполнить ее не смог и погиб в борьбе с огнем.
11 часов 6 минут. На пультах управления появились сигналы о высокой температуре в 7-м отсеке и о низком сопротивлении электрической изоляции сети. Была объявлена аварийная тревога, и отдан приказ о всплытии лодки на глубину 50 метров.
Личный состав начал занимать места по аварийной тревоге. Моряки 6-го и 7-го отсеков ждали своих командиров в 5-м отсеке, пока капитан-лейтенанты Дворов и Волков получали в центральном посту задание попытаться эвакуировать тело вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили.
Прибывший в центральный пост Заместитель командира 6-й дивизии капитан 1-го ранга Коляда посоветовал дать ЛОХ в 7-й отсек. Технический проект подводной лодки «Комсомолец» был разработан с противопожарной системой ЛОХ, имеющей дистанционное управление из центрального поста.
Однако совместным решением Министерства судостроительной промышленности СССР и Военно-морского флота в 1975 году, из-за якобы недостаточной надежности дистанционно управляемых электромагнитных клапанов, было предписано, на всех подводных лодках, перейти на ручное управление системой ЛОХ.
ЦП стал вызывать вахтенного энергетических отсеков мичмана Колотилина, чтобы дать ему указание о включении ЛОХ на 7-й отсек из 6-го. На связь Колотилин вышел в 11.10., но выполнить команду уже не смог и погиб в отсеке. Все объективные данные говорят о том, что фреон в 7-й отсек не подавался. Нет об этом и записей в вахтенном журнале.
11.12. При всплытии на рулях, на глубине 150 м сработала аварийная защита паротурбинной установки, лодка потеряла ход, и так как была тяжела, начала тонуть. По приказу командира ПЛ был дан воздух высокого давления в ЦГБ.
Но как показало дальнейшее развитие событий, подача ВВД в кормовую группу ЦГБ усугубило ситуацию. От пожара в 7-м отсеке лопнула труба ВВД, идущая через отсек к ЦГБ, и воздух с давлением 400атм стал поступать в 7-й отсек, активизируя бушующее пламя.
Температура в отсеке приблизилась к температуре мартеновской печи, когда горит то, что обычно гореть не может. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной турбины, расположенную в соседнем, 6 отсеке. Избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию.
Начался объёмный пожар в 6-м отсеке, погубивший мичмана Колотилина. По этой же причине капитан-лейтенанты Дворов и Волков не успели эвакуировать тело погибшего вахтенного 7-го отсека матроса Бухникашвили.
11.16. Лодка всплыла на поверхность при нулевом крене и дифференте. Сработала аварийная защита ЯР. Остановились турбогенераторы, энергообеспечение производилось от аккумуляторной батареи, имеющей ограниченную ёмкость.
11.17. Отдана команда на запуск аварийного дизель-генератора. Но из-за недостатков в специальной подготовке и отсутствия навыков обслуживания ДГ, его смогли ввести в действие лишь через два с половиной часа.
11.18. Так как горячие газы из 7-го отсека, через разорванный трубопровод, непрерывно продували цистерну главного балласта правого борта, возник крен на левый борт до 6 градусов.
Наряду с объёмным пожаром в 6 и 7 отсеках, из-за неумелой герметизации отсеков, (вот где сказалась отсутствие РБИТС!) загазованность охватила все отсеки кроме первого. Чуть позже, происходит возгорание пульта в ЦП и вспышка горючих газов в 5-м отсеке.
Некоторых моряков сильно обожгло, другие загорелись. Началась упорная борьба с огнём. В 5-й отсек была послана аварийная партия.
11.23.Крен на левый борт достиг 8 градусов. Не разобравшись в причине, командир дает команду на выравнивание крена, подачей воздуха высокого давления в ЦГБ левого борта. Новая порция сжатого воздуха поступает в 7-й отсек и усиливает пожар.
. К этому моменту личный состав включён в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — в результате отравления, люди начинает выходить из строя.
Подается команда переключиться в индивидуальные дыхательные аппараты (ИДА), однако в экипаже уже появились жертвы.
11.37. В первый раз передан сигнал об аварии. К этому времени начали проседать антенны связи, так как давление в системе гидравлики было уже потеряно. Это могло явиться причиной того, что сигнал об аварии не был расшифрован полностью с первого раза. Только в 12 часов 19 минут, после передачи сигнала об аварии в восьмой раз, он был расшифрован.
12:50. Через полтора часа борьбы с огнём в 5 отсеке моряки сумели выбраться из 5-го отсека. Организуется работа аварийных партий по выносу пострадавших из загазованных отсеков.
13:50. Запущен корабельный дизель-генератор, постепенно восстановлена работа основных систем, не повреждённых пожаром
14:20 Командир ИЛ-38 установил связь с командиром подводной лодки. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись. Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу, навести на лодку корабль и уже начал работать.
14:40. Наконец, экипаж самолёта ИЛ-38 увидел К-278. Она стояла без движения с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из всплывающей камеры тянулся хвост светлого дыма.
На лодке в это время продолжались попытки устранить крен подачей воздуха в ЦГБ левого борта. Но воздух уходит через поврежденный трубопровод, создавая давление в аварийном отсеке, и вспенивает воду по правому борту в районе аварийных отсеков. В попытках борьбы за живучесть закончились запасы хладагента ЛОХ и воздуха высокого давления, кроме ВВД командирской группы.
Командир АПЛ постоянно держит связь через самолет с берегом.
В течение почти 8 часов после всплытия АПЛ находилась в надводном положении, на расстоянии порядка 900 км от советского берега.
К 15:00. пожар прекратился, так как: в 7-м и 6-м отсеках сгорело все, что могло гореть. Температура в 7-м отсеке падала, давление снижалось, и в некоторый момент стало равно давлению забортной воды. После этого вода начала проникать в отсек через трещины в прогоревшем при температуре более 1000 град. прочном корпусе лодки, и корма стала медленно погружаться в море. Дифферент достиг 2-х градусов
16:30. Дифферент на корму составляет 2,5-3 градуса. Лодка постепенно теряет плавучесть
С командного пункта Северного флота было приказано: «Командованию «Комсомольца» использовать командирскую группу ВВД для продувания кормовой группы балластных цистерн. Докладывать изменение крена и дифферента».
Однако личный состав не смог использовать этот запас воздуха высокого давления из-за того, что не знал, как это сделать. Не помогла и схема системы воздуха высокого давления, по которой пытались разобраться.
Как пишет заместитель главного конструктора АПЛ К-278: «Наиболее простой способ – подача воздуха в аварийные отсеки по магистралям ВСД или ВВД-200 непосредственно от перемычки ВВД № 2. Он позволил бы легко регулировать количество подаваемого воздуха и поддерживать оптимальное давление в аварийных отсеках. Для реализации этого способа достаточно было открыть один клапан в 3-м отсеке».
В 16 часов 30 минут величина продольной остойчивости достигла столь малых значений, что трагический исход событий можно было увидеть по нарастанию дифферента даже «невооруженным глазом» неспециалиста, а посадка подводной лодки внушала тревогу, без единого проблеска надежды.
В 16-40 нарастающий дифферент (корма уже скрылась под водой) заставил, наконец, начать подготовку к эвакуации людей. До гибели лодки оставалось 28 минут. Времени достаточно, чтобы всем занять места во всплывающей камере, или, хотя бы, надеть теплоё белье и гидрокомбинезоны.
Но, по какой-то причине, такой команды отдано не было. Зато матросы упаковывали в непромокаемые мешки и поднимали наверх секретную документацию, аппаратуру, вещи.
Когда начали приготовление надувных плотов, то оказалось, что никто в экипаже не знает, как это делать. Более того, даже человек не знающий, но действующий по инструкции, спустит на воду плот за одну минуту. Но на ПЛ не оказалось ни инструкции, ни знающего человека.
Личный состав, не обученный правилам пользования надувным плотом, вместо того, чтобы сбрасывать его на воду в контейнере, а затем уже приводить в действие систему наполнения газом, распорол шнуровку и извлек плот из упаковки. Этим была нарушена укладка плота, и он наполнился газом в перевернутом виде, что и послужило причиной гибели многих людей.
Последнее радиодонесение подводной лодки: «Дифферент резко нарастает. Весь личный состав находится наверху».
В 17-08 АПЛ К-278 приняла вертикальное положение и устремилась в морскую бездну. Внутри лодки оставалось к тому моменту 6 живых человек, включая капитана 3-го ранга А.М. Испенкова, который до последней минуты не отходил от поста у дизель-генератора и погиб на боевом посту.
Пять человек, включая капитана подводной лодки Е.А. Ванина, оказались во всплывающей камере. Её не затопило только потому, что кто-то из моряков, захлопнул ногой верхний рубочный люк, когда морская вода уже начла переливаться в камеру. Люк встал на защелку.
Трагические ощущения провала на глубину вместе с погибшей подводной лодкой можно прочитать в статье выжившего мичмана Виктора Слюсаренко. Приведу фрагмент из его рассказа, когда после взрыва аккумуляторной батареи ПЛ К- 278, спасательную камеру оторвало от лодки, и она стала всплывать:
Черников успел высунуться по пояс с нижнего яруса на верхний, как стрелка глубиномера достигла цифры «0» и раздался хлопок. Вижу лишь мелькнувшие ноги моего товарища.
Произошло же вот что. Верхний люк в экстремальной ситуации был закрыт всего лишь на защёлку. А в камере в процессе погружения лодки нарастало давление т.к. нижний рубочный люк камеры удалось закрыть не сразу.
Когда давление на верхний люк упало до атмосферного, внутреннее давление сорвало его с защёлки, и Черникова выбросило через люк в воздух. Он подлетел над морской гладью примерно на 20-30 метров и затем упал с этой немалой высоты на воду, прямо на дыхательный мешок.
Выбраться из всплывающей рубки, до того, как её залило волной, и она утонула, смог только мичман Слюсаренко.
Вместе с командиром ПЛ Ваниным оказались похороненными в спасательной рубке командир дивизиона живучести капитан 3 ранга Юдин и мичман Краснобаев.
На небольшой надувной плот пытались взобраться 59 человека, хотя он был рассчитан только на 20. Многие держались за края, находясь в воде. Хотя состояние духа моряков было достаточно высоким, слышались даже шутки и пытались петь экипажную песню Варяг, но большинству моряков, оказавшихся в воде с температурой 2 градуса не удалось выжить. Первыми умирали моряки, обожженные при тушении пожара, и пытавшиеся согреться глотком спирта
В 18:20, через час с четвертью после гибели подводной лодки, к месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей. Смогли найти и поднять на борт «Алексея Хлобыстова» 30 оставшихся в живых и 16 погибших моряков. 18 человек утонуло, не дождавшись спасения. Трое, поднятые живыми, умерли на борту «Алексея Хлобыстова»
В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. 12 мая 1989 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца»— живых и мёртвых — орденом Красного Знамени.
АПЛ «Комсомолец», лежит на грунте в Норвежском море, на глубине 1885 метров. С 1889 по 1998 год было произведено 7 экспедиций, с использованием глубоководных аппаратов «Мир, в ходе которых герметизировались торпедные аппараты, загруженные торпедами с ядерным боезапасом, с целью обеспечения радиационной безопасности и установлена измерительная и записывающая аппаратура.
В ходе последней экспедиции было установлено, что аппаратура несанкционированно срезана с кронштейнов неустановленными глубоководными аппаратами или телеуправляемыми роботами.
Вопрос о судоподъёме АПЛ К-278 остается открытым.
На заставке: Фото с самолёта. АПЛ К-278 после аварийного всплытия