Что случилось с пегас туристик
Задержанные доставлены в изолятор временного содержания, уточнил собеседник. По данным источника «Известий», речь идет о Имране Назарове, Магомеде Евлоеве и Шато Ботерашвили — они находятся в изоляторе в подмосковном Красногорске. Их личности подтвердил в том числе источник РБК. Telegram-канал 112 сообщает, что суд изберет им меру пресечения я пятницу, 31 января.
Генеральный директор Pegas Touristik Анна Подгорная заявила РБК, что читала о случившемся в новостях, но отказалась от комментариев. Акпынар также является председателем совета директоров авиакомпании Nordwind Airlines.
Pegas Touristik — один из старейших российских туроператоров, который отправляет туристов на отдых в Турцию, самое популярное у россиян направление отдыха. Компания входит в десятку крупнейших туроператоров на рынке турецкого курорта Антальи, самом популярном направлении отдыха у россиян. В 2019 году Pegas Touristik был шестым на этом рынке с долей 7,3% (у лидера TUI — 14%, а у находящегося на втором месте Anex Tour — 11,2%), сообщало турецкое издание Turizm Guncel со ссылкой на отчет о туристическом рынке Антальи в 2019 году.
По данным Baza, 36-летний Магомед Евлоев, один из задержанных, является уроженцем Ингушетии. При задержании во Внуково он пытался скрыться, но был пойман. В июле прошлого года, как сообщает канал, Евлоев со своими сообщниками уже вымогал деньги у владельца Pegas Touristik на встрече в ресторане Shore House в Красногорске.
Источник портала TourDom.ru уточняет, что задержанный Имран Назаров — бывший коммерческий директор авиакомпании Nordwind. По данным издания, он занимал этот пост до января 2019 года, а к туроператору Pegas «никакого отношения не имеет».
Участники туристического рынка заявили РБК о дружеских отношениях Акпынара с Назаровым. «Имран был его [Рамазана Акпынара] другом, партнером и авантюристом», — сказал один из собеседников. По словам источников РБК, Назаров также работал в Pegas Touristik, что «подтверждают сообщения отраслевой прессы». Так, в 2009 году гендиректор Pegas Touristik Анна Подгорная говорила отраслевому TourDom.ru, что компания рассматривает вопрос о заключении трудового договора с Назаровым, а в 2015 году Ассоциации туроператоров России упоминала Назарова в качестве вице-президента компании.
По данным СПАРК, Имран Назаров был в 2016 и 2017 годах гендиректором двух компаний, владельцем которых является Рамазан Акпынар, — ООО «Пегас Флай» и ООО «Пегас Флай А.М.С.».
«Жизнь продолжается»: туроператор «Пегас» сообщил о последствиях пожара
Центральный офис переехал в Химки
Здание по адресу Волоколамское шоссе, дом 5, в котором находился центральный офис туроператора «Пегас», полностью выгорело. Его представители поделились с TourDom.ru видео с места событий и рассказали о том, что работа компании восстановлена.
От офиса в 800 кв. м, располагавшегося в отдельно стоящем здании во дворе жилого дома, практически ничего не осталось. Он буквально превратился в руины: крыша обрушена, везде гарь и завалы. В некоторых помещениях не осталось даже стен. Представитель туроператора прислал в редакцию TourDom.ru видео, на котором видно, во что превратился кабинет владельца холдинга Рамазана Акпынара, комнаты, в которых работали сотрудники визового отдела и других подразделений. Где-то не до конца сгорели стулья, шкафы, телефоны и т. д. Но все это уже находится в нерабочем состоянии. На столе у Рамазана Акпынара символично лежит практически неповрежденный макет самолета.
По словам руководителя компании Анны Подгорной, причиной пожара стали ремонтные работы на крыше. «Никто не пострадал, я вывела всех. Ночью мы переехали в бизнес-центр “Химки Плаза” по адресу улица Ленинградская, дом 25, где располагается офис авиакомпании Nordwind. Организовывали там рабочие места. Конечно, сейчас до нас, возможно, тяжело дозвониться, но все наладится – это пока первый день на новом месте. Ведь вчера весь день не работали, больше стояли и плакали, а сегодня заявки идут, жизнь продолжается! Я прошу агентства отнестись с пониманием», – рассказала она.
Судя по обсуждению розничных партнеров туроператора в профессиональных чатах, у них действительно вчера возникали проблемы с подтверждением заявок, входом в личный кабинет, обратной связью. Но в целом турагенты отнеслись к форс-мажору с пониманием.
Прикрывшись «Пегасом»: «Сказали, что у меня 100-процентный депозит и тур перенесли на следующий год»
Еще до пандемии коронавируса более сотни челнинских туристов приобрели путевки на отдых в местном агентстве «Мировой тур+», но так и не могут ни вылететь на отдых, ни вернуть свои средства. Компания, работавшая под вывеской туроператора «Пегас туристик» в крупнейших торговых центрах автограда, во всем винит «полную стагнацию отрасли туризма на протяжении пяти месяцев». Эксперты тем временем считают, что ситуация имела признаки пирамиды, и советуют не покупать туры в мелких агентствах.
Пятно на репутацию «синего коня» нанесло туристическое агентство ООО «Мировой тур+», которое работало в двух ТЦ города в офисах под логотипом «Пегаса»
все случилось стремительно
В челнинских пабликах в соцсетях на днях стали появляться гневные сообщения в адрес федерального туроператора «Пегас туристик». Компанию буквально атаковали разъяренные жители автограда, хотя на самом деле она оказалась непричастна к их беде. Пятно на репутацию «синего коня» нанесло туристическое агентство ООО «Мировой тур+», которое работало в двух ТЦ города в офисах под логотипом «Пегаса». По нашим данным, за право функционировать под их брендом по франшизе челнинское ООО заплатило взнос 200 тыс. рублей.
По словам обманутых туристов, агентство, которое занималось продажей турпутевок, в начале недели уволило всех своих сотрудников и закрыло офисы. Кроме того, «Мировой тур+» в начале этой недели сообщил о намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом. Информация дошла до «Пегаса», который в одностороннем порядке срочно расторг соглашение с агентством. Оператор уже подготовил всю необходимую документацию, а дальнейшие заявки от «Мирового тура» забронировать уже не получится.
Согласно данным системы «Контур.Фокус», владеет агентством Марина Петрова, а ее директором является Алексей Разуваев. За 2019 год компания выручила 13,2 млн рублей, чистая прибыль составила 537 тыс. рублей. Любопытно, что за Петровой числится еще одно агентство — ООО «Камский центр туризма» (выручка — 8 млн, чистая прибыль — 221 тыс.). К слову, оно тесно сотрудничает с Менделеевском в плане развития туризма. Что касается Разуваева, то он был руководителем компании «Посуда-центр сервис», которая закрылась минувшей весной.
За 2019 год компания «Мировой тур» выручила 13,2 млн рублей, чистая прибыль составила 537 тыс. рублей Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Связаться с кем-то из руководства «Мирового тура» нашему изданию не удалось, по указанным в открытых источниках номерам телефонов нам никто не ответил. В офисах тоже никого не оказалось. Накануне корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в двух ТЦ города, где расположены отделы продаж турпутевок агентства «Мировой тур+». По словам продавцов соседних магазинов, персонал не был готов к увольнению, все случилось стремительно. Руководство дало всего 10 минут, чтобы менеджеры смогли забрать свои личные вещи. Внутри офиса, на столах, все еще лежат папки с договорами, стоит вся мебель и компьютеры. С полок выглядывают толстые папки, которые подписаны с января по август. На стеклянной двери висит объявление с текстом, что с 14 сентября компания не работает «вследствие пандемии коронавируса». По всем дальнейшим действиям, турам, депозитам и выдаче документов агентство будет лично связываться с клиентами по номерам телефонов, которые те указали в договорах.
«Данное тяжелое решение является для ООО „Мировой тур+“ вынужденной мерой, ставшей следствием полной стагнации отрасли рынка туризма на протяжении пяти месяцев „высокого сезона“, произошедшей из-за COVID-19, что беспрецедентно в мировой истории», — говорится в объявлении.
На деле же пострадавшие никакой обратной связи до сегодняшнего дня не получили. По их словам, им просто сказали, что агентство больше не работает, а за дальнейшими разъяснениями перенаправили к туроператорам. Те в свою очередь лишь разводят руками.
Руководство дало всего 10 минут, чтобы менеджеры смогли забрать свои личные вещи. Внутри офиса, на столах, все еще лежат папки с договорами, стоит вся мебель и компьютеры
«ХОЗЯЙКА АГЕНТСТВА ГОВОРИТ, ЧТО ДЕНЕГ У НЕЕ НЕТ, ИЗ ИМУЩЕСТВА — ТОЛЬКО СТАРАЯ «ДЕСЯТКА»
Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе государственного комитета РТ по туризму, жалоб по данному вопросу им не поступало. «При возникновении подобной ситуации туристу необходимо обратиться в головной офис туроператора указанного в договоре забронированного тура с запросом о поступлении денежных средств и бронировании тура турагентом. После официального письменного подтверждения туроператора информации о том, что денежные средства за тур, купленный в агентстве, туроператору не поступали, необходимо обратиться с заявлением в полицию», — объяснили нам в комитете.
Впрочем, пострадавшие так и поступили: «Конечно же, мы к ним обращались, — рассказала нам одна из туристов Ольга Еремина. — Вывеска у них висит „Пегас туристик“, а сами они называются „Мировой тур+“. Я даже смогла связаться с хозяйкой агентства Марией Петровой. Я с ней вообще работала на протяжении 7 лет. У нас были очень доверительные отношения. Никак не ожидала, что они мою заявку не проплатят, потому что я ее оплатила 100-процентно еще до начала пандемии. Мы должны были вылететь 1 мая, но границы уже закрыли. Мне сказали, что у меня 100-процентный депозит и тур перенесли на следующий год».
Услышав новости о «Мировом туре», Ольга забеспокоилась за свои средства и решила лично проверить состояние заявки у туроператора. Оказалось, что на счет поступило только 30% от стоимости тура. Через знакомых она нашла контакты Петровой и созвонилась с владелицей агентства: «Она говорит, что денег у нее нет, возвращать ей нечего. Я говорю: „Марина, я тебе все оплатила еще до пандемии. Почему ты мою заявку не закрыла?“ Она ответила, что оплатой занималась не она. Потом стала говорить, что у нее только старая „десятка“, другого имущества нет, по прописке она не живет и так далее. Выплатить нам деньги она никак не может».
Далее Еремина связалась напрямую с представителями «Пегаса» из Казани. Там ей объяснили, что Петрова просто купила франшизу и сделать это может любой предприниматель. Компания перенаправила ее на специалиста, которая сориентировала ее и других туристов, что делать дальше. В «Пегасе» ей сообщили, что большинство заявок от «Мирового тура» оплачено полностью, а те, кто стал жертвой данной ситуации, получат помощь.
«Но дело в том, что от „Пегаса“ нас всего-то 10 процентов. Остальные бронировали у „Анекс тур“, у Sunmar, как у меня или других. Мне лично сказали, чтобы я доплатила разницу, ту сумму, которой не хватает. „А с турагентством разбирайтесь сами“. То есть я дала деньги агентству, а они не дошли до туроператора. Некоторые операторы даже не хотят говорить, какой остаток у нас, сколько есть на счету, прикрываясь тем, что договор заключали не с нами и не знают, кто мы вообще такие. Отправляют нас в полицию, информацию не передают», — возмущается Еремина.
По ее словам, туристы не знают, что им делать дальше. Не зная номера заявки, невозможно узнать сумму на счету. У клиентов на руках имеются лишь договоры и чеки на оплату, но там заявка не прописана.
«Менеджеров нет, в «Сити молле» все закрыто. На связь сама Петрова не выходит, трубку не берет. Номер Разуваева вообще никто не дает. Менеджеры стали всем втихушку отписываться: «Нас закрывают»
ПОСТРАДАВШИЕ ГОТОВЯТ ОБРАЩЕНИЕ К НАФИКОВУ. УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПОКА НЕТ
«Я путевку оплатил 19 ноября 2019 года, хотел возврат сделать в феврале. Они обещали в течение двух недель, в итоге не вернули. Потом начали ссылаться на пандемию, — рассказал нам Рафаэль, который попросил не упоминать его фамилию. — Сказали: мы ничего сделать не можем, хоть в суд подавайте. Мы подали в суд на оператора „Туи“, а надо было — на Петрову».
Когда пришел отказ от суда, их семья решила забронировать новый тур на следующий год. Лишь спустя некоторое время выяснилось, что из 80 тыс., которые они оплатили, до оператора дошли лишь 20. «Менеджеров нет, в „Сити молле“ все закрыто. На связь сама Петрова не выходит, трубку не берет. Номер Разуваева вообще никто не дает. Менеджеры стали всем втихушку отписываться: „Нас закрывают“, — рассказывает наш собеседник. — Мой менеджер сказала, что утром они пришли на работу и их просто поставили перед фактом, дали 10 минут — забрать губную помаду. Неизвестно, куда деньги переведены. Туроператоры, кому они средства должны были перечислить, отвечают, что в основном 10–20 процентов оплачено. Хотя многие заплатили по 100 процентов».
«У всех ситуация разная: у кого-то 8 тысяч пропало, у кого-то — под 200 тысяч и больше, — говорит одна из обманутых туристов по имени Гульназ. — Мы сейчас создаем инициативную группу. Нас уже свыше 100 пострадавших. С нас была взята 100-процентная предоплата путевок, но на этом все. Мы подготовили заявления в органы, в частности в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции».
«Мне позвонила мой менеджер Ирина, которая пытается как-то нам помочь. Я брала путевку в Турцию в марте. Сейчас узнаю в „Анекс тур“, сколько денег они отправили — всю сумму или нет. Я с ними на связи. Пока еще не выяснила, — поделилась с нами своей историей Лилия. — В „Анекс тур“ меня отправили в отдел бронирования. Когда я пришла в турагентство, мне сказали: сейчас будем искать по цене то, что выходит подешевле. Я купила у них, но вопрос в том, какую сумму они отправили. У многих людей так, оплатили они 157, а у них 5 тысяч рублей на счету. Еще когда случился этот кризис, там был Разуваев, он сказал, что нам не нужно беспокоиться, что все будет хорошо. Так успокаивал, уверял, что у них там все стабильно. Что у них такой бардак творится, я, конечно, не знала. Через знакомых выяснили, что Петрова просто смеется над всей этой ситуацией, ей абсолютно плевать, она ничего не боится».
На этой неделе обманутые челнинские туристы начали объединяться. Так, например, в одном из мессенджеров был создан канал для общения, где они консультируют друг друга и делятся своей ситуацией. 15 сентября многие из них обратились с заявлениями в прокуратуру города. Но, по их словам, уголовного дела пока нет.
Сегодня туристы встретятся, чтобы подписать коллективное обращение к прокурору РТ Илдусу Нафикову, в котором попросят принять меры прокурорского реагирования по защите их прав и интересов, обязать руководство агентства вернуть им средства и привлечь к ответственности. По их подсчетам, общий размер ущерба составил около 11 млн рублей.
По словам гендиректора компании AVT Азамата Сабирова, вся эта история напоминает ему финансовую пирамиду: «Если они оплатили туры туроператорам, то, по идее, у туриста должна быть путевка. Если путевок у клиентов нет, то это уже уголовное дело, потому что получается, что им просто пообещали туры, взяли деньги и ушли. Остается заводить уголовное дело и надеяться, что у этих людей есть какая-то сумма и с них что-то можно взять. Думаю, те, кто так сделал, совершал все осознанно. И, видимо, сейчас с них ничего не стрясешь. Они обанкротятся, в суде будут говорить, что они отдадут деньги, но сейчас их нет, они все потеряли. Это классика».
Чтобы не попасть в такую ситуацию, он советует обращаться в крупные фирмы и не вестись на крупные скидки. У больших игроков туристического рынка есть свои международные договоренности, и просто так закрыться они не могут. «У нас активы есть, обязательства. Компания, которая имеет международную аккредитацию, не имеет права быть неприбыльной и получать прибыль меньше 30 процентов от прошлого периода. Убыточному агентству аккредитацию просто не дают. Все хотят сэкономить. Сейчас, когда произошел COVID-19, нужно работать с реально крупными компаниями. Надо смотреть, есть ли у агентства аккредитация IАТА. Если да, то ей доверять финансово можно. У них очень жесткий финансовый контроль. Как другие компании оценивать — это уже на свой страх и риск».
Сабиров отмечает, что туристам сложно квалифицированно оценивать компанию: «К нам приходят туристы, говорят: „Мы хотим путевку. А дайте нам скидку 10 процентов“. Мы такую скидку не даем. Они идут в какую-нибудь контору с двумя столами, берут со скидкой, тратят деньги, а потом им говорят: „Конторы нет“. Скупой платит дважды».
Что происходит в сотрудничестве «Пегаса» и «Слетать.ру»
Турагентства сообщают об обострении отношений оператора и крупного дистрибьютора
Представители розницы 8 октября пересылали друг другу сообщения туроператора «Пегас» о прекращении сотрудничества с крупным агрегатором туров и сетью турагентств «Слетать.ру», идеологом которых является Андрей Вершинин. «Уважаемые коллеги, информирую вас о том, что сотрудничество с Центром бронирования и агрегатором «Слетать.ру» прекращено, договор расторгнут», – указано в коротком уведомлении. Какого-либо обоснования этого решения не приводится.
Действия компании официально не пояснила и генеральный директор «Пегаса» Анна Подгорная. «Предпочитаю не обсуждать взаимоотношения двух хозяйствующих субъектов. В любом договоре (контракте) есть пункт о возможности расторжения в одностороннем порядке», – написала она в ответ на запрос TourDom.ru.
В «Слетать.ру», в свою очередь, продемонстрировали скриншот, из которого следует, что предложения «Пегаса» в поисковой системе по-прежнему представлены. «В поисковой системе для туристических агентств туры туроператора «Пегас Туристик» отображаются, сотрудничества с туроператором мы не приостанавливали», – сообщил Евгений Данилович, директор управляющей компании «Слетать.ру».
Ранее представители турагентств обратили внимание, что из выдачи агрегатора пропали предложения еще двух туроператоров, Sunmar и Coral Travel. «При этом в личном кабинете на сайте «Слетать.ру» туры этих компаний забронировать всё же можно. Что касается «Пегаса», то он отключил не только показ туров в списке предложений, но и возможность бронирования», – поделился наблюдениями одних из экспертов розницы.
Крупные туроператоры приостанавливают выгрузку своих туров в «Слетать.ру» не впервые. Например, пауза произошла в апреле прошлого года. Андрей Вершинин тогда назвал ситуацию технической: «Тут нет никакой идеологии, всё решаемо».
Учитывая, что изменения происходят повторно и сопровождаются рассылкой, представители сообщества считают, что ситуация требует публичных разъяснений. «Конечно, они нужны, ведь “Слетать.ру” входит в правление альянса. Кроме того, агентствам нужно понять, что произошло, чтобы не попадать в подобные ситуации», – сказала TourDom.ru исполнительный директор Альянса туристических агентств Наталья Осипова.
Два эксперта, к которым обратился TourDom.ru, объясняют напряженность отношений, возникших между несколькими туроператорами и «Слетать.ру», личными и рабочими разногласиями.
По одной из версий, туроператоры, имеющие бенефициаров в Турции, с лета 2021 года стали требовать от онлайн-турагентов и агрегаторов туров гарантий соблюдения протоколов безопасности, чтобы не подвергать риску свои ресурсы бронирования. В противном случае к крупным дистрибьюторам применяются штрафные санкции в размере не менее 10 млн руб. Якобы «Слетать.ру» не стал подписывать договор на этот счет. Руководство компании в отличие от других ведет независимую политику, которая и раздражает отдельных операторов. Кроме того, бизнес Андрея Вершинина усилил свои позиции, что также влияет на отношения с поставщиками, переводя их в соперничество.
Франчайзи Пегас Туристик объявил о банкротстве: директор арестован, деньги пропали
Подпишитесь на туристические новости:
Банкротство турфирмы, причём с большим скандалом, произошло в Набережных Челнах – компания «Мировой тур+», франчайзи одного из крупнейших туроператоров России «Пегас Туристик», инициировала самобанкротство. На данный момент в фирме введена процедура внешнего наблюдения. «Официальный» долг перед клиентами, указанный в заявлении, составляет 5.6 млн рублей. При этом ещё осенью турфирма стала героем скандала – о своём крахе она объявила, собрав с туристом полную стоимость туров, но так и не оплатив их туроператорам. Причем, как рассказали бывшие сотрудники, вовремя покинувшие фирму, финансовые махинации велись в компании давно и почти в открытую.
На данный момент проведена доследственная проверка, опрошены несколько потерпевших агентства и бухгалтер. Возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». Учредительница компания Марина Петрова сейчас находится под домашним арестом.
На данный момент арбитражный суд назначил временного управляющего. Судебное заседание по делу о банкроте назначено на март следующего года.
Также ранее сообщалось, что сотрудники турагентства обратились к адвокатам и подали заявления в полицию. По их данным, несмотря на то, что менеджеры продолжали выполнять свою работу, на протяжении трех месяцев им выплачивали только минимальный оклад, тогда как премии, которые менеджеры обычно должны получать с продажи туров, им так и не выплатили.