Что случилось с олимпиком

14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Помимо новых конструктивных особенностей «Гигантика», ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса «Гигантика» сделать гораздо больше, чем на «Олимпике» и «Титанике». Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в «Британник» и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты «Британника» стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и «Британник» отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года «Британник» в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.

Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь «Британника». Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением.

Но нос «Британника» стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Несостоявшаяся месть «Олимпика»

Я назвал «Олимпик» самым большим в мире (на тот момент) океанским пассажирскими лайнером, так как в отличии от более крупных немецких «Императора» и «Фатерлянда», он всю Первую Мировую войну продолжал работать на Трансатлантическом маршруте, тогда как немцы стояли на приколе в Нью-Йорке и Гамбурге.

20 сентября 1911 года у острова Уайт в «Олимпик» врезается британский броненосный крейсер «Хаук» (15 октября 1914 года его потопит немецкая субмарина U-9, та самая, что за три недели до того в Ла Манше в течении нескольких минут отправила на дно три броненосных крейсера).

Ладно. 24 февраля 1912 «Олимпик» теряет часть винта в Атлантике, на пути в Британи. Известно, что именно эта авария привела к задержке отправления «Титаника» в иннаугарционный рейс.

В ночь, когда погиб «Титаник», «Олимпик» шел из Нью-Йорка в Саутгемптон. Капитан корабля Герберт Хэдкок отдал приказ немедленно идти на спасение пассажиров, хоть и находился от гибнущего корабля в 580 милях и чтобы подойти к месту катастрофы ему нужно было более суток. Когда до места гибели «Титаника» оставалось 120 миль, на свзяь с Хэдкоком вышел капитан «Карпатии» Рострон и попросил не приближаться к его кораблю, чтобы спасенные пассажиры не впали в панику от созерцания полной копии корабля, с которого они только что спаслись.

Ну про мятеж части экипажа в том же апреле 1912 года после чего наконец было решено обеспечивать всех пассажиров спасательными шлюпками думаю, все знакомые с историей мореплавания знают.

9 октября 1914 года «Олимпик» одновременно чуть не предвосхитил судьбу «Британика» и с избытком повторил действия «Карпатии». В этот день он вмазался немецкое минное поле. А с другого конца в него же вошел британский линкор «Одейшиес». Зашел и напоролся на мину. Лодки «Олимпика» сняли ВЕСЬ экипаж с линкора, тот перевернулся и, погружаясь, взорвался. «Олимпик» благополучно покинул минное поле и доставил военных моряков в порт.

Лодки с «Олимпика» снимают экипаж «Одейшиса»

Через год, в Средиземноморье «Олимпик» спасет экипаж французского транспорта «Прованс», несмотря на то, что вокруг крутились австрийские субмарины. Пронесло и на этот раз.

Закончилась война. «Олимпик» был тотально модернизирован (котлы стали нефтяными, а вместимость спасательных шлюпок превысила 3000 человек. что намного превышало вместимость судны) плавал из Великобритании в Нью-Йорк и Южную Америку до 1935 года. «Кунард» выкупил «Уайт Лайн» и «Олимпик», наконец, стал чисто британским судном. За 16 лет послевоенной мирной службы корабль сумел потопить плавучий маяк, протаранить прямо в гавани Нью-Йорка французский пароход, еще одного француза немного спас. На его борту пропадали люди, умер один из его разработчиков и, до кучи, прямо над местом гибели «Титаника» «Олимпик» попал в подводное землетрясение.

Отель «Белый Лебедь»

А в 1935 его разрезали на металл, не забыв продать всю внутреннюю обстановку на аукционе. Если кого то во время путешествий занесет в британский городок Алнвик, что в Нортумберленде, то зайдите в тамошний отель «Белый лебедь», один из старейших (а может и старейший) непрерывно действующий отель в мире (ему свыше 300 лет). Большая часть тамошней обстановки с «Олимпика».

Источник

«Олимпик» — родственник «Титаника»

«Олимпик» — один из крупнейших пароходов, бороздивших, когда — либо просторы Атлантики. Его создатель – британская судостроительная компания «Харланд энд Вольф» работавшая по заказу «Уайт Стар Лайн». Это первый корабль из одноименной серии.

Всего насчитывается три судна подобного класса это «Олимпик», «Титаник» и «Британик». Самым знаменитым из братьев кораблей, как нетрудно догадаться является «Титаник», трагическая гибель которого потрясла весь мир в 1912 году. Его младший брат «Британник», изначально носивший имя «Гигантик», не смог избежать судьбы «Титаника», с той лишь разницей, что большого количества жертв на этом судне удалось избежать. Последний корабль серии «Олимпик» пошел ко дну в результате взрыва немецкой мины в ноябре 1916 года. И только старший брат «Олимпик», оправдывая надежды своих создателей, бороздил моря и океаны с 1911 по 1935 годы. Таким образом «Олимпик» остался в истории как единственный представитель этой серии кораблей, удержавшийся на плаву.

Предпосылки создания лайнеров класса «Олимпик»

В первой половине XIX века Англия была ведущей мировой державой, однако к концу века ситуация начала меняться не в лучшую для этой страны сторону. Молодые империалистические страны США и Германия пошли в наступление, стремительно оттесняя Англию с лидирующих позиций.

К 1908 году соотношение военно-морских сил Англии и Германии приблизилось к паритетному. Стремясь удержать пальму первенства, английское адмиралтейство прибегло к принципу «два новых английских корабля на один немецкий», что, впрочем, не дало желаемых результатов, и к началу Первой мировой войны Германия лишь немногим уступала Англии на море. Это противостояние стало одной из основных предпосылок появления кораблей класса «Олимпик». В 1907 году Дж. Брюс Исмей и его жена Флоренс были приглашены отобедать у лорда и леди Пиррие. Казалось бы, что в этом событии значительного? Но именно эта судьбоносная встреча положила начало истории кораблей типа «Олимпик».

Пиррие являлся председателем правления компании «Харланд энд Вольф», а Исмей занимал аналогичную должность в «Уайт Стар Лайн», они были давними деловыми партнерами. Оба были огорчены успехами океанских лайнеров британской компании «Кьюнард» уже получивших в народе прозвище «Океанских борзых». Исмей не хотел уступать ведущие позиции на рынке британского кораблестроения «Кьюнард», а Пиррие, чей бизнес во многом зависел от благополучия «Уайт Стар» его горячо поддерживал. К тому же им не давала покоя слава немецких кораблей. Итогом этой встречи стало принятие решения о постройке трех океанских лайнеров сравнимых по красоте и мощи, разве что с древнейшими богами древней Греции – титанами.

Названия кораблей были соответствующие — «Олимпик», «Титаник» и «Гигантик». Поскольку одновременное строительство сразу трех судов такого типа было не по силам даже такой внушительной компании как «Уайт Стар Лайн», было принято решение, для начала построить два судна близнеца – «Олимпик» и «Титаник», которые должны были утереть нос «Лузитании» и «Мавритании» компании «Кьюнард».

Появление же позднее третьего корабля – «Гигантика», должно было ознаменовать окончательную победу «Уайт Стар» над британскими и германскими конкурентами. Особенности судов класса «Олимпик» В то время было распространено мнение, что количество труб показывает величие и мощь корабля, а так как на «Лузитании» и «Мавритании» было по четыре трубы, то и задуманные им в противовес братья – близнецы «Олимпик и «Титаник», так же были спроектированы с четырьмя трубами. Хотя, на деле для вывода дыма достаточно было и трех труб, четвертая носила характер декорации и, по сути, служила вентиляцией.

Корабли серии «Олимпик» изначально позиционировались как непотопляемые. Безопасность лайнеров была основой рекламной компании «Уайт Стар», имеющей целью привлечение большого количества клиентов. Считалось, что шестнадцать водонепроницаемых отсеков и герметичные двери в переборках, которые при необходимости можно закрыть с мостика, при любых обстоятельствах удержат корабли на плаву.

Еще одной особенностью судов этого класса была роскошная обстановка для привилегированных клиентов. Изначально акцент собирались сделать на великолепной обеденной зале, занимающей место под тремя палубами, позднее, однако основной достопримечательностью судов этого типа стала главная лестница для первого класса.

Судьба «Олимпика»

Киль «Олимпика» был заложен 16 декабря 1908 года, он лишь на три месяца старше своего невезучего близнеца «Титаника». Длина корабельного корпуса составляла 268,8 метра, водоизмещение – 45 324 тонн. «Олимпик» был оснащен двигателями, вырабатывающими мощность – 50 000 л.с., скорость судна при этом достигала 23 узлов.

Корабль был торжественно спущен на воду в октябре 1910 года. Поскольку «Олимпик» являлся лицом рекламной компании «Уайт Стар», его корпус был выкрашен в белый цвет, в свое первое плаванье он, однако отправился в строгом «черном костюме», что было куда более практично.

14 июня 1911 года судно совершило свой первый рейс, который прошел благополучно.

Характеристики «Олимпика»

Длина, м269
Ширина, м28,19
Высота, м18,4
Осадка, м10,54
Мощность, л.с.50000
Скорость, уз21
Экипаж, чел860
Спущен на воду20 октября 1910
Выведен из состава15 октября 1935

20 сентября 1911 года произошло столкновение с крейсером «Хоук». Оба корабля как раз пересекали Атлантику, они двигались встречным курсом и когда поравнялись друг другом гигант «Олимпик» попросту притянул к себе малышку «Хоука» силой инерции. Суда столкнулись, к счастью никто не погиб.

После происшествия оба корабля были вынуждены отправиться в ремонтные доки. Повреждения «Олимпика» были незначительны, крейсер пострадал сильнее. Впоследствии это, казалось бы, несложное дело переросло в громкую судебную тяжбу, по результатам которой «Уайт Стар» признали виновной в происшествии и постановили возместить ущерб. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в результате столкновения с айсбергом погиб младший брат «Олимпика» — «Титаник». Это была беспрецедентная по тем временам катастрофа, получившая широкий общественный резонанс. Вместе с кораблем погибло 1513 человек — более половины пассажиров судна. Для «Уайт Стар» наступили непростые времена.

После трагедии «Титаника» на «Олимпике» был поднят бунт. Команда требовала оснастить корабль необходимым количеством спасательных шлюпок. Забастовка закончилась полным удовлетворением требований экипажа.

На «Олимпике» разместили 64 спасательные шлюпки, кроме того, обшивка судна была усилена и подняты переборки. Лишь в марте 1913 корабль вновь отправился в плаванье. Начало Первой мировой войны застало «Олимпик» на пути в Нью-Йорк, кораблю пришлось ускоренными темпами добираться до порта назначения. Здесь он был окрашен в серые тона и в числе прочих судов «Уайт Стар» занимался пассажирскими перевозками между Великобританией и США до октября 1914 года.

Положение дел становилось все более безрадостным, «Олимпик» был снят с гражданской службы и направлен в порт Белфаст для переоборудования под военные нужды. По пути в порт назначения корабль попал на немецкое минное поле вблизи острова Тори. Одновременно в зоне поражения оказались еще два британских судна – «Ливерпуль» и «Одейшес». Последнему не повезло больше прочих, и корабль натолкнулся на мину. Попытки отбуксировать судно из опасного района не увенчались успехом, начавшийся шторм спутал карты спасателей, трос оборвался и корабль затонул. К счастью удалось эвакуировать экипаж крейсера «Одейшес». С этого времени и до конца войны «Олимпик» был военным транспортником.

После окончания военного конфликта, судно вернули «Уайт Стар». На корабле провели серьезные ремонтные работы. В частности его перевели с угля на нефть, вместо котлов поставили цистерны с жидким топливом. Спасательные шлюпки заменили еще более вместительными. Количество членов экипажа сократилось с 360 до 60 человек.

Первый рейс судна после ремонта состоялся летом 1920 года. Корабль совершил путешествие через Атлантику до Нью-Йорка. Никаких значимых происшествий не случалось с судном до весны 1924 года. В это время произошло столкновение с лайнером «Форт. Сент. Джордж». Это случилось во время отплытия «Олимпика» от пирса в Нью-Йорке. Оба корабля получили серьезные повреждения.

Корабль прослужил на гражданской службе до конца срока своей эксплуатации. 27 марта 1935 года «Олимпик» совершил свое последнее путешествие к Нью-Йорку, по окончании которого был продан и разобран. Внутреннее убранство было распродано с аукциона. Большую часть мебели приобрели отели.

Источник

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпикомmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

На кинохронике мы видим жизнь на борту судна до отправки в Нью-Йорк и после возвращения. Капитан Смит замечен на мосту и крыльях мостика правого борта, наблюдая за деятельностью на причале и на палубе под ним. Можно видеть прогуливающихся пассажиров. Есть возможность рассмотреть Шлюпочную палубу со спасательными лодками.

Эта кинохроника была показана публике после гибели «Титаника», чтобы удовлетворить её интерес к событию. Но в кадрах присутствует не сам «Титаник», а корабль «Олимпик».

«Олимпик» (RMS Olympic) — трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании Кунард Лайн.История«Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик».

Давайте узнаем подробнее история старшего брата «Титаника».

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда — Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 20 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки). Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком
Близнецы: «Титаник» (справа) и «Олимпик»

Хотя многие говорят, что над всеми тремя кораблями висел злой рок. Ну, рок, не рок, а судьба «Олимпика» и в самом деле была полна неприятностей. Началась его карьера с того, что во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно вроде бы даже не было застраховано. Ходят слухи, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, да страховые компании отказались иметь дело с лайнером-неудачником.

Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально. Так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе. А теперь – внимание! Посмотрите на фотографию выше – это чуть ли не единственный существующий снимок, на котором запечатлены «Титаник» и «Олимпик», стоящие рядом бок о бок. Сделан он как раз в Белфасте.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Давайте подробнее посмотрим на историю с крейсером «Хоук»

«Олимпик» 20 сентября 1911 г. шел по фарватеру из Саутгемптона к острову Уайт, чтобы, повернув у мыса Иджипт, выйти через Спидхедский рейд и совершить очередной «прыжок» через Атлантику. Офицеры лайнера хорошо знали фарватер, но осторожность ещё никому не мешала. Они заняли места наблюдателей: помощник капитана Уайльд находился на носу, первый офицер Мердох — на корме, второй офицер — в «вороньем гнезде» фок-мачты.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком
Капитан Эдвард Смит

Капитан лайнера Смит (да, да, тот самый будущий капитан «Титаника») стоял рядом с рулевым, но не командовал, так как судно вёл лоцман.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

В 12.37 огромный пароход сделал поворот на юго-запад. В этот момент все, кто был на мостике обратили внимание на серый двухтрубный крейсер, который, находясь в 3,1 мили за кормой «Олимпика», тоже направлялся к Спидхеду. В Спидхеде располагалась база Королевского флота. Прошло ещё три минуты. По команде лоцмана лайнер медленно покатился влево, огибая буй Торн-Нол. Скорость «Олимпика» была весьма приличной, и капитан Смит решил помочь рулю машиной: левая остановилась, а затем заработала «полный назад». Одновременно сирена лайнера издала два коротких свистка.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Поднявшись на ходовой мостик, командир крейсера «Хаук» командор Блант сразу же заметил два облачка, сорвавшихся с трубы лайнера. «Олимпик» стал разворачиваться, показывая усеянный иллюминаторами чёрный борт и слегка скошенные трубы. В 12.43 лайнер обогнул буй, и левая машина заработала «полный вперёд». Скорость судна стала возрастать: 13, 14, 15 уз.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

«Хаук» в то время обогнул мыс Иджипт и шёл со скоростью 15 уз. Силой инерции суда неудержимо влекло друг к другу. Их курсы сходились под углом 15°. Сначала крейсер медленно нагонял лайнер и оба корабля шли, что называется, мостик в мостик, а когда «Олимпик» увеличил ход, «Хаук» стал отставать. Один из пассажиров лайнера, полковник Уайт, с высокой палубы «Олимпика» с интересом разглядывал весь «Хаук». Тогда «Олимпик» шёл курсом 79°, а «Хаук» — 86°, приближаясь к мысу Ист-Коуис. Внезапно «Хаук» резко вильнул влево и бросился на лайнер. Уайт перегнулся через релинг и посмотрел за корму — кильватерная струя пассажирского судне была идеально прямой, через несколько секунд нос крейсера скрылся под кормовым развалом «Олимпика». Все ощутили лёгкий толчок… Корабли столкнулись. Сразу же после происшествия оба капитана велели задраить водонепроницаемые двери и определить повреждения. В правом борту «Олимпика», примерно в 21 м от кормы, зияла 14-метровая пробоина, которая, впрочем, ничем не угрожала огромному судну. Убедившись в этом, капитан Смит отвёл лайнер в залив Осбори. Там пассажиров пересадили на небольшой пароход, а пострадавший «Олимпик» ушёл на ремонт.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

«Хаук» пострадал больше. Его длинный нос с выступающим форштевнем свернуло набок, часть обшивки сорвало, но переборки выдержали. Блант осторожно отвел искалеченный корабль на починку в Портсмут. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хаук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Через два месяца после аварии компания «Уайт Стар Лайн» обвинила командора Королевского флота в том, что его крейсер таранил лайнер. Адмиралтейство не думало защищаться. Оно обвинило капитана Смита в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения. Простое, казалось бы, дело осложнилось крайне противоречивыми показаниями свидетелей. «Уайт Стар Лайн» была признана виновной и была обязана выплатить компенсацию.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Почему бы не предположить, сказали некоторые исследователи, что компания «Уайт Стар Лайн» решила провернуть грандиозную махинацию. Подлатать на скорую руку старый «Олимпик» и… выдать его за новый «Титаник»! Технически это было бы совсем не сложно: поменять местами таблички с названиями судов, да еще предметы интерьера, на которых была нанесена монограмма кораблей – например, столовые приборы. Затем «Олимпик» под видом нового, престижного, широко разрекламированного (и, разумеется, честь по чести застрахованного) «Титаника» отправится в путешествие через Атлантику, где столкнется (совершенно случайно, разумеется) с айсбергом (благо, недостатка в них в это время года не было). Конечно, топить лайнер никто не собирался – да никто и не верил, что какой-то айсберг способен отправить на дно самое надежное судно в мире. Планировалось устроить небольшое столкновение, после которого корабль не спеша доберется до Нью-Йорка, а его владельцы получат кругленькую страховую сумму, которая придется компании ой как кстати.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

В пользу этой версии говорит странное поведение капитана корабля, Эдварда Смита. Почему такой бывалый, опытный морской волк столь небрежно отнесся к безопасности своего судна? Почему он упорно игнорировал поступающие от других кораблей сообщения о дрейфующих айсбергах, и даже сам, кажется, направлял лайнер по курсу, на котором легче всего встретить ледяную гору? Для чего же он делал это, если не для того, чтобы осуществить план «Уайт Стар»? Лично мне кажется, что именно для этого, вот только… план был совсем другой. Но об этом позже.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Опровергнуть теорию заговора оказалось совсем непросто, тем более что «Уайт Стар» лезла из кожи вон, чтобы спасти свою репутацию: всячески искажала информацию о катастрофе, подкупала свидетелей и так далее. Собственно, убедительные аргументы удалось найти лишь после того, как был обнаружен сам затонувший лайнер (а произошло это лишь спустя семьдесят три года – останки корабля были обнаружены экспедицией Роберта Балларда в сентябре восемьдесят пятого). Так вот, участниками одной из экспедиций, спускавшимися к погибшему кораблю, были сделаны фотографии гребного винта, на котором отчетливо виден отчеканенный серийный номер «Титаника» – 401 (у его старшего брата номер был ровно 400). Сторонники теории заговора утверждают, правда, что «Олимпик» повредил свой винт после столкновения с крейсером «Хоук», и «Уайт Стар» заменила его винтом с недостроенного тогда еще «Титаника». Но номер 401 находят и на других деталях затонувшего корабля, так что обвинение в спланированной катастрофе с «Уайт Стар Лайн» можно снять. Гораздо более правдоподобной выглядит следующая теория – о ней мы сейчас и поговорим.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

В апреле 1917 года «Олимпик» был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Между тем, «Олимпик» оставался лайнером на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре «Олимпик» спас моряков военного корабля «Одейшиес», который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года «Олимпик» стал транспортным судном для перевозки войск и получил название «T-2810». Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Изменения после гибели «Титаника»

Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.

Однако наряду с официальной версией существует еще несколько версий гибели «Титаника». Одну версию, связанную с Олимпиком мы уже рассмотрели, а вот несколько других можете почитать ТУТ.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Основные отличия «Олимпика» от «Титаника»

1. У «Олимпика» променад на палубе А полностью открытый, а у «Титаника» передняя часть палубы А остеклена.

2. На палубе Б у» Олимпика» кормовая часть променада открыта больше, чем у «Титаника» (хоть у «Олимпика» эта часть часто перестраивалась).

3. У «Титаника» на палубе Б в районе второй трубы есть каюты-апартаменты с частными прогулочными палубами для миллионеров, тогда как на «Олимпике» решили этого не строить.

4. У «Титаника» в том месте, где у «Олимпика» открытый променад на корме палубы Б, кафе в Парижском стиле, тогда как на «Олимпике» его нет.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

«Титаник» – один из первых, если не первый корабль в истории, пославший сигнал SOS.

В начале двадцатого века в качестве сигнала бедствия были приняты буквы «CQD» – сокращение от «Come Quick, Danger» («Скорее сюда, опасность»). Но этот сигнал был неудобен тем, что использовался также и для оповещения на суше о железнодорожных крушениях. В 1906 году на Международной радиотелеграфной конференции было предложено ввести специальный сигнал для морских катастроф. Тогда и были выбраны известные сегодня всему миру буквы – SOS. Вопреки распространенному мнению, это не аббревиатура фразы вроде «Save Our Souls». Такие буквы были выбраны просто потому, что их сочетание очень легко распознать в эфирной морзянке: три точки, три тире, три точки.

Однако привычка – вторая натура, и при крушениях на воде по-прежнему использовался сигнал CQD. Послал его и радист «Титаника», двадцатипятилетний Джон Филипс: «CQD, вот наши координаты: 41.46 норд 50.14 вест. Требуем немедленной помощи. Тонем. Ничего не слышно из-за грохота паровых труб». Он повторял это сообщение следующую четверть часа, пока его напарник ни предложил послать в эфир новый сигнал бедствия, цинично пошутив: «Дружище, попробуй отстучать сигнал SOS – больше в нашей жизни такой возможности не представится». Филипс грустно улыбнулся шутке и в 00.45 15 апреля 1912 года с «Титаника» был послан один из первых в истории сигналов SOS.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Судьба «Британика» не была столь безоблачной. 12 ноября 1916 года «Британик» подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции.

Оставшийся в гордом одиночестве «Олимпик», неоднократно предпринимал попытки воссоединиться с братьями. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке он столкнулся с лайнером «Святой Георгий», после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

На закате своей насыщенной карьеры лайнер протаранил ещё один корабль. 15 мая 1934 года в густом тумане «Олимпик» протаранил и потопил плавучий маяк Нантакет. Погибли 7 человек (экипаж Нантакета). После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник»

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Корабль всеми силами стремился встретится с братьями в морской пучине, но это ему было не суждено. В сентябре 1935 года «Олимпик» был продан для разделки на металлолом.

В мире есть немало фактов о схожести судьбы братьев близнецов. Существует поверье, что у них одна душа на двоих. Или на троих. Видимо, это свойственно не только людям, но и кораблям…

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Что случилось с олимпиком. Смотреть фото Что случилось с олимпиком. Смотреть картинку Что случилось с олимпиком. Картинка про Что случилось с олимпиком. Фото Что случилось с олимпиком

Ну и как не напомнить вам трагическую судьбу еще одного корабля: Гибель «Лузитании»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *