Что случилось с невским экспрессом
Фото © ТАСС / Жернов Вадим
Десять лет назад — 27 ноября 2009 года — из Москвы в Санкт-Петербург мчался на полных парах скоростной поезд «Невский экспресс». В то время это был наиболее комфортный способ путешествия между двумя столицами. Не надо было стоять в многочасовых пробках в аэропорт. Цена поездки на «Невском экспрессе» сравнялась со стоимостью полёта, а лоукостеров ещё не было. Билеты на экспресс стоили необычно дорого, а время отправления и прибытия было непривычно удобным. Поэтому «Невский экспресс» облюбовали топ-менеджеры, высокопоставленные чиновники и другие состоятельные пассажиры. Была пятница, и экспресс забился до отказа москвичами, ехавшими на уик-энд в Питер, пришлось даже присоединять дополнительный — 13-й — вагон.
В полдесятого вечера пассажиры почувствовали резкое торможение состава. Схватившись за подлокотники, счастливчики, купившие билеты в передних вагонах, глядя на расплескавшийся чай, шутили, мол, «лось на рельсах». Только когда мимо забегали взволнованные проводники, спрашивая, нет ли среди пассажиров врачей, сидевшим в первых вагонах стало понятно — что-то стряслось.
Отсчёт вагонов экспресса начинался с конца поезда. А сильнее всего пострадали пассажиры последнего вагона — № 1.
2-й, 3-й и 4-й просто завалились на бок, прислонившись к откосу. А вагон № 1 со страшным скрежетом оторвало от остального состава и приподняло над рельсами. В этот момент внутри него начался самый настоящий кровавый ад: с полок посыпались вещи, кресла, не выдержав, отрывались, катаясь по вагону вместе с людьми в полной темноте, смешавшись в одну кричащую и стонущую кучу.
Именно в этой давке погибло большинство пассажиров. Оторвавшийся вагон № 1 столкнулся с бетонными опорами линии электропередачи и замер почти в вертикальном положении. Свидетели трагедии говорили, что металл рвался как бумага.
Фото © ТАСС / Жернов Вадим
Погибшие, выжившие и сочувствующие
Всего в страшной аварии погибло 28 человек, а было ранено около ста. В траурном списке жертв оказались даже государственные чиновники самого высокого ранга — например, глава Росрезерва Борис Евстратиков и бывший сенатор от Санкт-Петербурга Сергей Тарасов, который всего за полтора месяца до катастрофы взял в жёны 27-летнюю (почти вдвое его моложе) всемирно известную балерину Анастасию Колегову.
Машины скорой из Бологого, Валдая и Твери начали прибывать не сразу. К месту катастрофы добираться было непросто из-за плохих дорог. Уже на месте врачам сразу же пришлось ампутировать зажатую ногу одного 30-летнего мужчины. Для анестезии ему налили стакан чистого медицинского спирта, словно во время ВОВ. Мужчина кричал, но вытерпел ампутацию, однако умер в машине скорой помощи от кровопотери.
Часть спасшихся пассажиров разместилась у пенсионерки Елены Голубевой в небольшом домике, который только чудом не снёс оторвавшийся «несчастливый» вагон. 79-летняя Елена устраивала раненых на диване, кровати и на полу на одеялах. А во время перевязок носила им зелёнку, йод и бинты, когда бинты кончились, рвала на них бельё. Её дом на ночь превратился в госпиталь, а во дворе располагался импровизированный морг. Люди буквально умирали на глазах у пенсионерки, многие ещё до приезда медиков от болевого шока. Голубева жива до сих пор и признаётся, что ей часто снится «Невский экспресс».
На дороге рядом с местом катастрофы останавливаются машины с сочувствующими, а на перегоне рядом всего в полутора километрах от места аварии остановился целый поезд встречного направления Санкт-Петербург — Самара. Его пассажиры и проводники тоже оказали потерпевшим первую посильную помощь. Но, конечно, были и те, кто хорошо заработал в эту ночь, развозя за баснословные суммы выживших и легкораненых в Москву и Петербург.
Валдайская глушь и таинственные гости
Казалось, авария случилась в самой что ни на есть глухомани — где-то в Бологовском районе Тверской области на границе с Новгородской. Но буквально в тридцати километрах к юго-западу отсюда расположен городок Валдай — излюбленное место для резиденций политической и экономической элиты России.
Фото © ТАСС / Жернов Вадим
От Валдая идёт дорога через деревню Лыкошино, что в двух километрах от места крушения. Незадолго до трагедии там крутились четверо подозрительных кавказцев, приехавших в эту глушь якобы для свидания с другом, отбывающим наказание в туберкулёзной колонии ЛИУ-3.
Однако сотрудники колонии, находящейся почти у самого Лыкошино, эту информацию не подтвердили — никто никого не навещал. Сразу после подрыва экспресса кавказцев и след простыл, что и вызвало подозрения. Рядом с местом крушения состава оперативники нашли обойму от пистолета «Кедр» и перевёрнутое ведро, на котором, возможно, сидел следивший за «Невским экспрессом» подрывник.
Основная версия — теракт
Версия о террористическом акте возникла сразу — машинист состава подтвердил, что слышал хлопок. На месте предполагаемого взрыва обнаружили воронку и оторванный рельс. По версии следствия, заряд эквивалентом в 7 кг тротила активировали дистанционно с помощью мобильного телефона.
Фото © ТАСС / Жернов Вадим
В некоторых СМИ также прошла информация, что буквально за сорок минут до трагедии по этому же пути пролетел один из первых «Сапсанов». Ведь буквально за неделю до трагедии глава РЖД Владимир Якунин пригласил президента Дмитрия Медведева прокатиться на первом коммерческом рейсе «Сапсана». Поэтому, возможно, целью злоумышленников был именно российский президент. «Сапсан» в те дни как раз проходил обкатку и ресурсные испытания.
Фото © Скриншот с сайта ОАО «РЖД»
Саид Бурятский. Фото © Википедия, © ТАСС / Жернов Вадим
Следователям удалось выяснить, что к подрыву «Невского экспресса» причастен мусульманин русского происхождения Александр Тихомиров, известный под кличкой Саид Бурятский. Он учился в медресе Йемена и Египта и имел определённый дар убеждения. К нему прислушивались многие деятели кавказского бандподполья, в том числе и знаменитый Доку Умаров.
Картоевы в суде. Фото © ТАСС / Солодков Александр
В мае 2012 года Зелимхан Аушев, а также Мурад, Татархан и Беслан Картоевы были приговорены к пожизненному заключению. Остальные Картоевы — ещё один Беслан, Ильяс, Идрис, Магомед, Тархан и Тимур — получили от семи до восьми лет строгого режима, который впоследствии был заменён на общий. Один из преступников уже умер в заключении от сердечной недостаточности.
Крушение поезда «Невский экспресс» в ноябре 2009 года
27 ноября 2009 года в 21.35 мск на границе Новгородской и Тверской областей, на 284 километре перегона Алешинка-Угловка в результате взрыва произошел сход трех вагонов скоростного поезда № 166 «Невский экспресс», сообщением «Москва-Санкт-Петербург».
На момент катастрофы в поезде были 682 человека, в том числе 661 пассажир и 21 человек из поездной бригады.
Машинист, экстренно остановив подорванный поезд, тут же доложил о случившемся диспетчеру.
В первые минуты после катастрофы уцелевшие пассажиры поезда своими силами помогали раненым. Позже к ним присоединились местные жители. Проводники собирали матрасы, скатерти, тряпки, воду, искали врачей среди пассажиров.
Раненых и несильно пострадавших вытаскивали через окна, поскольку двери сошедших с рельс вагонов полностью заклинило, а некоторые были завалены. Первых раненых приняла к себе пожилая женщина, рядом с домом которой произошло крушение.
По свидетельствам очевидцев, первые представители МЧС и медики начали профессиональную помощь и эвакуацию где-то через полтора часа после катастрофы из-за того, что крушение произошло в довольно отдаленном от населенных пунктов месте.
Для эвакуации пассажиров с места происшествия, был направлен скорый поезд «Сапсан», который в 3.15 мск 28 ноября привез 529 пассажиров в Санкт-Петербург.
К работам по ликвидации чрезвычайной ситуации было привлечено 770 человек и 152 единицы техники.
Число жертв крушения «Невского экспресса» составило 28 человек, не менее 132 пассажиров получили телесные повреждения различной степени тяжести.
В числе погибших — глава Росрезерва Борис Евстратиков и экс-сенатор от Санкт-Петербурга, председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Тарасов.
ОАО «РЖД» был причинен ущерб на сумму 187 миллионов рублей.
Из-за подрыва пути на линии было приостановлено движение 60 поездов, в которых находились более 27 тысяч пассажиров.
На месте крушения поезда была обнаружена воронка размером полтора метра на метр, которая обусловила сход с рельсов двух вагонов.
В результате взрыва Александр Бастрыкин получил травму и обратился к медикам. Также пострадали сопровождавшие его руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте Сергей Забатурин и руководитель следственного управления по Новгородской области Константин Карасев. Они получили сотрясение головного мозга и другие травмы.
28 ноября уголовное дело по факту крушения поезда «Невский экспресс» было передано в Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Позже Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ возбудило отдельное уголовное дело по факту подрыва взрывного устройства в непосредственной близости от следственной группы, работавшей на месте крушения. Затем это уголовное дело было соединено с основным уголовным делом по факту подрыва поезда «Невский экспресс».
По горячим следам были составлены фотороботы нескольких подозреваемых в подрыве поезда.
В ходе расследования было проведено более 250 судебных экспертиз, а также целый ряд следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств совершенного преступления.
Как установила экспертиза, почти все пассажиры «Невского экспресса», получившие в результате теракта 27 ноября несовместимые с жизнью травмы, ехали в последнем вагоне поезда (нумерация шла с хвоста, поэтому вагон числился под № 1). Последний вагон располагался дальше всех остальных от эпицентра взрыва, происшедшего под локомотивом. Однако сразу после взрыва машинист, как того требует инструкция, применил экстренное торможение, в результате которого хвостовая часть состава, шедшего со скоростью 190 километров в час, начала складываться.
Следствием была установлена причастность к подрыву поезда семи лиц, входивших в состав вооруженного банформирования – боевика Александра Тихомирова, известного под кличкой «Саид Бурятский», Багаутдина Далгиева, Османа Ужакова и четырех братьев Картоевых — все они были ликвидированы в ходе спецоперации 2 марта 2010 года в селе Экажево в Ингушетии. В связи с их смертью, уголовное преследование в отношении них было прекращено.
Силовики задержали, доставили в Москву и арестовали еще десять человек, причастных к организации крушения экспресса — Зелемхана Аушева и девять человек по фамилии Картоевы. При задержании подозреваемые оказали сопротивление, в результате чего погиб следователь Следственного комитета Сергей Васюкович.
27 июля 2011 года материалы уголовного дела были направлены в Тверской областной суд для рассмотрения по существу.
Процесс по делу о подрыве «Невского экспресса» начался в Тверском областном суде 29 августа 2011 года. Дело рассматривалось коллегией из трех судей в закрытом режиме.
ОАО «РЖД» в ходе судебного процесса заявило гражданский иск на 148 миллионов рублей.
Тверской областной суд также удовлетворил гражданский иск ОАО «РЖД» к четырем подсудимым на сумму 134 миллиона рублей.
24 февраля 2013 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ смягчила приговор шести осужденным по делу о подрыве скорого поезда «Невский экспресс», определив им отбывать наказание в колонии общего режима.
29 июня 2013 года один из осужденных по делу о подрыве «Невского экспресса» Тархан Картоев скончался в больнице при колонии в Екатеринбурге.
В конце 2013 года спецслужбами РФ была ликвидирована бандитская группа террориста Доку Умарова и он сам.
На месте крушения «Невского экспресса» по инициативе рабочей группы Бологовского железнодорожного узла установлен деревянный поклонный крест.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Погибло всего 28, а могло больше 600: Кто спас сотни пассажиров «Невского экспресса»
На момент катастрофы в поезде было 682 человека, в том числе 661 пассажир и 21 человек из поездной бригады.
«Вмешиваются посторонние звуки…»
Жертвами трагедии стали 28 пассажиров. Среди них чиновники высшего ранга, известные бизнесмены и две беременные женщины. Более 130 человек были ранены.
«В последнем вагоне пассажиров разметало, как спички». Фото: ГУ МЧС РФ.
«Выбивали стёкла, доставали раненых»
. Были и «недвижные тела, но посчитать их в темноте не было никакой возможности». Фото: ГУ МЧС РФ.
По его воспоминаниям, несколько пассажиров-мужчин, которые несильно пострадали, начали оказывать всем раненым первую медпомощь.
Отметим, что медикам и спасателям пришлось идти несколько километров по бездорожью, чтобы добраться до всех раненых.
Лишилась рассудка, постоянно кого-то звала
Одной из первых на месте трагедии оказалась 78-летняя жительница поселка Лыкошино. Елена Голубева рассказывала, что в этот момент была дома, а он находится как раз вблизи от железнодорожных путей.
Пенсионерка, хоть и была напугана, но тут же бросилась помогать. В итоге она разместила у себя дома около десяти пострадавших.
78-летняя пенсионерка Елена Голубева оказывала необходимую помощь пострадавшим при крушении пассажирского поезда. Фото: ГУ МЧС РФ.
Устроил госпиталь из своей подстанции
Однако электромеханик не растерялся, несмотря на суматоху. Передал сообщение диспетчеру: мол, срочно вызывай скорую.
А затем увидел коллег.
Если бы не Антонов, погибли бы все 682 пассажира
Управлял «Невским экспрессом» машинист первого класса Александр Антонов. По словам коллег, если бы не он, то все 682 человека погибли бы.
Сам же Антонов героем себя не считает. Напротив, он заявил, что всех спасло «везение».
Однако все эксперты сошлись во мнении, что машинист однозначно герой, спасший сотни жизней. Впрочем, проводники, помощник машиниста, электромеханик и остальные, рискуя собой, спасали пассажиров. Позже их наградят медалями и орденами Мужества.
Но после, когда трагедия осталась в отдалённых уголках памяти каждого участника, все они вспоминали, что подвиг совершили все пассажиры. Не было никого, кто не попытался помочь спасти пострадавших.
Кого наградили орденом Мужества
Указом Президента РФ от 5 апреля 2010 года за мужество и высокий профессионализм, проявленные в экстремальных условиях при спасении пассажиров скоростного поезда «Невский экспресс», награждены:
орденом Мужества:
медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени:
«Русский герой»
Проект Царьграда – о наших соотечественниках, чей подвиг достоин стать легендой, но затерялся в информационном шквале медиаполей. О тех, кто пожертвовал всем и даже собственной жизнью, кто в самый страшный момент мог думать только о том, чтобы спасти, защитить других, протянуть руку помощи потерявшим надежду, кто совершил невозможное. Мы хотим напомнить вам имена и подвиги этих русских людей. Они жили и живут среди нас. Героем может стать каждый.
Крушение поезда «Невский экспресс» в ноябре 2009 года
27 ноября 2009 года в 21.35 мск на границе Новгородской и Тверской областей, на 284 км перегона Алешинка-Угловка в результате взрыва произошел сход трех вагонов скоростного поезда № 166 «Невский экспресс», сообщением «Москва-Санкт-Петербург».
На момент катастрофы в поезде были 682 человека, в том числе 661 пассажир и 21 человек из поездной бригады.
Машинист, остановив подорванный поезд, тут же доложил о случившемся диспетчеру, однако помощь из-за того, что крушение произошло в довольно отдаленном от населенных пунктов месте, пришла только через полтора-два часа.
Для эвакуации пассажиров с места происшествия, был направлен скорый поезд «Сапсан», который в 3.15 мск 28 ноября привез 529 пассажиров в Санкт-Петербург.
К работам по ликвидации чрезвычайной ситуации было привлечено 770 человек и 152 единицы техники.
Число жертв крушения «Невского экспресса» составило 28 человек, не менее 132 пассажиров получили телесные повреждения различной степени тяжести.
В числе погибших глава Росрезерва Борис Евстратиков и экс-сенатор от Санкт-Петербурга, председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Тарасов.
ОАО «РЖД» был причинен ущерб на сумму 187 миллионов рублей.
Из-за подрыва пути на линии было приостановлено движение 60 поездов, в которых находились более 27 тысяч пассажиров.
На месте крушения поезда была обнаружена воронка размером полтора метра на метр, которая обусловила сход с рельсов двух вагонов.
В результате взрыва Александр Бастрыкин получил сотрясение головного мозга, также пострадали сопровождавшие его руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте Сергей Забатурин и руководитель следственного управления по Новгородской области Константин Карасев.
28 ноября уголовное дело по факту крушения поезда «Невский экспресс» было передано в Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Позже Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ возбудило отдельное уголовное дело по факту подрыва взрывного устройства в непосредственной близости от следственной группы, работавшей на месте крушения поезда «Невский экспресс». Затем это уголовное дело было соединено с основным уголовным делом по факту подрыва поезда «Невский экспресс».
По горячим следам были составлены фотороботы нескольких подозреваемых в подрыве поезда.
В ходе расследования было проведено более 250 судебных экспертиз, а также целый ряд следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств совершенного преступления.
Как установила экспертиза, почти все пассажиры «Невского экспресса», получившие в результате теракта 27 ноября несовместимые с жизнью травмы, ехали в последнем вагоне поезда (нумерация шла с хвоста, поэтому вагон числился под № 1). Последний вагон располагался дальше всех остальных от эпицентра взрыва, происшедшего под локомотивом. Однако сразу после взрыва машинист, как того требует инструкция, применил экстренное торможение, в результате которого хвостовая часть состава, шедшего со скоростью 190 км/час, начала складываться.
Следствием была установлена причастность к подрыву поезда семи лиц, входивших в состав вооруженного банформирования — боевика Александра Тихомирова, известного под кличкой «Саид Бурятский», Багаутдина Далгиева, Османа Ужакова и четырех братьев Картоевых — все они были ликвидированы в ходе спецоперации 2 марта 2010 года в селе Экажево в Ингушетии. В связи с их смертью, уголовное преследование в отношении них было прекращено.
Силовики задержали, доставили в Москву и арестовали еще десять человек, причастных к организации крушения экспресса — Зелемхана Аушева и девять человек по фамилии Картоевы. При задержании подозреваемые оказали сопротивление, в результате чего погиб следователь СКР Сергей Васюкович.
27 июля 2011 года материалы уголовного дела были направлены в Тверской областной суд для рассмотрения по существу.
Процесс по делу о подрыве «Невского экспресса» начался в Тверском областном суде 29 августа 2011 года. Дело рассматривалось коллегией из трех судей в закрытом режиме.
ОАО «РЖД» в ходе судебного процесса заявило гражданский иск на 148 миллионов рублей.
22 мая 2012 года Тверской областной суд приговорил десять обвиняемых по делу о подрыве «Невского экспресса» на сроки от семи лет лишения свободы до пожизненного заключения.
Магомед и Ильяс Картоевы были приговорены к семи годам лишения свободы в колонии строго режима, Тимур, Тархан и Идрис — к семи с половиной годам в колонии строго режима, еще один Беслан осужден к восьми годам заключения. Части осужденных было зачтено в назначенный срок наказания то, что они находились под стражей с марта 2010 года.
Тверской областной суд также удовлетворил гражданский иск ОАО «РЖД» к четырем подсудимым на сумму 134 миллиона рублей.
24 февраля 2013 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ смягчила приговор шести осужденным по делу о подрыве скорого поезда «Невский экспресс», определив им отбывать наказание в колонии общего режима.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Зачем вы врете? Блогеры не поверили в официальную версию крушения «Невского экспресса»
С момента крушения «Невского экспресса» прошло уже больше двух суток. Само собой, блогосфера полна самых разнообразных текстов на эту тему. Есть и свидетельства очевидцев, и собственные более или менее правдоподобные версии, и слова сочувствия пострадавшим и близким погибших.
Из поста paltus_nk наибольший отклик у других блогеров вызвали следующие строки:
Все это, разумеется, стало поводом для очередной крупномасштабной истерики на тему «все не как у людей» и «государству на нас плевать». На следующий абзац, содержащий похвалы в адрес спасателей и врачей, обратили гораздо меньше внимания.
Изощренности блогерского ума можно только позавидовать. Если в случае с СШГЭС версия теракта была «всем невыгодна», потому что «подрывала авторитет органов госбезопасности», то в случае с «Невским экспрессом» «никому не выгодной» оказалась версия техногенной аварии. Блогер А_Б c LiveInternet рассуждает:
Неудивительно, что такой бешеной популярностью пользуется пост ЖЖ-юзера reytar, украинского железнодорожника, который, щедро сдабривая текст профессиональным жаргоном, длинно и убежденно утверждает, что теракта не было. Едва ли хоть десятая часть тех блогеров, которые репостили этот текст, обладают достаточными знаниями, чтобы оценить убедительность аргументов reytar. Но им из принципа хочется поддержать версию, идущую вразрез с официальной. Ибо власти-то по-прежнему скрывают.