Что случилось с модулем наука

Догоняем «Науку»: что мы узнали о полете модуля из отчетов ЦУПа

Полет «Науки» к МКС оказался не менее волнительным, чем его многолетнее ожидание. Модуль не сразу смог включить двигатели, чтобы после отсоединения от ракеты-носителя лечь на курс к МКС, космонавты во время стыковки чуть было не перешли в режим ручного управления, а после всего этого «Наука» еще и попыталась выйти из состава станции, включив двигатели на увод. В распоряжение редакции попали «отчеты по работе экипажа МКС-65», которые каждое утро рассылаются в организации российской космической отрасли, связанные с этим проектом. С 22 по 30 июля в них есть раздел «Автономный полет МЛМ», где коротко сообщалось о том, что происходит с «Наукой»: какие операции проводились, что планируется на следующий день, параметры орбиты, состояние систем. Давайте посмотрим, что нового можно из этих сообщений извлечь.

Модуль «Наука» отделился от третьей ступени ракеты «Протон-М» и вышел на орбиту через 580 секунд после запуска с космодроме Байконур, примерно в шесть вечера 21 июля. Аппарат успешно развернул солнечные батареи и антенны.

Сразу не раскрылась только одна из двух антенн системы автоматической стыковки «Курс-А» (2АСФ1М-ВКА) — но и это случилось чуть позже, в тот же день. Также не удалось протестировать основную и резервную системы управления из-за отказов двух датчиков инфракрасной вертикали (ИКВ), которые используются для определения ориентации модуля относительно Земли — но из сообщений за 24 июля видно, что работу системы управления также удалось наладить. В последующих отчетах есть сведения и о других отказах, с которыми справлялись в ЦУПе. Например, 29 июля, перед самой стыковкой не удалось сориентировать модуль с помощью звездного датчика БОКЗ1. На следующем витке специалисты порекомендовали использовать резервный БОКЗ2, и на этом сюжет закончился.

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Звездный датчик БОКЗ (слева) и ИКВ (справа)

Но в день старта произошел сбой в еще одной системе — топливной. И он оказался как будто бы серьезнее всех прочих. Из-за него плановое включение двигателей для первой коррекции орбиты «Науки» заставило поволноваться всех, кто следил за ее полетом. Неизвестно, однако, разделяли ли это волнение в ЦУПе: циклограмма — то есть план полета модуля к МКС не публиковалась, а двигатели «Науки» российские специалисты в конце концов включили.

Вот на какие вопросы мы искали ответы в отчетах:

Что могло случиться с баками

22 июля о неполадках в топливной системе сообщил наш источник в отрасли. По его словам, данные телеметрии указывали либо на разрыв сильфона в одном или нескольких баках «Науки» (о том, что это такое и какую роль они сыграли в истории МЛМ, читайте в материале «Роковая стружка») — либо на сбой в системе клапанов.

Чтобы понять, в чем разница, надо разобраться с устройством топливной системы МЛМ.

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Фрагмент схемы пневмогидравлической системы модуля «Наука»: видны шесть баков для горючего и окислителя, черными линиями обозначены трубопроводы для топлива, серыми — для газа наддува

Топливо (под этим термином понимают горючее и окислитель вместе) на борту МЛМ хранится в шести емкостях объемом по 400 литров каждая. Это четыре бака низкого давления: по два для горючего и окислителя (БНДГ1 и БНДО1, БНДГ3 и БНДО3), а также два бака высокого давления (БВДГ и БВДО).

Из баков низкого давления берут топливо два двигателя коррекции и стабилизации (ДКС), самые мощные двигатели на борту модуля. Они оснащены турбонасосами.

Остальные двигатели, 24 двигателя причаливания и стабилизации (ДПС) и 16 двигателей точной стабилизации (ДТС), предназначены для изменения ориентации модуля, стабилизации его положения и «тонких» маневров при стыковке. Они имеют значительно меньшую тягу и получают топливо из баков высокого давления, поскольку у них нет собственных турбонасосов. Эти двигатели работают именно благодаря давлению газа наддува, то есть топливо подается в их камеры сгорания с помощью вытеснительной системы подачи.

Так же — от баков высокого давления — работают дополнительные двигатели управления креном. Два блока по шесть таких двигателей (на схеме МДДК) — новшество, их не было в исходной конструкции ФГБ, и формально в состав двигательной установки модуля они не входят, а образуют вместе с ней комбинированную систему двигательной установки — КсДУ.

Каждый бак модуля «Наука» разделен внутри на две полости сильфонами. С одной стороны сильфона в бак подается гелий из системы наддува, в другой находится жидкий компонент топлива. Газ создает давление в топливной системе, необходимое для корректной работы двигателей (разным двигателям нужно топливо под разным давлением). Повреждение сильфона могло привести к тому, что в баке вместо разделенных топлива и газа появилась «газировка» — топливо с разнокалиберными пузырями газа. Топлива с газом может привести к сбоям в работе двигателей, в частности, их турбонасосных агрегатов.

Сбой в работе клапанов может поменять давление в системе — если будет открыт «неправильный» вентиль, то давление тоже может измениться не так, как должно. Однако пузыри газа в топливе никакой комбинацией открытых и закрытых вентилей не создашь: трубопроводы системы наддува и топливные магистрали везде разделены.

Что в отчетах?

В данных ЦУПа ни за 21-е число, ни за следующие дни, о механических повреждениях сильфонов или попадании в топливо газа наддува — ни слова.

Вместо этого там сообщается, что вечером в день запуска, когда модуль начал выстраивать солнечную ориентации по данным со звездного датчика, «произошло объединение баков высокого и низкого давления горючего и окислителя».

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Двигатели «Науки»: ДКС (11Д442), ДПС (11Д458) и ДТС (17Д58Э), масштаб не соблюден

Согласно отчету, на третьем витке «Науки» из одного бака высокого давления с горючим (БВДГ) и бака высокого давления с окислителем (БВДО) топливо начало перетекать в баки низкого давления, БНДГ3 и БНДО3 (тройка, соответственно, обозначает номер бака).

Почему это произошло, мы не знаем. Возможно, что дело в программной ошибке — для того, чтобы это «объединение» произошло, нужно, судя по схеме, открыть как минимум два не связанных друг с другом клапана.

Тем не менее, в результате инцидента половина топлива на борту «Науки» должна была стать недоступна для главных двигателей ДКС — потому что давление в баках № 3 оказалось выше допустимого для них. Судя по параметрам ДКС, они могут работать при давлении топлива на входе от 0,3 до 0,6-0,8 мегапаскаля, в то время как двигатели ДПС и ДТС, которые получают топливо из баков высокого давления рассчитаны на 1,47 мегапаскаля.

Итак, проблемы с двигателями «Науки», по данным из ЦУПа, были связаны не с многострадальными сильфонами, а сбоем пневмогидравлической системы.

Как ЦУП решал проблему

Судя по отчету, 22 июля специалисты провели «отсечку баков высокого давления от баков низкого давления» и наконец выполнили коррекцию траектории полета «Науки».

По сообщению пресс-службы Роскосмоса, первое включение произошло в 18:07, двигатели проработали 17,23 секунды, а скорость выросла на 1 метр в секунду. Второй импульс — в 20:19, время работы — 250,04 секунды, а приращение скорости — 14,59 метра в секунду. Сочетание длительного времени работы и относительно скромной прибавки заставило нас предположить, что МЛМ включил не маршевые двигатели ДКС, а вспомогательные — ДПС (читайте об этом в блоге «Какие двигатели включала «Наука»?»).

В материалах ЦУПа это сказано прямо: маневр проводился на двигателях причаливания и стабилизации (ДПС), причем горючее и окислитель к ним в тот момент поступали не от «штатных» баков, а от баков низкого давления (давление в которых должно было быть выше штатного из-за «объединения»). Вспомогательные двигатели ДПС и ДТС, которые запитываются от баков высокого давления, требуют от 1 до 2 мегапаскалей (номинальное значение 1,47 мегапаскаля).

Основной целью маневра был подъем перигея. Если бы модуль оставался на орбите, на которую был выведен, он очень скоро (примерно через 30 витков, то есть через двое суток) мог зарыться в верхние слои атмосферы и упасть на Землю. Кроме того, можно предположить, что таким образом специалисты ЦУПа не только поднимали орбиту, но и сжигали топливо, чтобы снизить давление в БНДГ3 и БНДО3.

Третий день полета, 23 июля, стал крайне напряженным. Для коррекции снова включались двигатели ДПС, которые опять брали топливо из баков низкого давления (видимо, оно там было все еще достаточно высоким). В отчете впервые говорится, сколько именно двигателей включалось — шесть из 24 ДПС. Они добавили модулю 4,4 метра в секунду.

Вероятно, что и в предыдущей коррекции участвовали только шесть ДПС. Дело в том, что двигатели ДПС и ДТС расположены на корпусе «Науки» группами, в виде четырех связок, две со стороны кормы, где находится активный стыковочный узел (именно им модуль стыковался к МКС) и две — со стороны носа (сферической «головы» МЛМ, куда будет пристыкована шлюзовая камера). В каждой связке три двигателя ДПС направлены соплами вдоль продольной оси, то есть их запуск придает «Науке» поступательное движение — в одну или другую сторону.

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

«Наука» на Байконуре: слева видны сопла блока из шести двигателей МДДК, правее — блок из семи двигателей ДПС

Роскосмос / Космический центр «Южный»

Таким образом, если мы захотим разогнать МЛМ в одну сторону, мы сможем запустить не более шести двигателей ДПС одновременно, в двух связках со стороны носа или кормы — остальные будут, наоборот, тормозить модуль. Можно предположить, что всякий раз, когда коррекция орбиты велась с помощью ДПС, на борту работали не более, чем шесть двигателей.

После коррекции (которая должна была еще несколько снизить давление в баках низкого давления-3) специалисты занялись «переконфигурацией КсДУ». В чем была суть этой переконфигурации, в документе не уточняется.

Затем специалисты разделили «первые» и «третьи» баки по наддуву, то есть трубопроводы с газом наддува к этим бакам оказались разделены. К «первым» бакам подключили маршевые двигатели ДКС, а затем с помощью системы наддува подняли на 1,47 мегапаскаля давление в «третьих» баках (из которых до сих пор получали топливо двигатели ДПС) — это номинальное давление для работы ДПС.

Наконец в этот же день впервые в тестовом режиме был запущен маршевый двигатель ДКС1, который до этого подключили к «первым» бакам. Судя по всему тест прошел удачно, прибавка скорости оказалась почти точно равна расчетной — 7,04 против 7 метров в секунду.

Пресс-служба Роскосмоса не стала говорить об этих подробностях, сообщив лишь, что специалисты «провели два корректирующих маневра».

На четвертый день полета, 24 июля, была проведена полноценная коррекция орбиты с помощью ДКС1. Два включения двигателя обеспечили приращение скорости в 24,02 и 14,03 метра в секунду.

После этого манипуляции с топливной системой и системой наддува из отчетов ЦУПа исчезают. ДКС1 благополучно поднимает орбиту модуля и успешно работает до самой стыковки.

Чего мы не узнали

Можно ли свести баланс и понять, сколько топлива могло остаться в баках? Всего в шесть 400-литровых бака МЛМ могло быть залито около 950 килограммов горючего и 1730 килограммов окислителя (различие возникает за счет разной плотности компонентов), то есть суммарно около 2680 килограмма топлива.

Сколько именно было заправлено в баки МЛМ, мы не знаем, но знаем, сколько потратила по дороге на орбиту «Заря». По данным журнала «Новости космонавтики», через две недели после вывода первого модуля МКС на орбиту на его борту оставалось еще 2648 килограмма топлива без учета недоступного для двигателей остатка (около 200 килограммов). То есть все ее двигатели: и ДКС, и двигатели ориентации, потратили 559 килограммов топлива за все путешествие. Можно предположить, что примерно столько же могла сжечь и «Наука».

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Фото модуля «Наука» после стыковки с МКС. Справа ближе к «хвосту» видно сопло ДКС (в данный момент закрыто крышкой) и черный лоток отвода газов от корпуса модуля

Кроме того, на момент стыковки в баках модуля должен был оставаться «неприкосновенный запас» запас топлива, необходимый на отвод от МКС и управляемый свод с орбиты. «Союзам» на эти операции требуется суммарный запас скорости около 80-100 метров в секунду, то есть «Науке» для этого нужно 450-580 килограммов топлива.

Таким образом, если «Наука» не была сильно недозаправлена (например, если в ее баках было меньше 1000 килограммов топлива), угрозы, что модуль не сможет повторить попытку стыковки с МКС, не было — если не предположить, что в результате сбоя какая-то часть топлива оказалась недоступной для двигателей — например, если часть баков оказалась изолирована, или в топливо попал газ наддува из-за разрыва сильфона.

Если это все-таки произошло, то из общего запаса могло быть выключено порядка 400-500 килограммов горючего или окислителя, то есть примерно 800-900 килограммов топлива (оставшийся «лишний» окислитель или «лишнее» горючее бесполезно). В этом случае, если «Наука» на старте была заправлена полностью, на борту должно было остаться примерно 1200 килограммов топлива — даже если один бак был бы выключен.

Можно ли определить, сколько топлива сожгли двигатели «Науки» уже после стыковки? Модуль «Наука» самопроизвольно включил двигатели и привел МКС в движение примерно через три часа после успешной стыковки. Из данных ЦУПа, мы знаем, что причиной инцидента была «некорректная работа программного обеспечения МЛМ», которое выдало на двигатели ДПС команду «на отвод» — то есть они «оттаскивали» «Науку» от МКС. Двигатели, по данным ЦУПа, отключились только после того, как кончилось топливо в баках высокого давления.

По данным NSF, двигатели ДПС работали 55 минут. Но сколько именно топлива они сожгли, определить сложно. Суммарно в двух баках высокого давления около 890 килограммов. Если предположить, что все 55 минут работал только один двигатель ДПС (а чтобы уводить модуль как можно быстрее можно было включить шесть из них), то при расходе топлива 158 граммов в секунду, он мог сжечь 521 килограмм топлива.

Но и это не минимально возможное количество топлива в баках высокого давления. Двигатели ДПС, как правило, не работают непрерывно — продолжительность непрерывного импульса не должна превышать 1000 секунд. Сколько было импульсов, какие были паузы между ними, сколько в них участвовали двигателей, из бумаг ЦУПа неизвестно.

Поэтому каким был риск, и могли ли специалисты провести вторую попытку стыковки — мы не знаем.

Источник

Куда ты, «Наука»? Почему российский модуль пытался улететь с МКС

История путешествия российского модуля «Наука» к Международной космической станции заканчивается драматично: вчера вечером, через несколько часов после успешной стыковки, модуль внезапно включил двигатели и начал поворачивать МКС. Модуль удалось укротить, ориентация станции восстановлена, повреждений не обнаружено, экипаж в безопасности. Рассказываем, что известно на этот час.

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Как это было?

Многофункциональный лабораторный модуль (МЛМ) «Наука» пристыковался к надирному стыковочному узлу в переходном отсеке (ПхО) служебного модуля «Звезда» в 16:29 по московскому времени.

Стыковка прошла благополучно, хотя и не без драмы: когда до станции оставалось примерно 10 метров, крен МЛМ достиг 7 градусов — больше расчетного, и руководитель полета Владимир Соловьев сказал космонавту Олегу Новицкому, чтобы он перешел на ручной режим стыковки. Однако в этот момент автоматика начала сама выправлять крен, и Соловьев остановил Новицкого. В итоге вся процедура прошла без переключения на телеоператорный режим управления.

На этом путешествие «Науки», стартовавшей с Байконура 21 июля, закончилось. Открыть люки модуля планировалось вечером — до этого момента космонавтам предстояло еще многое сделать. Когда они наконец перешли к люкам, (по одним данным, открывали внутренний люк переходного отсека, по другим — занимались подключением компьютерной системы МЛМ к системе станции), «Наука» включила двигатели.

События, как рассказал на пресс-конференции через четыре часа представитель NASA Джоэл Монталбано, развивались так: в 19:34 по московскому времени системы МКС зафиксировали отклонение станции от нормального положения. По всей видимости, именно в этот момент «Наука» запустила двигатели, но ни экипаж, ни операторы еще не заметили этого.

Короткий видеоролик, на котором видно, как МКС начинает поворачиваться:

I captured a short clip from the EHDC_6 camera (HDEV feed) during the attitude change when the MLM fired thrusters unexpectedly. This camera normally faces Nadir (down) /1 @Space_Station #NAUKA #MLM pic.twitter.com/DllGIzi6Sa

В 19:42 отклонение превысило допустимый порог и автоматика выдала сигнал тревоги. Гиродины отключились, управление станцией взял на себя российский сегмент и модуль «Звезда» запустил двигатели, чтобы противодействовать «Науке». В течение следующих 45 минут российский ЦУП пытался отключить двигатели МЛМ. В некоторые моменты угловая скорость движения станции достигала 0,5 градуса в секунду.

В 20:29 двигатели «Науки» наконец замолкли, и российский ЦУП с помощью грузового корабля «Прогресс МС-17», пристыкованного к ПхО с противоположной стороны от «Науки», привел станцию в исходную ориентацию.

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Текущая конфигурация МКС: «Прогресс» пристыкован над «Наукой»

Источник

«Роскосмос» возглавит расследование ситуации с модулем «Наука» на МКС

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Фото: Roskosmos / Reuters

Россия займется расследованием инцидента с включением двигателей российского многоцелевого лабораторного модуля «Наука» на МКС, инженеры НАСА также примут участие. Об этом сообщил руководитель программы МКС в НАСА Джоэл Монталбано во время телефонной пресс-конференции, трансляция которой велась на YouTube-канале НАСА.

«Роскосмос» сыграет ключевую роль в установлении причин произошедшего, а также того, что происходит с модулем «Наука». Мы же займемся изучением состояния МКС

Он также заявил, что рассчитывает на сотрудничество двух стран и обмен данными между российскими и американскими специалистами.

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Что произошло

20-тонный многофункциональный лабораторный модуль «Наука» пристыковался к модулю «Звезда» МКС 29 июля после восьмисуточного полета. После успешной стыковки с МКС, когда экипаж открыл люк модуля, двигатели «Науки» внепланово включились, из-за чего станция развернулась на 45 градусов.

Позднее контроль над модулем удалось вернуть. Для стабилизации МКС включили двигатели российского корабля «Прогресс». Угрозы экипажу при этом не было. По словам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, основной причиной проблем с топливной системой МЛМ был не засор, а брак.

В НАСА также сообщили, что не зафиксировали никаких повреждений Международной космической станции. По данным агентства, не почувствовал их и экипаж МКС: все изменения фиксировала автоматика на Земле. При этом руководитель программы МКС в НАСА Монталбано отметил, что незапланированное включение двигателей у стыковочных модулей происходит не впервые.

Было, возможно, еще два случая, когда имело место ненамеренное включение двигателей. Определенно, такое не происходит регулярно. Я бы сказал, что это, может быть, третий или четвертый случай за более чем 20-летнюю историю существования МКС

Что теперь

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Сейчас модуль успешно пристыкован к МКС. Он предназначен для реализации российской программы научно-прикладных исследований и экспериментов. После ввода его в эксплуатацию российский сегмент получит дополнительные объемы для обустройства рабочих мест и хранения грузов, размещения аппаратуры для регенерации воды и кислорода, а также второй туалет, каюту для третьего члена экипажа и европейский манипулятор ERA, который позволит выполнять некоторые работы без выхода в открытый космос.

В качестве меры предосторожности после инцидента с модулем «Наука» НАСА перенесло тестовый запуск к МКС корабля Starliner. По словам представителя компании Boeing Стива Юрчика, запуск состоится не раньше 3 августа. Однако, по словам Дмитрия Рогозина, в настоящий момент поводов для опасений нет и ситуация находится под контролем.

На МКС порядок. Экипаж отдыхает. И вам советую

Рогозин также анонсировал запуск к МКС нового российского модуля. По словам главы «Роскосмоса», модуль получил название «Причал», а его запуск предварительно запланирован на 24 ноября. Он пристыкуется к «Науке» и позволит расширить возможности стыковок российских кораблей с МКС, в том числе нового «лунного» корабля «Орел».

Источник

В «Роскосмосе» раскрыли истинную причину действий модуля «Наука»

Хотел отсоединиться от МКС

В настоящую карусель превратилась на время Международная космическая станция после стыковки к российскому сегменту МКС модуля МЛМ «Наука» 29 июля. «Роскосмос» ранее умолчал об этом: оказывается наш многострадальный и непокорный модуль, включив «несанкционированно» свои двигатели, закрутил станцию на 540 градусов в одну сторону, а затем еще на полкруга обратно. То есть МКС совершила кульбит вокруг своей оси. Сложно даже представить, что чувствовали при этом космонавты и астронавты!

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Однако радоваться удачной стыковке пришлось всего около трех часов. В 19.45 по московскому времени, когда космонавты готовились открыть люки прибывшего модуля, его двигатели (ДПС — двигатели причаливания и стабилизации), в которых оставалось еще немного топлива на случай неудачной стыковки и увода «Науки» от МКС, вдруг начали работать. По первоначальной информации, они наклонили станцию на 45 градусов.

Операция, которую глава отрасли обозначил, как «тут же компенсировалось двигателями», длилась три четверти часа. То есть после того, как находившийся «в эйфории» оператор заметил нештатную работу двигателя, его пытались отключить 45 минут!

Комментирующий СМИ ситуацию генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Соловьев, сказал, что модуль почему-то дал команду на увод модуля от станции. Не хотела «Наука» стыковаться и все тут.

А вечером 1 августа руководитель полетов NASA Зебулон Сковилл дополнил картину. Оказывается, сдвиг был не на 45 градусов (откуда взялась эта цифра, которую накануне по горячим следам выдавали в NASA, никто не может объяснить до сих пор), а на все 540!

Но американская сторона все равно заявила о введении ЧС. По имеющейся на сегодняшний день информации, в NASA задумались о сокращении срока службы солнечных батарей после этого инцидента. Требуется их тщательная проверка.

Кстати, в «Роскосмосе» официально комментарий по «кувыркам» станции не дают, изучают телеметрию. Есть предположение, что американцы могли немного прибавить градусов вращения. В общем, уточнения еще впереди.

Оборот МКС «через голову» после стыковки модуля «Наука» попал на видео

Смотрите видео по теме

В понедельник экипаж открыл люки модуля «Наука», начал его разгружать. Напомним, что модуль предназначен для расширения жилой и рабочей площади российского сегмента. В нем, как сообщил СМИ Дмитрий Рогозин, будет также сниматься фильм, съемочная группа вылетает 5 октября.

Источник

Рогозин прокомментировал ситуацию с модулем «Наука»

Что случилось с модулем наука. Смотреть фото Что случилось с модулем наука. Смотреть картинку Что случилось с модулем наука. Картинка про Что случилось с модулем наука. Фото Что случилось с модулем наука

Многоцелевой лабораторный модуль «Наука» во время стыковки с МКС, 2021 год

Пресс-служба ГК «Роскосмос»/РИА «Новости»

У многоцелевого лабораторного модуля «Наука» произошло незапланированное включение двигателей после стыковки с Международной космической станцией (МКС) — об этом в разговоре с Центром управления полетами сообщил российский космонавт Олег Новицкий.

В Национальном управлении США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) сообщили, что ситуация была стабилизирована.

«После стыковки модуля «Наука» этим утром с МКС двигатели модуля непреднамеренно и неожиданно начали работать… изменив высоту станции на 45 градусов. В результате операций по восстановлению работоспособного состояния высота была восстановлена, и опасности для экипажа нет», — говорится в сообщении NASA.

Following the docking of the Nauka module, the module’s thrusters started firing at 12:45 pm ET, moving the station out of orientation. Ground teams have regained attitude control and the motion of the space station is stable. https://t.co/8tuzbgICs1

— International Space Station (@Space_Station) July 29, 2021

В свою очередь в Роскосмосе «Газете.Ru» сообщили, что «Науку» переводят из полетного режима в режим «состыкован с МКС».

«Проводится работа с остатками топлива в модуле», — добавили в пресс-службе корпорации.

Из-за незапланированного включения двигателей модуля экипаж МКС приостановил выполнение плановых задач — космонавты и астронавты сосредоточились на восстановительных работах после потери станцией высоты, заявили в NASA.

Были внесены и изменения в план предстоящих запусков — из-за инцидента был временно отложен старт корабля Starliner, запланированный на 30 июля.

Ситуацию на своей странице в Twitter прокомментировал и глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин:

«На МКС порядок. Экипаж отдыхает. И вам советую».

Он также сообщил о запуске следующего модуля для Международной космической станции.

«Предварительно на 24 ноября планируем запуск на МКС еще одного модуля — Узлового (Причал). Мы его меж собой «шариком» называем», — написал Рогозин и добавил, что запуск нового модуля расширит возможности по стыковке со станцией российских кораблей — в том числе перспективного корабля «Орел».

Американские космические специалисты уже успели поздравить российских коллег с успешной стыковкой модуля, об этом заявил помощник директора NASA Роберт Кабана.

Бизнесмен и миллиардер, глава компаний SpaceX и Tesla Илон Маск также поздравил главу Роскосмоса с состоявшейся стыковкой с МКС. «Поздравляю!» — написал Маск в Twitter. «Спасибо большое! И тебе наилучшие пожелания, Илон!» — ответил ему Рогозин.

Запуск «Науки» прошел 21 июля с космодрома Байконур. Модуль будет использоваться в российской программе научно-прикладных исследований. Российский сегмент МКС после стыковки модуля получит дополнительные объемы пространства для рабочих мест и хранения грузов, а также для размещения аппаратов регенерации воды и воздуха. Он также оснащен вторым туалетом, каютой для третьего космонавта и манипулятором ERA (European Robotic Arm) европейского производства, который позволит производить некоторые работы не покидая борт станции. На борту «Науки» на МКС доставили воду, вентиляторы, кабели и прочие грузы.

Расчетное время функционирования модуля «Наука» на орбите Земли – 15 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *