Что случилось с мамаем после бегства

Хан Мамай: что с ним стало после поражения в Куликовской битве

Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть фото Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть картинку Что случилось с мамаем после бегства. Картинка про Что случилось с мамаем после бегства. Фото Что случилось с мамаем после бегства

Казака Мамая на Украине считают национальным героем, легендарной личностью, воплощающей украинский дух и стремление к свободе. В прежние годы его часто изображали на лубочных картинках. О Мамае слагали песни и былины, ставили сценки в народном театре-вертепе.

В XVIII веке стали появляться первые картины с изображением казака Мамая с присущей этому образу атрибутикой: национальным инструментом кобзой, боевым конем, пистолем, чаркой водки. В народе его называют рыцарем, казаком-бандуристом, защитником Украины.

Сейчас на главной площади Киева стоит памятник казаку Мамаю. Аналогичные постаменты воздвигли в Краматорске и Каменском. О Мамае сняли одноименный фильм на киностудии А. Довженко. При всем этом известно, что он даже не был украинцем. Да и многие подвиги героя довольно сомнительны.

Откуда появился Мамай

Историк Александр Шенников в любопытном труде «Княжество потомков Мамая» привел подробное исследование происхождения этого образа. Он пишет, что Мамай не был украинцем. В основу обросшего народными легендами образа легла личность золотоордынского хана Мамая, полутатарина и полусеврюка по происхождению.

«Севрюками» раньше называли выходцев из так называемых Северских земель. Они располагались на границе современной России, Белоруссии и частично захватывали север Украины. Северские земли получили свое название от древнего племени северян. Предположительно Мамай был сыном захваченной в плен татарами севрючки, которая в Золотой Орде стала рабыней.

Как и многие отпрыски угнанных в плен славян, Мамай был обучен военному делу и пополнил ряды золотоордынского войска. По всей видимости, он отличался незаурядными интеллектуальными способностями и воинскими талантами, поскольку в зрелом возрасте занял пост беклярбека Золотой Орды. Сейчас его можно сравнить с должностью премьер-министра.

Лев Гумилев приводит другой вариант происхождения Мамая. По мнению исследователя, в венах народного героя вообще не было ни капли славянской крови. Он был наполовину кыпчаком (раннее название татар), наполовину монголом. Выгодно женившись на наследнице правителя столицы Золотой Орды, Мамай получил в придачу титул беклярбека.

Борьба за власть

Занимая столь высокий пост, Мамай постоянно сталкивался с политическими противниками, желавшими устранить его от власти в Сарае. Главным был хан Тохтамыш, ортодокс, сторонник древних ордынских традиций. Заручившись поддержкой Тамерлана, он обзавелся также войском — Белой Ордой — и выступил против Мамая.

В момент описываемых событий Золотая Орда была сильно ослаблена внутренними междоусобицами и конфликтами с соседями. Победа в борьбе за власть в Сарае зависела от того, поддержкой какого союзника удалось заручиться той или иной стороне.

Мамай поставил на Литовское княжество, Тохтамыш — на стоявшую в оппозиции к нему Москву. Так произошло «Великое розмирье», разделившее Орду на два противоборствующих лагеря. При этом Мамай не оставлял надежд заключить союз и с Москвой, ради чего периодически посылал на Русь свои делегации.

Эти попытки хана Мамая «договориться» зачастую воспринимались русичами с отрытым презрением и ненавистью. В Нижнем Новгороде суздальское войско раздело донага, а затем спустило под лед все посольство Мамая. Беклярбек в долгу не остался: он настиг праздновавших победу суздальцев и вырезал всех до единого.

Почувствовав вкус крови, хан продолжил движение в сторону Московского княжества. После этого и произошла знаменитая Куликовская битва, поражение в которой не только принесло Мамаю несмываемый позор, но еще и сделало крайне шатким его положение в Золотой Орде.

После гибели юного престолонаследника Мухаммеда, за которого фактически правил Мамай, Тохтамыш получил серьезный вес на политической арене, поскольку имел больше шансов стать новым законным правителем Сарая. Остатки разбитого мамайского войска стали сами ему сдаваться.

Бесславный конец и переписанная история

Хан Мамай в отчаянии просил помощи у союзников, однако после поражения он перестал их интересовать. В итоге бывший правитель Сарая расстался с жизнью где-то в Кафе (сейчас это Феодосия). По одной из версий, его зарезали шпионы Тохтамыша, по другой — генуэзские наемные убийцы.

Так или иначе, но время правления Мамая прошло. Как политическая фигура, он исчерпал себя и оказался больше не нужен. И вот на волне похода против Московского княжества Мамай стал приобретать ореол славы казака-освободителя. Куликовская битва произошла в XIV веке. Образ Мамая был возрожден и «раскручен» приблизительно 400 лет спустя.

Интересно, что не только украинская национальная идея подпитывалась сомнительным героизмом «казака» Мамая. В Польше его образ также стал предметом культа. Князья Глинские считали себя потомками этой одиозной личности. Согласно их логике, Иоанн Грозный также был потомком Мамая, ведь его матерью являлась полька Елена Глинская.

Образ «славного казака Мамая» мог сформироваться именно под влиянием легенды Глинских. Их родственники, князья Вишневецкие, Ружинские и Острожские напрямую повлияли на становление Запорожской Сечи. Они и могли принести запорожцам легенду о казаке Мамае, который на самом деле и украинцем-то никогда не был, не то что казаком.

Источник

О бегстве Мамая в Крым и его гибели

О бегстве Мамая в Крым и его гибели

Несомненно, у бекляри-бека были подчиненные, которые готовы были следовать именно за ним, а не за подставным ханом. Но Мамай благоразумно решил не губить своих приверженцев в сражении, которое было уже заранее проигранным. Вместо этого с несколькими наиболее близкими эмирами и телохранителями бекляри-бек оставил поле боя и помчался в Крым. Слишком понадеявшись, впрочем, на преданность своих сторонников, он не успел позаботиться о собственном гареме и находившихся при нем женщинах из рода Бату: все они попали в руки Токтамыша.[296] Среди них оказалась и ханша Тулунбек-ханум, которую взял в жены сам хан-победитель (несколько лет спустя он ее казнил).[297]

Путь Мамая лежал в его родовые владения в Крымском тюмене. Однако он прекрасно понимал, что новый хан отправит за ним погоню (что тот и сделал), и не был уверен, что оставшиеся в Крыму даруги по-прежнему будут сохранять ему верность, когда узнают о катастрофе на Калке. Поэтому Мамай решил добраться до Кафы: этот город, хотя и считавшийся владением золотоордынских ханов, вместе с тем принадлежал Генуе, и бекляри-бек (уже бывший!) надеялся, что Токтамыш не осмелится захватить его там силой, и он, Мамай, сумеет на какое-то время найти здесь убежище, прежде чем снова начать действовать.

Однако городская коммуна Кафы отказалась даже впустить его в город, вполне справедливо опасаясь гнева хана-победителя. Впрочем, и умертвить Мамая «отцы города» тоже не рискнули, поскольку не знали намерений Токтамыша в отношении бекляри-бека: хан мог его казнить, но мог и простить, и возвысить, как это нередко бывало в те смутные времена. Поэтому кафинцы приняли единственно верное в таких условиях решение: они не позволили Мамаю войти в город, посоветовав ему отправляться восвояси.[298]

Мамаю ничего не оставалось, как возвращаться в пределы Крымского (Солхатского) тюмена. Скрываясь от разъездов Токтамыш-хана, он добрался до Солхата, где еще так недавно располагалась его ставка — резиденция могущественного бекляри-бека Золотой Орды. Принимая во внимание характер Мамая и его прежнюю деятельность, трудно допустить, что он намеревался просто спастись бегством, скрыться от ханских войск, чтобы прожить остаток жизни в постоянной тревоге, что его узнают, схватят и казнят. Гораздо больше оснований считать, что он планировал найти легитимного претендента на трон, провозгласить его ханом, собрать новые войска и, возможно, переманить на свою сторону без боя значительную часть армии Токтамыша — точно так же, как сам Токтамыш нынче поступил с ним.

Однако планам Мамая не суждено было сбыться: когда он попытался укрыться от преследователей за стенами Солхата, его просто-напросто не впустили в город. Причем решение солхатского правителя Кутлуг-Буги и городского населения предать бекляри-бека было единодушным: Кутлуг-Буга рассчитывал сохранить свой пост и при новом хане,[299] а жители Солхата возненавидели Мамая после того, как он, задумав обнести город стенами, обложил местное население новыми налогами, да еще и заставил их гнуть спины на строительстве.[300]

В самом конце 1380 или начале 1381 г. Мамай был настигнут сторонниками Токтамыша под Солхатом и умерщвлен.[301] Впрочем, новый хан с уважением отнесся к памяти своего знаменитого противника и позволил его приверженцам похоронить его с почестями.[302]

…В 1994-1995 гг. под городом Старый Крым археологи обнаружили курган, содержащий захоронение второй половины XIV в., принадлежащее видному сановнику Золотой Орды или же племенному вождю. Находившийся в гробнице скелет принадлежал мужчине невысокого роста (ок. 1,5 м) в возрасте около 50 лет. Ряд косвенных свидетельств позволяет предполагать, что это и есть могила Мамая.[303] Степной курган, почетные похороны, да недобрая память среди местного населения в течение последующих веков — вот и все, чего удостоился после смерти выдающийся деятель, в течение 20 лет управлявший значительной частью Золотой Орды!

А дальше в дело вступили историки и публицисты, создавшие «своего» Мамая, образ которого никак не соотносился с реальным политическим деятелем. Этой «жизни после жизни» выдающегося ордынского политического деятеля посвящена вторая часть настоящей книги.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

47. Аполлоний-Христос отказывается от мысли о бегстве и собирается явиться на суд римского правителя

47. Аполлоний-Христос отказывается от мысли о бегстве и собирается явиться на суд римского правителя Пройдемся теперь по второй половине рассказа Филострата «о бегстве Аполлония», имея в виду, что сейчас мы уже вступаем в события последних дней императора

Стоило ли при Каннах искать спасения в бегстве?

Стоило ли при Каннах искать спасения в бегстве? В это же время из Сицилии пришло письмо Марка Марцелла о жалобе воинов, спасшихся от гибели при Каннах[52]. Они служили под начальством Публия Лентула, наместника римских владений в Сицилии, и с его разрешения прислали своих

58. О походе Магнуса конунга в Бьёргюн и бегстве Сверрира конунга на север в Нидарос

58. О походе Магнуса конунга в Бьёргюн и бегстве Сверрира конунга на север в Нидарос Магнус конунг поплыл без остановки на юг в Ставангр. Там собралась большая часть оставшегося у него войска. Насколько людям было известно, в битве у Норднеса погибло не меньше трехсот

68. О бегстве берестеников и походе Сверрира конунга

68. О бегстве берестеников и походе Сверрира конунга Теперь надо рассказать кое-что о берестениках. Многие из них были в городе, в банях, и это нападение застало всех их врасплох. Бард сын Гутхорма спохватился первым и сразу же со всеми своими людьми двинулся по дороге

1 | О ТОМ, КАК ЁСИТОМО НАПАЛ НА РОКУХАРА, А ТАКЖЕ О БЕГСТВЕ НОБУЁРИ И О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ ЁРИМАСЫ

1 | О ТОМ, КАК ЁСИТОМО НАПАЛ НА РОКУХАРА, А ТАКЖЕ О БЕГСТВЕ НОБУЁРИ И О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ ЁРИМАСЫ Левый конюший Ёситомо подступил к берегу реки Камо около Шестого проспекта и увидел, что люди из Рокухара в ожидании нападения разобрали мост, что был на Пятом проспекте и устроили

3.2. Рассказ Энея о последнем дне Трои и его бегстве с семьёй

3.2. Рассказ Энея о последнем дне Трои и его бегстве с семьёй Семейство Энея, находящееся в Трое, подвергается смертельной опасности. Яростный царь Пирр громит троянцев и наконец нападает на главный дворец Приама. Эней оказывается свидетелем лютого погрома, но счастливо

47. Аполлоний-Христос отказывается от мысли о бегстве и собирается явиться на суд римского правителя

47. Аполлоний-Христос отказывается от мысли о бегстве и собирается явиться на суд римского правителя Пройдемся теперь по второй половине рассказа Филострата «о бегстве Аполлония», имея в виду, что сейчас мы уже вступаем в события последних дней императора

3.2. Рассказ Энея о последнем дне Трои и о его бегстве с семьей

3.2. Рассказ Энея о последнем дне Трои и о его бегстве с семьей Семейство Энея, находящееся в Трое, подвергается смертельной опасности. Яростный царь Пирр громит троянцев и, наконец, нападает на главный дворец Приама. Эней оказывается свидетелем лютого погрома, но счастливо

О гибели Мамая в Кафе от рук генуэзцев

О гибели Мамая в Кафе от рук генуэзцев Согласно сообщению ряда «памятников Куликовского цикла», Мамай, после того как его войска без боя перешли на сторону хана Токтамыша, бежал в Кафу и был убит там местными «фрягами», пожелавшими захватить его богатства, которые он

О происхождении Мамая

О происхождении Мамая Как мы убедились, разные мифы о Мамае и его деятельности возникали в различные эпохи — от времени сразу после его гибели до недавнего прошлого. Однако мифы о нем не менее успешно создаются и сегодня. Их творчеством активно занимаются некоторые

О соратниках Мамая

О соратниках Мамая Некоторые современные «научные сенсации», касающиеся эпохи Куликовской битвы, казалось бы, не имеют отношения к создаваемому негативному образу Мамая напрямую. Однако они косвенно дополняют его, делая более достоверным и убедительным. К числу таковых

Армия Мамая

Армия Мамая Войска Золотой Орды 1. Тяжеловооружённый знатный всадник-копейщик (1 линия построения).Защитное вооружение включает в себя кольчугу с короткими рукавами, поверх которой надет кольчато-пластинчатый доспех кирасного типа, состоящий из скреплённых кольцами

«Беглецы думают только о бегстве»

«Беглецы думают только о бегстве» После допущенного промаха Тигр проявил немалое мужество. Его двоюродный брат Хайдар отмечает, что «Бабур обладал большим мужеством, чем остальные члены его рода. И ни один из его соплеменников не переживал таких необыкновенных

5. Соответствие с ветхозаветным рассказом о бегстве Моисея и гибели войск фараона в море

5. Соответствие с ветхозаветным рассказом о бегстве Моисея и гибели войск фараона в море 5.1. Сражение на морском берегу Конечно, данное повествование Тита Ливия довольно расплывчато. Тем не менее, соответствие с библейским сюжетом о переходе Моисея «через воды» и гибели

Источник

Вознесение и падение золотоордынского генерала Мамая

Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть фото Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть картинку Что случилось с мамаем после бегства. Картинка про Что случилось с мамаем после бегства. Фото Что случилось с мамаем после бегства

История навечно связала имя Мамая с его поражением в Куликовской битве в 1380 году от войска Дмитрия Донского. Однако ранее в 1363 году Мамай самолично выдал ярлык на великое княжение в Москве этому же князю Дмитрию.

Он сам и московская элита общенародно признала свою зависимость от Мамая. Но кем был Мамай на самом деле? История говорит, что он был самозванцем и действовал вопреки воле Орды.

Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть фото Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть картинку Что случилось с мамаем после бегства. Картинка про Что случилось с мамаем после бегства. Фото Что случилось с мамаем после бегства

Восхождение Мамая на ханский трон Золотой Орды

Начало падения Мамаевого царства

Кроме того, золотоордынские шпионы Тохтамыша смогли скомпрометировать Мамая перед московской элитой, которая поняв отсутствие у Мамая поддержки в Орде, бросила ему открытый вызов, отказавшись платить дань.

Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть фото Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть картинку Что случилось с мамаем после бегства. Картинка про Что случилось с мамаем после бегства. Фото Что случилось с мамаем после бегства

Армия Мамая вдвое превышала численность московских защитников и он не раздумывая бросил ее против Дмитрия, которого считал обязанным ему своим княжением в Москве. Однако в помощь московскому князю выступил князь Вдадимирский

Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть фото Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть картинку Что случилось с мамаем после бегства. Картинка про Что случилось с мамаем после бегства. Фото Что случилось с мамаем после бегства

Памятник Дмитрию Донскому

Мамай не имел возможности для передышки. Тохтамыш, узнав о поражении его соперника на Куликовом поле решил ударить по остаткам его армии. Уже месяц спустя армия Тохтамыша настигла Мамая на Днепре и дала сражение, вошедшее в историю как битва на Калках. И опять место у реки Калки было неудачным для мамаевского войска, привыкшего сражаться в открытом поле. Притоки Днепра лишали конницу маневра, а пешие войска не успевали менять позиции. Любопытно, что здесь же при битве на Калке, в тринадцатом веке монголы впервые нанесли поражение русской армии.

Солдаты Мамая, понимая бесполезность сопротивления Тохтамышу стали сдаваться. В итоге Мамай со своей свитой бежалт в Крым, оставив врагу свой гарем и жену Тулунбек ханум из рода Джучи. Эта потеря была окончательным крахом Мамая. В Крыму Мамай был схвачен в городе Кафа (Феодосия) и казнен в том же 1380 году по приказу хана Тохтамыша. Его могильный курган находится у крымского села Айвазовское.

Вот такая поучительная история, достойная экранизации. Надеюсь вы оцените эту историю и подпишетесь на мой блог. Спасибо!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть фото Что случилось с мамаем после бегства. Смотреть картинку Что случилось с мамаем после бегства. Картинка про Что случилось с мамаем после бегства. Фото Что случилось с мамаем после бегстваlsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

В наше время имеется еще немало сведений в различных летописях и другой исторической литературе по поводу личности татарского темника (полководца) Мамая. Его биографию пытались исследовать многие наши современники, но, натолкнувшись на весьма скудные, но емкие сведения, начинали сникать и скромно повторять заезженные слова про татарина-захватчика. Лев Гумилев считал, что на стороне темника Мамая сражались поляки, крымцы, генуэзцы, ясы, касоги, а вот волжских татар в его войске было немного.

Сто пятьдесят лет назад самый русский немец Е.И.Классен обратил внимание ученых на общие ошибки при написании истории и обозначении народов: в классификацию народов и национальностей ученые собирают все мыслимые и немыслимые признаки – религиозные, профессиональные, территориальные, производные от имен собственных полководцев, названий местностей, рек, морей и гор (топонимики).

Таким образом, современный житель Краснодарского края может иметь не одну «национальность», руководствуясь научными классификациями.

Приведу пример: житель Таманского полуострова, омываемого двумя морями, может быть краснодарцем (по наименованию края), кубанцем-кубманом, таманцем, понтийцем (черноморцем), меотом (житель побережья Меотийского озера или болота), азовчанином (Азовское море), предкавказцем, кавказцем, горяком (жителем гор), азиатом, христианином, мусульманином (от полководца и священника Мосула), магометанином (последователем Магомета), исламистом (последователем учения Исмаила, близкого магометанству), анапчанином, синдом, казаком, арийцем, пограничником (украинцем), строителем, лекарем, пекарем, щитником (изготовителем щитов или сколотом), скифом (стрелком), кельтом (обладателем боевого топора), латником (изготовителем или обладателем лат), русом (по цвету волос), аланом и т.д., не считая фамилии, имени и отчества.

Что же мы видим у историков древности? Здесь по их версии проживают, практически все из перечисленных народов. Та же болезнь преследует современных ученых. При этом ни один из ученых (за редким исключением в отношении малых народов) не говорит, как сами себя эти народы называют.

Придерживаясь этих правил, можно уяснить одно, что любая малочисленная семья – многонациональное государство. Что и требовалось политикам и их наемникам-историкам! Раз здесь эти народы жили, значит, имеют право на современное проживание.

Возвращаясь к нашему герою, можно найти все те же признаки. Потому по сей день, гадают наши ученые, какой был национальности Мамай.

Первым из современных ученых, заявившим во весь голос о происхождении Мамая, был Ю.А.Шилов, теперь уже украинский ученый. Он напомнил читателям о думах (сказаниях) о казаке Мамае, раскрывающих его славное прошлое в борьбе за единую Русь и сохранение древних традиций. Вот только не всем это пришлось по душе: столько лет лелеяли идею раскола двух арийских ветвей: тюркской и славянской, и вот появился человек, который рушит идеологический прием «Разделяй и властвуй!».

Напомню читателю некоторые моменты в истории за несколько столетий до наступления пресловутого монголо-татарского ига.

В 965 году киевский кнез-князь Святослав совершил длительный поход по вассальным землям Козарии (именно так написано в сохранившихся списках с летописей, Хазарией эти земли станут стараниями поздних историков) и разрушил несколько городов в самой Козарии. Летописцы указывают путь следования дружины Святослава: Киев – Верхнее Поволжье – Дон – Нижнее Поволжье – Самкерц (Тамань) – Киев. Чтобы решиться на такое предприятие, нужно было обладать огромными средствами и запасами продуктов питания и фуража, чтобы прокормить армию во время похода такой длительности, но суть не в этом. После разгрома Козарии часть его населения, исповедовавшая ветхозаветный иудаизм, называвшийся караимством под именем караимов переселилась в Готфию или Тавриду (так в те времена назывался Крым) и некоторая часть этого населения ушла в Прибалтику, где успешно проживает и поныне, сохранив в чистоте древний тюркский язык. Основное население Козарии исповедовало язычество в форме поклонения солнцу и величались они татара (тата Ра – отец Бог). Они также двинулись в Готфию и на Кавказ, чтобы укрыться в горной местности от истребления христианами. В этих местах проживали родственные по языку народы, но имело место другая ветвь христианства, не столь радикальная по своей сути как, шедшее из Европы (в то время еще Венедии).

Судя по сохранившимся данным, родиной Мамая было Лукоморье – то самое Лукоморье русских сказок, берег Русского (Черного) моря, территория (терра Тора) легендарной Черной Руси, участок берега от Крыма до Днепра. Отсюда началось его восхождение по ступенькам военной лестницы, сюда же он бежал после поражения в 1380 году. Здесь или в Кафе (Керчи) нашел свое последнее пристанище, оставив в памяти народной топонимические названия в реках (Мамайка), возвышенностях (Мамаев курган) и многочисленных русских фамилиях и народных приданиях в южнорусских землях. Только в одном документе имеются свидетельства того, что Мамай принадлежал к роду Кыйан (что позволяет считать украинским ученым Мамая своим земляком).

Первые упоминания о Мамае в отечественных летописях относятся к 1361 году по новому летоисчислению. В тот год Мамай, полководец Алтын Урус (Золотой Руси, после правки глобализаторами – Золотой Орды) поддержал юного князя Дмитрия, сына умершего Ивана II Ивановича в борьбе за Владимирский престол. В то время (1359) власть великого князя досталась Дмитрию Константиновичу Суздальскому, имевшему солидную дружину и авторитет среди удельных князей. Ему ничего не мог противопоставить наследник покойного московского князя 9-летний Дмитрий Иванович. Вот тогда и появился посланник Орды, талантливый полководец и разумный политик Мамай. В то время он еще не мог предположить, чем может обернуться для него подобная поддержка.

Великая (Большая) Орда того периода уже испытывала сложные внутренние процессы. В том же 1361 году происходит отделение (отпад) мусульманского Хорезма от Большой Орды. В Поволжье ханы с трудом удерживают ситуацию в руках: часть Орды приняла христианство, но еще большая часть принимает мусульманство (учение полководца азиатских торков или гузов Мосула о едином Боге). Подобные брожения уже существуют на землях Орды от Волги до Днепра, хотя большая часть населения Орды этого района еще исповедует солнечный культ, но уже сильны позиции мусульманства, магометанства и христианства.

В этом же году отделяется от Орды мордовский князь Булат, принявший христианство. Великое Княжество Русское, Литвинское и Жемайтское (в позднее время, когда из Московии сотворили Русь, то указом царя в 1840 году заменили это название на Литву) продолжает расширять свои владения и наносит поражение татарским войскам на Синих Водах. Тверь вступает в союз с ВКЛ и объявляет войну Москве в 1367 году в борьбе за Владимирский престол (тесть Ольгерда, Михаил Тверской из рода Рюрика имел немалые основания быть великим князем). В следующем году великий князь Ольгерд разбивает при Тростенском озере московские полки, усиленные татарами и оказывается уже под стенами Москвы («первая литовщина»), но после непродолжительной осады при приближении отрядов Мамая снимает свои войска и отступает.

В 1372 году Золотая Орда распадается окончательно на семь территорий: царство Мамая между Волгой и Днепром; Новый Сарай; бывшая Болгария на Каме; Мордовия; Ас Тархан (позднее Астрахань); Сарайчик; Крым. В Заволжских землях мы продолжаем встречать название Большая (Великая) Орда.

В этом же году встречаются московская и литовские рати под Любутском. После долгого стояния и переговоров, не став испытывать судьбу, оба князя заключили мир и разошлись. Следующий год известен сближением Ольгерда с митрополитом Киприаном и союзом с Олегом Рязанским.

В 1374 году нижегородцы перебили послов Мамая, а рязанцы напали на небольшой татарский отряд. В отместку Мамай направил свои войска на усмирение восставших: была взята и сожжена Рязань и несколько нижегородских поселений за рекой Пьяной. В это время Ольгерд вторгся с крестовым походом в земли Мамая с запада. Вторжение Ольгерда было успешно отражено в конце года, и Мамай вновь направил свой отряд в нижегородские земли и на город Новосиль.

Следующий год отряды Мамая проводят в ряде походов по усмирению юго-восточных нижегородских земель. Летом в Орде Мамай вручает ярлык на великое Владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому. В ответ на эти действия, на Тверь отправляется объединенное войско князей Северо-Восточной Руси. После восьмидневной осады Твери происходит подписание мирного договора, в котором Михаил Тверской признает себя «братом молодшим» московского князя Дмитрия, отказ от претензий на великое княжение и возможности вести внешнюю политику и торговлю. В том же году происходит набег новгородских ушкуйников на ордынские земли от Костромы до Астрахани (1375) и поход Дмитрия Ивановича на земли волжских татар. Таким образом, стало неизбежным столкновение Мамая с усиливавшимся Дмитрием Московским.

В 1376 году литвины (белоруссы) захватывают Галицию (Червоную Русь) и при их участии происходит назначение Киприана на митрополичий престол в Киеве. В это же время происходит захват власти в части земель Золотой Орды (Поволжье, Сев. Кавказ, Сев. Причерноморье) Тохтамышем и создание им Белой Орды. После захвата земель, входивших в земли царства Мамая, Тохтамыш становится злейшим врагом царя Мамая. Этот фактор и решили использовать в своем сценарии глобализаторы.

В следующем году в великом княжестве Литвинском (Белой Руси) к власти приходит Ягайло, который ищет союз с Мамаем для укрепления собственной власти. Московский князь Дмитрий Иванович одержал победу над золотоордынским войском мурзы Бегича на реке Воже. Это была первая крупная победа московских войск над большим войском Алтын Урус. В 1379 году Дмитрий Иванович идет с войском в западные русские земли.

В 1380 году Мамай заключает союз с литовским князем Ягайло, к которому примкнул Олег Рязанский.

Далее приведу несколько выдержек из летописи «Сказание о Мамаевом побоище», более похожую на поэтическое произведение, чем на серьезный исторический документ, в котором среди восхвалений христианским ценностям иногда проскальзывают реальные факты. Иногда сведения расходятся со здравым смыслом и чувствуется рука позднего правщика (В те времена существовало четкое разграничение, где русские земли, где словенские, а где – московские. На протяжении еще нескольких столетий Московию не называли Русской землей, продолжали ездить из «Москвы на Русь», когда нужно было попасть в Поднепровье).

Не всем фактам можно верить, но постараюсь их прокомментировать. Например, великий князь Ольгерд уже несколько лет, как умер, но он продолжает фигурировать наряду со своими сыновьями Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским, оставившими литовские войска и пришедшими на помощь москвичам. Здесь все понятно: власть им не досталась по наследству в ВКЛ после отца-христианина, в бывшем тогда еще языческом государстве, а по закону был избран лучший из князей – Ягайло. О самом Мамае летопись говорит, что «. имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан». В словах Дмитрия Московского десятки раз звучит желание «пострадать или умереть за веру христианскую против татар-безбожников». Святой Сергий, благославляя князя, «. окропил его священной водой и все христолюбивое его войско, и осенил великого князя крестом Христовым – знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая бога, и господь бог будет тебе помощником и заступником».

Здесь впервые названы настоящим именем воины Мамая – «половцы». Напомню, что в официальной истории половцы (кипчаки – по-арабски) канули в вечность два столетия назад. Представление о вероисповедывании воинства Мамая говорят такие слова: «сказал же князь великий брату своему, князю Владимиру: «Поспешим, брате, навстречу безбожным язычникам, поганым татарам. ». (Прим. авт.)

Все повествование посвящено длительной подготовке князя Дмитрия к походу в чужие земли, затем выставление сторожевых постов и подготовке места предстоящего сражения. За несколько дней до самого сражения объединенное московское воинство прибыло к месту битвы, выбранное его полководцами две недели назад. «Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим Владимиром Андреевичем, и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями, именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, как и кому подобает стоять.»

«Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя черное, и сошел с коня, и на другого коня сел, и сбросил с себя одежду царскую, и в другую оделся. Прежнего же коня своего отдал Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду на него воздел, ибо любил он его сверх меры, и знамя свое черное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя».

«Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих: Перуна и Салавата, Ираклия (это в переводе, в древнерусском тексте: Херкле, что по-скифски означает Геракла) и Хорса и великого своего пособника Магомета.»

В тексте точно указывается, каким богам поклонялся сам Мамай. Кроме этого видно, что в его армии были и магометане. Этот вопрос мы уже рассматривали ранее. (Прим. авт.)

После удара засадного полка началось отступление войска Мамая, переросшее в бегство. Бежал и сам царь Мамай.

Дмитрий Иванович, объезжая поле брани, обратился к своему воинству: «Братья, русские сыны, князья, и бояре, и воеводы, и слуги боярские! Судил вас господь такою смертию умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство».

Обращаю ваше внимание еще на такой факт: ни разу летопись не сообщает о монголах или о монголо-татарском иге, против которого могли бороться московские воины. Здесь не чувствуется и одним словом защита. Весь сюжет повести пронизан атакующим духом! Сплошные цитаты из Библии и полная уверенность в своей правоте в борьбе за «христианские ценности». Кстати сказать, отсутствуют в ней и поздние фантазии насчет стрелковых полков генуэзцев и иных представителей зарубежных государств – союзников «иностранца» Мамая. (Прим. авт.)

Вскоре Мамай был разбит в своих землях Тохтамышем, а потом и убит. На этом можно было бы и остановить наше повествование, подведя итог не в пользу славян-староверов, потерпевших жестокое поражение на поле Куликовом. Отметим еще одну деталь: союз Москвы с мусульманином Тохтамышем был более приемлем, чем со славянами. В те времена различие между христианством и исламом было незначительным, что позволяло им «сотрудничать» против язычества. На московских монетах еще два столетия спустя будут штамповаться арабские тексты и хваления Аллаху.

В год смерти Дмитрия Ивановича Московского в 1389 году один из сыновей Мамая спас от смерти великого князя Великого Княжества Русского, Литвинского и Жемайтского под деревней Глина, за что получил титул князя Глинского. От него пошла династия князей Глинских, которой предстояло еще сказать свое слово в европейской политике. В 1421 году в Киеве крестился внук Мамая Олекса или Алексей, которого в христианской хронологии принято считать родоначальником Глинских. Его сыновья возвысили свой род, имеющий царские корни. В те годы в Европе было почетно иметь родство с этой фамилией. Породнились с нею и великие князья Московские: в 1526 году состоялось венчание Василия III с Еленой Васильевной Глинской. В 1530 году родился у них сын Иван IV Васильевич, прозванный Грозным за наведение порядка в стране. Таким образом, через полтора столетия на московском престоле появился царь с богатой родословной, идущей от самого царя Золотой Руси Мамая.

С прискорбием сообщаю, что поражение славян на Куликовом поле привело почти к полному «охвату» земель чуждой религией. Потому эта глава помещена в книгу «Славяне» как подводящая некоторый итог и опровергающая «разовое» крещение Руси в 988 году. Разбив своих религиозных противников – староверов (но не уничтожив окончательно), иудо-христиане стали готовиться к новым битвам со своими братьями во Христе, имеющими некоторые религиозные отличия в обрядах и называемые старообрядцами. Но это уже особая глава в истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *