Что случилось с лодкой она утонула
Она утонула. Памяти брошенного экипажа АПЛ «Курск»
12 августа 2000 года в Баренцевом море, в 90 км от берега на глубине 108 метров затонула атомная подводная лодка «Курск». Весь экипаж в количестве 118 человек погиб. Но и по сей день так и нет достоверной информации о гибели «суперпрочной с большим запасом живучести» атомной подводной лодки «Курск» класса «Антей» с бортовым номером К-141.
Государственная комиссия, созданная для расследования данной трагедии, так и не вскрыла и поэтому не были обнародованы истинные причины гибели новейшего атомохода и его экипажа
Не были названы и преступники, погубившие лодку и экипаж. Интересное получается дело – 118 погибших есть, а виновника нет.
Да и всерьёз нельзя принимать заключение президента В. Путина, когда на вопрос:
Версий, объясняющих, почему подводная лодка «Курск» оказалась на дне, в средствах массовой информации высказано немало, что само по себе характеризует ситуацию как уникальную. Однако в связи с тем, что лодка утонула от полученных сильных повреждений корпуса, то специалисты пока сошлись на одном: лодка пострадала от сильного динамического удара.
Сообщалось, что в районе полигона учений регулярно находились в боевом патрулировании три иностранные субмарины: две американские и одна английская. Гидроакустики «Курска» до этого не раз засекали «пасущиеся» иностранные подлодки в районе учений, поэтому к их присутствию уже как-то «привыкли» и на это мало обращали внимание. Потеряли бдительность. Тем более что эти лодки принадлежали «дружественным» теперь нам странам.
В этот момент норвежская служба по регистрации землетрясений зафиксировала два последовавших один за другим мощных взрыва. Место, где они были зафиксированы, хорошо согласовывалось с положением «Курска». На российском флагмане «Петр Великий» также были зафиксированы не только эти два мощных взрыва, но и последовавший после них и третий, но более слабый.
Место гибели подлодки «Курск» было обнаружено очень быстро – через 3,5 часа, хотя в среднем на это, как утверждали специалисты со стажем, уходит где-то суток семь. На поверхности моря видели только иностранный полузатопленный бело-зеленый буй. В 330 метрах от затопленной лодки на дне был обнаружен предмет, напоминающий ограждение рубки чужой подводной лодки. На месте трагедии многие прослушивали периодический стук в борт лодки изнутри, что послужило поводом говорить о том, что внутри лодки еще были живы люди. Кроме того, гидролокаторы надводных российских кораблей там же засекли «некий крупный подводный объект», который со временем исчез с экранов локаторов.
После этой трагедии в Баренцевом море в один из норвежских ремонтных доков заходила новейшая американская подводная лодка-ракетоносец класса «Мемфис».
На запрос осмотреть две американские лодки, которые несли боевое патрулирование в эти дни в Баренцевом море, американская сторона ответила отказом. Требование российской общественности поднять подводную лодку сопровождалось многочисленными объяснениями со стороны некоторых высокопоставленных лиц России о необходимости оставить ее в покое в качестве «братского саркофага»…
Вот те основные факты, взятые только из публикаций в «Комсомольской правде» за №№ 148 (22372) – 168 (22392) 2000 года, на основе которых вырисовывается следующая картина (версия) гибели атомной субмарины «Курск», с которой можно соглашаться или не соглашаться.
Все знали, что атомная подводная лодка «Курск» – это новейшая российская «суперпрочная с большим запасом живучести» лодка. И, по всей видимости, под занавес учений решили проверить эту «суперпрочность» на деле и убедиться в ее «большом запасе живучести». Именно поэтому данную боевую задачу решили проводить на мелководье для такого класса подлодок, чтобы облегчить спасательные операции в случае ее затопления. И экипаж был выбран самым лучшим на Северном флоте, так как в нештатных ситуациях наиболее правильное и быстрое решение может принять только лучший экипаж.
Но главным в этом, по всей видимости, были все-таки политические цели. В случае гибели лодки можно, во-первых, требовать от Думы принятия бюджета со значительным увеличением статьи расходов на развитие военно-промышленного комплекса в ущерб статьям по социальным защитам населения; во-вторых, снять с вооружения мощные современные атомные подводные лодки класса «Антей» до выяснения причин их слабой «сверхпрочности» и малого запаса «живучести»; в-третьих, можно смело ставить вопрос о значительном сокращении регулярной армии в пользу ее технического оснащения. Это как раз те вопросы, решение которых давно требуют от России наши «друзья» в США и в странах НАТО.
Внезапность поражения и быстрое потопление лодки для экипажа были настолько неожиданным фактом, что никто не только не воспользовался индивидуальными средствами спасения, которыми просто «напичканы» такого класса подводные лодки, но и не выбросили даже буй, хотя бы в качестве сигнала о том, что на лодке еще оставались живые. Следовательно, весь экипаж погиб в первые минуты трагедии.
При этой атаке иностранная субмарина также пострадала, в связи с чем она выбросила буй бело-зеленого цвета, указывая свое местопребывание. Буй был замечен зарубежными «дружественными» нам службами слежения за атакой на «Курск» и в срочном порядке координаты нахождения пострадавшей субмарины были переданы другой иностранной подлодке, которая и поспешила ей на помощь. Ориентируясь по звуковым сигналам, периодически подаваемыми пострадавшей иностранной подлодкой, она подошла к ней, оказала «первую» помощь, после чего они обе затем незамеченными покинули район трагедии «Курска». Вот поэтому обнаруженный было в районе гибели «некий крупный подводный объект» со временем исчез с экранов локаторов надводных российских кораблей. С уходом пострадавшей иностранной субмарины прекратились и «периодически подаваемые сигналы».
После выхода из района потопления «Курска» пострадавшая лодка прямиком пошла в один из ремонтных доков Норвегии. Получив там «вторую» помощь, она затем отправилась на свою военную базу постоянной прописки.
Именно трагичность выполнения последнего боевого задания в проведенных морских учениях повергло в шок высшее военное руководство России. Оно под всеми предлогами откладывало организацию проведения спасательных работ, чтобы дать возможность иностранным субмаринам не только убраться из района потопления «Курска», но и постараться убрать всевозможные предметы (бело-зеленый буй, ограждение рубки и так далее), которые так или иначе указывали бы на причастность иностранных военных подлодок в уничтожении «Курска».
Обсуждение В. Путина с Б. Клинтоном о случившейся трагедии в Баренцевом море, а также всевозможные консультации высшего военного руководства России, США и НАТО в ответ на последовавший резонанс в российском обществе, привели их к выводу о необходимости под всеми предлогами вообще не трогать лодку.
Все понимали, что если подводную лодку поднять на заводские стапели, то исследования вскроют истинные причины гибели подлодки «Курск». Вот поэтому среди представителей власти оказались лица, которые и не были заинтересованы в ее подъеме. В крайнем случае, они старались делать все, чтобы лодка как можно дольше оставалась в морской пучине, и тогда остатки трагедии (металлическая пыль, осколки от разорвавшихся боекомплектов и так далее) подвергнутся солевому разъеданию или же со временем сильно проржавеют, либо морские течения занесут их илом. Или же зарубежные «друзья» тайно извлекут те части лодки, которые более всего отражают причину ее гибели, и подвергнут их «бесследному исчезновению».
Другими словами, они были вынуждены делать все так, чтобы как можно меньше осталось доказательств о причастности иностранных субмарин в гибели «Курска», ибо в противном случае вместе с лодкой всплывут и организаторы этой трагедии. И тогда всем станет известно: кто, когда и где договаривался об уничтожении подводной лодки «Курск».
А если это так, то понятны и поведение правительства, президента, скорость, с которой лодка была обнаружена, почему норвежцам категорически запрещали осматривать носовой отсек и так далее. Вот поэтому, по всей видимости, и не разрешили американцы осмотреть принадлежащие им те две субмарины, которые находились в то время на боевом патрулировании в Баренцевом море. Вот поэтому можно было только приветствовать вдов и родственников экипажа «Курска», которые на обещание президента В. Путина, что он будет способствовать тому, чтобы «все, кто есть на борту «Курска», были изъяты из лодки, доставлены на берег», требовали сделать это только вместе с поднятием подводной лодкой.
Сегодня достоверно известно, что подводная лодка «Курск» поднята со дна Баренцева моря, но без первого отсека. И не потому ли это сделано, что «загибы корпуса от взрыва в первом отсеке направлены во внутрь, а не наружу, что говорит о проведенном внешнем взрыве»?
Однако бывший командующий Черноморским флотом Герой Советского Союза адмирал Эдуард Балтин считает («АиФ” №26 (1131) за 2002 год), что «Взрыв торпеды на борту АПЛ не является первопричиной последовавшей затем катастрофы. За всю сорокалетнюю историю эксплуатации этих торпед они ни разу не взрывались и не могут сами по себе взорваться”.
И в заключение следует отметить, что оставшиеся на дне фрагменты первого отсека взорвали. Официальное объяснение – для того, чтобы не мешали рыболовству. И этим оставили тайну гибели «Курска” на дне моря.
Причем навсегда?
Вечная память Русским морякам!
Мы помним о Вас!
Новое в блогах
Безразличие и ложь Путина. Подлинная история гибели подлодки «Курск».
Одним из первых трагических скандалов, давших гражданам РФ первое представление о том, кто вскарабкался на кремлевский трон с помощью Ельцина, что за человек, была история гибели и расследования гибели подводной лодки «Курск».
20 октября 2000 года к месту гибели АПЛ «Курск» прибыла экспедиция с российскими и норвежскими водолазами.
7 ноября водолазная операция закончена, из развороченного отсека извлечены в общей сложности пятнадцать тел моряков. 24 марта 2001 года подписано распоряжение о подъеме АПЛ «Курск», а 18 мая того же года подписан контракт на подъем лодки с голландской фирмой Mammoet. 6 июля экспедиция по подъему выходит в Баренцево море.
А вот 31 мая 2002 года начался подъем первого отсека подводки «Курск». Длился он долго и был завершен лишь 21 июня 2002 года. Видимо, собирали все мельчайшие обломки со дна. Неровен час поднимут какие-нибудь соседи-норвежцы. И будут доказательства столкновения с американцами.
Я живо помню псевдокомиссию по расследованию и ежедневные выступления по телевидению замерзшего Ильи Клебанова чуть не с палубы занимавшегося подъемом «Курска» судна. Эта самая длинная в истории РФ ложь длилась едва ли не год. Я сидел в это время в тюрьме «Лефортово» и с отвращением наблюдал всероссийскую ежедневную операцию: по приказу президента длительно лгали российским гражданам.
Вот дополнительные факты по трагедии «Курска», чтобы у граждан РФ не было сомнений. РИА-Новости от 6 декабря 2000 года, заголовок:»Российские военные самолеты преследовали иностранную подлодку 17 августа в Баренцевом море». Текст:
«Российские военные самолеты преследовали иностранную подводную лодку в Баренцевом море в районе учений Северного флота. Это, как передает корреспондент РИА-Новости, подтвердил Министр обороны России Игорь Сергеев. Накануне об этом факте сообщил на днях ушедший в отставку норвежский адмирал Эйнар Скорген. При этом он не исключал возможности столкновения российской подлодки «Курск» с американской субмариной. Адмирал также подтвердил факт захода в конце августа в один из норвежских портов подлодки «Мемфис» ВМС США. Комментируя высказывания норвежского адмирала, маршал Сергеев заявил, что специальная комиссия завершила работу и должна сделать выводы. При этом, по словам российского министра, сообщение Скоргена будет приобщено к документам комиссии и подвергнуто «самому глубокому анализу». Между тем США продолжают отрицать возможную причастность к гибели подлодки «Курск» в Баренцевом море американской субмарины. Как стало известно РИА-Новости из информированных источников в российской военной делегации в Брюсселе, шеф Пентагона Уильям Коэн заявил министру обороны Игорю Сергееву, что американская подводная лодка не могла быть причастна к возможному столкновению с «Курском»».
Сайт http://www.br.com тогда же сообщал в информации под заголовком «Гибель АПЛ «Курск»: новые подробности»:
«В Брюсселе министр обороны России Игорь Сергеев заявил, что по-прежнему приоритетной версией гибели АПЛ «Курск» остается столкновение с иностранной подводной лодкой и подтвердил вместе с этим факт подъема в воздух шести боевых противолодочных самолетов авиации Северного флота. Между тем министр обороны США Уильям Коэн продолжает утверждать, что американские подводные лодки к катастрофе отношения не имеют. Однако факты подтвердил норвежский вице-адмирал Эйнар Скорген, который пояснил, что поднимал пару своих самолетов на перехват российских машин. По сведениям из Норвегии американская подводная лодка «Толедо» после столкновения с «Курском» ушла с места катастрофы малым ходом. На лодке была разбита «морда», погибло семь моряков, частично разрушен винт и рулевая группа. В течение двух суток экипаж сумел справиться с последствиями столкновения и 15 августа под прикрытием двух натовских «Орионов» смог вывести лодку на глубину. Заход 18 августа АПЛ «Мемфис» для ремонта антенных устройств в норвежский порт был всего лишь частью операции по выводу из-под удара «Толедо». Также как и сообщение о возврате на базы всех английских многоцелевых АПЛ якобы из-за обнаруженных неисправностей в работе реактора на одной из них. Некоторые обстоятельства стали известны после увольнения Скоргена, который не сошелся во мнениях с руководством НАТО, точнее, с командованием ВМФ США, и позволил себе недвусмысленно указать на причастность американцев к катастрофе».
Еще 16 сентября 2000 года, то есть через месяц после катастрофы, на сайте Корреспондент.net была опубликована информация, взятая из газеты «Стрингер», под названием «Курск» столкнулся с американской подлодкой!» с подзаголовком «Последний таран». Привожу текст в сокращении: «118 жизней на алтарь победы Альберта Гора на выборах президента США возложил президент России. В редакции оказались материалы, безоговорочно доказывающие, что причиной гибели атомной подлодки «Курск» стало столкновение с американской субмариной SSN-23 USS Jimmy Carter класса «See wolf»(то есть «Морской волк»)». Далее редакция «Стрингера» пускается в оправдание президента Путина:
Далее «Стрингер» обосновывает свой текст.
Первый и второй идентифицируются с местом обнаружения АПРК «Курск» с круговым вероятным отклонением 150 метров. Третий был зафиксирован примерно в 700-1000 метров от точки, где находится «Курск». /:/ Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что версия о поражении «Курска» боевым изделием, взрывом водорода или минно-взрывным способом не представляется возможной. Так как в таком случае необъясним временной промежуток между двумя первыми взрывами.
Имеющиеся данные указывают на то, что вероятной причиной детонации боекомплекта в первом торпедном отсеке могло стать столкновение «Курска» с дном Баренцева моря, которое последовало после первого взрыва в 7.30 12 августа. На дне отчетливо виден след от лодки, длиной около 120 метров.
Далее «Стрингер» цитирует материалы Министерства обороны РФ о кораблях и самолетах НАТО в районе Баренцева моря.
17 же августа замначальника штаба ВМФ РФ вице-адмирал Александр Побожий провел в Брюсселе переговоры с командующим объединенными силами НАТО в Атлантике. По окончании встречи было заявлено, что достигнуто «полное взаимопонимание». Национальная принадлежность лодки-убийцы была окончательно установлена. 18 августа контр-адмирал Крейг Куигли из Пентагона заявил: «Из аварии «Курска» не следует делать выводовотносительно состояния готовности российского военно-морского флота. Ни из этой, ни из какой-либо другой аварии не следует делать подобных «макровыводов». Подобные несчастные случаи могут случаться по разным причинам с разными ВМС по всему миру. Сейчас наша забота в том, чтобы попытаться спасти членов экипажа, находящихся на борту подводной лодки». Результатом выступления адмирала Куигли стало то, что западная пресса как по приказу сменила тон в освещении трагедии «Курска». До этого западные СМИ писали о «кончине военно-морского флота РФ и мечтаний Путина о возрождении морской славы России». После стал преобладать человеческий, сострадательный мотив.
5 ноября 2001 года сайт Дни.ру сообщил, ссылаясь на Интерфакс, о позиции Генпрокуратуры: «Генпрокурор Владимир Устинов в очередной раз опроверг сообщение о том, что подводная лодка «Курск» могла погибнуть в результате столкновения с другой подводной лодкой. Как сообщает Интерфакс, Владимир Устинов заявил, что ни одного такого заключения на данный момент у следствия нет».
Между тем, все крупнейшие российские военно-морские специалисты высказались единодушно независимо один от другого, однозначно: да, было столкновение с подлодкой-убийцей.
«Была зафиксирована масса косвенных признаков наличия в непосредственной близости от аварийного «Курска» второго подводного объекта, также, возможно, аварийного. «Петр Великий» зафиксировал этот объект гидроакустическими средствами. Это было зафиксировано и визуально людьми, которые пытались вытащить из воды аварийные буи:
— Почему же найденный буй не был поднят? Ведь он мог бы являться доказательством столкновения.
— Буй удерживался кабель-тросом на глубине около трех метров. Фактически, он как бы висел на якоре. Этим якорем могло быть что угодно.
— В том числе другая подводная лодка?
— Да. И когда офицер пытался подцепить буй багром, у него ничего не получилось. К сожалению, дальнейшие обстоятельства привели к потере буя из-за ухудшения погоды. К вечеру 13 августа наши летчики на расстоянии примерно 18 миль к северо-западу от «Курска зафиксировали всплывавшие топливные пузыри. Потом противолодочные самолеты обнаружили уходящую из Баренцева моря подводную лодку. Такой же вылет был сделан на следующие сутки, чтобы подтвердить местонахождение этой подлодки, и по всем каналам сигнал наших гидроакустических буев был прицельно подавлен системой подавления «друзей» из НАТО.
— Почему же обнаруженный «подводный объект» был потерян, причем такими кораблями как «Петр Великий», «Адмирал Чабаненко», которые специально предназначены для поиска подводных лодок?
— Я, как начальник штаба, признаю, что это упущение. «Петр Великий», когда обнаружил затонувшую подлодку и зафиксировал при этом второй подводный объект, своей главной задачей считал наведение в кратчайший срок на «Курск» сил спасения. Может быть, это было неправильно. В этой ситуации нужно было выполнять и задачу спасения, и задачу выявления истинной причины катастрофы».
Еще одно признание: «Двадцать три человека в девятом отсеке, может быть, и погибли через восемь часов после катастрофы, уже тогда, когда отсек был затоплен. А в пятом и в пятом-бис могли и дальше оставаться живые моряки, которые продолжали стучать. И последние стуки мы слышали в 11.00 14 августа». Это неприятное для президента Путина признание. Ведь он дал санкцию ВМФ на привлечение иностранной помощи для спасения экипажа (напомню, что своих технических средств не было) только 16 августа. Когда уже двое суток как прекратился стук.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
«Курск»: 20 лет трагедии, которая потрясла, но укрепила неопытного Путина (Diario de Noticias, Португалия)
Взрыв торпеды на борту ядерной подводной лодки 12 августа 2000 года, произошедший во время военных учений в Баренцевом море, привел к гибели 118 человек. Российского президента, вступившего в должность за несколько месяцев до трагедии, критиковали за запоздалый ответ, но он пережил этот кризис.
На борту было 118 подводников.
Неопытный президент
Президенту, официально избранному в марте и прошедшему процедуру инаугурации в мае, о трагедии сообщили только сутки спустя. Позже выяснится, что хотя большая часть моряков умерла мгновенно, 23 из них выжили и оказались заперты на морском дне, ожидая помощи, пока у них не кончился кислород.
Контекст
Daily Mail: глубины отчаяния на подлодке «Курск»
Норвежский подводник: людей с «Курска» можно было спасти (FF)
ABC: «Курск» могла потопить американская подлодка?
Взрыв был зарегистрирован норвежскими сейсмографами (его сила была эквивалентна землетрясению в 4,2 балла по шкале Рихтера), но российские военно-морские силы узнали об аварии только 9 часов спустя и только тогда начали спасательную операцию. Население еще ничего не знало. Первое официальное объявление было сделано еще через 48 часов, в понедельник.
Помощь была отправлена, но низкое качество материалов, отсутствие технической возможности и плохая погода на Баренцевом море мешали попыткам пристыковаться к подлодке. Позже было установлено, что подводный аппарат, который должен был оказать помощь, никогда не проходил учений с «Курском». Это объяснялось экономическим кризисом и отсутствием у российских Вооруженных сил, как и у всей страны, денег.
Запоздалый ответ
В этот же день он наконец-то принял помощь других стран, которую раньше военно-морской флот России отвергал. В начале даже говорилось, что причиной катастрофы стало столкновение с иностранной подлодкой.
Путин вернулся в Москву только 18 августа и сообщил, что вероятность спасти экипаж была «очень низка, но существовала». Ему понадобилось еще 4 дня, чтобы наконец поехать в Мурманск, где он встретился с убитыми горем семьями, пообещал выплатить им денежные компенсации и достать со дна тела погибших, что и произошло в октябре 2001 года.
Накануне приезда Путина, норвежские водолазы после 30 часов работы (и борьбы с российской бюрократией) наконец смогли открыть задний люк подлодки и обнаружили, что отсек заполнен водой. Теперь было официально известно: выживших нет.
23 были живы в течение часов или дней
«Милые мои Наташа и сынок Саша. Если у вас это письмо, значит, меня нет. Я вас обоих очень люблю» — значилось в письме, которое в октябре обнаружили на теле старшего мичмана Андрей Борисова. Это доказало, что как минимум 23 моряка выжили во время первого взрыва и смогли укрыться в кормовом отсеке. Они оставались в живых, пока у них не кончился кислород. По официальной версии они погибли от отравления дымом спустя 8 часов, но есть предположения, что они оставались в живых в течение 5 дней.
Жесткие действия против СМИ
Освещение действий в СМИ, критика Путина во время происшествия, фото жен подводников, кричащих на выглядящего обеспокоенно президента — все это стало началом конца свободы прессы в России. Сейчас большинство СМИ в стране контролируется государством.
«С гибелью „Курска» началась ложь, — рассказал адвокат Борис Кузнецов, представлявший семьи 55 подводников в 15 годовщину трагедии». «Когда „Курск» затонул, государство стало вмешиваться в судебную и в правоохранительную системы. Государство стало подминать под себя средства массовой информации. Весь процесс свертывания демократии в России начался именно с гибели „Курска»», — сказал он в интервью «Радио Свобода».
Путин воспользовался последствиями трагедии, чтобы изменить модель российской армии, и впервые главой Министерства обороны страны стал гражданский — Сергей Иванов. С 2000 года стал расти военный бюджет.
В 2018 году вышел фильм «Курск» режиссера Томаса Винтерберга. Одну из главных ролей сыграл Колин Фёрт. Фильм основан на книге журналиста Роберта Мура «Время умирать».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Почему она утонула? Кто виноват в трагедии подводной лодки «Курск»
Адвокат родственников моряков «Курска» несколько лет вел собственное расследование и сейчас готовится выпустить фильм
19 лет назад, 12 августа 2000 года, произошла одна из самых масштабных трагедий современности — затонула подводная лодка «Курск», погибло 118 человек.
Адвокат родственников моряков «Курска» Борис Кузнецов несколько лет вел собственное расследование трагедии. По итогам он опубликовал две книги и сейчас готовится выпустить фильм.
Борис Кузнецов
«Липа» от начала до конца
— Чем вас не устроила официальная версия?
— А кто, по-вашему, среди виноватых?
— Целый список. Начиная с самого Путина, который, как Верховный главнокомандующий, не проконтролировал подготовку к крупнейшим учениям.
Была халатность при подготовке корабля и экипажа. В этом виноваты командующий ВМФ Куроедов, командующий Северным флотом Попов, его зам Моцак. После трагедии они переместились на другие места, а должны были переместиться на скамью подсудимых.
Совсем необязательно было их сажать. Просто нужно было обозначить их виновными. Тогда были бы исследованы причины. А там задним числом стали подделывать документы, что экипаж обучался стрельбе этой торпедой, чего не было! Все подписи под этими документами — липа от начала до конца. И за это никто не ответил.
Ну и еще один момент: эта перекисно-водородная торпеда — ее еще «толстушка» называли за размер, — по моему глубокому убеждению, не была подготовлена надлежащим образом — ее следовало обезжирить, чтобы избежать возгорания. И бездарно была проведена спасательная операция.
Боялись за свои задницы
— Вы писали, что было потеряно время для спасательной операции.
— Людей это могло бы спасти?
— В 9-м отсеке 23 человека могли спасти. Но не спасли по следующим моментам: во-первых, отказались от иностранной помощи. Второй момент: в 9-м отсеке, где собрались 23 матроса из кормовых отсеков, был спасательный люк. Подошло спасательное судно «Михаил Рудницкий», на котором были спасательные аппараты АС-32, АС-34, специально предназначенные для спасения экипажа через люк 9-го отсека.
«Курск» имел конструктивный недостаток: комингс-площадка люка была занижена на семь сантиметров, а поэтому спасательные аппараты не могли присосаться, чтобы в переходном отсеке была бы откачана вода. Ни на государственных испытаниях, ни впоследствии (а «Курск» был в составе ВМФ уже четыре года) испытаний по спасению экипажа с помощью спасательных аппаратов не проводилось. То, что моряки в 9-м отсеке жили более двух суток, доказывает фонографическая экспертиза, которая есть в уголовном деле. Эксперты установили, что в течение более двух суток были стуки, и не механические, а производимые человеком, причем именно из подводной лодки, так как был характерный фон — журчание воды и шипение воздуха.
Последняя записка подводников со дна
— Власти как-то реагировали на ваше расследование?
— В 2005 году у меня вышла книжка «Она утонула», после этого меня начали преследовать. Пока был жив Ельцин, меня не трогали — знали, что я в команде. Когда Ельцин умер, на меня сразу возбудили уголовное дело, абсолютно бредовое, и до сих пор я якобы нахожусь в международном розыске. Формальный повод там был другой. Но мне прямо назвали настоящую причину. Причем даже не из-за самого расследования, а просто название книги не понравилось Путину.
— Многие до сих пор верят в «тайные» версии про столкновение с американской лодкой либо про случайный выстрел с крейсера «Петр Великий».
Мутная вода вокруг «Курска»
— Вначале вы писали, что моряки и родные погибших «Курск» не простят. Сейчас они смирились?
— По-моему, да. Во всяком случае, за редким исключением, у меня уже нет с ними контактов. В 2012 году вышло второе издание моей книжки про «Курск». Эта книга в России не продается. На таможне ее тормознули. Человеку, который занимался отправкой, сказали: забирай всю партию или она будет арестована.
Обе книги я издавал за свой счет. Я полагал, что деньги пойдут на обучение детей членов экипажа. Но за все время я получил только одно обращение от семей, и помог как смог.
— Жизнь в Видяево изменилась за это время?
— Не могу сказать, так как не был давно — я 12 лет нахожусь в вынужденной эмиграции. Но родственники погибших получили такие пособия, каких до них никто никогда не получал. Речь идет об очень больших деньгах, я даже не хочу называть.
Кроме того, там было еще три фонда, которые собирали им деньги. Я сейчас готовлю на Youtube фильм, который будет альтернативой французскому фильму Жана-Мишеля Карре «Подводная лодка в мутной воде». Мой фильм называется «Мутная вода вокруг Курска».
— Вы опровергаете выводы и французов?
— Зачем чекистам заказывать фильм, в котором содержится критика Путина?
— Там такая версия: во всем виноваты американцы, которые погубили наших людей, а потом откупились якобы деньгами — будто бы нам после этого простили долг 10 млрд, а потом заплатили еще 10 млрд. Но 20 млрд — их же никуда не спрячешь.
Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2019 под заголовком «».