Что случилось с литературой если бы не было музыки

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Вопрос этот звучит, конечно, довольно странно, но я задал его специально для того, чтобы вы, отказавшись на несколько минут от привычных представлений, по-новому взглянули и на литературу и на музыку.

Сделаем первый шаг, чтобы ответить на этот вопрос. Представим себе, что нет на свете литературы — ни поэзии, ни прозы, ни драматургии (то есть пьес, предназначенных для постановки на театральной сцене). И нет, следовательно, музыки, которая с поэзией, прозой и драматургией связана. Что случится тогда с музыкой? Вы думаете, на этот вопрос ответить легко? Попробуем — сами убедитесь, что из этого получится.

Во-первых, нам придется распрощаться со всеми песнями, абсолютно всеми — и народными, и сочиненными профессиональными поэтами и композиторами; с песнями детскими и взрослыми; песнями сольными и хоровыми, массовыми и эстрадными, лирическими и героическими, шуточными и самыми серьезными; с песнями, созданными много веков назад, и песнями, еще не написанными, а только задуманными сегодня нашими современниками; с песнями народов нашей страны и с песнями народов всех стран мира.

Какие невероятные, немыслимые потери! Но не спешите, это еще только начало.

Вслед за песнями исчезнут все романсы, все дуэты, все трио и все квартеты, написанные для голосов, исчезнут вообще все вокальные ансамбли, когда-либо сочиненные, а за ними придет очередь всей хоровой музыки. А что такое хоровая музыка? Это ведь не только отдельные более или менее скромные по размерам сочинения, написанные для детских, юношеских, женских, мужских и смешанных хоров. Это и крупные произведения, играющие в хоровой музыке такую же роль, какую в оркестровой музыке играют симфоническая поэма и симфония. Это кантаты и оратории. А за кантатами и ораториями та же судьба постигнет самые крупные музыкальные произведения, в которых литература играет еще большую роль, так как к поэзии и прозе здесь добавляется еще и драматургия. Это — музыкальная драма, оперетта и, наконец, высшая форма музыкально-драматического, музыкально-театрального искусства — опера!

Чувствуете, какие грандиозные разрушения мы произвели с вами мысленно, изъяв из музыки все, что связано с искусством пения, а значит, и со словом, то есть с поэзией, с литературой.

Но и на этом мы не можем остановиться, если уж решили до конца ответить на заданный вопрос.

Ведь если исчезли все песни, то неминуемо исчезнут и все произведения, в которых использованы мелодии этих песен! Откуда же взяться этим мелодиям, если самих песен нет! Вот тут, припоминая все, о чем мы по этому поводу уже говорили, нам придется подписать «смертный приговор» великому множеству самых разнообразных произведений — оркестровых, камерных, фортепьянных и всяких иных: ведь песенными мелодиями своего народа (да и не только своего) пользовались едва ли не все композиторы, когда-либо жившие на земле.

Но даже и теперь мы еще не дошли в своем ответе до конца. Нам и с балетом надо расстаться. Ведь в основе всякого балета обязательно лежит какая-нибудь пьеса, сочиненная писателем, драматургом, то есть какое-нибудь литературно-драматическое произведение. Иногда это бывает классическое произведение, например, трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» в балете Прокофьева, поэма Пушкина «Медный всадник» в балете Глиэра. Иногда это сказка — «Спящая красавица» и «Щелкунчик» у Чайковского. Иногда — пьеса, специально написанная по просьбе композитора, как, например, в балете Хачатуряна «Гаянэ».

Итак, мы расстались и с балетом. Ну, теперь-то уж всё? Нет, и это еще не всё.

Есть много музыкальных произведений, сами названия которых уже говорят об их связи с литературой. Такие произведения создавались в прошлые времена, создаются и в наши дни. Композиторы стремятся выразить в них свои впечатления от особенно увлекших их книг, хотят передать в музыке то, что им показалось самым важным, самым главным в этих книгах. И эти книги становятся своего рода «программой» таких сочинений, которые поэтому так и называются — «программными произведениями», и музыка такая называется «программной музыкой».

Вот встретите вы в концерте или в радиопередаче такие, например, сочинения: «Много шума из ничего» Хренникова или «Дон-Кихот» Кара Караева — и сразу же вам станет ясно, что первое из этих сочинений написано под впечатлением комедии Шекспира, а второе — под впечатлением знаменитого романа Сервантеса.

Хренников назвал свое сочинение «симфонической сюитой», а Кара Караев — «симфоническими гравюрами». Яркая, жизнерадостная, полная блеска, увлекательного движения и искрящегося юмора музыка сюиты великолепно передает характер шекспировской комедии. Эта музыка вместе с композитором смеется над веселыми похождениями своих героев таким заразительным смехом, что и мы начинаем смеяться, увлеченные этим искренним весельем, остроумием самой музыки.

Кара Караев, напротив, почти вовсе обошел в своих «гравюрах» смешные стороны Дон-Кихота и его похождений. Он глубоко сочувствует благородным порывам «Рыцаря печального образа» и его постоянным неудачам. И он заставляет нас испытать чувство искренней печали, когда мы слушаем последнюю из «гравюр», где рассказывается о смерти Дон-Кихота, этого забавного чудака с прекрасной душой.

Но не ясно ли, что эти и многие подобные им сочинения просто не могли бы появиться на свет, если бы не было литературы!

Ну вот, теперь, кажется, можно и остановиться. Какое счастье, что все, о чем мы сейчас говорили, может произойти только в нашем воображении! Зато теперь мы ясно видим, какую гигантскую опору для музыки представляет ее «старшая сестра» — литература. Вот тут уж, перефразируя народную поговорку, можно смело сказать: «Из музыки литературы не выкинешь!»

А если выкинешь — потери окажутся невосполнимыми. Ведь благодаря литературе музыка не только становится богаче, но и сильнее воздействует на слушателей, делается более понятной и доступной огромному количеству людей.

Читайте также

С музыкой — вперед

С музыкой — вперед Несмотря на важность его роли, круги музыкальных критиков по сей день почти ничего не знают о том, кто такой диджей, чем он занимается и почему имеет такое значение. Если у нашей работы есть цель, то она состоит в том, чтобы показать исследователям

Поля, нарисованные музыкой

Поля, нарисованные музыкой Вернемся еще раз к французскому композитору Берлиозу, о чьей «Траурно-триумфальной симфонии» у нас уже шла речь.Есть у этого композитора другая симфония, которую он назвал «Фантастической», потому что наряду с очень простыми, жизненными

А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки?

А что случилось бы с литературой, если бы не было музыки? Придется опять начать с песни. Песенные стихи стали бы первой жертвой исчезновения музыки. Многие из них — прежде всего все народно-песенные стихи — не были бы написаны вовсе (раз нет песни, не было бы и причины

Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца?

Дорогу, товарищи! Что было и чего не было при захвате Зимнего дворца? В советское время штурм Зимнего дворца изображали эпически: вооруженная лава сознательных рабочих и солдат атакует Зимний по сигналу с крейсера «Аврора». Сегодня ударились в иную крайность: все шире

Сергей Гандлевский ГИБЕЛЬ С МУЗЫКОЙ Исаак Эммануилович Бабель (1894–1940)

Сергей Гандлевский ГИБЕЛЬ С МУЗЫКОЙ Исаак Эммануилович Бабель (1894–1940) Есть у американского классика Германа Мелвилла повесть «Бенито Серено». Вот ее содержание в двух словах. Американец, капитан зверобойной шхуны, человек смелый и простодушный, спешит на выручку

27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость

27. Если муж сам не учит добру, то накажет его бог, если же и сам творит добро, и жену и домочадцев тому учит – примет от бога милость Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведет, и о своей душе не радеет, и людей

Источник

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Разделы: Музыка

Методы и приемы: метод музыкального обобщения, частично-поисковый, зрительная и слуховая наглядность, репродуктивный, практическая деятельность, выразительное исполнение, сравнение.

Оборудование: грамзапись, проигрыватель, портрет А.П.Бородина, хрестоматия по музыке 5-й класс, басня “Квартет” И.А.Крылова.

Ход урока.

Организационный момент.

“Квартет”, басня И.А. Крылова – слушание, анализ.

У: На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Что стало бы со всеми музыкальными произведениями, предназначенными для пения (хорами, романсами, песнями), во что бы они превратились?

Д: В вокализы.

У: А что такое вокализ?

Д: Песня без слов.

У: А существовали бы без литературы оперы и балеты?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: В основе балета и оперы лежат литературные произведения. К балету и опере пишутся либретто.

У: А что такое либретто?

Д: Либретто – это сюжет оперы или балета.

У: Мы выяснили, что без литературы музыка потеряла бы многое, а что станет с литературными произведениями, если не будет музыки?

Д: Стихотворения останутся стихотворениями. Стихотворения, написанные специально для того, чтобы на них композиторы сочинили музыку, будут лишены достаточной силы, чтобы существовать самостоятельно.

У: Приведите пример несамостоятельности стихотворения, сочиненного специально для музыкального произведения, без музыки.

Д: (Приводят пример из домашнего задания)

У: Да, действительно звучит не очень красиво. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат. Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихотворение в песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным “действующим лицом”. Например, басни. Такие басни, в которых музыка — главное “действующее лицо” писал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?

Д: “Осел и соловей”, “Ворона и лисица”, “Стрекоза и муравей”, “Кукушка и соловей”…

У: Что такое басня?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Есть у Ивана Андреевича Крылова басня “Квартет”, кому-нибудь из вас знакома эта басня?

(Ответы детей). Что такое квартет?

Д: (Ответы детей).

У: Верно, квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых музыканта: четыре трубы – квартет, рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет, арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель. Струнные квартеты сочиняли В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, Ф.Шуберт, Э.Григ, М.И.Глинка, А.П.Бородин, П.И.Чайковский.

В “Квартете” И.А.Крылова тоже 2 скрипки, альт и виолончель (только он назвал виолончель “басом”, потому что виолончель – самый низкий “басовый” инструмент в квартете). Послушайте и скажите, была бы эта басня если бы не было музыки? Вот эта басня.

“Проказница Мартышка,
Осел, Козел, да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой братцы, стой!”, кричит Мартышка:
“Помогите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет”, –
Кричит Осел; “Мы верно, уж поладим,
Коль рядом сядем!”
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему,
Чтоб их решить сомненье:
“Пожалуй”, говорят:
“Возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши, ваших понежней”,
Им отвечает Соловей:
“А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.

У: Что станет с басней, если из нее убрать все музыкальные термины, что с ней станет, будет ли она интересной?

Д: (Ответы детей)

У: Нужна ли музыка в этом произведении?

Д: Нужна.

У: Чему учит эта басня?

Д: (Ответы детей)

У: Почему Квартет не получился, ведь они старались?

У: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

Послушайте внимательно фрагмент 3 части Второго квартета Александра Порфирьевича Бородина. (Слушание).

Квартет № 2. А.П. Бородин – слушание, анализ.

У: Вам понравилось произведение?

Д: Да, понравилось.

У: Расскажите о характере произведения?

Д: (Ответы детей)

У: Какой из Квартетов вам понравился больше и почему?

Д: (Ответы детей)

У: Верно, Второй квартет красив, в нем ощущение поющего человеческого голоса, которое достигается звучанием струнных инструментов.

А.П. Бородин – рассказ о композиторе.

У: Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) – выдающийся композитор, видный ученый-химик. Он окончил Медико-хирургическую академию, а через 2 года получил степень доктора медицины. Интерес к музыке появился у Бородина рано. В детские годы он увлекался игрой на виолончели, флейте и фортепиано и сочинял как любитель. Когда учился в академии, он параллельно занимался и музыкой. И даже когда он стал профессором, в его кабинете стояло фортепиано. В творчестве Бородина не очень много произведений, но они, каждый по-своему, превосходны, монументальны. Известны опера “Князь Игорь” и Симфония № 2 “Богатырская”. С этими произведениями нам с вами еще предстоит встретиться. А пока мы с вами остановились на Квартете № 2 и выяснили, что квартет может быть и в литературе. А если бы не было музыки, был бы квартет в литературе?

Д: Нет.

У: Сочинил бы тогда И.А.Крылов басню Квартет?

Д: Нет.

У: Где развиваются события в басне Квартет?

Д: В лесу.

Упражнения на развитие дыхания.

У: Мы с вами сейчас представим лесную поляну, солнечную, ясную погоду и спокойно подышим. Итак, встали. Выполним упражнение “Руки толкают небо”.

– руки через стороны вверх, ладонями вверх, вдох,

– руки опускаем ладонями вниз, выдох,

А теперь выполним упражнение со звуком – голосовое дыхание:

– резко выдохнуть “широко открытым ртом со звуком “Ха”.

И закончим упражнения очищающим дыханием:

– медленный полный вдох,

– сложить губы “трубочкой”,

– выдыхать короткими сильными толчками весь воздух.

Хорошо! Добавим упражнение на распевание.

(Распевание на ле-ле-ле.)

У: Скажите, какие звуки можно услышать в лесу?

Д: (Ответы детей)

У: Есть и песня про эти звуки.

“Музыка в лесу” – слушание, разучивание.

У: (Исполняет песню) О чем эта песня?

Д: (Ответы детей)

У: Какая песня по характеру? Что было бы с ней без литературы?

Д: (Ответы детей)

(Далее разучивание 1 куплета и припева)

Обобщение.

– Что станет с басней И.А.Крылова без музыки?

– Кто такой А.П.Бородин?

– Кем он был по специальности?

Д: (ответы детей)

Д/з: Найти литературное произведение, в котором есть упоминание о музыке, музыкальных инструментах.

Источник

«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ,

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ»

— Слайд: «Добрый день…»( №1)

— Слайд с темой урока (№2)

Показать, что музыка звучит не только в сказках, рассказах, повестях, стихах, но и в баснях; дать понятие «квартет».

На уроках первой четверти мы говорили, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы. В этой четверти начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Давай те вспомним тему четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

— Музыка и литература неразрывно связаны друг с другом и вместе они – большая сила. Вспомните, пожалуйста, музыкальное произведение, в котором рассказывается о такой силе?

Исполнение песни «ВОЛШЕБНЫЙ СМЫЧОК»

Музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песню, писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным действующим лицом. А.С.Пушкин начинает свою поэму «Руслан и Людмила» следующими словами:

— Портрет А.С.Пушкина (Слайд №3)

— Слайд «У лукоморья дуб зелёный…»(Слайд №4)

Вот так подчеркнул А. С. Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

Музыка звучит не только в стихах, сказках, рассказах, повестях, но и в баснях.

— Великий русский баснописец И. А. Крылова написал много басен, где звучит музыка.

— Портрет И.А. Крылов (Слайд №6)

( «Осёл и соловей», «Скворец», «Кукушка и петух», «Квартет»…)

— Сейчас мы послушаем басню «Квартет». А что означает это слово – квартет.

— Слайд с квартетом животных (№7)

— Какие инструменты входят в квартет?

— Слайд с инструментами (№8)

-Сколько горе – музыкантов участвовало в «Квартете» Крылова? (4 исполнителя: проказница мартышка, осёл, козёл, да косолапый мишка).

-На каких инструментах пытались играть герои Крылова?

В квартете Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», потому что виолончель – самый низкий басовый инструмент в квартете.

— Слайд со струнными инструментами (№ 9)

— Итак, что же означает слово КВАРТЕТ?

Слайд с определением (№ 10)

— Посмотрите, пожалуйста, какие ещё бывают квартеты

-Слайды № 11 и № 12 (4 струнных инструмента)

Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато и в прежние времена и в наши дни композиторы часто сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

-Почему же у этих горе – музыкантов ничего не получилось? Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты?

(Звучат ответы детей)

— «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней..» Что означают эти слова?

Чтобы красиво играть на инструменте, прежде нужно долго учиться этому, а так же для этого необходим слух, талант.

И. Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе часто оказывался Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить.

-Слайд с портретом А.П.Бородина (№ 14)

Хотя музыка и не была его основной профессией. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. Он был также талантливым учёным – химиком. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе.

Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки музыки.

Послушайте фрагмент 3 части квартета №2 А. П. Бородина

— Похоже ли это произведение на игру горе – музыкантов?

— Сколько инструментов примут участие в этом произведении?

— О чём вам расскажет музыка квартета?

Это произведение совсем не похоже на исполнение горе – музыкантов из басни Крылова.

Здесь прозвучали те же самые инструменты, что и в басне Крылова – 2 скрипки, альт и виолончель. Это произведение камерное.

Мы прослушали фрагмент 3 части квартета – ноктюрн.

— О чём рассказывает музыка этой части, что вы представили? Какая это музыка по характеру?

Музыка красивая, нежная, мелодичная, выразительная – создаёт образы ночи.

Медленно плывёт мелодия, полная какой–то особой ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и волнующий ночной покой.

— Почему же музыканты из басни Крылова, имея те же самые инструменты, не смогли исполнить также красиво и выразительно?

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

— Какая главная мысль басни «Квартет»? А только ли музыке надо учиться? Можно ли браться за то, чему не учился? Сейчас к нам в класс придет волшебник и расскажет, что же у него получилось?

Эту песню написала известная певица Алла Пугачёва (Слайд № 15)

— Исполнение песни – 5.19

Тысячи лет существует музыка на земле и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос:

— Почему музыка волнует и трогает?

— Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения. Послушайте стихотворение и скажите о чём оно, что почувствовали и услышали вы?

Без музыки не проживу и дня!

Она во мне, она вокруг меня

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав, и в радуге цветов

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

Ей все подвластно: радость и тоска,

В ней – просто миг и долгие века.

И воскресить умеет и убить

Заставит полюбить и разлюбить

Но разве может жить она без нас

Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Без наших дум и радостей земных

Без мелочей смешных и не смешных?

Мы ей за все «спасибо» говорим

Музыка берет своё начало из окружающей нас жизни: шелест листьев, шум дождя, раскаты грома, вой ветра, пенье птиц, журчанье ручейка – всё это музыка. И вновь музыка является основой сюжета этого стихотворения. Мы убедились, что существуют и много песен, где музыка является главным действующим лицом.

Итог урока: Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой. Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песню.

Музыка становится основой сюжета многих литературных произведений, например басня «Квартет». Смогли бы появиться эти произведения, если главным действующим лицом не была музыка? Конечно, нет.

Источник

Что случилось с литературой если бы не было музыки

Что случилось с литературой если бы не было музыки. Смотреть фото Что случилось с литературой если бы не было музыки. Смотреть картинку Что случилось с литературой если бы не было музыки. Картинка про Что случилось с литературой если бы не было музыки. Фото Что случилось с литературой если бы не было музыки

Что случилось с литературой если бы не было музыки. Смотреть фото Что случилось с литературой если бы не было музыки. Смотреть картинку Что случилось с литературой если бы не было музыки. Картинка про Что случилось с литературой если бы не было музыки. Фото Что случилось с литературой если бы не было музыки

David Garrett FOREVER! запись закреплена

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки

На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы: вся музыка, предназначенная для пения (песни, романсы, хоры, кантаты), превратилась бы в сплошной вокализ — пение без слов. Исчезли бы оперы и балеты, потому что в основе их лежат тоже литературные произведения.

Теперь посмотрим: только ли музыке нужна литература или литературе также нужна музыка?

Прежде всего если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы ни написали их поэты всего мира, остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочинили на них музыку. Без музыки эти стихи словно бы лишены достаточной силы для самостоятельной жизни. Можно ли и самом деле представить себе, что на каком-нибудь концерте выйдет артист на сцену и начнет читать стихи любой песни (например, «Во поле береза стояла»). Каждый из нас может привести сколько угодно таких примеров. А ведь с музыкой эти же стихи превосходно звучат в любой концертной программе.

Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи и песню, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным «действующим лицом». Это прежде всего сказки, которые можно назвать музыкальными сказками.

Вспомним, какими словами начинает Пушкин поэму «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Вот так подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.

Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира.

Вот в грузинской сказке «Чонгурист» рассказывается о бедном юноше, все богатство которого состояло из чонгури (народный музыкальный инструмент Грузии). Этот юноша так хорошо играл на нем и пел такие прекрасные песни, что деревья, заслушавшись его, переставали шелестеть листьями, птицы, парившие в небе, опускались на деревья, чтобы послушать песню чонгуриста. (Звучит грузинская народная мелодия «Чела».) И даже самое страшное чудовище с огненной пастью — гвелвешапи, охранявшее дерево, на котором росли волшебные яблоки бессмертия, сорвало яблоко и отдало юноше со словами: «Бери яблоко, ты заслужил его. Никогда еще со мной не говорили языком музыки. Это яблоко бессмертия, хотя и без того бессмертен человек, способный создавать такие прекрасные песни!»

Учитель должен помочь ребятам вспомнить другие сказки, в которых они встречались с музыкой. Например, в «Сказке о царе Салтане. » белочка поет песенку «Во саду ли, в огороде», в «Золушке» и в «Спящей красавице» на балу звучит музыка вальса и т. п.

Та же идея — значение музыки в жизни человека — выражена и в норвежской песне «Волшебный смычок», где говорится о необыкновенной силе искусства, которое так же необходимо человеку, как пища и кров.

Еще одна сказка, которая не могла бы появиться без музыки, — белорусская народная сказка «Музыкант-чародей», где главное действующее лицо — музыкант, силой своего искусства Завораживающий хищных зверей. Вот краткое изложение этой сказки.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта-чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шел, двадцать голодных волков.

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы еще раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка. (Здесь должны прозвучать первые звуки скрипки «Мелодии» белорусского композитора Н. Аладова, чья музыка пронизана интонациями белорусской народной песенности. Сразу же, как они отзвучат, сказка продолжится.) Замерли кусты и деревья. А волки, как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли. (Звучит на скрипке вся «Мелодия» Н. Аладова.) Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант-чародей.

Музыка часто звучит не только в сказках, но и в баснях. Такие басни, в которых музыка — главное «действующее лицо», писал великий русский баснописец И. Крылов: «Осел и Соловей», «Скворец», «Кошка и Соловей», «Кукушка и Петух» и др. Учитель напоминает очень интересную и, можно сказать, очень для ребят полезную басню И. Крылова «Квартет».

Квартет — это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют четыре любых музыканта; четыре трубы — квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец — квартет; арфа, флейта, кларнет и скрипка тоже квартет.

Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении которых участвуют две скрипки, альт и виолончель. Струнные квартеты сочиняли Моцарт, Бетховен, Шуберт, Григ, Глинка, Бородин, Чайковский — словом, очень многие из уже известных ребятам композиторов.

В «Квартете» Крылова тоже две скрипки, альт и виолончель (только баснописец назвал виолончель басом, потому что виолончель — самый низкий басовый инструмент в квартете).

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки («музыка» («Музыка» во время звучания басни представляет собой полнейшую бессмыслицу, хаотический набор нелепых звуков, никак между собой не согласованных, лишенных интонационной и ритмической определенности. Кто во что горазд — вот «стиль» этой квартетной «музыки»), дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта;

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет («музыка»);

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла — уселись чинно в ряд («музыка»);

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!»

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка — медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная — звучит красиво, выразительно, увлекательно. Здесь естественным будет контрастный переход к звучанию настоящего квартета — «Ноктюрн» (2-я часть) из Квартета № 2 А. Бородина. По богатству мелодического развития, характеру лирического высказывания эту музыку можно сравнить с «Вокализом» Рахманинова; ощущение поющего человеческого голоса достигается звучанием струнных инструментов.

Чтобы у учащихся создалось более широкое представление о музыке композитора А. Бородина, а также в связи с темой полугодия уместно напомнить его романс «Спящая княжна», подчеркнув единство слов и музыки в этом произведении (Бородин — сам же и автор текста), единство поэтической и музыкальной формы (рондо).

В рассказах музыка тоже является главным «действующим лицом», она часто звучит в произведениях одного из самых музыкальных писателей — К. Паустовского: в рассказе «Струна» — «Мелодия» П. Чайковского; в рассказе «Корзина с еловыми шишками» — музыка Э. Грига.

Один из кульминационных моментов полугодия по нравственно-воспитательной направленности, по драматической насыщенности и литературных и музыкальных образов — встреча ребят с музыкой В.А. Моцарта в рассказе К. Паустовского «Старый повар» («Незнакомец»).

Предлагаем краткое изложение этого рассказа.

Почти 200 лет тому назад на окраине Вены (столица Австрии) в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей с поваром его 18-летней дочери Марии.

Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я всегда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».

Мария накинула платок, побежала через сад и остановилась. Она долго ждала и прислушивалась. Наконец она вернулась домой. Вместе с ней в комнату вошел очень молодой, худой маленький человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, внимательно посмотрел в лицо умирающему. «Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

И слепой повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда жена его Марта тяжело заболела и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».

Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» — «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец, — а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю».

«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова».

«Хорошо, — сказал незнакомец и встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо, — повторил он. — Слушайте и смотрите». И он заиграл. (Звучат фрагменты Симфонии № 41 до мажор («Юпитер»), Фантазии для фортепиано до минор, ре минор В. А. Моцарта.)

Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав. имя. Имя!»

«Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт», — ответил незнакомец.

Как закончится этот урок, заранее предвидеть трудно: все зависит от того, насколько глубоко воспримут ребята рассказ Паустовского и музыку Моцарта. Педагог должен здесь проявить большую чуткость. Он вполне может ограничиться тем, что напомнит ребятам об огромной любви Чайковского к Моцарту, расскажет о том, что, по собственному признанию Чайковского, он всегда стремился к тому, чтобы его музыка приносила людям «подпору и утешение». Паустовский своим рассказом показывает прекрасный пример того, как может музыка принести человеку «подпору и утешение».

Разучивание песен из вокально-поэтического цикла Я. Дубровина «Герои любимых книг» поможет учащимся не только вспомнить знакомые литературные произведения, но и в собственном исполнении раскрыть характеры их персонажей.

Другой пример связи музыки и литературы — фрагмент из повести А. Гайдара «Судьба барабанщика».

Для ребят, как и для героя повести Сережи, неожиданно будет то, что его отец считает романсы «Жаворонок» М. Глинки, «Горные вершины» А. Варламова (или А. Рубинштейна) солдатскими песнями.

. Сережа приметил, как дороги отцу солдатские песни: отец даже зимой распахивал окно, когда с улицы слышалась песня красноармейцев, но, когда мальчик попросил отца спеть солдатскую песню, тот запел. «Жаворонок» Глинки! Сережа удивился: пусть это и замечательная песня, но вовсе она не солдатская. «Как не солдатская?» — возражает отец и рисует сыну фронтовую картину: весеннее утро перед боем. Уже залегли солдатские цепи. А в ясном небе льется песня жаворонка. Лежит солдат, слушает и мечтает: может быть, и про него кто-нибудь вспомнит и вздохнет украдкой. Мальчику трудно согласиться с отцом: к чему в солдатской песне такая нежность?

Марш — вот это подходит солдату. А отец хочет убедить Сережу, что в душе солдата живет большая любовь к людям, к жизни, к ее красите — ко всему, чем так богата и прекрасна мелодия «Жаворонка».

Слушая «Жаворонка» Глинки в исполнении мужского голоса, ребята, вероятно, совсем по-другому, чем раньше, воспримут эту песню.

В завершение урока можно разучить с ребятами песню Л. Шварца «Бьют барабаны».

На церковном богослужении также звучит музыка. Она представляет собой обязательную часть церковных обрядов. Музыка в русском православном храме исполняется хором без сопровождения (a capella). В основу церковных песнопений положены тексты, которые называют каноническими.

Канон (от греч. «правило», «мерило», «предписание») — совокупность твердо установленных правил и норм художественного творчества.

Можно послушать с учащимися Херувимскую песнь № 7 Д. Бортнянского, русского композитора XVIII в. Она обычно исполняется при утреннем богослужении. (Эту песню поют Господу Херувимы. Херувимы — силы небесные, служащие Богу. Они «крылаты, многооки, пылают, как лампады, а шум их крыльев мощен, как шум многих вод».) Удивительно строгая, но в то же время светлая, искренняя мелодия вобрала в себя интонации русских напевов и народных песен.

Стихи неизвестных русских народных поэтов звучат в песнопениях, посвященных церковным праздникам, а также людям, которых за их заслуги перед Отечеством стали именовать «святые земли Русской». Среди них известные ребятам личности: Сергий Радонежский, Александр Невский, Илья Муромец и др. На уроках можно предложить ребятам познакомиться с различными народными песнопениями.

Одним из самых значительных произведений И. С. Баха, великого немецкого композитора XVIII в., является Высокая месса си минор.

Песнопения распевались на латинском языке и следовали в строго определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы: 1. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»). 2. «Gloria» («Слава»). 3. «Credo» («Верую»). 4. «Sanctus» («Свят»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *