Что случилось с крымскими татарами
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
Правда о депортации крымских татар
Правда о депортации крымских татар
Спекуляции на истории – это самый страшный вид спекуляций. Потому что итогом таких действий становится рост ненависти. А итогом ненависти может стать новая война или новый конфликт. Поэтому правило такое: хочешь мира и дружбы — не давай спекулировать на истории, хочешь посеять будущую войну — немедленно начинай педалировать тему, искажать факты и нагнетать эмоции.
О конкурсе «Евровидение» говорить вообще не хочется. Вместо конкурса национальной самобытности народов Европы, которым он задумывался когда-то он превратился в яркую манифестацию порока, поющую отчего-то почти всегда на английском языке. Чтобы было понятно? А не надо понятно. Напишите название песни, скажите о чём она, и мы с удовольствием насладимся греческим, польским, болгарским и немецкими языками. Но раз смысл конкурса потерян, и он полностью переродился, то участие в этом конкурсе для нашей страны вовсе не принципиально, относиться к нему надо без придыхания. Прекрасно понимая, что это политически ангажированное шоу, работающее по принципу либералов «не важно как голосуют люди, важно как считает жюри, которое никто не знает!». Значит отправлять на «Евровидение» надо национально-колоритных исполнителей, поющих на русском языке (и уж точно не на английском). Бурановские бабушки – в самый раз. В 2017 году я бы отправил туда Сергея Шнурова. Пусть покажет. Поговорит. Попоет. Глядя на него, мы уж точно получим удовольствие. А как там кто голосует и считает – так нам на это всё равно! К несерьезному конкурсу, где талант ничего не решает, и относиться надо с юмором, несерьезно.
Но хватит об этом поистине убогом глянцевом конкурсе, надутом рекламой до неимоверных размеров. Нынешние итоги «Евровидения», на которых спекулируют недруги нашей страны наряду с Пятой колонной, требуют от нас только одного: честного рассказа о том, что случилось в Крыму в мае 1944 года. Почему руководство СССР решило выселить крымских татар и как это осуществлялось? Правду сказать важно – спекуляций на эту тему много. Ну а что конечной целью спекуляций на этой теме Киева и Вашингтона с Брюсселем является организация в Крыму кровопролития – так это видно невооруженным взглядом.
Начавшаяся 22 июня 1941 года Великая Отечественная война быстро докатилась до Крыма. Уже 24 сентября 1941 года семь немецких дивизий вместе с румынским корпусом в составе 11-ой немецкой армии группы армий «Юг» под командованием генерала Эриха фон Манштейна начинают наступление на Крым с территории оккупированной советской Украины через Перекопский перешеек. Не вдаваясь в подробности хода боевых действий, заметим, что в 1941 году Крым и Севастополь немцам взять не удалось. 7 мая 1942 года командующий 11 армией вермахта генерал Манштейн начал операцию «Охота на дроф». Её итогом стало поражение нашего Крымского фронта и резкое усиление натиска гитлеровцев на Севастополь. Героическая оборона Севастополя, главной базы Черноморского флота, продолжалась 250 дней и ночей. 1 июля 1942 года сопротивление защитников Севастополя было сломлено, и лишь отдельные группы советских солдат и матросов сражались в течение последующих пары недель.
На оккупированной территории Крыма нацисты разворачивали свои инструменты террора. В этом смысле Крым не отличался от Белоруссии, Украины или Латвии, где сразу по приходу «немецких освободителей» начинались массовые казни и строились концлагеря. За время пребывания в Крыму нацисты расстреляли 72 тысячи крымчан, замучили в тюрьмах и лагерях — более 18 тысяч. Помимо гражданского населения были уничтожены 45 тысяч советских военнослужащих, оказавшихся в плену. Местным «Дахау» стал совхоз близ Симферополя «Красный», который был переоборудован под лагерь смерти. В нем содержались как советские военнопленные, так и жители Крыма. За время оккупации одни только ежедневные расстрелы забрали жизни более 8 тысяч человек.
Так что если говорить правду, то говорить её всю…
Вот что писал 18 августа 1942 года Сталину глава партизанского движения СССР П. К. Пономаренко: «Немцы используют все средства, чтобы привлечь к борьбе с партизанами… контингенты из нашего населения оккупированных областей, создав из них воинские части, карательные и полицейские отряды. Этим они хотят достичь того, чтобы партизаны увязли в борьбе не с немцами, а с формированиями из местного населения… Вокруг формирований идет бешеная националистическая пропаганда… Этому сопутствует разжигание национальной розни, антисемитизма. Крымские татары, например, получили сады, виноградники и табачные плантации, отобранные у русских, греков и т. п.».
Когда речь заходит о коллаборационизме в период нацистской оккупации Крыма, то многие вспоминают лишь крымских татар. По большей части этот миф стал следствием национальной трагедии — депортации крымско татарского народа. Однако стоит отметить, что во-первых, далеко не все крымские татары выбирали путь коллаборационизма. Во-вторых, не только крымские татары сотрудничали с оккупационной администрацией. На должности начальников местного самоуправления назначались люди, которые были активными пособниками оккупантов. К слову сказать, на должность Ялтинского бургомистра был назначен В. Мальцев. Тот самый, который в ночь на 1 августа 1946 года вместе с генералом Власовым и другими высшими офицерами так называемой «Русской освободительной армии» (РОА) был повешен во дворе Бутырской тюрьмы. Большую роль играли коллаборационистские боевые формирования, помогавшие вермахту в борьбе против крымских партизан. Численность их за весь период оккупации была следующей: в русских и казачьих частях — около 5 тысяч человек, в украинских частях — около 3 тысяч человек, в частях восточных легионов — около 7 тысяч человек и в крымскотатарских формированиях — от 15 до 20 тысяч человек. С июня 1943 года на полуострове появляется вербовочный пункт власовской «Русской освободительной армии». Следует сказать, что популярностью он не пользовался. Если в среде крымских татар немцы легко играли на национальных противоречиях, то из русских за все время им едва ли удалось набрать в ряды РОА (включая томящихся в концлагерях) лишь несколько тысяч человек. И то ближе к началу 1944 года как минимум треть из них перешла на сторону партизан.
Таким образом, говорить о коллаборационизме в среде только крымских татар в корне неверно. Также важно отметить, что, согласно переписи 1939 года, крымские татары были второй по численности национальностью полуострова — 19,4 % (218 179 чел.) от всего населения (русские — 49,6 %, 558 481 чел.). Поэтому, исходя из национальной политики, которую проводили гитлеровцы, они были в приоритете даже по сравнению с украинцами, коих на тот момент на территории полуострова было всего 13,7 %. И основные усилия немцы направляли на то, чтобы противопоставить друг другу именно русских и крымских татар. Однако далеко не все представители крымскотатарского народа выбрали этот путь. Например, начальник Южного штаба партизанского движения товарищ Селезнев ближе к весенней кампании 1944 года по освобождению Крыма в радиограмме сообщает: «Зверства, грабежи, насилия немцев обостряют и озлобляют население оккупированных территорий. Недовольство оккупантами растет ежедневно. Население ожидает прихода Красной Армии. Характерно, что крымские татары массами переходят в партизаны». Так, комиссаром 4й партизанской бригады был Мустафа Селимов. В самой бригаде насчитывался 501 крымский татарин, что составляло примерно четверть от её численности. Вообще с началом Великой Отечественной войны многие крымские татары встали на защиту нашей страны вместе с другими её народами. В частности, Абдраим Решидов служил командиром полка бомбардировочной авиации. За всю войну он совершил 222 боевых вылета и удостоен звания Героя Советского Союза. Летчикистребитель АхметХан Султан лично сбил 30 немецких самолетов, за что был дважды удостоен звания Героя Советского Союза. 15 фашистских танков были подбиты орудиями под командованием Сеитнафе Сеитвелиева при обороне Одессы, в боях под Керчью и Севастополем, в битве на Курской дуге и в ходе операции «Багратион».
За 26 месяцев борьбы с оккупантами в Крыму действовало 80 партизанских отрядов общей численностью свыше 12,5 тысячи человек, а также 220 подпольных групп и организаций. За это время было уничтожено более 29 тысяч немецких солдат и полицейских, проведено более 250 боев и 1600 операций. В ответ на действия партизан нацисты начинали зверствовать. Например, в горном Крыму было сожжено и разрушено 127 населенных пунктов. В греческом селе Лаки 24 марта 1942 года немцы заживо сожгли 38 человек. В деревне УлуСала (ныне Синапное), что расположилась в 18 километрах к юго-востоку от Бахчисарая, в верховьях реки Кача, нацисты заживо сожгли 34 человека — стариков, женщин и детей. При этом все они за исключением одного человека были крымскими татарами.
В мае 1944 года Крым был освобожден нашей армией. И практически сразу было принято решение о депортации крымских татар. Помимо татар с полуострова выселили болгар, греков, армян. Больше всего, безусловно, пострадали крымские татары. Однако оценивая эти события, нужно понимать, в каких условиях принимались решения, какая жестокость творилась вокруг нацистами и их пособниками и в какой страшной войне участвовала наша страна.
10 мая 1944 года на стол Сталина легла записка Л. П. Берии с проектом решения о выселении крымских татар. После чего принимается постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО), в котором были такие пункты:
Операция по депортации крымских татар началась 18 мая 1944 года, то есть практически через неделю после освобождения полуострова. А уже 20 мая 1944 года на имя народного комиссара внутренних дел СССР Л. П. Берии была отправлена телеграмма.
Кроме того, райвоенкоматы Крыма мобилизовали 6000 татар призывного возраста, которые по нарядам Главупраформа Красной Армии направлены в города Гурьев, Рыбинск и Куйбышев. Из числа направленных по Вашему указанию в распоряжение треста «Московуголь» 8000 человек спецконтингента 5000 чел также составляют татары.
При проведении операции никаких эксцессов не имело место Кобулов, Серов г Симферополь».
Сегодня пытаться разжигать ненависть русских и татар могут только враги. Враги народа – в полной мере, потому, как страдания и кровь в новых конфликтах всегда выпадают на долю народа. А кто может желать своему народу войны и страданий? Только враг…
Но надо ли помнить историю? Конечно. Но только говорить надо о том, что нас сближает, делает нас сильными и наполняет гордостью. А страшные страницы? Были. Но прошли. Закрыты. Ошибки признаны, преступления осуждены. Точка.
Вот так Крым в очередной раз стал центром мировой политики. Об этом и надо помнить, говорить и петь.
P.S. Вот как спекулируют на истории, наглядный пример:
.@danbbaer: Депортация 18 мая 1944 г. напоминает сегодняшние преследования крымских татар в оккупированном РФ #Крыму pic.twitter.com/2coCgtHAGh
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Нам запрещалось все, кроме смерти». Вспоминая депортацию крымских татар
«Наивная, вечная вера матери. Все они верят, что дети проводят их в последний путь, а они сами не увидят детей мертвыми. Таков закон, закон жизни, матери уходят, дети остаются. Но в тот год извечный закон был нарушен. Нежные и беззащитные дети не сумели выстоять против лавины болезней, рожденных голодом и грязью. В год изгнания все смешалось: дети ежечасно уходили из жизни, а матери и отцы рыли им могилы».
Это строки из рассказа «Год изгнания» писателя, политзаключенного сталинского и брежневского времен Григория Александрова. Он прожил долгие годы бок о бок с крымскими татарами в Узбекистане и знал о трагической судьбе крымскотатарского народа не понаслышке. Рассказ Александрова заканчивается трагично. Разум главной героини Арзы, похоронившей в первый год депортации пятерых детей и мужа, не выдерживает… Она сходит с ума и умирает.
Те, кто пережил геноцид, безусловно, скажут: случившееся с Арзы – правда, страшная быль. А каким он был – год изгнания – у реальных, а не вымышленных крымских татар?
Усние Чолпан вспоминала утро 18 мая 1944 года так: «Рано утром в дом ворвались советские солдаты: «Собирайтесь! Вас, изменников, выселяют». Куда? Зачем? Почему? Растерянные, испуганные, не понимающие, что случилось, маленькие Урмус, Ление, Сеитджелил, Сундус плакали. Взяла в первую очередь Коран, затем сковородку и джезве. Когда нас вывели, вокруг все плакали и кричали».
Вместе с другими соотечественниками-крымскими татарами их посадили в машины и повезли на станцию Сюрень. Людей погрузили в вагоны. Усние ехала с детьми и племянниками. В их вагоне умерли бабушка, дедушка и маленький ребенок; похоронить умерших было невозможно. Во время коротких остановок детей выпускали из вагонов, и они бежали за водой.
Наконец, их привезли в Узбекистан. Вскоре, как и многие другие выселенцы, они заболели малярией, дизентерией. Усние болела тяжело, думали, что не выживет. Детей, Сундус и Урмус, забрали в детский дом. Усние все-таки выкарабкалась и сразу же забрала дочерей из детдома. «Жили в землянке. Через какое-то время приехали узбеки, из жалости забрали нас к себе. Давали лепешки и воду. Так прошел первый год изгнания», – рассказывала Усние.
Кофе, базары и ремесла. Быт крымских татар до депортации (фотогалерея)
Семью Таира Халилова депортировали в Макарьевский район Костромской области. Как вспоминает Халилов: «Поселили в почерневших и кишащих клопами и тараканами деревянных бараках, в которых до нас жили зэки. Но заключенных как-никак кормили, а нас нет. Работоспособных юношей и девушек, скорее подростков, погнали на лесоповал, потому что мужчины воевали на фронте».
Истощенные от голода, болезней, лютых морозов, крымские татары умирали целыми семьями. Умерли старшая сестра Таира Зейнеп, ее муж Сеитумер и их трехлетний сын, спустя год умерла и его мама Фатиме. Таир тоже заболел тифом, но чудом выжил. Оставшись без родителей, он был отправлен в детский дом: «Лишив Родины, убив родителей, уцелевших детей взять под свою опеку! Что может быть гнуснее этого! В детском доме каждый вечер на линейке мы дружно пели: «3а детство счастливое наше спасибо, родная страна!»
«1944»: как на самом деле депортировали и возвращали в родные края крымских татар
Крым в общефедеральной повестке на этой неделе появился дважды, и оба появления связаны с цифрой 1944. Во-первых, это победа крымскотатарской певицы Джамалы с песней «1944» на Евровидении (чему порадовались многие татарстанцы), а во-вторых, это то, что прошло 72 года после начала операции по депортации татар из Крыма. Эльвина Сеитова, кандидат исторических наук из Крыма, в своей статье для «Реального времени» рассказывает о тех страшных событиях, делится своим мнением о Джамале и радуется новому герою из числа татар.
Сначала депортировали немцев
Крым был освобожден в мае: Севастополь – 9 мая, последние бои прошли на мысе Херсонес 13 мая 1944 года. Буквально в то же время, 11 мая, было принято решение о депортации крымских татар. До этого, уже в августе 1941 года, выслали немцев. Позже, 27 июня 1944 года, депортации подверглись болгары, греки и армяне. Формулировка во всех документах о депортации была одна и та же: обвинение в коллаборационизме, в связях с оккупантами.
Крымских татар увезли очень быстро. События разворачивались ровно 72 года назад – 18 мая 1944 года. Ворвались в дома крымских татар рано утром, дали буквально считаные минуты на сборы, не было никакой возможности взять с собой что-то ценное. Люди буквально успевали взять с собой Священную книгу и первые попавшиеся вещи. Депортировали в большей степени женщин, стариков и маленьких детей, потому что основная часть мужского населения находилась на фронте. Все было очень быстро, людей вывозили без какого-либо имущества, даже без документов.
Их препровождали в эшелоны, которые были предназначены для перевозки крупного рогатого скота. Они не были оборудованы для людей. Всех загружали в эти вагоны в огромных количествах. Естественно, не было никакого медицинского обслуживания и каких-либо удобств. В вагоны людей, можно сказать, утрамбовывали. Таким образом, в считаные дни абсолютно всех крымских татар вывезли из Крыма.
«Их препровождали в эшелоны, которые были предназначены для перевозки крупного рогатого скота. Они не были оборудованы для людей. Всех загружали в эти вагоны в огромных количествах». Фото gazeta.ua
«Дорога ада»
Основным местом депортации крымских татар была Узбекская ССР. Туда перевезли 82,5% всех депортированных крымских татар. Также их депортировали в Казахстан и Таджикистан, на Урал и в Костромскую область.
Эшелоны из Крыма шли около месяца. Перевозили в «скотских» вагонах, кормили соленой рыбой, не давали воды. Люди в огромных количествах умирали, не было никакой возможности их похоронить. Приходилось выбрасывать тела умерших близких людей прямо на дорогу. Если эшелон останавливался, то быстро хоронили. Было огромное количество заболеваний – в первую очередь дизентерия и сопутствующие заболевания. Многие люди умерли именно от тех болезней, которые были приобретены во время этой дороги, которую прозвали «дорога ада».
Годы сразу после депортации были невероятно сложными для всего народа. Крымских татар никто не ждал. Их депортировали в эти регионы – там тоже им были не особо рады. В первые годы они не получали никакой помощи, поддержки. Впоследствии люди привыкали, находили общий язык, вместе работали. Но в первые годы после депортации было очень сложно. Наши бабушки и дедушки говорят, что приходилось рассчитывать только друг на друга. Людей просто оставили в голых полях, в районах, где толком не было ни жилья, ни питания. Людей оставили – и все, выживайте, как хотите. Очень сложно было с нуля наладить быт – без поддержки местного населения, без имущества, без решающей мужской поддержки. Не было воды. Учитывая, что Узбекистан – очень засушливый регион, людям приходилось пить воду буквально из луж, отсюда и все эти болезни. Это и сыграло решающую роль в том, что в первые годы после депортации многие люди погибли. Никакого жилья, никакой еды предоставлено не было, люди были оставлены на произвол судьбы. Они селились в каких-то свободных бараках, где никто не жил. Кому-то «посчастливилось» там поселиться, кому-то приходилось совсем из подручных средств строить себе жилье, по несколько семей.
Кроме крымских татар депортации подверглись болгары, греки и армяне. Их выслали 27 июня 1944 года, отправляли в Казахскую ССР, Свердловскую область, Кемеровскую область, Башкирскую АССР. Крымские татары с ними не пересекались, потому что их депортировали в разные дни и в разные регионы.
Крымские татары в местах спецпоселений после депортации в 1944 году. Фото memory.gov.ua
Депортировали 25% населения Крыма
Вопрос о количестве депортированного населения в историографии очень дискуссионный. Принято считать, что было депортировано около 200 тыс. человек. Это то население, которое жило в своих домах, без учета воевавшего населения. По переписи 1926 года крымские татары составляли по Крымской АССР чуть более 25%.
Эта трагедия объединяет весь народ. К ней причастны крымские татары всех поколений. Крымскотатарские дети с молоком матери впитывают воспоминания о депортации, рассказы бабушек и дедушек об этих трагических событиях. Это не истории, которые где-то вычитаны, – это трагедия каждой семьи, каждого крымского татарина. Эти истории будоражат души и умы всех нас. Прежде всего, это связано с теми нечеловеческими условиями содержания крымских татар, в которых их перевозили. Почти половина, 46% всего депортированного населения погибла в депортации в первый год, в 1944-1945 годах.
Крымские татары в Великой Отечественной войне
Во всех оккупированных территориях всегда есть коллаборационисты. Были они и в Украинской ССР, и в российских регионах, были они и в Крыму среди разных национальностей, не только среди крымских татар. Но говорить о том, что крымские татары все поголовно были коллаборационистами, — оснований для этого никаких нет. Крымские татары гордятся своим вкладом в Великую Победу, своим участием в Великой Отечественной войне — я говорю это как внучка советского солдата. Прежде всего, когда мы говорим о роли крымскотатарского народа в Великой Отечественной войне, стоит вспомнить наших героев Советского Союза. Это – дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, Абдраим Решидов, Абдуль Тейфук, Узеир Абудараманов, Сеитнафе Сеитвелиев, Фетислям Абилов.
Отдельно я хотела бы сказать о нашей прославленной героине Алиме Абденановой, она была резидентом отдела разведки. Удивительная вещь: когда война началась, ей было всего 17 лет. Совершенно юная девушка решила внести свой вклад в борьбу народа против оккупантов. К сожалению, в феврале 1944 года ее группа была раскрыта, и 5 апреля 1944 года она была расстреляна. До недавнего времени ее имя не было отмечено, и только в 2014 году благодаря решению президента России ей было присвоено звание Героя России. Это очень большое событие для нас. Помимо этого, у крымских татар были кавалеры ордена Славы третьей степени. Крымские татары внесли свой вклад в Великую Победу.
«Были созданы крымскотатарские поселки, начался долгий, очень изнурительный процесс социально-бытового обустройства. Прежде всего, это строительство домов». Фото Александра Клименко (mycentury.tv)
Возвращение: строить дома заново
Процесс возвращения крымских татар в Крым начался в 1989 году. Тогда началось массовое возвращение крымских татар. Это – еще один сложный рубеж в истории крымских татар, потому что возвращение совпало со сложными событиями в стране. Процесс возвращения вновь был осложнен в определенной степени непониманием местного населения.
Самой большой проблемой вновь оказалось социально-бытовое обустройство. Крымские татары стояли перед выбором: возвращаться в дома своих родственников, в которых уже жили другие люди, или искать другой путь. Первый путь был однозначно связан с обострением национального вопроса. Было принято решение пойти по пути так называемого «самозахвата крымских земель». Были созданы крымскотатарские поселки, начался долгий, очень изнурительный процесс социально-бытового обустройства. Прежде всего, это строительство домов. Как мы шутим, каждый крымский татарин – это строитель. Помимо своей основной специальности, он еще и строитель: все крымскотатарские семьи вынуждены были самостоятельно обустраиваться, строить себе заново дома. Были также сложные вопросы с гражданством, с работой (на работу не брали крымских татар), с образованием, созданием крымскотатарских школ. Этот процесс длится до сих пор, многие вопросы так и не решены. В депортации осталось, по разным оценкам, от 10 до 150 тыс. крымских татар. Однако абсолютное большинство крымских татар вернулось.
На данный момент во всех регионах полуострова живут крымские татары. Но больше всего нас в Симферопольском и Бахчисарайском, а также Белогорском районах. Очень много крымских татар в таких городах, как Судак, Старый Крым, Бахчисарай, Симферополь, Джанкой.
«Что касается проблем – их всегда много, они были, есть и будут. Прежде всего, это проблемы социального обустройства, укрепления инфраструктуры». Фото reuters.com
Недостаток школ и дорог
Сразу после известных событий, произошедших два года назад, был издан указ президента от 21 апреля 2014 года «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и о государственной поддержке их возрождения и развития». Это первый документ за все эти годы о реабилитации. Раньше такого документа принято не было. Безусловно, мы благодарны: с психологической и моральной точки зрения этот документ имеет очень большой вес.
Что касается проблем – их всегда много, они были, есть и будут. Прежде всего, это проблемы социального обустройства, укрепления инфраструктуры. Эти вопросы очень болезненные для крымских татар, потому что они живут преимущественно в местах компактного проживания, но, к сожалению, не во всех из них есть дороги, коммуникации. Крымские татары нуждаются в большем количестве национальных школ и детских садов, в развитии языка и поддержке культуры. Эти вопросы до сих пор актуальны, но, к счастью, крымские татары находят понимание у крымских и федеральных властей. Мы очень надеемся, что при тесной поддержке мы сможем все эти проблемы вместе решить.
Евровидение не для политики
Джамала, безусловно, очень талантливая артистка, неординарная и самобытная. Представила Украину, думаю, достойно. Мы рады этому. Но все-таки хотелось бы, чтобы такой известный музыкальный конкурс, как Евровидение, который пользуется популярностью, не являлся платформой для политического противостояния.
Справка
Эльвина Сеитова — кандидат исторических наук, сотрудник Крымского научного центра Института истории имени Ш. Марджани, старший преподаватель ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет».