Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Тайна гибели на пароме «Адмирал Нахимов» почти 500 человек. Почему материалы дела до сих пор под секретом

Конспирологи и поныне гадают, что стало причиной катастрофы, повлёкшей гибель огромного количества людей: месть партийной номенклатуры генералу КГБ, аномальное свечение или корабль-призрак.

В этой трагедии, унёсшей жизни 423 человек, до сих пор больше вопросов, чем ответов. Но главными по-прежнему остаются два: что именно произошло поздним вечером 31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты и почему гриф «Секретно» с некоторых материалов уголовного дела не снят до сих пор.

Круизный лайнер «Адмирал Нахимов» недаром называли «русским Титаником» — корабль водоизмещением больше 23 тыс. тонн и длиной более 174 метров был способен вместить до 1726 человек. В момент катастрофы на борту находилось «всего лишь» 897 пассажиров и 364 моряка.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Пароход «Адмирал Нахимов» был для советских граждан символом красивой жизни: роскошные интерьеры, просторные каюты, уютные рестораны и бары, вышколенная команда

В конце августа 1986 года «Адмирал Нахимов» совершал круиз по маршруту Одесса – Батуми – Одесса с заходом в Ялту, Новороссийск и Сочи. В Новороссийск теплоход прибыл 31 августа, а после экскурсий и возвращения пассажиров на борт вышел из порта в 22:10, чтобы взять курс на Сочи.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Молодёжь танцевала в диско-зале, пассажиры наслаждались напитками в баре, кто-то смотрел кино. Многие устали за день и отправились в каюты спать. По акватории Цемесской бухты судно вели с берега по данным радиолокаторов. Через двадцать минут на «Нахимов» сообщили, что возле мыса Дооб теплоходу нужно будет разминуться с сухогрузом «Пётр Васёв», шедшим со стороны Босфора. Вопреки правилам, предписывающим пропускать суда, идущие справа, берег сообщил о договорённости с сухогрузом — он пропустит лайнер с пассажирами.

Когда «Адмирал Нахимов» лёг на курс, капитан Вадим Марков передал управление второму помощнику Александру Чудновскому и ушёл ужинать. Кроме Чудновского на мостике оставались рулевой и вперёдсмотрящий. В 23:00 рулевой взял пеленг сухогруза и доложил, что суда опасно сближаются. В это время то же самое проделал помощник капитана сухогруза «Пётр Васёв» Виктора Ткаченко.

Загадка смерти маршала Ахромеева. Как свели в могилу легендарного офицера, знавшего главные тайны СССР

Между судами состоялся сеанс связи, на котором Ткаченко заверил, что пропустит лайнер. Приборы сухогруза показывали «красивое» расхождение судов на расстоянии в 100–180 метров. После сеанса сухогруз сбавил ход, а в 23:07 капитан приказал стопорить двигатели. Тяжёлое судно продолжало двигаться вперёд по инерции.

В это время Чудновский увидел, что сухогруз идёт наперерез. Он постарался избежать столкновения, взяв левее, но сухогруз продолжал приближаться. В 23:09 с «Нахимова» по радиосвязи раздался крик: «Пётр Васёв», что вы делаете? Немедленно работать назад!»

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Но было поздно: сухогруз протаранил «Нахимов», врезавшись в него под углом в 110°. Выступающей подводной частью корабля — бульбом — он пропорол «Нахимову» обшивку, проделав ниже ватерлинии пробоину площадью в 84 кв. метра. Вода хлынула сразу в несколько отсеков — машинное отделение, трюм, — оказались повреждены ёмкости с мазутом и дизтопливом. Нефтепродукты стали поступать за борт.

На теплоходе началась паника. Через двадцать секунд после столкновения ушли под воду энергоустановки корабля; лайнер погрузился во тьму. Первоначальный план капитана Маркова, вернувшегося на мостик, увести теплоход на мель не увенчался успехом. «Нахимов», заваливаясь на правый борт и не слушаясь руля, прошёл по инерции 900 метров и затонул через восемь минут после столкновения. Тревогу по радио объявить не успели.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

В 23:14 механик Белан сумел домчаться до палубы «А» и запустил запасной генератор, но лишь на 20 секунд. Вместо того чтобы в эти секунды объявить тревогу, Марков послал матросов вниз — определить масштаб повреждений. В 23:16 крен на правый борт достиг 45°. Спускать шлюпки стало невозможно. Но команда из практикантов Одесской мореходки сумела сбросить в воду 32 спасательных плота. В последний миг Марков послал на «Васёв» просьбу спустить на воду все имеющиеся плавсредства.

Во тьме одни пассажиры прыгали в воду, другие карабкались на левый борт и скатывались по внешней обшивке судна в растекавшееся пятно мазута. Третьи бросились в каюты, где спали запертые дети. Навстречу им по перевёрнутым коридорам рвались обезумевшие от страха пассажиры нижних палуб. На лестницах образовывались заторы. По палубам катались, травмируя людей, скамейки и бочки с краской.

Стюарты, сами напуганные, пытались помочь людям. Татьяна Фёдорова до последнего раздавала пассажирам спасжилеты и помогала их надевать. 28-летняя Вера Федорчук с ключами побежала вниз — открывать каюты с детьми. Ей было не суждено спастись.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Фото © ТАСС / Веленгурин Владимир

Капитан Марков оставался в рубке до конца, пока его не вынесло за борт. Чудновский, словно приняв ответственность за произошедшее, после столкновения заперся в каюте и погиб. В 23:20 «Нахимов» с креном 60° ушёл под воду.

О трагедии в порт сообщили с проходившего мимо катера. Ещё через три минуты об аварии «с неизвестным теплоходом без опознавательных знаков» сообщил Ткаченко. В 23:25 капитан Новороссийского порта Попов отдал приказ всем судам идти к месту катастрофы. Что испытали в минуты ожидания оказавшиеся в воде люди, нельзя даже представить. Мазут сковывал движения, ослеплял. Люди захлёбывались топливом — поднялось волнение, начался ветер. Спасательные плоты вместили только 500 человек.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Одесса. Бывшие капитаны В.Марков (справа) и В.Ткаченко. Фото © ТАСС / Малышев Николай. Павленко Илья

В 23:45 к месту трагедии подошёл катер ЛК-90. Ещё через 15 минут подошли портовые буксиры, за ними подтянулся малотоннажный флот, суда на подводных крыльях, рейдовые катера, теплоходы. За четыре часа удалось спасти 755 человек и поднять из воды 16 тел. Пассажиров отогревали, отмывали и доставляли в порт, где их уже ждали машины скорой помощи. Пострадавших размещали в больницах и гостиницах. С рассветом на поиск выживших вылетели вертолёты. Последнего живого пассажира извлекли из воды через 15 часов после катастрофы.

Виновник трагедии «Васёв» поднял на борт всего 37 человек. Капитан побоялся спускать шлюпку из-за волн, и команда кидала в темноту обезумевшим от страха людям канаты и спасательные круги. Они были скользкими от мазута, и на борт смогли взобраться лишь самые ловкие и сильные.

Вина — на «стрелочнике»?

Спецкомиссия, которую возглавил член ЦК КПСС Гейдар Алиев, поделила вину между капитанами. Несмотря на то что родственники погибших надеялись на расстрел, суд приговорил Маркова и Ткаченко к 15 годам заключения и к штрафам — по 40 тыс. рублей с каждого.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Председатель правительственной Комиссии по ликвидации последствий аварии теплохода «Адмирал Нахимов», член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета министров СССР Г.А. Алиев. Фото © ТАСС / Веленгурин Владимир

Действительно, большая часть вины лежала на Ткаченко. Он положился на показания японской системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) и не принимал во внимание то, что видно простым глазом. А не заметить светящийся теплоход было невозможно. Подвела капитана и любовь к расхождению с другими судами на минимальном расстоянии. Нашли ошибки и со стороны Маркова. САРП была примитивна и медлительна — на получение данных уходило 30 секунд, на их проверку — три минуты. В ситуации, когда всё решали мгновения, она была бессильна. Но никто так и не услышал ответа на вопрос: почему фактическое положение «Нахимова» отличалось от того, что показывала САРП?

Тайна крушения парома «Эстония» и смерти 853 человек. Почему никто не верит официальной версии

Следователи выяснили, что «Нахимов» был уже два месяца как. списан! Акт об этом был подписан руководством Черноморского пароходства ещё 8 июля 1986 года. Лайнеру было уже 60 лет, он был построен в 1925 году на судоверфях Германии, а в 1945 году даже побывал на дне, подорвавшись на мине. Спустя два года его подняли советские специалисты, в эксплуатацию судно поступило в 1957 году.

Выпускать списанное судно в круиз права никто не имел. За это несколько чиновников были исключены из партии, а министра морского флота СССР Тимофея Гуженко отправили в отставку «по состоянию здоровья». И всё? И всё.

Месть генералу КГБ, аномальное свечение или третий корабль-призрак

Гибель большого количества людей и странное стечение обстоятельств породили разные версии причин катастрофы. Первая из них касалась присутствия на «Нахимове» начальника Управления КГБ по Одесской области генерал-майора Алексея Крикунова, который погиб вместе с членами семьи. Водолазы нашли тело генерала под мостиком — офицер всё ещё сжимал в руках тело внука.

Смерть генерала связывали с его расследованием вывоза из Новороссийска военной техники и с местью продажной партийной номенклатуры. Вторая версия касалась «глюков» системы САРП. Капитан Ткаченко утверждал, что перед столкновением видел на радаре третий корабль, который остался не идентифицированным.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

САРП сухогруза «Пётр Васёв» Фото © wikipedia

Позже исследователь из Политехнического института Краснодара Владимир Чуев указывал, что помехи в работе электроники могла вызвать магнитная буря. Во время неё с экранов САРП могли исчезать истинные цели и появляться ложные. Возможно, Ткаченко принял за «Адмирала Нахимова» судно-призрак. Любопытно, что всплеск электромагнитного излучения обсерватория в Крыму отмечала аж с 17 августа, но вплоть до 1 сентября её не отмечали обсерватории других стран.

Из-за этого специалист по безопасности полётов Алексей Синяков выдвинул гипотезу о том, что в катастрофе виноват геофизический резонанс. Как раз 31 августа в атмосфере над Чёрным морем было зафиксировано аномальное свечение, а через два часа после гибели «Нахимова» в западной части моря случилось землетрясение.

Третий рейх на службе НАТО. Похоже, немцы научат поляков шутить

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Фото © ТАСС / Малышев Николай, Павленко Илья

Капитаны Марков и Ткаченко вышли из мест заключения по амнистии через шесть лет. Ткаченко сменил фамилию и уехал в Израиль, но от судьбы не ушёл. В 2003 году он погиб во время кораблекрушения у американского побережья. Капитан Марков остался в Одессе, работал наставником, умер в 2007 году от рака.

Говорят, в ясный день «Адмирала Нахимова» можно разглядеть сквозь толщу воды. Он лежит на глубине в 47 метров всего в 3,5 км от берега. Под металлической обшивкой корабля до сих пор покоятся тела 64 человек. В списке погибших они значатся пропавшими без вести. Никто из выживших и из родственников погибших не получил никаких компенсаций.

Источник

Тайна гибели «Адмирала Нахимова»

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Пассажирский лайнер «Адмирал Нахимов» был построен в Бремене (Германия) в 1925 году и первоначально носил название «Берлин». Тогда ещё немецкими инженерами сварка не использовалась, и весь корпус был клёпаный. Водоизмещение — 9000 тонн; длина — 174,3 м; ширина — 21,1 м; высота — 11,8 м; мощность механизмов — 12000 л. с.; скорость — 16 узлов. Экипаж — около 270 человек, пассажировместимость — 1500 человек. Судно до 1938 года совершало трансатлантические переходы, затем его использовали как круизное судно в рейсах на Шпицберген или в Средиземное море.

С 1957 года — в составе пассажирского флота СССР, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первый капитан под советским флагом — Николай Антонович Соболев (он был бессменным капитаном до 1978 года). Судно пользовалось большой популярностью у пассажиров. «Адмирал Нахимов» выполнил несколько секретных миссий. Так, в 1962 году во время Карибского кризиса «Адмирал Нахимов» был привлечён для перевозки солдат на Кубу. В 1979 году состоялись два секретных рейса Одесса — Куба (Матанзас) — Эфиопия (Ассэб) общей продолжительностью около полугода по доставке кубинских солдат для участия в военных действиях в Африке. Также судно использовалось для практики студентов высших и средних специальных морских учебных заведений.

Свой последний плановый ремонт и классификацию «Адмирал Нахимов» прошел в январе-апреле 1985 года в Варне. В соответствии с планом круиза лайнер весь день 31 августа находился в порту Новороссийска. Был жаркий день. Многочисленные экскурсии утомили участников круиза. Судно на солнцепеке сильно нагрелось. По возвращении в свои каюты пассажиры открыли иллюминаторы, в том числе и на нижних палубах, чтобы проветрить и охладить помещения. С наступлением вечерней прохлады начались культурно-развлекательные программы, а экипаж готовил пароход к отходу.

В 22 часа 31 августа 1986 года судно под командованием капитана В. Г. Маркова отошло от причала. Очередным портом захода значился Сочи. Погода была прекрасная: спокойное море, легкий ветерок и хорошая видимость. Да и плавание вдоль кавказских берегов было для экипажа делом обычным. А в это время курсом 58 градусов со скоростью 11,5 узла следовал из Канады в Новороссийск балкер «Петр Васев» с грузом зерна около 30 тыс. тонн. Командовал балкером капитан В. И. Ткаченко. В 23 часа «Адмирал Нахимов» лег на курс 160 градусов. Капитан Марков проинструктировал вахтенного и спустился с мостика в каюту. На теплоходе «Петр Васев» вахтенный получил информацию о курсе «Адмирала Нахимова» и просьбу пропустить его. В этот момент на мостик поднялся Ткаченко и, выслушав информацию, дал подтверждение, что готов пропустить круизный лайнер.

«Петр Васев» уцелел и участвовал в спасении людей. В это время из порта навстречу «Петру Васёву» шёл лоцманский катер ЛК-90 для проводки сухогруза к причалу. Увидев накренившийся на правый борт пароход, капитан катера О. Лях немедленно прокричал в эфир: «Нахимов» лёг на борт!» В 23 часа 35 минут ЛК-90 подошёл к месту катастрофы и приступил к спасению людей, одновременно передав по радио, что понадобятся буксиры и спасательные катера. Капитан порта Новороссийск Г. Л. Попов немедленно отдал указание всем плавсредствам следовать в район аварии для спасения людей. Первыми на место катастрофы снялись буксиры, рейдовые катера, малые пассажирские катера типа «Радуга», пассажирские суда на подводных крыльях «Комета». Одновременно команда сниматься и следовать в район катастрофы поступила на пограничные катера.

В результате катастрофы погибли 423 человека, в их числе 359 туристов и 64 члена экипажа. Найти и поднять на поверхность удалось не всех. 64 погибших навсегда остались под водой. Работая в помещениях затонувшего судна, погибло два водолаза. Район, ограниченный окружностью радиусом 500 метров, центром которой является место затонувшего парохода «Адмирал Нахимов», официально является местом захоронения жертв катастрофы.

По заключению специалистов, причиной трагедии стали неверные действия капитанов обоих судов. В марте 1987 года в Одессе после почти полугодового следствия состоялся суд над капитанами В. Марковым и В. Ткаченко. Обоих признали виновными по ст. 85 УК РСФСР. Капитаны получили по 15 лет тюрьмы. В ноябре 1992 года указами президентов Украины и России оба капитана, один из которых отбывал срок наказания в России, другой на Украине — были помилованы и выпущены на свободу.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятный знак в память о трагической гибели парохода «Адмирал Нахимов». В него вмонтированы часы, поднятые с затонувшего судна и остановившиеся в момент трагедии. На чугунной стеле надпись: «Погибшим при кораблекрушении парохода «Адмирал Нахимов» 31 августа 1986 года». На литых траурных плитах — фамилии погибших пассажиров и членов экипажа.

Официальная версия катастрофы вызвала много сомнений, поэтому появилось несколько альтернативных версий причины гибели «Адмирала Нахимова». Так, следствие сделало «стрелочниками» капитанов, однако правительственная комиссия и следствие не сочло, что виновным может быть вышестоящее начальство. Судну было 60 лет, и оно устарело. В соответствии с международными конвенциями конструкция пассажирского судна должна обеспечить ему плавучесть, даже если затоплены минимум два отсека. «Нахимов» уже нельзя было отправлять в море. 8 июля 1986 года (почти за два месяца до катастрофы) пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден. Однако на этот старый корабль, по указанию начальника Черноморского пароходства С. Лукьянченко, подписавшего тот самый акт, посадили 1200 пассажиров и отправили в море. Таким образом, управленческие ошибки вышестоящего начальства не привели к новым уголовным делам или хотя бы отставкам.

Столкновение произошло в конце лета. Нередко это время совпадает с повышением солнечной активности. Бывает, что именно в такие дни и ночи на экранах радаров вдруг возникали цели-фантомы и, наоборот, исчезали настоящие цели. Чуев тщательно изучил сборник «Солнечные данные» Академии наук СССР. И тут выяснилось: с 17 августа 1986 года в показаниях Крымской астрофизической обсерватории обнаружился резкий скачок электромагнитного излучения из космоса, равный двадцати процентам. Однако его не зафиксировали эталонные обсерватории в Японии и Канаде. Это расхождение в данных эталонных обсерваторий и Крымской длилось до 1 сентября. А потом все пришло в норму. Проанализировав эти факты, Чуев пришел к выводу: на регион Крыма и Северного Кавказа (в том числе на Цемесскую бухту и Новороссийск) воздействовало не солнечное, а неизвестное направленное электромагнитное излучение. Оно подавалось издалека, возможно, через искусственный спутник Земли. Возможно, через разведывательные системы типа АВАКС. Есть и косвенное подтверждение. До трагедии в Цемесской бухте на теплоходах «Герои Севастополя», «Бургас» и на других судах несколько раз судоводители регистрировали на радарах ложные цели. В некоторых случаях создавалась ситуация, когда чудом удавалось избежать столкновения.

Есть и другие версии трагедии. Так, профессор из Санкт-Петербурга Алексей Синяков выдвинул гипотезу так называемого локального геофизического резонанса (ЛГР). Являясь специалистом по безопасности полетов, он полагает, что ЛГР стал причиной многих катастроф: в воздухе, на земле, под водой (в частности, пожара на атомной подводной лодке «Комсомолец»). Вечером 31 августа 1986 года на Черном море мог проявляться геофизический резонанс: наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» произошло сильное землетрясение в западной части моря. Во время геофизического резонанса человек, управляющий сложным техническим объектом, теряет возможность точно оценить ситуацию и принять правильное решение. Этим можно объяснить неадекватное поведение капитана Ткаченко.

Источник

Советский «Титаник»: гибель парохода «Адмирал Нахимов»

Поздно вечером 31 августа 1986 года заслуженный советский пароход «Адмирал Нахимов» вышел в свой очередной рейс из Новороссийска. Тысяча туристов на борту в ожидании утреннего Сочи беззаботно пили в барах дефицитный коньяк, танцевали на дискотеке под свежий хит «Луна, луна» Софии Ротару, готовились в каютах ко сну. Спустя всего час в правый борт «Нахимова» вошел своим носом сухогруз «Петр Васёв». Буквально распотрошенный лайнер ушел на дно всего за восемь минут, убив при этом 423 человека. Как могла случиться крупнейшая катастрофа в истории пассажирского флота СССР — в обзоре Onliner.by.

Ежегодный оплачиваемый отпуск был одним из неотъемлемых, самых ценных прав советского человека, гарантированных ему конституцией. Отпуска с нетерпением ждали, к нему тщательно готовились, на него круглый год копили. Наконец, яростно боролись за то, чтобы уйти в него именно в летние месяцы. Дача считалась уделом пенсионеров, а каждый уважающий себя инженер или рабочий обязательно должен был раз в год съездить с семьей к морю.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Самым престижным видом морского отдыха был заграничный круиз, воспетый в незабвенной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». При этом попасть на теплоходе в Стамбул, город контрастов, случайному старшему экономисту «Гипрорыбы» Горбункову С. С. было чрезвычайно сложно, практически невозможно. Условный счастливчик как минимум должен был быть передовиком производства со связями в профсоюзных организациях, а лучше входить в круг советской элиты — культурной, интеллектуальной, военной или номенклатурной.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Несколько более доступными были внутрисоюзные круизы. Например, популярная Крымско-Кавказская линия, на которой и работал «Адмирал Нахимов». Ее маршрут предполагал ежемесячное (в высокий сезон) осуществление пароходом двух рейсов, начинались и заканчивались которые в Одессе. По пути пароход делал остановки на крупнейших черноморских курортах СССР: в Ялте, Новороссийске, Сочи и Батуми.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

В 1970—1980-е годы теплоходы уходили из Одессы по этому и похожим маршрутам ежедневно. Одновременно линию обслуживало 13—14 судов, перевозивших в год 130 тыс. пассажиров, десятую часть которых составляли иностранцы. Стоимость такого недельного круиза (с восемью ночевками) начиналась от 150 рублей (в зависимости от класса каюты), что составляло среднюю месячную зарплату квалифицированного рабочего или инженера.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Но потратить эти деньги для советского человека все равно считалось за счастье, которое к тому же необходимо было доставать «по блату». На борту такие везунчики получали уровень отдыха, сравнимый в Советском Союзе разве что с «интуристовскими» гостиницами. Путешествие в формате «один день — один новый город», дискотека в музыкальном салоне, киносеансы, купание в бассейнах, солнечные ванны и судовые праздники. Наконец, бары и рестораны с достаточно широким ассортиментом тех дефицитных напитков, с которыми вовсю начали бороться в середине 1980-х годов.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

«Адмирал Нахимов» был ветераном Крымско-Кавказской линии. Старомодный пароходный лайнер работал на ней с 1957 года — почти 30 лет. Корабль построили еще в 1925-м в Германии, и первые десять с лишним лет своей жизни он под названием «Берлин» работал на престижных трансатлантических рейсах, связывая Бремерхафен и Нью-Йорк.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Во Вторую мировую «Берлин» переоборудовали под госпитальное судно. Им он и прошел всю войну, пока не затонул в январе 1945 года на Балтике недалеко от Штеттина, подорвавшись на собственной — германской — мине. Полученные повреждения, тем не менее, позволили спустя два года поднять его с 18-метровой глубины и после десятилетнего капитального ремонта в ГДР вернуть в состав пассажирского флота. Только, конечно, уже не немецкого, а советского. «Берлин» был переименован в «Адмирала Нахимова», став частью военных репараций.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Немецкие специалисты постарались на славу. Вышедший в 1957-м на Крымско-Кавказскую линию пароход, несмотря на свой формально солидный возраст, удивлял первых советских туристов. Вот как описывал это первый капитан «Нахимова» Н. Соболев: «Пассажиров поражало дорогое убранство: стены вестибюлей, кают, салонов, ресторанов отделаны различными ценными породами дерева, отражавшими все, словно в зеркале; трапы сверкали витиеватыми украшениями и бронзированными поручнями, на стенах красовались роскошные канделябры. Палубы были устланы добротным ковровым покрытием, причем каждая палуба имела свой отличительный цвет. В салонах висели дорогие картины на морскую тематику, стены музыкального салона украшали бронзовые барельефы русских флотоводцев. Пассажир, входивший в салон, чувствовал, точно он попадал во дворец или музей. Работали рестораны, бары, кинотеатр, парикмахерские, библиотека. Негромко раздавалась мелодичная музыка, временами прерывавшаяся для информации».

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

За почти 30 лет активной эксплуатации «Адмирал Нахимов» изрядно истрепался, даже несмотря на регулярные косметические ремонты. Его моральный и физический возраст стал настолько очевиден, что на IV квартал 1986 года были запланированы его вывод из флота Черноморского пароходства и списание с баланса. 29 августа он отправлялся в очередной рейс, который должен был стать одним из последних. А стал последним.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

В порт Новороссийска пароход прибыл точно по расписанию, 31 августа 1986 года в 14:00, и, естественно, сразу опустел. Пассажиры воспользовались восьмичасовой стоянкой, чтобы искупаться в море, погулять по городу, осмотреть его достопримечательности, главной из которых была воспетая дорогим Леонидом Ильичом «Малая земля». К 22:00 практически все 897 пассажиров вновь были на борту.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Практически, но не все. «Адмирал Нахимов» отправился в свой последний путь с 10-минутным опозданием. Почти 1250 человек на борту ожидали очень важного гостя, задержавшегося в Новороссийске. Это был начальник УКГБ по Одесской области генерал-майор А. Крикунов с семьей. Если бы не это вынужденное опоздание, никакой трагедии всего час спустя бы не произошло.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Пока «Адмирал Нахимов» целый час неспешно плыл к выходу из Цемесской бухты, с противоположной стороны к ней приближался еще один крупный корабль — сухогруз, или, точнее, балкер «Петр Васёв», битком набитый ценнейшим грузом, купленным за такую редкую уже в Советском Союзе свободно конвертируемую валюту, — 28 638 тоннами канадского ячменя. Ширина входа в бухту составляет 9 километров, и здесь предстояло разминуться всего двум суднам — задача, с которой справился бы и капитан не слишком выдающихся способностей.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Впрочем, капитан «Адмирала Нахимова» Вадим Марков к тому времени мостик покинул, посчитав, что самое сложное мероприятие (вывод корабля из бухты) он выполнил. К тому же Марков успел договориться со своим коллегой с «Петра Васёва» Виктором Ткаченко, что сухогруз пропустит пассажирский лайнер, хотя по правилам все должно было быть наоборот. Ткаченко в это время включил новейшую японскую систему автоматизированной радиолокационной прокладки курса (САРП) и всецело на нее положился.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Обе команды торопились. Марков на «Нахимове» хотел сэкономить судовое топливо (и именно поэтому попросил срезать поворот на Сочи и пропустить его на выход первым), Ткаченко на «Васёве» думал, как бы побыстрее стать к причалу под разгрузку ячменя. За иллюминатором был последний день месяца, а значит, итоговые цифры для отчетности руководству были особенно важны.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Увеличив скорость до 10 узлов, капитан Марков ушел с мостика, оставив управление второму помощнику Чудновскому. Ткаченко в это время полностью положился на САРП, игнорируя визуальное наблюдение, и также скорость не сбрасывал. На «Нахимове» звучала музыка, кто-то праздновал День шахтера, в кинозале начинался фильм «Я любил вас больше жизни», а в клубе — дискотека. «Васёв» шел прямо на него.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Чудновский неоднократно связывается с Ткаченко, раз за разом подтверждая готовность того уступить «Нахимову» дорогу. Ткаченко раздраженно соглашается и продолжает сверяться лишь с монитором САРП, игнорируя предупреждения своих помощников, собственными глазами наблюдающих опасное сближение двух судов. Лишь за пять минут до катастрофы капитан «Васёва» соизволил оторваться от монитора, убеждавшего его, что расхождение кораблей будет благополучным. Время на принятие решения, время на команду «Полный назад», время на ее исполнение и инерция тяжелогруженного балкера вариантов на счастливый исход не оставили.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Построенный в Японии всего за пять лет до катастрофы, «Петр Васёв» ниже ватерлинии имел бульб — выступающую выпуклую часть носа, помогающую сухогрузу экономить топливо и увеличивающую его скорость. В 23:12 по местному времени этот бульб как ножом вспорол обшивку «Адмирала Нахимова» и обрек на гибель пароход и его пассажиров. Более того, так как корабли в последний момент начали расходиться, бульб буквально распотрошил правый борт лайнера, создав пробоину площадью в 80 квадратных метров.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

В корпусе «Нахимова» ниже ватерлинии образовалась огромная дыра. Вдобавок на пароходе из-за давних проблем с вентиляцией, особенно актуальных жарким летом, были открыты практически все иллюминаторы и герметичные клинкетные двери между отсеками. Корабль практически сразу стал заваливаться на правый бок, основное освещение погасло, аварийное проработало всего две минуты, но и это спасло многие жизни.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

«Я выбежала в коридор, бросилась по лестницам вверх, — рассказывала позже одна из выживших пассажирок. — Свет вспыхнул, потом снова погас. Там даже днем я не раз плутала, чтобы выйти наверх. А тут в кромешной тьме. Я была в состоянии, очень близком к истерике. Увидела спасательный круг. Но он был плотно зажат в держателях. Я схватила круг, но — издевка Фортуны — круг был привязан очень крепкой веревкой. Я смогла отбежать только на несколько шагов. Бросила его. И тут начался очень сильный крен. Я потеряла своих ребят в толпе. Паника началась, люди уже сыпались за борт. Еще один толчок. Я вцепилась в распахнутую дверь променад-палубы и зависла с ней над морем. Вижу только блики внизу. Понимаю, что надо прыгать вниз и отплывать дальше от борта, чтобы не затянуло в воронку. Но я совершенно не умела плавать. Это было самое трудное — разжать пальцы и скатиться в черную холодную воду. «Господи, неужели это все?!»

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Всего через восемь минут после столкновения с «Петром Васёвым» пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» лег на правый борт и ушел под воду. Оперативно подошедшие суда, в том числе катер-лоцман, который должен был подвести сухогруз к портовым причалам, организовали спасение почти тысячи человек, сумевших остаться на поверхности Цемесской бухты. Погибли в основном те, кто в момент столкновения находился на нижних палубах парохода. Выбраться оттуда в условиях постоянно увеличивающегося крена, быстрого затопления отсеков и начавшегося на борту хаоса было просто невозможно.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Среди погибших были и генерал КГБ Крикунов с семьей, из-за которого «Нахимов» задержался в Новороссийске, и добровольно ушедший с мостика в свою каюту и запершийся там Александр Чудновский, второй помощник капитана Маркова, непосредственно управлявший лайнером в момент катастрофы. Всего погибло 423 человека (среди них 359 пассажиров, 23 ребенка до 16 лет и 3 белоруса).

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Уже на следующий день на место трагедии прибыли водолазы. Работы продолжались три недели, но были остановлены после трагической гибели двух человек. Власти решили, что «Нахимов» забрал уже достаточно жизней, и прекратили спасательную операцию. На дне Цемесской бухты, на глубине в 47 метров, в лабиринте заваленных мебелью коридоров, в каютах, машинном и котельном отделениях так навсегда и остались 64 человека. Место гибели парохода было объявлено братской могилой, любые действия, нарушающие память о погибших, были запрещены.

Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Смотреть картинку Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Картинка про Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов. Фото Что случилось с круизным лайнером адмирал нахимов

Виновными в аварии объявили обоих капитанов и второго помощника Чудновского. Последний сам вынес себе приговор, оставшись на тонущем судне. Капитаны получили каждый по 15 лет, но были помилованы в 1992 году. Маркова обвинили в самовольном оставлении капитанского мостика, Ткаченко — в халатности, игнорировании визуального наблюдения за сближением кораблей, доверии исключительно к данным САРП, которая в этот раз дала необъяснимый сбой. Судьба каждого из них в дальнейшем сложилась трагически. Вадим Марков с «Адмирала Нахимова» умер от рака в 2007-м. Виктор Ткаченко не мог найти себе работу в Новороссийске и был вынужден эмигрировать в Израиль. В 2003-м яхта под его командованием потерпела крушение у берегов канадского Ньюфаундленда — погибли все находившиеся на борту, в том числе и бывший капитан злополучного сухогруза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *