Что случилось с красной королевой
Красная королева советского подиума: трагическая судьба Регины Збарской
Мечтала стать актрисой, но оказалась на подиуме
Родилась Регина в 1935 году в Вологде в семье офицера Николая Колесникова и врача Дарьи. Развелись родители девочки, когда она была еще школьницей. Мать осталась в Вологде. Отец перебрался в Москву, где сразу получил большую квартиру в доме неподалеку от МГУ. Женился второй раз, однако сказки про злую мачеху не получилось: новая супруга Николая очень хорошо относилась к Регине, и девушка отвечала ей тем же.
В МГУ Регина не стремилась, несмотря на школьный аттестат с хорошими оценками. Она мечтала стать актрисой и выбрала ВГИК, однако не рискнула поступать на актерский факультет, где требовалось обойти других абитуриентов в творческом конкурсе. Девушка выбрала экономику, однако, несмотря на это, исправно ходила на кинопробы и вечеринки, где собиралась богема из кинематографических кругов. Там она и познакомилась с Верой Араловой — художницей-модельером цеха легкой одежды Дома моделей.
Веру Аралову можно смело назвать легендой. Она показывала свои коллекции в Париже задолго до Зайцева и тем более Юдашкина. Как рассказывает советский редактор-модельер Айя Семынина, именно Аралова изобрела женские сапожки с молнией. До этого в Союзе носили только валенки, бурки и уродливые фетровые ботики, а девушки, которые хотели выглядеть элегантно, даже зимой ходили в туфельках. Из-за неповоротливости советской легкой промышленности выпуск новинки, придуманной Верой, на Западе освоили раньше.
Не удивительно, что покровительство Араловой помогло Регине. Но дело было не только в нем: девушку отличала редкая красота. Регина умела себя подать, подчеркнув достоинства и скрыв недостатки. Например, у девушки были слегка кривые ноги. За ней даже гонялся иностранный фотограф, рассчитывающий выставить их напоказ: ходил по пятам, снимал только снизу. В зарубежных журналах фотографии были опубликованы с заголовком «И это ноги самой знаменитой советской модели!», но никто не обратил на статью внимания.
Актрисы из Регины не вышло, но моделью она оказалась прирожденной. Стройная и высокая, она великолепно двигалась и умела принять правильную позу. Манекенщица сама выбирала, с какой прической она будет позировать для журналов, и потом миллионы советских женщин копировали «пучок Збарской».
Странности Збарской
Многое в поведении Регины казалось ее коллегам странными. Например, девушка рассказывала, что родилась в семье провинциальных циркачей и ее родители-гимнасты разбились, выполняя сложный трюк, когда она была еще совсем маленькой. При этом Регина обладала изысканным вкусом, прекрасными манерами и говорила на двух языках без акцента — английском и французском. Девушка приглашала знакомых домой: Айя Семынина говорила, что бывала у манекенщицы в гостях и была знакома с ее отцом.
Регина великолепно одевалась: постоянно меняла платья, юбки и кофты. Откуда она их брала, никто не знал. Как оплачивала, тоже неизвестно: ставки манекенщиц были в те времена весьма скромными. Звезда подиума была замкнутым человеком и даже когда общалась с людьми, держала дистанцию. При этом Регина избегала выходить на улицу одна — только с кем-то. Возможно, дело было в яркой внешности и стильных вещах: девушка опасалась за свою безопасность. Это сейчас женщина, одетая по последнему писку моды, вызовет разве что восхищенный возглас, раньше за брюки-дудочки могли и побить.
Работать с девушкой было непросто. Регина часто не соглашалась с компоновкой моделей и спорила с художниками. Как-то она остановила съемки в Сочи, потому что решила, что прическа должна быть другой, и заставила заниматься ее волосами коллегу, пока фотограф в ужасе считал минуты до заката. Иногда Збарская могла ни с того ни с сего сказать человеку колкость. Семынина рассказывает, что как-то к Регине подошел художник «Журнала мод», начал о чем-то говорить, а манекенщица вдруг смерила его взглядом и спросила:
— А ты читал автора N?
— Нет, — смешался парень.
— Ну тогда нам не о чем разговаривать!
Потом выяснилось, что писателя, упомянутого девушкой, не существовало. Регина, скорее всего, придумала его, чтобы задеть художника.
В СССР манекенщицы получали копейки. Работа была тяжелой: во время примерок приходилось стоять на каблуках по десять-двенадцать часов в одной и той же позе, пока художники и конструкторы обсуждали, как переделать новое платье. Единственной радостью была возможность выехать за рубеж. Выпускали далеко не каждую: девушка должна быть не только хорошей моделью, но и пройти все проверки и собеседования.
Однако была у славы и другая сторона. Коллеги начали шептаться: Регине позволяют выезжать, потому что она работает на КГБ. Ходили слухи, что ее взяли в оборот в 1961 году: дали понять, что если девушка и дальше хочет посещать другие страны, то придется «потрудиться» на благо родины. Не зря же Збарской позволено больше, чем остальным: например, спокойно отлучаться в город по своим делам во время заграничных поездок.
Как бы то ни было, достоверно известно только одно: Регина работала за пределами СССР и пользовалась известностью. Ее красотой восхищался Федерико Феллини, Пьер Карден дарил ей свои лучшие наряды, а Ив Монтан посвящал песни. Ходили слухи, что даже сам Фидель Кастро был фанатом советской манекенщицы. Однако из всех именитых поклонников она выбрала советского художника.
Сто дней с Региной Збарской
Познакомилась с Львом Збарским Регина на показе «для своих»: девушка демонстрировала на редколлегии «Журнала мод» новые модели. Лев, которого пригласили работать над иллюстрациями, был потрясен появлением манекенщицы: замершая в огромных декорированных дверях девушка выглядела как королева на парадном портрете. В редакции Збарский пробыл еще месяц — и почти каждый день ужинал с Региной в ресторане.
В начале 60-х Регина и Лев расписались, и девушка взяла фамилию супруга. В 1967 году манекенщица забеременела. Известно об этом стало во время подготовки к международному форуму моды, после которого Збарской предстояло ехать в Монреаль на торгово-промышленную выставку. Регина колебалась: она хотела ребенка, но отказаться от поездки в Канаду было непросто. Решил всё Збарский: сказал, что не хочет детей, и отправил жену на аборт.
Вскоре после этого Лев завел роман с актрисой Марианной Вертинской, потом переключился на Людмилу Максакову, которая родила от него сына Максима. Регина тяжело переживала предательство и однажды попыталась свести счеты с жизнью, наглотавшись таблеток. Ее откачали и отправили в психиатрическую больницу. Подозревали даже, что женщина страдает шизофренией. Вернулась из клиники Збарская изрядно пополневшей, но продолжила работать на подиуме: одежду тогда показывали девушки разных размеров.
После развода со Збарским личная жизнь у Регины не складывалась. Коллеги выходили замуж, эмигрировали, рожали детей, а знаменитая манекенщица оставалась одна. В середине 70-х Збарская познакомилась с югославским журналистом, но кончился недолгий роман плачевно. В Германии мужчина выпустил книгу «Сто ночей с Региной Збарской». В ней он рассказывал о сексуальных предпочтениях манекенщицы, а также утверждал, что она призналась, что работает на КГБ ради возможности ездить за границу.
Книга не только испортила репутацию Збарской, но и ударила по и без того хрупкой психике женщины. Разразился скандал, Регину постоянно таскали на допросы. Она вновь совершила попытку самоубийства — и опять оказалась в психбольнице. Поддержал женщину Вячеслав Зайцев — позвал ее на работу в свой Дом моды сразу после того, как открыл его в 1982 году. Его сотрудник Александр Шешунов вспоминает, что даже в 47 лет после всех злоключений Збарская была хороша собой и оставалась в отличной форме, хотя и набрала вес.
Иногда Регина выходила на подиум, демонстрируя модели одежды для женщин «элегантного возраста», иногда подрабатывала натурщицей. Ходили слухи, что она даже была уборщицей у Зайцева, но Шешунов утверждает, что это не так. Регина, по его словам, участвовала в показах, а модельер всегда представлял ее «своей музой и любимой манекенщицей».
Панические припадки
Однако психическое здоровье Збарской становилось всё хуже. Как-то она пришла на работу в шубе, вывернутой наизнанку и застегнутой на все пуговицы, объяснив это тем, что хотела «чего-то новенького». Иногда на манекенщицу накатывали приступы паники: тогда она запиралась дома и выбрасывала одежду из окон. Зайцев беспокоился о своей «музе», звонил всякий раз, когда она не появлялась на работе. Узнав, что выйти просто не в чем, собирал пакеты с одеждой и мчался к Регине.
15 ноября 1987 года Регина в третий раз приняла решение уйти из жизни: выпила горсть таблеток и заснула навсегда. По одной версии, она сделала это в больнице, по другой — ее нашли дома с телефонной трубкой в руках. Ходили слухи, что самоубийство Збарской было связано с приговором генералу ГРУ Дмитрию Полякову, которого расстреляли за сотрудничество с американской разведкой. Збарская действительно как-то упоминала, что мужчина — ее любовник, однако и историю про родителей-циркачей она тоже рассказывала до самой смерти.
Хоронили «красную королеву» без почестей. Коллеги из Дома моделей не пришли проводить ее в последний путь, а друзей у нее не было. Тело кремировали, а где покоится прах Збарской, до сих пор неизвестно.
Фото: П.Федотов/ТАСС, Евгений Кассин/ТАСС
Трагедия Регины Збарской: как обиженный любовник поставил крест на карьере модели
Рассказываем, как фильм «Красная королева» отличается от реальности.
Подробности жизни самой знаменитой советской манекенщицы многие узнали, когда на Первом канале показали сериал «Красная королева». Но оказалось, что экранная судьба Регины Колесниковой-Збарской несколько отличается от реальной.
Конечно, режиссеру хотелось добавить драматизма и он приписал манекенщице несуществующие факты. Например, когда экранная Регина вспоминает о своем детстве, без слез взглянуть на это невозможно: бедность, голод, билет в Москву, последняя надежда пробиться в люди. Но в реальности Колесникова (фамилию Збарская она получила, выйдя замуж) не была бедной студенткой. Конечно, в послевоенное время все жили скромно, но ее семья уж точно не бедствовала.
Родители Регины хотели, чтобы она поступила в МГУ, благо аттестат позволял пройти конкурс. Но Регину тянуло в кино. Она поступает во ВГИК, но не на актерский факультет, а на экономический. То ли давление родителей, то ли страх заставили будущую манекенщицу выбрать стабильность.
В одной серии «Красной королевы» Регину замечает художник-модельер Вера Аралова, приглашая попробовать себя в роли модели. Хотя эта профессия в СССР не считалось денежной (манекенщицы получали не больше 76 рублей в месяц) и тем более престижной, Колесникова решила рискнуть.
Несмотря на бюрократическую волокиту, Регина часто покидала пределы Союза, отправляясь на показы Кристиана Диора и других зарубежных кутюрье. Коллеги по цеху решили, что вместе с работой манекенщицы Регина исполняет роль стукача КГБ, именно поэтому ее так легко отпускают за границу. Масла в огонь подливал тот факт, что у Збарской постоянно появлялись новые дорогие наряды. Манекенщица не говорила, откуда их взяла, но другие модели точно знали, что сама купить она их точно не могла — зарплата не располагала.
Королева подиума СССР была несчастна в любви. Хотя она была замужем за художником и фотографом Феликсом-Львом Збарским, ей не удалось почувствовать женского счастья. В сериале «Красная королева» режиссер хорошо передал страдания Регины по поводу детей. Когда она забеременела, муж уговорил ее сделать аборт, поскольку они были слишком молоды и карьера только начала набирать обороты. Впоследствии манекенщица больше не смогла иметь наследников. Збарская очень переживала по этому поводу, а муж с годами вместо поддержки начал высказывать ей упреки. И в итоге ушел к другой — Марианне Вертинской.
Но другие модели, которые работали с Региной, подвергают версию, показанную в кино, критике. По их мнению, Збарская любила только себя и сделала аборт по своей инициативе, чтобы продолжать выезжать за границу.
Я не припомню, чтобы она, например, страдала из-за того, что не могла стать матерью, — рассказывала Валентина Филина. — Слишком уж была эгоистична и любила себя».
«Красная королева»
Совсем недавно, после нескольких лет запретов и цензуры, в нашем демократическом государстве, на большой экран вышел очень интересный сериал «Красная королева». Многие люди, которые помнят времена СССР или хотя бы слышали о том времени, знают как обстояли дела с постоянными запретами и моральной составляющей советского общества. Кстати, не многие в те далекие, благополучные времена даже знали о том, что в СССР существуют дома мод и их представляют красивые женщины, которых и в советское время было очень много, только показать свое очарование и не попасть под клише строгих советских запретов и нравов было очень сложно.
Регина Збарская в сериале «Красная королева».
Именно про самую знаменитую советскую манекенщицу Регину Збарскую, которой восхищался весь мир, а в родном государстве ее ненавидели и пытались использовать в корыстных целях и идет речь в данном сериале.
Регина с матерью в сериале «Красная королева».
Регина Збарская в сериале «Красная королева».
Во ВГИК ей поступить удалось, однако не на актерский факультет, о котором мечтала, а на экономический. Студенческие будни на нелюбимом факультете давались ей очень непросто. Регина начала пропускать лекции и семинары, не посещала комсомольские собрания и не очень верила коммунистическим лозунгам. Благодаря удачному стечению обстоятельств и знакомству с нужными москвичками во ВГИКе, Регина получила возможность общаться с элитой советских времен: начинающими режиссерами, артистами, дипломатами.
Именно на таких закрытых вечеринках и можно было увидеть и даже примерить шикарные вещи от Диора и Кардена, привезенные из-за границы.
Советская манекенщица Регина Збарская.
После окончания института Регина Колесникова пробовала покорить киностудию «Мосфильм» и в 1958 году получила роль в фильме » Матрос с » Кометы»». Однако дальнейшее сотрудничество с кино у нее не получилось, но у не состоявшейся актрисы оказалось другое предназначение.
На одной из вечеринок в элитном советском обществе Регина знакомится с художницей и модельером дома модели на Кузнецком мосту — Верой Араловой. Она приглашает эффектную брюнетку Регину Колесникову на работу, тем самым определив ее дальнейшую судьбу.
Художница и руководитель дома моделей Вера Аралова в центре. В сериале «Красная королева».
Красивая кареглазая брюнетка произвела настоящий фурор в модельном бизнесе Советского Союза. Нестандартные наряды Веры Араловой, которыми она пыталась внести разнообразие и красоту в серую массу однотипной одежды, очень эффектно смотрелись на Регине.
В те времена научно-технического прогресса, когда СССР стал так называемой сверхдержавой в военной и космической сферах, серость и убогость продукции легкой промышленности не способствовали развитию индивидуальности и подчеркиванию красоты советской женщины.
Регина Збарская на обложке журнала «Мода». СССР 60- е годы…
Советская манекенщица Регина Збарская.
Между тем Регина не только была очень красивой моделью, но и могла хорошо подать себя в высоких кругах элитного общества. Она имела прекрасные манеры и знала два языка, что по тем временам, да и сейчас тоже, являлось настоящим сокровищем для модельеров и журналистов. В 1961 году Збарская выступила по лондонскому радио, где рекламировала советскую одежду на английском языке.
Тем не менее, растущая популярность на западе сыграла с Региной очень плохую шутку. По возвращении на родину компетентные органы ей напрямую дали понять, что за такую популярность и возможность выезжать за границу, придется послужить родине и в другом амплуа.
Регина Збарская в сериале» Красная королева».
До сих пор неизвестно, пошла ли на сотрудничество с властями СССР Регина Збарская, документы КГБ по этому поводу засекречены и по сей день, но факт в том, что она все годы работы в доме моделей беспрепятственно имела выезд за границу и даже в чужой стране, где всякий советский гражданин был под надзором КГБ, Регина свободно могла выходить в город после демонстрации и показов. Такие вольности ее коллегам даже и не снились.
В 1961 году Регина познакомилась со своим будущем мужем, известным художником Львом Збарским. Именно под его фамилией Регина и стала известна всему миру.
Лев Збарский и Регина Колесникова в сериале » Красная королева».
Лев Збарский слыл в высшем обществе настоящим плейбоем, но женившись на Регине, остепенился. Пара всегда вызывала настоящее восхищение на приемах и вечерах. Однако, счастливый союз просуществовал всего 7 лет. Хотя и это не малый срок для таких богемных личностей. Благодаря своему мужу, Регина познакомилась с огромным количеством известных людей, в то время посещавших СССР.
Регина Збарская и Жан Поль Бельмондо.
Детей пара не заводила, Регина не хотела портить свою фигуры и тем самым подвергать карьеру на подиуме риску, а сам Лев Збарский не настаивал, его интересовало только искусство и светские вечеринки.
В 1968 году Лев Збарский по собственной инициативе ушел от Регины к актрисе Марианне Вертинской, а позже и к Людмиле Максаковой, которая, кстати родила ему сына в 1972 году. Сам же Лев Збарский в 1973 году сбежал из СССР в Израиль, а затем перебрался в США, бросив всех своих жен и любовниц вместе с детьми на родине.
Для Збарской это была настоящая трагедия. Именно в это время Регина впала в настоящую депрессию и ушла из дома моделей. В один из дней она решила свести счеты с жизнью и приняла большую дозу психотропных средств, которые ей прописали врачи, для успокоения нервной системы. Ее удалось спасти, но избежать психиатрической лечебницы Регине не удалось.
Советская модель Регина Збарская.
После лечения Регину Збарскую приняли обратно в дом моделей и она продолжала сниматься для популярных журналов и даже выезжать за границу. Конечно популярность модели была уже не той. Регина немного набрала в весе, ее пригласили сниматься в разделе журнала для полных женщин.
Пребывание в психиатрической клинике очень сильно сказалось на душевном состоянии модели. Многие ее коллеги начали замечать странности в поведении Регины, в ее закрытости и отстраненности. Некоторые девочки из модельного агентства в начале 80 годов удачно вышли замуж за иностранцев и уехали из СССР. Тем самым осуществив мечту многих женщин советского времени.
Регина Збарская знаменитая модель в СССР.
Регина Збарская в сериале » Красная королева».
Регина Збарский и Вячеслав Зайцев самые знаменитые кутюрье и модель в СССР.
Ее опять и на этот раз удалось спасти. С ней перестали общаться коллеги и знакомые и только Вячеслав Зайцев, который к тому времени умудрился открыть собственный дом моды в Москве, взял Регину Збарскую к себе на работу, пытаясь вывести эту «Красную королеву» из депрессии.
Регина Збарская знаменитая советская модель СССР.
Однако даже такое хорошее отношение Зайцева к Регине, не помогло избавиться ей от психологического расстройства. 15 ноября 1987 года в возрасте 52 лет, Регина в третий раз приняла решение уйти из этого мира. В очередной раз находясь на лечении в больнице, она выпила огромную дозу транквилизаторов. На этот раз ее спасти не удалось. Советские люди узнали о смерти Регины Збарской только из запрещенной радиостанции «Голос Америки». В самом СССР уход такой популярной и знаменитой манекенщицы 60-х годов остался почти не заметным.
Никто из коллег по дому моделей на ее похороны не пришел. Тело Регины Збарской было кремировано, а место захоронения до сих пор неизвестно. Так трагически закончился жизненный путь знаменитой советской манекенщицы, которая произвела настоящий фурор в модельном бизнесе и была названа заграничными средствами массовой информации «Советской Софи Лорен».
Почти у каждой звезды есть своя легенда. Сегодня этот прием — классика пиар-жанра. Юная Регина Колесникова это поняла, будучи совсем юной. До сих пор не совсем ясно, где родилась знаменитость. По одной из версий, она родилась в Вологде, в семье отставного офицера (эту версию использовали создатели сериала «Красная королева»), по другой — в Ленинграде, в семье цирковых гимнастов. Сама Регина рассказывала именно последний вариант, уточняя, что родители погибли во время исполнения опасного трюка.
В 1953 году, в возрасте 17 лет, девушка приехала покорять Москву. Поступила на экономический факультет ВГИКа, параллельно начала работу в Доме моделей, под руководством Веры Араловой, известной в то время художницы-модельера. В Доме моделей Регина столкнулась с серьезным противостоянием: коллеги открыто критиковали ее «западную внешность» и посмеивались над неидеальной формой ног. Разумеется, почти все модели начинают карьеру в условиях жесткой конкуренции. Но если учесть, что в 50-х в Советском Союзе работа манекенщицы не числилась в списках почетных, стойкостью Колесниковой сложно не восхищаться.
«Все манекенщицы были хороши, но Регина казалась самой лучшей, потому что умела подать себя. Даже свой недостаток — неидеальные ноги — она преподносила как достоинство», — вспоминала то время сценарист Евгения Солодовникова.
Того же мнения придерживался Вячеслав Зайцев. «Сейчас манекенщицы по большей части безликие, — рассуждал 15 лет назад в интервью журналу «Огонек» дизайнер. — А тогда действительно были характеры: Регина Збарская, Румия, Мила Романовская, Августа Вихрова. Совершенно не похожие друг на друга. С роскошным шармом, с достоинством. Нужно было быть смелой, чтобы решиться на эту профессию. Они были личностями и умели рисковать. Смотрелись классно. Регина Збарская была не просто потрясающей красавицей, но и умницей».
Вместе с успехом на подиуме в жизни Регины появилась большая любовь — московский художник Феликс-Лев Збарский. Он называл Регину своей музой и рисовал в образе древнеримской богини в иллюстрациях к «Метаморфозам» Овидия. А модель мечтала о семейном уюте и наследниках. Пара сочеталась браком и прожила несколько лет в полной гармонии. До тех пор, пока Регина не забеременела.
Збарский детей не хотел. И поставил жене ультиматум. Она не выдержала. Регине было проведено искусственное прерывание беременности. И эта беда стала только началом. У звезды сдали нервы. Срыв. Антидепрессанты как средство заглушить душевную боль, забыть о неудавшейся попытке создать нормальную семью, избавить от чувства вины.
И все-таки Збарская нашла в себе силы работать дальше, оставаясь признанной королевой подиума. Ей было уже около тридцати лет, и в этот период она активно сотрудничала с Вячеславом Зайцевым. На фотосессиях тех лет Регина — роскошная женщина с печалью в глазах, которая придает образу особую выразительность.
Судьба тем временем подготовила для Збарской еще несколько тяжелых испытаний. В 1967 году модельер Татьяна Осмеркина представила наряд из красного букле, ставший визитной карточкой советской моды. Стильное платье искусствоведы позже назовут «Россия». Регина Збарская, да и вся публика была абсолютно уверена, что туалет европейской публике будет представлять именно она — Красная королева. Но… в итоге этой чести удостоили ее главную соперницу по подиуму — Милу Романовскую.
Тем временем Лев Збарский увлекся Марианной Вертинской, затем Людмилой Максаковой, потребовал у Регины развода и ушел к Максаковой совсем. Дальше — больше: в начале 70-х художник эмигрировал в Израиль. А его бывшие супруги были подвергнуты долгим и унизительным разговорам с сотрудниками КГБ.
Збарская снова оказалась на грани. Роман с симпатичным журналистом из Югославии показался звезде неплохим способом забыться и утешиться. Но спаситель оказался палачом — возлюбленный Регины в ярких красках расписал детали романа в своей книге «Сто ночей с Региной Збарской». А еще обвинил модель в «стукачестве» на коллег по сцене.
В конце 70-х измотанная и увядшая Збарская возвратилась в Дом моделей. Зайцев по старой памяти устроил ее на работу. «У нее трагическая судьба. Но я ее всегда обожал», — вспоминал потом модельер. Только теперь королева не дефилировала по подиуму. Она его мыла после показов: Збарская стала уборщицей.