Что случилось с коваржем
Очень странная история топ-вратаря. Якобы завершил карьеру в городе, где его боготворили, а теперь хочет вернуться в КХЛ
Статья опубликована в газете под заголовком: «Якуб Коварж завершил карьеру из-за травмы, но решил вернуться»
Пятничным вечером коллега Михаил Зислис выдал неожиданный инсайд. Экс-вратарь «Автомобилиста» Якуб Коварж, попрощавшийся с клубом в середине сентября из-за проблем со здоровьем, готов вернуться в КХЛ. Завершать карьеру чех не собирается. Голкипер получил добро от врачей, начал восстановление и рассчитывает найти команду до конца декабря. Получается, екатеринбургский клуб поторопился, расторгнув контракт с вратарем?
Пока вопросов в истории больше, чем ответов. По моей информации, травма Коваржа действительно была серьезной. Настолько, что под угрозу ставилась не только его дальнейшая карьера, но и обычная жизнь. Колени — одно из самых уязвимых мест вратарей. Суставы принимают приличную нагрузку, когда голкипер занимает основную стойку. Перемещение на щитках, реверс, движение на ногах — все базовые аспекты вратарской игры зависят от правильной работы коленей.
— На данный момент я ухожу из хоккея на какое-то время и буду заниматься своим здоровьем и справляться с болью, которая мне сейчас даже спать не дает. Надеюсь, что через какое-то время все это пройдет, и я снова смогу надеть коньки, вратарскую форму и выйти на лед, — говорил Якуб Коварж 19 сентября.
Прошлый плей-офф Якуб доигрывал с травмой. Вратарь выходил на лед с болями в колене, а в марте сделал операцию на мениске — и уже на второй неделе сборов проблемы со здоровьем вновь напомнили о себе. Пока «Автомобилист» готовился к сезону на Sochi Hockey Open, голкипер отправился в Чехию на плановый этап реабилитации после перенесенной операции. Сам Коварж позже объяснял, что проблемы накопились за всю карьеру, и они не связаны с мартовским лечением.
Якуб вернулся в команду на Кубке губернатора Челябинской области. Вышел на два решающих матча, отыграл ровно, без срывов и видимых намеков на болевые синдромы. Но уже в первом матче регулярки с «Магниткой» Коварж получил повреждение. С 3 сентября чех не выходил на лед, а через несколько дней «Автомобилист» поместил его в список травмированных до конца сезона. Зарплата вратаря не учитывалась в платежке. Тогда-то стало понятно, что у Коваржа все серьезно. Обойтись коротким курсом терапии не получится.
Уральцы расторгли соглашение с чехом и 19 сентября, перед домашним матчем с ЦСКА, провели трогательную прощальную церемонию. Отыгравший за «Автомобилист» 381 матч Коварж произнес сентиментальную речь, поблагодарил тренеров, партнеров, руководство и болельщиков, а завершил обращение проникновенной фразой.
— Екатеринбург стал для меня родной любимой семьей. И с семьями не прощаются, поэтому я скажу: «До встречи!» — сказал Коварж.
Неужели сейчас настал тот самый момент для новой встречи? Коварж начал восстановление и готовится вернуться в хоккей к декабрю. В ближайшее время Якуб приступит к полноценным ледовым тренировкам. За время в Екатеринбурге чех заработал достаточно и сейчас не будет гнаться за большими деньгами. Спрос на голкипера значительно снижает его история болезней, но в случае с Коваржем риск оправдан. Врачи разрешили вратарю тренироваться, значит, здоровье позволяет надеть экипировку и ловить шайбы.
Поразительно, что Якуб решил медицинские вопросы за короткий срок. В начале сентября появлялись небезосновательные слухи, что чех завершит карьеру. А сам Коварж признавался, что боль не дает ему даже спокойно спать. Ничего не предвещало, что спустя полтора месяца голкипер задумается о поиске новой команды. Или же все идет к тому, что чех вернется на Урал?
Коварж — одна из главных проблем «Автомобилиста»: получает больше всех в команде, не терпит конкуренции и не выдерживает нагрузки
«Авто» очень зависим от Коваржа, на которого выпала запредельная нагрузка
«Автомобилист» горит синим пламенем: у команды Билла Питерса серия из восьми поражений подряд, каждое из которых отбрасывает ее все ниже в турнирной таблице Востока. В прошлом сезоне парни из Екатеринбурга пережили подобный отрезок, проиграв 12 матчей из 14. Тогда «Авто» буквально за месяц спикировал с первого места в конференции на последнее. Но в конечном счете Екатеринбург оттолкнулся от дна и достойно завершил регулярку.
Сейчас вряд ли стоит ждать повторения подобного сценария. Из кубковой зоны «Автомобилист» не вылетит. У команды Питерса хороший запас по очкам, а плохая серия рано или поздно прервется. Но есть один фактор, который должен напрягать тренерский состав и болельщиков «Автомобилиста».
Команда сильно зависит от игры вратаря — Якуба Коваржа, который к началу неудачной серии начинал в старте 21 матч сезона из 23-х. На этом отрезке по воротам чеха прилетело 670 бросков, то есть в среднем почти по 32 за игру. Это запредельная нагрузка для 32-летнего вратаря, который восемь месяцев назад перенес операцию.
У «Автомобилиста» нет второго вратаря
Что же в таком случае помешало Питерсу распределить игровое время между вратарями более равномерно? Ответ прост — отсутствие сильного бэкапа. В этой роли у «Авто» по ходу сезона использовались 22-летний Владислав Гросс, до этого сыгравший в КХЛ два полноценных матча, и талантливый выпускник местной академии Владимир Галкин. У него опыта чуть больше за счет концовки прошлого сезона, когда он заменял получившего травму Коваржа.
Галкину всего 20 лет, у него отличная статистика в ВХЛ, где он играет за фарм «Автомобилиста» — «Горняк» из Учалов (93,8% отраженных бросков, 1.80 коэффициент надежности в 17 матчах). Но опыта в главной лиге Европы катастрофически мало для того, чтобы полноценно заменить Коваржа в случае травмы или усталости. Галкина нужно плавно подводить к игре за главную команду, давая, например, один матч из пяти.
Но Питерсу было важно хорошо стартовать, чтобы зарекомендовать себя в глазах болельщиков, журналистов и руководства. Коварж — надежный кипер, который любит играть много. В последних трех сезонах за «Авто» он отдавал своим сменщикам не больше 15 матчей. Поэтому вроде тренерский штаб Екатеринбурга решил полностью довериться чеху.
Однако когда Коварж поплыл вместе с попавшей на спад командой, выдав два очень плохих матча против «Торпедо» и ЦСКА (оба по 1:5), выяснилось, что в команде просто нет вратаря, который может подтащить в стрессовой ситуации. Галкин не удержал победу в Челябинске, пропустив от Томаша Гики на последних секундах, а потом угодил под динамовский каток, заменив Коваржа при счете 0:3 (все закончилось полной катастрофой — 2:7).
Вопросов к молодому киперу быть не может. Он пока не готов играть в КХЛ, равно как и Гросс, который в системе «Авто» уже пять лет, но так и не добрался до роли полноценного бэкапа. Вопрос стоит адресовать менеджменту клуба из Екатеринбурга, который упорно ставит на Коваржа и дает ему зарплату 90 миллионов, делая самым высокооплачиваемым игроком команды.
Коварж не выносит конкуренции
Чех, бесспорно, классный вратарь, но ни разу не затаскивал команду в плей-офф дальше второго раунда. Пока все его геройства ограничиваются топовыми цифрами в регулярке, не влияющими на итоговый результат. Настоящие подвиги от вратаря требуются в кубковых матчах, к которым его надо подводить в оптимальном состоянии.
В прошлом сезоне «Автомобилист» вылетел по итогам первого раунда от «Сибири», у которой во всех пяти матчах серии на голове стоял Харри Сятери. По статистике к Коваржу вопросов нет, но в эпизодах с некоторыми голами соперника он мог бы сыграть получше.
Хотя, опять же, стоит напомнить, что Якуб в экстренном режиме восстанавливался после операции, чтобы успеть к матчам плей-офф. И травма, которую он получил, может быть обусловлена дикой нагрузкой. С учетом пропуска концовки регулярного сезона Коварж провел 47 матчей.
В вопросе, почему менеджмент «Авто» не берет сильного второго вратаря, есть определенные догадки. В Екатеринбурге помнят, чем закончилось сотрудничество Коваржа с главным тренером Андреем Разиным, который начал резать его игровое время. Дело было в сезоне 2015/16: когда чех устал и начал проигрывать один матч за другим, тренерский штаб «Автомобилиста» вывел на первый план Игоря Устинского.
С ним в рамке Екатеринбург вышел в плей-офф, а обиженный Коварж окончательно испортил отношения с Разиным. Хотя по факту он просто проиграл конкуренцию. Чех нервничал, много ошибался и скандалил на скамейке после замен. Слухи о громких конфликтах звездного вратаря и главного тренера доносились весь сезон, а закончилось все разрывом контракта и переходом Коваржа в «Северсталь», где он, кстати, выглядел очень бледно, но все равно выходил в старте в 55 матчах из 60.
Чех вернулся в Екатеринбург, когда команду возглавил Владимир Крикунов. Опытный коуч наладил оборону, а Коварж снова начал показывать отличную статистику, наработав на самый большой контракт в команде.
Менеджмент «Автомобилиста» предпринял попытку найти надежного сменщика по ходу сезона 2018/19, подписав зажигавшего за молодежную сборную Андрея Макарова, но ничего хорошего не вышло. Макаров сыграл три неполных матча и, мягко говоря, не впечатлил. Чтобы лучше представить масштаб деградации талантливого парня, скажем, что сейчас он играет в чемпионате Словакии.
А в Екатеринбурге под Коваржем с тех пор помимо Гросса и Галкина сидит Леонид Фомин, который ничего крутого не показывал даже в Вышке. Хотя всем очевидно, что для успеха в плей-офф нужно два хороших вратаря. Видимо, психологическое состояние самого дорогого игрока команды для менеджмента «Автомобилиста» важнее.
На Урале строят топ-клуб, но забыли о бэкапе. Сотрясение Коваржа могло погубить «Автомобилист»
Насколько важен надежный вратарь для хоккейной команды, говорить лишний раз не нужно. Подтверждений этой истине можно найти сотни, а то и тысячи. Пятьдесят ли это процентов успеха или больше — вопрос дискуссионный, но не первостепенный. Вот и в Екатеринбурге, пытаясь построить новый клуб, решили серьезно вложиться в голкипера. Если учитывать не только оклад, но и бонусную составляющую, Якуб Коварж — второй после Найджела Доуса в списке самых высокооплачиваемых игроков «Автомобилиста». Более того, во всей КХЛ только Илья Сорокин и, быть может, Василий Кошечкин зарабатывают больше чеха.
Вот только между расчетом на основного вратаря и зависимостью от него очень тонкая грань. Насколько это большая проблема для «Автомобилиста», уральцы смогут проверить в феврале. Велика вероятность, что последний матч регулярного чемпионата Коварж проведет на больничной койке. После того, как в матче с «Ак Барсом» чешского голкипера унесли на носилках, команда из Екатеринбурга осталась без своего первого номера. Предварительно сообщалось, что у Коваржа сотрясение мозга, но проведенное МРТ это не подтвердило.
Мы отметили, что в Екатеринбурге со всей серьезностью подошли к подбору вратаря, но это только половина правды. «Автомобилист» серьезно потратился на Коваржа, но легкомысленно отнесся к поиску его сменщика. То ли дело в экономии, то ли в том, что чех любит играть много и комфортнее себя чувствует без сильного конкурента. Так или иначе, за спиной у Коваржа нет не то чтобы равноценного вратаря, а хоть сколько-нибудь надежного бэкапа. Причем такая картина наблюдается все время, которое чех проводит в крупнейшем городе Урал.
Игорь Устинский, Владимир Сохатский, Андрей Макаров, Леонид Фомин и Владислав Гросс. На пятерых сменщики Коваржа за последние три сезона провели всего 42 матча. Причем далеко не всегда речь шла о полном матче или выходе в стартовом составе. Якуб был и остается безоговорочным первым номером. Это удобно для самого вратаря, который чувствует доверие и не теряет игрового тонуса. Подобное положение должно устраивать и полевых игроков. Им не надо привыкать к манере того или иного голкипера, все уже давно отточено для автоматизма. Да только подобная схема не предполагает ЧП вроде сотрясения мозга у основного вратаря.
«Автомобилисту» повезло. Коваржа уральский клуб потерял не три недели или месяц, как могло быть в случае с подтверждением сотрясения мозга. Какое-то время Якуб пропустит, но, скорее всего, речь идет о нескольких матчах. Но разве это не звоночек для руководства екатеринбургской команды? Уральцы, всерьез намеренные пройти дальше, чем второй раунд плей-офф, могли вступить в решающую стадию сезона с тандемом Фомин — Гросс, которым на двоих 45 лет и примерно ноль кубкового опыта. А так как трансферное окно уже месяц как закрыто, альтернативы у «Автомобилиста» нет.
Как бы ни закончился этот сезон для «Автомобилиста», начинать следующий сезон с Коваржем (его контракт длится до 2021 года) и молодыми необстрелянными сменщиками будет крайне самонадеянно. Одно неосторожное движение даже со стороны своего игрока может стоить слишком много. Поиск русского и уже поигравшего в КХЛ вратаря должен стать приоритетной задачей для менеджмента уральского клуба. Впрочем, учитывая, что Владислав Гросс приходится сыном спортивному директору «Автомобилиста», у этой истории может обнаружиться второе дно.
Басанаев Антон,photo.khl.ru
Один из сильнейших и самых дорогих вратарей КХЛ выбыл на целый сезон и может закончить карьеру
Дубль
Питерские армейцы в последние годы превратились в объект всеобщей ненависти и насмешек, но то, что сейчас делает клуб, достойно только уважения. Проанализируйте состав команды в трех матчах нынешнего сезона. В каждом россыпь молодых звезд, в любой тройке обязательно один молодой и перспективный, который не просто выполняет роль «лимитчика», а приносит пользу.
Матвей Мичков провел два довольно посредственных матча, но его не усадили в запас, не отправили в фарм-клуб, а просто выпускали вновь и вновь. И это принесло результат — дубль, голевая передача. Никто уже не вспоминает, что парню всего 16 лет. Какая разница, сколько ему, если шайба после броска летит по какой-то замысловатой траектории и прилетает точно в цель. Мичков — уникальный хоккеист. Не хочется думать о том, что его ждет в будущем, размышлять о перспективах. Он радует прямо здесь и сейчас, и этим временем нужно наслаждаться.
Но не только Мичков герой. После летнего затишья оживает Кирилл Марченко, прогрессирует с каждой сменой. Марат Хуснутдинов выходит на потрясающий уровень, приятно смотреть на Кирилла Кирсанова, окажись Федор Свечков раньше в КХЛ, то мы бы сейчас, может быть, о нем говорили не меньше, чем о Матвее. Остальные клубы, особенно те, кто решает серьезные задачи, таким похвастаться не могут. В «Локомотиве» молодежь не имеет права на ошибку, Боб Хартли сразу зарубил Ивана Мирошниченко, хотя он не хуже Мичкова, а Илья Воробьев очень осторожничает с Юровым и совсем не подпускает Квочко. Не принимается аргумент, что в СКА собраны все лучшие. Там действительно неплохая молодежь, но и у других не хуже. Однако тут нужна воля. В СКА ее демонстрируют, а остальные боятся.
«Все только начинается». Согласны, Матвей!
Конечно же, в такой вечер нельзя не дать слово Матвею Мичкову.
Проблема
Мало в Екатеринбурге было проблем, так добавилась еще одна. Вратарь команды Якуб Коварж внесен в долгосрочный список травмированных, он не поможет клубу в этом сезоне. Какие-то проблемы со здоровьем мешают ему появляться на площадке. Надо сказать, что у чешского вратаря сложности возникли не вчера. Пару лет назад был момент, когда под угрозой была жизнь Якуба, тут уж не о карьере хоккеиста думать. К счастью, обошлось, врачи вытащили Коваржа, он вернулся на лед. Но уже тогда российскому клубу стоило задуматься, а нужно ли переподписывать контракт с голкипером.
Когда российские игроки оказываются в такой ситуации, то им ничего не предлагают, зато на переговорах постоянно напоминают о проблемах, даже на просмотр не берут. А тут иностранец. Коварж довольно качественный вратарь, мы его любим, он веселый и все лучше и лучше говорит по-русски. Но это бизнес, а чех так ничего и не выиграл в России. К работе менеджеров в Екатеринбурге уже давно много вопросов. И ситуация с вратарем — это следствие удивительного управления.
Что сейчас делать-то? Есть ли деньги? Да, зарплата Коваржа в «потолок» не идет, но платить ему придется, а дадут ли владельцы еще? Кроме того, начало сентября — это не то время, когда на рынке уж слишком много предложений. За океаном есть неплохие кандидаты, но им придется переплачивать, да и не всякий рискнет ехать в Россию. Ситуацию с Коваржем можно было предугадать, слишком много голкипер лечился в последнее время. Но в «Автомобилисте» не думают на шаг вперед, мы в этом постоянно убеждаемся.
Лидеры
«Спартак» побеждает в третьем матче подряд и возглавляет Западную конференцию. Сделаем скидку на хороший календарь, на то, что красно-белые все три матча провели на своей площадке. Все это, безусловно, имеет значение. Но «Ак Барс» тоже начал турнир с трех домашних встреч — и попробуйте быстро найти их в таблице.
Все лето ставилось под сомнение назначение Бориса Миронова на должность главного тренера. Типа раньше в КХЛ не работал, не потянет, неоправданный риск. Стабильно раз в пять — семь дней появляются новости о том, что «владельцы» недовольны менеджерами и их вот-вот снимут. Причин для «недовольства» (нет никаких оснований полагать, что оно действительно существует) нет. Миронова только глупец может назвать тренером-новичком. Он работал в МХЛ, причем весьма успешно. Специалист трудился помощником главного в «Нефтехимике» и наверняка увидел много такого, что скрыто от посторонних глаз. Наоборот, пришло время давать шанс таким, как Миронов, все лучше, чем везти из заграницы непонятно кого, даже с опытом работы в НХЛ.
Было странно читать и о менеджерских проблемах. Вопросы возникали. Например, зачем команде столько средних защитников, для чего приглашали Виктора Бобылева, но это рабочие моменты, допустимый процент брака, у каждого клуба такое есть. Но большей частью «Спартак» формировался очень грамотно, брали на конкретные позиции нужных людей и не суетились. А еще год назад, например, просто скупали ветеранов, не осознавая, что они уже не т. е. Хоккей нынешнего «Спартака» существенно отличается от прошлогоднего — хотя бы настроением. Команда Олега Знарка могла за счет какого-то рывка совершить сенсацию, а сейчас все ровно, без провалов. Не исключено, что через месяц все изменится, но что же сейчас думать о плохом. Спартаковцы прямо сейчас свое лидерство честно заслужили. А уж как они пройдут испытания, зависит только от них.
Коварж пошел ва-банк и раскритиковал «Автомобилист». Жесткие слова чеха взбодрят команду лучше драки в самолете
Услышать откровения хоккеистов в наше время — большая редкость. Политкорректность и корпоративная этика правят миром. Бриллиант можно найти только где-нибудь в мемуарах. Поведать всей России о том, что в финале чемпионата мира в Квебеке игрой на самом деле управляли не Быков с Захаркиным, а игроки, Александр Овечкин решился только спустя 12 лет после той победы над канадцами.
А вот когда действующие игроки критикуют свою команду, тренеров и партнеров — это настоящая журналистская находка. И в то же время мощнейший сигнал руководству клуба. На этот раз на красную кнопку нажал вратарь «Автомобилиста» Якуб Коварж. В интервью Sport24 он на удивление честно рассказал о том, что уральцы далеки от выхода из кризиса. И победа над «Металлургом» спустя десять поражений не должна служить розовыми очками.
«Если разбирать вчерашнюю игру, можно понять, что черная полоса не закончилась. Творились те же вещи, что и до этого. Я надеюсь, что тренерский штаб и команда придут к выводу, что нам нужно играть по-другому. Если мы продолжим показывать атакующий хоккей, то не сможем закрыть огромную дыру в обороне. Соперники хорошо умеют использовать нашу слабую сторону. Надеюсь, что мы решим эти проблемы, наконец вернем уверенность и сможем любому сопернику дать бой», — говорит Коварж.
Владимир Беззубов, photo.khl.ru
Там еще много чего интересного. Почитайте. Такой уровень откровенности встретишь не часто. Коварж и шайбы, заброшенные его командой в ворота «Магнитки» считает случайными, и победы на старте сезона связывает с премудростями календаря. Да и часто ли хоккеисты называют соперников «командами Высшей лиги»? А ведь в реальности все так и есть. «Куньлунь», «Нефтехимик» и рижское «Динамо» по своему подбору игроков вряд ли тянут на уровень КХЛ. Просто другие об этом молчат, проявляя уважение к сопернику. Коварж же трезво смотрит на вещи.
Интересен и его пассаж про отсутствие лидера в раздевалке «Автомобилиста». Мол, Павел Дацюк по своему характеру не тот человек, который будет пихать партнерам за неудачный матч. Последним из могикан чех называет Сергея Гусева. А ведь защитник-ветеран покинул Екатеринбург почти пять лет назад! То есть все эти годы у «Автомобилиста» не было настоящего вожака. Капитанскую нашивку примеряли легионеры Петр Коукал и Найджел Доус, ветераны Алексей Симаков и Алексей Михнов, а также еще молодой Никита Трямкин, но никто из них не мог объединить одноклубников. Кажется, указав на эту проблему, Коварж вскрыл нарыв. Вот и сейчас «Автомобилист» хоть и является одной из самых возрастных команд КХЛ, почти не имеет в составе прожженных кубковых бойцов.
Григорий Соколов, photo.khl.ru
А еще Коварж указывает на системные проблемы «Автомобилиста». Нескромно заявляя, что с темы дырами, что возникают в обороне его команды, не справился бы даже Владислав Третьяк. Подобными отсылками к лучшему вратарю ХХ века Якуб рискует навлечь на себя огонь критики. Ну не Третьяк он, прямо скажем. И таким ценным качеством как самокритика явно обделен, хотя в этом сезоне играет ниже своего уровня. С себя спросить бы тоже не мешало. Помните, как Никита Кучеров пару лет назад публично прошелся по партнерам из «Тампы»? Но тогда довольно резкие слова Кучеров произносил после абсолютно лучшего сезона в карьере. Имел право.
Впрочем, доля истины в словах вратаря все-таки есть. «Автомобилист» и правда безобразно играет в обороне. И началось это не сегодня, и даже не вчера. Проблемы уральцев скрывали те самые победы над аутсайдерами, которые только вводили в заблуждение. На старте сезоне я спрашивал Якуба в интервью, каково ему приходится в атакующем хоккее Билла Питерса. Тогда чех не стал бить в набат, но предупредил, что с подобным стилем игры «Автомобилисту» ничего не светит. Особенно в плей-офф. То есть нельзя сказать, что Коварж силен задним умом. Видя то, как разбалансирована игра команды, он предполагал неладное, но надеялся, что тренеры со временем отстроят инструмент.
Антон Басанаев, photo.khl.ru
Во всей этой истории интересны мотивы, которые двигали Коваржем, а также последствия его слов. Якуб никогда не лез за словом в карман, но теперь, кажется, понял, что ему нечего терять. Мало того, что в «Автомобилисте» на него молятся, не желая искать ни замену, ни даже сильного бэкапа. Так еще и этот сезон может стать для одного из старожилов уральского клуба последним в КХЛ. В одном из интервью он на этом недвусмысленно намекал, но не хотел заявлять о скором уходе безапелляционно. Потому что видел, как Линуса Умарка целый сезон попрекали чемоданным настроением.
Вот и получается, что руки у Коваржа развязаны. Как и язык. Этот сезон — последний шанс Якуба что-то выиграть с «Автомобилистом». И упускать его он явно не намерен. Жесткое интервью — это ни что иное, как попытка спасти ситуацию. Пусть и весьма радикальными методами. От того, прислушаются ли к Коваржу в клубе, или сделают его крайним, зависит многое. Важно, чтобы боссы УГМК понимали: худой мир хуже доброй ссоры, а иногда необходимо расшевелить улей. И лучше это будет откровенное выступление в прессе, чем драка в самолете.
Sport24