Что случилось с командой пахтакор в 1979 году
Тайна гибели футбольной команды «Пахтакор»: История одной из крупнейших авиакатастроф в СССР
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.
Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».
Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.
Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).
Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.
Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: « Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться. Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом. ». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.
Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как погиб «Пахтакор». Тайна крупнейшей авиакатастрофы СССР
Столкновение двух пассажирских лайнеров, о котором молчали до последнего. Даже родственникам сообщили о трагедии не раньше следующего дня.
Самая страшная катастрофа в истории советской авиации и футбола произошла в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В этот день столкнулись два пассажирских самолёта, в одном из которых почти в полном составе летел футбольный клуб «Пахтакор». 178 погибших, десятки семей, лишившихся родных, более 30 лет под грифом «Секретно».
Суббота, 11 августа. Ташкент. Раннее утро. 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор приезжают в аэропорт, чтобы вылететь на игру с минским «Динамо». Все одеты легко, по погоде, только нападающий Владимир Фёдоров утеплился.
— Да жена собрала, говорит, в Минске холодно.
Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» взлетает в 11:30, без опозданий, из ташкентского аэропорта. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал ещё один Ту-134, который направлялся в Кишинёв.
В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский. Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца. До сих пор так и остаётся невыясненным, почему рейс сказали курировать стажёру. Более опытному сотруднику — Сумскому — поручили за ним следить. Почему сам Сергеев не делал этого — остаётся загадкой. Причём местным диспетчерам почти каждый день приходилось следить одновременно за десятками самолётов — пункт характеризовался высокой интенсивностью полётов.
Молодой диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе — они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолёта поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.
За пару минут до трагедии Сумской перепроверил расчёты стажёра и похолодел. Диспетчер перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, Сумской выдохнул. Лишь через несколько минут он понял, что «принято» сказали не с того борта — высоту меняла не «тушка», а Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.
Фото: © РИА Новости / Фред Гринберг
Жители деревни Куриловки в тот день отмечали свадьбу. Прямо во время застолья с неба посыпался «чёрный град». Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолётов, падали останки людей, разорванные в клочья вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.
По слухам, несколько очевидцев погибли от разрыва сердца. Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.
Столкновение и первые новости
До сих пор остаются вероятными две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. Вторая же гласит, что челябинский самолёт крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.
Вторая появилась в связи с тем, что, как предполагается, пилоты могли увидеть борт, несущийся на них, но за мгновение до трагедии. Окончательно разойтись в небе в тот момент у них фактически не было шансов.
На фото хвостовая часть 65816. Фото: © Wikipedia.org
Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, в считаные минуты появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолётов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, упали на колени и стали молиться.
Родственники спортсменов узнали о произошедшем далеко не сразу.
— 12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу, — вспоминала вдова Владимира Макарова, Алла.
Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилёта.
«Это Брежнев всё «купил»
Столкновение двух лайнеров было зафиксировано в 13:35. В этот же день в Москве, на стадионе имени Ленина, проходил финал Кубка СССР по футболу. В самом конце игры болельщики слабо следили за происходящим: пошёл слух, что «Пахтакор» разбился в полном составе.
Слухи дошли до того, что на выходе со стадиона многие были уверены — высоту расчистили для Леонида Брежнева. Якобы он направлялся то ли в Крым, то ли из него. Поэтому ни один из бортов не пустили на высоту 10 тысяч метров.
В тот день действительно один из высокопоставленных партийцев совершал перелёт и для него расчистили злополучные 10 тысяч. По одной из версий, это секретарь ЦК КП Украины, по другой — руководитель монгольских коммунистов, направлявшийся в Крым как раз к Брежневу.
Плохие приметы, или Всё наоборот
После авиакатастроф нередко оказывается, что несколько пассажиров опоздали на роковой рейс по чистой случайности: один забыл ключи, машину второго подрезали по пути в аэропорт, третьему позвонили с работы и потребовали вернуться. Злющие пассажиры вбегают в терминал и машут лайнеру рукой — ну не могли больше ждать, и так вылет держали до последнего. Проходит час, два, три, а потом из новостей люди узнают, что противный водила, ужасные пробки или зануда-начальник, сами того не зная, спасли им жизнь.
В случае с «Пахтакором» было всё наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске.
Самый молодой из спортсменов, 18-летний Сирожиддин Базаров, должен был оказаться в нынешней столице Белоруссии накануне — вместе со всем дублирующим составом. Но у молодого человека прилетал отец, спортсмен опоздал на борт. Поэтому для него сделали исключение и взяли вместе с основой.
Ещё один футболист — Михаил Ан — не должен был вообще лететь в Минск. Дело в том, что молодой человек получил травму во время предыдущего матча. Он приехал в аэропорт проводить своих товарищей. Но его уговорили лететь ради поддержки своих.
Чемпионат СССР по футболу (Высшая лига). Матч «Динамо» (Москва) — «Пахтакор» (Ташкент). 1978 год. Крайний справа: Михаил Ан. Фото: © РИА Новости / А. Варфоломеев
Впрочем, несколько человек на борт всё-таки не попали. Анатолий Могильный, например, не рассчитал время до аэропорта. На его месте, как вспоминают близкие спортсменов, и оказался Ан.
Один из массажистов команды — Анатолий Дворников — праздновал день рождения. Среди гостей был журналист Олег Якубов. Квартира была недалеко от аэропорта, мужчины решили, что утром просто вместе дойдут до самолёта. Но засиделись и проспали. Старший тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам вылетел в Минск раньше, чем все остальные игроки.
Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время. Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой содержалось лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда. В газете ЦК КП Узбекистана «Правда Востока» написали небольшой некролог за три дня до похорон.
Однако на церемонии прощания присутствовало всё партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Практически все жители вышли проводить футболистов в последний путь. Футболистов, которым прочили чемпионство СССР, похоронили на Боткинском кладбище.
Памятник игрокам футбольной команды «Пахтакор», погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Боткинское кладбище в Ташкенте. Фото: © РИА Новости / Юрий Тутов
Игра после похорон
Спорткомитет СССР в первые дни после гибели футболистов бросился собирать новую команду. Так как найти в Узбекистане футболистов нужного уровня сочли невозможным, обратились ко всем советским клубам. На клич оперативно отреагировали многие спортсмены, среди которых были футболисты ЦСКА, «Спартака», «Торпедо», «Черноморца»…
Первый матч нового «Пахтакора» состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против «Арарата». Игра закончилась со счётом 3:1 в пользу хозяев.
Гибель команды: 40 лет назад разбился самолёт с футболистами «Пахтакора»
11 августа 1979 года в небе над городом Каменское (тогда — Днепродзержинск), расположенном в Днепропетровской области УССР, столкнулись два самолёта Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот». На борту лайнера, следовавшего по маршруту Ташкент — Минск, находились 14 футболистов узбекского клуба «Пахтакор», выступавшего на тот момент в Высшей лиге чемпионата СССР, а также второй тренер, врач и администратор команды. Никто из 178 пассажиров, а также членов экипажа обоих транспортных средств не выжил.
Авиакатастрофа
Днём 11 августа 14 футболистов «Пахтакора» — Равиль Агишев, Михаил Ан, Алим Аширов, Сирожиддин Базаров, Константин Баканов, Юрий Загуменных, Шухрат Ишбутаев, Александр Корченов, Николай Куликов, Владимир Макаров, Сергей Покатилов, Владимир Сабиров, Владимир Фёдоров и Виктор Чуркин — а также тренер Идгай Тазетдинов, администратор Мансур Талибджанов и врач команды Владимир Чумаков вылетели в Минск, где должен был состояться матч 19-го тура первенства страны с местным «Динамо». На тот момент «Пахтакор» был крепким середняком, однако наличие в составе молодых и перспективных игроков, некоторые из которых сумели пробиться в сборную СССР, давало болельщикам надежду на первое в истории чемпионство.
«Футбол в их исполнении начал быстро приближаться к модели киевского «Динамо» образца 1975 года. И речь здесь не только о коллективных тактических приёмах. В командную игру, которую удалось наладить, каждый из них привнёс свою неповторимую индивидуальность. Диапазон их игровых действий расширился, поэтому их несомненные дарования заблистали новыми гранями. Футболисты на самом деле поверили в правильность того, что они делают», — вспоминал старший тренер «Пахтакора» Олег Базилевич.
Спустя 24 минуты после вылета из Донецка белорусский самолёт пропал с радаров авиадиспетчеров. По расчётам сотрудников наземных служб, примерно в это же время тот же участок воздушного пространства должен был пересекать второй лайнер, следовавший из Воронежа в Кишинёв. Через несколько секунд Игорь Чернов, командир направлявшегося в Днепропетровск Ан-2, доложил о падении обломков, принадлежавших, «предположительно, Ту-134».
Как стало известно позже, самолёт с футболистами врезался практически под прямым углом в переднюю часть молдавского борта, потеряв при столкновении одно крыло. От удара оба транспортных средства развернуло, и они пришли в хаотичное движение. Пилоты до последнего момента пытались исправить ситуацию и вывести самолёт на аварийную посадку, однако на высоте 4 тыс. м окончательно потеряли управление. Ту-134, летевший в Минск, ушёл в пике, не оставив шансов на выживание никому из пассажиров или членов экипажа. Та же участь постигла и лайнер, летевший в Кишинёв.
В соответствии с официальным заключением, причиной столкновения послужил неправильный расчёт траекторий движения двух транспортных средств, а также недопонимание между диспетчерами и пилотами, возникшее в результате помех радиосвязи. Кроме того, были выявлены нарушения регламента работы наземных служб.
Возрождение «Пахтакора»
Почти все погибшие футболисты были похоронены в Ташкенте. На прощальную церемонию, состоявшуюся 17 августа, собрался практически весь город.
Участи товарищей по команде чудом избежал защитник Анатолий Могильный. По одной из версий, он опоздал на самолёт в Минск, по другой — за несколько дней до вылета получил травму и был вынужден остаться дома. Вратарь Анатолий Яновский вылетел в столицу Белоруссии на день раньше вместе с дублирующим составом. Тренер Базилевич решил воспользоваться свободным временем и отправился в Сочи, где в санатории отдыхали его жена и сын.
Именно им предстояло начать строительство нового «Пахтакора».
«После катастрофы новая команда была собрана буквально с мира по нитке — из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых сколотили новый коллектив», — приводит Sputnik слова бывшего футболиста «Пахтакора» Алексея Корниченко.
Целый ряд ведущих команд приняли решение делегировать в Ташкент своих игроков. Из «Спартака» приехал Валерий Глушаков, из ЦСКА — Михаил Бондарев, из московского «Динамо» — Андрей Якубик. Базилевич лично встречался с руководством клубов, чтобы уладить все формальности. Уже 23 августа «Пахтакор» в новом составе вышел на матч с ереванским «Араратом».
Навстречу обескровленной команде пошло и руководство первенства СССР. «Пахтакор» в течение трёх сезонов был защищён от вылета из Высшей лиги.
В сезоне 1979 года ташкентцы заняли девятое место, но затем дела пошли не лучшим образом, и им пришлось бросить все силы на то, чтобы остаться в элитном дивизионе.
В межсезонье «Пахтакор» покинул Базилевич. Следующим местом работы специалиста стал московский ЦСКА.
«Изначально подразумевалось, что направление на работу в Узбекистан — лишь временная командировка для оказания методической помощи команде, оказавшейся в трудном положении, и в сезоне 1980 года я должен был возглавить один из московских клубов. А мне на самом деле уже не хотелось покидать «Пахтакор». Я уже полюбил и этот город, и этих чудесных людей, которые тогда меня окружали и во всём помогали. И самое главное — дело пошло! Но моей команды, этих замечательных ребят в Ташкенте уже не было, и я внутренне, наверное, до сих пор так и не смог с этим смириться», — признавался Базилевич.
В сезоне 1981 года «Пахтакор» оказался на последней строчке турнирной таблицы, и именно тогда единственный раз пришлось применить правило о сохранении места в Высшем дивизионе. Уже в следующем году команда взлетела на шестую позицию, а Андрей Якубик был признан лучшим бомбардиром первенства страны. Этот результат стал самым большим достижением команды за остававшиеся 12 лет существования первенства СССР.
Со дня авиакатастрофы над Днепродзержинском сменилось несколько поколений болельщиков «Пахтакора». В постсоветское время команда 11 раз становилась чемпионом Узбекистана и выходила в полуфинал Лиги чемпионов АФК — азиатского аналога главного европейского турнира. Однако по-прежнему «Пахтакор» ассоциируется с командой, разбившейся в авиакатастрофе в 1979 году.
Кто виноват в гибели футбольной команды «Пахтакор»
Летом 1979 года произошла одна из ужаснейших авиакатастроф за всю историю СССР, а также в истории мирового спорта. В небе столкнулись два самолета. Жертвами стали 178 человек, среди которых были 17 футболистов из ташкентской команды «Пахтакор». Яркую и перспективную команду любили на всем пространстве СССР и прочили ей большое будущее. Эта в буквальном смысле «смерть на взлете» потрясла тогда не только нашу страну.
В произошедшем обвинили диспетчеров, они попали за решетку, но истинных виновных трагедии пытаются искать до сих пор.
Ничто не предвещало
Ранним субботним утром 11 августа в аэропорту Ташкента собрались пассажиры рейса на Минск, среди которых были 14 футболистов «Пахтакора» (в переводе на русский – «Хлопкороб»), а также администратор, врач и второй тренер команды. Аэрофлотовский Ту-134 поднялся в воздух вовремя, в 11.30.
Из Челябинска в Кишинев на 20 минут раньше вылетел другой Ту-134, тоже пассажирский. Полетами этих и других бортов руководили с земли, как обычно, диспетчеры. В Харьковском центре управления в то утро дежурила команда диспетчеров под началом Сергея Сергеева.
До сих пор не известно, почему старший смены доверил курировать наиболее сложный участок молодому стажеру с опытом работы всего в пару месяцев — Николаю Жуковскому. За ним наблюдал более опытный диспетчер Владимир Сумской. И это было нарушением — согласно инструкции, только старший смены, то есть сам Сергеев, имел право контролировать работу.
Роковая ошибка
Небо в тот день было сплошь покрыто облаками. На высоте 8400 метров два самолета мчались навстречу друг другу. Неопытный Жуковский ошибся в расчетах, решив, что они благополучно разойдутся, ведь разница во времени пересечения одной и той же точки, по его расчетам, составляла 3 минуты.
Черная свадьба
В деревне Куриловка полных ходом шло свадебное застолье, народ веселился, поздравляя счастливых молодых. И вдруг с неба прямо на головы нарядных радостных людей посыпались обломки рухнувшего самолета, останки погибших, разодранные вещи, а на проводах повисла красная дорожка из салона самолета.
На расстоянии сотни метров все было усыпано страшными последствиями катастрофы. Говорят, несколько человек, наблюдавших это, умерли от остановки сердца, не выдержав жуткого зрелища. Кто-то бросился на колени и начал молиться, кто-то, наоборот, поспешил к месту падения в надежде поживиться. Ту свадьбу в Куриловке помнят по сей день. В деревне установлен памятный обелиск жертвам авиакатастрофы.
Под грифом «секретно»
В Советском Союзе не принято было во всеуслышание объявлять о крупных катастрофах. Ни по телевидению, ни в центральных газетах ничего не сообщили, лишь «Правда Востока» опубликовала маленькую заметку на последней полосе.
Однако по стране быстро поползли слухи. Более 30 лет происшествие было засекречено, хотя оно вызвало огромный резонанс — еще бы, ведь кроме обычных пассажиров погибла целая футбольная команда! Ничего удивительного, что выдвигались разные версии.
Сразу заговорили о том, что большое скопление самолетов в воздушном коридоре в тот день было обусловлено перелетом главы государства — Леонида Брежнева — на отдых в Крым. Для правительственного самолета действительно в тот день «расчистили» высоту 10 тысяч метров. Только на борту был не Брежнев, а один из высокопоставленных чиновников. Сам же Брежнев к тому времени уже находился в Крыму.
Одни утверждали, что в правительственном самолете путешествовал первый секретарь компартии Украины, другие — что это был монгольский партийный лидер, летевший к Брежневу.
Звучала также версия о том, что один из самолетов случайно попал в засекреченную зону и был сбит советскими ПВО во время учений — из-за халатности и разгильдяйства. Может быть, он летел над оборонным объектом. Но эта версия опровергается тем, что, по имеющейся информации, на этой территории не проводилось никаких учений. Да и останки сбитого самолета сильно отличались бы от лайнера, разбившегося в результате столкновения.
Колесо судьбы
Но на борту оказалось и несколько человек, которых там не должно было быть. 18-летний футболист Сирожиддин Базаров должен был лететь как раз накануне, вместе с игроками второго состава, но опоздал, и его решили взять на борт с основным составом команды. Михаил Ан, травмированный незадолго до того, приехал в аэропорт, чтобы проводить ребят, и спортсмены уговорили его лететь с ними — для поддержки.
Виновные ответили
На месте падения белорусского самолета через 30 лет после аварии был установлен памятник от футбольного братства бывшего СССР.
На три года за «Пахтакором» сохранили место в высшей лиге. Команда продолжала выступать в чемпионате СССР до распада страны, а потом более 10 раз становилась чемпионом и обладателем Кубка Узбекистана.